Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

"Кавалерийский" танк армии США и союзников

Обсуждаем историю бронетанковых войск зарубежных государств.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 19 июл 2018, 22:05

Долгая дорога к "Стюарту"
(история создания танка)


После окончания Первой мировой войны разработка и производство легких танков в США были свернуты. В течение 1920-х годов основу танкового парка страны со ставляли французский "Renault" FT-17 и его американский вариант — "6-тонный танк". Но и эти машины в большинстве своем на ходились на хранении. Несмотря на крайне ограниченный опыт боевого применения этих танков (главным образом морской пехотой в Центральной Америке и Китае), к началу 1930-х годов американцы тем не менее убедились, что их конструкция безнадежно устарела. Разработка же новых боевых машин этого класса (как и всех прочих) сдерживалась двумя факторами: недостатком финансирования и отсутствием единого заказчика.
Первое обстоятельство легко объяснимо — в те годы США проводили изоляционистскую политику, нисколько не претендуя на роль мирового лидера. Большая часть военного бюджета тратилась на нужды флота — основного гаранта безопасности страны. Что же касается второго фактора, то он стал следствием структурных особенностей Вооруженных сил США. Так, двумя основными составляющими сухопутных сил армии (Army Ground Forces) были пехота и кавалерия. При этом, в соответствии с постановлением Конгресса, танки полагалось иметь только пехоте, командование которой видело в них лишь средство поддержки. В то же время среди высшего командования кавалерии идея механизации находила все большее понимание. Но в рамках своего бюджета кавалерия могла позволить себе иметь очень ограниченное количество танков, причем, формально обходя запрет Конгресса, их именовали "боевыми машинами" (Combat Cars). Таким образом, в первой половине 1930-х годов создание легких танков в США проводилось по инициативе лишь двух заказчиков — пехоты и кавалерии. Они же являлись и разработчиками тактико-технических требований, порой весьма различных. Правда, при воплощении этих ТТТ в металл удавалось добиться довольно высокой степени унификации, поскольку и проектирование, и изготовление танков велось на одном предприятии — государственном арсенале в Рок-Айленде (Rock Island Arsenal).

Танк М2


В 1934 году начались испытания двух опытных образцов — легкого танка Т2 для пехоты и боевой машины Т5 для кавалерии. При общей идентичности корпусов, силовых установок и трансмиссий танки отличались количеством башен (одна у Т2 и две у Т5) и конструкцией ходовой части. На Т2 использовалась подвеска "типа Vickers" с полуэллиптическими листовыми рессорами. Опорные же катки Т5 были сблокированы попарно в балансирные тележки, подвешенные на вертикальных буферных пружинах. Работоспособность ходовой части этого танка оказалась поразительной! В ноябре 1934 года Т5 совершил испытательный пробег протяженностью 1 450 км от арсенала Рок-Айленд до Вашингтона. При этом средняя скорость составила 48 км/ч! Стартовав 14 ноября, капитан Т. Никсон и инженер Дж. Проске уже через три дня достигли Вашингтона, побив все рекорды скорости для гусеничных машин. Неудивительно, что вскоре Т2 модернизировали, установив на нем ходовую часть, аналогичную Т5. Машине, получившей башню несколько измененной формы и командирскую башенку, присвоили индекс Т2Е1, и в 1935 году она была стандартизирована (то есть принята на вооружение) под армейским обозначением М2А1 (М2А1 Light Tank). Американская пехота пополнилась 10 танками этой модификации.
Изображение - легкий танк М2А1.
Практически одновременно на вооружение кавалерии приняли боевую машину М1 (Combat Car М1), на которой, в отличие от ее прототипа Т5, установили только одну башню, правда, иную по конструкции, чем у М2А1. В остальном оба танка были идентичны. Их вооружение состояло из двух пулеметов, размещенных в башне крупнокалиберного 12,7-мм "Browning" М2НВ и 7,62-мм "Browning" М1919 и одного курсового "Browning" М1919 — в лобовом листе корпуса. На М1, кроме того, на специальном крон штейне устанавливался еще и зенитный пулемет. Обе машины оснащались 7-цилиндровыми звездообразными авиационными бензиновыми моторами "Continental" W670 и надежными автомобильными трансмиссиями. Использование авиамоторов и отработанных автоагрегатов стало характерной особенностью американского танкостроения в последующем десятилетии.
В конце 1935 года в цехах "Rock Island Arsenal" началось производство легкого танка М2А2 (изготовлено 239 единиц), который отличался от первой модификации главным образом размещением вооружения в двух башнях. Башни имели довольно сложную многогранную форму и раз ные размеры. Большая — с диаметром погона 914 мм (36″), меньшая — 762 мм (30″). В первой был установлен 12,7-мм пулемет, во второй — 7,62-мм. Размещение вооружения в двух башнях, от которого в Европе к тому времени уже повсеместно отказались, было признано военными США наиболее перспективным для легкого танка сопровождения пехоты.
Изображение - двухбашенные легкие танки М2А2 - самый массовый тип танка армии США в 30-е годы...
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 20 июл 2018, 16:30

М2А3 и М2А4


И М2А1, и М2А2, как, впрочем, и кавалерийские "боевые машины", создавались еще до гражданской войны в Испании, во многом определившей перспективы развития танкостроения в мире. Учли этот опыт и в США.
В 1938 году появился легкий танк М2АЗ, представлявший собой капитальную модернизацию М2А2. Танк получил удлиненную ходовую часть — были увеличены расстояния между осями балансирных тележек и между задней тележкой и направляющим колесом. За счет этого длина М2АЗ возросла до 4 432 мм. Увеличилась и длина опорной поверхности гусениц. Это позволило сохранить удельное давление на прежнем уровне, что было важным при возросшей до 8,8 т массе танка. Изменения затронули некоторые агрегаты и сис темы двигателя, а также приборное оснащение машины. Были смонтированы и новые шаровые установки М12 для пулеметов "Browning" М1919А4, получивших телескопические прицелы М1918А2.
Изображение - колонна легких танков М2А3 во время летних маневров, 1939 год.
Наиболее же важным нововведением стало усиление броневой защиты. Лобовая броня корпуса и башни возросла с 15,9 мм до 22,2. Примерно вдвое увеличилась и толщина всех прочих бронелистов. Конечно же, 22-мм броня никак не могла считаться противоснарядной, но это был шаг в нужном направлении.
Уже первые месяцы боевых действий в Европе показали бесперспективность чисто пулеметного вооружения, что застави ло американцев ускорить разработку нового легкого танка. Им стал М2А4 по сути представлявший собой М2АЗ, у которого вместо двух башен установили одну клепаную восьмигранную башню с шестигранной командирской башенкой. В башне размещалась 37-мм пушка М5 со спаренным пулеметом М1919А4. Кроме того, танк вооружался еще четырьмя пулеметами этой марки: одним курсовым, одним зенитным и двумя жестко закрепленными в бортовых спонсонах. Боекомплект состоял из 104 артвыстрелов и 7 900 патронов. По сравнению с М2АЗ, несколько возросла бронезащита корпуса — до 25,4 мм и значительно башни — до 32…38 мм. Боевая масса танка достигла 10,95 т. В экипаж входило 4 человека. Конструкция корпуса существенным изменениям не подверглась. Двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались прежними.
ИзображениеИзображение - легкий танк М2А4, 1939-41 годы.
Первые экземпляры легкого танка М2А4 сошли со сборочной линии завода "American Car and Foundry" в мае 1940 года, а завершилось его производство в марте 1941 года, после выпуска 365 машин. Еще 10 единиц в апреле 1942 года изготовила фирма "Baldwin Locomotive". М2А4 нес в себе черты как предвоенных американских танков (архаичными для 1940 года были, например, пять примитивных смотровых лючков по периметру башни), так и легких боевых машин периода Второй мировой войны. Не оставив заметного следа в истории танкостроения, М2А4 стал важной вехой в истории американской армии. С его появлением совпало создание танковых войск армии США — Armored Force. Это знаменательное событие произошло 10 июля 1940 года. Первым командующим был назначен бри гадный генерал Адна Чаффи, а штаб-квартирой и поныне является Форт-Нокс.
На вооружение первых формируемых танковых частей поступили легкие танки М2 всех модификаций, а также боевые машины М1. Последние модернизировались дважды, хотя и не столь существенно, как пехотные М2. Модель М1А1 получила башню более технологичной формы и усовершенствованную коробку передач, а М1А2 — новую ходовую часть, аналогичную легкому танку М2АЗ. Кавалерийские "боевые машины" находились в производстве недолго — с 1935 по 1937 год, да и выпущено их было немного, всего 114 единиц.
Изображение - кавалерийские "боевые машины" М1 7-й механизированной кавалерийской бригады, Нью-Йорк, 1939 год.
В 1940-м "Rock Island Arsenal" изготовил опытный образец боевой машины М2 (М2 Combat Car). При сохранении прежней компо-
новки и пулеметного вооружения танк получил новую ходовую часть, обеспечивавшую меньшее удельное давление. Ленивец, больший, чем прежде, по размерам, положили на грунт, увеличив тем самым длину опорной поверхности гусениц. Кроме того, улучшили защиту кормы корпуса, отказавшись от жалюзи и направив воздухоотток через броневой карман.
Изображение - легкий танк М2 "Combat Car", созданный фирмой "Rock Island Arsenal" в 1940 году.
Элементы конструкции боевой машины М2 и легкого танка М2А4 и были положены в основу при создании нового легкого танка, потребность в котором стала очевидной уже вскоре после начала Второй мировой войны.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 21 июл 2018, 22:47

Рождение "Стюарта"


В начале 1940 года Военный департамент разработал технические требования к новому танку. Первый прототип был переделан из М2А4 в арсенале Рок-Айленд. Машина получила клепаную башню, по форме аналогичную прежней, но с меньшим количеством смотровых лючков. Маск-установку М20 заменили новой — М22, с более толстой броней. И в целом бронезащита танка возросла — толщину лобовой брони корпуса довели до 45 мм, а башни — до 38 мм. Ходовую часть и форму кормовой части корпуса заимствовали у боевой машины М2. Боевая масса танка составила 12,43 т.
Изображение - один из первых серийных танков M3 "Стюарт".
5 июля 1940 года новый легкий танк был стандартизирован под индексом МЗ (МЗ Light Tank). Однако большую известность он получил под названием "Генерал Стюарт" (General Stuart), или просто "Стюарт". Имя собственное ему присвоили англичане, получившие в 1941–1942 годах по программе ленд-лиза большинство боевых машин этого типа. Генерал Джеймс Юэлл Браун "Джеб" Стюарт (James Ewell Brown aka J. E. B. Stuart) командовал кавалерией южан во время Гражданской войны в США.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 23 июл 2018, 21:27

Серийные модификации танка


M3 "Stuart" I


Производство танков МЗ началось в марте 1941 года на заводе компании "American Car and Foundry".
Корпус танка собирался из катаных броневых листов на каркасе из уголков и полос с помощью клепки, а у танков поздних выпусков — частично с помощью сварки. Внутри корпус делился на два отделения: объединенное управления и боевое и моторное. Между ними находилась перeгородка, установленная непосредственно перед вентилятором. В нее были вмонтированы маслорадиаторы двигателя и трансмиссии, через которые из боевого отделения вентилятором высасывались пороховые газы. Чистый воздух для охлаждения двигателя поступал в моторное отделение через закрытое сеткой отверстие в крыше корпуса, расположенное над вентилятором. Отвод загрязненного воздуха из боевого отделения, а также выхлопных газов осуществлялся через карман между верхним и нижним кормовыми листами. По бортам корпуса, позади спонсонов, были установлены воздушные фильтры.
Весь передний лист подбашенной коробки занимали смотровые окна механика-водителя и его помощника, закрывавшиеся броневыми дверцами, откидывавшимися вверх. В дверцах имелись щели для наблюдения со стеклами "триплекс". Смотровое окно механика-водителя стыковалось с прямоугольным люком в верхнем лобовом листе корпуса. Его крышка откидывалась вперед и вниз, что позволяло осуществлять посадку в танк.
На первых 100 машинах устанавливалась клепаная восьмигранная башня, носившая индекс D37812. Она имела шестигранную командирскую башенку, две стенки которой являлись продолжением стенок башни. На каждой грани командирской башенки находилась смотровая щель со стеклоблоком. В стенках башни было три таких щели. Под каждой из них располагался лючок для стрельбы из личного оружия. С апреля 1941 года клепаные башни заменили восьмигранными сварными типа D38976, а с октября — сварными D39273, так называемой "подковообразной" формы. Их боковые стенки состояли из одного гнутого бронелиста. С октября ввели и новую командирскую башенку в форме "остроконечного" эллипса, закрываемую двухстворчатой крышкой, вместо прежней одностворчатой. На этих же машинах смотровые щели механика-водителя и его помощника стали прикрываться дополнительной бронезащитой.
ИзображениеИзображениеИзображение - внешние различия танков М3 с восьмигранной и "подковообразной" башнями и фото танка со сварной башней D39273.
Корпус и башня танка изнутри были облицованы изоляционным материалом Celotex толщиной 12 мм, который, в свою очередь, закрывался стальными листами толщиной 0,8 мм.
Довольно комфортабельно оборудовались лишь места механика-водителя и его помощника, по совместительству выполнявшего обязанности стрелка из курсового пулемета. Их сиденья имели спинки, регулировались по высоте и даже оснащались ремнями безопасности! Поскольку у башни МЗ не было вращающегося полика, наводчик и заряжающий (он же командир танка) обходились без сидений. В походе они размещались на ящиках с боекомплектом 37-мм снарядов, крышки которых имели мягкие подушки, а в бою обслуживали орудие стоя.
Несмотря на сравнительно небольшие размеры, машина несла довольно мощное вооружение. В башне в маск-установке М22 была установлена 37-мм пушка М6 (на машинах ранних выпусков — М5) и спаренный с ней 7,62-мм пулемет "Browning" М1919А4. Длина ствола орудия составляла 53,5 калибра, начальная ско рость бронебойного снаряда — 884 м/с. На дистанции 500 ярдов (457 м) бронебойный снаряд пробивал гомогенную броню толщиной 53 мм, расположенную под углом 30° к вертикали, на дистанции 1 000 ярдов (914 м) — 46 мм и на дистанции 1 500 ярдов (1 372 м) — 40 мм. Вертикальное наведение осуществлялось вручную с помощью секторного механизма в диапазоне от −10° до +20°. Грубое горизонтальное наведение производилось также вручную, причем маховик находился у места заряжающего. После поворота башни в необходимом направлении точно навести орудие в цель мог наводчик с помощью плечевого упора в диапазоне до 10° на сторону. Прицел — телескопический М5А1.
Еще один 7,62-мм пулемет был смонтирован в шаровой установке верхнего лобового листа корпуса. Огонь из него вел помощник механика-водителя. Еще два "браунинга" располагались в бортовых спонсонах. Шаровые установки этих пулеметов и их станки допускали незначительную ручную регулировку в вертикальной и горизонтальной плоскостях. Спуск пулеметов осуществлялся с места механика-водителя с помощью тросов в боуденовской оболочке, наведение — поворотом корпуса танка. Наконец, пятый пулемет "Browning" М1919А4, предназначенный для стрельбы по воздушным целям, был смонтирован на специальном кронштейне М20, закрепленном на борту башни за командирской башенкой.
Боекомплект состоял из 103 артвыстрелов и 8 270 патронов к пулеметам.В качестве вспомогательного вооружения экипажа в танке укладывался пистолет-пулемет М1 "Thompson" калибра 11,43 мм с боекомплектом в 500 патронов и 12 ручных гранат.
ИзображениеИзображение - маск-установка 37-мм пушки М6 и шаровая установка курсового пулемета "Browning" M1919A4.
На танке устанавливался 7-цилиндровый звездообразный карбюраторный авиационный двигатель воздушного охлаждения "Continental" W670-9A мощностью 250 л.с. при 2 400 об/мин. Рабочий объем двигателя — 9 832 м3. Диаметр цилиндра — 130,2 мм. Ход поршня — 117,5 мм. Степень сжатия — 6,1. Масса двигателя — 325,6 кг.
В качестве топлива использо вался авиационный бензин с октановым числом не ниже 92. В случае крайней необходимости мог использоваться и другой бензин, но с октановым числом не ниже 82.
В танке имелись два бака для горючего емкостью 102 л каждый, размещавшиеся по обеим сторонам двигателя. Подача топлива — принудительная, топливный насос "Ивенс" В91146 или В9151. Карбюрaтор — "Bendix-Stromberg" NA-R6B.
Система смазки — циркуляционная, под давлением, с "сухим" картером. Система охлаждения — воздушная, при помощи 12-лопастного вентилятора, представлявшего собой цельную алюминиевую отливку, закрепленную на маховике, насаженном на шлицованный конец коленчатого вала, обращенный к передней части танка.
Для очистки воздуха, поступавшего в цилиндры двигателя, служили два воздухоочистителя масляного типа "Handy Perfection" модели Т-8. Они не требовали особого ухода, за исключением периодической замены масла, производившейся после 25 ч нормальной работы двигателя или после 8 ч работы в сильно запыленной атмосфере.
Пуск двигателя осуществлялся электростартером инерционного типа. Система зажигания — двойная, обеспечивалась двумя магнето типа "Scintilla" модели MN 7DFA или VMN 7DFA, которые имели автоматическое опережение зажигания и полную радиоэкранировку.
В конце 1941-го — начале 1942 года в связи с нехваткой стандартных бензиновых авиамоторов "Continental" часть танков выпустили с 9-цилиндровым звездообразным дизельным двигателем воздушного охлаждения "Guiberson" Т-1020-4 мощностью 265 л.с. при 2 250 об/мин. Масса двигателя составляла 328,9 кг. По своей конструкции и способу установки в танке он был в значительной степени аналогичен двигателю "Continental", за исключением узлов, характерных только для дизеля. Внешне танки, оснащенные дизелем, можно было опознать по воздухоочистителям фирмы "Вортекс", присоединявшихся к воздуховсасывающим патрубкам двигателя более длинными, чем у карбюраторного мотора, гибкими трубопроводами. Эти машины обычно обозначались M3 (diesel) и широкого распространения в американской армии не получили. Англичане присвоили им название "Stuart" II.
ИзображениеИзображение - отличия крышек МТО танков М3 и М3 (diesel) и фото танка М3 (diesel) на маневрах американской армии в 1942 году.
В конце 1941 года танки стали оборудовать двумя цилиндрическими наружными топливными баками емкостью 102 л каждый, соединенными с системой питания двигателя. После выработки топлива наружные баки могли сбрасываться без выхода экипажа из танка. Применение наружных баков позволило вдвое увеличить запас хода. Но дополнительными баками оснащались только машины с карбюраторными двигателями.
Многодисковый главный фрикцион сухого трения был размещен внутри маховика. Крутящий момент от главного фрикциона передавался к коробке передач с помощью карданного вала, заключенного в кожух, на котором, как и на зарядных ящиках, крепилась мягкая подушка для сидения.
Коробка передач — синхронизированная пятискоростная (5+1) со встроенным дифференциалом. Последний, кроме передачи вращения к ведущим колесам танка, служил также для притормаживания либо одной, либо другой полуоси. Этот процесс осуществлялся механиком-водителем при помощи двух рычагов, которыми производилось затягивание тормозных лент на барабанах дифференциала. В результате скорость вращения левой или правой полуоси уменьшалась, что приводило к повороту машины. Наименьший радиус поворота составлял 6,3 м. Поворот на месте был невозможен.
Последними элементами трансмиссии являлись простые однорядные несоосные бортовые передачи с неразгруженным ведомым валом. К последнему болтами крепилась ступица ведущего колеса, имевшего два съемных зубчатых венца с 14 зубьями каждый.
Ходовая часть танка включала в себя:
- четыре одинарных обрезиненных опорных катка на борт, сблокированных попарно в две балансирные тележки, подвешенные на двух вертикальных буферных пружинах;
- три обрезиненных поддерживающих катка;
- необрезиненное направляющее колесо, также подвешенное на буферной пружине и снабженное натяжным механизмом винтового типа.
Изображение - элементы ходовой части танка М3: балансирные тележки опорных катков, направляющее колесо (ленивец) и двухгребневая гусеница.
На танках МЗ использовались двухгребневые гусеницы Т16Е1 или Т16Е2 цевочного зацепления с 66 обрезиненными траками каждая. Ширина трака — 194 мм, шаг трака — 140 мм. Для улучшения проходимости при плохом сцеплении гусениц с грунтом в возимый комплект снаряжения танка входили 34 съемных шпоры-грунтозацепа.
Двигатель, трансмиссия и ходовая часть позволяли боевой машине массой почти 13 т развивать скорость по шоссе 58 км/ч. Запас хода по шоссе был невелик — всего 113 км. На всех танках устанавливалась радиостанция SCR245.
С марта 1941 по август 1942 года было выпущено 5 811 машин МЗ, из них 1 285 - с дизелем.
ИзображениеИзображение - проекции танка М3 "Stuart" I.
Изображение - компоновочная схема танка М3 "Stuart" I.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 26 июл 2018, 18:49

M3A1 "Stuart" II


В апреле 1942 года началось производство "стюартов" модификации МЗА1. Ос новные изменения затронули конструкцию башни. Внешне она представляла собой "подковообразную" башню МЗ, но без командирской башенки. Для посадки членов экипажа служили два треугольных люка в крыше башни. В распоряжении наводчика и заряжающего имелись перископические приборы наблюдения. Вращение башни осуществлялось с помощью гидропривода, в отличие от МЗ, снабжавшегося только ручным приводом. Возросшая скорость поворота башни потребовала внесения изменений в ее конструкцию. В частности, она получила полик, а рабочие места располагавшихся здесь членов экипажа оборудовали сиденьями.
ИзображениеИзображение - башня с подвесным поликом танка М3А1. Хорошо видны сидения экипажа на полике башни.
В маск-установке М23 была смонтирована 37-мм пушка М6, стабилизированная в вертикальной плоскости, что позволяло значительно повысить точность огня с ходу. Правда, для этого требовалась длительная подготовка наводчиков, что в реальных условиях было трудноосуществимо. Неподвижные пулеметы М1919А4 в спонсонах были сняты. На их месте разместили дополнительную боеукладку. В результате боекомплект танка составил 116 артвыстрелов и 6 400 патронов.
Масса танка возросла незначительно, а динамические характеристики остались прежними.
С апреля по август 1942 года производство МЗА1 велось параллельно с МЗ. Из менения вносились постепенно, поэтому на некоторых МЗ поздних выпусков встречались сварные корпуса и новые башни, но без полика и гидропривода поворота (эти машины получили название "Stuart Hybrid").
На части МЗА1 ранних выпусков можно было увидеть пулеметы в спонсонах (на промежуточных машинах их амбразуры заваривали круглыми заглушками) и клепаные корпуса. Всего до февраля 1943 года выпустили 4 621 танк МЗА1, из них — 211 с дизелем "Guiberson" Т-1020-4 (английское обозначение — "Stuart" IV). Кстати, танки МЗА1 со сварными корпусами должны были получить обозначение МЗА2, но в действительности оно никогда не применялось.
ИзображениеИзображение - легкий танк М3А1 на Абердинском полигоне, май 1942 года. На предыдущем фото - двигательный отсек танка.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 02 авг 2018, 20:13

М3А3 ("Stuart" V)


В апреле 1942 года военные выдали техзадание на разработку улучшенной версии танка МЗА1. Одним из главных его недостатков был высокий и короткий корпус, остававшийся практически неизменным с 1935 года. Архаичность этой конструкции давно стала очевидной. Теснота в боевом отделении была неимоверной — механик-водитель и его по мощник размещались чуть ли не в ногах у наводчика и заряжающего. Кроме того, весь лобовой лист корпуса занимали откидные крышки люков, что существенно снижало снарядостойкость.
На новой модификации внедрили полностью сварной корпус с лобовым листом, смещенным вперед и расположенным под большим углом наклона. Бортовые листы устанавливались под углом 20° к вертикали. За счет изменения конфигурации лобовой части корпуса удалось сместить вперед места механика-водителя и его помощника и оборудовать для них в крыше корпуса два люка-лаза. Наблюдение за местностью они могли вести с помощью двух перископов, установленных в крышках люков. Бортовые спонсоны ликвидировали, лобовой лист стыковался с бортовыми наклонными скулами. В обитаемом отделении танка стало значительно просторнее. Кроме того, помощник механика-водителя перестал обслуживать рацию, за ним сохранились лишь функции пулеметчика. Рацию же перенесли в башню, а ответственным за поддержание внешней связи стал командир машины.
ИзображениеИзображение - проекции танка М3А3 ("Stuart" V).
Увеличилась в объеме и башня — в ней была предусмотрена кормовая ниша, в которой размещалась радиостанция. Два люка, больших, чем прежде, размеров, облегчали посадку экипажа в танк. Для пушки и спаренного пулемета применялась новая литая маск-установка М44. Кронштейн зенитного пулемета сместили вперед, и теперь он располагался посередине правого борта башни. Защищенность обоих бортов повысили за счет размещения на них шпор-грунтозацепов для гусениц. Вместе с тем отказались от гидропривода поворота башни, вернув ручной механизм. Однако теперь он стал дублированным — маховики поворота башни имелись и у наводчика, и у командира.
За счет увеличившегося забронированного объема боекомплект танка довели до 174 артвыстрелов и 7 500 патронов.
ИзображениеИзображениеИзображение - башня танка М3А3 с подвесным поликом (схема и фото), а также вид сверху на танк М3А3, где хорошо видны люки и крыша новой просторной башни.
Поскольку предполагалось, что большинство МЗАЗ будут отправлены в Северную Африку, их оборудовали противопылевыми крыльями британского образца. Масса танка по сравнению с МЗА1 возросла на 2 т. Из-за этого пришлось изменить передаточное отношение коробки передач с 2,41:1 на 2,57:1. В остальном двигатель, трансмиссия и ходовая часть остались такими же, как у МЗ и МЗА1. Максимальная скорость по шоссе снизилась до 50 км/ч, а запас хода возрос до 217 км, правда только в случае использования наружных топливных баков.
Производство МЗАЗ фирмой "American Car and Foundry" формально началось в сентябре 1942 года. Но до конца года здесь собрали только несколько машин. К массовому выпуску приступили лишь в январе 1943 года, а завершили его в сентябре. За это время заводские цехи покинуло 3 427 танков МЗАЗ. Причем изготавли вался только вариант с бензиновым мотором.
В армию США поступило сравнительно небольшое количество танков МЗАЗ, и использовались они в основном в учебных целях. Уже в апреле 1943 года этот танк был признан "ограниченно стандартным" (limited standard) и производился в основном для экспорта в рамках программы ленд-лиза, прежде всего, в Великобританию, где получил обозначение "Stuart" V.
ИзображениеИзображение - фото танка М3А3 ("Stuart" V).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 05 авг 2018, 22:11

M5 ("Stuart" VI)


После вступления США во Вторую мировую войну в производство вооружения и боевой техники включились фирмы, ранее в этом про цессе не участвовавшие. Причем многие из них с довольно оригинальными проектами и разработками. Так, фирма "Cadillac" — подразделение концерна "General Motors" — предложила вариант установки в легком танке МЗ двух V-образных 8-цилиндровых автомобильных двигателей "Cadillac" вместо штатного звездообразного авиамотора "Continental". Предусматривалось и использование новой автомобильной автоматической коробки передач "Cadillac Hydra-Matic".
Первоначальная реакция департамента вооружений на эту инициативу была негативной. Тогда в октябре 1941 года на свой страх и риск фирма переоборудовала серийный МЗ (эта машина получила обозначение МЗЕ2) и отправила его в 800-км пробег со своего завода в Детройте до Абердинского полигона в штате Мэриленд. В результате танк был принят на вооружение под обозначением М4 ("М4 Light Tank"). Впрочем, этот индекс просуществовал недолго, да и танк серийно не производился.
В серию пошла совсем другая машина, со сварным корпусом, разработанным в соответствии с требованиями департамента вооружений. Полностью изменилась носовая часть, получившая сплошной наклонный лобовой лист (в отличие от МЗАЗ — без скул), с шаровой установкой курсового пулемета. Бортовые листы корпуса располагались вертикально. Башня и ходовая часть остались такими же, как у МЗА1.
Изображение - компоновочная схема легкого танка М5.
Основные изменения затронули двигатель и трансмиссию. На танке под некоторым углом к его оси были установлены два 8-цилиндровых V-образных карбюраторных двигателя жидкостного охлаждения "Cadillac" V-8 серии 42. Общая мощность силового блока составляла 220 л.с. при 4 000 об/мин.
Крутящий момент от двигателей пере давался через гидромуфты, автоматические коробки передач с гидравлическим управлением и карданные валы к двухступенчатому планетарному редуктору (демультипликатору), в котором соединялись потоки мощности от обоих двигателей. Далее крутящий момент через механизм поворота, которым служил двойной дифференциал, передавался на бортовые передачи.
Изображение - трансмиссия танков М5 и М5А1 (схема).
Поскольку двигатели "Cadillac" занимали больший объем, чем "Continental", высоту моторного отделения увеличили.
ИзображениеИзображение - один из первых прототипов танка М5.
Новый танк получил индекс М5 (обозначение М4 решили не задействовать, чтобы не было путаницы со средним танком М4 "Шерман"). Первая серийная машина покинула цехи завода в Детройте в конце марта 1942 года. В июле к производству танка присоединились завод фирмы "Cadillac" в Калифорнии и концерн "Massey Harris" в штате Висконсин, специализировавшийся ранее на производстве тягачей. До декабря 1942 года было изготовлено 2 074 танка М5.
ИзображениеИзображение - серийные танки М5 на учениях.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 07 авг 2018, 22:56

M5А1 ("Stuart" VI)


В ноябре 1942 года на М5 установили башню от МЗАЗ и получили последнюю модификацию этого семейства легких танков. В отличие от М5, на этой модели фальшборты входили уже в стандартную комплектацию. В днище корпуса появился запасной люк, а в башне — дополнительный прибор наблюдения. Командир танка получил в свое распоряжение второй механизм поворота, а также возмож ность управлять вращением башни независимо от наводчика.
Изображение - внешние отличия легких танков М5 и М5А1.
Характерной деталью М5А1 поздних выпусков стали броневое прикрытие зенитно-пулеметной установки и объемистый ящик для снаряжения на корме корпуса. Кроме того, в ходовой части стали применяться штампованные опорные катки.
Изображение - штампованные опорные катки, поддерживающие ролики и гусеница танка М5А1.
М5А1 производились фирмами "Cadillac" и "American Car and Foundry" (последняя с сентября 1943 года), к июню 1944 года было выпущено 6 810 танков. В итоге модификация М5А1 стала самой массовой.
ИзображениеИзображение - легкие танки М5А1 раннего и позднего выпуска.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 12 авг 2018, 23:32

Опытный средний танк М7


Уже на момент создания легкого танка МЗ американские военные сознавали, что эта машина, базировавшаяся на конструкциях середины 1930-х годов, имела крайне ограниченные возможности по модернизации. Поэтому уже в конце 1940 года, когда полным ходом шла подготовка к серийному производству МЗ, в США начались проектные работы над новым легким танком. В январе 1941 года Военный департамент выдвинул тактико-технические требования к этой машине: масса около 14 т, 37-мм пушка и бронезащита до 38 мм. Эти параметры мало чем отличались от таковых у МЗ, и поначалу все эксперименты кон структоров сосредоточились на выборе моторно-трансмиссионной установки и вариантах изготовления корпуса и башни. "Rock Island Arsenal" изготовил четыре прототипа.
Первый — Т7Е1 — имел полностью клепаную конструкцию, от которой отказались уже на следующем опытном образце. Танк Т7Е2 получил литые корпус и башню, на нем установили 9-ти линдровый звездообразный двигатель "Wright" R-975 мощностью 340 л.с.
Корпус и башня Т7ЕЗ выполнялись сварными, а силовая установка состояла из двух дизельных двигателей "Hercules". Наконец, Т7Е4 оснащался автоматической трансмиссией фирмы "Hydra-Matic" и двумя бензиновыми моторами "Cadillac". В декабре 1941 года после всесторонних сравнительных испытаний прототипов было решено остановиться на варианте Т7Е2. Правда, к этому времени военные откорректировали свои требования к вооружению — теперь танк должен был вооружаться английской 6-фунтовой (57-мм) пушкой.
Вступление США во Вторую мировую войну и первый, даже ограниченный, боевой опыт вызвал новые коррективы: установку 75-мм пушки и увеличение толщины брони до 63 мм. Боевая масса изготовленного по этим требованиям танка достигла 25 т. В результате его переклассифицировали из легкого в средний и стандартизировали под названием "Medium Tank М7".
ИзображениеИзображениеИзображение - опытный средний танк М7 в экспозиции бронетанкового музея на Абердинском полигоне.
В августе 1942 года компания "Harvester Со" получила заказ на 3 000 танков М7. Однако к этому времени у военных возникли большие сомнения в целесообразности предпринимаемого шага. Дело в том, что начиная с февраля 1942 года сразу на 10 заводах США развертывалось массовое производство среднего танка М4 "Шерман", перед которым средний, а скорее "полусредний", М7, не имел никаких преимуществ. Кроме того, добавились и технические проблемы — испытания в Форт-Ноксе выявили недостаточную мощность силовой установки, отрицательно сказывавшуюся на динамических характеристиках танка. Предложение же установить на М7 двигатель "Ford" GAA мощностью 500 л.с. влекло за собой значительные изменения в конструкции корпуса, да и не имело большого смысла. Еще один средний танк американской армии был не нужен, заказ аннулировали, все работы по М7 прекратили.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 15 авг 2018, 21:46

САУ на базе танка "Stuart"




В конце 1941 года командование танковых войск сформулировало техтребования к самоходной 75-мм гаубице для огневого сопровождения механизированных частей. Несколько ранее работы в этом направлении уже начали проводить артиллеристы — в 1939–1940 годах на шасси боевой машины М1 была изготовлена самоходная гаубица (Howitzer Motor Carriage) ТЗ. В качестве основного вооружения самоходки использовалась качающаяся часть легкой полевой гаубицы М1А1. Ее установили в лобовом листе подбашенной коробки - на крыше последней, ближе к левому борту, смонтировали башенку с 7,62-мм пулеметом "Browning". В целом по компоновке ТЗ напоминала средний танк МЗ. Но танкистов эта машина никак не устраивала — им нужна была самоходка на шасси серийного танка "Стюарт".
Ею стала САУ Т18, конструктивно почти аналогичная ТЗ. Она не имела пу леметной башенки, а 75-мм пушка устанавливалась в спонсоне правого борта, что допускало ограниченное на ведение по горизонту. К маю 1942 года фирма "Firestone Tire and Rubber Company" изготовила два опытных образца, испытания которых закончились неудачно. Окончательно от этого проекта отказались после установки 75-мм гаубицы М1А1 на полугусеничный бронетранспортер МЗ, который оказался более подходящей базой для этого орудия.
Следующие образцы 75-мм самоходок создавались уже на базе легкого танка М5. В начале 1942 года изготовили два прототипа — Т41 и Т47. Пер вый представлял собой 75-мм гаубицу, установленную в открытом сверху корпусе М5. На втором 75-мм гаубица М2 была смонтирована во вращающейся башне. Последняя не имела крыши и по размерам превосходила танковую, что потребовало увеличения диаметра башенного погона на 203 мм. Орудие размещалось в маск-установке М34, заимствованной от танка "Шерман". Из-за больших размеров башни люки механика-водителя и его помощника перенесли с крыши корпуса на наклонный лобовой лист, ликвидировав при этом установку курсового пулемета. В башне размещались наводчик и заряжающий. В кормовой ее части на турели был установлен 12,7-мм пулемет "Browning" М2НВ.
Изображение - казенная часть гаубицы М2, установленной в башне САУ М8, виден налобник телескопического прицела справа от казенника.
Боекомплект САУ состоял из 46 артвыстрелов раздельного заряжания с осколочно-фугасными, кумулятивными и дымовыми снарядами. Угол вертикального наведения гаубицы М2 — от −20° до +40°. Дальность выстрела — 8 687 м. Боевая масса машины составляла 15,694 т. Силовая установка, трансмиссия и ходовая часть были взяты от танка М5 без каких-либо изменений. Максимальная скорость достигала 58 км/ч, запас хода — 161 км. Испытания Т47 прошли в начале 1942 года. После стандартизации и присвоения официального армейского названия "75 mm М8 Howitzer Motor Carriage" в течение весны машину подвергли новому циклу испытаний на полигонах в Абердине (Мэриленд), Форт-Ноксе (Кентукки) и "Пустынном тренировочном центре" (Desert Training Center) в Калифорнии. По их результатам в конструкцию М8 были внесены лишь незначительные из менения.
Изображение - самоходная установка М8 во время испытаний в Форт-Ноксе, весна 1942 года.
Серийное производство началось на фирме "Cadillac" в сентябре 1942 года. К моменту его окончания в январе 1944 года из заводских ворот вышли 1 778 самоходных гаубиц.
Изображение - компоновочная схема самоходной гаубицы М8.
Первоначально М8 поступали на вооружение рот огневой поддержки танковых батальонов армии США. Однако в конце 1943 года эти подразделения стали вооружаться танками "Шерман" со 105-мм гаубицами. САУ М8 сохранились в бронекавалерийских разведывательных эскадронах. В штате такого эскадрона, входившего в состав танковой дивизии, имелось восемь таких машин, в штате отдельного эскадрона — шесть. В ходе боевых действий в Северо-Западной Европе каждый армейский корпус американской армии включал в себя бронекавалерийскую разведывательную группу из нескольких эскадронов. На Тихоокеанском ТВД самоходные гаубицы М8 воевали в составе рот полковых орудий в пехотных полках, а также в штабных ротах большинства легких танковых батальонов.
Изображение - самоходная гаубица М8 в бою.
Помимо армии США САУ М8 находились только во французской армии. По программе ленд-лиза войскам де Голля было передано 174 машины М8.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 20 авг 2018, 17:42

Боевое применение


"Стюарты" в британской армии.
Война в пустыне (1941-43 годы).
Начало


Свое боевое крещение танки МЗ получили не под американским, а под английским флагом. Поражение войск Его Величества на Европейском континенте и потеря ими почти двух третей своих танков заставили британцев обратиться за помощью к заокеанскому союзнику. Быстро восполнить потери за счет собственного производства у англичан не было возможности.
В конце июня 1940 года Англия для решения этого вопроса направила в США специальную миссию. Первоначально планировалось развернуть производство английских танков на американских заводах, однако такой вариант не вызвал у американцев никакого энтузиазма. Речь могла идти только о закупках американских боевых машин. Этому способствовало принятие 11 марта 1941 года закона о ленд-лизе, действие которого в тот же день распространили на Великобританию.
Англичан в первую очередь интересовали средние танки, но их серийное производство еще не было развернуто, поэтому единственным танком, который они реально могли получить, стал легкий МЗ. Причем англичане соглашались даже на поставку М2А4 — был согласован заказ на 100 таких машин. Но поскольку их производство свертывалось в пользу МЗ, британская армия получила для испытаний всего четыре единицы. Что же касается МЗ, то из 538 танков этого типа, изготовленных в апреле, мае и июне 1941 года, 280 отправили в Северную Африку, где английская "армия пустыни" ощущала острую нехватку боевой техники.
Все американские танки оснащались английскими радиостанциями, ящиками для ЗИП и снаряжения английского образца, дымовыми гранатометами. Танки, воевавшие в Северной Африке, кроме того, оборудовались крыльями специальной формы, уменьшавшими облако песчаной пыли, которое поднимали гусеницы. Естественно, совершенно иными, чем в армии США, были их окраска и маркировка.
ИзображениеИзображениеИзображение - танк M3 "Stuart I", прошедший эталонное переоборудование для действий в Северной Африке, 1941 год. Обратите внимание - в отличие от американских на английских "Стюартах" доп. топливный бак крепился на корме, по образцу их "крейсерских" танков.
Первые "стюарты" получил в июле 1941 года 8-й Королевский Ирландский гусарский полк (8th Kings Royal Irish Hussars). К ноябрю американскими танками вооружили уже все три полка 4-й танковой бригады.
ИзображениеИзображение - танки "Stuart I" из 8-го гусарского полка во время тактических занятий в пустыне, 1941 год.
18 ноября 1941 года в 8 км от Габр Салеха 8-й гусарский и 5-й королевский танковый (5th RTR) полки этой бригады столкнулись с 5-м немецким танковым полком. В результате англичане потеряли 11, немцы — 7 танков (по другим данным, 23 и 8). В декабре бригаду вывели в тыл и можно было подвести некоторые итоги. Выяснилось, что за два месяца интенсивных боевых действий из 166 "стюартов" 4-й танковой бригады по техническим причинам вышли из строя только 12 машин! Англичане, постоянно мучавшиеся со своими капризными танками, были в восторге.
Английские танкисты дали "Стюарту" кличку "Ноnеу". На русский это слово переводится как "милый", причем по отношению к мужчине. Но, скорее всего, для перевода прозвища столь полюбившегося британским танкистам танка больше подойдет по-солдатски грубоватое — "миляга".
Изображение - подразделение танков "Stuart" I 4-й танковой бригады во время тактических учений накануне операции "Крусейдер", Северная Африка, 1941 год.
В последующие месяцы число "стюартов" в 8-й английской армии, воевавшей в Северной Африке, продолжало увеличиваться. Однако организация полков претерпела изменения. С весны 1942 года в Африку начали поступать средние американские танки "Генерал Грант". Эти машины, вооруженные 75-мм пушками, англичане старались распределить по всем полкам, поэтому их структура стала смешанной. "Стюарты" со хранились не более чем в одном эскадроне из трех. В конце мая, накануне сражения у Эль-Газалы, они имелись в полках 1-й танковой (75 "грантов", 70 "стюартов" и 5 "крусейдеров") и 4-й танковой (72 "гранта" и 72 "стюарта") бригад. С учетом штабных подразделений в английских войсках первой линии на 26 мая 1942 года насчитывалось 149 "стюартов". Кроме того, не менее 70 машин этого типа находилось в резерве.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 21 авг 2018, 19:19

"Стюарты" в сражении у Эль-Газалы


Сражение у Эль-Газалы завершилось сокрушительным поражением англичан. В самом начале битвы был разгромлен и уже упоминавшийся 8-й гусарский полк. 4-я танковая бригада, в которую он входил, занимала позицию "Бленхейм" (названа так в честь победы британской армии над франко-баварскими войсками в Германии в 1704 году).
В ожидании наступления итало-немецких войск англичане отрыли окопы и блиндажи, оборудовали артиллерийские позиции. Орудия и танки разместили в ключевых пунктах, была организована система огневого взаимодействия. Однако на этих позициях находилось только боевое охранение, большая часть личного состава бригады располагалась в шести милях севернее "Бленхейма". Планировалось, что солдаты займут позиции непосредственно перед началом наступления противника.
Вечером 25 мая бригаду подняли по тревоге, но в течение ночи ничего не произошло. К 7.30 в штабе 7-й танковой дивизии стало известно, что силы противника находятся в 25 милях юго-западнее. В 8.45 командир дивизии генерал Мессерви приказал 4-й танковой бригаде занять свои позиции, но часовая задержка с принятием решения оказалась роковой.
Изображение - английский экипаж готовит к бою свой "Stuart" I, Северная Африка, лето 1942 года.
Первыми выступили "стюарты" эскадрона "С" 8-го гусарского полка под командованием майора Джона Хэккета. Остальные эскадроны полка были укомплектованы танками "Грант", и "стюарты" быстро опередили их. Но едва эскадрон "С" тронулся с места, как по радио поступило сообщение, что немцы уже миновали "Бленхейм". Хэккет совершил грубую ошибку и продолжил движение. В 9.07, поднявшись на небольшой холм, он увидел огромное облако пыли и оба танковых полка Германского Африканского корпуса. Майор доложил командованию, что ведет бой, и приказал своим танкистам удерживать противника, пока "гранты" не прогреют моторы и не выстроятся в боевой порядок. Но было уже поздно. В считаные минуты танк Хэккета и еще несколько "стюартов" были подбиты, а остатки эскадрона поспешно отошли. 8-й танковый полк 15-й немецкой танковой дивизии смял фланг Ирландских Гусар и расстрелял большую часть "грантов" прежде, чем они смогли сдвинуться с места. 8-й гусарский полк перестал существовать как боеспособная войсковая часть.
Изображение - "Stuart" I 7-й английской танковой дивизии, подбитый в сражении у Эль-Газалы, май 1942 года.
После сражения у Эль-Газалы англичанам стало ясно, что "стюарты" способны эффективно бороться лишь с легкими немецкими танками Pz.Kpfw II и с итальянскими боевыми машинами.
Изображение - "Stuart" I 10-й английской танковой дивизии в разведке, август 1942 года. С разведзаданиями "Стюарты" справлялись довольно хорошо.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 22 авг 2018, 20:12

Вклад "Стюартов" в сражение у Эль-Аламейна


К началу сражения под Эль-Аламейном 23 октября 1942 года 4-ю танковую бригаду преобразовали в 4-ю легкую танковую бри гаду. В ее состав входили два полка: сводный 4/8-й гусарский (4th/8th Hussars), сформированный из остатков этих двух полков, и 2-й Шотландский драгунский полк (Scots Greys). Первый был укомплектован исключительно "Стюартами", во втором как минимум один эскадрон из трех имел на вооружении средние танки "Грант". Кроме 4-й бригады, "милягами" был оснащен один эскадрон в 1-м Королевском танковом полку (1st RTR) 22-й танковой бригады. Обе этих бригады входили в знаменитую 7-ю английскую танковую дивизию, носившую прозвище "Пустынные крысы" (Desert Rats). Выходит, что из почти 1 000 танков 8-й английской армии, подготов ленных к наступлению, "стюартов" насчитывалось не более 80 единиц. Еще немного танков этого типа имелось в разведывательных кавалерийских эскадронах 2-й новозеландской (29 машин) и 9-й австралийской (5) пехотных дивизий.
Разумеется, столь небольшое количество танков этого типа не оказало никакого влияния на ход сражения, закончившегося поражением войск Роммеля. Однако, когда 4 ноября англичане прорвали фронт и ввели в прорыв свои танковые соединения, развернув их на северо-запад, чтобы отрезать немцам путь к отступлению по прибрежному шоссе, впереди шли быстроходные "стюарты" 4-й танковой бригады и 2-й новозеландской пехотной дивизии. Впрочем, из-за излишней осторожности и грубых ошибок, допущенных британским командованием, "Лис пустыни" (прозвище Роммеля) сумел ускользнуть из расставленного капкана.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 26 авг 2018, 22:02

Американские танкисты на "Стюартах"
в Северной Африке


8 ноября 1942 года началась операция "Торч" (Torch) — англо-американские войска высадились в Марокко и Ал жире. Таким образом, немецкие и итальянские дивизии в Ливии и Тунисе оказались зажатыми с двух сторон. Одной из первых на Африканский континент была доставлена 1-я американская танковая дивизия — мощное соединение, насчитывавшее 390 танков. Из них 158 были "стюарты" МЗ и МЗА1. Несколько позже в Африку прибыла 2-я танковая дивизия, на вооружении которой имелись легкие танки М5. Последними были укомплектованы и несколько отдельных танковых батальонов.
Первый в ходе Второй мировой войны танковый бой американцев с немцами состоялся 26 ноября 1942 года. Накануне 1-й батальон подполковника Уотерса из 1-го американского танкового полка, двигаясь на восток, вышел к немецкому аэродрому Джедейда, который прикрывала только батарея легких зениток. "Стюарты" обрушили град 37-мм снарядов на немецкие самолеты, стоявшие на взлетной полосе. Аэродром превратился в один гигантский костер.
На следующий день после успешной атаки аэродрома танки Уотерса столкнулись с ротой 190-го немецкого танкового батальона, двигавшейся по шоссе из Матира в Тебурбу. В составе этого под разделения имелись танки Pz. IV Ausf. F2 и Pz. III Ausf. J. Сначала немцев обстреляли три полугусеничных бронетранспортера МЗ с 75-мм гаубицaми, не причинив им осо бого вреда. Ответный огонь немецких танков заставил американцев поспешно отойти. Затем в атаку пошла рота "стюартов", шесть из которых были подбиты в первые же мгновения боя. Но вторая рота, под прикрытием оливковой рощи, смогла обойти немцев и ударить им во фланг и тыл. С этих ракурсов огонь 37-мм пушек оказался более эффективным. Немцы потеряли шесть Pz. IV и один Pz. III. Правда, повреждения боевых машин свелись к перебитым гусеницам и пробитым жалюзи моторных отсеков. Основную броню немецких танков ни один американский снаряд пробить не смог.
В то время как англичане уже использовали "стюарты" только в разведывательных подразделениях, причем снимая с части из них башни и переоборудуя в вариант "Stuart Recce", американцы продолжали сохранять эти машины в составе линейных танковых полков. Сказывалось отсутствие боевого опыта. Лишь после бойни в проходе Кассерин, которую им устроил Роммель в феврале 1943 года, они поняли, что надо что-то менять.
Изображение - на переднем плане этого фото - британский "Stuart Recce", Тунис, 1943 год.
Нет смысла подробно описывать раз гром, учиненный американцам боевыми группами 10-й и 21-й немецких танковых дивизий, а также
"тиграми" 501-го тяже лого танкового батальона. Достаточно сказать, что всю тяжесть удара приняла на себя 1-я американская танковая ди визия. Легкие танки подполковника Уотерса вступили в бой первыми и были буквально стерты с лица земли. При попадании немецкого 88-мм снаряда "Стюарт" разрывало в клочья. За семь дней боев в проходе Кассерин американцы потеряли 183 танка всех типов, 194 бронетранспортера и 208 самоходных и полевых орудий. Потери же немцев за этот период составили только 20 танков, 67 прочих боевых машин и 14 орудий. Остановить немецкое наступление смогли только совместные усилия едва ли не половины всех англо-американских войск в Тунисе. Однако, несмотря на явный тактический успех, немцы уже были бессильны изменить ход событий. 13 мая 1943 года остатки немецких и итальянских войск в Тунисе капитулировали.
ИзображениеИзображение - танк М3, захваченный в проходе Кассерин немцами и танк М5 из 899-го батальона истребителей танков, Тунис, 1943 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#15 Легкий танк М3/М5 "Stuart" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 01 сен 2018, 20:58

"Стюарты"
на Тихоокеанском ТВД


Начало войны
или "Стюарт" против "Ха-Го"


Боевое крещение в составе американской армии "стюарты" получили на Филиппинах в декабре 1941 года. Еще до начала войны с Японией американское командование приняло решение усилить свои войска на островах, являвшихся подмандатной территорией США. 26 октября 1941 года в Манильском порту раз грузился 194-й отдельный танковый ба тальон, а месяцем позже — 192-й. Обе части были вооружены танками МЗ (по 54 машины в каждой) и полугусеничными бронетранспортерами.
Перед самым началом боевых действий батальоны объединили в Сводную танковую группу под командованием полковника Вивера. Через несколько дней после японской атаки на Пёрл-Харбор на Гаваи был отправлен 193-й отдельный танковый батальон, также вооруженный танками МЗ.
22 декабря пять танков МЗ из 192-го американского танкового батальона столкнулись в филиппинских джунглях с группой японских танков "Ха-Го". Результат был плачевным — американцы потеряли четыре машины. В последующем Сводная группа прикрывала отход разбитых американских войск на полуостров Батаан, а затем участвовала в его четырехмесячной обороне. После капитуляции американских войск все находившиеся на Филиппинах исправные "стюарты" были захвачены японцами и использовались ими при ведении боевых действий. Любопытная деталь: невозможно тесные для американцев и англичан, эти машины для японских танкистов оказались даже слишком просторными. В феврале 1945 года "пленные" танки вновь вернулись к американцам.
ИзображениеИзображение - М3 из состава Сводной американской танковой группы на Филиппинах, декабрь 1941 года и группа захваченных японцами танков М3, май 1942 года. Все трофейные машины вошли в состав 7-го танкового полка Императорской армии.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «История развития и матчасть танковых войск зарубежных стран»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя