Разработка "крейсерских" танков в Великобритании
К середине 1930-х годов, на фоне массового производства танков в СССР и Германии, резко активизировалась разработка бронетанковой техники и в Великобритании. Этому способствовала и, наконец-то, наступившая определенность взглядов военного руководства на тактическое применение этих боевых машин. Как известно, к тому времени англичане разделили свои танки на три класса: легкие, пехотные и крейсерские. Причем позже других сформировалась концепция именно "крейсерских" танков, функции которых первоначально выполняли легкие боевые машины — скоростные и маневренные. Именно они поступали на вооружение кавалерийских полков британской армии. Первым же английским сухопутным "крейсером" стал танк, получивший индекс А9 по принятой тогда в Великобритании системе обозначений.
Крейсерский танк А9 или Mark I.
Эта машина разрабатывалась фирмой "Vickers" с 1934 года и поначалу рассматривалась как средний танк. После перехода к делению танков на пехотные и крейсерские ее переклассифицировали в крейсерский танк Мк.I. Танк имел классическую компоновку с задним расположением моторно-трансмиссионного отделения. Для середины 1930-х годов схема размещения вооружения выглядела уже довольно архаично. Пушка и три пулемета находились в трех башнях, две из которых — пулеметные — обеспечивали угол обстрела в пределах 120° из каждой. Не мудрствуя лукаво на А9 применили такое же компоновочное решение, что и на среднем танке "Vickers" А6 1928 года, более известном под названием "16-тонный".
Корпус и башни А9 собирались с помощью клепки из броневых листов толщиной 6 — 14 мм. Вооружение танка состояло из 2-фунтовой пушки Mk.IX и трех 7,7-мм пулеметов "Vickers" с водяным охлаждением. Боекомплект включал 100 артвыстрелов и 3 000 патронов. В экипаж входило шесть человек: командир, наводчик, заряжающий, два стрелка-пулеметчика и механик-водитель.
Карбюраторный 6-цилиндровый рядный двигатель жидкостного охлаждения "АЕС Тур 179" мощностью 150 л.с., заимствованный от автобуса, позволял 13-тонной боевой машине развивать скорость 40 км/ч. Запас хода составлял 241 км. Оригинальной деталью проекта стала конструкция ходовой части с блокированной балансирной подвеской со спиральными пружинами в качестве упругих элементов и гидравлическими амортизаторами. Подвеску разработали инженер С. Хорстман и капитан Роки — сотрудники фирмы "Slow Motion Suspension Со. Ltd". Позже ее применили на пехотном танке "Валентайн".
Впервые в британском танкостроении был использован гидравлический привод поворота башни. Кроме того, машина оснащалась вспомогательным двигателем, который мог служить для пуска основного, зарядки аккумуляторных батарей и привода вытяжного вентилятора в боевом отделении, также установленного впервые. После испытаний, прошедших в 1936 году, Mk.I приняли на вооружение.
- проекции крейсерского танка Mk.I.
В 1937 году фирмы "Vickers" и "Harland and Wolff" изготовили 125 танков в двух вариантах, различавшихся вооружением, размещенным в главной башне: у Mk.I — 2-фунтовая пушка; у танка сопровождения Мк.ICS (CS — Close Support) — 3,7-дюймовая (94-мм) гаубица. Установка последней диктовалась необходимостью поражения фортификационных сооружений противника, его огневых точек и живой силы. Осуществить все это с помощью 2-фунтовой пушки не представлялось возможным — в ее боекомплекте отсутствовали осколочно-фугасные снаряды.
- крейсерский танк огневой поддержки Mk.ICS, вооруженный 94-мм гаубицей.
Танк А10 или Mark II
Не был в полном смысле слова "крейсерским" и другой британский танк этого класса — А10, разработанный фирмой Vickers как "пехотная" версия танка А9. Тем не менее, его, назвав "тяжелым крейсером", приняли на вооружение английской армии под индексом Mk.II и запустили в производство. Всего изготовили 13 танков Mk.II.
Внешне они отличались от крейсерских Mk.I отсутствием двух башенок с пулеметами "Vickers" водяного охлаждения в лобовой части корпуса. Вместо "виккерсов" установили один 7,92-мм курсовой пулемет BESA с воздушным охлаждением. Второй пулемет BESA размещался в маск-установке справа от пушки.
- крейсерский танк А10 (Mk.II).
Большая часть крейсерских танков А10 была изготовлена в варианте Mk.IIА, отличавшемся усовершенствованной пушечной установкой. Около 30 машин модификации Mk.IICS вооружались 94-мм гаубицами. Всего до 1940 года фирмы "Vickers", BRCW и "Metro" выпустили 175 танков А10.
- сборочная линия танков Mk.II в цеху одного из заводов фирмы BRCW, 1940 год.