Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"  Проект завершен

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#46 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 19 янв 2015, 00:49

Торпедное вооружение


Первоначальным проектом торпедное вооружение для кораблей не предусматривалось, но после возвращения из крейсерства по Атлантике в конце марта 1941 года командовавший этой операцией адмирал Г. Лютьенс предложил установить на обоих линейных крейсерах палубные торпедные аппараты. По его мнению, потопление транспортов противника артиллерийским огнем требовало большого расхода времени и снарядов, а торпедами, особенно на ближних дистанциях, это можно было сделать значительно быстрее. Верховное Командование флота (ОКМ) согласилось и распорядилось во время нахождения кораблей в Бресте поставить на них по два трехтрубных 533-мм аппарата. Никакой системы управления торпедной стрельбой, кроме прицелов на самих аппаратах, не предусматривалось, а обслуживание возлагалось на прислугу зенитных автоматов. Торпеды, которых корабли принимали по 14 штук, хранились в расположенных рядом с аппаратами ящиках. Сами же торпедные аппараты не имели никакой защиты и могли легко быть выведены из строя снарядами даже мелкого калибра, осколками или взрывной волной. В последнем бою "Шарнхорста" один из его торпедных аппаратов вывело из строя близким разрывом сна­ряда.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#47 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 20 янв 2015, 01:51

Система управления огнем.


Для управления огнем главного (283-мм) и среднего (150-мм) калибров служила система образца 1935 года, практически в неизменном виде перекочевавшая на линкоры типа "Бисмарк" и тяжелые крейсера типа "Адмирал Хиппер". В ее состав входило три командно-дальномерных поста (КДП) управления огнем по надводным целям, носовой и кормовой вычислительные посты и три башенных дальномера с базой 10,5 м (из башни "Антон" его убрали в 1941 году).
5189 - башенные 10,5-метровые дальномеры башен ГК.
Первый КДП занимал заднюю половину боевой рубки на уровне ходового мостика, второй размещался на передней башнеподобной надстройке, третий - на кормовой боевой рубке. Основным являлся пост на башенноподобной надстройке - он был самым высокорасположенным, и в нем по боевому расписанию находился старший артиллерийский офицер. Передний пост оснащался стереоскопическим дальномером с базой 6 м, остальные - 10,5-м дальномерами.
Башенки КДП были стабилизированы в двух плоскостях (на "Бисмарке" и "Тирпице" - в трех) с помощью гироскопов - центрального относительно курса корабля и локальных по горизонту.
Каждый из двух носовых постов оснащался тремя визирами центральной наводки ZG (Zielgerat) C/38S с перископами под колпаками на бронированных крышах - по одному для артиллерийского офицера, горизонтального и вертикального наводчиков. Перископы стабилизировались при помощи следящих систем с выходными электромоторами, возникающие рассогласования компенсировались вертикальными и горизонтальными наводчиками. Один визир размещался в диаметральной плоскости, два других - по правому и левому борту.
Задний пост был оснащен только двумя визирами, расположенными побортно. Сектор обзора оптических приборов был
совсем небольшим - не более 15".
Данные о дистанции (вычислялись средние по данным всех дальномеров или брались показания радара), направлении на цель и ее курсовом угле сообщались в вычислительные посты, размещенные в отсеках XIV (носовой, он же главный) и VI (кормовой). Приборы носового поста позволяли производить расчеты отдельно для нижнего и верхнего КДП, что при желании позволяло вести раздельный огонь по разным целям.
Оборудование постов включало все необходимые вычислители для управления стрельбой как главного калибра, так и средней артиллерии.
Геометрические вычислители в качecтве входных величин получали пеленг на цель, курс своего корабля (оба в горизонтальной плоскости), его скорость и дальность до цели. Выходными величинами являлись скорость цели, её наклон относительно оси прицела, курс и дальность как среднее от показаний главных и башенных дальномеров или по данным радара. Баллистический вычислитель получал значение скоростей изменения дистанции и пеленга и, учитывая погоду, начальную скорость снаряда, его вращение, влажность воздуха и ветер, выдавал полные углы вертикальной и горизонтальной наводки (ПУВН и ПУГН). Каждый блок вычислительных приборов имел два сферических угловых конвертора, позволявших учитывать бортовую и килевую качку. Система управления огнем главного калибра позволяла использовать от одной до всех трех башен по одной цели или обстреливать одновременно две. Силовое дистанционное управление имели только приводы вертикальной наводки, а моторы горизонтального наведения управлялись вручную по принципу "слежение за указателем". Тот же принцип использовался и в приводах вертикальной наводки, если дистанционное управление от­ключалось. Если перемещения корабля в пространстве оказывались слишком резкими для "отслеживания", использовалось устройство компенсации временного интервала. В этом случае вертикальная и горизонтальная наводка производилась с произвольной скоростью, но при проходе нужного значения ПУВН или ПУГН цепь стрельбы автоматически включалась. Это устройство немцы применяли в 283-мм и 203-мм башнях для вертикальной и горизонтальной наводки, но в 380-мм - только для горизонтальной.
Выстрел из среднего орудия при залповой стрельбе производился с опережением в 10-20 миллисекунд, чтобы снаряды в полете не мешали друг другу и рассеивание было как можно меньше. Задержка стрельбы после включения контактов цепи была довольно большой: стандартный немецкий ударник с электромагнитным управлением (соленоидным) срабатывал примерно через 150 миллисекунд.
Огнем 105-мм зениток управляла система образца 1933 года: четыре поста с 4-метровыми ночными стереоскопическими дальномерами располагались в башенках сферической формы (SL-6 тип 33) по бокам носовой надстройки и трубы. Благодаря своему внешнему виду и наличию стабилизации в трех плоскостях эти посты получили среди моряков прозвище "качающиеся горшки" (Wackeltopt). Стабилизация обеспечивалась гироскопами без сервомоторов. Посты защищались 14-мм броней, но весили свыше 40 т (только роторы гироскопов имели вес 260 кг).
51905193 - на этих фото видны "качающиеся горшки" систем управления огнем 105-мм установок.
Централизованного управления огнем зенитной артиллерии малого калибра германские корабли не имели - немцы считали более важным одновременно обстреливать как можно больше целей.
Для 37-мм орудий предназначались восемь ручных дальномеров с базой 1,25 м. Данные о цели передавались командирам орудий голосом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#48 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 22 янв 2015, 00:38

Прожекторы


Для освещения целей в ночное время корабли имели по пять 150-см прожекторов фирмы "Сименс-Штукерт": один на мостике носовой надстройки, два на площадке вокруг дымовой трубы и два на платформе у основания катапульты.
Посты управления прожекторами находились в носовой надстройке и в корме. Прожекторы были стабилизированы в трех плоскостях и могли управляться дистанционно. В 1939 году два кормовых прожектора на "Шарнхорсте" были перенесены на площадки новой треногой грот-мачты. На "ГнеЙзенау" эта мачта не устанавливалась и кормовая пара прожекторов оставалась в той же позиции до 1942 года, когда она была снята.
5192 - 150-см боевой прожектор "Шарнхорста".

Радиолокационное оборудование.


Германский флот оказался одним из первых, кто правильно оценил возможности
радиолокаuионного определения дистанции до цели. Работы над корабельной РЛС немиы начали летом 1933 года, а уже в октябре 1934-го опытный экземпляр с дальностью действия всего 12 км установили на яхте "Грилле". Проведенные в
следующем году успешные испытания разработанной доктором Вильгельмом Рунге радиолокаuионной аппаратуры,
работавшей на 50-см волнах, позволили германскому флоту в феврале 1936 года заключить контракт с фирмой "GЕМА", которая вскоре разработала 80-см радиолокатор, способный обнаружить движущийся корабль с дистанции 35 км, а летящий самолет - с 48 км. Фирма разработала эту станцию под нажимом флота, хотя ее специалисты отдавали предпочтение установкам, работавшим на меньшей длине волны. РЛС испытали в Свинемюнде, рассматривая его использование не только на флоте, но и в армии. Морская версия получила кодовое название "3еетакт" (Seetakt), а сухопyтная - "Фрейя".
Первым из боевых кораблей "3еетакт" получил легкий крейсер "Кенигсберг", а "карманные" линкоры "Адмирал граф Шпее", "Адмирал Шеер" и "Дойчланд" оснастили более совершенными моделями. По другим данным, первый в мире корабельный радар появился на "Адмирале графе Шпее" в 1936 году.
С началом войны "Шарнхорст" и "Гнейзенау" получили станции "3еетакт" FuMO 22 - одну на носовом командно-дальномерном посту, расположенном наверху носовой надстройки, другую (только "Шарнхорст") - на кормовом.
Антенны "матрасного" типа размером 6х2 м (нижняя часть для излучения) вращались вместе с башенками КДП. Радары работали на частоте 368 МГц (длина волны 81,5 см, длительность импульса 5 мс), имели выходную мощность 8 кВт,
дальность обнаружения крупного корабля - 25 км, точность по пеленгу 5 градусов. Носовая установка имела круговой сектор действия, но с кормовых углов ей мешали мачты. Поэтому и был установлен кормовой радар, по проекту подобный авиационному радару "Фрейя".
Модель FuMO 22 не являлась вполне удовлетворительной, будучи чувствительной к влажности и сотрясениям от стрельбы. Поэтому в ходе войны появились более совершенные образцы, мощность которых превышала 15 кВт, ошибка дистанции сократилась до 50 м и менее. В 1941-1942 годах оба линкора оснастили радиолокационными станциями FuMO 27, которые имели ошибку по пеленгу всего 0,25-0,30, ошибку дистанции 70 м. Размер антенНы удалось уменьшить до 4х2 м.
5191 - фргамент проекции "вид с носа" линкора "Шарнхорст". Видна антенна РЛС FuMo 27 на главном КДП линкора.
Немцы приостановили работы над РЛС с сантиметровой длиной волны, несмотря на протесты фирмы "GЕМА". Ответственность за такое решение ложилась на многих чиновников, но главную роль здесь сыграл Герман Геринг. Он не смог правильно направить усилия электронной промышленности, хотя, если бы ему показали, как работает радар с длиной волны несколько сантиметров, то он возможно и предпринял бы шаги по завершению работ над ним. Ошибочное
решение о прекращении работ по сантиметровому радару для флота принадлежит адмиралу Витцелю, который имел
сильное влияние на офицера связи между ОКМ и фирмой "GEMА". В результате Германия, в начале войны в технических аспектах радиолокации бывшая впереди всех, уже к середине 1941 года оказалась позади Британии.
Важность радара в операuиях этих линейных крейсеров отмечал и последний командир "Гнейзенау" капитан-цур-зее (позже адмирал) Вольфганг Кэлер, который писал: "Я должен подчеркнyь важность нашего радара на "ГнеЙзенау". Мы
всегда могли на него положиться - мы обнаруживали корабли и другие цели на огромных дистанциях и получали хорошие и точные данные от него для управления артстрельбой, которые в туманную погоду и в сумерках оказывались лучше информации, получаемой от оптических дальномеров".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#49 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 23 янв 2015, 21:14

Энергетическая установка.


Линкоры типа "Шарнхорст" проектировались в эпоху чрезмерного увлечения скоростью и поэтому имели большую
мощность механизмов. Как и их предшественники - броненосные корабли типа "Дойчланд" - они соответствовали
принципу "быть быстрее, чем более сильный противник, и сильнее, чем более быстрый".
Германские инженеры потратили много сил и времени на создание действительно удачных дизельных установок для
своих броненосных кораблей. Дизели обеспечивали малый расход топлива и огромную дальность плавания, позволяя
подолгу оставаться в море без дозаправок. Но это преимущество нельзя было реализовать на корабле со скоростью
30 узлов и ограниченным местом под энергетическую установку. Разработка дизелей для такой высокой скорости надолго бы затянула постройку кораблей. Единственной альтернативой была паротурбинная установка, поскольку Кораблестроительный отдел возражал против применения комбинации дизелей и турбозубчатых агрегатов. В то время турбинные установки с высоким давлением и температурой пара успешно эксплуатировались на новых лайнерах компании.
Уже несколько лет успешно работали береговые электростанции, где генераторы использовали пар с высокими параметрами. Все это, в принципе, не обещало трудностей при использовании аналогичных ­установок на боевых кораблях.
Однако, инженер-механики флота, невзирая на все достоинства таких установок, указывали на опасность их обслуживания. Расставить все точки над "i" могли только всесторонние испытания, но времени на их проведение не было. Адмирал Редер решил лично вмешаться в этот вопрос и приказал рискнуть поставить на новые корабли установки с высокими параметрами пара.

Котлы.


Работы над созданием судовых высоконапорных котлов с целью экономии объема и веса велись в Германии с середины 20-х годов. Если в иностранной практике рабочее давление пара не превышало 25 атм., немцы добились успешного применения нескольких типов прямоточных высоконапорных котлов с рабо­чим давлением до 100 атм.
В отличие от обычных водотрубных котлов с естественной циркуляцией, в которых вода до превращения в пар делает несколько ходов по контуру циркуляции, в прямоточном котле испарение происходит за один цикл. Подаваемая насосом питательная вода последовательно проходит через экономайзерную, испарительную и пароперегревательную секции котельной трубки, превращаясь в пар заданных параметров. Подача воды под давлением позволяет делать котельные трубки сложной конфиrрации, что позволяет делать котел более легким и компактным, но усложняет его обслуживание, в частности, замену трубок.
Впервые высоконапорный котел Бенсона (рабочее давление 70 атм., температура пара 425'С) был установлен на пароходе "Укермарк" компании "ГАПАГ". В 1935 году компания "Норддойчер ллойд" ввела в эксплуатацию на своей восточно­-азиатской линии три парохода, оснащенных высоконапорными котлами системы Бенсона "Потсдам" и Вагнера "Шарнхорст" и "Гнейзенау" с рабочим давлением 83 и 46 атм. соответственно.
Первым боевым кораблем, оснащенным высоконапорными котлами системы Бенсона стала яхта "Грилле", вступившая в строй 19 мая 1935 года. На большей части эскортных кораблей типа "F" были установлены котлы Ла Монта (70 атм.), а на F-7 и F-8 - котлы Бенсона с увеличенным рабочим давлением (110 атм.). Наконец, в феврале 1936 года на учебно-артиллерийском корабле "Бруммер" начали "военную службу" котлы Вагнера (70 атм.). Несмотря на отсутствие всесторонних данных по эксплуатации высоконапорных котлов в морских условиях, командование Кригсмарине приняло волюнтаристское решение об оснащении ими всех строящихся кораблей.
Параметры пара на "Шарнхорсте" и "Гнейзенау" - рабочее давление 58 атмосфер и температура перегретого пара 480 градусов - оказались намного выше, чем на всех их современниках, исключая "Бисмарк" и "Тирпиц".
Пар вырабатывали 12 трехколлекторных котлов с перегревателем и экономайзером типа Бауэр-Вагнер производства
фирмы "Дешимаг" из Бремена, а три турбоагрегата проектной мощностью на валах 125 000 л.с. в действительности
развивали 160 000 л.с. От первоначально запланированных пяти коллекторных котлов с двумя перегревателями и двумя экономайзерами каждый отказались из­-за их чрезмерной сложности.
Вся энергетическая установка на этих кораблях оказалась легче и компактнее, чем дизельная равной мощности. Одна­
ко расход топлива был выше, и для той же дальности требовался больший его запас. Ограничения по водоизмещению и
приоритет броневой защиты заставили отказаться от большой дальности плавания. Но и оставшийся запас топлива и
высокая скорость его использования создавали проблемы с остойчивостью, так как опорожнение нефтяных цистерн
ослабляло эффективность ПТЗ. Поскольку немцы не любили компенсировать расход топлива в цистернах соленой
забортной водой (не считая бортовых цистерн, входящих в ПТЗ, да и то в случаях крайней необходимости), следовало
найти какой-то другой выход. Решили расположить бортовые топливные цистерны как можно выше, чтобы с их опорожнением остойчивость корабля повы­шалась.
Впервые появившийся на "Адмирале Шеере" нефте-водяной сепаратор, позволявший принимать в топливные цистерны водяной балласт, стали применять на всех германских кораблях. Для увеличения дальности плавания бортовые внешние и внутренние балластные цистерны заполнялись, хотя бы частично топливом. Но нижние носовые топливные цистерны сначала оставляли пустыми, чтобы устранить "врожденный" дифферент на нос. По этой же причине топливо из носовых цистерн расходовали в первую очередь. Остойчивость этих кораблей не всегда улучшалась с расходом топлива, поэтому временами приходилось пользоваться забортным балластом.
Пространство энергетической установки было хорошо разделено на отсеки, каждый турбоагрегат стоял в изолированном отделении (16,5-метровом среднем и 15-м бортовых), а 12 котлов располагались по четыре квадратом в трех отсеках - XII, ХI и IХ, причем между двумя кормовыми имелся пустой отсек Х. Котлы оснащались системой автоматического управления типа "Аскания" и двойными ротационными форсунками Зааке. При рабочем давлении 58 кг/см2 (максимальное 68 кг/см2) и температуре перегретого пара 480'С их паропроизводительность составляла 54 т/ч. Рабочий вес одного котла - 55 т, в том числе 4,5 т воды, рабочая площадь 388 м2, площадь пароперегревателя 130 м2, площадь нагрева воздуха 800 м2, емкость 132,4 м3. Циркуляция воды - естественная. Общий КПД котлов достигал 81%. Высота котлов 6 685 мм была слишком большой и над броневой палубой пришлось делать выступ над отсеками IХ-ХII.
5194 - схема расположения узлов и агрегатов энергетической установки линкоров.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#50 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 30 янв 2015, 14:45

Паровые турбины.


В отличие от одинаковых для обоих кораблей котлов, паровые турбины на "Шарнхорсте" и "Гнейзенау" стояли разные.
На "Шарнхорсте" были установлены турбозубчатые агрегаты, изготовленные фирмой "Браун-Бовери". Каждый из ТЗА системы Парсонса состоял из трех турбин переднего хода, двух заднего и турбины экономического хода:
- турбина высокого давления (ТВД) - активно-реактивного типа, номинальная частота вращения - 5 100 об./мин.;
- турбина среднего давления (ТСД) - реактивного типа с полым ротором, с номинальной частотой вращения 3 150 0б./мин.;
- турбина низкого давления (ТНД) - реактивного типа с полым ротором, с номинальной частотой вращения 3 160 об./мин.;
- ТВД заднего хода - смонтирована в общем корпусе с ТСД переднего хода, отделяясь от лопастей переднего хода
диафрагмой;
- ТНД заднего хода - двупроточная реактивного типа, установлена в общем корпусе с ТНД переднего хода. Эта турбина была смонтирована непосредственно над конденсатором, в который уходил отработанный пар.
Пар подавался вначале в ТВД, затем в ТСД и, наконец, в ТНД, откуда он поступал в конденсатор, превращавший пар в воду для питания котлов. Агрегаты заднего хода питались отдельным паропроводом. ТВД и турбина экономического хода размещались за главным редуктором, а ТСД и ТНД - перед ним. ТНД приводила в действие центральную шестерню, в то время как ТВД и ТСД - боковые шестерни. Соединение привода с валом винта осуществлялось при помощи зубчатых муфт "Браун-Бовери".
"Гнейзенау" отличался турбинами, изготовленными фирмой "Дешимаг" по собственному проекту. Каждый из турбозубчатых агрегатов этой фирмы также состоял из трех турбин переднего хода, двух заднего и турбины экономического хода:
-ТВД представляла собой комбинацию так называемого "колеса Кертиса" и трех роторов Рато. Турбина имела уникальный для Кригсмарине привод через двойной редуктор. Подобный тип привода не пользовался доверием и
вообще не использовался в немецком флоте. Частота вращения - 6 725 об./мин. с отключенной турбиной экономического хода;
- ТСД - комбинация одиночного ротора Рато и 17 реактивных роторов, с номинальной частотой вращения 3 200 об./мин.;
- ТНД состояла из пяти одиночных и двух двойных роторов Рато, с номинальной частотой врашения 2 700 об./мин.;
- ТВД заднего хода состояла из одного двухрядного "колеса Кертиса" и была смонтирована в общем корпусе с ТВД
переднего хода, подсоединяясь, как и последняя, через двойной редуктор;
- ТНД заднего хода - однопроточная с двумя роторами Рато, была установлена в общем корпусе за ТНД переднего хода;
- крейсерская турбина состояла из "колеса Кертиса" и четырех одиночных роторов.
Турбина экономического хода размещалась за главным редуктором, а остальные турбины - перед ним.
5216 - главный ТЗА линкора "Гнейзенау".
Общий вес турбин на обоих линкорах составлял 970 т. Турбины размешались в трех отдельных отсеках. На обоих кораблях в состав турбозубчатого агрегата входил также электродвигатель для вращения турбин в отключенном состоянии.
Кормовой ТЗА работал на центральный вал и располагался в отсеке VI, а бортовые - в отсеке VIII, разделенном продольной переборкой (см. схему в предыдущем сообщении - Scharnhorst).
Максимальная выходная мощность каждого турбоагрегата равнялась 53 360 л.с. при 265-280 об/мин. на валах, или в общей сложности 160 080 л.с. Мощность турбин заднего хода составляла по 13 000 л.с. (по другим данным по 19 000 л.с.), а турбин экономического хода - по 12 000 л.с. На обоих кораблях турбины экономического хода были установлены аналогично стоявшим на эсминцах типа 34, то есть были размещены отдельно и подсосдинялись через муфты типа "Вулкан". Неудивительно, что они страдали от тех же проблем, когда прихватывание муфты сильно снижало эффективность турбины. В результате на обоих линкорах провели сравнительные испытания с подключенными и отключенными турбинами экономического хода, по итогам которых эти турбины были сняты. Одновременно был отключен подвод отработанного пара от вспомогательных механизмов к турбине низкого давления. Хотя снятие турбин экономического хода требовало увеличения на 25% выработки пара для мощностей ниже 10 000 л.с., это не перевешивало недостатков турбин экономического хода, тем более что боковые валы можно было отсоединить и подключить один центральный вал на большей мощности, когда наличие турбин экономического хода уже не играло заметной роли.
К общим недостаткам ТЗА немецкого производства относились излишний вес из-за размещения ступеней турбин в отдельных кожухах и их более низких оборотов и недостаточная экономичность также из-за низких оборотов вследствие использования одноступенчатых редукторов. Кроме того, в конструкцию турбин были включены различные предохранители, отключавшие подачу пара к турбинам при превышении скорости вращения валов, потере давления в системе смазки и т.д. В действительности сотрясение корабля при ведении боя нередко приводило к ложному срабаты­
ванию этих предохранителей и потере хода.
Корабли приводились в движение трехлопастными винтами диаметром 4,45 м. На испытаниях "Шарнхорст" развил 31,65 узла, "Гнейзенау" - 30,7 узла полного хода.
5215 - гребные валы и винты линкора "Гнейзенау".
Дальность плавания 19-узловым ходом (на двух валах) для "Шарнхорста" и "Гнейзенау" при запасе топлива соответственно 6 108 т (6 345 м3) и 5 360 т (5 700 м3) оказалась равной 7 100 и 6 200 миль вместо проектных 8 200, на 15 узлах - 9 020 миль, а указанным полным ходом - соответственно 2 210 и 2 900 миль. Иногда приводимая дальность плавания 19-узловым ходом 8 400 миль для "Гнейзенау" и даже 10 100 для "Шарнхорста" представляется сильно преувеличенной.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#51 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 26 апр 2015, 00:19

Электрическая система


В результате значительного расширения использовании электричества, особенно в системах вооружения, каждый корабль получил генераторы общей мощностью 4 120 кВт, включая 900 кВт резервных с дизельным приводом на случай боевых повреждений. Шесть турбогенераторов имели мощность по 460 кВт, два - по 230 кВт, два дизель-генератора - по 300 кВт, а еще два, подключенных к отдельной аварийной электросети - по 150 кВт. Генераторы располагались в пяти отделениях, идуших по бортам в шахматном порядке: слева от кормового МО на уровне верхней платформы и над левым валом, справа от кормового КО №1, слева от среднего КО №2, справа от носового КО №3 и слева перед ним в отсеке XIII. В первых четырех стояли турбогенераторы, а в самом носовом - дизельные. Нормальное напряжение сети 230 В постоянного тока, но имелась и сеть 110 В переменного тока.

Вспомогательные механизмы


Линкоры имели вспомогательный котел для привода паровых механизмов на стоянке в порту. Он размещался в отдельном отсеке перед носовым котельным отделением в отсеке XIII бок о бок с генераторным отделением. Носовой и кормовой якорные шпили имели электрический привод. На кораблях имелись две независимые холодильные установки, обеспечивающие охлаждение погребов и кладовых, производивших лед и использовавшихся в других целях.
Для борьбы с пожарами имелось четыре основные и четыре резервные помпы производительностью по 60 кубометров воды в час каждая. Для перекачки воды имелось также 13 электрических насосов производительностью по 900 кубометров/час каждый и 3 малых производительностью по 60 кубометров/час. Одиннадцать из больших насосов могли использоваться для экстренного затопления погребов.

Экипаж и плавсредства


Экипаж линкоров по штату мирного времени состоял из 1 669 человек (56 офицеров и 1 613 унтер-офицеров и матросов).
В случае использования корабля в качестве флагмана соединения, на нем располагались еще 10 офицеров и 61 матрос штаба. После начала войны штатная численность экипажа увеличилась до 60 офицеров и 1 780 матросов, а на "Шарнхорсте" в день его гибели находилось 1 968 человек.
Проектный набор корабельных плавсредств включал:
- два 11-метровых ад­миральских катера,
- два 11-метровых разъездных катера,
- два 9-метровых командирских катера,
- два 8-метровых полубаркаса,
- два 8-метровых гребных катера,
- два 8-метровых яла,
- два 4-метровых яла-двойки.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#52 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 06 май 2015, 14:16

Окраска линкоров.


После достройки надводный борт и надстройки кораблей были окрашены светло-серой краской при черном козырьке трубы, а единственным цветовым пятном оставались гербы по обеим сторонам форштевня.
5501 - "Gneizenau", осень 1938 года.
В первые месяцы войны эту "мышиную" окраску сохранили, распространив ее и на козырек трубы, который увеличился в размерах, а гербы сняли (здесь и далее в тексте - выделено мной как важная для моделистов информация - Scharnhorst).
На обоих корабях в ноябре 1939 года пробовались различные методы идентификации с воздуха. На "Шарнхо­
рсте", проходившем в это время различные испытания, для идентификации с воздуха горизонтальные участки крышек
башен главного калибра покрыли красной краской, а на башне "Бруно" на этом фоне нарисовали белое кольцо. Этот прием немцы уже применяли в конце Первой мировой войны на своих дредноутах и линейных крейсерах. На "Гнейзенау" крышу башни "Бруно" покрасили черным, белым и красным по цветам национального флага, а затем только красным. Позднее носовые башни пробовали красить аналогично "Шарнхорсту", но с белым кольцом на башне "Антон", другим опробованным вариантом была покраска и наклонных поверхностей крыш башен, причем в дальнейшем при покраске крыш башен опознавательными цветами использовался именно этот вариант. Кормовую башню с катапультой на "Гнейзенау" не красили.
55025503 - варианты окраски "Гнейзенау" в конце лета - начале осени 1939 года.
5507 - "Scharnhorst" лето 1939 года.
Перед выходом на операцию "Нордмарк" в феврале 1940 года, опять же для идентификации с воздуха самолетами Люфваффе, на палубах в носу и корме нанесли красные квадраты и на них - черную свастику в белом круге. На "Гнейзенау" она была больше, чем на "Шарнхорсте", а вместо квадратов на нем наносились полосы от борта до бор­
та. Кроме того, на "Гнейзенау" крыши носовых башен главного калибра покрасили в красный цвет. В апреле, перед операцией "Везерюбунг", все детали крыш всех семи башен (кроме кожухов дальномеров) покрасили желтым цветом, который в мае сменили на красный, а в июне, на время операции "Джуно" - на темно-серый.
55045505 - варианты окраски "Гнейзенау" в период операции "Везерюбунг, апрель 1940 года.
Собственно камуфляжная окраска впервые появилась на "Гнейзенау" и "Шарнхорсте" соответственно осенью и
в декабре 1940 года, когда они проходили послеремонтные испытания на Балтике.
Чтобы затруднить определение курса корабля противником (особенно его подлодкам), борта от штевней до шпилей на
первом и только в носу от форштевня до носовых шпилей на втором покрасили практически в черный цвет. При взгляде на корабль сбоку теперь казалось, что он движется под более острым углом к наблюдателю. Крыши всех башен, включая кожухи дальномеров, снова стали красными. Среднюю часть корпуса и надстройки "Гнейзенау" исказили ломанными белыми и черными полосами на сером фоне - так называемый "балтийский" камуфляж, более известный по "Бисмарку". "Шарнхорст" тоже получил белые и черные полосы, но они были вертикальными и, в отличие от "Гнейзенау" шли только по корпусу, не затрагивая надстройки.
5506 - "балтийский" камуфляж "Гнейзенау".
Перед выходом в рейдерство по Атлантике бортам вернули прежний вид, демаскируюшие квадраты и круги со свастикой закрасили темно-серой краской, а крыши всех башен снова полностью перекрасили желтой. Теперь в глазах торговых судов и разведывательных самолетов союзников можно было сойти за дружественный корабль. Вводить в заблуждение подводные лодки англичан смысла не было - в открытой Атлантике они не патрулировали.
5508 - "Scharnhorst" операция "Берлин", 1941 год.
При прорыве из Бреста в Германию через Ла-Манш смысла маскироваться не было, поэтому свастика опять вернулась
на палубы, но только красные квадраты на "Шарнхорсте" расширили до кромки бортов, превратив в полосы, аналогично "Гнейзенау". Эти знаки оставались на палубе "Шарнхорста" до конца карьеры.
Крыши всех башен стали голубыми. Надстройки покрыли мелкими белыми пятнами, что создавало эффект "размытости", затрудняя прицеливание наводчикам орудий - ведь предстояло идти мимо береговых батарей, и не исключзлся и бой с кораблями Флота метрополии. Тем же целям способствовала темная полоса на "Шарнхорсте", нанесенная выше ватерлинии почти до штевнеЙ. На "Гнейзенау" весь борт покрыли темно-серым цветом.
5509 - "Scharnhorst", операция "Церберус".
По всей видимости, в Готенхафене "Гнейзенау" получил новую кaмуфляжную окраску.
Перед переходом на Север в январе 1943 года на "Шарнхорсте" в качестве меры защиты от субмарин оконечности корпуса почти до уровня стволов концевых башен покрасили в белый цвет, оставив остальной корпус и надстройки (включая крыши башен) темно-серыми. В таком виде корабль выходил на прорыв в Норвегию (операции "Домино" и "Падеборн»).
5510 - "Scharnhorst" переход в Норвегию, начало 1943 года. В боковике присутствует ошибка - свастика только на корме и под ней нет красного квадрата от борта до борта, как описано выше в тексте.... :head:
На новом театре корабль получил искажающую камуфляжную окраску: оконечности остались белыми, а среднюю часть корпуса и надстройки раскрасили тремя отенками серого в виде полос, треугольников и волн.
55125511 - "Scharnhorst" перед переходом и уже в Норвегии, осень 1943 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


AndreiSHir
Постоялец
Постоялец
Сообщения: 477
Зарегистрирован: 16 янв 2015, 09:24
Репутация: 28
Настоящее имя: Ширыханов Андрей Дми
Пол:: мужской
Откуда: Закамск г .Пермь
Благодарил (а): 138 раз
Поблагодарили: 81 раз
Пол: Не указан - Не указан
Russia

#53 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение AndreiSHir » 06 май 2015, 16:26

Владимир еще спасибо за статью.А на модернизацию и перевооружение "Гнейзенау" на 380мм орудия есть. А то толком ни где не описывается и тем более нет схем.

Аватара пользователя

Николай
Завсегдатай
Завсегдатай
Сообщения: 3513
Зарегистрирован: 14 июл 2011, 16:10
Награды: 5
Репутация: 313
Настоящее имя: Николай
Пол:: Мужской
:
За модель корабля За собранную модель БТТ Активный участник ГБ №3
Благодарил (а): 130 раз
Поблагодарили: 303 раза
Пол: Не указан - Не указан
Russia

#54 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Николай » 06 май 2015, 17:35

С интересом читаю эту тему. У меня в запасниках уже давно лежит "Гнейзенау" от Эллер, когда нибудь я доберусь и до него, уж очень красивые у немцев корабли. Хотя конечно представляю, сколько там всего придётся перепиливать (после геморроя с Бисмарком) facepalm: . Но сначала - Принц Ойген !!!...и тоже от Эллер :crazy:
Я такой же осёл как и Вы. Сэээр !!! С уважением )))

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#55 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 06 май 2015, 18:49

AndreiSHir писал(а):А на модернизацию и перевооружение "Гнейзенау" на 380мм орудия есть. А то толком ни где не описывается и тем более нет схем.

На 2-й странице этого же топика есть статья "Черный день линкора "Гнейзенау" - в ней изложено пока все, что известно об этой несостоявшейся модернизации.... :) Если найду ещё какой-то материал по этому вопросу - размещу в теме....
Кстати, у фирмы JSC есть модель "Гнейзенау" с 6 380-мм орудиями - якобы 1945 год, масштаб 1/400.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#56 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 май 2015, 23:49

Внешние отличия линкоров.


Кроме размещения зенитных автоматов после увеличения их числа в ходе войны и упомянутой выше разницы в расположении якорей и формы ангаров "Шарнхорст" и "Гнейзенау" отличались друг от друга местом установки грот-мачты, а в первые месяцы службы - и фок-мачты.
55155516 - "Гнейзенау" и "Шарнхорст" сразу после вступления в строй, видны отличия в расположении и конструкции фок-мачт линкоров.
После достройки оба корабля имели трубы без козырьков, а грот-мачта с двумя небольшими передними опорами крепилась вдоль задней кромки трубы. Фок­-мачта на "Шарнхорсте" стояла на кронштейнах за носовой надстройкой, а "Гнейзенау" имел вместо неё флагшток с реем на башенке носового поста управления огнем. Затем на трубах появились козырьки, отклонявшие котельные дымы и газы назад от носовой надстройки, причем первоначально установленный в январе 1939 года большой козырек на "Гнейзенау" в мае-июне того же года уменьшили. Грот-мачту на "Шарнхорсте", перенесли в корму, установив треногу опорами вперед между катапультой и кормовым командно-дальномерным постом. Небольшую мачту-флагшток с этого поста сняли.
5518 - "Шарнхорст" после первой модернизации, связанной с переделкой носовой части и грот-мачты. Этот снимок наглядно демонстрирует, что линкоры стали довольно сильно отличаться силуэтом.
На "Гнейзенау" в мае­-июне 1939 года установили фок-мачту как на "Шарнхорсте", флагшток с носового КПД сняли. Когда пришла пора ставить на башенки КДП радиолокационные посты с антеннами, такая же участь постигла и кормовой флагшток - его перенесли на крышу ангара.
5517 - "Гнейзенау" после переделки носовой части и модернизации, лето 1939 года.
В январе 1940 года адмиральский мостик на "Гнейзенау", который должен был стать флагманским кораблем, сделали закрытым. На "Шарнхорсте" этот мостик был закрыт только после августа 1942 года.
В 1940 году на обоих кораблях установили кабели размагничивания. Во время пребывания в Бресте рассматривался вопрос об установке на "Гнейзенау" треногой грот-мач­ты, аналогичной "Шарнхорсту", но это так и не было осушествлено.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#57 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 23 май 2015, 22:54

Модернизации линкоров.


В попытках скомпенсировать малую высоту борта на обоих линкорах несколько раз модифицировали носовую часть. Как уже говорилось, зимой 1938-1939 года "Гнейзенау" оснастили "атлантическим" форштевнем. Аналогичные работы на "Шарнхорсте" произвели в ходе капитального ремонта летом 1939 года.
С началом войны на оба корабля добавили еще по два 20-мм автомата (на верхней палубе в корме), а также смонтировали по две РЛС типа FuMO 22.
В конце 1939 года, после боя с "Равалпин­ди", на полубаке "Шарнхорста" установили волнолом, а на верхней палубе - дополнительные водонепроницаемые люки, чтобы уменьшить заливаемость жилых помещений. На "Гнейзенау" бортовые якоря также убрали вверх - на кромку палубы, но носовой якорь так и не установили. В верхней части форштевня разместили швартовые устройства.
Однако усиление палубы и установка волноломов на втором линкоре была произведена только год спустя - в декабре 1940 года, после серьезных повреждений, полученных в штормовом Северном море.
Зимой 1940 года, во время ремонта перед началом Норвежской операции, оба корабля лишились катапульты на кормовых башнях. В январе 1941 года, перед выходом в атлантическое рейдерство, "Гнейзенау" оснастили двумя РЛС типа FuMO 27.
"Шарнхорст" получил две такие станции в начале 1942 года.
В середине 1941 года линкоры получили по два трехтрубных торпедных аппарата, снятых с легких крейсеров "Лейпциг" (на "Гнейзенау") и "Нюрнберг" (на "Шарнхорсте"). Практически одновременно убрали дальномеры из носовых башен "Антон", поскольку их линзы постоянно заливались водой и брызгами, а отверстия закрыли бронеплитами. Тогда же на "Гнейзенау" переделали ангар.
5595 - oбщий вид линкора "Гнейзенау", 1941 год.
Во время пребывания в Бресте "Шарнхорст" постепенно получил 26 дополнительных 20-мм автоматов (6х4 и 2x1), "Гнейзенау" - 22 (3х4 и 2x1). Две одиночных установки были добавлены на линкоры на платформу дымовой трубы. На "Гнейзенау" первоначально был установлен один "Фирлинг" на специальной возвышенной площадке между дымовой трубой и катапультой. С расширением ангара этот автомат пришлось снять, но взамен было установлено целых пять "фирлингов" - один на крыше башни "Бруно", по одному на крышах носовых 150-мм башен, один на кормовой надстройке и один на плошадке у трубы вместо двух из четырех одиночных автоматов, которые перенесли на верхнюю палубу по бортам от кормовой надстройки.
На "Шарнхорсте" первоначально уста­новили шесть "фирлингов" (вместо одного на кормовой надстройке поставили два по бокам от катапульты, остальное аналогично "Гнейзенау"). Четыре из шести "фирлингов" были армейского типа со стабилизацией в двух плоскостях.
После операции "Церберус" армейские установки заменили флотскими, а затем одиночный "фирлинг" на башне "Бруно" сняли, заменив двумя установками в самой корме. В результате, в 1943 году "Шарнхорст" нес 38 20-мм автоматов (7х4 и 10x1). При модернизации "Гнейзенау" число 20-мм автоматов планировалось увеличить до 6 четырех- и 8 одноствольных установок.
В 1942 году на "Шарнхорсте" убрали якорь из форштевня, а клюз заделали. В 1943 году, перед переходом в Норвегию, этот линкор получил дополнительно станции радиотехнической разведки (в литературе их, как правило, называют пассивными радиолокационными детекторами) следуюших типов: FuMВ 1, FuMB 3, FuMB 4, FuMB 7.
5596 - oбщий вид линкора "Шарнхорст", 1943 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#58 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"  Проект завершен

Сообщение Scharnhorst » 12 дек 2016, 15:47

Пора бы уже и "допилить" хотя бы тему по матчасти этой "сладкой парочки"..... Итак, завершающий аккорд, так сказать....

Общая оценка проекта


"Шарнхорст" и "Гнейзенау» стали первыми капитальными кораблями возрождавшегося германского флота, и на их проект наложили отпечаток многочисленные политические и технические ограничения. Немцы решили построить эти корабли, несмотря на возможную нехватку стали и оборудования. Они рискнули, и оба корабля вошли в строй в первые же месяцы Второй мировой войны. На тот момент только 5 кораблей на европейском театре (британские "Худ", "Ринаун", "Рипалс", французские "Дюнкерк" и "Страсбург") могли хоть как-то ограничить действия этой парочки. От всех остальных "Шарнхорст" и "Гнейзенау" легко уходили в любую погоду. Неудивительно, что в таких условиях они стали самыми используемыми надводными кораблями Кригсмарине. Активная деятельность и многочисленные полученные повреждения дали отличную возможность оценить их сильные и слабые стороны.
Их главным недостатком, вызванным политическими, но никак не техническими причинами, стал небольшой для линкора 283-мм главный калибр - к большому разочарованию гросс-адмирала Редера. Именно отсутствие орудий, снаряды которых могли бы пробивать броню 35 000-тонного линкора, заставляло немцев быстро выходить из боя или вообще его избегать, а для "Шарнхорста" стало решающим фактором его гибели.
Если бы эти корабли перевооружили 380-мм орудиями, пожертвовав сроками ввода в строй, их боевая эффективность была бы намного выше. Но следует помнить, что они создавались в противовес "Дюнкерку" и "Страсбургу", которые им были вполне "по зубам" в честной дуэли, а против "стандартных" линкоров создавались "Бисмарк" и его последователи. Хотя и 283-мм орудия оказались достаточно хороши в тех условиях, для которых они и проектировались. А для рейдерских действий они подходили даже лучше - выше скорострельность, больше и дешевле боезапас. В первый и последний раз на этих капитальных кораблях немцы применили трехорудийные башни крупного калибра.
Вторичное вооружение вполне соответствовало характеру ожидаемых боев, но столкновения в годы войны опровергли предвоенные взгляды немцев. Неудачной оказалась комбинация легко защищенных палубных 150-мм установок с бронированными двухорудийными башнями, хотя и это немцы понимали еще до ввода кораблей в строй. Палубные установки быстро выходили из строя даже в бою с крейсерами. Лучше было бы поставить две спаренные башни вместо четырех одиночных установок. Применение раздельного противоминного и зенитного среднего калибра израсходовало много веса и загромоздило верхнюю палубу и надстройки множеством установок, чего не было бы при использовании универсальных орудий.
Тихоходные британские "суордфиши" и несовершенная британская тактика бомбо- и торпедометания не позволили своевременно заметить неадекватность 105-мм орудия современному бою, но при действиях в районе Тихого океана в боях с более скоростными и технически совершенными самолетами слабость ПВО немецких крупных кораблей выявилась бы сразу. Оба раза, когда эти корабли подвергались массированным авианалетам, их прикрывали мощные силы истребителей, оставляя зениткам лишь вспомогательную роль.
Традиционно достойны восхищения немецкие оптические системы управления огнем. До появления у союзников в 1942 году настоящих артиллерийских радаров немецкие линкоры были явно сильнее в стрельбе главным калибром.
Часто встречаемые упоминания относительно большого расхода снарядов можно отнести не столько на счет меткости немецких артиллеристов, сколько на значимость целей. Одно дело три попадания в линкор на большой дистанции - это действительно удача, даже если при этом выпущена сотня снарядов. И совсем другое - десяток попаданий в порожний транспорт, который при этом никак не тонет, пробиваемый мощными снарядами насквозь без значительного вреда. К сожалению для немцев, по указанным выше причинам они так и не создали полноценного артиллерийского радара. К тому же сама архитектура "шарнхорстов" не позволяла удачно расположить их антенны для эффективного использования во всех нanравлениях - на достаточной высоте и без помех со стороны надстроек и рангоута. Поэтому в бою с линкором "Дюк оф Йорк" "Шарнхорст" стрелял хуже своего противника...
Для своего размера и водоизмещения "Шарнхорст" и "Гнейзенау" обладали мощной защитой, хотя ей и не хватало толстой верхней цитадели, как на типе "Бисмарк". Пояс в 350 мм плохо сочетался с 283-мм орудиями, нарушая принцип соответствия защиты своему главному калибру, принятый на всех других линкорах. Главными недостатками защиты "Шарнхорста" и "Гнейзенау" были слабое палубное бронирование и тонкий верхний пояс, что позволяло крупным снарядам с пологой траекторией пробивать нижнюю бронепалубу. Хотя комбинация бортовой брони, скосов бронепалубы и противоторпедной переборки обеспечивала прекрасную защиту жизненно важных частей в бою на ближних дистанциях. Слабость палубного бронирования проявилась при бомбежках "Шарнхорста" в Ла-Паллисе и "Гнейзенау" в Киле. Попадание 356-мм снаряда в котельное отделение "Шарнхорста" в его последнем бою продемонстрировало необходимость в более толстом верхнем поясе, дававшем дополнительную защиту нижней бронепалубе.
Корабли этого типа имели недостаточную защиту и от торпед, особенно в районе башен главного калибра. Это было вызвано желанием получить высокую скорость хода за счет заострения обводов корпуса и ограничением по водоизмещению. Ошибочным оказался и проект структуры ПТ3, что продемонстрировали взрывы торпед с зарядом 204-кг и 340-кг. Основной недостаток заключался в том, что противоторпедная переборка резко заканчивалась на нижней бронепалубе, а ее сварные соединения оказались не везде качественными.
Весовые проблемы не позволили довести ПТП до верхней бронепалубы, что дало бы лучшую структурную целостность, более надежное крепление ПТП и большую возможность ей пластически деформироваться без разрушения. Немецкие конструкторы знали об этом недостатке, когда разрабатывали проект. Еще более очевидной была слабость ПТЗ в оконечностях броневой цитадели, где по проекту зашита должна была выдерживать взрыв 200 кг ТНТ, а не 250 кг, как в средней части. Серьезный недостаток имелся в ПТЗ в районе прохода гребных валов через ПТП. При попаданиях торпед в это место, валы получали серьезные повреждения, а образующиеся при взрыве газы не встречали на своем пути достаточного сопротивления элементов структуры.
Повреждения на минах показали, что вспомогательные механизмы, электронные устройства, артиллерия, электрическое оборудование и фундаменты, на которых все это крепилось, спроектированы неправильно и не выдерживали ударных нагрузок. Вспомогательные механизмы в машинно-котельных отделениях выходили из строя даже при неконтактном взрыве, приводившем к незначительным повреждениям корпуса и затоплениям.
Немцы слишком рано применили энергетические установки с высокими параметрами пара, несмотря на возражения Кораблестроительного отдела. Одновременное оснащение боевых кораблей нескольких классов котлами различных проектов привело к многочисленным задержкам и увеличило стоимость обслуживания, не говоря уже о частых выходах кораблей из строя на длительное время из-за различных неисправностей в котлах. Достаточно сказать только о трубках перегревателей, еще хуже обстояло дело со вспомогательным оборудованием и арматурой для котлов, которые выходили из строя еще чаще, а их ремонт занимал еще больше времени. К тому же применение турбинной установки вместо дизельной резко снизило дальность плавания.
Мореходные качества оказались не очень хорошими, но и создавались эти корабли не для действий в открытом океане. Германский Морской штаб, узнав о характеристиках проекта, настоял на дополнительных улучшениях, увеличивших водоизмещение на 4 000 т. Из-за этого возросли осадка и дифферент на нос, что делало корабли слишком "мокрыми". После нескольких переделок формы носовой части и усиления ее структуры большинство проблем удалось решить. И в штормовом Норвежском море "Шарнхорст" вел себя лучше, чем славящиеся высокой мореходностью корабли "Владычицы морей", сохраняя способность идти на максимальной скорости.
Последний бой "Шарнхорста" против превосходящих сил англичан продемонстрировал высокое качество его проекта и постройки. Он сражaся более трех часов, пока его артиллерия главного калибра не израсходовала боезапас, выдержав тяжелые поврежения, а для его потопления понадобилось 11 торпедных попаданий.
В любом случае, нужно признать, что "Шарнхорст" и "Гнейзенау", став первыми крупными кораблями возрождавшегося флота, в ходе всей карьеры демонстрировали значительные успехи немецких военных кораблестроителей, сумевших создать в пределах ограниченного водоизмещения корабли с хорошей защитой и скоростью, хотя и с ослабленным вооружением.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкий флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость