История создания и испытаний.
Вместо вступления....
Кepтucc SB2C "Хеллдайвер" был, в лучшем случае, обычным пикирующим бомбардировщиком. В худших своих проявлениях он заслужил ряд нелестных прозвищ, среди которых были: "Большая хвостатая тварь" (Big Tailed Beast), обычно сокращавшееся до просто "Тварь", "Сукин сын 2-го класса" (Son-of-a-Bitch 2nd Class) и другие, более грубые. Причины всеобщей ненависти к этой машине заключались вовсе не в неумении "Кертисс" и её главного конструктора Рея Блейлока проектировать самолёты. Источником всех бед были первоначальная спецификация (техническое задание) ВМС США, упрямая настойчивость флота по запуску "Твари" в серийное производство и, к несчастью, начавшаяся Вторая Мировая война.
- предшественник "Твари" - бомбардировщик-биплан SBC-4 "Helldiver".
Конкурс на пикирующий бомбардировщик для флота.
Когда в 1938 году на вооружение был принят пикирующий бомбардировщик SBD "Донтлесс", Бюро Аэронавтики ВМС США сразу же задумалось о его преемнике. Несмотря на то, что "Донтлесс" был отличным самолётом, снискавшим себе репутацию, о которой "Тварь" могла бы только мечтать.
Бюро считало, что нужен новый самолёт с большей скоростью, дальностью и полезной нагрузкой. Поэтому было выпущено техническое задание на разработку бомбардировщика-разведчика с новым мотором Paйт R-2600 "Циклон" номинальной мощностью 1 500 л.с. Запас топлива на борту должен был значительно увеличен, бомбовая нагрузка общим весом 453 кг должна была располагаться на внутренней подвеске и при этом габариты машины не должны были превышать размеров стандартного самолетоподъёмника авианосца - 12,2 на 14,6 м - с зазором не менее 30 см, причём на ней должны были размещаться два самолёта.
На объявленный в августе 1938 года конкурс свои предложения представили шесть фирм, в числе которых была и "Кертисс" со своим "Проектом 84". Требование размещать два бомбардировщика на самолетоподъёмнике было главным источником проблем "Хеллдайвера". Обычно, при необходимости разместить на борту самолёта больше топлива и груза увеличивают его размеры во всех измерениях, но здесь на Блейлока давили строгие ограничения. Единственным решенном было сделать фюзеляж очень широким по сравнению с его длиной с увеличенным хвостовым оперением, чтобы компенсировать недостаточную устойчивость присущую такой схеме. Именно это решение более всего повлияло на лётные качества "Твари".
- рисунок XSB2C.
Поскольку производственные мощности "Кертисс-Райт" были загружены выпуском истребителей "Хок" 75А и Р-40, то когда 15 мая 1939 года ВМС одобрили проект и заказали один прототип с обозначением XSB2C-1, было принято решение, что для постройки повой машины в серии необходимо создать ещё один завод в Колумбусе, Огайо. В ожидании завершения постройки нового предприятия, детальное проектирование и разработка технологической оснастки велась в одном из павильонов на территории выставки штата Огайо. Единственное изменение, которое Бюро Аэронавтики внесло в "Проект 84", был отказ от турели с гидроприводом. Для подстраховки был выдан заказ на постройку прототипа фирме "Брюстер", получившему обозначение Х5В2А-1.
- полноразмерный макет XSB2C, показанный представителям флота 16 июня 1939 года.
Первые "звоночки" были получены сразу же после начала полномасштабной разработки бомбардировщика. Испытания моделей XSB2C в аэродинамической трубе, проведенные в феврале 1940 года, выявили чрезвычайно высокую скорость сваливания машины. Крыло было в спешном порядке перепроектировано - его площадь увеличили с 35,76 до 39,2 м2. Была также зафиксирована чрезмерно высокая скорость пикирования, но никаких мер по установке на прототипе тормозных щитков или расщепляющих закрылков тогда не предприняли.
Изготовленные в Огайо агрегаты самолёта переправили в Буффало, штат Нью-Йорк, для окончательной сборки. Первый прототип ХSB2C-1 выкатили из цеха 13 декабря 1940 года. Ещё за три недели до этого события, несмотря на отсутствие результатов лётных испытаний и сомнительных характеристик управляемости, был выдан заказ на постройку 370 серийных "Хеллдайверов".
Краткое описание конструкции XSB2C-1.
ХSB2С-1 имел классическую конструкцию. Фюзеляж типа полумонокок овального сечения имел шпангоуты из алюминиевого сплава, к которым клёпкой крепилась обшивка из алкледа (дюраль, плакированный чистым алюминием). Двухлонжеронное крыло состояло из четырёх секции - двух внутренних, крепившимися болтами к фюзеляжу, и двух внешних, складывавшихся вверх. Узел складывания располагался сразу за местом крепления основных стоек шасси, которые убирались по направлению к фюзеляжу. На задней кромке складных частей крыла располагались элероны с компенсацией. Между элеронами и фюзеляжем располагались двухсекционные закрылки с гидроприводом, исполнявшие роль тормозных щитков. Предкрылки, выпускавшиеся одновременно стойками шасси, улучшали характеристики машины на малых скоростях. В корневых секциях крыла располагались топливные баки ёмкостью 397 л, а 416-литровый фюзеляжный бак был установлен непосредственно за местом пилота.
Хвостовое оперение имело конструкцию из алюминиевых сплавов, поверхности управления были обтянуты полотном. Хвостовое колесо убиралось в фюзеляж.
В бомбоотсеке со створками с гидравлическим приводом могли разместиться одна 453 кг или две 226-кг бомбы. После незначительных доработок самолёт мог брать на борт 725-кг бомбу или торпеду Мк.ХІІІ. Наступательное вооружение прототипа состояло из двух 12,7-мм пулемётов "Браунинг" в носовой части фюзеляжа, под мотором и двух таких же пулемётов в консолях крыла. Оборонительное вооружение состояло из двух 7,6-мм пулемётов "Браунинг" у стрелка-радиста в стрелковой установке, "позаимствованной" у SBD.
Силовая установка состояла из нового, ещё "сырого", мотора "Циклон", развивавшего 1 500 л.с. на высоте 1 760 м и имевшего краткосрочный боевой режим, позволявший получить 1 700 л.с. на высоте 914 м. "Хеллдайвер" получил также новый (и также "сырой") трёхлопастный винт "Кертисс-Электрик". И воздушный винт, и мотор в дальнейшем удалось довести, но на начальном этапе эксплуатации они добавили "Твари" лишних проблем.
- прототип XSB2C-1 после выкатки из цеха фирмы "Кертисс" в Буффало, шт. Нью-Йорк, 13 декабря 1940 года.