****************************************
История создания и испытаний АНТ-40.
Работа над новым бомбардировщиком началась под руководством А.Н.Туполева в конце 1933 года. Главным конструктором был назначен А.А.Архангельский, возглавивший в январе 1934 конструкторскую бригаду № 5 отдела экспериментального самолетостроения ЦАГИ. Новый бомбардировщик внутри конструкторского бюро получил обозначение АНТ-40. Это был трехместный двухмоторный среднеплан с убирающимися шасси.
Основной задачей проектирования было достижение максимальной скорости в горизонтальном полете, хотя код СБ расшифровывался как средний бомбардировщик, а не скоростной. Этот фактор определил выбор схемы и компоновки самолета, конструкция которого создавалась с минимальным аэродинамическим сопротивлением и минимальной массой.
Постройке самолета предшествовал большой объем экспериментальных исследований в аэродинамической трубе ЦАГИ. При этом особое внимание уделялось наивыгоднейшему сочетанию крыла с фюзеляжем и мотогондолами, нахождению оптимального взаимного расположения крыла и хвостового оперения. По результатам этих работ было выбрано среднее расположение крыла относительно фюзеляжа. С одной стороны это обеспечивало минимальное сопротивление интерференции, с другой - создавало проблемы с компоновкой бомбоотсека. Неподвижное горизонтальное оперение установили на фюзеляже с относительно небольшим превышением над крылом. Это позволяло вывести стабилизатор из спутной струи, особенно на больших углах атаки, и улучшить работу вертикального оперения, которое при такой схеме меньше "затенялось" горизонтальным. Для получения максимальной скорости все кабины экипажа были выполнены закрытыми, бомбы полностью размещались в фюзеляже и вся обшивка выполнялась гладкой. Отказ от гофрированной обшивки, неприемлемой для скоростного самолета, потребовал применения новых материалов - тонкого листового "супердюралюминия" с повышенной прочностью, высокопрочных хромо-молибденовых и хромо-никелевых сталей. Снижение массы самолета достигалось минимальными размерами самолета, рациональной конструкцией планера и очень плотной компоновкой фюзеляжа.
21 февраля 1934 года А.Н.Туполев на совещании у начальника ЦАГИ Н.М.Харламова доложил план работ по постройке бомбардировщика АНТ-40. Было решено построить самолет сразу в двух экземплярах - первый прототип с двигателями воздушного охлаждения Райт Циклон ("Wright Cyclone F 3"), каждый из которых развивал мощность 730 лс на высоте 2000 м, планировалось выпустить к 15 июля 1934 года. Второй прототип с двигателями жидкостного охлаждения Испано Сюиза ("Hispano Suiza" 12Ybrs) no 780 лс каждый на высоте 3300 м, планировалось построить к 15 августа 1934года.
Для моторов обоих типов были созданы гондолы близкой внешней конфигурации. Для самолета АНТ-40 с двигателями "Hispano Suiza" 12Ybrs были построены водорадиаторы "лобового" типа, интенсивность охлаждения которых регулировалась установленными перед ними жалюзи и отклоняющейся вниз нижней панелью гондолы, расположенной под двигателем. Первый прототип АНТ-40 имел емкость бензобаков только на 940 л, второй - на 1670 л.
[album]1429[/album] - отличия первого и второго прототипов АНТ-40.
При создании АНТ-40 был использован опыт постройки и испытаний двухмоторного многоместного истребителя МИ-3/АНТ-21 и двухместного пушечного истребителя ДИП/АНТ-29, которые были близки по общей схеме конструкции. Проектирование самолета АНТ-40 шло быстро и в марте 1934 года заказчик, Управление ВВС, рассмотрел и утвердил эскизные чертежи и натурный макет самолета, а уже в июле заводу опытных конструкций ЦАГИ были досрочно переданы все рабочие чертежи.
Постройка первого прототипа с двигателями "Wright Cyclone F3" началась 25 апреля 1934 года, она шла одновременно с выпуском чертежей и потребовала более высокой культуры производства, так как технологические процессы и производственные технологии, применявшиеся раннее, не были пригодны для постройки АНТ-40. Самолет был построен в рекордно короткий срок - за шесть месяцев.
[album]1425[/album][album]1426[/album] - Постройка первого экземпляра АНТ-40 и АНТ-40РЦ на заводском аэродроме.
7 октября 1934 года состоялся первый полет первого прототипа АНТ-40РЦ ("Райт-Циклон"), который пилотировал летчик К.К.Попов. Испытания, проводившиеся до 31 октября показали, что самолет обладал плохой продольной устойчивостью, а также повышенной чувствительностью элеронов и большими нагрузками на штурвал. Это приводило к самопроизвольному взмыванию и пикированию самолета при посадке, что усложняло пилотирование. Недостатки пытались устранить увеличением площади и изменением угла установки стабилизатора, увеличением площади элеронов, уменьшением площади рулей высоты и введением в систему управления резиновых амортизаторов, возвращавших отклоненный штурвал в нейтральное положение и тем самым уменьшавших "раскачку" самолета в продольной плоскости. Однако, это дало лишь небольшое улучшение в устойчивости и управляемости самолета, но его пилотирование оставалось сложным.
На девятом полете 31 октября самолет потерпел аварию при посадке на заводском аэродроме.
[album]1427[/album] - первый прототип АНТ-40 после аварии на испытаниях, 31 октября 1934 года.
Самолет был возвращен в ЦАГИ, где восстанавливался до февраля 1935 года. Во время ремонта в конструкцию первого прототипа были внесены некоторые изменения. Мотористы, которые участвовали в ремонте самолета, по своему переименовали обозначение нового самолет: СБ - "св***** Бездарная".
С 5 февраля по 21 июня 1935 года были проведены повторные заводские испытания АНТ-40РЦ с трехлопастным металлическим винтом. На испытаниях самолет развил максимальную скорость 325 км\час на высоте 4000 м, был достигнут потолок 6800 м, посадочная скорость составляла 100-110 км\час. Поскольку второй прототип показал к тому времени гораздо большую максимальную скорость, испытания первого были прекращены. Он был переведен в разряд экспериментальных самолетов и передан для опытных работ в Отдел эксплуатации, летных испытаний и доводки. Так, с 21 февраля по 11 марта 1936 года на нем испытывались убираемые лыжные шасси и винты изменяемого шага фирмы "Гамильтон". О дальнейшей судьбе первого прототипа АНТ-40 ничего неизвестно.
[album]1424[/album] - Первый прототип СБ после повторных испытаний, 1935 год.
15 мая 1934 года началась постройка второго прототипа с двигателями "Испано-Сюиза". При этом были частично учтены результаты испытаний первого прототипа. Крыло второго прототипа имело больший размах, его площадь была увеличена до 51,95 кв.м, были внесены исправления в систему управления самолетом.
[album]1430[/album] - левый двигатель "Испано Сюиза" второго опытного образца АНТ-40. Хорошо видны регулируемые жалюзи радиатора системы охлаждения двигателя.
30 декабря 1934 года состоялся первый полет второго прототипа, который пилотировал летчик-испытатель Н.С.Журов. Во время заводских испытаний, которые закончились 21 января 1935 года, на этом самолете с нормальным полетным весом 5000 кг была достигнута скорость 430 км/час на высоте 4000 м. Полученные результаты заводских испытаний превзошли ожидания заказчика - представители ВВС еще до их окончания настояли на срочной передаче самолета на госиспытания по полной программе. На первой стадии госиспытаний с полезной нагрузкой 1536,5 кг были получены максимальная скорость 346 км/час, время подъема на высоту 5000 м - 7,5 мин и потолок 9400 м.
[album]1428[/album] - второй экземпляр АНТ-40 с двигателями Испано-Сюиза, декабрь 1934 года.