Описание конструкции F4F-4 "Wildcat"
Крыло и фюзеляж
Палубный истребитель F4F-4 — цельнометаллический свободнонесущий моноплан с убирающимся шасси и закрытой кабиной.
Крыло - свободнонесущее с одним главным лонжероном. Передняя кромка, занимавшая до четверти хорды крыла, имела форму буквы "D". Ее каркас составляли штампованные нервюры и вспомогательные лонжероны, крепящиеся непосредственно к главному лонжерону. Задняя часть крыла крепилась к другой стороне главного лонжерона и также состояла из вспомогательных лонжеронов и нервюр. Сверху крыло обшивалось металлическим листом, крепящимся заклепками. Элероны типа "Фрайз" имели металлический каркас и матерчатую обшивку. Они управлялись движением штурвала через жесткие тяги, проходящие через крылья. Вверх элероны отклонялись на 15, вниз - на 19 градусов. Левый элерон был оснащен триммером, положение которого регулировалось маховиком из кабины пилота в пределах 20 градусов вверх и вниз. Правый элерон был оборудован триммером, настраиваемым на земле. Общая площадь элеронов (с триммерами) 1,232 м2.
На задней кромке крыльев между элеронами и фюзеляжем находились закрылки "крокодилового" типа суммарной площадью 2,759 м2. Закрылки выпускались пневматической системой. Управление закрылками осуществлялось из кабины пилота. Закрылки выпускались на угол 43 градуса. Закрылки убирались автоматически, после отключения пневматики под действием пружин, удерживающих закрылки в убранном положении. Усилие пневматической системы было подобрано таким образом, что при скорости более 240 км/ч закрылки напором воздуха прижимало, так, что они оставались выпущенными на угол 10 градусов. При более высоких скоростях закрылки убирались независимо от того, включена была пневматика или нет. Петли закрылков и элеронов крепились к легкому вспомогательному лонжерону.
У машин со складывающимися крыльями главный лонжерон имел другую конструкцию. Он был разделен на месте складывания и соединялся расположенным под углом шкворнем, образующим ось поворота крыла. Консоль крыла мало чем различалась у самолетов со складываемыми и с неподвижными крыльями. В месте сочленения к главному лонжерону приклепывалась маска шкворня, изготавливаемая из стали повышенной прочности. Несущие элементы центроплана располагались несколько по-другому. Основным элементом был лонжерон, состоявший из двух профилей, изготовленных из хромомолибденовой стали. К этому лонжерону крепилась петля оси. В носовой части центроплан имел дополнительную стальную распорку. Нервюры, вспомогательные лонжероны и обшивка в этом месте также были усилены. К центроплану можно было подвешивать топливные баки. Все соединялось заклепками.
Закрылки у самолетов со складывающимися крыльями состояли из двух частей. Складывание крыльев производилось вручную. В развернутом положении крылья фиксировались специальными блокираторами. Блокираторы снимались специальной рукояткой, уложенной в контейнере вдоль передней кромки крыла. Система имела выдвигаемые красные механические указатели, сопряженные с блокираторами. В сложенном состоянии крылья удерживались с помощью штыревых тяг, соединявших оконцовку крыла с петлей на передней стороне горизонтального стабилизатора.
- крыло "Уайлдкэта" в сложенном состоянии.
Профиль крыла: у основания NACA 23015, у оконцовки NACA 23009. Угол заклинивания крыла 0 градусов. Общая площадь крыла (считая фрагмент внутри фюзеляжа площадью 3,493 м2) - 24,155 м2. Под левой консолью крыла крепилась Г-образная трубка ПВД.
Фюзеляж с работающей обшивкой из алюминиевого сплава (альклад). Каркас фюзеляжа составлен из шпангоутов и усиленных шпангоутов, соединенных десятью стрингерами, проходящими от носа до хвоста. Верхняя часть фюзеляжа образовывала антикапотажную дугу, переходящую плавно в киль. Так удавалось улучшить продольную устойчивость самолета.
Фюзеляж выполнялся в передней части как полумонокок, в задней — как монокок круглого сечения. Гаргрот и форкиль — несъёмные, изготовлялись зацело с фюзеляжем.
Хвостовая же часть — отъёмная, выполненная вместе с килем как один узел . В плоскости стыка частей фюзеляжа имелась сплошная перегородка.
Компоновка фюзеляжа — классическая для одномоторной машины. В передней части фюзеляжа — мотоустановка, далее за противопожарной перегородкой отсек, где размещались маслобак и основные стойки шасси. За этим отсеком — пилотская кабина.
- капот двигателя истребителя F4F-4.
Лётчик в "Уайлдкэте" сидел очень высоко, что обеспечивало хороший обзор. Он размещался в кресле, склёпанном из штампованных частей, в нижней части которого находилас ь чашка под парашют. Положение кресла регулировалось под рост пилота. На противопереворотном пилоне закреплялся мягкий подголовник. Кабину закрывал фонарь с остеклением из плексигласа. Фонарь состоял из неподвижного козырька и сдвигающейся назад по направляющим секции. На каркасе козырька внутри монтировалось зеркало заднего вида. Под полом кабины размещался основной бензобак. Пол имел по бокам проёмы, через которые лётчик мог смотреть вниз сквозь окна в бортах. Дополнительный бак и различное оборудование находились в задней части фюзеляжа. Там же насквозь была пропущена труба для подъёма хвоста самолёта.
Оперение — традиционной схемы, с килем, изготовленным совместно с хвостовой секцией фюзеляжа. Свободнонесущий цельнометаллический стабилизатор состоял из двух частей, прикрепляемых к килю. Все рули имели роговую компенсацию, дюралюминиевый каркас и полотняную обтяжку, на них устанавливались триммеры.
Рули управлялись с помощью системы тяг. Общая площадь киля 2,097 м2, в том числе 1,226 м2 площадь неподвижной части и 0,871 м2 площадь руля поворота. Руль мог отклоняться влево и вправо на 31 град. Руль оснащался триммером, способным отклоняться влево на 22 град 9 мин и вправо на 16град 2 мин. Триммер управлялся с помощью маховика из кабины пилота. Горизонтальное оперение размахом 4,166 м имело общую площадь 4,557 м2, в том числе неподвижная часть 2,827 м2. Площадь руля высоты 1,730 м2. Руль мог отклоняться на 20 град вверх и 26 град вниз. Руль высоты также оснащался триммерами, управляемыми из кабины пилота. Триммеры могли отклоняться в пределах 5 град 30 мин вверх и 15 град 30 мин вниз.