Материалы по танку не будут копироваться из сети Интернет, хотя, возможны некоторые совпадения.... Все источники будут указаны по завершении повествования, так сказать....
Начало проектирования боевой машины нового поколения относится к 1963 году, когда между США и ФРГ было заключено соглашение о сотрудничестве в создании нового танка, получившего в США название МВТ-70 (Main Battle Tank 70) , а в ФРГ KPz70 (Kampfpanzer 70).
В течение 1964 — 1968 годов в США и ФРГ интенсивно велась разработка новых агрегатов, узлов и систем для этого танка, проводились оценка технико-экономической эффективности и исследования различных компоновочных схем. В обеих странах параллельно разрабатывались системы управления огнем (СУО), двигатели, трансмиссии, узлы ходовой части, вооружение. Фирмы "Крайслер" в США и "Краусс-Маффей" в ФРГ одновременно начали опытно-конструкторские работы по модернизации серийных танков М60А1 и "Leopard 1" (проект "Золотой Леопард").
О первом опытном образце американо-западногерманского танка стало известно в октябре 1967 года на совещании ассоциации армии США. Он был оснащен дизельным двигателем мощностью 1475 л.с. и новой гидропневматической подвеской, которая позволяла танку развивать скорость до 64 км/ч и менять клиренс, благодаря чему его высота могла быть уменьшена на 457 мм. Однако уже в том же 1967 году военное и промышленное руководство Западной Германии пришло к выводу, что совместная с США работа по танку МВТ-70 не может быть реализована в предусмотренные сроки
из-за значительных технических трудностей, связанных с доработкой таких новых узлов, как пушечно-ракетное вооружение, автомат заряжания и управляемая гидропневматическая подвеска. Вместе с тем было отмечено, что многие агрегаты и узлы, разработанные в самой Германии, были достаточно отработаны и готовы к серийному производству. Наибольшее сомнение у западногерманских специалистов вызывала возможность применения на основном танке предложенного американцами 152-мм пушечно-ракетного вооружения, предназначенного для стрельбы обычными артиллерийскими выстрелами и управляемыми снарядами "Shillelagh" ("Шиллейла"). Относительно этого высказывались разные мнения, в частности, что установка такого сложного комплекса вооружения с одной стороны приведет к снижению характеристик бронебойно-подкалиберного снаряда (БПС), являющегося основным противотанковым боеприпасом, а с другой стороны значительно усложнит подготовку наводчика и эксплуатацию танка из-за наличия сложной СУО. Не менее весомыми аргументами против МВТ-70 являлись слишком большие габариты (ширина 3,6 м) и вес (57 т), что затрудняло транспортировку танка по железным дорогам ФРГ, кроме того, мосты в Германии обладали грузоподъемностью 50 т. Существовали также проблемы технического характера: автоматический механизм заряжания западногерманского производства работал неудовлетворительно, были неполадки с двигателем, а
также проблемы взаимоувязки между узлами, изготовленными в обеих странах.
Поэтому считается, что именно ФРГ явилась инициатором пересмотра участия обеих сторон в создании МВТ-70. Вдобавок, помимо продолжения работ по поэтапной модернизации танка "Leopard 1", Германия неофициально, в тайне от США, приступила к новой самостоятельной разработке проекта национального танка с пушечным вооружением. Так как по условиям соглашения обе стороны обязались работать над конструкцией единого танка, то в целях маскировки немцы назвали свою машину "экспериментальным макетом" МВТ-70. Официально американо-западногерманская разработка танка МВТ-70 (KPz70) была прекращена 31 декабря 1969 года.
- один из первых опытных образцов германо-американского основного танка МВТ-70. Последнее фото хорошо иллюстрирует механизм регулировки клиренса танка.
Основной причиной свертывания работ согласно официальным заявлениям явилась чрезмерно высокая стоимость программы создания танка. Первоначально она составляла 138 млн. долларов, а к 1969 году — уже 303 млн. долларов. США израсходовали на разработку танка МВТ-70, включая август 1969 года, 199 млн. долларов. Когда цена разрабатываемого танка достигла 800 тыс. долларов, конгресс приостановил разработку как "слишком сложную и дорогостоящую". Однако многие специалисты в то время отмечали, что главными причинами были, как уже говорилось выше, низкая надежность многих узлов и систем.
Начиная с 1970 года в США и, уже официально, в ФРГ разработка новых танков велась самостоятельно. В ФРГ была предпринята попытка создания проекта танка с использованием наработанных технических решений, разработанных для KPz70. Главным отличием нового немецкого проекта, получившего название "Eber" (Кабан), явился возврат к классической компоновке с размещением водителя в корпусе, а не в башне со всем экипажем, как в МВТ-70. Проект был доведен только до стадии деревянного макета, так как финансирование, ввиду сильной недоработанности и сложности было закрыто. Однако работы по созданию основного боевого танка нового поколения продолжались. Разработчики "Кабана" убедили военное руководство Западной Германии, чтобы их работа в череде предложенных проектов была признана основной. За последовавшим за ней проектом закрепилось название "Kailer" (Вепрь). В 1970 году министерство обороны ФРГ приняло решение о полном объединении работ по двум программам и разработке на их основе танка "Leopard 2К" и "Леопард 2FK".
В США после завершения в 1970 году работ над МВТ-70 армия предложила военному комитету конгресса США выделить ассигнования на продолжение работ по танку нового поколения, также основываясь на МВТ-70. "Упрощенный" вариант получил индекс ХМ803. Основные усилия в этом проекте были направлены на уменьшение стоимости нового танка. Подвеска танка в целях снижения стоимости и облегчения обслуживания лишилась одного из двух гидроамортизаторов, автоматический механизм заряжания для большей его надежности был усовершенствован фирмой "Дженерал Моторс", и также для большей надежности была понижена, до 1 250 л.с, мощность двигателя, убирающаяся 20-мм пушка с дистанционным управлением, размещенная слева на башне, была снята, а взамен на тумбовом лафете установили 12,7-мм пулемет М85 с дистанционным управлением. В панорамном прицеле командира танка дневной и ночной прицелы были объединены в один, конструкция которого была упрощена, а стоимость снижена, передатчик команд для ПТУРС передвинули с левой стороны башни к маске пушки, благодаря чему башня лишилась различных выемок в ее конструкции, что в свою очередь упростило и удешевило ее изготовление. Однако несмотря на все конструктивные переделки в ноябре 1971 года, после долгих дебатов, комитет внес в конгресс предложение о прекращении финансирования работ, связанных и с проектом ХМ803, ввиду неоправданно большой сложности и высокой стоимости танка, цена изделия уменьшилась всего на 100 тыс. долларов. В конце ноября 1971 года конгресс поддержал предложение военного комитета. В то же время при обсуждении этого вопроса было признано необходимым проводить дальнейшие работы с целью замены в 80-х годах серийно выпускаемого танка М60, конструкция которого отражала достижения техники и технологии 50-х годов.
На секретном слушании в конгрессе было объявлено, что к середине 70-х годов промышленность СССР выйдет на более высокий качественный уровень. В проектировании и производстве новых танков будут применены новые технологии, что в конечном итоге может привести к отставанию США в этой области как минимум на 5 —7 лет. Делая поправки на массовый экспорт новых советских машин в те страны, которые считаются неблагонадежными, и беря во внимание то, что танк М60, принятый на вооружение в 1960 году, к указанному времени уже не в полной мере будет соответствовать условиям ведения танковой войны, конгресс США обязал военное руководство Пентагона ускорить работы, связанные с созданием новой машины.