Четвертое поколение МиГ-21
Опыт боевого применения истребителей МиГ-21, от Вьетнама до Индии и Ближнею Востока, тщательно изучался и анализировался в Советском Союзе с целью дальнейшего увеличения боевой эффективности самолета. Данный анализ боев выявил необходимость улучшения возможностей истребителя по ведению боев на малых высотах, увеличения продолжительности полета и расширения ассортимента боевой нагрузки.
Истребители МиГ-21 третьего поколения были оптимизированы для действий на больших и средних высотах, но не на уровне моря. В феврале 1971 года ОКБ Микояна приступило к разработке абсолютно новой модификации самолета МиГ-21, предназначенного специально для ведения воздушных боев у земли.
Внутри новый вариант фактически представлял собой новый самолет, а не модернизацию существующих вариантов, хотя внешне не сильно отличался от МиГ-21МФ.
MиГ-21бuc (кодовое имя НАТО: Fishbed-L)
Вариант МиГ-21бис проектировался на основе планера самолета МиГ-21МФ, но конструкция планера подверглась радикальным изменениям. Для облегчения самолета большинство стальных конструкций заменили титановыми. Полностью был обновлен состав приборного оборудования кабины, выполненной по типу кабины истребителя МиГ-23. На новый вариант поставили усовершенствованный радиоприцел и аппаратуру системы инструментальной посадки РСБН (радиосистема ближней навигации).
В качестве силовой установки был использован турбореактивный двигатель Туманского Р-25-300 с улучшенной системой форсажа. Форсаж теперь разжигался за более короткое время. Новый двигатель имел меньшие расходы топлива, что вместе с увеличением емкости внутренних топливных баков до 2880 л исключительно положительно сказалось на продолжительности и дальности полета.
Новую модификацию МиГ-21 в НАТО идентифицировали как
Fishbed-L.
Внешне МиГ-21бис несильно отличался от МиГ-21МФ. Главным отличием стала измененная в очередной раз форма гаргрота. На МиГ-21бис гаргрот стал еще шире и выше.
Первые серийные истребители МиГ-21 бис советские ВВС получили в февраля 1972 года. Серийное производство "бисов" велось на заводе №21 в Горьком до 1974 года. Самолеты МиГ-21бис горьковской постройки поступали как на вооружение ВВС Советского Союза, так и на экспорт.
В довольно небольшом количестве "бисы" получили ВВС всех стран - участниц Организации Варшавского Договора. В 1977 году, спустя почти три года после окончания серийного производства МиГ-21бис на завод №21, первые из 28 истребителей данной модификации были поставлены Финляндии, где они заменили состоявшие на вооружении 31-й истребительной эскадрильи самолеты МиГ-21Ф-13.
В Индии "бисы" по лицензии не выпускались, но заводом в Насике было собрано примерно 220 истребителей из комплектов, поставленных из Советскою Союза. Сборка последнего индийского МиГ-21бис завершилась в 1987 году.
МиГ-21бис показал себя отличным истребителем на малых и средних высотах, тем не менее самолет сохранил ряд недостатков, в частности недостаточно эффективный радиолокатор. Дальность обнаружения целей установленной на МиГ-21бис не превышала 35 - 40 км, сопровождать воздушные цели на фоне земли радиоприцел "не умел". По-прежнему, недостаточной оставались дальность и продолжительность полета, несмотря на увеличение емкости внутренних баков и снижение удельного расхода топлива у двигателя.
Самолеты МиГ-21бис широко применялись в Афганистане советскими и афганскими ВВС. В ВВС 40-й армии Ограниченного контингента советских войск в Афганистане МиГ-21бис использовали для нанесения бомбо-штурмовых ударов по душманам.
На МиГ-21бис в Афганистане действовало два полка - 27-й и 115-й истребительные. Оба базировались в Шиндаде. По возможностям нанесения ударов по наземным целям МиГ-21 сильно уступали специализированным истребителям-бомбардировщикам Су-17 и МиГ-27, которые также применялись в Афганистане.
Обычно МиГи летали по профилю "большая - малая - большая" высота. Удар наносился с малой высоты, но время пребывания у земли летчики стремились максимально ограничить, чтобы избежать поражения зенитными средствами душманов. Для нанесения ударов по земле чаще всего использовались блоки 57-мм неуправляемых ракет УБ-32, по 32 ракеты в каждом блоке. Атака выполнялась в пологом пикировании с большой скоростью. Высокая скорость затрудняла прицеливание, в результате чего ракеты часто разбивали скалы, вместо того, чтобы поразить "духов".
ВВС Ирака до первой войны в Заливе 1991 года насчитывали примерно 150 самолетов МиГ-21МФ и МиГ-21 бис. "МФ" и "бисы" являлись самым многочисленными типом самолета-истребителя в ВВС Хусейна Саддама. Истребители МиГ-21 иракцы использовали как перехватчики и ударные самолеты.
В годы ирано-иракской войны, начавшейся 22 сентября 1980 года, истребители МиГ-21 добились ограниченных успехов в воздушных боях с иранскими F-5 и F-4, наносившими удары по объектам Ирака. Сравнительно невысокая эффективность МиГ-21 в качестве истребителя-перехватчика объяснялась отсутствием адекватной системы наведения и управления действиями истребительной авиации с земли, а также низкой квалификацией офицеров наведения ВВС Ирака. В результате плохой координацией между службой наведения и истребителями иранские самолеты часто вообще не обнаруживались в воздушном пространстве Ирака. Вскоре после начала войны Ирак пополнил свой парк МиГов-21-х путем закупки самолетов в Индии (напрямую) и в Китае (через Египет).
На ранней стадии ирано-иракской войны МиГ-21 ВВС Ирака уничтожили несколько иранских самолетов французскими ракетами "Матра Мэжик". Работы по интеграции этих ракет в систему управления оружием истребителей МиГ-21 были проведены в 1984 году. Иракским летчикам, которые проходили подготовку у советских, британских, французских и индийских инструкторов, нравились управляемость и маневренность МиГов-21-х, но они отмечали слабое вооружение и недостаточную продолжительность полета этих самолетов. Иракский МиГ-21 уничтожил в воздушном бою, по крайне мере, один боевой вертолет AH-1J "Си Кобра". МиГи широко применялись для нанесения бомбоштурмовых ударов по иранским войскам.
На момент начала операции "Буря в Пустыне" на вооружении ВВС Ирака состояло примерно 95 боеспособных истребителей МиГ-21МФ и МиГ-21бис. Самолеты базировались на аэродромах Аль-Такаддум, Джалибах, Валад, Киркук и Талил. На момент начала военных действий сил коалиции против Ирака, шесть истребителей МиГ-21бис (и несколько МиГ-21 ПФМ) иракских ВВС проходили ремонт и модернизацию на заводе в Дрездене. Правительство Германии реквизировало эти самолеты. Они никогда не вернулись в Ирак.
В самой операции "буря в Пустыне" истребители МиГ-21 участия почти не принимали. Несколько МиГов-21 союзная авиация уничтожила на аэродромах, еще часть миротворцы захватили в качестве трофеев на расположенной в южном Ираке авиабазе Талил.
17 января 1991 года пара истребителей-бомбардировщиков F/A-18 "Хорнет" с авианосца "Саратога" сбила два иракских МиГ-21, пытавшихся перехватить группу ударных самолетов с авианосца. 6 февраля 1991 года капитан Томас Н. Дитц из 36-го тактического истребительного авиакрыла ВВС США на F-15C вместе с ведомым 1-м лейтенантом Робертом Хихиманом перехватил четверку иракских самолетов, пытавшихся перелететь в Исламскую республику Иран. Хихиман сбил два штурмовика Су-25К, а капитан Дитц ракетами "Сайдуиндер" - два истребителя МиГ-21. Эти два МиГ-21 - единственные самолеты данного типа, сбитые над Ираком в 1991 году самолетами ВВС США.
Первые МиГ-21 бис ВВС Венгрии получили в 1978 году истребители поступили на вооружение базировашегося в Папа полка "Stromfeld Aurel" и полка "Kapos" из Тацара. Венгры традиционно называли свои полки по именам местных исторических деятелей. Генерал Штрофель командовал венгерской армией в войне с чехами в 1919 году. Зато полк из Тацара назван в честь великой венгерской реки Капош.
С момента развала Организации Варшавского Договора венгерские ВВС дважды меняли свои опознавательные знаки. Красные звезды сначала сменили бело-зеленые шевроны внутри кругов красного цвета. Эти опознавательные знаки просуществовали очень короткий срок - уже 31 января 1991 года были введены опознавательные знаки в виде традиционных красно-бело-зеленых шевронов по типу опознавательных знаков ВВС Венгрии в период Второй мировой войны.
- чертежи МиГ-21бис.
Фотоподборка МиГ-21бис:
- крайнее фото: МиГ-21бис ВВС Югославии.
- МиГ-21бис ВВС Финляндии.
Несколько вариантов окраски МиГ-21бис:
- варианты окраски МиГ-21бис ВВС и ВМФ СССР, а также арабских стран.
МиГ-21бис-САУ (кодовое имя НАТО: Fishbed-N)
МиГ-21бис-САУ стал дальнейшим развитием "биса". Внешне её можно отличить но наличию дополнительной антенны под воздухозаборником и еще одной "лишней" антенны над килем. На самолете установлено БРЭО, аналогичное используемому на истребителе МиГ-23М.
- характерные отличия МиГ-21бис-САУ и МиГ-21бис.
Все МиГ-21 бис-САУ, включая экспортные, строил завод №21. В НАТО финальный серийный вариант истребителя МиГ-21 получил обозначение
Fishbed-N. Серийное производство истребителей МиГ-21 в СССР завершилось в 1974 году. Промышленность полностью переключилась на выпуск истребителей МиГ-23М. В Восточной Европе истребители МиГ-21бис-САУ получили только ВВС ГДР.
Восточногерманские МиГи находились на хранении до конца 1992 года, когда было объявлено о предстоящей утилизации 136 самолетов МиГ-21 различных модификаций. По условиям Договора об ограничении обычных вооружений в Европе истребители не представлялось возможным принять на вооружение Бундеслюфтваффе. Два истребителя - МиГ-21 МФ и МиГ-21 бис-САУ - были переданы для оценочных испытаний в Экспериментальный центр Бундеслюфтваффе, что в Манчинге, Бавария.
Все бывшие восточногерманские самолеты МиГ-21 в объединенной Германии получили четырехзначные бортовые номера, но опознавательные знаки в виде крестов нанесли только на истребители, задействованные в оценочных испытаниях. На остальных самолетах опознавательные знаки ВВС ГДР просто закрасили, также как и трехзначные старые бортовые номера.
-
чертежи МиГ-21бис-САУ (полноразмерные).
- МиГ-21бис-САУ ВВС Югославии и ВВС Германии.