История создания
Японское танкостроение начиналось со средних танков. В 1927 году арсенал в Осака ("Осака Рикугун Зохейшо") построил опытный двухбашенный танк №1 и однобашенный №2, который позже получил название "Тип 87". В 1929 году на основе английского "Виккерс Мк.С" и "Тип 87" был разработан средний танк "2589", ставший первым японским серийным танком и основной машиной танковых войск до конца 30-х годов. Впрочем, к моменту принятия на вооружение "2589" уже оказался устаревшей конструкцией, с недостаточными для среднего танка бронезащитой и подвижностью, чего не смогли исправить модернизации.
- cредний танк "Тип 94", для замены которого и создавался "Chi-Ha".
Во второй половине 30-х годов в Японии пересмотрели требования к средним танкам и приступили к разработке более маневренных образцов. В 1936 году были сформулированы тактико-технические требования к новому среднему танку. При меньших размерах, большей скорости и лучшей бронезащите, чем "2589", он должен был нести тот же комплекс вооружения — 57-мм орудие и два пулемета. В соответствии с этими требованиями изготовили два прототипа: 15-тонный "Чи-ха" ("средний третий") фирмы "Мицубиси Дзюкогё КК" и 9,8-тонный "Чи-ни" ("средний четвертый") арсенала в Осаке.
"Чи-Ни" имел экипаж три человека — командир (он же — наводчик и заряжающий) размещался в смещенной влево башне, в корпусе впереди слева сидел механик-водитель, справа — пулеметчик. Ходовая часть включала, применительно к одному борту, восемь опорных катков малого диаметра и три поддерживающих ролика. Подвеска опорных катков представляла собой как бы удвоенную подвеску легкого танка "Тип 2595", да и сам танк был скорее легким — по крайней мере, по массе он не выходил за эти рамки. Уровень защищенности повышался значительным наклоном большинства броневых листов. Двигатель мощностью 135 л.с. позволял развивать скорость до 30 км/ч, а для преодоления широких рвов сзади имелся "хвост" — наследие "2589".
Вариант "Мицубиси" отличался несколько большей подвижностью, а также числом членов экипажа — 4 человека. Схема ходовой части была выбрана не сразу. Первые проработки предполагали семь или восемь опорных катков (сплошных сдвоенных и одинарных спицованных) и четыре поддерживающих ролика на борт. Одинарные опорные катки блокировались по два в шахматном порядке и подвешивались на коленчатых рычагах, сдвоенные крепились на таких же рычагах индивидуально. Упругими элементами служили три наклонно установленные винтовые цилиндрические пружины, упиравшиеся в верхние концы коленчатых рычагов. Следующий вариант подвески включал шесть сдвоенных спицованных опорных катков, сблокированных по два в три балансирные тележки и три поддерживающих ролика на борт. Каждая тележка подрессоривалась горизонтальной винтовой пружиной по "схеме Жара". Для прототипа, представленного на окончательные испытания, была выбрана смешанная схема подвески, как бы сочетающая в себе черты описанных выше. Кроме того, в процессе работы над прототипом менялись форма рубки механика-водителя, командирской башенки, надгусеничных полок, установка сигнальных приборов, крепление ЗИП и другие элементы.
- общий вид прототипа среднего танка "Chi-Ha".