"Новогодний бой "
После длительного перерыва отсылка северных конвоев возобновилась лишь в декабре 1942 года. Она явилась настолько неожиданной для германского командования, что первой группе судов - конвою JW-51 А - вообще удалось проскочить незамеченной. Следующий караван - JW-51B (14 судов) - вышел из Лох-Ю 20 декабря под эскортом 1 тральщика, 2 корветов, 2 вооруженных траулеров, а также эсминцев "Онслоу" (брейд-вымпел кэптена Шербрука), "Оруэлл", "Обдъюрейт", "Обиджент", "Акейтс" и "Ориби". Тяжелый шторм в ночь на 29 декабря разметал корабли конвоя. К утру непосредственно под командованием Шербрука осталось лишь 9 транспортов. Вторая группа из 5 судов и траулера "Визалма" осталась далеко позади. К ней же присоединился отставший из-за неполадок гирокомпаса "Ориби".
В полдень 29 декабря Шербрук послал на розыск отделившихся судов, тральщик "Брэмбл". Кроме того в море находилась еще одна группа британских кораблей - крейсера "Шеффилд" (флаг контр-адмирала Барнета) и "Ямайка", вышедшие из Кольского Залива с целью осуществления ближнего прикрытия каравана.
Такой была диспозиция кораблей британского флота утром 30 декабря, когда ядро конвоя было обнаружено подводной лодкой "U-354" (командир - капитан 3 ранга Хербшлеб) в 50 милях южнее острова Медвежий.
Спустя несколько часов сообщение достигло командующего группой "Север" - генерал-адмирала Карльса, который сразу же передал информацию в штаб "Адмирала Норвежского моря" - адмиралу Клюберу и приказал Командующему крейсерами вице-адмиралу Кумметцу перевести крейсер "Адмирал Хиппер" и шесть эсминцев 5-й флотилии в 3-х часовую готовность к выходу в море. Вскоре было получено разрешение от штаба руководства войной на море на привлечение к операции "карманного" линкора "Лютцов". Сразу после полудня корабли перешли В готовность номер один.
В телефонном разговоре Карльс дал Клюберу, на которого возлагалось общее руководство операцией (кодовое наименование "Регенбоген"), указания относительно использования кораблей в бою.
Германскому соединению следовало избегать столкновения с превосходящим или равным противником, по возможности захватить несколько членов команды потопленных судов, но в то же время не задерживаться для спасения их экипажей, а также не допустить, чтобы это сделал противник. Особенность применения в этой операции "Лютцова" заключалась в том, что после боя он должен был направиться в самостоятельное крейсерство в северной части Норвежского моря (операция "Аврора").
В 17:45 выходившее соединение пересекло линию сетевых заграждений в Каа-фьорде и с этого момента тактическое руководство легло на вице-адмирала Оскара Куммеца. Им был разработан следующий план боя: германское соединение должно было догнать конвой, после чего более быстроходный флагманский "Хиппер" атакой с севера вынуждал караван к отходу курсом на юг, где тот неминуемо наткнулся бы на подходивший "Лютцов". Каждому из крейсеров придавалась группа из трех эсминцев, которые в период сближения образовывали строем фронта разведывательную завесу в следующем порядке (с севера на юг): "Фридрих Экколъдт", "Рихард Байтцен", "Z-29", "Z-31", "Z-30", "Теодор Ридель". Крейсера находились чуть позади крайних кораблей завесы.
В 22:00 соединение покинуло прибрежные воды и около полуночи благополучно миновало завесу из четырех британских подводных лодок. Примерно в то же время Кумметц получил последние данные о местонахождении конвоя, который оказался несколько южнее, чем предполагал немецкий адмирал. В 02:30 соединение перестроилось в соответствии с планом боя, причем "Хиппер" двигался курсом 30 градусов, а "Лютцов" - 50.
Утром 31 декабря 1942 года погода благоприятствовала немцам: отличная видимость, северо-западный ветер силой 5-6 баллов, волнение моря 5-6 баллов, редкие снежные заряды, температура воздуха 4-6 градусов мороза.
"Адмирал Хиппер", находившийся на северном фланге построения, продолжал движение в арктических сумерках. Новая 80-см РЛС "FuMo 22" не оправдала возлагавшиеся на нее надежд. Первый контакт был получен визуально. В 07:18 сигнальщики крейсера обнаружили по правому борту на расстоянии около 80 кабельтовых две тени. Вскоре число замеченных силуэтов увеличилось - это был конвой!
В 07:58 на "Хиппере" объявили боевую тревогу.
"Фридрих Эккольдт", самый северный из эсминцев, получил приказ продолжать наблюдение за противником, пока "Хиппер" занимал наивыгоднейшую позицию для атаки. К месту предполагаемого боя подтягивались и другие германские корабли.
Около 08:20 британский корвет "Хайдерабад" обнаружил силуэты двух эсминцев, но не сделал донесения, так как ожидался подход советских кораблей.
Спустя десять минут те же корабли были замечены "Обдъюрейтом". В свою очередь командир 5-й германской флотилии капитан 1 ранга Шеммель, будучи уверенным в том, что его корабли обнаружены, и британский эсминец выходит в торпедную атаку, приказал открыть огонь. До того, как цель скрылась в темноте, "Фридрих Эккольдт" успел дать лишь несколько залпов. Носовое орудие "Z-29" сделало две осечки, а "Рихард Байтцен" вообще не открывал огня. Это столкновение выдало англичанам присутствие врага. В 09:29 "Z-29" произвел еще несколько выстрелов по эсминцу противника, которым, по всей вероятности, был всё тот же "Обдъюрейт".
В 09:39 эскадренный миноносец "Онслоу" обнаружил германский крейсер.
Одновременно с этим "Адмирал Хиппер" открыл огонь по эсминцу "Акейтис", но после пяти залпов направил свои 203-мм орудия на угрожавшие ему торпедной атакой "Онслоу" и "Оруэлла".
В течение следующего получаса, искусно маневрируя и прикрываясь туманом и дымовыми завесами, четыре британских эсминца сдерживали противника. Носовой радиодальномер "Хиппера" был выведен из строя сотрясением, вызванным стрельбой его орудий, а линзы дальномеров обледенели. В результате точность артиллерийского огня германского крейсера оказалась невысокой.
Лишь в 10:18, когда дистанция боя сократилась до 60 кабельтовых, два последовательных залпа накрыли британский лидер, причинив ему значительные повреждения и серьезно ранив самого кэптена Шербрука.
Все это время германские эсминцы северной группы находились позади флагмана и только около 10:20 присоединились к нему. Скоро был обнаружен еще один британский корабль, опознанный как эсминец (реально тральщик "Брэмбл"), по которому "Хиппер" в 10:36 открыл огонь из всех орудий с дистанции 30 каб. Цель была накрыта третьим залпом. После этого Кумметц приказал командиру 5-й флотилии добить вражеский корабль. Два германских эсминца ("Z-29" отстал) с некоторой заминкой принялись исполнять это распоряжение, однако вскоре "Рихард Байтцен", давший всего четыре залпа был отпущен. Шеммель счел, что и одного лидера вполне достаточно для выполнения задачи. "Фридрих Эккольдт" также выпустил по цели не слишком много боеприпасов, но этого оказалось достаточно, чтобы в 11:21 "Брэмбл" навсегда скрылся под водой.
Тем временем южная группа немцев полным ходом приближалась к месту боя. Около 09:30 ее передовой эсминец "Z-31" обнаружил по левому борту большое количество теней. В 09:48 боевую тревогу объявили и на самом "Лютцове". Тени и дым от множества труб можно было обнаружить уже визуально, однако видимость в северном направлении значительно затруднялась снежными зарядами и сумерками. Крейсер снизил скорость с 26 до 10 узлов и приступил к определению цели при помощи РЛС. Серия измерений, произведенных на различных частотах, показала наличие большого количества крупных и средних кораблей в направлении 308 ° на расстоянии от 14 тыс. до 10,6 тыс. метров.
Наконец, в 10:42 суда конвоя были обнаружены уже визуально. К тому времени "Лютцов" уже разошелся с караваном на контркурсах и теперь был вынужден изменить направление движения до 120 ° и увеличить скорость до 12 узлов. Немцы ждали улучшения видимости и огонь все еще не открывали, лишь "Z-31" в 10:48 безуспешно дал три залпа из 150-мм орудий.
Еще в 10:20 конвой изменил направление движения с восточного на южное, а эсминцы охранения, за исключением "Акейтса" и поврежденного "Онслоу", прикрыли его со стороны кормы. "Хиппер", оказавшийся в результате своего не совсем удачного маневрированием во время эпизода с "Бремблом" намного севернее цели, теперь настигал ее со скоростью 31 узел.
В 11:15 германский флагман возобновил стрельбу и вскоре добился попадания в незакрытый дымовой завесой "Акейтс". Британский эсминец был быстро превращен в пылающую развалину. Спустя два часа он затонул. В 11:30 крейсер перенес огонь, на "Обидиент", которому близкие разрывы снесли все радиоантенны, после чего снова изменил курс (на этот раз на северо-западный), чтобы уклониться от предполагаемых торпед.
В этот критический момент сражения немцев ожидал весьма неприятный сюрприз. Так и не обнаруженные ранее крейсера контр-адмирала Барнетта, ориентируясь по орудийным вспышкам, наконец-то прибыли в район боя, чтобы внести свой вклад в спасение конвоя. Лишь только германские радисты успели передать в береговой штаб сообщение вице-адмирала Кумметца об отсутствии крейсеров в составе эскорта конвоя, как "Хиппер" подвергся сильному и меткому обстрелу с северо-востока. Из-за плохой видимости в этом направлении различить противника было невозможно, в то время, как англичане - крейсера "Шеффилд" и "Ямайка" - отлично видели врага!
В 11:32 германский корабль повернул к северу и, наконец, обнаружил обстреливающие его крейсера Барнетта. В этот момент первый 152-мм снаряд попал ему ниже ватерлинии под броневой пояс и разорвался в топливной цистерне, вызвав затопление котельного отделения №3. Из-за обледенения прицельной оптики и дыма, закрывавшего цель, ответная стрельба германского крейсера была неэффективной. Примерно в 11:35 он получил еще два попадания: в нос выше ватерлинии и в ангар. Начавшийся там сильный пожар практически полностью исключил возможность наводки обеих кормовых башен. Описав полную циркуляцию, "Хиппер" лег на курс 270 °, и поставив дымовую завесу, вышел из боя.
Последовавший за этим эпизод оказался еще более неприятным для немцев. Британские крейсера, закончившие к тому времени циркуляцию (они повторили маневр "Хиппера", чтобы не изменять горизонтальной наводки орудий), обнаружили почти прямо по курсу два германских эскадренных миноносца. Ими оказались возвращавшиеся после потопления "Брэмбла" "Фридрих Эккольдт" и "Рихард Байтцен" (следовал за лидером несколько южнее). Эсминцы находились в идеальной позиции для торпедной атаки. Это заставило англичан обрушить на них огонь всех орудий, включая 40-мм зенитные.
Когда первые снаряды противника разорвались вокруг "Экколъдта", между Куммецом и совершенно запутавшемся в обстановке Шеммелем состоялся по радио следующий диалог:
С "Эккольдта": "Укажите Ваш курс и скорость? В каком направлении Вы ведете огонь в настоящий момент?"
С "Хиппера": "Курс 80 градусов. На север".
С "Эккольдта": "Я наблюдаю по направлению в 300 градусов крейсер и эсминец. Это Вы? В какой Вы стороне от конвоя?"
С "Хиппера": "Севернее".
В этот самый момент англичане взяли "Эккольдт" в вилку, однако Шеммель не предпринял никаких, мер и продолжил выяснять отношения:
С "Экколъдта": "Вы обстреливаете меня".
С "Хиппера": "Нет. Это английский крейсер!"
Аналогичное сообщение на лидер флотилии передал и "Рихард Байтцен", однако было уже поздно. На "Фридрих Эккольдт" обрушился град снарядов. С "Z-29" наблюдали, как очередное попадание в центр эсминца вызвало ужасный взрыв, и вскоре корабль исчез в морской пучине вместе со всеми находившимися на борту. Это произошло приблизительно в 11:58.
"Рихард Байтцен" же настолько быстро выставил дымовую завесу, что крейсер "Ямайка" не успел сделать по своей цели ни одного выстрела.
Все это время группа, возглавляемая "Лютцовом", продолжала свое малоудачное маневрирование.
Еще в 11:16 оба германских крейсера обнаружили друг друга и обменялись опознавательными сигналами, однако орудия "Лютцова", находившегося гораздо ближе к конвою, чем "Хиппер", все еще молчали. В 11:26 командир корабля капитан 1 ранга Штанге решил изменить курс с юго-восточного на северо-западный, чтобы сблизиться одновременно и с конвоем, и с флагманским крейсером. Хотя все это время "Лютцов" находился не более чем в пяти милях от каравана, визуальный контакт с ним постоянно нарушался снежными зарядами. Наконец, в 11:38 Штанге вновь обнаружил конвой, что позволило через четыре минуты открыть огонь. Дистанция до цели в этот момент уже возросла до 85 кабельтовых. Тем не менее в дело была введена также средняя артиллерия крейсера и пушки "Z-30". Спустя шесть минут линзы прицелов замерзли, поэтому стрельбу пришлось прекратить.
В 12:00 "Лютцов" снова открыл огонь, причем прежде, чем британские эсминцы прикрыли конвой дымовой завесой, ему удалось добиться попадания в пароход "Калибре" и тяжело повредить близким разрывом "Обдъюрейт". Германские эсминцы этой группы, несмотря на предельное для своих орудий расстояние, также вступили в бой, однако сомнительно, чтобы хотя бы один их снаряд достиг цели.
К немалому удивлению англичан, через пять минут огонь с севера окончательно прекратился. Это явилось результатом приказа, полученного Штанге в 12:03 - "Прекратить бой и отойти на запад".
Кумметц, имевший на случай возникновения неблагоприятной ситуации недвусмысленные указания сверху, отдал такое распоряжение еще в 11:46. Правильность этого решения подтвердилась чуть позже, когда выяснилось, что англичане не удовлетворились срывом атаки на конвой и продолжают преследование флагманского крейсера. В 12:15 корабли Барнетта были уже готовы вновь атаковать врага, но угроза торпедной атаки со стороны "Z-29" и "Рихарда Байтцена" заставила их отказаться от своего намерения и изменить курс.
На заключительном этапе сражения (12:29-12:31) состоялась короткая перестрелка между крейсерами англичан и приближавшимся с юго-востока "Лютцовом", к которому присоединился и "Хиппер". И снова угроза торпедной атаки германских эсминцев заставила англичан выйти из боя - на этот раз уже окончательно.
Обратный путь прошел для немцев без происшествий, и уже в 15:40 1 января 1943 года эсминцы приступили к перекачке нефти с танкера "Нордмарк" в Каа-фьорде.
Как одну из причин общей неудачи, постигшей немцев можно считать необъяснимую пассивность, проявленную Кумметцом и в особенности Штанге в использовании своих эсминцев. За весь бой корабли 5-й флотилии так и не выпустили ни одной торпеды. Это выглядит резким контрастом по отношению к удачным действиям в бою британских кораблей этого же класса.
- схема Новогоднего боя и фото Z-30 в Норвегии, 1942 год.