#1 Основной боевой танк М1 "Абрамс" - история, матчасть.
Добавлено: 08 сен 2014, 22:07
Танки "Абрамс" прославились во время операции "Буря в пустыне" - после неё этим танкам западные СМИ пели чуть ли не оды. Так ли уж хорош был этот танк и откуда он вообще взялся? На эти вопросы я и попытаюсь найти ответы в процессе изучения истории и особенностей конструкции этой боевой машины.
Материалы по танку не будут копироваться из сети Интернет, хотя, возможны некоторые совпадения.... Все источники будут указаны по завершении повествования, так сказать....
Начало проектирования боевой машины нового поколения относится к 1963 году, когда между США и ФРГ было заключено соглашение о сотрудничестве в создании нового танка, получившего в США название МВТ-70 (Main Battle Tank 70) , а в ФРГ KPz70 (Kampfpanzer 70).
В течение 1964 — 1968 годов в США и ФРГ интенсивно велась разработка новых агрегатов, узлов и систем для этого танка, проводились оценка технико-экономической эффективности и исследования различных компоновочных схем. В обеих странах параллельно разрабатывались системы управления огнем (СУО), двигатели, трансмиссии, узлы ходовой части, вооружение. Фирмы "Крайслер" в США и "Краусс-Маффей" в ФРГ одновременно начали опытно-конструкторские работы по модернизации серийных танков М60А1 и "Leopard 1" (проект "Золотой Леопард").
О первом опытном образце американо-западногерманского танка стало известно в октябре 1967 года на совещании ассоциации армии США. Он был оснащен дизельным двигателем мощностью 1475 л.с. и новой гидропневматической подвеской, которая позволяла танку развивать скорость до 64 км/ч и менять клиренс, благодаря чему его высота могла быть уменьшена на 457 мм. Однако уже в том же 1967 году военное и промышленное руководство Западной Германии пришло к выводу, что совместная с США работа по танку МВТ-70 не может быть реализована в предусмотренные сроки
из-за значительных технических трудностей, связанных с доработкой таких новых узлов, как пушечно-ракетное вооружение, автомат заряжания и управляемая гидропневматическая подвеска. Вместе с тем было отмечено, что многие агрегаты и узлы, разработанные в самой Германии, были достаточно отработаны и готовы к серийному производству. Наибольшее сомнение у западногерманских специалистов вызывала возможность применения на основном танке предложенного американцами 152-мм пушечно-ракетного вооружения, предназначенного для стрельбы обычными артиллерийскими выстрелами и управляемыми снарядами "Shillelagh" ("Шиллейла"). Относительно этого высказывались разные мнения, в частности, что установка такого сложного комплекса вооружения с одной стороны приведет к снижению характеристик бронебойно-подкалиберного снаряда (БПС), являющегося основным противотанковым боеприпасом, а с другой стороны значительно усложнит подготовку наводчика и эксплуатацию танка из-за наличия сложной СУО. Не менее весомыми аргументами против МВТ-70 являлись слишком большие габариты (ширина 3,6 м) и вес (57 т), что затрудняло транспортировку танка по железным дорогам ФРГ, кроме того, мосты в Германии обладали грузоподъемностью 50 т. Существовали также проблемы технического характера: автоматический механизм заряжания западногерманского производства работал неудовлетворительно, были неполадки с двигателем, а
также проблемы взаимоувязки между узлами, изготовленными в обеих странах.
Поэтому считается, что именно ФРГ явилась инициатором пересмотра участия обеих сторон в создании МВТ-70. Вдобавок, помимо продолжения работ по поэтапной модернизации танка "Leopard 1", Германия неофициально, в тайне от США, приступила к новой самостоятельной разработке проекта национального танка с пушечным вооружением. Так как по условиям соглашения обе стороны обязались работать над конструкцией единого танка, то в целях маскировки немцы назвали свою машину "экспериментальным макетом" МВТ-70. Официально американо-западногерманская разработка танка МВТ-70 (KPz70) была прекращена 31 декабря 1969 года.
- один из первых опытных образцов германо-американского основного танка МВТ-70. Последнее фото хорошо иллюстрирует механизм регулировки клиренса танка.
Основной причиной свертывания работ согласно официальным заявлениям явилась чрезмерно высокая стоимость программы создания танка. Первоначально она составляла 138 млн. долларов, а к 1969 году — уже 303 млн. долларов. США израсходовали на разработку танка МВТ-70, включая август 1969 года, 199 млн. долларов. Когда цена разрабатываемого танка достигла 800 тыс. долларов, конгресс приостановил разработку как "слишком сложную и дорогостоящую". Однако многие специалисты в то время отмечали, что главными причинами были, как уже говорилось выше, низкая надежность многих узлов и систем.
Начиная с 1970 года в США и, уже официально, в ФРГ разработка новых танков велась самостоятельно. В ФРГ была предпринята попытка создания проекта танка с использованием наработанных технических решений, разработанных для KPz70. Главным отличием нового немецкого проекта, получившего название "Eber" (Кабан), явился возврат к классической компоновке с размещением водителя в корпусе, а не в башне со всем экипажем, как в МВТ-70. Проект был доведен только до стадии деревянного макета, так как финансирование, ввиду сильной недоработанности и сложности было закрыто. Однако работы по созданию основного боевого танка нового поколения продолжались. Разработчики "Кабана" убедили военное руководство Западной Германии, чтобы их работа в череде предложенных проектов была признана основной. За последовавшим за ней проектом закрепилось название "Kailer" (Вепрь). В 1970 году министерство обороны ФРГ приняло решение о полном объединении работ по двум программам и разработке на их основе танка "Leopard 2К" и "Леопард 2FK".
В США после завершения в 1970 году работ над МВТ-70 армия предложила военному комитету конгресса США выделить ассигнования на продолжение работ по танку нового поколения, также основываясь на МВТ-70. "Упрощенный" вариант получил индекс ХМ803. Основные усилия в этом проекте были направлены на уменьшение стоимости нового танка. Подвеска танка в целях снижения стоимости и облегчения обслуживания лишилась одного из двух гидроамортизаторов, автоматический механизм заряжания для большей его надежности был усовершенствован фирмой "Дженерал Моторс", и также для большей надежности была понижена, до 1 250 л.с, мощность двигателя, убирающаяся 20-мм пушка с дистанционным управлением, размещенная слева на башне, была снята, а взамен на тумбовом лафете установили 12,7-мм пулемет М85 с дистанционным управлением. В панорамном прицеле командира танка дневной и ночной прицелы были объединены в один, конструкция которого была упрощена, а стоимость снижена, передатчик команд для ПТУРС передвинули с левой стороны башни к маске пушки, благодаря чему башня лишилась различных выемок в ее конструкции, что в свою очередь упростило и удешевило ее изготовление. Однако несмотря на все конструктивные переделки в ноябре 1971 года, после долгих дебатов, комитет внес в конгресс предложение о прекращении финансирования работ, связанных и с проектом ХМ803, ввиду неоправданно большой сложности и высокой стоимости танка, цена изделия уменьшилась всего на 100 тыс. долларов. В конце ноября 1971 года конгресс поддержал предложение военного комитета. В то же время при обсуждении этого вопроса было признано необходимым проводить дальнейшие работы с целью замены в 80-х годах серийно выпускаемого танка М60, конструкция которого отражала достижения техники и технологии 50-х годов.
На секретном слушании в конгрессе было объявлено, что к середине 70-х годов промышленность СССР выйдет на более высокий качественный уровень. В проектировании и производстве новых танков будут применены новые технологии, что в конечном итоге может привести к отставанию США в этой области как минимум на 5 —7 лет. Делая поправки на массовый экспорт новых советских машин в те страны, которые считаются неблагонадежными, и беря во внимание то, что танк М60, принятый на вооружение в 1960 году, к указанному времени уже не в полной мере будет соответствовать условиям ведения танковой войны, конгресс США обязал военное руководство Пентагона ускорить работы, связанные с созданием новой машины.
Материалы по танку не будут копироваться из сети Интернет, хотя, возможны некоторые совпадения.... Все источники будут указаны по завершении повествования, так сказать....
С чего все начиналось?
Начало проектирования боевой машины нового поколения относится к 1963 году, когда между США и ФРГ было заключено соглашение о сотрудничестве в создании нового танка, получившего в США название МВТ-70 (Main Battle Tank 70) , а в ФРГ KPz70 (Kampfpanzer 70).
В течение 1964 — 1968 годов в США и ФРГ интенсивно велась разработка новых агрегатов, узлов и систем для этого танка, проводились оценка технико-экономической эффективности и исследования различных компоновочных схем. В обеих странах параллельно разрабатывались системы управления огнем (СУО), двигатели, трансмиссии, узлы ходовой части, вооружение. Фирмы "Крайслер" в США и "Краусс-Маффей" в ФРГ одновременно начали опытно-конструкторские работы по модернизации серийных танков М60А1 и "Leopard 1" (проект "Золотой Леопард").
О первом опытном образце американо-западногерманского танка стало известно в октябре 1967 года на совещании ассоциации армии США. Он был оснащен дизельным двигателем мощностью 1475 л.с. и новой гидропневматической подвеской, которая позволяла танку развивать скорость до 64 км/ч и менять клиренс, благодаря чему его высота могла быть уменьшена на 457 мм. Однако уже в том же 1967 году военное и промышленное руководство Западной Германии пришло к выводу, что совместная с США работа по танку МВТ-70 не может быть реализована в предусмотренные сроки
из-за значительных технических трудностей, связанных с доработкой таких новых узлов, как пушечно-ракетное вооружение, автомат заряжания и управляемая гидропневматическая подвеска. Вместе с тем было отмечено, что многие агрегаты и узлы, разработанные в самой Германии, были достаточно отработаны и готовы к серийному производству. Наибольшее сомнение у западногерманских специалистов вызывала возможность применения на основном танке предложенного американцами 152-мм пушечно-ракетного вооружения, предназначенного для стрельбы обычными артиллерийскими выстрелами и управляемыми снарядами "Shillelagh" ("Шиллейла"). Относительно этого высказывались разные мнения, в частности, что установка такого сложного комплекса вооружения с одной стороны приведет к снижению характеристик бронебойно-подкалиберного снаряда (БПС), являющегося основным противотанковым боеприпасом, а с другой стороны значительно усложнит подготовку наводчика и эксплуатацию танка из-за наличия сложной СУО. Не менее весомыми аргументами против МВТ-70 являлись слишком большие габариты (ширина 3,6 м) и вес (57 т), что затрудняло транспортировку танка по железным дорогам ФРГ, кроме того, мосты в Германии обладали грузоподъемностью 50 т. Существовали также проблемы технического характера: автоматический механизм заряжания западногерманского производства работал неудовлетворительно, были неполадки с двигателем, а
также проблемы взаимоувязки между узлами, изготовленными в обеих странах.
Поэтому считается, что именно ФРГ явилась инициатором пересмотра участия обеих сторон в создании МВТ-70. Вдобавок, помимо продолжения работ по поэтапной модернизации танка "Leopard 1", Германия неофициально, в тайне от США, приступила к новой самостоятельной разработке проекта национального танка с пушечным вооружением. Так как по условиям соглашения обе стороны обязались работать над конструкцией единого танка, то в целях маскировки немцы назвали свою машину "экспериментальным макетом" МВТ-70. Официально американо-западногерманская разработка танка МВТ-70 (KPz70) была прекращена 31 декабря 1969 года.
- один из первых опытных образцов германо-американского основного танка МВТ-70. Последнее фото хорошо иллюстрирует механизм регулировки клиренса танка.
Основной причиной свертывания работ согласно официальным заявлениям явилась чрезмерно высокая стоимость программы создания танка. Первоначально она составляла 138 млн. долларов, а к 1969 году — уже 303 млн. долларов. США израсходовали на разработку танка МВТ-70, включая август 1969 года, 199 млн. долларов. Когда цена разрабатываемого танка достигла 800 тыс. долларов, конгресс приостановил разработку как "слишком сложную и дорогостоящую". Однако многие специалисты в то время отмечали, что главными причинами были, как уже говорилось выше, низкая надежность многих узлов и систем.
Начиная с 1970 года в США и, уже официально, в ФРГ разработка новых танков велась самостоятельно. В ФРГ была предпринята попытка создания проекта танка с использованием наработанных технических решений, разработанных для KPz70. Главным отличием нового немецкого проекта, получившего название "Eber" (Кабан), явился возврат к классической компоновке с размещением водителя в корпусе, а не в башне со всем экипажем, как в МВТ-70. Проект был доведен только до стадии деревянного макета, так как финансирование, ввиду сильной недоработанности и сложности было закрыто. Однако работы по созданию основного боевого танка нового поколения продолжались. Разработчики "Кабана" убедили военное руководство Западной Германии, чтобы их работа в череде предложенных проектов была признана основной. За последовавшим за ней проектом закрепилось название "Kailer" (Вепрь). В 1970 году министерство обороны ФРГ приняло решение о полном объединении работ по двум программам и разработке на их основе танка "Leopard 2К" и "Леопард 2FK".
В США после завершения в 1970 году работ над МВТ-70 армия предложила военному комитету конгресса США выделить ассигнования на продолжение работ по танку нового поколения, также основываясь на МВТ-70. "Упрощенный" вариант получил индекс ХМ803. Основные усилия в этом проекте были направлены на уменьшение стоимости нового танка. Подвеска танка в целях снижения стоимости и облегчения обслуживания лишилась одного из двух гидроамортизаторов, автоматический механизм заряжания для большей его надежности был усовершенствован фирмой "Дженерал Моторс", и также для большей надежности была понижена, до 1 250 л.с, мощность двигателя, убирающаяся 20-мм пушка с дистанционным управлением, размещенная слева на башне, была снята, а взамен на тумбовом лафете установили 12,7-мм пулемет М85 с дистанционным управлением. В панорамном прицеле командира танка дневной и ночной прицелы были объединены в один, конструкция которого была упрощена, а стоимость снижена, передатчик команд для ПТУРС передвинули с левой стороны башни к маске пушки, благодаря чему башня лишилась различных выемок в ее конструкции, что в свою очередь упростило и удешевило ее изготовление. Однако несмотря на все конструктивные переделки в ноябре 1971 года, после долгих дебатов, комитет внес в конгресс предложение о прекращении финансирования работ, связанных и с проектом ХМ803, ввиду неоправданно большой сложности и высокой стоимости танка, цена изделия уменьшилась всего на 100 тыс. долларов. В конце ноября 1971 года конгресс поддержал предложение военного комитета. В то же время при обсуждении этого вопроса было признано необходимым проводить дальнейшие работы с целью замены в 80-х годах серийно выпускаемого танка М60, конструкция которого отражала достижения техники и технологии 50-х годов.
На секретном слушании в конгрессе было объявлено, что к середине 70-х годов промышленность СССР выйдет на более высокий качественный уровень. В проектировании и производстве новых танков будут применены новые технологии, что в конечном итоге может привести к отставанию США в этой области как минимум на 5 —7 лет. Делая поправки на массовый экспорт новых советских машин в те страны, которые считаются неблагонадежными, и беря во внимание то, что танк М60, принятый на вооружение в 1960 году, к указанному времени уже не в полной мере будет соответствовать условиям ведения танковой войны, конгресс США обязал военное руководство Пентагона ускорить работы, связанные с созданием новой машины.