Истребитель МиГ-17

История, устройсто, служба.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Истребитель МиГ-17

Сообщение Scharnhorst » 05 май 2019, 21:19

Lim-6


В 1961 году поляки предприняли очередную попытку улучшить летные и эксплуатационные данные. На самолете Lim-6 изменили форму воздухозаборника двигателя, тормозной парашют расположили в основании киля, ввели систему сдува пограничного слоя с закрылков от модифицированного двигателя Lis-5M (Lis-6). Однако последнее новшество лишь ухудшило характеристики истребителя. Вдобавок двигатель Lis-6 оказался склонен к помпажу. Испытания опытного образца истребителя завершились весной 1962 года, причем с отрицательным результатом. Тем не менее самолет построили в 40 экземплярах, но на вооружение так и не приняли. Позже их переделали в штурмовики и разведчики.
Lim-6 послужил основой для разработки штурмовика Lim-6bis с двигателем Lis-5. На нем отказались от дополнительных баков в корневой части крыла, стартовых ускорителей и двухколесных тележек шасси, но новое положение контейнера тормозного парашюта сохранили. Кроме этого, на машине установили дополнительные пилоны под центропланом, допускавшие подвеску блоков УБ-16-57 (польское обозначение "Марс-2") с неуправляемыми ракетами С-5.
Теперь самолет мог нести под крылом одновременно и подвесные топливные баки, и блоки ракет либо блоки и бомбы. Опытный образец Lim-6bis испытывался с лета 1963 года.
ИзображениеИзображениеИзображение - истребитель-бомбардировщик Lim-6bis ВВС Польши.
Начиная с 1963 года по образцу Lim-6bis переделали все ранее выпущенные Lim-6 и часть Lim-5M — всего 72 машины. Однако не все они поступили в ВВС Польши — некоторое количество экспортировали в ГДР, Египет и Индонезию.
Изображение - отличия в конструкции хвостовой части самолетов Lim-5M и Lim-6/Lim-6bis.
Вариантом "биса" стал разведчик Lim-6R. У него на пилонах вместо блоков ракет подвешивались контейнеры CMR-9320-00, а под фюзеляжем — аэрофотоаппарат АФА-39. От штурмовика он также отличался отсутствием радиодальномера и возможностью подвески осветительных бомб. Существовал опытный образец с размещением аэрофотокамер на качающейся установке под фюзеляжем и по его бортам.
ИзображениеИзображение - cхема размещения фотоаппарата АФА-39 и фото самолета-разведчика Lim-6R.
На рубеже 1950—1960 годов они составили основу истребительно-бомбардировочной и штурмовой авиации. В 1971 году в истребители-штурмовики начали переделывать устаревшие перехватчики Lim-5P. После установки пилонов под блоки УБ-16-57, удаления радиолокационного прицела РП-1 и частичной модернизации оборудования они получили обозначение Lim-6М. Исходное вооружение перехватчика из трех пушек НР-23 сохранялось. Внешне эти машины отличались отсутствием тормозного парашюта. Так же как у "биса", существовала аналогичная разведывательная модификация — Lim-6MR. Самолеты семейства МиГ-17 прослужили в Польше до начала 1990-х.
Изображение - перехватчик, переделанный в истребитель-бомбардировщик Lim-6M.
По зарубежным оценкам, Польша и Китай выпустили около 11 000 МиГ-17 различных модификаций. Для сравнения - в Советском Союзе
построили 8 085 "мигов".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Истребитель МиГ-17

Сообщение Scharnhorst » 20 мар 2022, 17:21

Производство и доработки МиГ-17 в дрyгих странах


В 1956 году планировалось производство МиГ-17ПФ в Чехословакии под обозначением S-104, и для этого из Советского Союза им поставили две машины. Однако вскоре от этой идеи отказались, а на вооружение стали поступать советские МиГ-17П.
Под обозначением S-104 по одной эскадрилье они числились в 1-й и 5-й иад (с начала 1958 года их стали заменять МиГ-19). Один из этих самолетов "дожил" до наших дней и экспонируется в музее в Кбелице.
Изображение - S-104 (МиГ-17П) в авиамузее в Кбелице.
В ряде стран производили доработку полученных из Советского Союза истребителей, в основном для того, чтобы увеличить эффективность их действий по наземным цeлям. В 1973 году в ГДР на большей части имеющихся машин смонтировали пилоны под блоки УБ-16-57 для реактивных снарядов С-5.
В Камбодже осенью 1969 года из-за отсутствия запасных частей и боеприпасов советские пушки заменили американскими 12,7-мм пулеметами "Браунинг", доработав тем самым свыше десяти машин.
Венгрия и Румыния получили МиГ-17 в 1956-м, Болгария — годом позже. Их эксплуатировали в смешанных полках, где часть эскадрилий летала на МиГ-15 и МиГ-15бис.
Изображение - МиГ-17П ВВС Венгрии.
Болгары получили по 12 МиГ-17 и МиГ-17ПФ, а также 60 МиГ-17Ф. В последующие годы ВВС Болгарии пополнили Lim-5 польского производства десять и разведчиков МиГ-17Р. В 1957 году машины модификаций "Ф" и "ПФ" передали ВВС ГДР. В конце 1960-х их дополнили Lim-6bis, закупленные в Польше.
Изображение - МиГ-17ПФ ВВС Болгарии в экспозиции авиамузея в Пловдиве.
В Албанию десяток МиГ-17 отправили в середине 1950-х годов. В 1965 году к ним добавились машины китайского производства. Они эксплуатировались до 1971 года.
Северная Корея начала перевооружение с МиГ-15 на МиГ-17 в 1956 году. Позже корейцы получили также истребители китайского производства. Но эти самолеты в боевых операциях не участвовали. Зато в ВВС Северного Вьетнама им пришлось повоевать изрядно.
МиГ-17 впервые вступили в бой на Ближнем Востоке за пять лет до начала войны во Вьетнаме в составе ВВС арабских стран. Характерно, что первым Героем Сирии стал летчик, сбивший израильский сверхзвуковой "Мираж" III.

МиГ-17 во Вьетнаме


В августе 1964 года во Вьетнам по железной дороге через Китай прибыли из СССР первые 34 машины типа МиГ-17Ф, ставшие главной силой, противостоявшей ВВС США в начальный период вьетнамской войны. Позже из Польши поступила партия Lim-5. Свои возможности МиГ-17 продемонстрировал и в апреле 1965 года. В тот день группа американских сверхзвуковых истребителей-бомбардировщиков F-105D, уверенная в своей полной неуязвимости, подходила к цели — передовым позициям ПВО ДРВ, как вдруг на них обрушился огонь истребителей МиГ-17Ф.
Пока американцы освобождались от сковывающего их смертоносного груза и перестраивали боевой порядок, на земле заполыхали два костра.
Низкие летные характеристики и устаревшее вооружение МиГ-17, не позволявшие перехватывать американские самолеты на дальних рубежах, вынуждали вьетнамцев постоянно барражировать на малых высотах, маскируясь на фоне земли вблизи охраняемых объектов. После обнаружения противника они выходили из засады и, используя небольшое преимущество в скорости и маневренности в сочетании с внезапностью, обрушивались на противника. Лишь изменение американцами тактики применения ударных групп лишило МиГ-17Ф его незначительных преимуществ. Во Вьетнаме было всего два полка этих машин — 921-й и 923-й, — базировавшихся на аэродромах в Кэпе и под Ханоем.
В 1955 году боевой состав ИА ПВО и ВВС ВНА включал шесть эскадрилий МиГ-17 в трех полках. Один полк из четырех эскадрилий базировался на аэродроме Кеп в 60 км северо-восточнее Ханоя. В полку, дислоцировавшемся в Ной-Бай в 30 км северо-западнее Ханоя, была одна эскадрилья МиГ-17.
Первый самолет американской палубной авиации "Скайхок" был сбит 3 мая 1965 года. Вьетнамцы же потеряли свою первую машину 17 июня. По американским данным, всего за время войны в Юго-Восточной Азии ДРВ лишилась 100 МиГ-17Ф, из них 61 машину сбили самолеты ВМС США и 59 — истребители ВВС. Так, американцы утверждают, что 10 мая 1972 года были уничтожены четыре МиГ-21 и семь МиГ-17Ф. В этот день экипаж F-4J в составе Р. Кэннингхейма и В. Драсколла в одном бою в течение восьми минут сбил три МиГ-17Ф. В воздушных боях с американской стороны чаще всего участвовали F-105 "Тандерчиф" и F-4 "Фантом".
По статистике ВВС США, примерно половина вьетнамских потерь приходится на ближний бой с применением пушек. По советским данным, в период с 1965 по 1968 год соотношение сбитых МиГ-17Ф и самолетов США было 1:2,3 в пользу ВВС Д.В. Считавшиеся устаревшими истребители оставались достаточно эффективными и позже. Так, в первой половине 1972 года американцы потеряли 49 "фантомов", из них на долю МиГ-17Ф пришлось 43. И это несмотря на то, что на машинах 1950-х годов отсутствовало современное поисково-прицельное оборудование, а управляемыми ракетами класса "воздух — воздух" было оснащено лишь несколько самолетов. Решающим фактором в ближнем воздушном бою стало пушечное вооружение, которое на первом этапе войны отсутствовало у многих американских истребителей.
Наибольшее число побед на МиГ-17Ф одержали летчики Гомб, Нгуен Хо Ньи и Фам Нгок Лоан, сбившие соответственно 13, 8 и 5 самолетов.
Были единичные попытки использовать "миги" для борьбы с американскими кораблями и катерами, но большого успеха они не имели. 19 апреля 1972 года пара истребителей, пилотируемых Нгуен Ван Баем и Ли Ксвин Ди, атаковала два эсминца, обстреливавших береговые батареи вблизи Данг Хоя. Налет оказался для американцев неожиданным: один из кораблей получил повреждения от 250-кг бомбы, но и один МиГ-17Ф был сбит зенитной ракетой. В остальных случаях вьетнамские летчики даже не смогли "пробиться" к кораблям.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Истребитель МиГ-17

Сообщение Scharnhorst » 05 апр 2022, 21:24

МиГ-17 в Камбодже и Индонезии


Камбоджа получила три первых МиГ-17 в ноябре 1963 года. Позже туда доставили еще истребители и советского, и китайского производства. После свержения правительства принца Сианука в 1969 году эти машины (их оставалось 13) использовали как штурмовики против вьетнамцев на "тропе Хо Ши Мина" и местных партизан. Все они были уничтожены при атаке диверсантов на аэродром вблизи Пномпеня 21 января 1971 года.
В 1965 году Индонезия приобрела советские МиГ-17Ф и МиГ-17ПФ, а также польские Lim-6bis. Они прикрывали самолеты с поршневыми двигателями во время конфликта на острове Борнео, но боевых столкновений с английскими "Хантерами" не имели. В 1974 году их сняли с вооружения.

МиГ-17 в других странах


В гражданской войне в Нигерии, начавшейся в 1967 году, участвовали 14 МиГ-17, поставленных туда Египтом. Летчики правительственной авиации (в основном наемники — англичане и южноафриканцы) сопровождали транспортные самолеты, охотились за самолетами противника (им удалось сбить три легких поршневых штурмовика и одну транспортную машину, последняя, правда, принадлежала Красному Кресту) и обстреливали цели на земле. В Нигерии МиГ-17Ф сняли с вооружения в конце 1975 года.
В 1971 году транспортные самолеты Ан-22 доставили в Цейлон пять МиГ-17, и спустя месяц 6-я эскадрилья начала наносить на них удары по "Тиграм Тамил-Илама" — тамильским партизанам на севере острова. Позже это государство, переименованное в Шри Ланку, приобрело китайские F-5 и двухместные TF-5. Они летали до начала 2000-х годов.
В 1976 году МиГ-17Ф Судана вели активные воздушные бои против истребителей F-5 ВВС Эфиопии.Неоднократно самолеты одного и того же типа воевали с обеих сторон. В 1972 году Танзания применила МиГ-17Ф в ходе боевых действий в пограничном конфликте с Угандой. Эффект был настолько велик, что в следующем году Танзания приобрела 24 китайских клона F-5.
Угандийские летчики воевали на таких же истребителях; семь машин они получили из Советского Союза в 1966 году.
В том же году правительственные войска в Анголе и Мозамбике использовали МиГ-17 в качестве штурмовиков для борьбы с повстанцами. В Анголу самолеты поступили из Кубы, и воевали на них первое время кубинские летчики.
Серьезным испытанием для ветерана стала война в Афганистане. В эту страну советские реактивные истребители поставлялись с 1957 года. В апреле 1978-го ВВС Афганистана насчитывали 86 МиГ-17 и МиГ-17Ф. Затем сюда вместе с "ограниченным воинским контингентом" ввели 335-й сап, имевший такие же машины. Он начал участвовать в боевых действиях в августе 1979 года. Самолет оказался очень подходящим для применения в горной и пустынной местности. Когда интенсивность боев возросла, афганское руководство обратилось к советскому правительству с просьбой передать партию "мигов" и направить инструкторов для подготовки местных кадров. Но к тому времени производство старого истребителя давно прекратили, технологическую оснастку уничтожили, не выпускались и двигатели. Более того, в СССР на них уже не летали даже в ДОСААФ.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Истребитель МиГ-17

Сообщение Scharnhorst » 08 апр 2022, 13:40

МиГ-17Ф на испытаниях в США



Несколько МиГ-17Ф попало в США. 12 августа 1962 года сирийские летчики, заблудившись во время тренировочного полета, приземлились на территории Израиля. После облета израильтяне передали истребители США, где их всесторонне исследовали. 26 лет спустя Польша продала американцам несколько Lim-5 и Lim-6M, использовавшихся за океаном для боевой подготовки летчиков.
МиГ-17 и по сей день можно увидеть в США, причем в полете.
Американцы всегда проявляли повышенный интерес к советской технике, и не только для изучения ее характеристик, но и для поиска ее уязвимых мест. Попал в США и МиГ-17Ф, правда, 15 лет спустя после его создания. Произошло это 12 августа 1968 года, когда два сирийских истребителя не вернулись на свою базу после рядового тренировочного полета по маршруту.
В тот день лейтенанты Валид Адхам и Радфан Рифай по ошибке совершили посадку на аэродроме Бэцет на севере Израиля. Это был удачный трофей, поскольку самолет интересовал не только израильтян, но и США, которые во время войны во Вьетнаме понесли значительные потери от МиГ-17Ф. После непродолжительной программы ознакомления с машиной Израиль передал "миги" Соединенным Штатам — защитнику их интересов. Интересно, что один из МиГ-17Ф попал в Сирию из ГДР.
Для испытаний обоих МиГ-17Ф, начавшихся в январе 1969 года, в США разработали целую программу под названием "Хэв Дрилл" (Have Drill). Оба самолета сохранили камуфляжную окраску ВВС Сирии, дополненную еще нанесенными в Израиле двухцветными полосами и опознавательными знаками Американских воздушных сил.
В ходе испытаний американцы не только определили их летные данные, включая устойчивость и управляемость. Всего на обоих МиГ-17 было выполнено 224 полета, зафиксировано 23 отказа, два полета из-за неисправностей пришлось отменить. Истребитель в полном объеме испытали на штопор. Инженеры как недостаток "мига" отметили отсутствие гидроусилителей в каналах управления по крену и курсу, но у летчиков было иное мнение.
В районе авиабазы Грум-Лэйк провели сравнительные воздушные бои со всеми типами истребителей, состоявшими на вооружении, а также выполнили перехваты бомбардировщиков В-52 и В-58.
Сравнительные воздушные бои с истребителями ВВС США проводились "один на один" и "пара на пару". Всего провели около 50 боев с F-4 "Фантом" II и F-105 "Тандерчиф" разных модификаций, F-100D "Супер Сейбр", F-102A "Дельта Даггер", F-104A "Старфайтер", F-106A "Дельта Дарт", F-5A, A-4F "Скайхок", А-6А "Интрудер", А-7А "Корсар" II и двух вариантов F-8 "Крусейдер". По пять полетов выполнили на стрельбу из бортовых пушек по воздушным и наземным целям.
Среди пилотов, облетавших МиГ-17, был участник войны во Вьетнаме Шалер Тегю. В отчете по результатам полетов на МиГ-17 он отмечал, что благодаря более эффективному артиллерийскому вооружению самолет обладал значительным преимуществом перед современными на тот момент истребителями в ближнем воздушном бою.
"МиГ-17, — писал он, — способен уничтожить любой тактический самолет авиации ВМС США в воздушном бою на виражах, ведущемся на скоростях 880 км/ч и ниже. Самолет прост и надежен, не сваливается при брошенной ручке управления, обслуживание требует минимального количества специального оборудования. Вооружение не отказывало ни разу..."
К недостаткам вооружения МиГ-17 американцы отнесли малую скорострельность пушек и низкую начальную скорость снаряда. По оценкам летчиков, управлять истребителем на скорости, соответствовавшей числу М больше 0,85, из-за отсутствия гидроусилителей было очень тяжело, ручку управления приходилось тянуть двумя руками. Эффективность РЛС и ракет "Фантома" резко снижалась, если бой с МиГ-17 велся на высоте менее 3 000 метров. На горизонталях с большими углами атаки и скоростью около 500 км/ч МиГ-17 имел абсолютное превосходство перед F-4, F-105, F-100 и F-5, но на вертикалях заметно уступал им, особенно если скорость превышала 830 км/ч.
МиГ-17 крайне сложно было обнаружить визуально, и не только благодаря своим небольшим размерам, но и из-за отсутствия дымного следа. Многие летчики отмечали, что дымный след, например, за МиГ-23М позволял обнаружить его на удалении 5—6 км. То же самое происходило и с американскими "Фантомами", но двигатель МиГ-17 не дымил. Не всегда помогала обнаружить МиГ-17 и работа его радиолокационного дальномера. В общем, "самолет-невидимка", и только.
Воздушные же бои с МиГ-17 рекомендовалось вeсти на повышенной скорости на вертикалях, а выход из боя производить пологим пикированием.
После завершения испытаний МиГ-17 (бортовой № 55) вернули Израилю в 1969 году, и ныне он находится в музее ВВС Израиля. Что касается второго "мига", то его оставили в США, и впоследствии он потерпел катастрофу.
Изображение - МиГ-17Ф пилотажной группы "Черный бриллиант", США (видимо, это и есть тот самый 2-й, впоследствии разбившийся, экземпляр МиГ-17Ф - Scharnhorst)
Третий МиГ-17, а точнее китайский J-5A, американцы облетали в ноябре 1970 года в Камбодже.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Советская авиация(1945-наши дни)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя