История создания.
Проектирование и постройка прототипа.
В 1932 году военно-морской флот США объявил конкурс на разработку новой летающей лодки - дальнего разведчика. Ей предстояло сменить основной в то время самолёт аналогичного назначения, биплан Р2Y. В задании на новую машину взлётный вес ограничивался 25 000 фунтов (11 300 кг), дальность полёта определялась в 3 000 миль (4 830 км) при крейсерской скорости 100 миль/час (161 км/ч). Заранее оговорили число и тип моторов: моряки хотели, чтобы на самолёте установили два новых звездообразных двигателя R-1830-58.
Первой в борьбу за заказ включилась фирма "Дуглас эйркрафт". Она предложила проект ХНЗD, в котором использовались многие элементы конструкции бомбардировщика YВ-11. 20 мая 1933 года министерство флота заключило с "Дуглас" договор на постройку опытного образца.
В отличие от конкурентов, "Консолидейтед эйркрафт компани" представила совершенно новый проект, созданный под руководством А. Лэддона. Он заложил в машину такое количество новинок, что в итоге получил патент на этот гидросамолёт. Новая летающая лодка, названная "модель 28" или ХРЗY, представляла собой двухмоторный моноплан-парасоль. Крыло приподнималось над лодкой на обтекаемом пилоне и подпиралось парными подкосами. На его передней кромке размещались двигатели. Это позволяло уберечь моторы от брызг и в то же время держать крыло в зоне обдува винтов, что повышало подъёмную силу. С аэродинамической точки зрения хорошо обтекаемый пилон имел несомненные преимущества перед фермой из труб или большой высотой фюзеляжа.
Практически весь самолёт изготавливался из лёгких сплавов, только задняя кромка крыла, элероны и рули обтягивались полотном. Фюзеляж типа полумонокок с несущей обшивкой разделялся переборками на пять водонепроницаемых отсеков. В нём размещались семь членов экипажа: два лётчика, бомбардир (он же передний стрелок), штурман, радист и два стрелка. Восьмой, бортмеханик, сидел внутри опорного пилона крыла. Поскольку расчётная продолжительность полёта превышала 24 часа, то, согласно нормам американской морской авиации, конструкторы предусмотрели не только туалет, но и кухню, и спальные места.
Крыло выполнялось достаточно традиционно. Весь каркас был изготовлен из дюралюминиевых профилей. В центроплан встраивались интегральные бензобаки. Поддерживающие поплавки после взлёта разворачивались электроприводом таким образом, что превращались в законцовки крыла, а удерживающая их ферма заподлицо уходила в нижнюю поверхность плоскости. В конструкции машины широко применялись крупногабаритные поковки, отливки и штампованные детали.
Оборону самолёта обеспечивали три огневые точки: одна - в носовой кабине и две - в бортовых люках. Под крылом имелись держатели, позволявшие нести до 1 814 кг бомб или две торпеды Мк.XIII по 840 кг. Прицеливание при бомбометании осуществлялось с помощью новейшего прицела "Норден" Мк.ХV, а при торпедной атаке - дополнительным прицелом у лобового стекла кабины лётчиков.
- общий вид прототипа XP3Y-1.
Расчётные характеристики "модели 28" по многим показателям перекрывали требуемые по условиям конкурса, за исключением максимального веса - он превосходил заданный примерно на 15%. Однако это не стало препятствием для подписания 28 октября 1933 года контракта на постройку опытного образца ХРЗY-1 со сроком представления на официальные испытания не позже 15 ноября 1934 года.
В конце 1933 года завод в Буффало начал изготовление первых узлов лодки, при этом пришлось осваивать новые технологические процессы, например, производство крупногабаритных штампованных деталей. Работы закончились лишь в начале 1935 года. В это время река Ниагара ещё была покрыта льдом, поэтому машину разобрали и по железной дороге доставили на базу Норфолк на атлантическом побережье. 21 марта заводской испытатель У. Уэтли совершил на ХРЗY-1 первый полёт. Самолёт пробыл в воздухе около часа. Находившийся на борту Лэддон не скрывал своего удовлетворения - лодка перекрыла все расчётные показатели и при этом у неё не нашли никаких существенных дефектов в пилотировании. Единственный минус - путевая устойчивость оставляла желать лучшего.
- первый вариант XP3Y-1 во время пробных полетов в Норфолке.