История проектирования.
16 декабря 1937 года в ходе обсуждения плана опытного самолетостроения на 1938 год на совещании у начальника вооружения и материально-технического снабжения ВВС КА специалисты НИИ ВВС - военинженер 1-ro ранга П.А. Лосюков и военинженер 2-го ранга П.В. Рудинцев, потребовали незамедлительно включить в план создание специального самолета-штурмовика, "действующего на низкой высоте и имеющего мощное наступательное и оборонительное вооружение и с мотором, развивающим максимальную мощность у земли".
Это предложение вытекало из анализа боевого опыта войны в Испании, где авиация показала низкую эффективность при решении задач непосредственной поддержки войск.
Через полтора месяца с подобной инициативой выступил начальник 1-го Главного Управления НКАП (по совместительству Главный конструктор завода №39) Сергей Владимирович Ильюшин, направивший в начале февраля 1938 года на имя И.В. Сталина, В.М. Молотова, маршала К.Е. Ворошилова, М.М. Кагановича и начальника ВВС КА командарма 2-го ранга А.Д. Локтионова докладную записку, в которой предлагал постройку бронированного штурмовика, предназначенного для действий по войскам противника непосредственно на поле боя.
Главной особенностью "летающего танка" являлся обтекаемый бронекорпус из авиационной брони АБ-1 с поверхностью двойной кривизны. Мотор, водо- и маслорадиаторы, масло- и бензобаки, а также летчик и штурман находились внутри бронекорпуса. Помимо этого, мотор, бензобак, водо- и маслорадиаторы, бомбоотсеки и патронные ящики дополнительно прикрывались бронекапсулами. Для защиты летчика и штурмана на фонаре кабины устанавливались бронестекла. Толщина брони везде 5 мм.
2 февраля докладная записка поступила в аппарат Молотова. Через два дня председатель СНК СССР наложил резолюцию: "Рассмотреть в КО. Молотов". Было решено дождаться утверждения плана опытного самолетостроения на 1938 год и затем выпустить Постановление Комитета обороны по самолету Ильюшина.
План был утвержден только 5 мая 1938 года. Он предусматривал постройку на заводе №39 трех экземпляров двухместного бронированного штурмовика БШ-2 с мотором АМ-34ФРН (мощность у земли 1 050 л. с.) со сроком предъявления на государственные испытания: 1-го экземпляра - декабрь 1938 года, 2-го - март и 3-го - май 1939 года.
Самолет должен был иметь:
- надежное бронирование экипажа, мотора, горючего и бомб;
- максимальную скорость у земли 385-400 км/ч, посадочную скорость 105-110 км/ч;
- дальность полета с нормальным полетным весом 800 км, а с перегрузкой до 1 000 км, практический потолок - 8 000 м;
- вооружение: у летчика - 2 пулемета ШКАС и 2 крупнокалиберных пулемета для стрельбы вперед, у штурмана - спарка ШКАСов, бомб - 250-300 кг.
Приступив к проектированию, ОКБ столкнулось с рядом сложных инженерных задач, решаемых впервые. При конструктивной компоновке требовалось увязать броню с силовой конструкцией и обеспечить необходимую прочность и жесткость последней при использовании в ней разнородных материалов. Броня, стрелковое и бомбардировочное вооружение утяжеляли самолет настолько, что мощности мотора уже не хватало для обеспечения заданных летнотактических данных. Нужна была тщательная конструктивно-технологическая проработка. Причем необходимо было учитывать, что БШ-2 по своему назначению должен быть массовым самолетом, а его изготовление простым и дешевым. Только 3 января 1939 года Ильюшин смог доложить о завершении работы.
Государственная комиссия, заседание которой состоялось 26 января, признала, что эскизный проект и макет в целом соответствуют ТТЗ. Бронезащита оказалась слабее заявленной, так как в ходе проектирования пришлось отказаться от бронекапсул и бронестекол на фонаре кабины летчика и штурмана. Сильной стороной проекта являлось практически полное включение бронекорпуса в силовую схему самолета - его носовая часть воспринимала нагрузки от мотора и агрегатов винтомоторной группы, а центральная часть - от узлов крепления крыла, хвостовой части фюзеляжа, экипажа и пулеметной турели. В протоколе осмотра члены комиссии предложили улучшить схему бронирования путем рационального распределения толщины брони бронекорпуса, установить радиостанцию и т.д.
- схема бронирования БШ-2.
К этому времени ОКБ А.А. Микулина разработало новый более мощный мотор АМ-35 (взлетная мощность 1 350л.с.). Решили строить БШ-2 именно с ним. По расчетам разбег сокращался до 250 м, а время набора 5 000 м не превышало 8-9 минут. Стрелковое вооружение включало 4 пулемета ШКАС (3 000 патронов) в крыле и один ШКАС (750 патронов) на турели у штурмана. Бомбовая нагрузка возросла до 400 кг.
После утверждения 15 февраля новых ТТТ на заводе №39 началась постройка двух БШ-2 с АМ-35, а на машиностроительном заводе им. Орджоникидзе в Подольске - изготовление бронекорпусов для них.
К 4 мая на самолете состыковали бронекорпус, фюзеляж, хвостовое оперение, крыло, установили мотор. Фюзеляж представлял собой деревянный монокок с работаюшей обшивкой. Крыло и стабилизатор цельнометаллические. Киль деревянный выполнялся как одно целое с фюзеляжем. Монтаж шасси и окраску БШ-2 закончили 16 июня. В документах отмечается недовольство военных низкими темпами работ.
27 июня 1939 года первый опытный экземпляр БШ-2 выполнил рулежку. Обнаружилась неисправность тормозов и ряд производственных дефектов, устранение которых потребовало несколько дней. 9 июля Ильюшин доложил о готовности БШ-2 №1 к проведению заводских испытаний, но наркомавиапрома потребовал балансировки рулей и проведения статиспытаний крыла и оперения самолета. Через неделю штурмовик вновь рулил и совершил несколько подлетов. Отмечалась ненормальная работа мотора, вода и масло грелись. К этому времени стало ясно, что ввиду сильной загруженности ЦАГИ результаты статиспытаний могут быть получены не ранее конца августа. По этой причине 17 июля самолет законсервировали.
Срыв сроков подачи БШ-2 на государственные испытания не мог устроить ни военных, ни руководство страны. Поэтому 29 июля вышло Постановление КО, обязавшее Ильюшина передать в НИИ ВВС первый экземпляр БШ-2 в сентябре, а второй - в ноябре 1939 года. Кроме этого, 15 августа он был освобожден "от всех работ, кроме модификации ДБ-3 2М-88 и постройки БШ-2".
- опытный БШ-2, весна 1940 года.