Небольшое вступление.
Наиболее распространенным на первой стадии войны союзническим танком был британский танк Mark I и Mark II "Matilda". В дальнейшем танк "Matilda" уступил место более совершенным машинам "Valentine" и "Черчилль", имевшими лучшее бронирование и более мощное вооружение.
Танк "Matilda" наряду с американским танком М4 "General Sherman" был единственным танком, применявшимся на всех фронтах 2-й Мировой войны. В мае 1940 года танк применялся на Западном фронте, в 1940-1943 годах его использовали в Северной Африке (Ливия, Египет, Эфиопия, Мальта). В мае 1941 года несколько танков этого типа участвовали в обороне Крита. Танки, отправленные по ленд-лизу, участвовали в боях на Восточном фронте, в том числе под Москвой и Харьковом. Кроме того, танки "Matilda" участвовали в боях на Тихом океане.
Этой достаточно известной машине и посвящается данный топик....
История создания.
Infantry Tank Mark I A11 "Matilda"
("Matilda" 1)
("Matilda" 1)
В середине 20-х годов XX века в британской армии начался процесс механизации пехотных и кавалерийских частей. Первоначально планировалось оснастить пехотные части танкетками, которые поддерживали бы атакующую пехоту. Но вскоре выяснилось, что легкие танкетки не в состоянии выполнить возлагаемую на них задачу и совершенно не годились для использования при прорыве обороны противника. Возникла потребность в танках с тяжелым бронированием, способных прорываться через позиции противника.
В 1934 году удалось сформулировать тактические требования к пехотному танку ("I" или "Infantry"). Так было положено начало целой серии британских пехотных танков, отличавшихся мощным бронированием, но не слишком высокой скоростью, поскольку их предполагали использовать в рядах наступающей пехоты.
Автором тактических требований к пехотному танку был генерал-майор танковых войск П.К.С. Хобарт, который предложил оснастить части танками двух типов. Первый танк, более легкий и вооруженный только пулеметом, предназначался для действий в тылах противника. Другой, более тяжелый и вооруженный пушкой и пулеметом, предназначался для прорыва обороны в условиях применения противником полевой артиллерии.
Квартирмейстер британской армии, генерал сэр Хью Эллес согласился заказать танк первого типа. При выборе генералом двигали исключительно экономические соображения.
Технические требования к новому танку сформулировал начальник бронетанкового отдела фирмы "Vickers-Armstrong" сэр Джон Карден. 3 октября 1935 года он представил эскиз двухмeстного танка, вооруженного пулеметом, установленным во вращающейся башне. Шасси состояло из четырех типовых узлов, выпускавшихся фирмой "Vickers" и уже используемых на других машинах, в том числе на "Scout" и "Universal Сarrier". Танк получил удлиненное шаcси, позволявшее ему преодолевать широкие траншеи.
10 октября Карден встретился с полковником М.А. Стьюди, отвечавшм за проведение механизации. В ходе встречи были определены следующие технические требования к танку "I", который в это же время получил название "Matilda". Максимальную скорость танка увеличили с 8 до 13 км/ч, вооружение - один пулемет с боекомплектом 3 000 патронов. Радиостанции на танке не предусматривалось. На сборку прототипа давался срок шесть месяцев. Но главным требованием, предъявляемым к будущему танку, была его дешевизна. Стоимость одной машины не должна была превышать 5 000 фунтов.
Фирма "Viсkers-Аrmstrong" в отведенный срок представила прототип, получивший обозначение А11Е1. В сентябре 1936 года прототип доставили в Экспериментальный центр механизации (Mechanization Experimental Establishment). Прототип получил армейский номер WD Т1724 (WD - War Department) и регистрационный номер СММ 880.
Но прототип не отвечал представлениям сэра Джона Кардена. Маленькая литая башня вмещала только голову и плечи стрелка, который также исполнял роль командира танка. Механик-водитель занимал тесную кабину в носовой части ганка. При открытом люке механика-водителя башня не могла сделать полный поворот!
На танке использовали подвеску, прежде разработанную для артиллерийского тягача "Dragon Medium" Mark IV. С каждого борта поставили по две независимо подвешенные тележки. Всего на борт приходилось восемь опорных катков малого диаметра, подрессоренных на эллиптических полурессорах. Сверху гусеница проходила через два поддерживающих катка. Ведущие колеса находились сзади, а направляющие колеса -
спереди. И ведущие, и направляющие колеса имели зубья. Благодаря зубьям направляющее колесо дополнительно натягивало гусеницу. Никакой защиты для подвески не предусматривалась, потому она была уязвима для повреждений.
Бронирование танка крепилось болтами к каркасу из угольников. Лобовая броня имела толщину 65 мм (толщина лобовой брони немецкого среднего танка PzKpfw IV ранних модификаций составляла всего 30 мм!). Двигатель - восьмицилиндрoвый, рядный карбюраторный жидкoстного охлаждения тип Ford V8 "Flathead 221" мощностью 70 л.с. Двигатель занимал пространство на корме танка, заходя под погон башни. Коробка передач "Fordson" автомобильного типа обеспечивала четыре передние и одну заднюю передачу.
Главный и бортовые фрикционы "Viсkers", уже применявшиеся на легких танках. Прототип при массе около 11 000 кг развивал скорость до 12,5 км/ч, то есть немного обгонял бегущего в атаку пехотинца. В ходе испытаний больше всего проблем вызвала ходовая часть танка, прежде всего постоянно выпадающие шкворни гусениц.
- первый прототип А11Е1 "Matilda 1" (СММ880) во время испытаний.
В апреле 1937 года ходовую часть прототипа А11Е1 модифицировали, подняв ведущее колесо на 127 мм. На задних тележках вместо катков с резиновым бандажом установили цельнометаллические катки. Планировались и другие изменения, но их начали внедрять уже в ходе серийного выпуска танка.
- модифицированный прототип А11Е1 "Matilda 1" форсирует реку во время ходовых испытаний.
Серийные танки получили модифицированные башни с двухстворчатыми люками. С направляющего колеса убрали зубья. Изменили положение поддерживающих катков, которые на прототипе составляли единый узел с колесными тележками, а на серийных машинах стояли отдельно, крепясь болтами к борту корпуса. Модифицировали смотровые щели у места механика-водителя, установили перископы. Изменили конструкцию колесных тележек, благодаря чему гусеницы отодвинулись от корпуса. Соответственно возросла колея танка. На танках первой серии прожектор стоял высоко на корпусе, у основания башни. На второй серии прожектор перенесли ниже и вперед. Серийные танки комплектовались двумя ящиками с крышками, стоявшими спереди по бортам танка.
Первый заказ на Infantry Tank Mark I A11 "MatiIda", сделанный в конце апреля 1938 года, составил 60 машин (Т3433-3492). Вскоре поступил новый заказ на еще 60 машин (Т5551-5610). В январе 1939 года фирма "Vickers-Armstrong" получила дополнительный заказ на 19 танков (Т8101-8119).
- первый серийный А11 "Матильда 1".
Проекции пехотного танка А11 "Матильда 1" с видами сбоку, сверху, спереди и сзади:
Концепция пехотного танка, небыстрого, несущего тяжелое бронирование и вооруженного пулеметом была реализована не только в Великобритании, но и в Германии. Здесь серийно выпускались танки PzKpfw I Ausf. F, имевшие лобовую броню башни и корпуса толщиной 80 мм и вооруженный только двумя пулеметами MG 34 калибра 7,92 мм.