Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"  Проект завершен

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#1 Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 17:56

В Кораблестроительном отделе германского флота - также как и в аналогичных структурах возможных противников - следили за развитием военного кораблестроения за рубежом. Тщательно изучались новые корабли различных классов, которые строили ведущие морские державы. В 1928-29 годах немцы разработали несколько проектов боевых кораблей, в которых учитывались призывы Великобритании ограничить размер и калибр орудий линкоров по сравнению с Вашингтонскими лимитами (вместо 35000 Т стандартного водоизмещения и орудий не свыше 406 мм предлагались 25000 Т и 305-мм калибр). Главная трудность этой работы заключалась в том, чтобы втиснуть как можно большее число 305-мм орудий в корпус со стандартным водоизмещением 17000- 25000 Т. Такой корабль мог бы без труда справиться с многочисленными тяжелыми крейсерами, которые тогда строились всеми морскими державами. Проект отличался легкой броневой защитой и почти полным отсутствием противоторпедной (ПТЗ), поскольку ставка делалась на скорость и огневую мощь. Ему явно не хватало сбалансированности между атакующими и оборонительными элементами, что особенно бросалось в глаза при сравнении с 26200-тонными крейсерами типа "Дерфлингер" предвоенной постройки, которые также несли 8 305-мм орудий. Причина заключалась в использовании 4 башен главного калибра и мощной энергетической установки, занимавшей много веса и места. Проект до конца так и не проработали, т.к. германские конструкторы поняли, что для получения скорости свыше 30 узлов нужно уменьшить число 305-мм башен, используя трех- или четырехорудийные установки, или снизить калибр. Но все равно чувствовалась необходимость повышения водоизмещения, чтобы получить сбалансированный проект с требуемыми характеристиками.
Проект линейного крейсера 1928 года
Стандартное водоизмещение 17500 Т (17786 т)
Проектное водоизмещение 19192 Т (19505 т)
Полное водоизмещение 21000 Т (21343 т)
Длина х ширина по ватерлинии 206 х 25 м
Высота корпуса/проектная осадка 13,3 / 7,8 м
Вооружение 8 305-мм (4х2)
8 150-мм (8х1)
4 88-мм зенитки
Защита пояс 100 мм
палуба (у борта/посередине) 30/20 мм
Мощность/скорость 160000 м.л.с./34 узла
Когда в 1933 году к власти в Германии пришел Адольф Гитлер, он дал ясно понять адмиралу Эриху Редеру, главнокомандующему флотом, что не намеревается подобно адмиралу фон Тирпицу строить свою морскую политику на прямом вызове британской морской мощи, а считает более важным противостоять кораблестроительным программам Франции. Он разрешал построить 4-й и 5- й броненосные корабли типа "Дойчланд", обозначенные "D" и "Е", но только с усиленной защитой при сохранении лимита водоизмещения 19000 Т и вооружения из двух трехорудийных 283-мм башен.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#2 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 18:00

В 1933 году сфера германского военно- морского планирования ограничивалась защитой побережья и судоходства в Балтийском море от польского флота, который мог поддерживаться французским, защитой своих торговых путей и действиями на торговых путях Франции. Советский флот был слишком слаб, чтобы занимать место в германских планах, хотя уже появились слухи о его
большой кораблестроительной программе. К 1935 году германский морской штаб планировал довести действующий флот до 421000 Т суммарного стандартного водоизмещения, из которых 184000 Т отпускалось на новые линейные корабли. Предполагалось, что эти цифры удастся повысить, поскольку Вашингтонский договор к концу 1936 года терял свою силу, а наращивание морских сил США, Великобританией, Японией, Францией и Италией (странами, его подписавшими) даст основание для аналогичных действий и Германии.
В 1934 году Франция объявила о закладке второго линейного крейсера - "Страсбурга" (типа "Дюнкерк"). Эти французские корабли были гораздо сильнее "карманных линкоров" и в феврале того же года Германия в качестве ответной меры решила начать проектирование линейного крейсера в 26000 Т с вооружением из 9 283-мм орудий в трех башнях. Но до начала постройки Гитлер захотел по этому поводу успокоить Британию. Желая иметь достаточное количество таких кораблей для противодействия французскому флоту, он решил заключить с "владычицей морей" военно-морское соглашение, дающее последней гарантированное тройное превосходство по линкорам над флотом Германии - 474400 Т против 166000. Это позволяло легально убрать версальские ограничения. Англо-германский морской договор, разрешавший Гитлеру начать строительство современного флота, был подписан в Лондоне 18 июня 1935 года. Он гарантировал, что политика Германии на морях не будет направлена против Великобритании, но связывал Германию обязательством соблюдать все существующие международные морские соглашения и те, которые могут быть заключены в будущем.
Еще в 1933 году адмирал Редер затребовал усилить защиту броненосных кораблей "D" и "Е", а также добавить на них третью башню главного калибра. Выполнить такие требования в рамках водоизмещения "Адмирала графа Шпее", третьего и самого крупного из уже построенных броненосных кораблей, не удавалось. После некоторой дискуссии Гитлер разрешил усилить только оборонительные элементы - бронирование и разделение на отсеки при соответствующем росте стан- дартного водог мещения до 19000 Т. Флот отдавал предпочтение 380-мм орудиям в трех спаренных башнях, но Гитлер возражал против превышения 283 мм, поскольку это сулило значительные политические осложнения с Британией. Кроме того, добавление третьей башни и усиление защиты требовало еще большего увеличения размеров корабля. Наконец, в феврале 1934 года Гитлер согласился с трехбашенным проектом (3х3 283-мм орудий), но ограничил водоизмещение 26000 Т. Так и родилась проектная концепция для "Шарнхорста" и "Гнейзенау". Новые корабли не были последователями прекрасных немецких линейных крейсеров первой мировой войны, а являлись просто увеличенными "броненосными кораблями" 1920-х годов, порожденными ограничениями Версальского договора. Даже состав батареи среднего калибра диктовался орудиями, уже изготовленными для 4-го и 5-го кораблей типа "Дойчланд". Всего имелось восемь одноорудийных 150-мм палубных установок со щитами (по 4 на корабль), ставших не самым удачным дополнением к бронированным двухорудийным башням, число которых из-за этого пришлось ограничить (также по 4). Корабли получили мощную броневую защиту, но без традиционной для германских линейных крейсеров и линкоров первой мировой войны верхней цитадели.
Заказы на постройку броненосных кораблей "D" и "Е" в феврале 1934 года разместили на военной верфи Вильгельмсхафена и на Дойче Верке в Киле, Но. вскоре работы приостановили, решив вместо них строить корабли 26000-тонного проекта. Контрактных чертежей еще не было, поэтому строительство началось почти год спустя, а все чертежи и спецификации подготовили за месяц до подписания англо-германского договора. Предусматривалось использование не только готовых 150-мм орудий, но и части оборудования, предназначавшегося для 4-го и 5-го броненосных кораблей. Хотя немцы чаще называли "Шарнхорст" и "Гнейзенау" линкорами, они по сути являлись линейными крейсерами с мощной защитой, высокой скоростью и умеренным, по тогдашним меркам, калибром главных орудий. Проект этих, фактически переходных, кораблей стал развитием броненосца "Дойчланд" и нес на себе следы технических ограничений и политических соображений.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#3 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 18:03

Поскольку "Шарнхорст" и "Гнейзенау" строились в противовес французским кораблям типа "Дюнкерк", наибольшее внимание уделялось вооружению и защите. Новые 283-мм крупповские орудия, превосходившие аналогичные пушки кораблей типа "Дойчланд", для своего калибра имели огромную мощь и дальность стрельбы. Проблема, с которой столкнулись немецкие конструкторы при проектировании броневой защиты новых кораблей, станет понятней, если сравнить размеры французского и немецкого бронебойных снарядов: первый (330-мм) весил 572 кг, а второй всего 330 кг. Тем не менее, 283-мм калибр немцы оставили, т.к. он обеспечивал высокую скорострельность. Корпус "Дюнкерка" по большой площади вообще не имел брони, так что разрушение оборудования в этих частях быстро бы сделало корабль небоеспособным. Но основная причина сохранения на новых кораблях 283-мм орудий все же была политическая.
В ходе предварительных проработок выяснилось, что девять 283-мм орудий и защита от 330- мм снарядов на ограниченных по видимости дистанциях Северного моря вполне вписываются в 26000 Т водоизмещения. Однако в 1936 году весовой контроль материалов на верфях в ходе постройки показал, что водоизмещение будет гораздо большим. Это вызывало серьезное беспокойство за остойчивость, мореходные качества и живучесть кораблей, поскольку броневая палуба, по проекту проходившая выше ватерлинии, теперь оказывалась ниже. Уменьшалась и высота надводного борта, что сужало диапазон остойчивости. Уже позднее, в ходе первых плаваний выяснилось, что увеличение осадки сделало корабли в открытом море очень "мокрыми", из-за чего пришлось срочно переделывать форму форштевня, развал носовых шпангоутов, а верхнюю палубу в носу приподнимать вверх.
Над проблемой увеличенного водоизмещения начал работать Кораблестроительный отдел. Основные характеристики проекта уже не подлежали изменению, поэтому единственно возможное решение заключалось в увеличении ширины корпуса. Но и это нельзя было сделать, поскольку корабли уже стояли на стапелях. Установка бортовых блистеров (булей) также была нежелательной - корабли теряли в скорости и становились еще тяжелее. Любые дальнейшие изменения проекта следовало тщательно просчитывать. В результате решили увеличить стандартное водоизмещение до 30000 Т. Работы над проектом закончились в 1935 году, как раз к этому времени успешно завершились испытания новых 283-мм орудий.
Характеристики кораблей типа "Шарнхорст":
Стандартное водоизмещение "Шарнхорст": 31053 Т (31552 т)
"Гнейзенау": 31132 Т (31632 т)
Полное водоизмещение "Шарнхорст": 37224 Т (37822 т)
"Гнейзенау": 37303 Т(37902 т)
Длина / ширина по ватерлинии 226,0 / 30,0 м
Проектная осадка - 8,9 м
Вооружение 9 283-мм/54,5 орудий (3х3)
12 150-мм/55 орудий (4х2, 4х1)
14 105-мм/65 орудий (7х2)
16 37-мм/83 автоматов (8х2)
Мощность, л.с.- 125000 (норм.)
160000 (макс.)
Максимальная скорость 30 узлов
Дальность плавания 10000 миль со cкоростью хода 14 узлов.
Защита: главный пояс - 350 мм, верхняя палуба - 50 мм, нижняя палуба - 105 мм
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#4 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 18:04

Немного фото этих кораблей:
Изображение Изображение - "Гнейзенау" на ходовых испытаниях.
Изображение - "Шарнхорст", фото датируется 20 апреля 1939 года.
Изображение - "Гнейзенау" в Атлантике. На этом фото видна посредственная мореходность кораблей этого типа :(
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#5 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 18:06

"Шарнхорст" и "Гнейзенау" вступают в боевые действия в Атлантике.
Первую совместную корсарскую операцию "Гнейзенау" и "Шарнхорст" выполнили в ноябре 1939 года. Итогом ее стало потопление английского вспомогательного крейсера "Равалпинди" - бывшего пассажирского лайнера, вооруженного старыми пушками. Успех был, мягко говоря, скромным, хотя геббельсовская пропаганда раздула этот неравный поединок до масштабов крупной морской победы, а в серии "Библиотека немецкой молодежи" даже выпустили отдельную книжку под названием "Конец "Равалпинди".
В апреле 1940 года оба систершипа обеспечивали прикрытие германского вторжения в Норвегию и впервые вступили в бой с достойным противником - линейным крейсером "Ринаун". Дуэль протекала в условиях плохой видимости и продолжалась с перерывами более двух часов. "Гнейзенау" добился двух попаданий в англичан, но и сам получил тоже два 381-мм снаряда, один из которых заставил замолчать кормовую башню. В "Шарнхорст" попаданий не было, но его носовая башня также вышла из строя из-за повреждений, вызванных штормом(явное проявление весьма посредственных мореходных качеств этих кораблей)...
Звездный час "Гнейзенау" и "Шарнхорста" - их совместный "океанский вояж" в январе - марте 1941 года. За два месяца пиратства в Атлантике они захватили и потопили 22 союзных парохода общим тоннажем свыше 115 тыс.тонн и безнаказанно возвратились в Брест.
Но затем фортуна отвернулась от немцев. Находясь во французских портах, линкоры начали подвергаться массированным воздушным атакам. Едва удавалось завершить исправление одних повреждений, как английские бомбы причиняли новые. Пришлось уносить ноги. Прорыв через Ла-Манш в Германию в феврале 1942 года стал последней совместной операцией немецких рейдеров.
В ночь на 27 февраля 1942 года только что прибывший в Киль "Гнейзенау" был поражен английской 454-кг бронебойной бомбой в район первой башни. Взрыв вызвал огромные разрушения и пожар (вспыхнули сразу 230 пороховых зарядов главного калибра). 112 моряков были убиты, 21 ранен. Линкор отбуксировали в Готенхафен (Гдыню) для ремонта. В ходе последнего, кстати, предполагали заменить главную артиллерию на шесть 381-мм орудий. Увы, эти планы остались на бумаге. В январе 1943 года все работы по приказу бесноватого фюрера прекратили, а 27 марта 1945-го остов "Гнейзенау" был затоплен с целью загородить входной фарватер.
Таким бесславным был конец "карьеры" одного из двух линкоров. "Шарнхорсту" была уготована судьбой немного другая, но не менее трагичная, участь....
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Bober
Модератор Клуба 400
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 15:43
Репутация: 11
Настоящее имя: Андрей
Пол:: Мужской
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 8 раз
Пол: Не указан - Не указан

#6 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Bober » 07 ноя 2010, 18:09

Sharnhorst писал(а):Дуэль протекала в условиях плохой видимости и продолжалась с перерывами более двух часов.

Володя ну какая же это дуэль? Немцы драпали, а "Ринаун" отчаянно их пытался догнать.
Sharnhorst писал(а):его носовая башня также вышла из строя из-за повреждений, вызванных штормом

У немцев вышли з строя все носовые башни. Водой залило электрощитки. При попытках подать напряжение для проворотов все это славно коротнуло и выгорело. Кстати больше таких эксцессов не наблюдалось, доработали скорее всего.
Sharnhorst писал(а):Звездный час "Гнейзенау" и "Шарнхорста" - их совместный "океанский вояж" в январе - марте 1941 года.

А где же "Глориес"?
Ну и напоследок- в германском флоте они никогда не назывались линейными крейсерами, только линкоры.

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#7 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 18:12

Bober писал(а):Ну и напоследок- в германском флоте они никогда не назывались линейными крейсерами, только линкоры.

Для меня "Шарнхорст" всегда был, есть и будет линкором, остальное я оставлю БЕЗ комментариев, так как уже писал однажды в другом топике(по "Адмиралу Шееру"):
"Если у Вас есть фотоматериалы, дополнения - не стесняйтесь, выкладывайте", но эта фраза осталась без внимания, увы... Значит, людям все равно, что они читают.... :(
Bober писал(а):Володя ну какая же это дуэль? Немцы драпали, а "Ринаун" отчаянно их пытался догнать.

А что - перестрелку тяжелых кораблей надо называть как-то по-другому? Или перестрелки НЕ БЫЛО? Была - во всех известных мне источниках "Шарнхорст" и "Гнейзенау" отстреливались от британцев, "Ринаун" тоже лупил - в основном "в молоко", но все же - по немецким линкорам. Так как это назвать? "Игры в кошки-мышки", что ли? %) Конечно, можно назвать это короткой стычкой, но все же дуэльного характера, так как в основном бой вели "Гнейзенау" и "Ринаун", а "Шарнхорст" успел дать лишь пару залпов, не видя цели, так как обнаружил-то британцев первым экипаж именно "Гнейзенау"(!!!) B)
А насчет "драпали - пытался догнать" - ох уж эти бедные британские линейные крейсера, как же им не везло с противником: один взорвался после короткого поединка с "Бисмарком" и "Ойгеном", другой - утонул от японских бомб и торпед("Рипалс"), а оставшийся в строю - не мог соревноваться в скорости с линкорами немцев :? Как говорится - на войне как на войне... Один спасет свою "шкуру", другой - стремится уничтожить противника, но... не всегда желания и возможности совпадают, увы.... ;) несмотря на преимущество в калибре артиллерии, "Ринаун" уступал немецким линкорам в скорости - это общеизвестный факт. В утешение симпатикам британцев могу сказать - если бы он-таки догнал их - ну и что? Одним артогнем ДВА линкора он бы не осилил потопить... тут нужны эсминцы с их торпедами, а они безнадежно отстали в штормящем море. В лучшем случае - "Ринаун" "вывел бы из игры" эти линкоры на полгода-год, нанеся значительные повреждения...
Однако, не будем скатываться к пространным рассуждениям о гипотетической возможности "догнать" ДВА линкора линейным крейсером - это приведет лишь к долгим и безрезультатным спорам.... 8-)
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#8 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 18:15

Bober писал(а):А где же "Глориес"?

Данный эпизод рейдерской "карьеры" этой "сладкой парочки" действительно был упущен незаслуженно в предыдущей статье...
Итак, вот как это произошло...
В 16.46 8 июня наблюдатель на фор-марсе «Шарнхорста» обнаружил дым по пеленгу 60°, а спустя 24 минуты его старший артиллерист фрегаттен-капитан Лёвиш доложил, что удерживает в прицеле авианосец типа «Арк Ройял».
Фактически это был авианосец «Глориес» в сопровождении эсминцев «Акаста» и «Ардент», который эвакуировал из Норвегии 2 истребительных эскадрилий (10 «гладиаторов» из 263-й и 10 «Харрикейнов» из 46-й). Конечно, он не мог использовать эти сухопутные самолеты для атаки противника (да и что могли сделать истребители с линкорами?), но по непонятной причине ни один из его торпедоносцев (в ангаре он имел 6 «Суордфишей», не считая морских «си гладиаторов») не был готов к старту. А без готовых ударных самолетов этот корабль был практически беззащитен, имея в бортовом залпе всего 8 120-мм пушек в дополнение к такому же их числу на двух эсминцах. Немцы сомкнули интервал, довели скорость до 29 узлов и, эффектно развернувшись на 16 румбов, бросились на пересечку курса противника. Шедший головным «Гнейзенау» открыл огонь главным калибром по авианосцу, а вспомогательным левого борта по ближайшему эсминцу «Ардент». Спустя 4 минуты к флагману огонь своего ГК присоединил «Шарнхорст», чьи 150-мм орудия обрушились на эсминец «Акаста». «Глориес» повернул на юго-запад, а эсминцы попытались прикрыть его дымовой завесой. Выпущенные «Ардентом» 4 торпеды немцы вовремя заметили и смогли уклониться. Хотя дым и мешал стрельбе, немецкие корабли, используя в помощь оптическим дальномерам свои радары, быстро превратили авианосец в груду обломков. Вскоре в бой вступили и 105-мм пушки. Начиная с 17.38 в «Глориес» с дистанции около 23 000 м один за другим попали три снаряда: первый разрушил надстройку, другой взорвался на полетной палубе, уничтожив несколько «харрикейнов». Начавшийся пожар помешал закончить вооружение торпеда­ми «суордфишей». Третий снаряд уничтожил всех и вся на мостике.
В 17.52 «Глориес» уже пылал как огромный костер, но продолжал держать высокую скорость. Выскочивший из-за дыма «Ардент» в самоубийственной атаке выпустил последние 4 торпеды, от которых немцы также увернулись. Тут же снаряды всех калибров стали поражать эсминец, он остановился весь в огне и с большим креном и в 18.22 пошел ко дну.
«Акаста» достаточно долго ловко избегал смертоносных залпов и в 18.33, как раз перед попаданием в него первого снаряда, сумел выпустить 4 торпеды. «Гнейзенау» от них уклонился, но спустя 6 минут одна из торпед попала в корму «Шарнхорста», который резко снизил скорость. Около 19.08 «Глориес» перевернулся и затонул; всего на 9 минут пережил его доблестный «Акаста», до конца выполнивший свой долг эсминца сопровождения. Поскольку «Глориес» постоянно радировал свое место, призывая на помощь корабли Флота метрополии, германские корабли поспешили укрыться в Тронхейме. Интересно, что это было первое столкновение линкоров с авианосцем и единственное, в котором первые одержали верх.
P.S. Материал взят с сайта wunderwaffe.narod.ru
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Bober
Модератор Клуба 400
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 15:43
Репутация: 11
Настоящее имя: Андрей
Пол:: Мужской
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 8 раз
Пол: Не указан - Не указан

#9 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Bober » 07 ноя 2010, 18:17

Sharnhorst писал(а):Для меня "Шарнхорст" всегда был, есть и будет линкором,

Я просто привел немецкую классификацию.
Sharnhorst писал(а):А что - перестрелку тяжелых кораблей надо называть как-то по-другому?

Прийдеться обьяснить свою позицию более развернуто.
Как такового боя не было.
Во-первых, помешали плохие погодные условия-шторм.
Во-вторых, "Ринаун" был не один, а с эсминцами. То есть немцам явно не светило лезть в бой в тумане при наличии у противников эсминцев.
В-третьих, Противника первыми засекли бритты-радар фореве. Немцы увидели их после первого залпа "Ринауна". Эсминцы изза шторма отстали, но их командующий приказал открыть огонь "в белый свет" что бы оказать моральное воздействие на немцев.
Ну и в-четвертых Изза шторма "Ринаун" так и не смог пристреляться по немцам.
И по эпизоду с "Глориесом"
Маленькое уточнение. "Харикейны" стоявшие на нем были сухопутными. Поэтому взлет их был неосуществим.
Ну и по бритским эсминцам. Действия совершенно героические- пока был жив "Глориес" они методично выпускали по торпеде, что бы помешать сосредоточенному огню. Когда стало ясно что авианосец все, помер, "Акаста" пошла в торпедную атаку и добилась торпедного попадания в "Шарля".

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#10 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 07 ноя 2010, 18:21

Bober писал(а):"Харикейны" стоявшие на нем были сухопутными.


Sharnhorst писал(а):Конечно, он не мог использовать эти сухопутные самолеты для атаки противника (да и что могли сделать истребители с линкорами?)

Внимательнее читаем то, что написано... ;)
Дальше:
Bober писал(а):Ну и по британским эсминцам. Действия совершенно героические- пока был жив "Глориес" они методично выпускали по торпеде, что бы помешать сосредоточенному огню. Когда стало ясно что авианосец все, помер, "Акаста" пошла в торпедную атаку и добилась торпедного попадания в "Шарля".

Sharnhorst писал(а):«Акаста» достаточно долго ловко избегал смертоносных залпов и в 18.33, как раз перед попаданием в него первого снаряда, сумел выпустить 4 торпеды. «Гнейзенау» от них уклонился, но спустя 6 минут одна из торпед попала в корму «Шарнхорста», который резко снизил скорость.
- опять-таки... не совсем внимательное чтение......
Bober писал(а):В-третьих Противника первыми засекли бритты-радар фореве.
Поясню и я "более развернуто" -
Sharnhorst писал(а):так как обнаружил-то британцев первым экипаж именно "Гнейзенау"
- имелось ввиду обнаружение противника немцами. И тут первым увидел противника именно "Гнейзенау"(я имею ввиду немецкую сторону) :)
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Bober
Модератор Клуба 400
Сообщения: 68
Зарегистрирован: 07 ноя 2010, 15:43
Репутация: 11
Настоящее имя: Андрей
Пол:: Мужской
Благодарил (а): 3 раза
Поблагодарили: 8 раз
Пол: Не указан - Не указан

#11 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Bober » 07 ноя 2010, 18:26

Sharnhorst писал(а):Внимательнее читаем то, что написано...

Виноват :oops:
Sharnhorst писал(а):- опять-таки... не совсем внимательное чтение

А вот тут нет, постараюсь найти (где то задевал ссылку) на бритский сайт, где выложенны выписки из вахтенных журналов. Так вот по ним британские эсминцы дымили и имитировали торпедные атаки, выпуская по одной торпеде, что бы сорвать огонь линкоров по "Глориесу". "Ардент" так и отстрелялся, но таки вызвал на себя г.к. "Шарля". "Акаста" же сохранила четыре торпеды и когда стала ясной неизбежная гибель авианосца пошла в последнюю атаку и пустила торпеды залпом. В итоге попадание одной и гибель под огнем г.к. Сулига в данном случае ошибся.
Sharnhorst писал(а):- имелось ввиду обнаружение противника немцами. И тут первым увидел противника именно "Гнейзенау"(я имею ввиду немецкую сторону)

Я понял, кстати тут тоже все не однозначно. По некоторым данным на "Шарле" даже раньше обнаружили британца. Но это не суть важно.

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#12 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 16 ноя 2010, 18:55

Продолжаем тему...
Фотоматериалы по "Шарнхорсту":
Изображение
Изображение - "Шарнхорст" в период достройки(1937 год)
Изображение - строевой смотр команды только что вступившего в строй линкора "Шарнхорст", 7 января 1939 года(в кадре - кормовая башня ГК с установленной на её крыше катапультой. Позже катапульту перенесли в более безопасное место)
Изображение - "Шарнхорст" в Вильгельмсхафене (фото сделано с борта "Адм.Хиппера" весной 1939 года).
Изображение - "Шарнхорст" в охранении эсминцев.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#13 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 16 ноя 2010, 19:13

Изображение - переделка носовой части "Шарнхорста" для улучшения мореходности линкора.
[album]177[/album] - "Гнейзенау" после вступления в строй. Вильгельмсхафен, 1938 год.
Изображение - "Шарнхорст" на полном ходу в открытом море, 1940 год.
Изображение
Изображение - "Шарнхорст" во время подготовки к операции "Нордмарк"(18-20 февраля 1940 года)
Изображение - артиллерия "Шарнхорста" готовится открыть огонь по авианосцу HMS "Глориэс"(операция "Джуно").
Изображение - "Шарнхорст" ведет огонь главным калибром по английскому авианосцу "Глориэс"(фото сделано с борта "Гнейзенау")
Изображение - эсминец "Акаста" пытается прикрыть "Глориэс" дымзавесой.
Изображение - гибель "Глориэса"...
Изображение - результат попадания торпеды с эсминца "Акаста" в кормовую часть "Шарнхорста" в районе кормовой башни ГК...(фото сделано во время ремонта линкора в сухом доке Киля)
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#14 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 06 дек 2010, 21:36

Немного подробностей гибели "Глориэса" и сопровождавших его эсминцев.

Адмирал Маршалл держал "Шарнхорст" и "Гнейзенау" далеко в море, выискивая цели (особенно авианосцы), о присутствии которых ему сообщала корабельная служба радиоперехвата.
8 июня он разделил свое соединение, на горизонте был замечен дымок. Стоял прекрасный солнечный день, видимость была почти предельной. Поэтому уже через несколько минут противник был опознан как авианосец "Глориес" и 2 эсминца. Ринувшись в атаку, "Шарнхорст" открыл огонь с дистанции 14 миль. Немецкие артиллеристы быстро добились попаданий в полетную палубу, вскрыв ее "как консервную банку" по словам Маршалля. Эсминцы "Акаста" и "Ардент" бросились в атаку на своих огромных противников, чтобы защитить беспомощный авианосец. Они поставили дымзавесу и открыли огонь из 4.7" орудий, после чего выпустили торпеды. Однако их отважный выпад стал просто самоубийством. "Глориес" уже горел, его топливо и боеприпасы пылали и взрывались. Авианосец потерял ход, и экипаж покинул корабль. "Ардент" был накрыт огнем 11" орудий и быстро затонул. "Акаста" выпустил последние торпеды. Их следы не были заметны, и потому командир "Шарнхорста" ошибся в расчетах. Он в течение 3 минут выполнял маневр уклонения, а потом снова повернул на противника -- и слишком рано. Британский эсминец был уничтожен огнем 2 линейных крейсеров, но "Шарнхорст" получил торпеду под кормовую башню и был тяжело поврежден. Адмирал Маршалль, который командовал немецкой эскадрой в самом успешном бою со дня сражения при Коронеле в 1914 году, повел свои корабли назад в Тронхейм, бросив англичан в море.
Вполне возможно, что торпеда "Акасты" спасла конвой с 14000 солдат, который находился в 100 милях дальше на север прямо по курсу у немцев. Эта торпеда также помешала немцам спасти остатки английских команд, так как они решили, что ее выпустила подводная лодка. Германская служба радиопомех была очень эффективна. Только через 2,5 дня жалкие остатки команд были обнаружены, спасти удалось всего 26 человек. Только тяжелый крейсер "Девоншир" перехватил часть сильно искаженной радиограммы "Глориеса", но не решился сделать запрос. На борту крейсера находился король Норвегии, и он был в 100 милях от района боя.
_______________________________________________________________________________________________________
Описание боя взято из книги Э. Фон дер Портен “Германский флот во Второй Мировой войне”
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#15 Re: Линкоры(линейные крейсера) типа "Шарнхорст"

Сообщение Scharnhorst » 18 янв 2011, 19:07

Продолжим рассказ о боевой карьере "Гнейзенау" и "Шарнхорста". Рассмотрим некоторые эпизоды более детально.
________________________________________________________________________________________________________
Операция «Берлин»


28 декабря 1940 года «Гнейзенау» и «Шарнхорст» под командованием адмирала Лютьенса вышли в Северную Атлантику для операций против британского судоходства. Жестокий шторм в Северном море заставил корабли идти малым ходом; «Гнейзенау» получил серьезные повреждения корпуса как раз в тех местах, где в ходе ремонта сняли стойки и подпорки. Под ударами тяжелых волн погнулись шпангоуты за обшивкой и палубные бимсы, главная палуба и обшивка в носу в нескольких местах искривились. Из-за больших напряжений, которым подвергался корпус на огромных волнах, вышли из строя системы управления огнем, включая зенитные калибры.
Хотя с «Шарнхорстом» непогода обошлась менее жестоко, кораблям пришлось повернуть назад: «Шарнхорст» вернулся в Готенхафен (польский порт Гдыня), а «Гнейзенау» — в Киль. Из-за тяжелых штормовых повреждений командир «Гнейзенау» капитан цур зее Отто Файн (назначен в августе) потребовал снова переделать носовую часть корабля, что специалисты военной верфи выполнили в рекордный срок.
«Шарнхорст» вернулся в Киль 19 января, а через три дня оба корабля снова под командой Лютьенса вышли из Киля в Атлантику для выполнения операции «Берлин». Во время прохода проливами Каттегат и Скаггерак их обнаружила английская агентура в Дании, и Флот метрополии в ночь на 26 января вышел из Скапа-Флоу, чтобы блокировать проход Фареры-Исландия. Немецкие радары вовремя обнаружили прямо по курсу большое число кораблей (это были линкоры «Нельсон», «Родней», линейный крейсер «Рипалс», 8 крейсеров и 11 эсминцев), и Лютьенс приказал изменить курс. На повороте германские корабли с дистанции 5000 м обнаружил легкий крейсер «Найяд». Он доложил командованию и следил за немцами, пока те не скрылись за снежным зарядом. К сожалению, командующий Флотом метрополии адмирал сэр Джон Тови счел это сообщение ошибочным и прекратил поиск.
После дозаправки топливом к востоку от о.Ян-Майен с танкера «Адриа» («Шарнхорст» принял 1700 м3) немцы повернули на юг и на высокой скорости устремились к Датскому проливу — воротам в Атлантику. Они вышли на оперативный простор после 3 часов 3 февраля, когда удачно миновали последний британский крейсерский патруль. Чтобы еще более запутать англичан, 1 февраля из Бреста в свою вторую «атлантическую» операцию вышел «Адмирал Хиппер», который должен был действовать против конвоев на маршруте Гибралтар-Фритаун.
Утром 6 февраля 1941 года оба линейных корабля дозаправились с танкера «Шлеттштадт» к югу от мыса Фареуэлл («Гнейзенау» принял 1515 м3 топлива), а на следующий день приступили к поиску судов. Качка была настолько сильной (шторм доходил до 10 баллов), что на «Гнейзенау» при резком крене один из унтер-офицеров размозжил голову о башню. Корабли снизили ход, чтобы уменьшить дискомфорт экипажа и снизить риск повреждений.
В 8.35 8 февраля с «Гнейзенау» заметили мачты конвоя НХ-106, шедшего из Галифакса, и корабли приготовились к атаке. «Шарнхорст» послали вперед, чтобы атаковать с севера, но в 9.47 его сигнальщики усмотрели в охранении конвоя старый линкор «Рэмиллис», вооруженный восемью 381-мм орудиями. Узнав о присутствии столь мощного прикрытия, адмирал Лютьенс отменил атаку конвоя, поскольку имел приказ не ввязываться в бой с линейными кораблями. Тем не менее, к 9.50 «Шарнхорст» сблизился с конвоем до 23 000 м, пытаясь отвлечь на себя корабли охранения, чтобы «Гнейзенау» смог атаковать оставшиеся без защиты суда. Но Лютьенс прямым приказом отменил эту попытку и вернул «Шарнхорст» к флагману.
Оба корабля после этого ушли на северо-запад к проливу Дэвиса, а после нескольких дней безрезультатного крейсерства в том районе спустились на юг. Штормовая погода препятствовала наблюдению за морем, поврежденные вентиляционные раструбы не обеспечивали нормальную работу в машинно-котельных отделениях, на открытых постах зенитных батарей просто невозможно было находиться. Скорость снова снизили, чтобы уменьшить заливаемость носовой оконечности и надстроек. Когда погода несколько улучшилась, 14 и 15 февраля корабли снова провели дозаправку с танкеров «Шлеттштадт» («Гнейзенау» принял 2550 м3) и «Эссо Гамбург».
Только 22 февраля 1941 года приблизительно в 500 милях к востоку от о.Ньюфаундленд обнаружили идущий на запад конвой транспортов в балласте. Увидев германские корабли, суда бросились врассыпную. Используя для поиска разбежавшейся «добычи» бортовые самолеты, «Гнейзенау» и «Шарнхорст» смогли потопить всего пять судов общим водоизмещением 25 874 брутто-тонн (брт): первый, как и подобает флагману, записал на свой счет четыре — транспорты «Трелони» (4689 брт), «Кантара» (3327 брт), «Э.Д.Хафф» (6219 брт) и «Харлсден» (5483 брт) — а «Шарнхорсту» дос­тался только танкер «Ластрес» (6156 брт). Некоторые из них успели послать в эфир сообщение о германских рейдерах, заставив их сменить район действий.
Адмирал Лютьенс перенес операции в юго-восточную часть северной Атлантики, чтобы перекрыть маршрут конвоев Кейптаун — Гибралтар в точке к северу от м. Верде-Айлендс. Перед приходом в этот район корабли заправились топливом у Азорских островов 27 — 28 февраля с танкеров «Эрмланд» и «Бреме». 7 марта недалеко от берега Африки наблюдатели «Шарнхорста» обнаружили линейный корабль «Малайя», также вооруженный восемью 381-мм орудиями, а за горизонтом — мачты, по меньшей мере, 12 торговых судов. Лютьенс снова приказал «Шарнхорсту» отойти на соединение с флагманом, шедшим в 40 милях позади. Отдавая такой приказ, Лютьенс, очевидно, руководствовался опытом Ютландского боя. «Рэмиллис» и «Малайя» со скоростью 23 —25 узлов не могли догнать 30-узловые германские корабли, но высокая скорость — слишком хрупкое преимущество в бою. Единственное попадание 381-мм снаряда могло его лишить.
Замеченные 12 торговых судов входили в состав конвоя SL-67, направлявшегося в Великобританию. Чтобы избежать боя с линкором, Лютьенс решил выйти в хвост конвоя и навести на него подводные лодки, отправив радиограмму в Берлин. Германское военно-морское командование направило к конвою субмарины U-124 и U-105, которые за ночь 7 — 8 марта пустили ко дну судов на 28 488 брт. Немецкие рейдеры также были обнаружены гидросамолетом с одного из кораблей эскорта, и «Малайя» сблизился с ними на 24 000 м. Немецкие 283-мм орудия уже доставали до противника, но Лютьенс не решился на артиллерийскую дуэль. Местом дальнейших операций он избрал центральную часть Атлантики. По пути к месту заправки 9 марта рейдеры потопили одиночный греческий пароход «Маратон» с грузом угля для Александрии, имевший несчастье наткнуться на «Шарнхорст».
Линейные корабли 12 марта заправились и получили необходимые припасы с вооруженных кораблей снабжения «Уккермарк» (бывший «Альтмарк») и «Эрмланд». В тот же день все четыре корабля двинулись на север, образовав поисковую линию шириной 120 миль. Спустя трое суток они перехватили несколько танкеров, из которых «Гнейзенау» один потопил (британский 6197-тонный «Симния») и три захватил в качестве призов (норвежские 5684-тонный «Бианка» и 6405-тонный «Поликарб», 8046-тонный «Сан Казимиро»). «Шарнхорст» отправил на дно «Бритиш Стренге» 7139 т) и «Ателфоум» (6554 т). Рейдеры продолжили движение на север, надеясь найти конвои, следующие в Британию из Галифакса. Тем временем британские линкоры «Родней», «Нельсон» и новейший «Кинг Джордж V» ожидали немцев в северных водах Атлантики, рассчитывая, что те, исчерпав запас автономности, скоро вынуждены будут прорываться домой.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкий флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость