Второй бой у Нарвика.
Состоявшийся вечером 12 апреля налет на Нарвик палубных, самолетов 816-й и 818-й эскадрилий FAA с авианосца "Фьюриес" стал явным признаком сосредоточения в этом районе крупных сил британского флота. Из-за неблагоприятных погодных условий только девять "Суордфишей" смогли выйти на цель. Точность их бомбометания оказалась весьма низкой. Ни один корабль в порту не получил повреждений, хотя имелись жертвы среди личного состава на берегу. На ночь для несения дозора в Уфут-фьорд высылался эсминец "Ганс Людеман". С наступлением утра "Эрих Кельнер" вышел из Нарвика, чтобы вовремя занять свою позицию у Таарстадта. Его сопровождал идущий в дозор "Герман Кюнне".
Капитан 1 ранга Бей предполагал, что атака кораблей противника состоится во второй половине дня 13 апреля. Командир английского отряда вице-адмирал Уайтворт не заставил немцев долго ждать.
Сразу после полудня его корабли (линкор "Уорспайт" и девять эсминцев) вошли в Уфут-фьорд. В 12:56 британское соединение было обнаружено "Германом Кюнне". Эсминец передал по радио сигнал тревоги и отошел под прикрытием дымовой завесы, обмениваясь орудийными выстрелами с передовыми британскими кораблями. "Эрих Кельнер", не успевший дойти до Таарстадта, где ему надлежало встретить англичан внезапным торпедным залпом и артиллерийским огнем, изменил курс и пошел на юг в надежде укрыться у Дьюпвика.
Поднявшийся в воздух с "Уорспайта" разведывательный гидросамолет "Суордфиш" в 13:03 обнаружил "Кюнне", а в 13:10 находившийся несколько восточнее "Кельнер". Но визуальный контакт с "Кюнне" передовые британские эсминцы "Бедуин" и "Коссак" установили только в 13:28 и еще через 2 минуты открыли по нему огонь с предельной дистанции.
Между тем британский гидросамолет осмотрел Нарвик и близлежащие фьорды. У входа в гавань воздушный разведчик заметил эсминец "Ганс Людеман", а в Херьянгс-фьорде - подводную лодку "U-64". Решение атаковать пришло почти мгновенно. Пилот Райс направил свой "Суордфиш" в пикирование и, когда машина находилась всего в 60 метрах над целью, сбросил две 100-фунтовые бомбы. Одна из них упала рядом с бортом "U-64", зато другая угодила прямо в рубку. Подводная лодка затонула.
На обратном пути в поле зрения летчиков "Суордфиша" снова попался "Кельнер". Подошедшие через некоторое время в этот район эсминцы "Бедуин", "Панджаби" и "Эскимо" вовремя получили предупреждение о затаившемся здесь германском эскадренном миноносце, поэтому успели развернуть свои орудия и торпедные аппараты. Положение "Кельнера" стало безнадежным, но он оказал довольно упорное сопротивление превосходящему противнику.
В 14:09 практически одновременно обе стороны открыли огонь с дистанции 18 кабельтовых. В течение следующих десяти минут "Кельнер" был поражен торпедой в носовую часть, получил множество снарядных попаданий, вызвавших сильные разрушения и пожар. По приказу командира эсминца капитана 2 ранга Шульце-Хинрихса экипаж остановил обреченный корабль. Но расчет одного 127-мм орудия продолжал бой. Тогда линкор "Уорспайт" ввел в действие свой
главный калибр.
381-мм бронебойные снаряды(!!!) прошивали тонкие борта "Кельнера" навылет, круша все на своем пути, но не успевая разорваться. При каждом таком попадании корпус эсминца сильно раскачивался. После шестого залпа "Уорспайта" все было кончено. Потери команды "Кельнера" составили 31 убитый и 39 раненых. Оказавшиеся на берегу немецкие моряки с Альфредом Шульце-Хинрихсом во главе попали в плен к норвежцам и были освобождены только в июне.
Оповещенный о приближении противника капитан 1 ранга Бей вышел в 13:15 с "Ценкером", "Арнимом" и "Людеманом" в Уфут-фьорд, где к ним присоединился "Кюнне". "Тиле" и Тизе" оставались в порту. Этим кораблям предписывалось находиться в готовности только к 14:00 (следствие неудачного предположения Бея о времени английской атаки), и теперь их команды спешно приводили механизмы в действие.
Британские эсминцы приближались двумя группами: "Коссак"(тип - "Трайбл"), "Кимберли" и "Фористер" продвигались по северной части Уфут-фьорда, а "Бедуин", "Панджаби" и "Эскимо"(типа "Трайбл") составляли южную группу. Еще три эсминца, а именно "Икарес", "Хироу" и "Фоксхаунд" с тралами на случай наличия во фьорде германских мин прокладывали дорогу флагманскому "Уорспайту".
Начался маневренный бой в замкнутом пространстве Уфут-фьорда. Противники прятались в снежных зарядах, обменивались торпедными залпами и вели интенсивный артиллерийский огонь, неэффективный большей частью из-за плохой видимости. Только эсминец "Бедуин" получил несколько попаданий, снесших 120-мм орудие на полубаке и изуродовавших его надводный борт в носовой части.
В разгар боя десять "Суордфишей" с "Фьюриеса" сбросили 250-фунтовые бомбы на германские эсминцы. Немцев спасла высокая скорость и непрекращающееся маневрирование. Лишь одна из бомб разорвалась вблизи от "Арнима", но не нанесла ему никаких повреждений.
За все это время вице-адмирал Уайтворт не отдал ни одного приказания, предоставив командирам эсминцев полную свободу действий. Линкор "Уорспайт" оставался позади эсминцев, растянувшихся по всей ширине фьорда. Корабль двигался 10-узловым ходом и вел огонь из орудий главного калибра. Вспоминая бой, командир "Хироу" коммандер Бипс уподобил английское построение взводу пехоты, поддерживаемому танком, или охотнику со сворой гончих.
Торпеды, выпущенные "Ценкером", прошли вблизи от "Уорспайта", но не попали в него.
К 14:50 "Ценкер", "Арним", "Людеман" и "Кюнне" израсходовали почти все снаряды и вместе с присоединившимся к ним в 14:30 "Тиле" были оттеснены от порта. Эрих Бей поднял сигнал общего отхода в Румбакс-фьорд. "Тиле" прикрыл выходящие из боя эсминцы дымовой завесой. "Вольфганг Ценкер" и "Бернард фон Арним" ушли в дальнюю часть фьорда и были приготовлены к взрыву. "Тиле" и "Людеман", еще сохранившие в своих торпедных аппаратах несколько торпед, заняли выгодную позицию в Стромменской узости - наиболее узкой части Румбакс-фьорда.
Наблюдатели "Германа Кюнне" не увидели сигнала флагмана к отходу. Командир эсминца капитан 3 ранга Фридрих Коте принял решение уходить в Херьянгс-фьорд, чтобы выброситься на отмель у Трольвика, спасти экипаж и взорвать корабль. "Кюнне" не имел повреждений и потерь в личном составе, но он израсходовал весь боезапас. Дальнейшее сопротивление не имело смысла. Команда сошла с корабля, были открыты кингстоны и установлены подрывные заряды.
"Эскимо" преследовал "Кюнне" и в 15:13 с дистанции 25 кабельтовых выстрелил в него торпеду. Мощный взрыв переломил германский эсминец пополам. Невозможно установить, было ли это результатом попадания торпеды "Эскимо" или же подрывные заряды - глубинные бомбы эсминца - успели сработать прежде. Так или иначе, англичане и немцы продемонстрировали в этом эпизоде редкое единство в стремлении уничтожить корабль.
Около 14:50, как раз тогда, когда Бей с четырьмя эсминцами устремился в Румбакс-фьорд, "Эрих Гизе" сумел наконец дать ход. "Я мог уничтожить корабль в гавани, - вспоминал впоследствии его командир капитан 3 ранга Шмидт, - в этом случае вся команда была бы спасена, или выйти и драться... Это оказалось грудным вопросом для меня, но я считал, что действительная обязанность офицера и солдата - нанести как можно большие потери врагу, пока это возможно сделать. У нас были боеприпасы на десять минут боя и все торпеды, поэтому мы могли драться. Я не надеялся, что мы когда-нибудь вернемся в порт..."
На выходе из гавани левая машина "Гизе" отказала, задержав эсминец на месте еще на тринадцать минут. В этот момент "Гизе" вместе со стоявшим неподвижно у пирса "Рёдером" вступил в огневой поединок с "Бедуином" и "Панджаби". Дистанция стрельбы быстро сократилась с 30 до 15 кабельтовых. "Панджаби" был накрыт меткими залпами немецких артиллеристов и получил повреждения. "Рёдер" имел два попадания, не повлекших серьезных последствий.
Только в 15:05 Шмидту удалось вывести свой корабль из нарвикской гавани, но лишь затем, чтобы попасть под ураганный огонь британского линкора(
"Уорспайт" - Админ). "Гизе" дал торпедный залп. После израсходования всех снарядов экипаж оставил свой корабль, дрейфующим и горящим. Англичане продолжали расстреливать его и добились множества попаданий прежде, чем германский эсминец затонул.
Настала последняя фаза сражения, которое вице-адмирал Уайтворт имел уже все основания считать выигранным. Однако уцелевшие германские эсминцы еще могли применить торпеды и нанести некоторый урон британскому соединению. Поэтому около 15:00 флагманский "Уорспайт" просигналил: "Торпедная угроза должна учитываться. Враг должен быть уничтожен без промедления. Сталкивайтесь или высаживайтесь, если это необходимо."
Британские эсминцы начали обыскивать все заливы и бухты в поисках противника.
В 15:15 коммандер Шербрук на "Коссаке", поддерживаемый артиллерией "Уорспайта", вошел в нарвикскую гавань, где он был встречен меткими залпами "Рёдера". В ходе короткой артиллерийской дуэли (у немцев скоро кончились боеприпасы) "Коссак" получил четыре попадания, потеряв при этом 9 человек убитыми и ранеными. Один из снарядов вывел из строя рулевое устройство. Лишившись управления, британский корабль в 15:22 выскочил на мель у Анкенеса. Сам же "Рёдер" получил только одно попадание. Снаряды "Уорспайта" увечили пристань и портовые сооружения, но ни один из них не попал в абсолютно неподвижный германский эсминец. (
)
Конец "Редера" и агония всей группы "Нарвик".
Кончились снаряды. Орудия "Рёдера" замолчали. Не сумев справиться с противником посредством артиллерии, Уайтворт приказал эсминцу "Фоксхаунд" сблизиться с "Рёдером" и захватить его. Тем временем один из офицеров германского корабля, лейтенант Титке, заложил два мощных подрывных заряда. Он поджег запалы с таким расчетом, чтобы оба эсминца были уничтожены взрывами как раз в тот момент, когда они сцепятся бортами. Случайная пулеметная очередь с берега, ранившая матроса на палубе "Фоксхаунда", помешала замыслу немцев. Не дойдя до "Рёдера" всего в 50 метров, "британец" застопорил машины, а затем дал полный назад.
В 16:20 "Дитер фон Рёдер" взорвался. Сорванный с места и поднятый в воздух взрывом кормовой четырехтрубный торпедный аппарат упал в воду в 150 метрах от корабля, а обломки рубки рухнули на набережную...
"Георг Тиле" и "Ганс Людеман"приняли свой последний бой в Румбакс-фьорде, преградив путь англичанам, ведомым коммандером Миклесуэйтом на "Эскимо".
Торпеда "Тиле", выпущенная с дистанции 25 кабельтовых, застигла противника врасплох. Поставленная немцами при отходе дымовая завеса еще не успела развеяться. Ширина фьорда в этом месте была не многим более 1 кабельтового, что исключало возможность уклониться от залпа. К счастью для англичан, вторая торпеда "Тиле" не вышла из аппарата, а торпедный залп "Людемана" оказался на редкость неточным. Но даже попадание одной торпеды произвело ужасные разрушения и в 15:45 полностью вывело "Эскимо" из строя. Взрывом была оторвана носовая оконечность корабля вплоть до второго орудия. Потери экипажа при этом составили 15 убитых и 10 тяжело раненых, большую часть от суммарных потерь в личном составе, понесенных флотом Его Величества в бою (всего 28 убитых и 55 раненых).
Подоспевшие "Фористер", "Хироу" и "Бедуин" открыли ураганный огонь. "Тиле" отвечал редкими выстрелами из четырех орудий. Но вскоре истощение артиллерийских погребов и тяжелые повреждения заставили командира эсминца капитана 3 ранга Макса-Экарта Вольффа прекратить огонь.
Около 16:00 "Георг Тиле" выбросился на мель и переломился на две части. 14 человек из его экипажа были убиты, еще 28 получили ранения. Мужественное сопротивление этого корабля задержало на некоторое время англичан. Это позволило "Людеману" отойти вглубь Румбакс-фьорда и присоединиться к находившимся там "Ценкеру" и "Арниму". Отсутствие снарядов и торпед делало дальнейшее сопротивление невозможным. Немецкие моряки взорвали свои эсминцы.
Из-за небрежности при закладке зарядов "Людеман" не был разрушен взрывом. Уайтворт решил взять его в качестве трофея и отбуксировать в Англию, но потом отказался от этой затеи. Корпус "Людемана" был взорван торпедами эсминца "Хироу".
Из состава экипажей погибших эсминцев (всего набралось около 2100 человек) немцы сформировали отряд морской пехоты, командиром которого стал капитан 3 ранга Ганс Эрдменгер. Вместе с горными егерями генерала Дитля моряки храбро сражались против высадившихся в этом районе союзных войск. Корабельные технические специалисты совместно с саперами восстанавливали портовые сооружения Нарвика, ремонтировали паровозы, вагоны, автомобили и вооружение.
- выброшенный на берег командой "Георг Тиле" и останки эсминца "Бернд фон Арним", сохранившиеся в Румбакс-фиорде и по сей день, как вечный памятник тому трагическому сражению...
- горящий "Эрих Гизе" и довоенные фото эсминцев "Вольфганг Ценкер" и "Георг Тиле".
- довоенный снимок Z-18 "Ганс Людеманн" и аэрофотоснимок останков погибших в Румбакс-фиорде немецких эсминцев.
__________________________________________________________________________________________________________
В боях за Нарвик немцы потеряли 10 эсминцев - ровно половину от общего числа кораблей этого класса, которыми располагала Германия к апрелю 1940 года. Сами же бои были объявлены образцом выдающегося героизма(
и вполне справедливо, над сказать. - Админ).
Никто не порицал Эриха Бея за поражение (Коммодор Бонте (посмертно), а капитан I ранга Эрих Бей за отличия в боях за Нарвик были награждены Рыцарскими крестами.
15 мая 1940 года Бей стал преемником Бонте на посту начальника эсминцев. Кроме того кавалерами Рыцарского креста стали капитан 2 ранга Фридрих Бергер, капитаны 3 ранга Ганс Эрдменгер и Макс-Эккардт Вольфф), хотя при большей инициативности и тактической грамотности он мог бы спасти четыре или хотя бы два эскадренных миноносца группы, не говоря уже о его досадной нерешительности на завершающей фазе боя против британской 2-й флотилии.