Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Первенец среди носителей атомного оружия...

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 23 мар 2017, 23:40

Небольшое вступление.


Одним из лучших самолетов Второй мировой войны по праву считается стратегический бомбардировщик В-29 (в русской транскрипции Б-29 или Би-29) "Сверхкрепость" (Superfortress). Эта машина, пришедшая на смену "Летающей крепости" В-17, впитала в себя новейшие достижения науки и техники начала 1940-х годов и не только превзошла своих предшественников, но и породила новые приемы использования бомбардировочной авиации.
B-29 стал не только первым серийным самолетом с герметичными кабинами экипажа, оборонительным вооружением с дистанционным управлением и централизованного управления оборонительным огнем, но и первым носителем атомного оружия.

История создания "Сверхкрепости".


Разработка машины на фирме "Боинг" началась в 1934 году, и первым ее вариантом стала модель "316", представлявшая собой усовершенствованный бомбардировщик ХВ-15. Изменения касались главным образом схемы самолета с низкоплана – на высокоплан и использования шасси с носовой опорой. Характерной особенностью фюзеляжа была носовая часть, по форме близкая к полусфере, что обеспечивало почти равномерную нагрузку на нее от избыточного внутреннего давления в гермокабине. С подобным фюзеляжем на "Боинге" тогда же разрабатывали транспортный самолет модель "307".
Проектом "316" предусматривалось использование четырех перспективных 18-цилиндровых двухрядных звездообразных двигателей воздушного охлаждения R-3350 "Дуплекс Циклон" (Duplex Cyclone) компании "Райт" взлетной мощностью по 2 000 л.с.
Четыре года спустя военные США разработали новые требования к перспективному бомбардировщику, на этот раз с герметичными кабинами экипажа. Последнее обстоятельство способствовало снижению уязвимости бомбардировщика от зенитной артиллерии и повышению работоспособности экипажа, что немаловажно в длительном высотном полете. Это привело к появлению очередной модели "322", правда, ненадолго задержавшейся на чертежных досках.
Следующим шагом конструкторов стала ставка на четыре 1 150-сильных двигателя жидкостного охлаждения V-1710 компании "Аллисон". Для снижения аэродинамического сопротивления их расположили друг за другом – тандемно. Тогда же общую гермокабину разделили на переднюю и заднюю, соединенную лазом, что позволяло членам экипажа беспрепятственно переходить из одной части самолета в другую. Эта особенность стала характерной чертой как всех последующих проектов дальних бомбардировщиков компании "Боинг", так и советских Ту-4, Ту-80 и Ту-85. Но и этот вариант не удовлетворил ни разработчика, ни заказчика, поскольку силовая установка не позволяла решать поставленные задачи. Пришлось вновь вернуться к двигателям воздушного охлаждения.
Так постепенно, шаг за шагом, конструкторы продвигались к цели и лишь в 1939 году, перебрав множество вариантов, остановились на двухкилевой модели "334". Расчеты показали, что самолет с размахом крыла 36,59 метров (120 футов) при взлетном весе 20 117 кг (66 000 фунтов) и максимальной бомбовой нагрузкой 2 387 кг (7 830 фунтов) сможет летать на расстояние 7 242 км (4 500 миль). Но и он продержался недолго. В модели "334А" отказались от двухкилевого оперения и вернулись к рядному размещению звездообразных моторов R-3350 компании "Райт". По расчетам, в таком виде самолет мог доставлять 907 кг (2 000 фунтов) бомб на расстояние свыше 8 046 км (5 000 миль). Но и это не было пределом. Изменив аэродинамическую компоновку крыла, удалось увеличить скорость до 652 км/ч (405 миль/ч) на высоте 7 620 метров (25 000 футов) с 2 000-сильными двигателями "Пратт-Уитни" R-2800. При взлетном весе 38 852 кг (85 672 фунтов) расчетная дальность полета достигла 11 265 км (7 000 миль) с бомбовой нагрузкой 1 000 кг. Максимальная же бомбовая нагрузка достигала 3 048 кг (10 000 фунтов).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 24 мар 2017, 22:08

Макеты и прототипы.


Деревянный макет бомбардировщика с экипажем из 12 человек построили в декабре 1939 года. К этому времени по распоряжению командующего Армейским Воздушным Корпусом генерала Генри Арнольда был создан комитет под председательством бригадного генерала Килнера для изучения потребностей Корпуса в перспективной технике. Два месяца спустя после начала Второй мировой войны генерал Арнольд предложил заключить контракты с авиастроительными компаниями на создание сверхдальнего бомбардировщика VLR (Very Long-Range). Окончательное решение по созданию В-29 приняли в начале декабря того же года. На разработку тактико-технических требований к нему ушло чуть больше месяца.
Согласно заданию бомбардировщик должен был летать со скоростью не менее 644 км/ч (400 миль/ч) и доставлять на расстояние 8 582 км (5 333 мили) не менее 907 кг (2 000 фунтов) полезного груза. Задача не простая, но решаемая, и 29 января 1940 года Военный департамент США передал свои требования компаниям "Боинг", "Консолидейтед", "Дуглас" и "Локхид". Спустя три месяца требования к машине уточнили. Главным образом это касалось усиления оборонительного вооружения и повышения живучести за счет протектирования топливных баков и усиленного бронирования экипажа. Но это не означало, что проект окончательно "утрясен" и согласован - впереди была большая и очень напряженная работа.
Для выполнения всех требований заказчика проект "341" оснастили двигателями R-3350 компании "Райт". Экипаж очередного варианта машины "345" (ХВ-29) состоял из 12 человек, а оборонительное вооружение – из четырех выдвигавшихся турельных установок с двумя 12,7-мм пулеметами M2 "Браунинг" и кормовой установки с парой пулеметов и 20-мм пушкой. Наводка оружия на цель осуществлялась стрелками дистанционно посредством перископических прицелов.
Самолет имел два грузовых отсека: перед и за центропланом крыла. Это было неудобно и к тому же сильно ограничивало габариты бомбового вооружения. Но выхода не было, поскольку невозможно было поднять крыло, чему мешал лаз между передней и задней гермокабинами. Механизация крыла состояла из однощелевых закрылков Фаулера.
По расчетам, самолет мог доставить 1 000 кг бомб на расстояние 8 582 км (5 333 мили) со скоростью 467 км/ч (290 миль/ч). Максимальная же скорость достигала 615 км/ч (382 миль/ч) на высоте 8 200 метров (25 000 футов). Машина могла поднимать до 7 301 кг (16 100 фунтов) бомб, а ее максимальный взлетный вес достигал 44 307 кг (97 700 фунтов).
Летом 1940 года был подписан дополнительный контракт на углубленную проработку машины, получившей обозначение ХВ-29. Продолжали работать над аналогичными бомбардировщиками и специалисты компаний "Локхид" (ХВ-30), "Дуглас" (ХВ-31) и "Консолидейтед" (ХВ-32), но недолго, поскольку в августе военные подписали контракт с "Боингом" на изготовление двух опытных машин и в следующем месяце для подстраховки – с "Консолидейтед".
ИзображениеИзображение - полноразмерный деревянный макет ХВ-29 и второй прототип ХВ-32 фирмы "Консолидейтед".
В мае 1941 года военные утвердили макет и заказали 14 предсерийных YB-29. Самолет еще находился в стадии проектирования, а заказчик 17 мая 1941 года объявил о намерении заключить контракт на 250 бомбардировщиков. Все спешили, предчувствуя, что пожар Второй мировой войны вскоре охватит не только всю Европу и Азию, но и может достигнуть берегов Америки.
Для выполнения этого заказа в сентябре 1941 года компании "Боинг" сдали в аренду государственное предприятие в Уичите (Wichita) в штате Канзас. Сообщение о нападении Японии 7 декабря 1941 года на Перл-Харбор застало предприятие на стадии подготовки серийного производства.
Тем не менее военные, уверенные в успехе новой машины, в начале следующего года увеличили заказ вдвое, а в марте и вовсе – до 1 000 бомбардировщиков. Похоже, что военные были уверены в возможности фирмы и полностью доверяли ее руководству, ведь бомбардировщики должны были войти в строй в конце 1943 года. Подобное практиковалось и в Советском Союзе, но в отличие от союзников доводка машин до кондиции занимала значительно больше времени.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 26 мар 2017, 22:00

Постройка и испытания прототипов опытной машины - ХВ-29.


В самый разгар подготовки производства к серийному выпуску машин завод в Канзасе неожиданно переориентировали на бомбардировщик В-25 "Митчелл", а "Сверхкрепость" передали на завод компании в Рентоне. Естественно, осилить столь крупный заказ одному лишь "Боингу" было невозможно, и ему в помощь подключили другие компании, включая "Гленн Мартин", "Дженерал моторс" и "Белл"
Изображение - сборка первого прототипа XB-29.
Первый прототип XB-29 (серийный номер 41-0002), укомплектованный двигателями R-3350-12 с трехлопастными винтами, летчик-испытатель компании Эдди Аллен поднял в воздух 21 сентября 1942 года. К тому времени, "Боинг" имела заказ на 1 664 самолета. Испытания проходили тяжело, в основном из-за проблем с двигателями, нередко перегревавшимися, а порой и воспламенявшимися. За два месяца на опытном самолете моторы меняли 16 раз. Но летные данные иначе как выдающимися не назовешь, что обнадеживало.
Изображение - первый летный экземпляр XB-29. Самолет оборудован трехлопастными воздушными винтами.
Второй прототип XB-29 (серийный номер 41-0003) взлетел 30 декабря 1942 года, но из-за возгорания одного из двигателей пришлось прервать намеченную программу. Мотор заменили, но во втором полете 18 февраля 1943 года, вскоре после взлета произошла трагедия.
Огонь со вспыхнувшего двигателя перекинулся на крыло, и самолет разрушился в воздухе, унеся жизни экипажа вместе с Эдди Алленом и 18 рабочих завода мясных консервов, оказавшихся на его пути.
Изображение - второй прототип XB-29.
Всего изготовили три прототипа, включая планер для статических испытаний. Впоследствии один из серийных бомбардировщиков, построенных на пожертвования сотрудников компании "Боинг", получил имя Эдди Аллена. Именной самолет, базируясь на Марианских островах, выполнил 24 боевых вылета и в ходе последнего, получив тяжелые повреждения, совершил вынужденную посадку на одном из небольших островов Тихого океана, где и был разобран.
Правительственная комиссия под председательством сенатора Гарри Трумэна, занимавшаяся расследованием трагедии, пришла к выводу, что ее причиной стали некондиционные двигатели, собранные в спешке под нажимом командования Воздушных сил.
В июне 1943 года собрали третью машину, но уже из предсерийной партии YB-29, которую после непродолжительных заводских испытаний передали военным. Но и она, несмотря на усовершенствованную силовую установку, вскоре потерпела аварию.
В ходе испытаний третьего прототипа трехлопастные воздушные винты заменили четырехлопастными компании "Гамильтон-Стандарт" (Hamilton-Standard).
Изображение - XB-29 с трехлопастными винтами во время летных испытаний.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 28 мар 2017, 22:17

Предсерийные YB-29.


Все четырнадцать предсерийных YB-29 (№41-36954 – 41-36967), предназначавшихся для эксплуатационных испытаний, построили на заводе в Уичите. Первый из них покинул сборочный цех предприятия 15 апреля 1943 года и взлетел 26 июня того же года. Как и предшественники, эти самолеты были укомплектованы моторами R-3350, но 21-й серии.
ИзображениеИзображение - третий и седьмой экземпляры предсерийных YB-29. Машины существенно различаются оборонительным вооружением.
По сравнению с опытными машинами на YB-29 турельные установки компании "Сперри" (Sperry) заменили невыдвижными фирмы "Дженерал Электрик" (General Electric) с механическим вычислителем упреждения цели.
Изображение - верхняя задняя пулеметная установка YB-29.
Передняя надфюзеляжная турельная установка обслуживалась, как правило, бомбардиром. Заднюю надфюзеляжную установку и обе подфюзеляжные установки обслуживали три стрелка, находившиеся в задней кабине. При этом любой стрелок (кроме кормового) мог вести одновременный огонь из двух установок. Централизованная система позволяла среднему стрелку (на Ту-4 он назывался старшим стрелком, впоследствии командиром огневых установок), находившемуся в задней кабине, распределять с помощью специального пульта цели между стрелками и огневыми точками. Для этого его рабочее место располагалось выше соседних кресел других стрелков. Применение системы наведения оружия компании "Дженерал Электрик" позволило сократить экипаж до 10 человек: командира, второго пилота, бомбардира, штурмана, бортинженера, бортрадиста, стрелка, управлявшего системой централизованного огня, левого стрелка, правого стрелка и хвостового стрелка. Впоследствии к ним добавился оператор РЛС.
Изображение - воздушный стрелок у боковой прицельной станции В-29.
Новая система вооружения, опробованная на третьем опытном самолете XB-29, в отличие от "Сперри" потребовала намного больше электроэнергии, что привело к установке на двигатели дополнительных генераторов. Предусмотрели на самолете и места для отдыха членов экипажа в длительном полете. Эти и ряд других изменений привели к задержке начала серийного производства.
ИзображениеИзображение - места отдыха экипажа в средней гермокабине В-29.
Новый бомбардировщик существенно превзошел В-17, и без того считавшегося лучшим самолетом тех лет. Достаточно сказать, что максимальная скорость возросла на 122 км/ч, дальность – на 4 023 км, а бомбовая нагрузка – более чем в два раза по сравнению с В-17G. Все это делало новую машину, способную решать стратегические задачи на большом удалении от аэродрома базирования, практически неуязвимой от истребителей первой половины 1940-х годов.
Все YB-29 получили стандартный камуфляж Olive Drab/Neutral Gray. Предсерийные самолеты выпускались в тот момент, когда непрерывно менялся дизайн американского опознавательного знака. Поэтому первые YB-29 получили знак в виде белой звезды на синем круге, затем в виде белой звезды на синем круге с белой полосой и красным кантом, а позднее с синим кантом.
На YB-29 шла подготовка экипажей, их использовали в качестве летающих лабораторий, а также на них испытывались новые элементы оснащения.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 01 апр 2017, 23:11

Серийное производство и модификации.


В-29 идет в серию.


Осенью 1943 года первые самолеты В-29-BW собрали в Уичите. В начале 1944 года к выпуску В-29 подключили предприятие "Белл Эйркрафт Корпорейшн" в Мариетте, штат Джорджия. Выпускавшиеся "Беллом" самолеты обозначались В-29ВА. Затем выпуск В-29 освоили заводы "Гленн Л. Мартин Компани" в Омахе, штат Небраска (В-29-МО). Планировалось организовать выпуск В-29 на заводе фирмы "Норт Америкен" в Инглвуде, штат Калифорния (B-29-NA), но от этого плана отказались.
В ходе серийного выпуска В-29 в его конструкцию вносились усовершенствования, облегчавшие сборку, упрощавшие эксплуатацию и повышающие боевые качества самолета. Производители внедряли эти изменения в разные сроки, поэтому машины, выпущенные разными фирмами, отличались друг от друга.
ИзображениеИзображение - первые серийные В-29.
Характерной чертой, отличавшей В-29 от прототипов и предсерийных машин были четырехлопастные винты "Гамильтон Стандарт" вместо трехлопастных. Серийные В-29 сначала оснащались двигателями "Райт R-3350-23", -23A или -41. Позднее появились двигатели R-3350-57 и -57А.
Первоначально оборонительное вооружение самолета размещалось в четырех пулеметных турелях. В каждой турели стояло по спаренному 12,7-мм пулемету. Управлялись пулеметы дистанционно, места стрелков находились в гермокабинах. В хвостовой огневой точке кроме двух 12,7-мм пулеметов стояла 20-мм пушка. Позднее вооружение изменилось: в передней верхней турели установили счетверенные пулеметы калибра 12,7-мм, так как японские пилоты чаще всего практиковали лобовую атаку. Из хвостового отсека убрали 20-мм пушку. На самолетах В-29А и В-29В пушку никогда не ставили.
Изображение - проекции и спецификация Boeing B-29 "Superfortress" раннего выпуска.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 25 мар 2018, 21:19

В-29А


Первые серийные В-29-BW начали собрать в Уичите на заводе компании "Боинг" в сентябре 1943 года. Вторую сборочную линию "Боинг" организовала в Рентоне, где бомбардировщики получили обозначение В-29А. Эти "Сверхкрепости" отличались от предшественника разборным центропланом, что позволяло расширить фронт сборочных работ, и увеличенным на 0,31 метра размахом крыла. Правда, это утяжелило планер на 320 кг, да и запас топлива снизился на 806 литров. Учитывая, что пилоты японских истребителей часто атаковали бомбардировщики с передней полусферы, количество стволов верхней передней башни довели до четырех. Кормовую пушку демонтировали, оставив два пулемета.
Изображение - верхние передние башни ранних и поздних В-29А.
ИзображениеИзображение - сборка "Суперкрепостей" на заводе в Рентоне и серийный В-29А на заводском дворе.
На самолеты этого варианта бомбардировщика устанавливались двигатели R-3350-57, -57А и 59. Любопытно привести весовую сводку В-29А. Так, вес его конструкции составил 14 120 кг, силовой установки и мотогондол – 13 070 кг, вспомогательной силовой установки – 1 349 кг, оборудования – 3 500 кг. При этом производственные отклонения не превышали 153,5 кг.
Вес пустого самолета (по техническим условиям заказчика) задавался 31 885,5 кг, полезной нагрузки – 15 790 кг, боеприпасов и топлива, определяемых заданием при нормальной нагрузке, – 13 800 кг, максимальный – 20 600 кг.
Нормальный взлетный вес по техническим условиям заказчика задавался 47 675,5 кг, а максимальный – 54 500 кг. Состав экипажа B-29А остался прежний – 10 человек.
Топливо (бензин с октановым числом 100) объемом 30 919 литров (8168 американских галлонов) располагалось в четырнадцати баках в отъемных частях крыла, в восьми баках в центроплане и в четырех баках в грузовых отсеках.
Самолеты оснащались системой навигации AN/APN-4 Loran (Long Range – большая дальность). Впоследствии ей на смену пришла усовершенствованная система RCA AN/APN-9.
Изображение - проекции общих видов В-29А.
Последние серии В-29А оснащались радиодальномером AN/APQ-15 и РЛС AN/APQ-13, разработанный одной из лабораторий Массачусетского технологического института. Антенна этой станции, заключенная в полусферический обтекатель диаметром 762 мм (30 дюймов), располагалась в центральной части фюзеляжа между бомбоотсеками и выпускалась, когда требовалось уточнить местоположение самолета и при бомбометании вне видимости земли. При этом экипаж возрос до 11 человек.
Всего выпустили 1 119 бомбардировщиков В-29А.
ИзображениеИзображение - кабина пилотов и рабочее место штурмана-бомбардира В-29А.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 27 мар 2018, 15:58

В-29В


Опыт применения первых В-29 в войне с Японией, где они практически не встречали сопротивления в воздухе, показал, что систему оборонительного вооружения можно упростить и тем самым облегчить самолет, улучшив его летные данные. При этом оставили лишь кормовую пулеметную установку с радиодальномером AN/APG-15.
С самолетов демонтировали ручную систему регулировки режима работы двигателя, оставив один автомат, радиовысотомер SCR-718, запросчик "свой–чужой" SCR-729, упростили радиостанцию SCR-274N, сигнальные устройства G-1, предупреждающие огни, регулятор подачи кислорода к месту хвостового стрелка, кушетки для отдыха экипажа, ремни безопасности на вспомогательных местах экипажа, столик бомбардира, оптический определитель сноса В-5, антиобледенительные устройства крыла и оперения, а также другое оборудование.
РЛС AN/APQ-13 заменили на AN/APQ-7 "Игл" с углом сканирования 60 градусов, но с большой разрешающей способностью и сопряженный с оптическим прицелом "Норден". Антенна "Игл", похожая на крыло большого удлинения, располагалась примерно в том же месте, что и у предшественника. Облагородили стекатели статического электричества. Бронезащита (бронестекла) осталась лишь у пилотов и кормового стрелка. Делалось все, чтобы максимально облегчить машину и снизить ее аэродинамическое сопротивление.
Изображение- B-29B с РЛС AN/APQ-7 "Игл", обтекатель антенны которой напоминал крыло
Тогда же доработали силовые установки, оснастив их новыми устройствами управления створками двигателей и заслонками турбокомпрессоров, изменили и систему управления двигателями. Измененили форму мотогондол и установили новые обтекатели турбокомпрессоров.
В-29В собирался на заводе "Белл" в Мариетте с подключением к работам предприятий фирмы "Локхид". Выпуск начали в феврале 1945 года. На первых сериях отсутствовали прицельная РЛС и третий пулемет в кормовой установке. До мая все собранные самолеты перегоняли в Оклахому для монтажа электроники. Позже и ее стали устанавливать в Мариетте. Всего собрали 311 машин этого типа под обозначением В-29В (модель "345-3-0").
Все самолеты поступили на вооружение 315-го бомбардировочного крыла, совершавшего ночные налеты на промышленные объекты на территории Японии. С февраля по май 1945 года самолеты сначала поступали в арсенал в Оклахоме, где на них устанавливалось электронное оборудование. С мая 1945 года завод в Мариетте поставлял уже полностью укомплектованные бомбардировщики.
Поскольку потребность в В-29В была очень высокой, первые машины поступили в строевые части без радиодальномера AN/APG-15, запросчика "свой–чужой", вычислителя упреждения для стрельбы из бортового оружия. Эти машины состояли на вооружении 16-й и 501-й бомбардировочных групп 315-го крыла, достигших боеготовности к 1 апреля 1945 года. Еще две группы – 502-я и 331-я – пртступили к боевым вылетам 1 мая. Лишь после окончания войны все выпущенные В-29В полностью укомплектовали штатным оборудованием.
Часть В-29В переоборудовали в носители ядерного оружия.
Изображение- B-29B "за работой", так сказать - запечатлен момент бомбометания.
Производство всех модификаций В-29 прекратили в начале 1946 года. Всего было выпущено 3 965 экземпляров.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 20 фев 2022, 21:52

Заправщики на базе В-29


Исследования дозаправки топливом в полете с использованием В-29 в США начали вскоре после окончания Второй мировой войны. При этом проверялась система "пеленг с прeвышением", в которой практически все делaлось вручную. Подобная система исследовaлась и в СССР под руководством инженера В.С. Вахмистрова. Как и в США, в Советском Союзе от нее быстро отказались.
В 1948 году в США серьезно занялись внедрением систем дозаправки топливом в полете. Первой из принятых на вооружение стала британская система, разработанная фирмой "Флайт рефьюэлинг" - наиболее технически простая, но и наименее эффек­тивная.
В том же 1948 году в Уичите в самолеты-заправщики КВ-29М переделали 92 бомбардировщика В-29 и В-29А. В каждом из двух бомбоотсеков установили по одному дополнительному топливному баку емкостью 8 706 л, при этом общая емкость баков увеличилась до 45 546 л. В задней негерметической части фюзеляжа размещалась аппаратура для перекачки топлива с рабочим местом оператора.
Экипаж КВ-29М состоял из двух летчиков, бортмеханика, штурмана, радиста, оператора РЛС и оператора топливозаправочной аппаратуры.
Одновременно для дозаправки модифицировали 72 В-29, которые получили обозначение B-29L (замененное позднее на B-29MR). Доработка состояла в установке дополнительного бака в заднем бомбоотсеке (увеличившего суммарный объем топливной системы до 35 390 л) и аппаратуры захвата и подтягивания шланга с заправщика. Часть вооружения в задней части самолета демонтировали, в состав экипажа ввели оператора системы заправки; он размещался в задней части самолета.
Самолеты КВ-29М и В-29MR оборудовались аппаратурой встречи в воздухе AN/APN-8 и AN/APN-68.
Изображение - KB-29M из 43-й заправочной эскадрильи, база Дэвис-Монтан, 1950 год.
Спустя два года, 22 сентября 1950 года, состоялся первый перелет через Атлантику на реактивном истребителе F-84E "Тандерджет" с тремя дозаправками в воздухе от танкера КВ-29М. Самолеты-заправщики взлетали из Прествика (Ланкастер, Великобритания), Исландии и полуострова Лабрадор (Гуз-Бэй).
Один КВ-29М переделали в YКB-29Т под заправку по системе "шланг-конус", рассчитывая на одновременную заправку трех самолетов тактической авиации. Точки заправки находились в задней части фюзеляжа и в установках на концах крыла. Топливо содержалось в центроплане и в бомбоотсеках. Самолет был оборудован централизованной системой заправки на земле. В частности, от этой машины заправлялись три британских истребителя "Метеор".
Изображение - YKB-29T дозаправляет в воздухе три истребителя Глостер "Метеор".
Недостатки системы "Флайт рефьюэлинг" заставили начать работу над сиcтемой перeкачки топлива через телескoпическую трубу (позже она получила название "Флайинг бум"). 8 ноябре 1949 года фирме "Боинг" выдали заказ на перeоборудование одного B-29 в заправщик КВ-29Р. Модификация самолета заключалась в установке под задней частью фюзеляжа заправочной штанги с телескопической законцовкой и небольшими стабилизаторами. Управлял отклонением штанги и процессом стыковки и перекачки оператор, занимавший бывшую кабину кормового стрелка. Как и КВ-29М, КВ-29Р имел дополнительные топливные баки в бомбоотсеках. Первоначально КВ-29Р предназначался для дозаправки поршневых самолетов, но с появлением реактивных "клиентов" часть топливной системы заправщика перевели на авиационный керосин. Экипаж состоял из двух пилотов, бортмеханика, штурмана, радиста, двух наблюдателей, оператора РЛС и оператора системы дозаправки.
Изображение - хвостовая часть заправщика КВ-29Р.

Изображение - oбщий вид заправщиков КВ-29М и КВ-29Р.
Фирма "Боинг" на своем заводе в Рентоне пeределала 116 бомбардировщиков B-29 в КB-29Р.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 01 мар 2022, 23:23

Поисково-спасательные SВ-29


В поисково-спасательные машины SВ-29 были переделаны 16 В-29. Антенну РЛС АN/АРQ-1З сдвинули на место передней нижней пулеметной установки, а место радиста перенесли в заднюю гермокабину. SВ-29 нес спасательную лодку А-З, которая подвешивалась под фюзеляжем и при необходимости сбрасывалась на парашюте. Лодка комплектовалась спасательным снаряжением и бензиновым двигателем с запасом хода 900 км. Для работы ночью на самолете устанавливались дополнительные фары под крылом.
ИзображениеИзображение - спасательный самолет SВ-29 (общий вид и фото).

Метеоразведчик WB-29


Некоторое количество В-29 под обозначением WВ-29 приспособили для разведки погоды. Турели над и под фюзеляжем демонтировали, а в носовой части сделали наблюдательный блистер. На WВ-29 ставили много специальной мeтеорологической аппаратуры и дополнительных систем, в частности, психрометр ML-313/AM, измеритель относительной влажности ID/АМQ-2, радиовысотомер SCR-718, радиовысотомер АN/АРN-1; сaмолет нес набор радиозондов AN/AMT-3, сбрасываемых c парашютами. Некоторые машины, предназначенные для нaблюдения за испытаниями ядерного орyжия; оборудовались специальным фильтром воздуха, располагавшимся на месте верхней задней огневой точки.
Изображение - разведчик погоды WВ-29 (общий вид).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Boeing B-29 "Superfortress" - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 09 мар 2022, 21:34

Разведчик RB-29
(F-13, F-13A)


Большая дальность и продолжительность полета в сочетании с высокой скоростью и эффективным оборонительным вооружeнием сделали В-29 идеальным кандидатом на роль стратегического разведчика. В пеpвый опытный экземпляр разведчика, полyчившего обозначение F-13, переоборудовaли B-29A-20-BW (№42-6412). Первый полет прототипа состоялся 4 августа 1944 года.
За ним последовала серия из 117 самолeтов под обозначением F-13A, выпущенная заводами в Уичите (30 машин) и 87 – в Рентоне. Помимо этого, четыре самолета выпустили в учебном варианте под обозначениемTF-13A. Эти машины комплектовались тремя аэрофотоаппаратами К-17, охватывавшими в совокупности в зависимости от высоты полета площадь от 52 до 78 км2.
Две камеры К-22 стояли вертикально и использовались для проведения детальной съемки. С высоты 6 096 метров они охватывали полосу шириной 3,2 км. Камера К-18 также стояла вертикально и предназначалась для плановой съемки. Кроме этого, самолет мог оснащаться двумя ночными аэрофотоаппаратами К-19. Все фотокамеры устанавливались в задней гермокабине.
Для обеспечения необходимой точности выдерживания курса в носовой части самолета имелся специальный прицел, связанный с измерителем угла сноса. Им пользовался штурман.
Первый серийный F-13А отправили заказчику на Тихий океан 30 октября 1944 года. Там эти машины эксплуатировал отряд фоторазведки при XX бомбардировочном командовании (с 13 февраля 1945 года звено "С" 1-й эскадрильи фоторазведки) с базой в Шинклине (Китай) и 3-я эскадрилья фотoразведки, базировавшаяся на аэродроме Айли-Филд (остров Сайпан). Первый вылет на разведку объектов в Японии совершил F-13A "Токийская роза" (42-93852) 1 ноября 1944 года.
Обычно экипаж F-13A состоял из 13 челoвек, включая фотооператора и фототехника.
В 1947 году название самолетов изменили с F-13A на RB-29. С этим самолетом связана одна история, долгое время замалчивавшаяся советскими властями. C началом войны в Корее американские самолеты часто нарушали советское воздушное пространство, но "дружеские" встречи закончились 26 декабря 1950 года. В тот день поднятая по тревоге пара С.А. Бахаева с ведомым Н.К. Котовым на истребителях МиГ-15 перехватила американский разведчик, идентифицированный как RВ-29.
Как следует из донесения генерал-лейтенанта Петрова, направленного главкому ВВС,
"26 декабря 1950 года в 14 часов радиолокационные станции отметили приближение со стороны Кореи в направлении госграницы Советского Союза неизвестного самолета. По тревоге в воздух были подняты самолеты ВВС...
Истребители в районе устья реки Тюмень-Ула (линия границы с Кореей) заметили приближающийся от мыса Сейсюра (Корея) американский самолет Б-29, который, как потом доложили летчики, сблизился с нашими истребителями и открыл огонь.
В результате ответного огня наших истребителей на Б-29 загорелось левое крыло, и самолет, развернувшись в сторону моря, резко пошел на снижение. Это подтверждается также данными радиолокационной станции.
По утверждению наших летчиков и заключению штаба ВВС, американский самолет Б-29 сбит и упал в море в 50 милях южнее мыса Сейсюра. Следует отметить, что 27 декабря с утра американские самолеты Б-29 группами по 2–4 машины летали в районе падения самолета"
.
Правда, после того как американцы заявили официальный протест и началось расследование, командир полка приказал уничтожить вещественное доказательство – пленку фотокинопулемета, и об этом стало известно только в 1980-е годы. Кстати, американцы до сих пор не сообщают, кто был сбит в районе советско-корейской границы 26–27 декабря 1950 года.
Но полеты около советских границ продолжались, правда не безнаказанно. Так, 13 июля 1952 года летчики пары МиГ-15 (аэродром Унаши) сбили RB-29 над Японским морем. Спустя два года, 7 ноября, летчики ПВО севернее острова Хоккайдо сбили еще один RB-29.
Изображение - RВ-29A из 91-й эскадрильи стратегической разведки на авиабазе Йокота, Япония, 1951 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Американская авиация Второй мировой(1939-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя