Охота на "Бисмарк"
Через час после окончания боя Лютьенс и Линдеман обсудили ход дальнейших действий. Адмирал решил вернугь "Бисмарк" в Брест или Ceн-Назер для ремонта и выделить "Принц Ойген" для самостоятельных действий против конвоев.
Решение вернугь линкор было основано на следуюших соображениях:
- Максимальная скорость была ограничена 28 узлами и могла упасть до 26 узлов, если два котла в котельном отделении №2 выйдут из строя вследствие затопления. Половина резерва электрогенераторных мощностей уже потеряна из-за затопления турбогенераторного отделения №4.
- Попадания в носовую часть и в отсек XIV привели к значительной потере топлива. В худшем случае дальность плавания могла упасть до 1 100 миль. При этом полученнные повреждения не могли быть даже временно исправлены в море.
- Британские корабельные радары оказались гораздо эффективнее, чем можно было предположить, и позволяли
англичанам поддерживать контакт в условиях плохой видимости. Перехваченные радиограммы крейсеров противника
о местонахождении немецких кораблей содержали довольно точную информацию. Это весьма затрудняло действия отряда - в частности, в условиях радиолокационного контакта со стороны англичан заправка топливом в море была невозможна.
В 8.01 Лютьенс отправил вторую радиограмму командованию группы "Норд", сообщив о потере генераторного отделения №4, контролируемых затоплениях в котельном отделении №2 и максимальной скорости 28 узлов. Ширина свободной ото льда части Датского пролива составляла около 50 миль. Лютьенс также сообщал о том, что британские корабли оснащены радарами и, наконец, о своем намерении вернуться в Сен-Назер, выделив "Принц Ойген" для самостоятельных действий на коммуникациях. Радиограммы Лютьенса дошли до адмирала Карльса с большой задержкой
(только в 15 .00 и 15.05), так что всю первую половину дня 24 мая командование группы "Норд" имело весьма смутное
представление о происходивших событиях. Было известно, что эскадра Лютьенса сопровождается двумя крейсерами.
Из радиоперехватов сообщений англичан стало ясно, что утром еще два британских корабля с позывными ОТТ и ОУУ
установили визуальный контакт с германской эскадрой, но Карльсу было неизвестно, какие корабли скрывались под этими позывными.
В 10.36 Лютьенсу была отправлена радиограмма следующего содержания:
"1. Сообщить о своем местоположении (которое было все равно известно англичанам), ситуации и намерениях.
2. Возможные действия: оторваться от преследователей и дать возможность "Принцу Ойгену" заправиться топливом
или навести англичан на линию патрулирования немецких подводных лодок.
3. Командование подводными лодками информировано о ситуации.
4. С 12.00 командование операцией переходит к группе "Вест".
5. Три эсминца находятся в Тронхейме, а танкер "Вайсенбург" - в заданном районе."
Ситуация стала проясняться после получения сообщений от Лютьенса. Адмирал Карльс был озабочен значительной задержкой с получением радиограмм, но предположил, что причиной стали сбитые в результате боя антенны. Карльсу
были не вполне понятны причины, по которым Лютьенс решил отказаться от продолжения рейда, но тем не менее он
принял меры на случай, если Лютьенс будет возврашаться через находившееся в зоне ответственности группы "Норд" Северное море. 6-й флотилии эскадренных миноносцев был направлен приказ задержаться в Тронхейме, а командование подводными силами получило запрос обеспечить патрулирование по линии между Исландией и Фарерскими островами. Были также предупреждены ударные и разведывательные эскадрильи Люфтваффе на случай, если их помощь понадобится для обеспечения прорыва.
В 16.59 была получена еще одна радиограмма от Лютьенса, сообщившая о потоплении "Худа" менее чем за 5 минут.
В течение дня несколько раз немецкие корабли отгоняли зенитным огнем неприятельские разведывательные самолеты. Поскольку расстояние до Исландии было уже достаточно велико, англичане могли проводить разведку только летающими лодками "Каталина". Несмотря на то, что немцы продолжали поддерживать высокую скорость, "Саффолк", "Норфолк" и "Принс оф Уэлс" продолжали преследование, держась примерно в 20 милях за кормой. Адмирал Лютьенс решил отделить "Принц Ойген" после полудня 25 мая. Он уведомил капитана цур-зее Бринкмана, что в подходящий момент "Бисмарк" повернет на запад под прикрытием дождевого шквала, а "Ойген" должен будет выдерживать прямой курс еще в течение трех часов, а в дальнейшем действовать самостоятельно, заправившись топливом от танкеров "Бельхен" или "Лотринген".
В 14.20 в ожидании команды на разделение (кодовый сигнал "Hood") скорость была снижена до 24 узлов. Лютьенс решил также навести преследуюшие "Бисмарк" английские корабли на немецкие подводные лодки и послал радиограмму с просьбой сосредоточить "у-боты" (в этом районе находились U-93, U-43, U-46, U-557, U-66 и U-94) в квадрате АJ68.
Около 15.40 германский отряд накрыл шквал с дождем, и Лютьенс решил, что момент для разделения настал. "Бисмарк" увеличил скорость до 28 узлов и повернул на правый борт, однако почти сразу немецкие корабли вышли из дождевой завесы и оказались на виду у неприятеля. Лютьенсу пришлось отменить разделение и вновь вернуться на один курс с крейсером.
В 18.14 со второй попытки немецкие корабли наконец разделились. Прикрывая разделение, "Бисмарк" повернул на 180 градусов на правый борт и пошел на сближение с "Саффолком", открыв огонь главным калибром. Попаданий достигнуто не было, англичане наблюдали падение снарядов примерно в 900 метрах по левому борту и ответили из 203-мм орудий, успев дать девять залпов. Когда дистанция упала до 10 миль, британский крейсер отвернул, укрывшись за дымовой завесой.
В 18.46 находившийся на расстоянии в 9 км по левому борту крейсера "Принс оф Уэлс" второй раз за день открыл огонь по немецкому линкору, выпустив двенадцать залпов с дистанции порядка 27,5 км. Англичане посчитали, чтo один из них дал накрытие, но попаданий не было. В ответ "Бисмарк" столь же безрезультатно дал девять залпов по "Принс оф Уэлс". По окончании перестрелки все три британских корабля заняли позиции по левому борту "Бисмарка", продолжая преследование. К этому времени командование операцией перешло к группе "Вест", получившей от Лютьенса радиограмму о происшедших событиях, однако адмирал выразился несколько неясно по поводу отделения "Принца Ойгена".
В 20.56 Лютьенс послал еше одну радиограмму, в которой он говорил о том, что не может избавиться от преследуюших его крейсеров и направляется прямо в Сен-Назер из-за недостатка топлива.
В течение дня Адмиралтейство концентрировало силы в Северной Атлантике.
Крейсера "Манчестер", "Бирмингем" и "Аретьюза" образовали патрульную линию у северо-восточной оконечности
Исландии на случай, если немецкая эскадра развернется и последует назад по тому же маршруту. Королевские ВВС перебросили 6 торпедоносцев "Бофорт" 22-й эскадрильи в Исландию. Сам адмирал Тови на "Кинг Джордж V" вместе с линейным крейсером "Рипалс", авианосцем "Викториес", 2-й эскадрой крейсеров и девятью эсминцами, направлялся на юго-запад на перехват противника.
Для прикрытия конвоев в Атлантике помимо эскадр Тови, Уэйк-Уокера и Соединения "Н" находились линкоры "Родней" и "Рэмиллис". "Рэмиллис" был отозван от конвоя HX-127 и направлен на поиск, а из Галифакса вышел линкор "Ривендж".
"Родней" (кэптен Дэлримпл-Гамильтон) направлялся на ремонт в Бостон, а заодно эскортировал лайнер "Британник", используемый как войсковой транспорт. В полдень линкор вместе с эсминцами "Сомали", "Тартар" и "Мэшона" был отозван и направлен на поиск "Бисмарка". Адмирал Тови опасался, что быстроходная немецкая эскадра может ускользнуть, поэтому около 14.00 выделил "Викториес" (кэптен Боуелл) в сопровождении крейсеров 2-й эскадры контр-адмирала Куртейса "Галатея", "Орора", "Кения" и "Хермайони" для нанесения авиаудара по германскому отряду.
"Викториес", подобно "Принс оф Уэлс", только что вступил в строй. Он должен был доставить 48 разобранных "Харрикейнов" на Мальту, но при получении известий о рейде "Бисмарка" эта операция была отменена. Однако "Харрикейны" были уже загружены, и не было времени, чтобы снять их все с авианосца. Поэтому "Викториес" смог принять лишь несколько самолетов - 6 "Фулмаров" звена 800Z и 9 "Суордфишей" 825-й эскадрильи.
Первые атаки британских торпедоносцев.
В 22.00 именно эти самолеты вылетели для атаки немецкой эскадры. Каждый "Суордфиш" был вооружен 450-мм торпедой. Погода была плохой, и пилоты получили первый в жизни опыт взлета с качающейся палубы авианосца. Набрав высоту 500 м, "Суордфиши" 825-й эскадрильи под командованием лейтенанта коммандера Юджина Эсмонда устремились к цели. Самолеты были оснащены радарами, что позволяло им искать цели в условиях не самой лучшей видимости.
Именно радарами были обнаружены и чуть не были атакованы американский корабль береговой охраны "Модок" и собственный крейсер "Норфолк". "Бисмарк" в этот момент находился всего в 6 милях от "Модока" и заметил английские самолеты, которые в 23.27, наконец, обнаружили нужную цель. На "Бисмарке" сыграли боевую тревогу и линкор открыл огонь из всех калибров, подключив даже 380-мм и 150-мм орудия для создания огневой завесы. Одновременно корабль начал маневрировать зигзагом, что вероятно сказалось на точности его огня - ни один из английских самолетов не был сбит. Самолет Эсмонда был поврежден примерно в 4 милях от цели, но продолжал атаку. Семь торпедоносцев зашли для атаки с левого, еще один - с правого борта. Девятый "Суордфиш" нес радар вместо торпеды и не атаковал. Все восемь самолетов успешно сбросили торпеды, и именно атаковавший с правого борта смог добиться попадания.
Торпеда была установлена на углубление 9,45 м, но реально пошла на значительно меньшей глубине, ударив в подводную часть главного пояса в районе фок-мачты. Поднялся большой столб воды, а из трубы вырвался столб черного дыма, образовавшегося в результате сильного сотрясения от взрыва. Из строя также вышел распределительный щит в турбогенераторном отделении №3. Унтер-офицер Курт Кирхберг силой взрыва был отброшен на надстройку и погиб, еще 5 человек в турбогенераторном отделении получили ранения.
Немцы считали, что они сбили 5 английских самолетов. Наряду с незначительностью полученных повреждений это подняло моральный дух экипажа, хотя на самом деле дела обстояли не так хорошо.
Самолеты благополучно вернулись на "Викториес", за исключением двух "Фулмаров", на которых кончилось горючее. Сам линкор по-видимому получил небольшие затопления в бортовых отсеках двойного дна. Изнутри корабля доступа к этим отсекам не было, и лишь осмотр в доке мог бы дать их более-менее достоверную картину. Гораздо хуже для немецкого корабля было то, что интенсивное маневрирование на высокой скорости и полученное сотрясение от попадания торпеды ослабили маты в носовой части корпуса, и дифферент на нос несколько увеличился. Кроме того, сотрясение и небольшая деформация корпуса расширили заделанные до этого брезентовыми матрасами щели в главной поперечной переборке и увеличили течь в котельном отделении №2 до такого размера, что ее не удалось взять под контроль, и отделение было полностью затоплено.
Скорость была временно снижена до 16 узлов, и водолазы были посланы в затопленные носовые отсеки для того, чтобы
поправить сдвинутые маты. После завершения этих работ скорость была увеличена до 20 узлов.
Примерно в то время, когда самолеты с "Викториеса" атаковали "Бисмарк", три корабля Уэйк-Уокера потеряли визуальный контакт с линкором. Снижение скорости и маневрирование немецкого корабля позволили англичанам сократить дистанцию, и контакт был восстановлен около 1.30 25 мая. Дистанция с "Принс оф Уэлс" составляла всего около 15 км, и британский линкор немедленно открыл огонь главным калибром. "Бисмарк" начал ответную стрельбу. Противники сделали всего по два безрезультатных залпа, и огонь был прекращен - условия видимости не позволяли надеяться на успех.
Радиолокационный контакт поддерживался "Саффолком", следовавшим противолодочным зигзагом с левого борта "Бисмарка" примерно в 10,5 милях позади. Крейсер регулярно терял контакт, удаляясь от линкора, и восстанавливал его на ближней к противнику петле зигзага. Во время одного из таких маневров контакт не был восстановлен. Около
3.10 "Бисмарк" совершил резкий поворот на 270 градусов на правый борт и, обойдя преследователя, вновь взял курс на Сен-Назер. Точно неизвестно, почему Лютьенс предпринял именно такой маневр. Видимо, немцам было очевидно, что все британские корабли находятся с левого борта, а правый борт не охраняется.
Через час после потери контакта "Саффолк" все еще не мог его восстановить, и англичанам пришлось признать, что они потеряли "Бисмарк". Тови предположил, что немецкий линкор направился на paндеву с танкером к югу Гренландии
или Азорским островам, и приказал контр-адмиралу Куртейсу с "Викториесом" и крейсерами вести поиск на западе и северо-западе на пути к Гренландии, а сам вместе с отрядом Уэйк-Уокера продолжил поиск в юго-западном направлении. "Бисмарк" же уходил на юго-восток.
Немцы продолжали улавливать излучение британских радаров с дистанции 41 км и, хотя на самом деле сигналы были слишком слабыми, чтобы приемники англичан могли уловить их отражение от немецкого корабли, Лютьенс полагал, что противник по-прежнему следит за ним. В то время радар был еще новым устройством, поэтому его эффективная дальность сильно преувеличивалась немецким адмиралом.
В 7.27 он послал сообщение группе "Вест" о том, что в 7.00 английский линкор и два крейсера сохраняют контакт, даже не позаботившись о посылке радиограммы короткими сигналами для затруднения определения своего местоположения. При этом совершенно непонятно, на каком основании Лютьенс сделал такой вывод. Англичане прекратили передавать местоположение "Бисмарка" в 3.06, что было известно командованию группы "Вест".
Специалисты по радиоперехвату на борту линкора должны были прийти к такому же выводу. В 8.46 командование группы "Beст" передало на "Бисмарк", что контакт с ним потерян.
По-видимому, процедуры кодирования, передачи и декодирования заняли достаточное время, потому что в 9.00 Лютьенс послал очередную длинную радиограмму, передача которой заняла около 30 минут. Радиограмма подробно
сообщала о бое и полученных повреждениях, великолепных характеристиках английских радаров, эффективная дальность которых, по мнению Лютьенса, достигала 35 км, и ситуации с топливом.
В ответ от группы "Вест" пришло указание прекратить радиопередачи, и после 10.00 "Бисмарк" сохранял радиомолчание.
Последнян длиннан радиограмма позволила англичанам с американской помощью определить положение линкора,
однако оно было ошибочно нанесено на карту в штабе адмирала Тови, в результате чего он предположил, что "Бисмарк"
направляется к проходу между Исландией и Фарерскими островами, и все силы были сосредоточены на северо-восточном направлении. Англичане не смогли расшифровать последнюю радиограмму и не имели пока точной информации о действительных намерениях противника, однако утром 25 мая в охоте были задействованы уже 46 кораблей. Позже Адмиралтейство предположило, что "Бисмарк" может направляться во французский порт, и некоторые силы, в частности линкор "Родней" и Соединение "Н" были отправлены прикрывать это направление. Поиск противника вели палубные "Суордфиши" с "Викториеса" и "Каталины" 210-й эскадрильи, базировавшейся в Исландии, но безо всякого успеха. Мнение Адмиралтейства о курсе "Бисмарка" на основании полученной им информации поменялось еще пару раз за день, но в течение суток 25 мая линкор так и не был обнаружен.