От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

История, матчасть, боевое применение

Обсуждаем историю бронетанковых войск зарубежных государств.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 24 июл 2018, 20:38

Разработка "крейсерских" танков в Великобритании


К середине 1930-х годов, на фоне массового производства танков в СССР и Германии, резко активизировалась разработка бронетанковой техники и в Великобритании. Этому способствовала и, наконец-то, наступившая определенность взглядов военного руководства на тактическое применение этих боевых машин. Как известно, к тому времени англичане разделили свои танки на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно "крейсерских" танков, функции которых первоначально выполняли легкие боевые машины — скоростные и маневренные. Именно они поступали на вооружение кавалерийских полков британской армии. Первым же английским сухопутным "крейсером" стал танк, получивший индекс А9 по принятой тогда в Великобритании системе обозначений.

Крейсерский танк А9 или Mark I.


Эта машина разрабатывалась фирмой "Vickers" с 1934 года и поначалу рассматривалась как средний танк. После перехода к делению танков на пехотные и крейсерские ее переклассифицировали в крейсерский танк Мк.I. Танк имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Для середины 1930-х годов схема размещения вооружения выглядела уже довольно архаично. Пушка и три пулемета находились в трех башнях, две из которых — пулеметные — обеспечивали угол обстрела в пределах 120° из каждой. Не мудрствуя лукаво на А9 применили такое же компоновочное решение, что и на среднем танке "Vickers" А6 1928 года, более известном под названием "16-тонный".
Корпус и башни А9 собирались с помощью клепки из броневых листов толщиной 6 — 14 мм. Вооружение танка состояло из 2-фунтовой пушки Mk.IX и трех 7,7-мм пулеметов "Vickers" с водяным охлаждением. Боекомплект включал 100 артвыстрелов и 3 000 патронов. В экипаж входило шесть человек: командир, наводчик, заряжающий, два стрелка-пулеметчика и механик-водитель.
Карбюраторный 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения "АЕС Тур 179" мощностью 150 л.с., заимствованный от автобуса, позволял 13-тонной боевой машине развивать скорость 40 км/ч. Запас хода составлял 241 км. Оригинальной деталью проекта стала конструкция ходовой части с блокированной балансирной подвеской со спиральными пружинами в качестве упругих элементов и гидравлическими амортизаторами. Подвеску разработали инженер С. Хорстман и капитан Роки — сотрудники фирмы "Slow Motion Suspension Со. Ltd". Позже ее применили на пехотном танке "Валентайн".
Впервые в британском танкостроении был использован гидравлический привод поворота башни. Кроме того, машина оснащалась вспомогательным двигателем, который мог служить для пуска основного, зарядки аккумуляторных батарей и привода вытяжного вентилятора в боевом отделении, также установленного впервые. После испытаний, прошедших в 1936 году, Mk.I приняли на вооружение.
ИзображениеИзображение - проекции крейсерского танка Mk.I.
В 1937 году фирмы "Vickers" и "Harland and Wolff" изготовили 125 танков в двух вариантах, различавшихся вооружением, размещенным в главной башне: у Mk.I — 2-фунтовая пушка; у танка сопровождения Мк.ICS (CS — Close Support) — 3,7-дюймовая (94-мм) гаубица. Установка последней диктовалась необходимостью поражения фортификационных сооружений противника, его огневых точек и живой силы. Осуществить все это с помощью 2-фунтовой пушки не представлялось возможным — в ее боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.
Изображение - крейсерский танк огневой поддержки Mk.ICS, вооруженный 94-мм гаубицей.

Танк А10 или Mark II


Не был в полном смысле слова "крейсерским" и другой британский танк этого класса — А10, разработанный фирмой Vickers как "пехотная" версия танка А9. Тем не менее, его, назвав "тяжелым крейсером", приняли на вооружение английской армии под индексом Mk.II и запустили в производство. Всего изготовили 13 танков Mk.II.
Внешне они отличались от крейсерских Mk.I отсутствием двух башенок с пулеметами "Vickers" водяного охлаждения в лобовой части корпуса. Вместо "виккерсов" установили один 7,92-мм курсовой пулемет BESA с воздушным охлаждением. Второй пулемет BESA размещался в маск-установке справа от пушки.
Изображение - крейсерский танк А10 (Mk.II).
Большая часть крейсерских танков А10 была изготовлена в варианте Mk.IIА, отличавшемся усовершенствованной пушечной установкой. Около 30 машин модификации Mk.IICS вооружались 94-мм гаубицами. Всего до 1940 года фирмы "Vickers", BRCW и "Metro" выпустили 175 танков А10.
Изображение - сборочная линия танков Mk.II в цеху одного из заводов фирмы BRCW, 1940 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 25 июл 2018, 17:26

Крейсерский танк А13 или Mk.III


Первой боевой машиной, отвечавшей "крейсерским" требованиям хотя бы формально, стал танк А13. С этой весьма посредственной по своим характеристикам боевой машиной связан важный этап в британском танкостроении. После посещения английскими военными дипломатами Киевских маневров, где они увидели сотни колесно-гусеничных танков типа БТ, военное ведомство Великобритании в 1936 году приобрело у конструктора Кристи один танк такого типа. На основе этой машины и началось создание нового "крейсера" с ходовой частью и подвеской, заимствованными у американского прототипа, положившего начало линии танка Кристи в Великобритании. Правда, в отличие от своих советских коллег, британские инженеры не стали копировать американскую конструкцию полностью, отказавшись от привода колесного хода. Поэтому А13 был чисто гусеничной машиной. В ходе испытаний англичане выявили недостаточную эксплуатационную надежность силовой установки и ходовой части, которая на этой модели так и не была преодолена. Тем не менее, машину приняли на вооружение под индексом Mk.III.
В 1937 году фирма "Nuffield" изготовила 65 танков этого типа.
ИзображениеИзображение - один из серийных крейсерских танков А13. Обратите внимание на сильное сходство ходовой части и особенно гусениц с аналогичными узлами наших БТ-5 и ранних БТ-7.....
От двух предыдущих крейсерских танков А13 отличался прежде всего силовой установкой и ходовой частью. На нем устанавливался 12-цилиндровый V-образный карбюраторный двигатель "Nuffield-Liberty", представлявший собой приспособленный для установки в танк американский авиадвигатель "Liberty" периода Первой мировой войны, задросселированный до мощности 340 л.с.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырех обрезиненных опорных катков большого диаметра, направляющего и ведущего колес. Подвеска — индивидуальная, пружинная. Узкие гусеницы цевочного зацепления имели ширину всего 257 мм. Силовая установка и ходовая часть позволяли развивать скорость до 50 км/ч. Запас хода при этом был ничтожным — всего 149 км.
Броневая защита соответствовала уровню танка А9, а вооружение включало 2-фунтовую пушку и спаренный с ней 7,7-мм пулемет "Vickers" водяного охлаждения, установленные в прямоугольной клепаной башне, имевшей командирскую башенку и небольшую кормовую нишу. Боекомплект насчитывал 87 выстрелов к пушке и 3750 патронов к пулемету. На правом борту башни, впервые на крейсерских танках, размещались два 4-дюймовых (101,6 мм) дымовых гранатомета.
ИзображениеИзображение - проекции крейсерского танка А13 (Mk.III).

Mk.IV или
развитие А13 (Mk.III)


Все упомянутые выше "крейсеры" представляли собой не более чем пробу сил. Основу же парка английских танковых соединений накануне и в начале Второй мировой войны составляли крейсерские танки серии Мк IV — развитие Мк.III. Их серийно производили с декабря 1938 по конец 1939 года фирмы "Nuffield", "English Electric", "LMS" и "Leyland". За этот период заводские цехи покинуло 655 танков.
Мк.IV был почти идентичен танку А13, за исключением, пожалуй, башни. Последняя приобрела новую форму за счет наклонных бортовых листов дополнительной брони. Бронезащиту усилили, но внутренний объем башни не изменился. Силовая установка также оставалась аналогичной А13. Вооружение — 2-фунтовая пушка и пулемет "Vickers" с водяным охлаждением. На модификации Mk.IVA вместо пулемета "Vickers" устанавливался 7,92-мм пулемет BESA, а Мк. IVCS вооружался 94-мм гаубицей.
ИзображениеИзображение - крейсерские танки Mk.IVA во время учений на полигоне в Олдершоте, Великобритания, 1941 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 27 июл 2018, 21:44

Крейсерский танк Mk. V "Covenanter"


Крейсерский танк Мк. IV оказался значительно более боеспособной машиной, чем предшественники, однако его эксплуатационная надежность также оставляла желать лучшего. Удивительно, но страна, строившая прекрасные корабли, самолеты и автомобили, в течение нескольких лет не могла добиться нормальной работоспособности танковых двигателей и элементов ходовой части.
Для преодоления этой совершенно необъяснимой преграды фирме пришлось разработать танк А13 Мк. III — Mk V "Covenanter" ("Ковенантер" — сторонник Ковенанта: соглашения между шотландскими и английскими пресвитерианами, заключенного в 17 веке), который представлял собой переработанный проект А13. Тактико-техническим заданием на эту машину предусматривалось использование на ней 2-фунтовой пушки и одного пулемета, подвески типа Кристи, планетарной трансмиссии и брони толщиной 30 мм. Последнее требование, впрочем, касалось только вертикальных броневых плит. Заметного уменьшения высоты корпуса удалось достичь за счет установки горизонтально-оппозитного двигателя фирмы "Henry Meadows Ltd" и радиаторов нового типа. Снижению силуэта танка также способствовало применение приземистого сварного корпуса и низкопрофильной клепаной башни. Столь широкое внедрение сварки стало новым словом в британском танкостроении и не встретило однозначного одобрения ни среди инженеров, ни среди военных. Последние, возможно, в силу традиционного английского консерватизма, особенно настороженно относились к сварке, считая привычную клепку более надежной. Подлил масла в огонь и Генеральный штаб, внезапно предложивший увеличить толщину вертикального бронирования до 40 мм.
Однако танкисты отвергли это требование, поскольку из-за неизбежного в таком случае увеличения массы танка непомерно возросла бы и нагрузка на ходовую часть.
Все эти разногласия не способствовали ускорению темпов проектирования нового танка, которое велось тремя основными фирмами-подрядчиками: "Henry Meadows Ltd" отвечала за двигатель, "Nuffield" вела проектирование башни, а "LMS" — корпуса. В конце концов рабочие чертежи были утверждены, средства выделены и 17 апреля 1939 года генподрядчик — фирма "LMS" — получила заказ на изготовление сразу 100 машин. Причем к этому времени ни один прототип не был изготовлен в металле, и "Ковенантер" заказали в буквальном смысле с чертежного листа. Предполагалось, что два первых прототипа, как, впрочем, и прототипы возможных модификаций танка, будут построены в рамках выполнения первой серийной программы. Случай для британского танкостроения уникальный! А ведь к сентябрю 1939 года к производству должны были подключиться фирмы "English Electric Company" и "Leyland Motors", и заказ возрастал еще на 250 единиц.
Месяцем позже фирма "LMS", на которой шло изготовление первого прототипа, неожиданно объявила, что не сможет обеспечить программу сварки серийных корпусов из-за нехватки квалифицированных сварщиков. Предлагалось вернуться к клепке, при этом, по расчетам конструкторов фирмы, масса машины возрастала незначительно — всего на 100 кг. Кроме того, пришлось отказаться от опорных катков из алюминиевого сплава, использовавшихся на крейсерских танках Mk. III и Мк. IV, и заменить их штампованными стальными, в результате чего масса танка продолжала расти. В довершение всего выяснилось, что планетарная трансмиссия "Wilson" к началу серийного производства готова не будет, и вместо нее в танк спешно установили трансмиссию от Mk. IV, включавшую в себя простую четырехскоростную несинхронизированную коробку передач "Meadows" и планетарный механизм поворота "Wilson". В свою очередь, это решение привело к изменениям в системе охлаждения трансмиссии и снижению его эффективности.
Первый прототип "Ковенантера" 21 мая 1940 года доставили на полигон Экспериментального центра механизации (Mechanization Experimental Establishment) в Фарнборо. На предварительных испытаниях еще с неотрегулированным двигателем машина развила максимальную скорость 60 км/ч. Оказалось, что на танке массой 16 т и подвеска работала вполне удовлетворительно. После пробега в 1 000 миль (около 1 600 км) специалисты Центра пришли к выводу, что каких-либо слабых мест в конструкции сварного корпуса нет.
Изображение - первый прототип танка Mk. V "Covenanter" во время испытаний, 1940 год. Машина имеет литую маску пушки и защитные колпаки на опорных катках.
В октябре первый прототип отправили на завод фирмы "Thompson and Taylor at Brooklands", где на него установили экспериментальную трансмиссию "Merritt-Brown". Предполагалось оснащать ею серийные танки более позднего выпуска, но этим планам не суждено было сбыться. Второй прототип прибыл в Фарнборо в сентябре того же года, и отчеты показывают, что система охлаждения на нем работала хуже, чем на первой машине.
ИзображениеИзображение - изготовление корпусов танков Mk. V "Covenanter" в цеху фирмы "LMS" и танки ранней серии на полигоне, 1941 год. Обращает на себя внимание факт отличия масок пушек на серийных танках даже в рамках одной серии - это хорошо видно на примере двух машин, стоящих рядом на фото.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 28 июл 2018, 23:56

Описание конструкции танка
Mk. V "Covenanter"


Конструкцию Mk. V "Covenanter" характеризовала весьма плотная компоновка, порой за гранью здравого смысла. Так, в моторно-трансмиссионном отделении не хватило места для воздушных фильтров, и их разместили на крыше МТО, закрыв легкими броневыми (а возможно, и неброневыми) кожухами. Не поместились в МТО и радиаторы системы охлаждения, которые установили в носовой части корпуса слева от механика-водителя, а охлаждающая жидкость поступала к двигателю и обратно по трубопроводам, проложенным по днищу машины. При этом вентилятор, обдувавший оба радиатора, приводился во вращение от мотора поворота башни.
Корпус и башня не отличались совершенством форм и имели подчас необъяснимую конфигурацию. Например, борта башни были скошены под острым углом, а лобовой лист располагался почти вертикально. Особенностью конструкции танка стало двухслойное бронирование лобовых и кормовых листов корпуса, а также лобового, кормового и бортовых листов башни. Строго говоря, броневыми являлись только наружные листы, внутренние же выполнялись из простой высококачественной стали и не всегда были тоньше наружных. Наружный лобовой лист башни имел толщину 20 мм, а внутренний — 19 мм, для бортов это соотношение составляло 10 и 9,5 мм, для кормы — 12 и 12,5 мм. Эти толщины для верхнего лобового листа корпуса были одинаковыми — по 14 мм. Башня не имела командирской башенки. Для посадки экипажа служил широкий люк в кормовой части башни, закрывавшийся складывающейся назад крышкой.
В литой маске, отличавшейся по конструкции у машин ранних и поздних выпусков, устанавливались 2-фунтовая пушка и спаренный с ней 7,92-мм пулемет BESA. Слева от пушки в маске находилась амбразура телескопического прицела, а справа от маски ставился 2-дюймовый дымовой гранатомет. Кроме того, все машины могли оснащаться зенитной установкой "Lakeman" для 7,7-мм легкого пехотного пулемета "Bren". В походном положении как сама установка, так и пулемет перевозились в ящике, крепившемся на правом борту башни.
На крыше башни размещались два перископических прибора наблюдения Mk IV: один — командира танка, другой — заряжающего. В распоряжении наводчика имелся прибор наблюдения в лобовом листе башни, слева от маски пушки. Помимо этого, в каждом борту башни были предусмотрены приборы наблюдения со стеклоблоками "триплекс", закрывавшиеся броневыми заслонками.
У танков ранних выпусков на корме башни крепился бак для питьевой воды, впоследствии перенесенный внутрь танка. Для фиксации радиоантенн служили две точки на крыше башни, но на практике использовалась из них только одна.
Изображение - вид сверху на башню танка Mk.V "Covenanter".
Механик-водитель располагался в передней правой части корпуса в бронированной рубке, закрытой двухстворчатой складывающейся крышкой. В лобовом листе рубки имелся прибор наблюдения, смонтированный в небольшой откидной бронедверце. Справа от него находился лючок для стрельбы из револьвера (на прототипе — установка пулемета BESA), также закрывавшийся броневой крышкой. Смотровые приборы размещались в обоих бортах рубки механика-водителя, обеспечивая ему, правда, очень узкие сектора обзора в этих направлениях. Слева от рубки механика-водителя шли окна воздухопритока к радиаторам, закрытые сверху литыми бронеколпаками.
На танке устанавливался 12-цилиндровый горизонтально-оппозитный карбюраторный двигатель "Meadows" DAV мощностью 300 л.с. при 2 400 об/мин. Рабочий объем — 16 204 см3, диаметр цилиндра — 115 мм, ход поршня — 130 мм. Двигатель позволял танку развивать максимальную скорость по шоссе до 50 км/ч.
Трансмиссия состояла из двухдискового главного фрикциона "Borg and Beck", четырехскоростной коробки передач "Meadows", планетарного механизма поворота "Wilson" и бортовых передач. В МТО располагались три топливных бака: два — по обеим сторонам от двигателя и один — под ним. Однако запас топлива был чрезвычайно мал и обеспечивал запас хода всего 161 км.
Ходовая часть, применительно к одному борту, состояла из четырех обрезиненных опорных катков большого диаметра (32 дюйма — 812,8 мм), ведущего колеса со съемными зубчатыми венцами по 20 зубьев каждый и направляющего колеса. Характерной особенностью ходовой части было наличие крупных вентиляционных отверстий в резиновых бандажах опорных катков. Подвеска — индивидуальная, на пружинных цилиндрических рессорах. Гусеничные цепи цевочного зацепления имели ширину 273 мм. На некоторых машинах к наружной части опорных катков крепились стальные диски.
ИзображениеИзображение - крейсерские танки Mk.V "Covenanter". На этих фото хорошо видны ходовая часть, корпус и башня танка.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 01 авг 2018, 18:10

Cерийное производство танков
Mk. V "Covenanter"


За время серийного производства из заводских цехов фирм-изготовителей вышел 1 771 танк четырех модификаций. Значительное количество машин базовой версии "Covenanter" I в условиях ремонтных мастерских оборудовали дополнительными масляными радиаторами. Эти машины получили обозначение "Covenanter" II.
В отличие от них модель "Covenanter" III представляла собой новую конструкцию. Изменений, правда, она имела немного: масляные радиаторы разместили по сторонам двигателя, установили усовершенствованные рычаги управления главным фрикционом и измененные колпаки над окнами воздухопритока к радиаторам, сместили ближе к корме глушители.
Что касается модификации Covenanter IV, то она объединяла в себе изменения 2-й и 3-й версий этой боевой машины. Как и в случае с более ранними вариантами крейсерских танков, на базе "Ковенантера" выпускались танки огневой поддержки — CS, вооруженные 76-мм гаубицей. Несмотря на частичное решение технических проблем и дальнейшее совершенствование конструкции, Мk. V не стал действующим танком первой линии и использовался в основном в учебных целях.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 04 авг 2018, 19:36

Мк. VI "Crusader"


Cчитается, что крейсерский танк Mk. VI(A15) "Crusader" ("Крусейдер" — крестоносец) является дальнейшим развитием танка "Ковенантер". Однако на самом деле это не соответствует действительности. Он создавался одновременно с ним, по аналогичному техзаданию, но фирмой "Nuffield Mechanisations and Aero Ltd". Его проект являлся, скорее, развитием конструкции танка А13, чем "Ковенантера", и разрабатывался по настоянию лорда Наффильда, который посчитал, что такой подход будет более перспективным. Последующее развитие событий подтвердило его правоту.
В отличие от всех предыдущих крейсерских танков, "Крусейдер" имел в ходовой части не четыре, а пять опорных катков большого диаметра. Двухслойное бронирование использовалось преимущественно в конструкции башни и рубки механика-водителя, которые были аналогичны таковым у "Ковенантера". Толщина наружного лобового броневого листа башни составляла 32 мм, бортовых — по 14 мм. Соответственно толщина внутренних стальных листов — 19 и 9,5 мм. По-видимому, считая, что раз танк крейсерский, и к тому же еще и тяжелый, и следовательно должен иметь много башен, англичане установили в передней части корпуса, слева от рубки механика-водителя, башенку с пулеметом BESA. И это в 1939 году! По истине, крейсер — так крейсер! Для посадки пулеметчика в башенке изготовили люк, закрывавшийся одностворчатой крышкой, откидывавшейся на петлях вправо.
Силовая установка и трансмиссия располагались в кормовой части танка. Карбюраторный 12-цилиндровый V-образный двигатель жидкостного охлаждения "Nuffield-Liberty" Mk III мощностью 340 л.с. (250 кВт) при 1 550 об/мин позволял боевой машине массой 19,279 т развивать скорость 43 км/ч. Рабочий объем двигателя составлял 27 040 см3. С помощью многодискового главного фрикциона сухого трения крутящий момент от двигателя передавался на 4-скоростную коробку передач "Nuffield", планетарный механизм поворота "Wilson" и бортовые передачи. Пуск двигателя мог осуществляться как электростартером, так и с помощью сжатого воздуха. Емкость топливных баков, размещенных по бокам двигателя, составляла 500 л. Еще 136 л находились в наружном цилиндрическом топливном баке, подключенном к системе питания двигателя, на кормовом листе корпуса. Приличный запас топлива обеспечивал машине и больший, чем у предшественников, запас хода — 255 км. Радиаторы системы охлаждениг также располагались по бокам от двигателя, а два вентилятора — позади него.
Вооружение танка состояло из 2-фунтовой пушки Mk. IX и двух 7,92-мм пулеметов BESA: один — спаренный с пушкой другой — в пулеметной башенке. Угол обстрела последнего составлял 150°. Справа от маски пушки находился 2-дюймовый дымовой гранатомет. На крыше башни мог устанавливаться 7,7-мм пулемет "Bren" на зенитной установке "Lakeman". Боекомплект танка состоял из 130 выстрелов и 5 000 патронов калибра 7,92 мм.
ИзображениеИзображение - крейсерский танк Mk. VI "Crusader I" - проекции видов сверху, сбоку, спереди и сзади.
Первый прототип "Крусейдера" прибыл в Фарнборо на полигон Экспериментального центра механизации 9 апреля 1940 года — на шесть недель раньше прототипа "Ковенантера". В ходе испытаний выявились уже традиционные недостатки в системе охлаждения двигателя, а также дефекты в системе управления танком, которые могли вызвать самопроизвольный поворот машины в сторону, противоположную требуемой. Для устранения последних в гидравлическую систему управления планетарным механизмом поворота и тормозами были введены распределительные клапаны, тем не менее, управление танком было сложным. Кстати, "Крусейдер" оснастили двумя рычагами управления, в то время как на "Ковенантере" имелся Т-образный штурвал. В ноябре того же года прототип отправили в Лулворт в Дорсете для проведения стрельбовых испытаний, закончившихся вполне успешно, после чего танк под названием "Crusader I" был принят на вооружение британской армии.
Изображение - прототип танка Mk. VI "Crusader".
С 1941 по 1943 год заводы девяти фирм под "патронажем" фирмы "Nuffield" изготовили 5 300 (по другим данным — 5 700) танков "Крусейдер" пяти модификаций.
ИзображениеИзображение - серийные крейсерские танки Mk.VI "Crusader I".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 06 авг 2018, 22:13

Mk. VIA "Crusader" II


Крейсерский танк Mk VIA, или "Crusader II" представлял собой вариант исходной модели с усиленным бронированием.
Толщина лобовых бронелистов корпуса увеличилась на 6 мм, башни — на 10 мм. Для крыши и бортов это увеличение составило соответственно 3 и 4 мм. На части танков "Крусейдер II" пулеметная башенка отсутствовала - в ряде случаев ее демонтировали непосредственно в войсках. Впрочем, это касалось и предыдущей модификации, так что характерной особенностью "Крусейдера II" отсутствие башенки не является. Внешне эти машины можно отличить от "Крусейдера I", главным образом, по двум деталям:
- Во-первых, по оформлению смотровой щели прибора наблюдения наводчика слева от маски пушки — на "Крусейдере I" она имеет отбортовку, а на "Крусейдере II" выполнена заподлицо;
- во-вторых, по расположению и форме воздушных фильтров, размещенных на кормовых частях надгусеничных полок.
ИзображениеИзображение - проекции танка "Crusader" II.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 От Mk.I до Mk.VI "Сrusader" - британские "крейсерские" танки

Сообщение Scharnhorst » 10 авг 2018, 20:44

"Crusader" III


Появление следующей модификации — "Крусейдер III" — связано в основном с усилением огневой мощи танка. Уже имевшаяся в наличии 6-фунтовая пушка в штатной башне танка не помещалась. Предложение установить на "Крусейдере" башню от пехотного танка "Черчилль" было отклонено сразу, и началось проектирование совершенно новой конструкции. В сентябре 1941 года изготовили ее макет в натуральную величину.
Однако специалистам фирмы "Nuffield" новая башня не понравилась, и они занялись разработкой своего варианта, который спустя шесть недель был готов к испытанию обстрелом. По сути он представлял собой модификацию башни, использовавшейся на двух предыдущих моделях "Крусейдера". Новая башня оказалась несколько длиннее и выше прежней. Толщину ее лобовой брони довели до 51 мм. Лобовой лист был вертикальным и имел прямоугольную амбразуру для спаренной установки пушки и пулемета. Последний теперь размещался слева от ствола орудия. Установку дымового гранатомета пришлось изменить таким образом, чтобы он мог стрелять через амбразуру в крыше башни. Общий посадочный люк сохранился, но стал несколько меньше по размерам и закрывался откидной двухстворчатой крышкой.
Изображение - башня танка "Сrusader" III крупным планом, хорошо видна спаренная установка 6-фунтовой пушки и пулемета.
В правой ее створке находился прибор наблюдения командира. Смотровые приборы получили в свое распоряжение и наводчик с заряжающим. По этой причине стеклоблоки триплекс в бортах башни были ликвидированы, а их амбразуры теперь предназначались для стрельбы из личного оружия.
На этой модификации установили 6-фунтовую пушку Mk.III с длиной ствола 42,9 калибра. Ее бронебойный снаряд покидал ствол со скоростью 848 м/с и на дистанции 1 000 м мог поразить любой танк немецкого Африканского корпуса. Впрочем, в боекомплект пушки, включавший 65 выстрелов и размещавшийся в передней части корпуса слева, под тем местом, где раньше устанавливалась пулеметная башенка, по-прежнему не входили осколочно-фугасные снаряды. Боевая масса танка возросла до 20,04 т, а экипаж уменьшился до четырех человек. В ряде случаев численность экипажа сокращали до трех человек, размещая за счет этого дополнительный боекомплект.
Испытания обстрелом новая башня прошла успешно, и в декабре 1941 года было дано разрешение на производство модификации "Крусейдер III". Первые такие машины изготовили летом 1942 года.
Изображение - танк "Crusader" III в экспозиции бронетанкового музея на Абердинском полигоне.
На танках сопровождения всех трех модификаций устанавливалась 76-мм гаубица. Ее боекомплект состоял из 65 дымовых и осколочно-фугасных снарядов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История развития и матчасть танковых войск зарубежных стран»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя