________________________________________________________________________________________________________________________________
История создания.
Конструктор Александр Северский и его фирма.
Александр Николаевич Прокофьев-Северский родился 7 июня 1894 г. в Тифлисе (ныне город Тбилиси - столица Грузии). Отец будущего авиаконструктора вошел в историю России как один из первых летчиков. Саша Северский впервые поднялся в воздух в 1914 году. К 1917 году юноша сбил 13 вражеских аэропланов, став одним из самых результативных летчиков-истребителей Императорской России. После революции Северский эмигрировал во Францию, но вторую родину обрел с переездом за Океан. В начале 20-х годов Александр Николаевич тесно сотрудничал с генералом Билли Митчеллом в области разработки различных авиационных приборов и устройств, в частности гироскопического прицела для бомбометания. Полученный на гиростабилизированный прицел патент давал Северскому право на процент с каждого проданного прибора. Вырученных денег хватило для основания небольшой инженерной фирмы. В 1927 году натурализованный гражданин США майор резерва авиационного корпуса армии США Alexander P. de Seversky открыл авиастроительную фирму где он сам числился директором-распорядителем, финансистом-экономистом, главным конструктором и главным летчиком-испытателем.
Бурное развитие авиации в 30-е годы вывело в число передовых фирму "Северский эркрафт корпорейшн", специализирующуюся на создании самолётов-амфибий. Осложнение международной обстановки в эти годы, связанное с милитаризацией Японии и фашистской Германии, потребовало от авиаконструкторов Англии, Франции, СССР и США разработки новых боевых летательных аппаратов, способных противостоять новейшим немецким истребителям и бомбардировщикам.
От Р-35 к Р-43.
Схема консольного цельнометаллического низкоплана с эллиптическим в плане крылом стала «торговой маркой» фирмы "Seversky Aircraft Corporation". Позже к этому "джентльменскому набору" присоединили турбокомпрессор. Северский работал над концепцией самолет вместе с другим русским, точнее русским грузином, Михаилом Григоришвили, урезавшем в Штатах свое "швили" до короткого Gregor. Первым самолетом Северского стал Sev-З - цельнометаллический низкоплан с взаимозаменяемым поплавковым и колесным шасси. Крыло самолета имело в плане форму, близкую к эллипсу. Эллиптические крылья обладали гораздо меньшим индуктивным сопротивлением по сравнению с обычными. Северский использовал один из лучших в тот момент профилей крыла в мире - NACA Clare Y, точнее скоростной вариант данного профиля - Clare YH. В США в 1933 году крыло с таким профилем имел один-единственный аэроплан - Sev-3.
Летом 1935 года на фирму пришел Хэрт Миллер, имевший репутацию знающего инженера и великолепного летчика. Сам глава фирмы, Картвелишвили и Миллер составили триумвират, определявший всю техническую политику. Миллер вложил немало сил в создание истребителя Р-35, фирма получила заказ на 77 таких машин.
В 1937—1939 годах американский пилот Фрэнк Фуллер и известная американская лётчица Жаклин Кохрэйн выиграли на Р-35 национальные воздушные гонки на приз фирмы "Бендикс".
Последний построенный серийный истребитель Р-35 был оставлен на фирме в качестве платформы для дальнейшей модернизации. Он послужил основой для самолета ХР-41. Машина имела традиционное для Северского убираемое шасси с основными стойками убирающимися в крыло поворотом к продольной оси самолета, переходящую в гаргрот закрытую кабину летчика. На ХР-41 стоял двигатель Твин Уосп мощностью от 1 050 до 1 200 л.с.
Ссоры и разногласия Северского с чиновниками вкупе с постоянной жаждой конструктора читать нотации привели к тому, что фирма Северского стала крайне непопулярной в Вашингтоне. Заказ на самолеты достался конкуренту - фирме "Кертисс-Райт". Истребитель Р-35 стал последним самолетом конструкции Северского, принятым на вооружение авиационного корпуса армии США.
В июне 1939 году фирма получила название "Рипаблик авиэйшн корпорейшн", сокращённо "Рипаблик". А. Северский отошёл от руководства фирмой, президентом стал Альфред Марчев, а пост вице-президента и главного конструктора сохранил за собой талантливый инженер Александр Картвелли, который длительное время работал вместе с Северским. Продолжая развивать концепцию дальнего скоростного истребителя, фирма "Рипаблик" в 1940 году разработала новый истребитель Р-43 "Лансер", обладавший максимальной скоростью 570 км/ч и дальностью полёта порядка 1 000 км. Однако новый самолёт не удовлетворял требованиям ВВС США, так как в это время ведущими американскими фирмами "Локхид", "Белл", "Кертисс" и "Норт Америкэн" уже были созданы истребители Р-38, Р-39, Р-40 и Р-51, обладавшие более высокими лётно-техническими характеристиками. В частности, у истребителя "Лансер" вооружение состояло только из четырёх пулемётов, два из которых были крупнокалиберные, а два — обычного калибра (7,62 мм).
- Р-43 "Лансер".
В то же время истребители Р-40 и Р-51 были вооружены шестью крупнокалиберными пулемётами, а на вооружении самолётов Р-38 и Р-39, кроме пулемётов, была ещё и пушка калибра 20 и 37-мм соответственно. Преимуществом истребителя Р-43 было то, что он был оснащён двигателем воздушного охлаждения, имевшим лучшую боевую живучесть по сравнению с двигателем жидкостного охлаждения, установленным на вышеупомянутых самолётах. В результате, истребитель Р-43 был выпущен в небольшом количестве и поставлялся в Китай.
- P-43А в полете.
Несмотря на это, фирма "Рипаблик" продолжал работу над самолётами-истребителями. Так как в США уже было создано несколько типов самолётов — фронтовой истребитель Р-39, маневренный истребитель Р-40, скоростной дальний истребитель Р-51 и тяжёлый двухмоторный многоцелевой истребитель Р-38, то фактически не хватало только одного — дальнего, скоростного, высотного и хорошо вооружённого истребителя сопровождения, предназначенного для защиты стратегических бомбардировщиков от истребителей противника.
В августе 1939 года Картвели представил военным свой ответ на выданные требования - элегантный низкоплан очень небольших размеров с вытянутым носом, установленным в нижней части фюзеляжа радиатором, полуэллиптическим крылом размахом 9,47 м и площадью 9,27 м2. Расчет вес самолета -не более 2,1 т, расчетная скорость на высоте 4570 м - 670 км/ч. Макет самолета продублировали, вторая «деревяшка» предназначалась для натурных продувок в аэродинамических трубах. Требования в легкому истребителю окончательно выкристаллизовались, когда в умах начальников американской военной авиации произошел революционный переворот в правильном направлении. Начальник штаба авиационного корпуса генерал Д.С. Иммонс предложил пересмотреть существующую стратегию развития авиации, сместив приоритеты в разработке истребителей - идея легкого самолета воздушного боя была похоронена.
В 1940 году фирма "Рипаблик" представила проект истребителя ХР-47/47А - работы над ним велись в обстановке секретности параллельно с проектированием легкой машины с V-образным Аллисоном. Макет ХР-47 с двигателем R-2800 был готов, когда со сборочной линии завода сошел первый из тринадцати YP-43, а по заказу Швеции строились одноместный ЕР-1 и двухместный 2РА-204А.