Cерийные модификации вертолета.
Ми-24А - первенец серии.
Серийный вертолет в первой модификации Ми-24А ("изделие 245") был создан на базе доработанных опытных В-24, и уже имел удлиненную кабину экипажа и крыло с отрицательным утлом поперечного V. Вертолет мог использоваться в трех вариантах:
- Основным стал боевой, предназначенный для борьбы с наземными войсками, прикрытия и огневой поддержки тактических вертолетных десантов, уничтожения танков и других бронеобъектов противника.
- Вторым был транспортный для скоростной переброски мотострелкового отделения, 8 солдат с личным оружием.
- И, наконец, третьим стал санитарный для перевозки двух лежачих и двух сидячих раненых при одном медработнике. Вертолет получил законное право официально именоваться "универсальным".
Компоновка и особенности конструкции Ми-24А.
Экипаж вертолета и десантники разместились в герметичных кабинах. Для предотвращения попадания зараженного воздуха и радиоактивной пыли в них поддерживалось небольшое избыточное давление. Бортовые панели кабины экипажа имели прогрессивную клеесварную конструкцию и оптимизированную по критерию прочность—вес химически фрезерованную дюралевую обшивку переменной толщины. По обоим бортам кабины на болтах устанавливались стальные бронеплиты, включенные в силовой набор вертолета, а сиденье командира оборудовали бронеспинкой. Кабину
закрывали лобовое бронестекло, две боковых и две верхних прозрачные панели изготовлялись из силикатного стекла с электрообогревом. Остальное остекление выполнялось обычным плексигласом с обогревом теплым воздухом. Для дополнительной защиты в комплект обмундирования экипажа могли включаться специальные бронежилеты и шлемы.
Летчик-оператор располагался на переднем сиденье. Он обнаруживал и распознавал цели, выполнял пуск противотанковых ракет, сброс бомб и управление подвижной пулеметной установкой. Командир, кроме управления вертолетом, мог выполнять пуск НАР или стрелять из носового пулемета, зафиксированного по оси вертолета. Для этого перед ним был установлен самолетный коллиматорный прицел ПКИ разработки ленинградского КБ "Электроавтоматика". В случае, если командир не мог управлять вертолетом из-за ранения, оператор мог взять управление на себя. Для этого у него имелся минимально необходимый комплект приборов и упрощенные органы управления. Слева от командира находилось рабочее место борттехника.
Центральная секция фюзеляжа состояла из грузовой кабины и задней конусообразной части для размещения оборудования и ниш уборки главных ног шасси. В передней части кабины размещались этажерки с оборудованием,
а в гермоперегородке, отделяющей кабину экипажа от десанта, было сделано окно для связи между ними. В грузовую кабину размерами 2,525x1,46x1,2 м вели двухстворчатые двери с каждого борта. При одинаковой их ширине в 1,235 м высота левой двери была больше (1,115 м против 1,085). Солдаты располагались на легких сиденьях, при демонтаже которых кабина превращалась в грузовую. Восемь окон открывались вовнутрь, под ними устанавливались шкворни для крепления личного оружия десантников при ведении огня во время полета.
В санитарном варианте в кабине размещалось двое носилок, сиденья для двух раненых и сиденье медработника. Кроме того, в комплектацию этого варианта входил столик, два кислородных баллона, сумки с медикаментами, ведро и прочее имущество, позволяющее оказать первую помощь во время полета.
Топливо находилось в пяти мягких протектируемых баках. Для увеличения продолжительности полета в перегоночном варианте в грузовой кабине устанавливалось два металлических дополнительных бака по 850 л каждый. Для предотвращения взрывов топливных баков при их повреждении в бою на Ми-24 установили систему нейтрального газа. Два баллона с углекислым газом обеспечивали заполнения надтопливного пространства баков.
Для перевозки габаритных грузов на внешней подвеске, в полу грузовой кабины установлены узлы для крепления балочной фермы с замком ДГ-64 и механизмом уборки и выпуска подвески МПК-13А. Кроме того, для подъема грузов в кабину, Ми-24А мог комплектоваться бортовой стрелой с лебедкой ЛПГ-4 устанавливаемой в левой грузовой двери.
Силовая установка Ми-24А состоит из пары двухвальных газотурбинных двигателей конструкции С.П. Изотова ТВЗ-117 1-й серии с взлетной мощностью 2 200 л.с. (номинальной 1 700 л.с). Их выводные валы присоединялись к главному редуктору ВР-24, который передавал крутящий момент на несущий и рулевой винт, и другие агрегаты. Оба двигателя работают независимо друг от друга, что позволяет в случае необходимости выполнять полет при отказе одного из них. Правый и левый двигатели взаимозаменяемы. Особо уязвимые системы ТВЗ-117 прикрываются броней, закрепленной на капотах, прикрывающих силовую установку. В случае отказа одного двигателя для продолжения полета допускалась непрерывная работа другого двигателя на взлетном режиме.
Вертолет комплектовался разнообразным
радиооборудованием. Полет в районе аэродрома, посадку и сбор группы обеспечивала РСБН "Веер-АД" с антенно-фидерной системой "Пион-Н". Навигация в полете и выход в район аэродрома или полевого радиомаяка обеспечивалась УКВ-радиокомпасом АРК-У2 "Исток" с приемником Р-852 и автоматический радиокомпасом АРК-15М "Тобол". Для решения навигационных задая мог использоваться и ДИСС-015Д "Винт", очень точно позволявший определить скорость и угол сноса, а значит, и истинный курс. Отражалась навигационная информация на подвижном планшете картографического индикатора КИ. Он находился на центральном пульте кабины.
Пилотирование Ми-24 существенно облегчали система автоматического управления "САУ-В24 с автопилотом ВУАП-1 и курсовой системой "Гребень-1", служащей для определения курса вертолета и обеспечения сигналами курса всех бортовых пилотажно-навигационных устройств.
В комплект пилотажных приборов был включен радиовысотомер малых высот РВ-5 "Челнок" с блоком малой высоты. Связь на всех этапах полета была возложена на командную УКВ-радиостанцию Р-806-1 "Перо-1" и связную КВ-радиостанцию "Карат М-24". Внутри машины работало переговорное устройство СПУ-8, кроме того, к услугам экипажа была аппаратура речевой информации РИ-65, выдававшая 9 различных сообщений. В составе носимого аварийного запаса (НАЗ) экипажа имелась связная переносная малогабаритная радиостанция Р-855У "Прибой-1".
Надежное опознавание вертолета собственной системой ПВО гарантировал радиолокационный ответчик СРО-2М "Хром" общевойсковой системы госопознавания "Кремний-2М" с блоком контрольного опознавания "Фиалка". Все действия летчиков, в том числе и их ошибки бесстрастно записывала система регистрации параметров полета САРПП-12Д.
У Ми-24А имелся внушительный арсенал вооружения. В передней части фюзеляжа разместилась носовая ограниченно подвижная немеханизированная вертолетная стрелковая установка НУВ-1А с 12,7-мм крупнокалиберным пулеметом А-12,7 (ТКБ-481) Н.М.Афанасьева, предназначавшемся для борьбы с живой силой и легкобронированной техникой. Пулемет был создан в 1949 году и первоначально планировался для вооружения бомбардировщиков Ту-4, но устанавливался на УТИ Ми-15 и МиГ-21У, а также на ранних вертолетах Миля.
Автоматика А-12,7 была основана на принципе отвода пороховых газов. Пулемет, весивший 28 кг, посылал 40 — 50 граммовые пули со скоростью 785-820 м/сек и обладал технической скорострельностью 800-1 100 выстрелов в минуту.
Вес секундного залпа равнялся в зависимости от типа используемых боеприпасов 0,53-0,92 кг/сек, а боекомплект составлял 900 патронов в боевом варианте, а в транспортном и санитарном он ограничивался 750 патронами. Стрелковая установка снабжалась колиматорным прицелом К10-Т. С 1972 года НУВ-1А в серии заменялась на доработанную НУВ-1У.
Вертолет мог нести на четырех балочных держателях БДЗ-57КрВ бомбы различных типов калибра от 50 до 250 кг (до четырех) и 500 кг (только две), зажигательные баки (два ЗБ-500), блоки НАР типа УБ-32-57УВ, а позднее 32-зарядные УБ-32А-24 (специально доработанную вертолетную модификацию УБ-32), снаряжаемые различными модификациями НУРС С-5. Для бомбометания в кабине у летчика-оператора устанавливался векторный бомбардировочный прицел ОПБ-1Р, ведущий свою родословную от прицела ОПБ-1Д разработанного под руководством А.С. Деренковского еще в годы войны.
Четыре ракеты 9М17М противотанкового ракетного комплекса (ПТРК) 9П46М "фаланга-М" устанавливались на рамочных пусковых установках 2П32М (от наземной машины на базе БРДМ-1) на пилонах на концах крыла. Ракета весом 31 кг имела калибр 142 мм, длину 1 165 мм и размах крыла 680 мм и комплектовалась твердотопливной однокамерной двухступенчатой двигательной установкой с двумя боковыми соплами и источником питания на твердосолевой аккумуляторной батарее. Минимальная дальность пуска составляла 600 м, а максимальная — 4 км. Высота полета ракеты варьировалась от 20 до 100 м. Время полета на максимальную дальность при скорости 220 м/с составляло 28 с, а время от нажатия кнопки "Пуск" до схода с направляющей не превышало пяти секунд. Кумулятивная боевая часть (БЧ) 9Н114 с пьезоэлектрическим взрывателем позволяла пробить 280-мм броню под углом встречи 60 градусов, а под прямым углом и более 500-мм.
Система управления ПТУР 9М17М была радиокомандной, ручной, с визуальным наведением методом трех точек и передачей команд управления по радиолинии. Оператор для прицеливания и визирования цели использовал оптическую прицельную систему 9Ш121-01 (модификация танкового визира "Зарница") с широким и узким полями зрения и соответственно с двумя коэффициентами увеличения изображения.
- Ми-24А на земле и в полете.
Серийный выпуск и доработки Ми-24А.
Выпуск новых машин начался в конце 1970 года на авиационном заводе "Прогресс" имени Сазыкина в дальневосточном городе Арсеньев и вскоре первый серийный Ми-24А с заводским номером 0200101 поднялся в воздух.
Технологически Ми-24 был неплохо продуман, но тот факт, что именно на него пришлось время кардинальной модернизации завода, конечно осложнил его внедрение в серию. Стоит сказать, что заводчане напряженным трудом, часто в выходные и по ночам не считаясь с затратами времени и сил, справились с задачей успешно.
В ходе серийного выпуска в конструкцию и оборудование Ми-24А вносились различные изменения, сказавшиеся на росте "сухого" веса машины. Так вертолеты 9-й серии весили 7 762, 18-й - 7 783, 24-й - 7 830 кг. С изделия №202706 выпуска 1974 года введено усиление внутри хвостовой балки, а после того, как два экипажа из лидерного 319-го ОВП после выполнения противозенитного маневра вернулись на аэродром на вертолетах с деформировавшимися фюзеляжами в районе стыка с хвостовой балкой было усиленно и это место конструкции путем установки по обеим бортам ребер жесткости. Такая доработка была проведена на последних серийных вертолетах и на многих уже находящихся в эксплуатации при проведении ремонтов на авиаремонтных заводах.
Одной из важнейших доработок стало изменение направления вращения рулевого винта, служащего для уравновешивания реактивного момента несущего винта и для путевого управления вертолетом. В ходе эксплуатации выявилась его малая эффективность при повороте вертолета влево и склонность машины к "вертолетному штопору". Он случался на режиме висения, или при переходе от него к разгону на взлете при определенном сочетании скорости и направления ветра. Ми-24А резко опускал нос на пикировании и начинал снижаться с одновременным вращением вокруг вертикальной оси. Попытки вывода из штопора были обычно безуспешными и часто приводили к авариям и катастрофам.
В результате исследований этого явления было выявлено, что рулевой винт терял свою эффективность, попадая в режим "вихревого кольца". Устранение этого недостатка на последних сериях Ми-24А добились изменением расположения рулевого винта относительно килевой балки, перенеся ротор на ее левую сторону. Поменялось и направление вращения.
- Серийный Ми-24А и опытный Ми-24Б - общий вид модификаций. На Ми-24Б рулевой винт расположен с другой стороны хвостовой балки - это отлично видно на схеме. На фото - полноразмерный макет Ми-24Б с вооружением и оснащением.
Совершенствовались и сами двигатели машины. Если первые серии комплектовались ГТД с ресурсом в 50 ч, то в дальнейшем этот параметр был значительно улучшен. С 1973 года Ми-24 комплектовались ТВЗ-117 II серии с ресурсом в 300 ч.
Серийное производство Ми-24А и Ми-24У завершилось в конце 1974 года и составило более 240 машин. В связи с неполным соответствием ТТХ вертолет официально не был принят на вооружение. К этому времени завод уже более года выпускал параллельно с "ашками" новую модификацию вертолета - Ми-24Д.
- вертолеты Ми-24А и их кабины крупным планом. На фотографиях также хорошо видно вооружение вертолета - блоки НАР, противотанковые ракеты.
- чертежи серийного Ми-24А (
источник - Airwar.ru).