Cиловая установка и её системы.
На самолете установлены два бесфорсажных турбореактивных двигателя Р95Ш с нерегулируемым соплом с нижнерасположенной коробкой приводов, с автономным электрическим запуском. Двигатели размещены в мотоотсеках по обеим сторонам хвостовой балки фюзеляжа.
Воздух в двигатели поступает по двум цилиндрическим воздушным каналам с овальными дозвуковыми нерегулируемыми воздухозаборниками. Передний торец двигателя стыкуется с воздушным каналом через резиновый уплотнительный жгут. Двигатель расположен в мотогондоле так, что срез его сопла совпадает со срезом мотогондолы. Ось сопла по отношению к оси двигателя отклонена вниз на 2°. Между внешней поверхностью сопла и внутренней поверхностью мотогондолы имеется кольцевой зазор для выхода воздуха, продуваемого через мотоотсек.
Двигатели крепятся к силовым шпангоутам мотогондолы в двух поясах.
Передний пояс крепления состоит из трех узлов - двух боковых, регулируемых по длине тяги верхней цапфы-штыря. Тяги воспринимают вертикальные нагрузки, а штырь - тягу двигателя и боковые нагрузки, задний пояс крепления состоит из трех узлов: двух регулируемых по длине боковых тяг, воспринимающих вертикальные нагрузки, и верхней горизонтальной тяги, воспринимающей боковые нагрузки.
- воздухозаборник серийного Су-25 и схема его устройства.
В конструкцию каждого двигателя входят следующие узлы:
- осевой двухроторный восьмиступенчатый компрессор;
- прямоточная трубчато-кольцевая камера сгорания с десятью жаровыми трубами;
- осевая двухступенчатая реактивная газовая турбина с охлаждаемыми сопловыми лопатками первой ступени, корпусом и диском;
- нерегулируемое реактивное сопло.
На двигателе устанавливаются следующие агрегаты:
- стартер-генератор;
- генератор переменного тока;
- гидронасос и топливный насос-регулятор .
Каждый двигатель оборудован системами: топливной; масляной; отбора воздуха; запуска.
К системам, обеспечивающим работу силовой установки самолета, относятся:
- топливная система;
- система дренажа и суфлирования;
- системы управления двигателями и запуска двигателей;
- система охлаждения двигателей,
- система противопожарной защиты и приборы контроля работы двигателей.
Для нормальной работы двигателей и его блоков, система дренажа обеспечивает выведение остатков топлива, масла и гидросмеси за борт самолета после остановки двигателей или в случае неудавшегося запуска.
Система управления двигателями предназначена для изменения режимов работы двигателей и обеспечивает автономное управление каждым двигателем. Она состоит из пульта управления двигателями на левом борту кабины летчика и тросовой проводки с роликами, поддерживающими трос, тандерами, регулирующими натяжение тросов, и блоков редукторов перед двигателями.
Масляная система двигателя - замкнутого типа, автономная, предназначена для поддержания нормального температурного состояния трущихся деталей, уменьшения их износа и уменьшения потерь на трение.
Система запуска обеспечивает автономный и автоматический запуск двигателей и выход их на устойчивую частоту вращения, запуск двигателей на земле можно производить от бортового аккумулятора или от аэродромного источника питания.
- розетка аэродромного запуска двигателя на левой мотогондоле Су-25.
Охлаждение двигателей, агрегатов и конструкции фюзеляжа от перегрева, обеспечивается набегающим потоком воздуха, поступающим через воздухозаборники охлаждения за счет скоростного напора. Воздухозаборники охлаждения двигательных отсеков расположены на верхней поверхности мотогондол. Попавший в них воздух под действием скоростного напора растекается по двигательным отсекам, охлаждая двигатели, их агрегаты и конструкции. Отработанный охлаждающий воздух выходит наружу через кольцевой зазор, образованный мотогондолами и соплами двигателей.
Охлаждение электрических генераторов, установленных на двигателях, также производится набегающим потоком воздуха за счет скоростного напора. Воздухозаборники охлаждения генераторов установлены на верхней поверхности хвостовой балки фюзеляжа перед носком киля. В хвостовой балке патрубки разделяются на левый и правый трубопроводы. Пройдя генераторы и охладив их, воздух выходит в двигательный отсек смешиваясь с основным охлаждающим воздухом.
Система противопожарного оборудования предназначена для обнаружения, сигнализации и тушения пожара в отсеках двигателей (мотоотсеках). На самолете установлено противопожарное оборудование с двумя системами сигнализации и двумя огнетушителями.
Противопожарное оборудование включает:
- средства предупреждения пожара;
- средства сигнализации о пожаре;
- средства тушения пожара.
Средствами предупреждения пожара являются конструктивные мероприятия по ограничению распространения пожара, организация охлаждения пожароопасных отсеков, которыми на самолете являются отсеки двигателей, разделенные между собой конструкцией хвостовой балки фюзеляжа.
На самолете установлено две системы сигнализации о пожаре, по одной на каждый двигательный отсек. Система сигнализации о пожаре состоит из исполнительного блока и соединенных с ним двух групп датчиков. Средства тушения пожара включают в себя два огнетушителя и распределительные коллекторы. Огнетушители расположены в мотоотсеке двигателей, коллекторы с подходящими к ним трубопроводами от огнетушителей установлены по обводам шпангоутов.