Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".  Проект завершен

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#46 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 11 ноя 2017, 22:48

Приборы управления огнем


Управление огнем на германских эсминцах осуществлялось с двух постов, располагавшихся на верхнем мостике и средней надстройке. Каждый пост был оборудован 4-метровым стереоскопическим дальномером и стабилизированным в двух плоскостях визиром. Последний включал в себя обычный бинокулярный прицел, приборы контроля готовности орудии к выстрелу, управления цепью стрельбы, автомат ВИР сдатчиками прицела и целика, снабженные корректорами, что позволяло управлять огнем упрощенным способом — без центрального поста. Носовой вычислитель был стабилизирован для определения величины изменения пеленга. Дальномер и вычислитель обслуживались расчетами из 3 человек.
Центральный артиллерийский пост, включавший так называемую "артиллерийскую решающую станцию" (Artillerierechtenstelle) типа С34/Z фирмы "Цейс", располагался в XI отсеке на нижней палубе. Гировертикаль размещалась в отсеке вспомогательных механизмов, близко к центру корабля. В целом эффективность системы управления огнем нельзя назвать высокой. В столкновениях с британскими кораблями немцы регулярно выдавали меньший процент попаданий.
Система управления зенитным огнем фактически отсутствовала. Дистанционный взрыватель 127-мм снарядов при заградительной стрельбе по самолетам выставлялся по данным дальномерного барабана. 37-мм установки обеспечивались дальномером с базой 1,25 м, а 20-мм автоматы — ручными 70-см дальномерами.
Изображение - носовая надстройка и мостик эсминца "Карл Гальстер", 1940 год. Виден носовой дальномерный пост эсминца.
Управление торпедной стрельбой осуществлялось с торпедного поста, располагавшегося рядом с артиллерийским. На крыльях мостика стояли торпедные прицелы типа ТZА-2 со стабилизированной оптикой, выдававшие курсовой угол и скорость цели, дальность до которой определялась по дальномеру или, впоследствии, радару. Информация поступала на "торпедную решающую станцию" (Тоrpedorechtenstelle) также фирмы "Цейс", включавшую в себя планшет и электромеханический калькулятор для решения торпедного треугольника, а также автомат залповой стрельбы, определявший временные интервалы при пуске торпед веером. Минимальный интервал между пусками составлял 2 с.
Все эсминцы имели по два прожектора: 90 см боевой устанавливался на площадке на средней надстройке, 60 см сигнальный — на площадке фок-мачты. Корабли типа 36 (кроме Z-21 и Z-22) несли дополнительный 60 см прожектор позади носового дальномера. Посты управления прожекторами находились на нижнем ярусе носового мостика. В ходе службы расположение прожекторов неоднократно менялось, а к
концу войны они исчезли с большинства кораблей. Поданным М. Уитли, на мостике Z-31 в 1944 году были установлены инфракрасные приборы.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#47 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 14 ноя 2017, 15:23

Минное и противолодочное оружие


Особым видом наступательного вооружения германских эсминцев, использование которого принесло, пожалуй, наибольший успех, стало минное оружие. Для постановки мин все корабли оборудовались стационарными минными путями, выполненными из стали швеллерного профиля и приваренными к палубе электросваркой. Штатная нагрузка составляла 60 якорных мин (контактных ЕМС, магнитных ЕМ Fit RMB, противолодочных UMA и UMВ) или 80—100 минных защитников (RB и EMR).
ИзображениеИзображение - мины и минные защитники на палубе эсминца "Фридрих Ин" и одного из эсминцев типа 1934.
Для защиты от мин все эсминцы оборудовались двумя комплектами параванов-охранителей (OGG — Otter Geleit Gerate). Они устанавливались на специальный шпирон, выдвигавшийся через отверстие в форштевне ниже ватерлинии. Ширина протраленной полосы составляла 20-25 м.
Кроме того, по штату кораблям полагался комплект параван-тралов, для постановки которых на корме устанавливались электрические краны. В 1939—1940 годах все эсминцы оснастили размагничивающим устройством типа MES.
Изображение - Кормовая оконечность одного из эсминцев типа 1936А, Вильгельмсхафен, 1945 год. Видны закрепленные по-походному параваны-охранители и краны для из спуска.
Зато с противолодочной обороной обстояло менее благополучно. На вооружении стояли глубинные бомбы двух типов — WBF и WBG. Они имели одинаковый заряд(60 кг), но различались по общей массе, скорости и глубине погружения.
Изображение - таблица ТТХ глубинных бомб WBF и WBG.
В начале войны стандартная нагрузка составляла 18 глубинных бомб, из которых шесть хранились на кормовых скатах, а остальные — в погребе. Впоследствии их число увеличилось до 30—36 (по некоторым данным до 60), а у кормовой надстройки стали монтировать по четыре бомбомета.
Изображение - бомбомет с глубинной бомбой WBG.
Как и большинство немецких кораблей, эсминцы имели развитые средства для постановки дымовых завес, включавшие, в частности, сбрасываемые на плотиках дымовые шашки. Хотя появление эффективных радаров обесценило дымоаппаратуру, она сохранялась до конца войны.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#48 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 15 ноя 2017, 19:50

Радиоэлектронное оборудование


Эскадренные миноносцы оснащались четырьмя радиопередатчиками и приемниками (ДВ, ДВ ближнего действия, КВ и УКВ). Радиорубка располагалась в нижнем ярусе носовой надстройки, рядом с ней находился шифровальный пост, оборудованный шифровальной машиной "Энигма".

Гидроакустическое оборудование


Гидроакустические средства германских эсминцев первоначально ограничивались шумопеленгаторной станцией GHG (Gruрреnhогchgergt), в комплект которой входило 36 гидрофонов, устанавливавшихся вдоль бортов, усилитель, компенсатор и два блока питания для усилителя и приемников. Посредством коммутатора обеспечивались различные режимы подключения приемников. Рабочие частоты: 500 Гц; 1, 3, 6 и 10 кГц. Считалось, что при движении корабля средним ходом станция способна обнаруживать шумы торпед с расстояния 2 000 м, подводной лодки — с 500—700 м, но в боевых условиях выяснилось, что реальные показатели станции значительно скромнее.
В 1938 году фирма СЕМА завершила разработку гидролокатора, получившего название "S-Gerat" или "Shallwellengerat" (Shallwellen — звуковая волна). По принципу действия прибор был аналогичен британскому "Асдику". Он работал на частоте 10— 15 кГц с частотой следования импульсов до 300 Гц, имел дальность действия порядка нескольких сотен метров и в благоприятных условиях обеспечивал точность по пеленгу порядка 1 град., по дальности — около 1%. Поступление станций на флот шло медленно.
До конца 1939 года их установили на "Ценкер" и "Эккольдт", к середине следующего года планировалось оснастить ими половину эсминцев. В действительности "Ридель" получил "S-Gerat" в августе 1940 года, "Ин" — в феврале 1941 года, тогда как "Хайнеман" и "Штайнбринк" гидролокаторов вообще не имели (по остальным кораблям довоенной постройки точных данных нет). Зато все корабли типов 36А, ЗбА(МоЬ) и 36В комплектовались ими при вступлении в строй.
В популярной литературе активным гидроакустическим средствам немецких кораблей дается, как правило, высокая оценка, однако анализ боевого опыта позволяет говорить скорее об обратном.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#49 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 17 ноя 2017, 20:43

Радиолокационное оборудование


С осени 1940 года эскадренные миноносцы стали оснащаться радиолокационными станциями FuМО 21. Для их размещения на верхнем мостике позади дальномерной площадки была оборудована небольшая рубка. Станция имела антенную решетку "матрасного" типа размером 4x2 м, рабочую частоту 368 МГц (длина волны 81,5 см) и дальность обнаружения надводной цели около 5,5 миль. Установка маcсивного радара заставила снять прожектора с мачт и заменить прежние 4-x метровые дальномеры 3-x метровыми. На кораблях типа 34/34А станция имела значительную "мертвую зону" в кормовых секторах, эcминцам следующих серий, благодаря иному расположению фок-мачты, даже столь габаритным антеннам удалось обеспечить круговое вращение.
С 1943 года станция FuМО 21 заменялась улучшенными FuМО 24 или FuМО 25 (антенна 6x2 м), однако на Z-25 впоследствии вернули старую модель. В конце 1944 — начале 1945 года большая часть уцелевших кораблей была дополнительно оснащена радаром FuМО 63 "Хохентвайль К" (частота 556 МГц, длина волны 53,9 см, дальность обнаружения надводной цели около 5 миль, воздушной — от 10 до 40 км в зависимости от высоты полета), устанавливавшимся позади второй трубы вместо прожектора. К тому же, "Байтцен", "Ин", "Штанйбринк", Z-28, Z-38 и три корабля типа 36В эту станцию не получали.
Изображение - схема расположения антенн РЛС на немецких эсминцах.
В ходе Второй мировой войны радиолокация заняла прочное место на боевых кораблях и зарекомендовала себя отличным средством навигации и целеуказания. В 1943 году британский флот освоил артиллерийскую стрельбу по данным радаров, добившись таким образом качественного превосходства над противником. Немецкие радиодальномеры значительно уступали по своим возможностям. Пеленг цели определялся с точностью 3°, ошибка по дальности достигала 70 м, а две близко расположенные цели сливались на экране в одно эхо, что полностью исключало возможность ведения "слепой стрельбы". К тому же немецкие радары оказались весьма капризными и трудными в обслуживании системами. Они часто выходили из строя.
Так, во время нападения трех эсминцев группы "Арктика" на союзный конвой РQ-13 только Z-26 имел действующую РЛС. Неисправность радиолокационных станций на Z-24 и Z-25 помешала им обнаружить суда конвоя, а затем вовремя прийти на помощь тонущему флагману. А в ходе боя 28 декабря 1943 года в Бискайском заливе, когда штормовые волны сделали бесполезными все оптические прицелы и дальномеры, эскадренные миноносцы 8-й флотилии смогли добиться лишь одного попадания в "Глазго", вто время как британские крейсера вели отличную стрельбу благодаря своим радарам. Не получил германский флот и радиолокационных станций управления огнем зенитной артиллерии. Разрыв между немцами и союзниками в радиоэлектронном оборудовании обозначился с 1942 году и в дальнейшем он неуклонно увеличивался.

Станции радиотехнической разведки


Непременным атрибутом радиоэлектронного оборудования немецких кораблей были станции радиотехнической разведки, в литературе часто называемые пассивными детекторами.
К ним относились FuМВ 3 "Бали", FuМВ 4 "Суматра", FuМВ 6 "Палау", FuМВ 7 "Тимор", принимавшие излучение радиолокaторов противника. Они имели дипольные антенны или небольшие антенные решетки, монтировавшиеся на фок-мачте (на уровне прожекторной площадки или "вороньего гнезда") и ветроотбойнике мостика.
В самом конце войны "Пауль Якоби", а возможно и другие корабли, получили станции FuМЕ 2 "Веспе-G" системы опознавания "свой-чужой".
Изображение - расположение антенн РЛС и радиотехнической разведки на фок-мачте эсминца Z-39, 1945 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#50 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 18 ноя 2017, 20:21

Мореходность, остойчивость, управляемость


Первые же походы эсминцев типа 34/34А выявили несовершенство обводов корпуса, плохую остойчивость, задымленность. В свежую погоду они не всходили на волну, а прорезали ее и зарывались носом. Даже при небольшом волнении весь бак вплоть до орудия №1 заливался сплошным потоком воды, а хождение по верхней палубе было связно с риском для жизни.
Для уменьшения забрызгивания носовой части на "Георг Тиле" были установлены брызгоотбойники, проходившие вдоль полубака на уровне верхней палубы от якорных клюзов до орудия №2. Они себя не оправдали и к началу войны были демонтированы, но в 1944—1945 годах в ходе ремонта аналогичным образом был оборудован "Ганс Лоди".
Остойчивость "маассов" оставляла желать лучшего. Вследствие значительного "верхнего" веса и тяжелого корпуса метацентрическая высота при полном водоизмещении составляла всего 0,79 м, а при стандартном уменьшалась до 0,6 м.
Увеличение водоизмещения и ширины кораблей типа 36 благоприятно сказалось на остойчивости. Замеры головного "Дитера фон Рёдера" показали метацентрическую высоту 0,95 м при полном водоизмещении и 0,75 м при стандартном. Бортовая качка оценивалась как вполне умеренная.
Маневренность кораблей типа 34/34А оценивалась столь же невысоко. Диаметр циркуляции на скорости 21,4 узла составлял 580 м (4,83 длины корпуса), на скорости 35 узлов — 855 м (7,1 длины корпуса). При резкой перекладке руля возникал дифферент на нос. В штормовую погоду корабль плохо слушался руля и рыскал по курсу. В 1938—1939 годах на "Германе Шёмане" для улучшения управляемости были удлинены дейдвуды, но ощутимых результатов это не принесло. Зато у эсминцев типа 36 за счет увеличения длины дейдвудов и изменения обводов кормовой части маневренность несколько улучшилась, хотя из-за большой длины диаметр циркуляции оставался значительным.
"Нарвики» отличались заметно улучшившейся, по сравнению с предшественниками, маневренностью. Удлинение дейдвудов гребных валов улучшило устойчивость на курсе, хотя оставались проблемы с управляемостью на малых ходах. Перепланировка размещения водяных и топливных цистерн способствовала улучшению остойчивости. У кораблей с четырьмя 150-мм орудиями начальная метацентрическая высота при полной нагрузке составляла 0,88 м. Восстанавливающий момент был максимальным при крене 45° и исчезал при углах крена более 90°. Хотя амплитуда бортовой качки была значительной, эсминцы типа 36А обладали вполне удовлетворительными мореходными качествами. Выдержав испытания на Балтике, они получили положительные отзывы моряков. Но в боевых выходах в Северном море и Арктике выявился другой конструктивный недостаток: слишком острые обводы и малый запас плавучести носовой оконечности.
Установка носовой башни свела на нет большинство улучшений по части мореходности. Метацентрическая высота уменьшилась до 0,78 м. Эсминцы зарывались носом в воду даже при вполне умеренном волнении, плохо всходили на волну, появилась большая рыскливость на курсе. В сентябре 1942 года в ходе осуществления операции "Царин" в Баренцевом море Z-23 попал в шторм. Корабль настолько глубоко входил в воду, что волна перехлестывалась через мостик, а вокруг башни появлялись водовороты, как у полузатопленной скалы.
Изображение - Z-23 в штормовой Атлантике, 24 декабря 1943 года. Эсминец буквально "роет" носом штормовую волну.
Облегчение носовой части у эсминцев типа 36В, без сомнения, улучшило мореходность, однако полноценной проверки этого провести не удалось, поскольку корабли не покидали пределов Балтийского моря.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#51 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 19 ноя 2017, 21:32

Экипаж и бытовые условия


Экипаж довоенных эсминцев состоял из 10 офицеров и 313-315 матросов. Кораблям типа 36А по штату полагалось 11 офицеров и 332 унтер-офицеров и матросов (на Z-28 соответственно 12 и 315, плюс 12 человек штаба FdZ). В годы войны число офицеров, как правило, сокращалось, что было вызвано их нехваткой на других кораблях, в первую очередь — подводных лодках.
Тем не менее, по мере усиления зенитного вооружения численность личного состава неизменно росла. Так, на эсминцах типа 36В насчитывалось уже 11 — 15 офицеров и 320—335 матросов.
Расположение жилых помещений на всех кораблях было схожим. Каюта командира корабля занимала две трети кормовой надстройки и состояла из спальни, салона и санузла общей площадью 19 м2. Там же, но ближе к носу, располагалась офицерская кают-компания с буфетом. Жилые помещения офицеров (III отсек) состояли из 10 одно- и двухместных кают. Всего предусматривалось 15 мест, что создавало резерв для размещения на корабле штаба флотилии. Офицерские каюты оборудовались письменными столами, диванами, кроватями с рундуками, умывальниками и многочисленными шкафами. Кровати располагались, как правило, подлине корабля, что снижало утомляемость при качке. Советские специалисты, изучавшие трофейные корабли, отмечали удобство офицерских кают, но указывали на тесноту и скудность кают-компании.
Фельдфебели размещались во II отсеке в шести двухместных каютах, примыкавших к кают-компании. Матросы располагались в девяти кубриках: около 70 человек на нижней палубе в корме, остальные, в том числе машинная команда в полном составе — в носовой части на верхней и нижней палубах. В XI отсеке в полубаке находились 8—10 местные кубрики унтер-офицеров (маатов).
На кораблях довоенной постройки матросские кубрики оборудовались стационарными двухъярусными койками с рундуками, располагавшимися по большей части поперек корпуса. На одного матроса приходилось 1,25 м2 площади жилых помещений. На эсминцах типа "Нарвик" койки представляли собой съемные парусиновые полотнища, крепившиеся металлическими люверсами к вертикальным стальным тросам, натянутым между подволоком и палубным настилом. В дневное время кубрики были свободны от мебели, обеспечивая беспрепятственный доступ к бортам, что было немаловажно при борьбе с пожарами и пробоинами. Установка орудийной башни на "нарвиках" сильно стеснила жилое пространство в XII отсеке, что заставило перейти на трехъярусные койки в матросских кубриках. Однако и при этом стационарных спальных мест хватало примерно для половины экипажа, остальные спали в гамаках.
В кубриках имелись шкафы, изготовленные из прессованной бумаги, складные обеденные столы из дюралюминия, раковины для мытья посуды. Обычное паровое отопление на германских эсминцах отсутствовало, для обогрева жилых помещений служили электрокамины. Не имелось и изоляции кубриков: с одной стороны, это обеспечивало быстрый доступ к бортам при ликвидации пробоин, с другой, серьезно ухудшало условия обитаемости, особенно в суровых северных широтах.
Тем не менее, уже упоминавшийся В.В. Смирнов был буквально поражен вниманием к бытовым мелочам на немецких эсминцах: например, в умывальниках команды имелись краны для горячей и холодной воды. Наши специалисты отмечали большое количество холодильных шкафов (в кают-компаниях и буфетных имелись собственные холодильники), а также наличие всевозможных кладовых и мастерских, среди которых были даже портняжная и сапожная.
В целом бытовые условия команды нельзя назвать комфортными, однако немецкие моряки при стоянках в базе жили в береговых казармах, поэтому суровая практичность оборудования жилых помещений была для них нормой. Слепой перенос немецкого опыта советскими кораблестроителями на эсминцы проекта 30, учитывая традицию нашего флота "Корабль — дом", нельзя назвать удачным.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#52 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 20 ноя 2017, 14:31

Внешние различия эсминцев


Несмотря на то, что эсминцы типа 34/34А строились разными верфями, внешние различия между ними были минимальны. Первые четыре корабля имели полукруглый ходовой мостик, оказавшийся слишком тесным и вскоре замененный прямоугольным. Кроме того, они отличались скругленным сопряжением пaлубы и борта на полубаке. У кораблей с котлами Бенсона (Z-9 — Z-16) в передней части второй трубы имелись две трубки аварийного сброса пара, у эсминцев постройки "Германияверфт" (Z-9 — Z-13) средний иллюминатор ходовой рубки был слегка приподнят над остальными, а у "дешимаговских" (Z-5 — Z-8) скругление обшивки на срезе полубака имело меньший радиус.
ИзображениеИзображение - внешний вид эсминцев Z-1 "Леберехт Маасс" и Z-6 "Теодор Ридель" (тип 1934/34А).
Эсминцы типа "Рёдер", как уже отмечалось, различались формой форштевня: у Z-17 — Z-19 он был прямым, у Z-20 — Z-22 — клиперным. Кроме того, прожектоpная площадка на фок-мачте у Z-17 — Z-19 находилась на уровне носовой трубы, у оcтальных — примерно на половине высоты мачты. Построенные последними Z-21 и Z-22 имели заметно утолщенные внизу фок-мачты.
Изображение - внешний вид эсминца Z-20 "Карл Гальстер" (тип "Рёдер").
После вступления в строй Z-23 и Z-24 отличались от прочих "нарвиков" формой банкетов под носовым орудием. На Z-25 ограждение винтов располагалось несколько выше, а также была изменена подводная часть форштевня. На Z-30 над торпедными аппаратами имелись переходные мостики, соединяющие палубы надстроек - в 1943 году их сняли. Эсминцы типа З6А(МоЬ) внешне выделялись более высоким козырьком на передней трубе, а Z-31 — Z-34 еще и конфигурацией фок-мачты ("ноги" чуть ниже). Z-32 и Z-37 первоначально имели барбет носовой башни высотой 0,7 м, которую впоследствии уменьшили до проектных 0,3 м.
ИзображениеИзображение - внешний вид эсминцев типа "Нарвик" Z-23 и Z-24.
Обмотки размагничивания на большинcтве кораблей укладывались на уровне палyбы полубака, но на Z-24 они находились чуть ниже, а на Z-39 — на уровне верхней палубы и были закрыты брызгоотбойником.
Часть эсминцев (Z-25, Z-28, Z-37, Z-38) имела брызгоотбойникн, проходившие от полуклюзов до орудийной башни. Практически все корабли получили защитные плексигласовые щиты на торпедные аппараты. Прочие различия касались формы площадок 20-мм автоматов на средней надстройке, менялся состав и расположение шлюпок и прожекторов.
Изображение - внешний вид эсминца Z-30.
Все эсминцы типа 36В незначительно различались между собой. Z-35 был единственным, имевшим прожекторную площадку на фок-мачте, а Z-43 — обмотки размагничивания на уровне верхней палyбы, закрытые брызгоотбойниками.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#53 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 21 ноя 2017, 15:23

Окраска эсминцев


Довоенная система окраски эсминцев в общих чертах не отличалась от принятой еще до Первой мировой войны — так называемая "схема 50/51". Корпуса окрашивались в средне-серый цвет (Dunkelgrau 51), надстройки — в светло-серый (Неllgrau 50), ватерлиния была темно-серой (Grau 23а/23Ь), для подводной части использовалось четыре оттенка красного. Козырьки дымовых труб — черные либо (особый шик!) белые, палубы — темно-коричневого или темно-серого, почти черного, цвета (Тееrfirnis Тf99).
В довоенный период наборта наносились тактические номера из двух цифр, первая из которых обозначала номер дивизиона ("Леберехт Маасс" номера не имел). Приказом от 7 ноября 1939 года они были отменены, но есть основания полагать, что номера были закрашены вскоре после начала боевых действий. Одновременно были сбиты доски с названиями кораблей, однако государственный герб — орел со свастикой, крепившийся на ветроотбойнике мостика, — сохранялся довольно долго. В годы войны для опознавания кораблей с воздуха на палубе в носу и корме рисовались белые круги со свастикой.
Как и подавляющее большинство кораблей Второй мировой войны, германские эсминцы не избежали увлечения камуфляжем. Еще в период Норвежской кампании "Теодор Ридель" был окрашен по уникальной трехцветной "мозаичной" схеме, но широкое применение камуфляжной окраски на германских эсминцах началось лишь в 1942 году. Как правило, использовалась двухцветная схема. Сначала поверх прежней краски наносились широкие темно-серые или черные клинья, зачастую для создания эффекта "укорачивания" закрашивалис ь оконечности, рисовались ложные буруны.
ИзображениеИзображение - Z-24 (фото) и Z-26 в камуфляжной окраске (схема).
ИзображениеИзображение - Z-7 "Герман Шёман", 1942 год (схема окраски).
С 1943 года стала применяться двух- или трехцветная окраска в виде сходящихся полос, на флотском жаргоне называемая "зеброй". Впрочем,
среди морских офицеров не было единого мнения относительно полезности камуфляжа. Например, командир 5-й флотилии капитан-цур-зее Вольф в июле 1943 года распорядился ликвидировать камуфляжную окраску кораблей своего соединения и полностью перекрасить их в светло-серый цвет.
ИзображениеИзображениеИзображение - Z-6 "Теодор Ридель" в камуфляже и схемы окраски Z-32 и Z-38, 1943 год.
ИзображениеИзображение - cхема окраски и фото эсминца Z-37, 1943 год.
С 1944 года большинство, если не все германские эсминцы камуфляжа не несли.
ИзображениеИзображение - Z-14 "Фридрих Ин", Z-31 - схемы окраски на 1944 год. Z-31 опровергает мнение автора материала, выложенного выше "большинство, если не все германские эсминцы камуфляжа не несли".... Таки не все избавились от камуфляжа в 1944 году! :mail1:
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#54 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 23 ноя 2017, 22:08

Модернизации военного времени


К середине 1940 года, когда начались значимые модернизации, в строю осталось лишь десять эскадренных миноносцев. Первым существенным изменением в их внешнем облике стала установка треногих фок-мачт.
Изменения в составе зенитного вооружения начались с замены 20-мм автоматов С/30 на более совершенные С/38. Первыми в апреле 1941 года их получили "Ин" и "Хайнеман". Замена сопровождалась установкой трех дополнительных автоматов — на баке перед орудием №1 и в оконечностях шельтердеков под стволами орудий №2 и №4. Впоследствии носовой автомат был перенесен ближе к форштевню и установлен на круговом банкете.
С конца 1941 года на эсминцы стали устанавливаться счетверенные 20-мм "фирлинги". Их монтировали на кормовой надстройке на месте пары одинарных автоматов, которая переносилась на крылья мостика (при этом на "Гальстере" грот-мачта была перенесена на переднюю оконечность кормового шельтердека, как у кораблей типа 34). Только "Хайнеман" и "Шёман", погибшие в январе и мае 1942 года соответственно, остались с первоначальным составом вооружения.
Все эсминцы типа 36А до конца 1942 года получили по счетверенному 20-мм автомату, монтировавшемуся на кормовой надстройке, как у эсминцев довоенной постройки.
Вскоре второй "фирлинг" появился взамен прежней установки перед мостиком (на Z-28 за неимением места были установлены два одинарных). Корабли типа З6А(МоЬ) вступали в строй с десятью-двенадцатью 20-мм автоматами, в том числе двумя счетверенными (на Z-32 первоначально стоял только кормовой). Эсминцы типа 36В при вступлении в строй несли уже по три "фирлинга": один на корме и пару на спонсонах верхнего мостика.
В начале 1942 года на уцелевших эсминцах типа 34/34А ("Байтцен", "Якоби", "Ридель", "Лоди", "Ин", "Штайнбринк") были на 1,2 м срезаны носовые трубы и на 0,7 м укорочены козырьки, что позволило несколько снизить "верхний" вес и улучшить остойчивость.
В 1944 году "Якоби", "Штайнбринк" и "Лоди" прошли капитальный ремонт, во время которого получили "атлантические" форштевни, увеличившие их наибольшую длину до 121 м ("Лоди" — 123 м), а также характерные основания фок-мачт, позволявшие антенне радара совершать круговое вращение и прозванные на флоте "воротами" (Tormast). На "Байтцене" работы ограничились переделкой форштевня.
К середине 1944 года опасность, исходящая со стороны авиации союзников, заставила немцев значительно усилить зенитное вооружение своих кораблей. В это время на вооружение поступили новые 37-мм автоматы М/42 и 43/М концерна "Рейнметалл-Борзинг" (в спаренной и одинарной установках соответственно), обладавшие существенно улучшенной скорострельностью. Несмотря на близкие баллистические характеристики, оба образца различались конструктивно и, если верить большинству источников, не совпадали по боеприпасам.
Первый из них являлся морской версией армейской зенитки "Flak 36" с удлиненным стволом. Автоматика орудия работала по принципу отдачи затвора, благодаря чему техническая скорострельность достигала 250 выст./мин., хотя практическая была ниже. Стандартная обойма вмещала 5 снарядов. Спаренная установка весила 1,35 т и впервые в германском флоте снабжалась защитным щитом. Автомат 43/М, разрабатывавшийся одновременно для армии и флота, являлся модификацией авиационной 37-мм пушки МК 103. В его автоматике использовался принцип отвода пороховых газов, обойма вмещала 8 патронов, вес установки составлял 1,4 т.
В первых числах июня 1944 года в Бресте с Z-24 и Z-32 сняли 20-мм автоматы, стоявшие на средней надстройке. Вместо них на первом было установлено два дополнительных "фирлинга", а на втором — два 37-мм автомата М/42 в одинарных установках, предназначавшихся для подводных лодок.
Принятый в ноябре 1944 года проект модернизации "Барбара" предусматривал кардинальное перевооружение эсминцев.
Для кораблей типа 34/34А предусматривался следующий стандартный набор:
- шесть спаренных 37-мм установок (пара штатных С/30, плюс по два М/42 на носовой надстройке и на месте орудия №3),
- девять 20-мм (одинарный на баке, спаренные LM/44 на крыльях мостика и счетверенный на корме), а также направляющие для 86-мм неуправляемых ракет RAG (Raketten Abschuss Gemte).
Для "Гальстера" — единственного сохранившегося эсминца типа 36 — план предусматривал установку четырнадцати 37-мм (6x2,2x1), девяти 20-мм (1x1,2x2,1x4) автоматов и четырех пусковых установок RAG. "Нарвики" должны были получить по четырнадцать 37-мм (6x2, 2x1), десять 20-мм (1x4, 3x2) автоматов и четыре установки RAG. Спаренные 37-мм автоматы устанавливались бы перед мостиком, на штатном месте и вместо орудия №3 , одинарные — вместо прежних 20 мм на средней надстройке, 20-мм "спарки" LM/44 ставились бы на полубаке и крыльях мостика, а "фирлинг" оставался на прежнем месте.
Из-за тяжелого военного положения Германии программу "Барбара" не удалось осуществить. В полном объеме работы были проведены только на "Якоби", "Лоди", "Штайнбринке", Z-25, Z-29 и Z-39, которые лишились орудия №3.
На "Гальстере" к 1944 году одиночные 20-мм автоматы на средней надстройке были заменены 37-мм, а на крыльях мостика и на полубаке рядом с орудием №2 появились 20-мм "спарки". Дополнительные 20-мм автоматы установили на баке, носовом и кормовом шельтердеках. В январе 1945 года "Ин" доставил в Норвегию для "Гальстера" новые 37-мм автоматы М/42.
Z-28 был серьезно поврежден в конце октября 1944 года и до конца января 1945 года ремонтировался в доке, за это время на него установили несколько дополнительных зениток. Z-30 не мог пройти модернизацию, так как в октябре 1944 года подорвался на мине в районе Осло-фьорда. Окончание войны он встретил в Норвегии так и не отремонтированным. С Z-31 в начале 1945 года сняли носовую башню, поврежденную в бою с британскими крейсерами, заменив ее 105-мм/45 универсальным орудием C/32gE и дополнительными автоматами.
Z-33 также был поврежден во время перехода из Норвегии на Балтику в феврале 45-го. Во время нахождения в доке орудие №3 с него сняли и передали на Z-34 (уже при нахождении корабля в советском флоте его вернули назад).
Изображение - cхема расположения вооружения на эсминцах типа 1936А.
Эсминцы типа 36В, по имеющимся данным, при вступлении в строй были вооружены парой автоматов М/42 вместо устаревших С/30, кроме того, на Z-43 на средней надстройке устанавливались спаренные 20 мм автоматы LM/44. Так как ни один из кораблей не пережил войну, сложно
определить, насколько отличалось их вооружение от первоначального, хотя Z-35 и Z-36 имели возможность усилить средства ПВО в конце ноября 1944 года в Готенхафене.
По плану "Барбара" для них предусматривалось следующее вооружение:
- спаренный 20-мм автомат на баке,
- два спаренных 37-мм М/42 перед мостиком, два 37-мм 43/М взамен "фирлингов" на мостике, по паре М/42 и 43/М на средней надстройке, еще три М/42 вместо орудия №3,
- один "фирлинг" и четыре 86-мм RAG.
В итоге состав артиллерийского вооружения германских эсминцев к концу Второй мировой войны был следующим:
"Рихард Байтцен": пять 127-мм (5x1), четыре 37-мм (2x2), восемь 20-мм (4x1, 1x4);
"Пауль Якоби": четыре 127-мм (4x1), десять 37-мм (4x2, 2x1), тринадцать 20-мм (1x1, 4x2, 1x4);
"Теодор Ридель": пять 127-мм (5x1), четыре 37-мм (2x2), четырнадцать 20-мм (6x1, 2x2, 1x4);
"Лоди" и "Штайнбринк": по четыре 127-мм (4x1), четырнадцать 37-мм (7x2), десять 20-мм (3x2, 1x4);
"Фридрих Ин": пять 127-мм (5x1), четыре 37-мм (2x2), восемнадцать 20-мм (7x2, 1x4);
"Карл Гальстер": пять 127-мм (5x1), шесть 37-мм (2x2, 2x1) и пятнадцать 20-мм (4x2, 3x1, 1x4);
Z-25: четыре 150-мм (1x2, 2x1), десять 37-мм (2x2, 6x1), шестнадцать 20-мм (2x4, 4x2);
Z-28: четыре 150-мм (4x1), десять 37-мм (2x2, 6x1), десять 20-мм (1x4, 2x2, 2x1);
Z-29: четыре 150-мм (1x2, 2x1), девять 37-мм (4x2, 1x1), двадцать 20-мм (2x4,4x2);
Z-30: четыре 150-мм (4x1), семь 37-мм (2x2, 3x1), четырнадцать 20-мм (1x4, 4x2, 2x1);
Z-31: три 150-мм (3x1), одно 105-мм (1x1), четырнадцать 37-мм (6x2, 2x1), двенадцать 20-мм (1x4, 2x2);
Z-33: четыре 150-мм (1x2, 2x1), десять 37-мм (6x2, 2x1), двенадцать 20-мм (1x4, 2x2, 2x1);
Z-34: пять 150-мм (1x2, 3x1), шесть 37-мм (2x2, 2x1), восемнадцать 20-мм (2x4, 4x2, 2x1);
Z-38: пять 150-мм (1x2, 3x1), шесть 37-мм (2x2, 2x1), шестнадцать 20-мм (2x4, 4x2);
Z-39: четыре 150-мм (1x2,2x1), четырнадцать 37-мм (6x2, 2x1), четырнадцать 20-мм (2x4, 2x2, 2x1).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5134
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1570
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 398 раз
Поблагодарили: 1137 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#55 Немецкие эсминцы. "Маассы", "Редеры" и "Нарвики".

Сообщение Scharnhorst » 24 ноя 2017, 14:50

Общая оценка эсминцев


Приступая после отмены Версальских ограничений к созданию полноценных эскадренных миноносцев, руководство германского флота требовало в первую очередь придать им хорошие наступательные качества. Конструкторы с этой задачей в целом справились. Корабли типов "Маасс" и "Редер" обладали мощной apтиллерией и высокой скоростью хода. По торпедному вооружению они не уступали зарубежным аналогам тех лет, а по средствам ПВО были, пожалуй, лучшими в европейских флотах.
Еще в начале XX века известный британский кораблестроитель Вильям Уайт утверждал, что бессмысленно сравнивать корабли по их характеристикам на бумаге. Этот тезис надо ставить во гла­ву угла, давая оценку германским эсминцам. Не секрет, что проект любого корабля является компромиссом между различными характеристиками, и за улучшение одной приходится платить ухудшением другой. "Маассы" не стали исключением. Вступив в строй, они показали отвратительную мореходность, плохую маневренность и управляемость, страдали от проблем с "верхним" весом. Но все же самым слабым местом этих кораблей были энергетические установки на паре высоких параметров. Именно им они обязаны недостаточной дальностью плавания и высокой аварийностью. Из немецких документов, полученных после войны, стало известно, что в 1941 году Руководство войной на море (ОКМ) признавало боеготовность соединений эскадренных миноносцев в самых благоприятных случаях в 40%. В период службы корабли 25 — 30% времени проводили у судоремонтных стенок, а это означает, что постоянно каждый четвертый эсминец был небоеспособен. Ни в одном из флотов проблемы с надежностью энергетических установок не стояли так остро, как в германском, и не становились фактором, оказывающим серьезное влияние на боевое применение!
В дальнейших работах над проектами эскадренных миноносцев конструкторам следовало бы сосредоточить усилия на исправлении именно этих недостатков, и шесть кораблей типа 36 стали шагом в правильном направлении, но затем приоритеты поменялись. Желая обеспечить своим эсминцам превосходство над кораблями будущих противников, немцы стали наращивать их огневую мощь.
Переход на 150-мм артиллерию заслуживает однозначно отрицательной оценки. По такому показателю, как масса выпускаемого в минуту металла (что особенно важно в скоротечных поединках на близкой дистанции, характерных для кораблей данного класса), эсминцы типа 1936А в реальных условиях проигрывали предшественникам. Размеры "нарвиков" были недостаточными для раз­мещения столь мощного вооружения и не позволяли в полной мере реализовать его достоинства, а заплатить за это пришлось снова ухудшившейся мореходностью. В итоге боевые свойства кораблей стали вызывать нарекания, что заставило вернуться к проверенному 127-мм калибру. По мнению ряда западных авторов, если бы немцы не увлекались проектами со 150-мм орудиями, а сразу отдали предпочтение типу 1936В, то при наличии достаточных запасов топлива их эсминцы имели бы лучшую результативность.
Со временем проявилось отставание Германии в области электроники и радиолокации. К середине войны союзники получили преимущество в обнаружении целей, их корабли могли вести огонь, пользуясь данными радаров, позже появились устройства, позволяющие читать немецкие переговоры по радио и лишившие противника основного козыря— внезапности. Это не преминуло сказаться на результатах боевой деятельности.
В годы войны германские эсминцы потопили 2 броненосца береговой обороны, 1 легкий крейсер, 2 эсминца, 1 тральщик, 3 сторожевых корабля и 11 вспомогательных и торговых судов общим тоннажем свыше 23 тыс. брт (из этого числа на долю Советского Союза приходится 3 сторожевика (мобилизованных рыболовных траулера) и 6 вспомогательных и торговых судов (около 16 тыс. брт)). На выставленных эскадренными миноносцами минах погибло 72 торговых судна (243 059 брт), 3 британских эсминца и 9 вооруженных траулеров. Список довольно внушительный, но не надо забывать, что последние успехи относятся к 1942 году, в дальнейшем "церштёрерам" не удалось одержать ни одной сколько-нибудь заметной победы.
Анализ боевых действий позволяет также говорить о существенных пробелах в подготовке командных кадров германского флота, выражавшихся в отсутствии инициативы, тактических ошибках и неэффективном использовании кораблей (последнее относится не только к миноносным силам, но и к надводному флоту в целом).
Из 40 эсминцев немецкой постройки, принимавших участие в войне, было потеряно 25 единиц (62,5%). Среди причин потерь на первом месте стоят столкновения с надводными кораблями, в которых погибло 15 германских эсминцев (60% от числа потерянных). Жертвами мин стали 6 кораблей (24%), в том числе 2 подорвались на собственных минах, 2 погибли при невыясненных обстоятельствах, 1 уцелел после подрыва, но был затоплен экипажем. Авиация, сумевшая потопить всего 2 корабля (8%), находится лишь на третьем месте. Оставшиеся 2 единицы были исключены из состава флота из-за невозможности ремонта полученных повреждений, поэтому с определенной натяжкой могут быть отнесены на счет англо-американской армии.
Несмотря на сравнительно большие потери, "маассы" и "нарвики" продемонстрировали довольно высокую живучесть. Так, Z-34 выдержал взрыв торпеды в середине корпуса, "Бруно Хайнеман" и Z-35 затонули после подрыва на двух минах, Z-26, Z-27 и Z-32 в столкновениях с британскими кораблями сохраняли боеспособность в течение долгого времени, несмотря на многочисленные снарядные попадания. Этому способствовали значительные размеры, рациональное деление на отсеки, мощные водоотливные средства и развитая противопожарная система...
В своем классе германские эсминцы были одними из самых крупных кораблей периода Второй мировой войны. По водоизмещению с ними могли конкурировать только французские лидеры, американские "флетчеры" и "гиринги", японские "акицуки", а также оставшиеся в единичных экземплярах японский же "Симакадзе" и советский "Ташкент". При этом вряд ли будет ошибкой сказать, что почти все вышеперечисленные корабли превосходили "немцев" по совокупности тактико-технических характеристик. Волюнтаристское решение о применении неотработанных энергетических установок на паре высоких параметров предопределило невысокую боевую эффективность эскадренных миноносцев Кригсмарине и не позволило им в полной мере раскрыть высокий наступательный потенциал.

Источники: история боевых действий - Грановский Е., Морозов М., Дашьян А. "Германские эсминцы в бою: Действия эскадренных миноносцев ВМФ Германии в 1939-1945 годах"(в 2 частях), материальная часть и устройство - С.В. Патянин, М.Э. Морозов "Немецкие эсминцы. Демоны морских сражений", Москва, Яуза, Эксмо, 2007 год, также в работе над темой использованы фотоматериалы из открытых интернет-источников.


P.S. Все хорошее и интересное когда-нибудь кончается.... Подошла к логическому завершению и данная тема о немецких эскадренных миноносцах. Надеюсь, изложенный здесь материал будет полезен коллегам-моделистам, а также всем тем, кто неравнодушен к истории войны на море в период Второй мировой войны. Буду рад, если кто-то дополнит тему интересными редкими фото или чертежами эсминцев озвученных здесь типов.
Благодарю всех за внимание, до новых встреч в других темах по истории и материальной части кораблей, авиации и техники.... :close:
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкий флот(1922-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость