Новые попытки "нейтрализации" "Тирпица".
Операция "Источник"
Операция "Источник"
Следующая операция против "Тирпица" готовилась британскими штабами наиболее тщательно. Поскольку стоянка линкора находилась вне радиуса действия авиации, решено было использовать новое оружие - сверхмалые подводные лодки типа "Х", "миджеты". Такая субмарина при подводном водоизмещении около 30 т и длине 15,7 м несла два подрывных заряда по 1 966 кг каждый. Экипаж состоял из 4 человек.
Адмиралтейство намеревалось произвести атаку еще весной 1943 года, но из-за наступления светового дня ее пришлось отложить до осени. Операция получила наименование "Source" (Источник"), однако внутри нее имелось три варианта: "Фаннел" (Funnel) предусматривал атаку целей в Альтен-фьорде, "Эмпайр" (Empire) - в районе Нарвика, "Форсед" (Forced) - в районе Тронхейма. В операции было задействовано шесть "миджетов" и столько же больших подводных лодок, которые должны были на буксире доставить мини-субмарины к норвежскому побережью. При этом на каждый из "миджетов" назначалось по два экипажа: перегонный и боевой.
- Мини-подлодки типа Х - именно такие участвовали в операции "Источник".
11 сентября 1943 года лодки парами ("Трэшер" - Х-5, "Тракъюлент" - Х-6, "Стабборн" - Х-7, "Синимф" - Х-8, "Кёртис" - Х-9, "Скептр" - Х-10) начали выходить в море. "Миджеты" буксировались в подводном положении, изредка поднимаясь на поверхность для вентиляции отсеков.
- подводная лодка "Трэшер" буксирует "Х-5".
14 сентября разведывательный "Спитфайр" с аэродрома Ваенга на Кольском полуострове сделал свежие фотографии германских кораблей на их стоянках в Каа-фьорде. Экипажам субмарин передали окончательный план распределения целей: Х-5, Х-6 и Х-7 должны были атаковать "Тирпиц", Х-9 и X-10 - "Шарнхорст", а Х-8 - "Лютцов" в Ланг-фьорде (длинный рукав в западной части Aльтен-фьорда, примерно в 10 милях от его устья). Не все "миджеты" добрались до цели.
16 сентября на "Кёртис" обнаружили обрыв троса и пропажу Х-9. Мини-субмарина погибла со всем экипажем. На рассвете 18 сентября из-за технических неполадок вышла из строя Х-8, экипаж которой перешел на "Синимф", а лодку пришлось затопить. Таким образом, к выполнению задачи смогли приступить только 4 "миджета"...
Вечером 20 сентября, прибыв в назначенные точки, они отдали буксиры и самостоятельно продолжили путь через пролив Стьерсунн в Aльтен-фьорд, а далее - в Каа-фьорд, где стояли "Тирпиц" и "Шарнхорст". Больше недели лодки-буксировшики ждали возвращения своих подопечных. Только 28 сентября в точку рандеву прибыла Х-10 лейтенанта Хадспета. Она не смогла обнаружить "Шарнхорст", поскольку тот находился не на своей штатной якорной стоянке, а на швартовах у о. Аарой в ожидании выхода на очередные зенитные стрельбы.
Другие "миджеты" не вернулись. Однако Адмиралтейство уже знало, что они выполнили свою задачу...
Оборона Aльтен-фьорда была весьма мощной. Подходы к нему прикрывались минными полями (впрочем, в них имелись довольно широкие проходы), а на близлежаших островах находились береговые батареи и стационарные гидроакустические посты. В устье Aльтен-фьорда патрулировал охотник за подводными лодками. Поперек входа в Каа-фьорд была протянута противолодочная сеть. С южной стороны в ней имелся проход шириной 400 м, который закрывался подвижным боном. Поскольку в тот период в Aльтен-фьорде существовало относительно интенсивное движение, этот проход большую часть времени оставался частично открытым. В 3 кабельтовых к югу от прохода постоянно дежурил сторожевой корабль, оснашенный гидрофонами и досматривавший все проходящие суда.
Якорная стоянка "Шарнхорста" находилась у Оскарнесета, у самого входа в Каа-фьорд; "Тирпиц" стоял в полутора милях к юго-западу, у Бардудалена. Его прикрывала вторая линия заграждений - так называемый "сетевой ящик", состоявшее из двойной противоторпедной сети до глубины 15 м и вспомогательной сети до глубины 36 м. Ближе к берегу, слева по носу линкора, был оставлен 20-метровый проход, который можно было закрыть специальным боном, а если он оставался открытым на ночь, его охранял специальный катер.
Противовоздушная оборона стоянки включала две батареи 105-мм зениток по 4 орудия в каждой и не мeнee полусотни зенитных автоматов, рассыпанных по скалистым берегам. Кроме того, в фьорде стояла на якоре зенитная плавбатарея "Нимфе" - бывший норвежский броненосец береговой обороны "Торденскьёлд".
- карта-схема операции "Источник".
Утром 22 сентября 1943 года, когда британские "миджеты" проникли в Каа-фьорд, там находились "Тирпиц", эсминцы "Эрих ШтаЙнбринк., "Фридрих Ин", Z-27, Z-30 и Z-31, плавбатарея "Нимфе", плавмастерская "Нордмарк", танкер "С.А. Ларсен", норвежский каботажный пароход и несколько буксиров...
Командир Х-6 лейтенант Дональд Камерон решил подойти к "Тирпицу" со стороны берега. Когда мини-субмарина находилась в 200 метрах от борта линкора, она наткнулась на массивную подводную преграду и выскочила на поверхность. С корабли её заметили, но, к счастью для англичан, приняли за тюленя. В 9.15 Камерон поднял перископ для уточнения своего положения относительно цели, но в этот момент лодка снова выскочила на поверхность и была обнаружена всего в нескольких десятках метров от борта. На "Тирпице" объявили воздушную тревогу, затем противолодочную, но воздушной при этом не отменили, в связи с чем на палубе царила суматоха, благодаря чему Х-6 быстро вошла в "мертвую зону" его скорострельной артиллерии. К тому времени, когда моряки "Тирпица" открыли огонь из автоматов и стали бросать в воду гранаты, англичане справились с управлением, и субмарина поднырнула под киль линкора. В 9.22 заряды были сброшены в районе башни "Бруно" с установкой задержки взрывателя на 1 час. Камерон понимал, что выйти из фьорда ему не дадут, поэтому приказал уничтожить все документы и поднял лодку на поверхность. К Х-6 подошел моторный катер и снял с нее экипаж, после чего она быстро затонула.
В 9.35 англичане были подняты на борт линкора. Их поведение указывало на то, что свою задачу они выполнили, поэтому командир "Тирпица" капитан-цур-зее Майер приказал разводить пары, а водолазам - осмотреть подводную часть корабля. Для самостоятельной дачи хода линкору требовалось не менее часа, поэтому дополнительно были вызваны буксиры, чтобы помочь кораблю быстрее сменить место стоянки. В воздух был поднят бортовой "арадо" для обследования поверхности фьорда, поскольку предполагалось, что субмарина проникла в него не одна. Так оно и оказалось - всего через пять минут на поверхности был замечен второй "миджет".
Х-7 лейтенанта Годфри Плэйса прибыла к "Тирпицу" на четверть часа раньше, но запуталась в противоторпедной сети. С большим трудом освободившись, лодка прошла дальше и вскоре ударилась о днище линкора напротив башни "Бруно". Здесь в 9.23 Плэйс сбросил первый заряд, потом продвинулся примерно на 150 м к корме корабля и сбросил второй. Освободившись от опасного груза, Х-7 пыталась уйти, но, поскольку гирокомпас был неисправен, снова запуталась в сети и в 9.40 всплыла в нескольких сотнях мeтpoв справа по носу линкора. Немцы обстреляли ее из пулемета, но лодка погрузилась и сумела выбраться из западни. Эсминцы Z-27 и Z-30 получили приказ обработать место погружения глубинными бомбами.
- командиры "миджетов" суб-лейтенанты Дональд Камерон и Годфри Плэйс.
Обнаружение второго "миджета" заставило Майера изменить план. Выходить в фьорд было опасно, так как там могли находиться другие лодки, причем нельзя было исключать наличия у них торпедного вооружения. В 9.56 с "Тирпица" была отправлена радиограмма о случившемся в штабы группы "Норд" и Адмирала Норвежского моря.
Так как Х-6 была замечена у левого борта, наиболее логичным было предположить, что именно там и находятся подрывные заряды. На правый борт "Тирпица" были заведены буксирные тросы, и команда пыталась сдвинуть массивный линкор, используя якоря и лебедки, но полностью сделать это не успела. Как свидетельствует вахтенный журнал линкора, в 10.12 с интервалом в 10 секунд прогремели два взрыва по левому борту.
Эпицентр первого находился на траверзе башни "Цезарь" в 5-7 м от борта; второго - в 45-55 м от носовой оконечности. Огромный корабль словно подпрыгнул из воды, люди попадали с ног, а с надстроек посыпались осколки битого стекла. Были оборваны все якорные цепи, и линкор слегка осел на левый борт. Из полопавшихся трубопроводов поднимался пар, а на воде расплылось большое маслянистое пятно, свидетельствовавшее о том, что повреждены топливные цистерны. Повсеместно потух свет: старший электрик обер-лейтенант-инженер Гейнц Бернштайн доложил, что сработали автоматические выключатели на главном распределительном щите, а в генераторный отсек №2 и ряд соседних помещений начала поступать вода.
Потери, правда, оказись небольшими. Один матрос, подброшенный взрывом, ударился головой о якорную цепь и погиб; 40 человек, в том числе старший офицер капитан-цур-зее Вольф Юнге, получили ранения различной тяжести.
Через несколько минут после взрыва на поверхности снова появилась субмарина. От взрывной волны Х-7 получила тяжелые повреждения, и около 10.35 Плэйс поднял лодку на поверхность, приказав оставить ее. Сделать это сумели только он сам и водолаз лодки суб-лейтенант Эйткин, всплывший через три часа. Два других члена экипажа погибли. Через 8 дней лодка была поднята немцами.
В 10.43 примерно в 600 метрах по правому борту "Тирпица" была обнаружена еще одна подлодка. Вся зенитная артиллepия линкора открыла огонь, и прежде чем субмарина погрузилась, было отмечено несколько попаданий. Через две минуты подоспевший Z-27 сбросил на это место 5 глубинных бомб. Это была Х-5 лейтенанта Хенти-Крира, из ее экипажа никто не спасся. Сама лодка долгое время считалась пропавшей без вести, пока летом 1974 года ее обломки не были случайно найдены норвежскими водолазами примерно в миле от места стоянки "Тирпица".
Для британского Адмиралтейства первым сигналом об успехе операции стала перехваченная и расшифрованная радиограмма эсминца "Эрих Штайнбринк", отправленная через несколько минут после взрыва. Подтверждение было получено на следуюший день. Над Каа-фьордом пролетел разведывательный "Спитфайр". По его сообщению, линкор стоял без движения внутри сетевого ящика, а на две мили от него в фьорде растекается маслянистое пятно. Таким образом, ценой 9 погибших и 6 взятых в плен, англичане добились великолепного успеха.
После повреждения "Тирпица" и ухода "Лютцова" 23 сентября на плановый ремонт активное ядро германского флота в Арктике сократилось до "Шарнхорста", шести эсминцев 4-й флотилии и 24 подводных лодок.