"Тирпиц" начинает действовать.
Операция против конвоев PQ-12/QP-8
Еше не участвовавшему в настоящих боевых действиях экипажу "Тирпица" не пришлось долго томиться от бездеятельности.
1 марта 1942 года Рейкьявик покинул караван "PQ-12" в составе 16 транспортов. Дальнее прикрытие осушествляла эскадра вице-адмирала Кертейса: линейный крейсер "Ринаун" (флагман), линкор "Дюк оф Йорк", легкий крейсер "Кения" и 6 эсминцев. Они вышли из Рейкьявика 3 марта. Днем позже из Скапа-Флоу вышли главные силы Флота Метрополии под командованием адмирала сэра Джона Tови: линкор "Кинг Джордж V", авианосец "Викториес", тяжелый крейсер "Бервик" и 6 эскадренных миноносцев. Рандеву двух эскадр состоялось 6 марта в 200 милях от Ян-Майена. Одновременно из Мурманска на запад отправился обратный конвой "QP-8". Правда, бушевавший 4 марта шторм разбросал суда последнего, в результате советский лесовоз "Ижора" (2815 брт) так и не смог догнать конвой.
В полдень 5 марта конвой "PQ-12" был обнаружен разведывательным самолетом FW-200 "Кондор" 1-й группы эскадры KG 40 примерно в 70 милях южнее острова Ян-Майен. Сразу после получения радиограммы, командование флота запросило разрешения Гитлера на выход "Тирпица" в море для перехвата конвоя. Командовать операцией поручили вице-адмиралу Циллиаксу, который прибыл на борт линкора утром 6 марта.
Около 11 часов "Тирпиц" снялся с якоря и в сопровождении эскадренных миноносцев "Фридрих Ин", "Герман Шёман" и Z-25 покинул Фэттен-фьорд. "Адмирал Шеер" пришлось оставить в Тронхейме, так как его скорость была слишком мала для совместных действий с флагманом. Эсминец "Пауль Якоби", миноносцы Т-5 и Т-12 сопровождали отряд до острова Викна - в 20.10 они легли на обратный курс. Первая операция германского надводного флота против северных конвоев началась!
- "Тирпиц" в сопровождении эсминца "Фридрих Ин" выходит на перехват конвоя PQ-12.
Выход "Тирпица" не остался незамеченным. В 19.40 британская субмарина "Сивулф" (лейтенант Райкес) обнаружила немецкий отряд на выходе из Тронхеймс-фьорда и доложила об одном линкоре или тяжелом крейсере. Адмирал Тови получил это сообщение после полуночи. В это время суда "PQ-12" столкнулись с тяжелыми льдами и повернули на юго-восток, держа курс прямо на мыс Нордкап. Силы прикрытия находились в 200 милях южнее, следуя на север на соединение с конвоем.
К утру погода заметно ухудшилась, поднялось волнение, повлекшее ряд повреждений и вызвавшее повышенный расход топлива на германских эсминцах. Обе стороны лишились возможности вести воздушную разведку, между тем, для каждой из них ситуация оставалась запутанной. Циллиакс даже не знал, что неподалеку находится эскадра противника и не ожидал встречи с превосходящими силами, так как ранее прикрытие конвоев осуществлялось лишь крейсерами. Около 10 часов адмирал отправил эсминцы на поиск в северо-западном направлении, сам же "Тирпиц" находился к западу от них. В это время конвой "PQ-12" находился в 75 милях севернее и двигался курсом NO, поэтому корабли Циллиакса оказались далеко за кормой от него.
В полдень 7 марта, как и было намечено, караваны встретились и разошлись контркурсами. Часом позже Флот метрополии, находившийся в 75 милях от точки рандеву, повернул на юго-запад, совершенно не подозревая, что "Тирпиц" находится всего в 60 милях на юго-восток и полным ходом идет навстречу британской эскадре.
Двигаясь на север, немцы пересекли линию курса обоих конвоев, пройдя в 60 милях за кормой "PQ-12" и в 50 милях впереди "QP-8". Лишь в 15.45 "Фридрих Ин" заметил отставшую "Ижору". На ее потопление немецким эскадренным миноносцам потребовались полтора часа! Покончив с несчастным судном, Циллиакс возобновил поиск конвоев, но
вскоре отказался от него из-за недостатка топлива на эсминцах. Вечером "Фридрих Ин" ушел на дозаправку в Тромсё. Попытка перекачки нефти на "Герман Шёман" и Z-25 из цистерн линкора провалилась ввиду сильной качки и обледенения. В 4 часа утра 8 марта Циллиакс был вынужден отправить в Тромсё оба оставшихся миноносца.
Получив сигнал бедствия с "Ижоры", адмирал Тови решил, что теперь немецкий линкор вернется в базу и развернул соединение на OSO, но вскоре из Адмиралтейства ему передали, что "Тирпиц" остается в море и может находиться воточнee о. Медвежий. В 19.32 Флот метрополии лег на курс 40°, чтобы следовать за конвоем. Через час Тови отделил шесть эсминцев, чтобы те продвинулись на юго-восток, а затем произвели поиск в северном направлении. Эсминцы выполняли приказ до 6 часов 8 марта, но это ничего не дало.
В полночь Тови окончательно утвердился во мнении, что "Тирпиц" возвращается в базу, и повернул на юг, чтобы утром иметь возможность нанести 10 нему удар самолетами с "Викториеса". Однако погода оставалась нелетной, поэтому в 4:00 британская эскадра повернула на запад и направилась к берегам Исландии.
Однако Циллиакс еще не оставил надежду настичь свою жертву. На рассвете 8 марта "Тирпиц" находился в 150 милях к югу от о. Медвежий и двигался на север. Конвой "PQ-12" в это время был в 80 милях юго-западнее Медвежьего и также шел на север. В 10.45, не обнаружив судов, оставшихся к северу, "Тирпиц" повернул на запад.
В 18.16, вскоре после того, как линкор развернулся почти на 180°, пришла радиограмма от командования группы "Норд", в которой сообщалось, что конвой мог повернуть домой еще три дня назад, сразу после обнаружения. В итоге, Циллиакс, на которого ложилась ответственность за операцию, в 20.25 окончательно прекратил поиск и пошел на встречу со своими эсминцами к Вест-фьорду.
К наступлению ночи Флот метрополии находился в 400 милях западнее Лофотенских островов. В 17.30 Тови получил радиограмму Адмиралтейства, в которой сообщалось, что "Тирпиц" еще может находиться в районе Медвежьего, поэтому в 18.20 адмирал развернул эскадру на северо-восток. После этого он вышел на связь, надеясь, что немцы в случае перехвата его сообщения поймут, что британские линкоры охотятся за "Тирпицем", и отзовут его. Позже Адмиралтейство сообшило Тови данные радиоразведки, из которых следовало, что "Тирпиц" идет на юг, поэтому в 2.43 9 марта адмирал развернул свои корабли на юго-восток, чтобы отрезать его от баз, и приказал "Викториесу" готовить к вылету разведчики и ударную группу.
В 6.40 с авианосца поднялись 6 "Альбакоров", чтобы осмотреть сектор между 105 и 150 градусами на дальность 155 миль. Не дожидаясь результата поиска, спустя 50 минут стартовала ударная группа - 12 вооруженных торпедами "Альбакоров" 817-й и 832-й эскадрилий под командованием лейтенант-коммандера У. Дж. Лукаса. В 8.02 один из самолетов-разведчиков обнаружил "Тирпиц" с незадолго присоединившимся к нему эсминцем "Фридрих Ин" в 60 милях к западу от устья Вест-фьорда. Немецкие корабли 28-узловым ходом шли к Тронхейму. Лукас перехватил сообшение о контакте и развернул ударную волну, ведя ее на высоте 150 м против сильного южного
ветра. В то же время разведывательный "Альбакор" был обнаружен "Тирпицем".
В 8.30 с него подняли в воздух два бортовых "Арадо", которым предстояло выступить в роли истребительного прикрытия (им удалось повредить один из преследовавших корабль самолетов). Сам линкор круто развернулся к берегу, но его маневр не укрылся от бдительных англичан. Одновременно Циллиакс затребовал по радио поддержку авиации, но, как выяснилось впоследствии, его запрос достиг аэродрома в Будё только спустя два с половиной часа, когда все было кончено.
В 8.42 ударная группа заметила "Тирпиц" по пеленгу 140 градусов на расстоянии 20 миль. Лукас решил набрать высоту и укрыться в облаках, чтобы скрытно обогнать линкор. Однако, из-за сильного встречного ветра, скорость сближения не превышала 40 узлов, поэтому торпедоносцам потребовалось полчаса, чтобы только поравняться с противником. В 9.17, когда "Альбакоры" были прямо над линкором, он внезапно появился в разрывах туч. Командир ударной волны понял, что внезапность yтpaчена, и приказал немедленно атаковать.
Первое звено 832-й эскадрильи прошло параллельно левому борту корабля, развернулось вправо и сбросило торпеды с расстояния 7,5 кабельтовых практически под прямым углом. Многочисленные зенитки "Тирпица" тут же открыли плотный огонь, а через минуту линкор круто повернул влево.
Второе звено сбрасывало торпеды с расстояния в милю по уже уходяшей цели. Оба звена 817-й эскадрильи атаковали через 4 минуты, описав широкую дугу с правого борта. Они сбросили свои торпеды еще менее организованно, а зенитный огонь "Тирпица" стал еще более яростным - по одному самолету каждого звена были сбиты на подходе.
Все торпеды прошли мимо, хотя, по словам германского историка Й. Бреннеке, адмирал Циллиакс был уверен, что линкор получил как минимум два попадания, но обе торпеды не взорвались. Англичане списали неудачу на неопытность и необученность пилотов, не отрабатывашиx совместные действия в скоординированной атаке.
Так или иначе, "Тирпиц" не пострадал, не считая трех раненых в результате пулеметного обстрела. При отражении налета линкор израсходовал 30 150-мм, 345 105-мм, 897 37-мм и 3 372 20-мм снарядов - изрядно на два сбитых самолета, особенно учитывая то, что на один из них претендовали зенитчики "Фридриха Ина". В полдень "Тирпиц" прошел узкость Москенес и взял курс на север.
В 15.30 к нему присоединились два других эсминца. Спустя полтора часа линкор бросил якорь в бухте Боген, неподалеку от Нарвика.
Первая боевая операция "Тирпица" оказалась и самой продолжительной в его карьере, однако в Берлине ее результатами остались недовольны. Гросс-адмирал Редер направил Гитлеру рапорт, в котором указывал: "Эта операция показывает слабость наших морских сил на северном театре". Особенно раздражало его отсутствие эффективной воздушной поддержки, что лишило линкор необходимых разведnанныx и едва не привело к его гибели.
При наличии у англичан авианосцев это становилось особенно опасным. Именно британские авианосцы Редер требовал сделать главными целями Люфтваффе. Как отмечает британский историк Д. Ирвинг, "у немецких моряков возник "комплекс авианосца" - страх перед неожиданным нападением с воздуха, сказавшийся позже на всех операциях крупных надводных кораблей".