Фронтовой истребитель МиГ-21 и его модификации.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5367
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1894
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 408 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#16 Фронтовой истребитель МиГ-21 и его модификации.

Сообщение Scharnhorst » 06 окт 2012, 01:14

Третье поколение МиГ-21


На модификациях МиГ-21 третьего поколения были внедрены мероприятия, направленные на дальнейшее увеличение продолжительности полета, боевой эффективности, расширение ассортимента боевой нагрузки. Самолеты МиГ-21 третьего поколения нередко подвергались критики на ухудшение летных характеристик, прежде всего управляемости и маневренности, по сравнению с ранними версиями МиГ-21. С другой стороны морские летчики очень положительно отнеслись к увеличению продолжительности полета. Многие пилоты оценили также установку на истребитель полуутопленной в фюзеляж двухствольной пушки ГШ-23Л и монтаж еще двух подкрыльевых пилонов, в результате чего количество ракет "воздух-воздух" было увеличено до четырех.
Рассмотрим эти модификации по-подробнее...

МиГ-21P (кодовое "имя" НАТО: Fishbed-H)


Первым в третьем поколении семейства МиГ-21 стал тактический разведчик МиГ-21Р. Самолет внешне значительно отличался от более ранних вариантов МиГа-21-го. В более полном и высоком гаргроте был размещен топливный бак емкостью 340 литров, в результате чего суммарный запас топлива во внутренних баках был доведен до 2800 л. Подвеска баков емкостью по 490 л теперь допускалась на подкрыльевых пилонах. Со "спины" исчезла антенна УКВ радиостанции, зато появился воздухозаборник.
По левому борту в носовой части фюзеляж установили датчик угла атаки, информация от которого поступала в автопилот АП-155. Приемник воздушного давления, ранее установленный строго по продольной оси самолета, сместили вправо. На штанге ПВД дополнительно разместили датчики системы воздушных сигналов. Резервный приемник воздушного давления был установлен по правому борту фюзеляжа перед кабиной.
2587 - характерные отличия МиГ-21ПФМ и МиГ-21Р.
Разведчики МиГ-21Р комплектовались разведывательными контейнерами, которые подвешивались под фюзеляж и контейнерами с аппаратурой РЭБ на законцовках крыла. Контейнеры использовались разного типа, они отличались составом аэрофотоаппаратуры. Без подвешенных контейнеров самолет МиГ-21Р использовался как обычный истребитель-перехватчик.
2589 - подвесные разведывательные контейнеры МиГ-21Р.
Бортовая аппаратура разведчика включала автопилот АП-155, приемник предупреждения об электромагнитном облучении СПО-3, радиолокатор ЦД-30. Антенна радиолокатора размещалась в конусе воздухозаборника двигателя. Разведчики МиГ-21Р строил завод № 21 в Горьком, как для ВВС Советского Союза, так и на экспорт. Серийное производство продолжалось с 1965 по 1971 год.
Подобно другим модификациям, разведчики МиГ-21Р постоянно модернизировались по ходу серийного производства и эксплуатации. На МиГ-21Р ранней постройки не имелось зеркал заднего обзора, в то время как на переплетах фонарей разведчиков позднего выпуска ставились зеркала Ц-27АМШ.
В НАТО самолет МиГ-21Р получил наименование Fishbed-H.
2590 - МиГ-21Р ВВС Польши, подвесные контейнеры разведчика на машине отсутствуют.
25912592 - МиГ-21Р ВВС Польши в воздухе. На пилонах хорошо видны управляемые ракеты класса "воздух-воздух" К-13.

МиГ-21С


МиГ-21С стал первым истребителем в третьем поколении 21-х. Самолет был разработан на базе разведчика МиГ-21Р. В отличие от МиГ-21Р на МиГ-21С не предусматривалось подвески разведывательных контейнеров и контейнеров с аппаратурой РЭБ. Вместо разведывательного контейнера мог быть установлен пушечный контейнер ГП-9. Пушечный контейнер значительно увеличивал лобовое сопротивление самолета, поэтому его ставили на истребители редко. Чаще всего МиГ-21С выступал в роли истребителя-перехватчика с чисто ракетным вооружением из четырех УР К-13. Пушечный контейнер ГП-9 стал промежуточной мерой в преддверии оснащения самолета встроенной, полуутопленной, в фюзеляж двухствольной пушкой ГШ-23Л.
На МиГ-21С была установлена новая РЛС РП-22С и прицел АСП-ПФ. Силовая установка состояла из двигателя Р-11Ф2С-300. Самолеты МиГ-21С серийно строились в 1965 - 1968 годах исключительно для внутреннего употребления, не экспортировались.

МиГ-21СМ


МиГ-21СМ стал дальнейшим развитием МиГ-21С. На нем были установлены более мощный ТРД Р-13-300, а перед центральным подфюзеляжным пилоном - полуутопленая пушка ГШ-23Л с боекомплектом в 200 снарядов. С внедрением встроенной пушки оптический прицел АСП-ПФ был заменен прицелом АП-ПФД.
Ассортимент подвесною вооружения помимо ракет К-13 включал свободнопадающие бомбы калибром до 500 кг, блоки НАР УБ-16-57 и УБ-32А.
2588 - отличия крыльев МиГ-21ПФМ и МиГ-21Р/С/СМ/СМТ.
Истребители МиГ-21СМ строились в 1968 - 1974 годах только для ВВС Советского Союза заводом № 21 в Горьком. Изначально зеркал заднего обзора самолеты не имели, также как и жаропрочных накладных панелей в районе пушки. В ряде случаев зеркала и панели монтировали на самолеты в ходе ремонта, после чего истребители становились внешне идентичными более поздней модификации МиГ-21МФ.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5367
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1894
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 408 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#17 Фронтовой истребитель МиГ-21 и его модификации.

Сообщение Scharnhorst » 08 окт 2012, 16:57

МиГ-21М


Вариант МиГ-21М представлял собой экспортную модификацию истребителя МиГ-21СМ. В отличие от "СМ" на "М" стоял менее мощный ТРД Р-ПФ2С-300 и менее совершенный, чем РП-22С, радиоприцел РП-21МА. Данные "инновации" типичны для советской практики, отдавать друзьям оружие похуже, не раскрывая последние конструкторско-технологическая достижения своего ВПК. Самолеты МиГ-21М строил завод "Знамя Труда" с 1968 по 1971 год. МиГ-21М стал первым экспортным МиГом-21-м третьего поколения в семействе. МиГ-21М последних производственных серий оснащались ТРД Р-11Ф2СК-300.
Большинство истребителей МиГ-21СМ и М вообще не окрашивались, хотя ряд самолетов поздней постройки получил светло-серую окраску. Истребители МиГ-21М экспортировались в Польшу, Чехословакию, ГДР и ряд других дружественных СССР стран. Лицензионное производство самолетов МиГ-21М освоил завод фирмы "HAL" в Насике, Индия. Индийские самолеты имели зеркала заднего обзора на переплетах фонарей кабины и жаропрочные панели в районе стволов пушек, что делало их внешне идентичными самолетам МиГ-21МФ.
2607 - чехословацкий МиГ-21М на старте.

МиГ-21МФ(кодовое имя НАТО: Fishbed-J)


МиГ-21МФ сделали на основе экспортного МиГ-21М для удовлетворения инозаказчиков, требовавших улучшения характеристик "эМки". На МиГ-21МФ поставили облегченный ТРД Р-13-300 с увеличенной тягой и РЛС РП-22, двигатель и радиоприцел стали аналогичны установленным на МиГ-21СМ. Запас топлива во внутренних баках на МиГ-21МФ составлял 2650 литров, дополнительный сбрасываемый 800-литровый бак мог быть подвешен на центральном нодфюзеляжном пилоне, еще два 490-литровых - на внешних пилонах под крылом. Серийное производство самолетов МиГ-21МФ на заводе "Знамя Труда" в Москве началось в 1970 году.
В НАТО истребители МиГ-21МФ (также как и МиГ-21М и МиГ-21СМ) получили кодовое наименование Fishbed-J. По сравнению с МиГ-21M и МиГ-21 СМ в конструкцию МиГ-21МФ было внедрено значительное количество доработок, направленных на облегчение планера самолета. Так, в ряде силовых конструкций вместо стали был использован титан. Самолеты оснащались аппаратурой фиксации параметров полета, облегчавшей техническое обслуживание.
Ракетное вооружение класса "воздух-воздух" включало УР K-13A и Р-60. Ракеты предназначались для использования в ближних воздушных боях. На ручке управления было размешено две раздельных гашетки для пуска ракет и стрельбы из пушки ГШ-23Л.
МиГ-21МФ мог также наносить удары по наземным целям. Ассортимент подвесного вооружения, предназначенного для нанесения ударов по наземным целям, состоял из бомб калибра до 500 кг, блоков НAP УБ-16-57 и УБ-32, НАР С-24 калибра 240 мм. С началом массового поступления на вооружение истребительных полков самолетов МиГ-23, значительное количество МиГ-21 было "переключено" на отработку непосредственной авиационной поддержки наземных войск. Вооруженные самолетами МиГ-21 авиаполки передавались в истребительно-бомбардировочную авиацию.
Самолеты МиГ-21МФ строили в Москве на экспорт до 1974 года, когда производство было переведено на завод № 21 в Горьком. Завод в Горьком выпускал МиГ-21 для советских ВВС до 1975 года. Некоторое число МиГ-21МФ горьковской постройки было экспортировано в ГДР. Самолеты последней производственной серии, выпущенной заводом №21, получили приборное оборудование кабины и ряд элементов бортового оборудования по типу установленных на МиГ-21бис.
Истребители МиГ-21МФ довольно широко использовались в Афганистане как советскими, так и афганскими ВВС. В годы ирано-иракской войны 1980 - 1989 годов истребители МиГ-21МФ ВВС Ирака провели большое количество воздушных боев с иранскими истребителями, сбив, по крайне мере, один иранский F-14. В ходе первой "Бури в Пустыне" иракские МиГ-21МФ выполнили несколько боевых вылетов, не менее четырех иракских МиГов варианта "МФ" сбили силы коалиции миролюбивых государств, которые исповедовали общечеловеческие ценности (так и хочется взять данную фразу в кавычки :-D - Scharnhorst).
МиГ-21МФ совершали боевые вылеты и в 1992 году. В июне 1991 года началась гражданская война на территории распадавшейся Югославии. Сербы использовала свои МиГ-21 для нанесения ударов по незаконным вооруженным формированиям словенцев, хорватов и босняков. В таких налетах на МиГ-21 обычно подвешивали блоки НАР УБ-16-57 или УБ-32А, а также средства поражения класса "воздух-поверхность" югославского и западного производства.
25 октября 1991 года летчик-хорват капитан Рудольф Перезин угнал МиГ-21МФ с бортовым номером "610" черного цвета. Он перелетел с сербской авиабазы Бихач, что в Боснии, в австрийский аэропорт Клагенфурт. В Австрии самолет и пилота интернировали. В ходе боев в Словении и Хорватии несколько МиГов-21-х было сбито зенитным огнем.
В командовании ВВС Югославии доминировали сербы, но почти половина летавших на МиГ-21 пилотов по национальности были хорваты. Эти самые хорваты угнали несколько истребителей в свою Хорватию, где на самолеты были нанесены хорватские опознавательные знаки. Истребительное звено вновь созданных ВВС Хорватии состояло не менее чем из трех МиГ-21МФ, по крайне мере один хорватский МиГ-21 сбили сербские зенитчики над Боснией.
В Китае выпускалась модификация истребителя J-7, внешне почти идентичная МиГ-21МФ. На этом варианте китайского МиГа стояла западная авионика. а в состав вооружения, в дополнение к китайской копии "Сайдуиндера" PL-5, были включены французские УР Матра-"Мэжик" класса "воздух-воздух". Истребители данного типа по-прежнему состоят на вооружении ВВС КНР и поставляются инозаказчикам.
2608 - чертежи МиГ-21МФ (из польской монографии серии "Squadron Signal - Aircraft in Action")
И серия фотографий МиГ-21МФ разных дружественных СССР стран:
26092610 - Советский МиГ-21МФ б/н "желтый 30" во время визита во Францию, июнь 1971 года и чехословацкий МиГ-21МФ в двухцветном камуфляже (совесткая машина видимо неокрашена).
26112613 - ещё два фото чешских машин.
26142615 - подвесной топливный бак (ПТБ) емкостью 490 л, подвешивавшийся на центральном пилоне МиГ-21МФ и МиГ-21МФ б/н "красный 775" ВВС ГДР. Машина целиком окрашена в светло-серый цвет.
26162617 - МиГ-21МФ ВВС Кубы и ещё один МиГ-21МФ ВВС Чехословакии с подвесным 790-литровым баком на центральном пилоне.
26182619 - МиГи-21МФ ВВС ГДР: б/н "красный 660" на взлете и б/н "23+13" черного цвета с белым кантом вокруг цифр 1-й истребительной эскадры (JG 1).
26202621 - пара МиГ-21МФ ВВС Венгрии: б/н "красный 9606" и б/н ""красный 8114", начало 1991 года.
И весьма интересное фото советского самолета:
2622 - МиГ-21МФ оборудован АПУ от МиГ-29 для пуска ракет Р-27 и Р-73 (Р-27 в тексте возле фото ошибочно была названа R-72, это досадное недоразумение было мной исправлено в граф.редакторе - Scharnhorst). Вышеназванные ракеты подвешены на свои пилоны.
2641 - схема подвески вооружения МиГ-21МФ
Последний раз редактировалось Scharnhorst 11 окт 2012, 20:16, всего редактировалось 1 раз.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Doctor Web
Супермодератор
Супермодератор
Сообщения: 1161
Зарегистрирован: 06 ноя 2010, 20:36
Награды: 1
Репутация: 21
Настоящее имя: Петр
Пол:: Мужской
Откуда: Украина
:
Активный форумчанин
Благодарил (а): 155 раз
Поблагодарили: 111 раз
Пол: Не указан - Не указан
Ukraine

#18 Фронтовой истребитель МиГ-21 и его модификации.

Сообщение Doctor Web » 09 окт 2012, 11:46

Scharnhorst писал(а):МиГ-21МФ оборудован АПУ от МиГ-29 для пуска ракет Р-27 и Р-73

А разве его бортовое оборудование допускает использование таких ракет? Мне кажется, это не МФ, а "21-93" :head:
Сначала накажу всех подряд, а потом будем разбираться - кто, чего, зачем, откуда...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5367
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1894
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 408 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#19 Re: Фронтовой истребитель МиГ-21 и его модификации.

Сообщение Scharnhorst » 09 окт 2012, 12:24

Doctor Web писал(а):Мне кажется, это не МФ, а "21-93"

Не спорю - все может быть, тем более что на фото всего лишь фрагмент истребителя, а ошибки в подписи даже марки ракет говорят сами за себя :-D .
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5367
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1894
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 408 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#20 Фронтовой истребитель МиГ-21 и его модификации.

Сообщение Scharnhorst » 11 окт 2012, 20:10

МиГ-21 МТ


МиГ-21 МТ представляет собой специальный вариант МиГ-21 М с увеличенной емкостью внутренних топливных баков за счет увеличения объема гаргрота. Запас топлива во внутренних баках на МиГ-21 МТ был доведен до 3250 л. Завод "Знамя Труда" изготовил всего 15 самолетов МиГ-21 МТ, пять из них поступило на вооружение советских ВВС. Внешне МиГ-21 МТ идентичен МиГ-21М, за исключением мелких деталей лючков, контроля уровня жидкости в гидробаке.

МиГ-21СМТ (кодовое имя НАТО: Fishbed-K)


Истребитель МиГ-21СМТ стал последним в третьем поколении 21-х. Он представлял некую смесь модификация МиГ-21 СМ и МиГ-21 МТ. "СМТ" имел емкость внутренних баков, как у "МТ", но баки размещались иначе - в большом гаргроте, который приобрел бульбообразную форму. Воздухозаборник на гаргроте был смещен ближе к килю. Раздувшийся гаргрот отрицательно сказался на маневренности и управляемости самолета. Летчики "СМТ" не любили. Истребители МиГ-21 СМТ поступали эксклюзивно на вооружение ВВС Советского Союза. В НАТО самолет МиГ-21 СМТ получил кодовое обозначение "Fishbed-K". В ВВС СССР самолеты МиГ-21 СМТ использовались не только в качестве истребителей, но и как носители тактического ядерного оружия. Спецбоеприпас подвешивался на центральный подфюзеляжный пилон.
Вооружение МиГ-21СМТ состояло из одной встроенной пушки ГШ-23Л, ракет класса "воздух-воздух" К-13 или Р-60 и Р-60М для ведения ближнего боя и/или блоков НУРС УБ-16 и УБ-32, неуправляемых ракет класса "воздух-земля" С-24, бомб.
В 1971 году Горьковский авиационный завод выпустил первые 116 серийных машин (тип "50"). Но надежды, возлагавшиеся на нее военными, не оправдались. Тяжелый, с заметно ухудшившейся маневренностью истребитель был выпущен в количестве 281 штуки.
Несколько фото МиГ-21СМТ:
26372638
26392640 - и схема подвески вооружения МиГ-21СМТ, которая, думаю, пригодится всем, кто захочет сделать модель именно этой модификации истребителя (а также модификаций С, СМ и бис). Аналогичная схема добавлена к посту о МиГ-21МФ.
В заключение скажу, что очень хорошую, довольно похожую на прототип модель в 72-м масштабе делает украинская фирма "Кондор" - при некотором приложении рук можно получить себе на полку симпатичный МиГ-21СМТ ;)
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5367
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1894
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 408 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Ukraine

#21 Фронтовой истребитель МиГ-21 и его модификации.

Сообщение Scharnhorst » 18 окт 2012, 23:27

Четвертое поколение МиГ-21


Опыт боевого применения истребителей МиГ-21, от Вьетнама до Индии и Ближнею Востока, тщательно изучался и анализировался в Советском Союзе с целью дальнейшего увеличения боевой эффективности самолета. Данный анализ боев выявил необходимость улучшения возможностей истребителя по ведению боев на малых высотах, увеличения продолжительности полета и расширения ассортимента боевой нагрузки.
Истребители МиГ-21 третьего поколения были оптимизированы для действий на больших и средних высотах, но не на уровне моря. В феврале 1971 года ОКБ Микояна приступило к разработке абсолютно новой модификации самолета МиГ-21, предназначенного специально для ведения воздушных боев у земли.
Внутри новый вариант фактически представлял собой новый самолет, а не модернизацию существующих вариантов, хотя внешне не сильно отличался от МиГ-21МФ.

MиГ-21бuc (кодовое имя НАТО: Fishbed-L)


Вариант МиГ-21бис проектировался на основе планера самолета МиГ-21МФ, но конструкция планера подверглась радикальным изменениям. Для облегчения самолета большинство стальных конструкций заменили титановыми. Полностью был обновлен состав приборного оборудования кабины, выполненной по типу кабины истребителя МиГ-23. На новый вариант поставили усовершенствованный радиоприцел и аппаратуру системы инструментальной посадки РСБН (радиосистема ближней навигации).
В качестве силовой установки был использован турбореактивный двигатель Туманского Р-25-300 с улучшенной системой форсажа. Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Новый двигатель имел меньшие расходы топлива, что вместе с увеличением емкости внутренних топливных баков до 2880 л исключительно положительно сказалось на продолжительности и дальности полета.
Новую модификацию МиГ-21 в НАТО идентифицировали как Fishbed-L.
Внешне МиГ-21бис несильно отличался от МиГ-21МФ. Главным отличием стала измененная в очередной раз форма гаргрота. На МиГ-21бис гаргрот стал еще шире и выше.
Первые серийные истребители МиГ-21 бис советские ВВС получили в февраля 1972 года. Серийное производство "бисов" велось на заводе №21 в Горьком до 1974 года. Самолеты МиГ-21бис горьковской постройки поступали как на вооружение ВВС Советского Союза, так и на экспорт.
В довольно небольшом количестве "бисы" получили ВВС всех стран - участниц Организации Варшавского Договора. В 1977 году, спустя почти три года после окончания серийного производства МиГ-21бис на завод №21, первые из 28 истребителей данной модификации были поставлены Финляндии, где они заменили состоявшие на вооружении 31-й истребительной эскадрильи самолеты МиГ-21Ф-13.
В Индии "бисы" по лицензии не выпускались, но заводом в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советскою Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 году.
МиГ-21бис показал себя отличным истребителем на малых и средних высотах, тем не менее самолет сохранил ряд недостатков, в частности недостаточно эффективный радиолокатор. Дальность обнаружения целей установленной на МиГ-21бис не превышала 35 - 40 км, сопровождать воздушные цели на фоне земли радиоприцел "не умел". По-прежнему, недостаточной оставались дальность и продолжительность полета, несмотря на увеличение емкости внутренних баков и снижение удельного расхода топлива у двигателя.
Самолеты МиГ-21бис широко применялись в Афганистане советскими и афганскими ВВС. В ВВС 40-й армии Ограниченного контингента советских войск в Афганистане МиГ-21бис использовали для нанесения бомбо-штурмовых ударов по душманам.
На МиГ-21бис в Афганистане действовало два полка - 27-й и 115-й истребительные. Оба базировались в Шиндаде. По возможностям нанесения ударов по наземным целям МиГ-21 сильно уступали специализированным истребителям-бомбардировщикам Су-17 и МиГ-27, которые также применялись в Афганистане.
Обычно МиГи летали по профилю "большая - малая - большая" высота. Удар наносился с малой высоты, но время пребывания у земли летчики стремились максимально ограничить, чтобы избежать поражения зенитными средствами душманов. Для нанесения ударов по земле чаще всего использовались блоки 57-мм неуправляемых ракет УБ-32, по 32 ракеты в каждом блоке. Атака выполнялась в пологом пикировании с большой скоростью. Высокая скорость затрудняла прицеливание, в результате чего ракеты часто разбивали скалы, вместо того, чтобы поразить "духов".
ВВС Ирака до первой войны в Заливе 1991 года насчитывали примерно 150 самолетов МиГ-21МФ и МиГ-21 бис. "МФ" и "бисы" являлись самым многочисленными типом самолета-истребителя в ВВС Хусейна Саддама. Истребители МиГ-21 иракцы использовали как перехватчики и ударные самолеты.
В годы ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года, истребители МиГ-21 добились ограниченных успехов в воздушных боях с иранскими F-5 и F-4, наносившими удары по объектам Ирака. Сравнительно невысокая эффективность МиГ-21 в качестве истребителя-перехватчика объяснялась отсутствием адекватной системы наведения и управления действиями истребительной авиации с земли, а также низкой квалификацией офицеров наведения ВВС Ирака. В результате плохой координацией между службой наведения и истребителями иранские самолеты часто вообще не обнаруживались в воздушном пространстве Ирака. Вскоре после начала войны Ирак пополнил свой парк МиГов-21-х путем закупки самолетов в Индии (напрямую) и в Китае (через Египет).
На ранней стадии ирано-иракской войны МиГ-21 ВВС Ирака уничтожили несколько иранских самолетов французскими ракетами "Матра Мэжик". Работы по интеграции этих ракет в систему управления оружием истребителей МиГ-21 были проведены в 1984 году. Иракским летчикам, которые проходили подготовку у советских, британских, французских и индийских инструкторов, нравились управляемость и маневренность МиГов-21-х, но они отмечали слабое вооружение и недостаточную продолжительность полета этих самолетов. Иракский МиГ-21 уничтожил в воздушном бою, по крайне мере, один боевой вертолет AH-1J "Си Кобра". МиГи широко применялись для нанесения бомбоштурмовых ударов по иранским войскам.
На момент начала операции "Буря в Пустыне" на вооружении ВВС Ирака состояло примерно 95 боеспособных истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21бис. Самолеты базировались на аэродромах Аль-Такаддум, Джалибах, Валад, Киркук и Талил. На момент начала военных действий сил коалиции против Ирака, шесть истребителей МиГ-21бис (и несколько МиГ-21 ПФМ) иракских ВВС проходили ремонт и модернизацию на заводе в Дрездене. Правительство Германии реквизировало эти самолеты. Они никогда не вернулись в Ирак.
В самой операции "буря в Пустыне" истребители МиГ-21 участия почти не принимали. Несколько МиГов-21 союзная авиация уничтожила на аэродромах, еще часть миротворцы захватили в качестве трофеев на расположенной в южном Ираке авиабазе Талил.
17 января 1991 года пара истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" с авианосца "Саратога" сбила два иракских МиГ-21, пытавшихся перехватить группу ударных самолетов с авианосца. 6 февраля 1991 года капитан Томас Н. Дитц из 36-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США на F-15C вместе с ведомым 1-м лейтенантом Робертом Хихиманом перехватил четверку иракских самолетов, пытавшихся перелететь в Исламскую республику Иран. Хихиман сбил два штурмовика Су-25К, а капитан Дитц ракетами "Сайдуиндер" - два истребителя МиГ-21. Эти два МиГ-21 - единственные самолеты данного типа, сбитые над Ираком в 1991 году самолетами ВВС США.
Первые МиГ-21 бис ВВС Венгрии получили в 1978 году истребители поступили на вооружение базировашегося в Папа полка "Stromfeld Aurel" и полка "Kapos" из Тацара. Венгры традиционно называли свои полки по именам местных исторических деятелей. Генерал Штрофель командовал венгерской армией в войне с чехами в 1919 году. Зато полк из Тацара назван в честь великой венгерской реки Капош.
С момента развала Организации Варшавского Договора венгерские ВВС дважды меняли свои опознавательные знаки. Красные звезды сначала сменили бело-зеленые шевроны внутри кругов красного цвета. Эти опознавательные знаки просуществовали очень короткий срок - уже 31 января 1991 года были введены опознавательные знаки в виде традиционных красно-бело-зеленых шевронов по типу опознавательных знаков ВВС Венгрии в период Второй мировой войны.
2692 - чертежи МиГ-21бис.
Фотоподборка МиГ-21бис:
268226832684
268526872686 - крайнее фото: МиГ-21бис ВВС Югославии.
26882689
26902691 - МиГ-21бис ВВС Финляндии.

Несколько вариантов окраски МиГ-21бис:
26932694
26952696- варианты окраски МиГ-21бис ВВС и ВМФ СССР, а также арабских стран.

МиГ-21бис-САУ (кодовое имя НАТО: Fishbed-N)


МиГ-21бис-САУ стал дальнейшим развитием "биса". Внешне её можно отличить но наличию дополнительной антенны под воздухозаборником и еще одной "лишней" антенны над килем. На самолете установлено БРЭО, аналогичное используемому на истребителе МиГ-23М.
2698 - характерные отличия МиГ-21бис-САУ и МиГ-21бис.
Все МиГ-21 бис-САУ, включая экспортные, строил завод №21. В НАТО финальный серийный вариант истребителя МиГ-21 получил обозначение Fishbed-N. Серийное производство истребителей МиГ-21 в СССР завершилось в 1974 году. Промышленность полностью переключилась на выпуск истребителей МиГ-23М. В Восточной Европе истребители МиГ-21бис-САУ получили только ВВС ГДР.
Восточногерманские МиГи находились на хранении до конца 1992 года, когда было объявлено о предстоящей утилизации 136 самолетов МиГ-21 различных модификаций. По условиям Договора об ограничении обычных вооружений в Европе истребители не представлялось возможным принять на вооружение Бундеслюфтваффе. Два истребителя - МиГ-21 МФ и МиГ-21 бис-САУ - были переданы для оценочных испытаний в Экспериментальный центр Бундеслюфтваффе, что в Манчинге, Бавария.
Все бывшие восточногерманские самолеты МиГ-21 в объединенной Германии получили четырехзначные бортовые номера, но опознавательные знаки в виде крестов нанесли только на истребители, задействованные в оценочных испытаниях. На остальных самолетах опознавательные знаки ВВС ГДР просто закрасили, также как и трехзначные старые бортовые номера.
ИзображениеИзображение - чертежи МиГ-21бис-САУ (полноразмерные).
26972699 - МиГ-21бис-САУ ВВС Югославии и ВВС Германии.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Советская авиация(1945-наши дни)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость