Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Броня японских самураев....

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 30 авг 2017, 17:47

Этот топик посвящается легкому японскому танку модели Тип 95 "Ха-го" - его созданию, серийному производству и боевому применению на
различных ТВД. Эта простая, местами даже примитивная машина своей надежостью снискала любовь японских танкистов и стала одним из наиболее распространенных образцов бронетанкового вооружения страны Восходящего солнца во Второй мировой войне.

История создания.


Своим рождением легкий японский танк "Ха-го" был обязан первому японскому механизированному подразделению, которое появилось в 1932 году в составе кавалерии Императорской армии. В тот период 7 легких танков Тип 92 и несколько грузовиков были организационно объединены под единым командованием, а затем включены в состав кавaлepийcкoй бригады. Во время операции Императорской армии в 1933 году во Внутренней Монголии (Маньчжурия) взвод легких танков использовался для разведывательных целей. Результаты их применения доказали преимуество механизированной кавалерии перед обычными конными частями.
После боевых операций с участием танков некоторые высокопоставленные лица Императорской армии стали осознавать необходимость принятия на вооружение бронетанковой техники в массовых количествах, так как пехота без подержки танков уже не могла решать поставленные перед ней задачи. В связи с этим в 1933 году в составе Квантунской армии было сформировано полностью механизированное по японским понятиям соединение - отдельная смешанная бригада с диcлoкaциeй в Гунчжулине. В нее вошли техника и личный состав двух по численности дивизий, на вооружении которых уже состояли не только легкие, но и средние танки "Чи-Ро" Тип 89 модификаций А и В.
Но скоро стало ясно, что средние танки были слишком тяжелы и не­достаточно маневренны для действий в горных районах, а бронемашины Тип 92 и Тип 93 "Сумида" - слишком слабо вооружены.
Высшее командование армии в тот период считало, что танки с артиллерийским вооружением во время боя могут подерживать только пехоту, а для подержки кавалерии на марше и особенно во время боя нужна колесно-гусеничная скоростная машина. Конструкторы начали проектирование, в результате которого стало ясно, что модель колесно-гусеничного танка окажется не столь перспективна, как модель гусеничного, так как колесно-гусеничный танк показывал плохие результаты испытаний по проходимости на пересеченной местности. Также стало ясно, что танк для поддержки кавалерии должен совмещать в себе небольшой вес, высокую скорость и маневренность. Все данные требования были воплощены в проекте среднего танка Тип 95 "Ха-го".
В 1933 году Центральное КБ Императорской армии Японии поручило конструкторам военного завода в Сагами спроектировать танк, способный сопровождать кавалерийские соединения.
Создателем первого опытного образца стала компания "Мицубиси" (Mitsubishi Heavy Industries). Процесс создания новой машины растянулся почти на год: с июля 1933 - по июнь 1934 года. Вес машины оказася на 500 кг больше, чем требовали военные - 7 тонн. Скорость·танка составила 40 км/ч (что всего на 3 км/ч меньше, чем у колесно-гусеничного образца), угол подъема был 30 градусов, что составляло 2/3 угла подъема колесно-гусеничной машины. Ширина преодолеваемого рва составлялa 2 метра, а запас хода - 250 км.
Ходовая часть состояла из четырех сдвоенных попарно, обрезиненных опорных катков, ведушего и направляющего колес, а также подерживающего ролика с каждой стороны.
На задней стороне башни имелся дополнительный люк, а на башенке прикреплялся прожектор. Боевой отсек над гусеницами первоначально фактически не выступал.
ИзображениеИзображение - опытный образец легкого танка Тип 95 "Ха-Го".
Оригинальной чертой для мирового, но не для японского танкостроения стала установка на танке "Ха-го" двухтактного дизельного двигателя "Мицубиси" A(N) 6120D мощностью 120 л. с. при 1 800 об/мин. Его выбор объясняется в первую очередь экономичностью, так как проблема топлива существовала в Японии и в предвоенное время, и относительно небольшими размерами. По сравнению с четырехтактным, двухтактный двигатель обещал значительное, на 50-70% увеличение мощности при равных литраже и числе оборотов. А меньшая доля тепла, отводимого в систему охлаждения, позволяла обойтись воздушным охлажением и уменьшить размеры силовой установки.
Ко времени появления танка Тип 95 в Японии достаточно продвинулись работы над двухтактными дизелями различного назначения - судовыми, танковыми. Дизель, принятый для легкого танка Тип 95, ранее уже был опробован на среднем танке Тип 98 "Оцу". Удельная мощность 16,2 л. с./т обеспечиваа танку Тип 95 неплохую подвижность. Однако двухтактные дизели требоваи особого внимания при эксплуатации, а высокая тепловая нагруженность деталей снижала их долговечность.
Изображение - поперечный разрез двухтактного дизельного двигателя "Мицубиси" A(N) 6120D.
С целью уменьшения веса опытного образца до 6,5 тонн был проведен ряд модернизаций, в результате которых скорость машины возросла до 45 км/ч. По результатам испытаний в октябре 1934 года данный танк стал полностью отвечать требованиям кавалерии, но представители пехоты, которые также намеревались использовать "Ха-го" в своих целях, заявили, что характеристики танка (37-мм орудие и 12-мм броня) недостаточны при использовании танка для обеспечения подержки пехоты на поле боя. В свою очередь, несмотря на выявленные недостатки, представители кавалерии настаивали на скорейшей замене бронеавтомобилей и легких танков Тип 92 на новые машины.
Дополнительные испытания в Северной Маньчжурии (конец 1934 - начало 1935 годов) дали основания высшему командованию требовать внести в констpyкцию "Ха-го" ряд дополнительных изменений. Однако все же данный танк был рекомендован к серийному производству, так как он являлся наиболее перспективным образцом японской бронетанковой техники для этого периода.
Изображение - легкий танк Тип 95 "Ха-Го" на дополнительных испытаниях, Япония, 30-е годы.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 01 сен 2017, 14:56

Второй опытный образец "Ха-Го"


В связи с тем, что из рaзличных родов войск стали поступать многочисленные запросы, связанные с использованием бронированной техники, верховное командование наконец осознало значение танка "Ха-го", и в июле 1935 года на заводе начали собирать второй опытный образец. К ноябрю 1935 года и этот танк был готов.
Даже при визуальном сравнении первого и второго опытных образцов можно было выявить ряд внешних различий между ними. На втором опытном образце ведущее и направляющее колеса стали литыми, с каждой стороны было по два подерживающих ролика (а не по одному, как у первой модели). Также с башни был снят прожектор. Именно эта модель (только после появления нагусеничных ниш, в результате чего корпус стал нависать над гусеницами) была принята на вооружение Императорской армии Японии. Кроме увеличения полезного объема изменилась также конструкция башни. Ее верхний люк был немного приподнят и образовывал купол наблюдательной башенки. Таким образом форма всей башни была изменена, что позволило сделать в башенке дополнительные смотровые щели.
Изображение - башня серийного танка "Ха-Го". Хорошо видно купол наблюдательной башенки.
Второй опытный образец с вышеуказанными изменениями и стал прототипом серийной модели основного легкого танка Императорской армии.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 02 сен 2017, 19:24

Серийное производство танка "Ха-Го".


Легкий танк серии "Ха-го" Тип 95 серийно производился c 1936 по 1943 годы. Однако на предприятиях компании "Mitsubishi Heavy Industries" эта модель (включая образец с 57-мм орудием большего калибра) продолжала выпускаться до 1945 года и была последней моделью японской бронетехники, находившейся в серийом производстве. Танк официально состоял на вооружении до 1943 года (а реально - до конца войны) и в дальнейшем использовался для учебных целей. Всего до 1943 года по японским данным было выпущено 2 378 танков "Ха-го".
С 1935 по 1938 год танк производился мелкими сериями: 3 штуки - в 1935, 30 - в 1936, 80 - в 1937, 53 - в 1938. 1939 год стал первым годом массового производства данной модели. Тогда на 1-м государственном армейском арсенале в Токио и Армейском арсенале в Кокуса (Kokusa) выпустили около 115 танков. Впоследствии основными производителями этих танков стали фирмы "Мицубиси Маруко" (Mitsubishi Maruko) и "Мицубиси Кавасаки" (Mitsubishi Kawasaki). Подрядчиками по производству танка "Ха-го" также являлись предприятия: "Кохобе Сейко" (Kohobe-Seiko), "Нийгататекко" (Niigatatekko), "Инeсил Аутомобил Компани" (lпеsil Аutomobile Со.), "Икегаю" (lkegai) и другие.
В процессе испытаний и до принятия на вооружение в компании "Mitsubishi Heavy lndustries" для этого танка было принято обозначение "Ха-го". В японской слоговой азбуке "Ха" означает "третий символ" или "В", а "Го" - обозначает модель.Таким образом, третья модель легкого танка Тип 95 по классификации "Мицубиси" означала, что это - третья модель танка, произведенная данной компанией (учитывая, что средний танк "Чи-ро" Тип 89А был первым, а средний танк "Чи-ро" Тип 89В - вторым).
Изображение - данные по ежегодному выпуску танков "Ха-Го".
Военные предпочитали называть этот танк "Кай-го", где "Кай" - это "девять", а "Го" - "пять". По официальной классификации Императорской армии танк назывался "Ке­го", где "Ке" - "легкий танк", а термин "Го" означает модель. Но данное наименование широко не использовалось.
С прекращением массового выпуска "Ха-го" в 1943 году вплоть до 1945 года в серийном производстве находился легкий танк огневой поддepжки Тип 4 "Ке-ну" ("легкий десятый"). Он имел ходовую часть и корпус от легкого танка "Ха-го", а башня с 57-мм орудием Тип 97 (длина ствола 18,5 калибра) была заимствована от среднего танка "Чи-ха". Эти танки выпускались опытной серией в количестве около 100 штук.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 06 сен 2017, 15:32

Описание конструкции.


Компоновка и размещение вооружения.


Танк "Ха-Го" имел схему компоновки с задним расположением двигателя и передним — агрегатов трансмиссии. Отделение управления объединялось с боевым. В нем впереди справа располагался механик-водитель, слева — пулеметчик. Командир танка размещался в одноместной поворотной башне, смещенной влево от продольной оси машины. Смещение башни освобождало пространство в корпусе для механика-водителя и уравновешивало силовую установку.
В башне устанавливалась 37-мм пушка "Тип 94" с длиной ствола 37 калибров, с клиновым затвором. Как и многие другие танковые пушки тех лет, по стволу и выстрелу она была унифицирована с противотанковой, а именно — 37-мм пушкой "Тип 94" арсенала в Осаке. Снаряд массой 0,7 кг при начальной скорости 575 м/с пробивал по нормали броню толщиной 35 мм с расстояния 300 м. Крепление пушки в маске на вертикальных и горизонтальных цапфах допускало качание относительно башни как в вертикальной, так и в горизонтальной плоскости. Грубое наведение по горизонтали осуществлялось поворотом башни, точное — доворотом пушки. Маховик механизма поворота башни располагался под левой рукой командира танка. Противооткатные устройства пушки закрывались бронекоробом. Маска пушки закрывалась рамкой, крепившейся к башне болтами.
ИзображениеИзображение - 37-мм пушка "Тип 94" (чертежи и фото с Абердинского полигона).
В корпусе, в выступающей передней рубке, крепился лобовой 6,5-мм танковый пулемет "Тип 91", созданный под патрон 6,5x51 SR на основе ручного пулемета "Тип 11". Пулемет имел автоматику, работавшую за счет отвода газов, запирание канала ствола — вертикально перемещающимся клином затвора, питание — из бункера, снаряжавшегося стандартными винтовочными обоймами. Воздушное охлаждение ствола улучшал радиатор с поперечным оребрением. Спусковой механизм, допускавший ведение только автоматического огня, имел флажковый предохранитель. Для увеличения боевой скорострельности на танковом пулемете ствол сделали быстросменным, а емкость бункера увеличили до 50 патронов. Но это не прибавляло удобства заряжания, особенно в тесном пространстве танка. Темп стрельбы составил 500 — 600 выстр./мин. При длине ствола 490 мм масса пулемета достигла 11 кг. Пулемет снабжался пистолетной рукояткой и оптическим прицелом с 5-кратным увеличением. "Тип 91" с оптическим прицелом и прикладом мог ставиться на сошку, но в качестве ручного успеха не имел из-за своей громоздкости. Установку пулемета из-за формы щита и сравнительно больших углов вертикальной и горизонтальной наводки иногда неточно называют "шаровой". На самом деле она была устроена иначе. Жестко надетая на пулемет втулка могла поворачиваться вокруг вертикальной и горизонтальной осей, а внешняя сферическая опора установки служила подвижным щитом. Опора могла занимать три фиксированных положения, за счет чего регулировались углы склонения и возвышения. Снаружи установка закрывалась накладным щитком, крепившимся к бронелисту болтами. Выступающая часть ствола защищалась бронекожухом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 08 сен 2017, 16:34

Корпус, башня, силовая установка.


Корпус танка собирался из катаных броневых листов на каркасе с помощью болтов и заклепок с пулестойкими головками. Объем подбашенной коробки был несколько увеличен с помощью конических надгусеничных ниш. Башня — цилиндрическая, клепаносварной конструкции. Дабы снизить поражение экипажа осколками брони и уменьшить травмы от ударов, с внутренней стороны корпуса крепили асбестовый "подбой". В левом борту башни и по бокам рубки пулеметчика имелись лючки для стрельбы из личного оружия со сдвижными броневыми заслонками. Выгнутая крышка люка механика-водителя откидывалась вперед-вверх - в ней прорезался смотровой лючок, который имел свою крышу. В крышке смотрового лючка и по бокам от него прорезались вертикальные и горизонтальные смотровые щели — таким образом старались сохранить обзор при колебаниях машины. Башня снабжалась куполом со смотровыми щелями и круглым двухстворчатым люком. Края крыши купола загибались вниз, прикрывая вентиляционные отверстия. Конструкция купола, как и установка пушки, напоминала несколько улучшенные элементы башни французского FT-18 "Рено". Но в целом и способ сборки корпуса, и "смотровые приборы" были анахронизмом.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции легкого танка "Ха-Го" с видами со всех сторон машины (на крайнем чертеже показан глушитель двигателя без защитного кожуха).
В задней части корпуса вдоль правого борта устанавливался двухтактный дизельный двигатель. Его выбор объяснялся экономичностью (проблема топлива оставалась для Японии острой на всем протяжении войны) и относительно небольшими размерами. По сравнению с четырехтактным, двухтактный дизель обещал значительное, на 50—70%, увеличение мощности при равных литраже и числе оборотов. А меньшая доля тепла, отводимого в систему охлаждения, позволяла обойтись воздушным охлаждением и уменьшить размеры силовой установки. Ко времени появления танка "Тип 95" в Японии достаточно продвинулись работы над двухтактными дизелями различного назначения — судовыми, танковыми. Дизель, принятый для легкого танка Тип 95, ранее уже был опробован на среднем танке Тип 89 "Оцу". Удельная мощность 16,2 л.с./т обеспечивала танку "Тип 95" неплохую подвижность. Выхлопная труба двигателя с глушителем выводилась вдоль правого борта корпуса. Слева от двигателя устанавливались топливный и масляный баки.
ИзображениеИзображение - фото "Ха-Го", находящегося в экспозиции бронетанкового музея на Абердинском полигоне. На этих фото достаточно хорошо видны особенности конструкции лобовой и кормовой частей корпуса танка.
Коленчатый вал соединялся с коробкой передач. Вращение на агрегаты трансмиссии в передней части корпуса передавалось карданным валом, проходившим по оси танка. Механизмом поворота служили бортовые фрикционы. Бортовые передачи монтировались в выступающих картерах в передней части корпуса. Для доступа к двигателю имелся люк в правом борту кормы с откидной крышкой-жалюзи. К бакам вел люк в крыше кормы корпуса слева. Для обслуживания бортовых фрикционов и передач в верхнем лобовом листе прорезались два лючка с откидными вбок крышками.
Двигатель запускася путем нажатия на рычаг "понижения давления", который находился справа от водительского сидения. Затем водитель должен был нажать на кнопку стартера, расположенную на приборной панели. После того как двигатель заводился, рычаг вновь надлежало вернуть в исходное положение.

Отделение управления и трансмиссия.


В управлении танком были задействованы как руки, так и ноги водителя. Педаль сцепления находилась под левой ногой механика-водителя, педали акселератора и тормоза находились под правой ногой. Рядом размещался рычаг ручного тормоза. Рычаги управления и кноп­
ка стартера находились на панели управления перед механиком-водителем, но правой рукой он также должен был управлять рычагом регулировки давления, который находился чуть позади сидения. Впоследствии эту рукоятку для удобства управления перенесли чуть вперед. Также на приборной панели находилиcь тахометр, датчик давления масла и спидометр. С правой стороны панели находились амперметр, тумблер включения фар, переключатель генератора, слева от водителя находилась ручка переключения передач.
Усовершенствованная трансмиссия состояла из редуктора, коробки передач (4+1), карданного вала, соединенного коническими шестернями с валами бортовых фрикционов и одностенчатых бортовых редукторов. Впоследствии в ходе эксплуатации танка "Ха-Го" данная схема былa признана достаточно надежной.
Изображение - вид на трансмиссию танка "Ха-Го" через открытые люки доступа к агрегатам.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 10 сен 2017, 22:22

Ходовая часть.


В 1932 году инженер Томио Хара изобрел систему подвески, которая затем применялась на всех японских танках, в том числе и на "Ха-Го". Подвеска состояла из сблокированных с помощью коромысла катков малого диаметра. Вершина коромысла шарнирно крепилась к балансиру, жестко связанному общей осью с рычагом, который сжимал две вставленные одна в другую спиральные пружины. Они располагались горизoнтaльнo в стальной трубе, крепившейся снаружи корпуса. Эта система была простой по устройству и в изготовлении, грубоватой, но надежной.
Ходовая часть состояла из четырех сдвoeнных попарно, сблокированных обрезиненных опорных катков диаметром 570 мм. На танке использоваась мелкозвенчатая гусеница с открытым шарниром и одним гребнем. Ширина гусеницы составляла 250 мм, шаг трака - 95 мм, число траков - 97.
Цельнометаллистическая гусеница натягивалась с помощью двух храповиков и натяжного механизма. Равномерное движение гусеницы осуществлялось двумя подержвающими роликами с каждого борта. Пepемотка гусеницы осуществлялась с помощью двух колес: расположенного сзади направляющего и ведущего колеса переднего расположения. Вынос направляющих и ведущих колес за обводы корпуса увеличивал длину опорной поверхности гусениц и проходимость танка.
ИзображениеИзображение - на этих фото отлично видны гусеницы "Ха-Го" и их траки крупным планом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 21 сен 2017, 23:46

"Маньчжурская" модификация.


В 1935 году, когда первые образцы новых танков в составе отряда смешанной механизированной бригады Квантунской армии приняли участие в учениях на территории оккупированной Маньчжурии, выяснилось, что расстояния между катками в каретке примерно соответствуют расстояниям между неровностями степной местности. Таким образом в процессе движения, каретка, наезжая на "гребень" очередного "бархана", испытывала дополнительное сопротивление и разрушалась раньше установленного срока.
В результате появилась "маньчжурская" модификация танка с усиленной ходовой частью: на треугольных баансирах между опорными катками поместили дополнительные каточки, слегка приподнятые над опорной поверхностью. Каточек принимал на себя часть нагрузки и смягчал удары. Однако данная модернизация так и не дала ожидаемых результатов, так как ходовые характеристики танка существенно не улучшились. Поэтому танки "Ха-го" данной модификации были выпущены в незначительном количестве.
ИзображениеИзображение - проекция вида сбоку и рисунок танка "Ха-Го" "маньчжурской" модификации.
ИзображениеИзображение - советские танкисты осматривают брошенный танк "Ха-Го" из состава 4-го легкотанкового полка полковника Тамады, Халхин-Гол, 1939 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 28 сен 2017, 00:09

Бронирование.


Это был первый японский танк, в котором использовалась закаенная броня. Броневые листы закреплялись в основном заклепками и болтами, а
сварка использовалась там, где это было технологически возможно.
Танки "Ха-Го" задумывались маневренными и быстроходными. Ради этого пришлось жертвовать элементами живучести, так как 6-12 мм броня была слишком тонкой и легко пробиваемой, даже несмотря на ее высокое качество. Позже на танки "Ха-Го" стали устанавливать более толстую броню.

Башня и вооружение.


Башня, слегка смещенная влево, вращалась относительно центра на 360 градусов. Вращение осуществялось вруч­ную с помощью специального плечевого упора, который находился несколько левее орудия. Башня имела неправильную геометрическую форму из-за пулемета и смотровой щели, расположенной в задней части башни.
Основным вооружением танка "Ха-Го" являлась танковая 37-мм пушка Тип 94 (длина ствола 37 калибров) с начальной скоростью снаряда 575 м/с. Снаряд массой 0,7 кг пробивал по нормали броню толщиной 35 мм с дистанции 300 метров. В 1938 году танк "Ха-Го" был перевооружен 37-мм пушкой Тип 97, которая имела меньшую дину ствола, но большую начальную скорость снаряда (675 м/с). Угол подъема и наклона пушки обеих модификаций составлял от -20°до +24°. Также орудие могло перемещаться вправо и влево на 10°, даже при неподвижной башне. Пушка была оснащена телескопическим прицелом и заряжаась вручную командиром танка. В башне была предусмотрена укладка для боекомплекта, но в некоторых танкax боекомплект располагася справа от водителя. Из-за длинного ствола визуально танк казался более мощно вооруженным, чем он был на самом деле. В тоже время, некоторые танки, производившиеся на фирме "Кохобе Сейко" (Kohobe-Seiko), вооружались 47-мм пушкой. Базовая модель танка первоначально оснащалась 6,5-мм пулеметами Тип 91 образца 1931 года.
Изображение - башня и 37-мм пушка танка "Ха-Го".
Конструктивно данный образец копировал 6,5-мм японский ручной пулемет образца 1922 года, но имел меньшую длину. Для управления огнем пулемет модернизировали - сделали под ствольной коробкой пистолетную рукоятку. Емкость оригинального магазина, снаряжаемого винтовочными обоймами, составлялa 50 патронов и почти наполовину превышала вместимость магазина ручного пулемета. Чтобы повысить эффективность пулеметного огня из танка, на оружии смонтировали оптичecкий прицел 5-кратного увеличения. Однако в ходе эксплуатации на воевавших в Маньчжурии малых танках и бронемашинах была выявлена недостаточная эффективность применяемых при стрельбе боеприпасов. Они имели слабое убойное действие и пробивную способность.
Чтобы поднять эти показатели, японцы разработали новый патрон с более тяжелой пулей - ее масса возросла до 13,1 грамма. Заряд пороха был доведен до 2,86 грамма. Также удаось незначительно повысить начаьную скорость полета пули по пробиваемости. Несколько большие размеры патронов повлияли на выбор схемы снабжения пулемета боеприпасами.
Конструкторы вновь остановились на испытанном магазинном питании. По сравнению с ранней моделью - пулеметом образца 1931 года - новый Тип 97 имел магазин на 30 патронов, то есть на 20 штук меньше. Снижение числа зарядов было шагом назад, так как не обеспечивало ведение огня в высоком темпе.
Оба пулемета были установлены отдельно от пушки: первый - справа сзади в башне, второй - в корпусе, в чуть выступающей передней рубке. Пулеметы монтировались в шаровых установках и прикрывались броневыми кожухами. Угол подъема и наклона ствола пулемета в шаровой установке составлял от -10 до +20 град. Вправо и влево пулемет поворачивася на 3 градуса. По мнению специалистов, японское автоматическое оружие развивалось под влиянием разработок чехословацких оружейников (чехословацкое оружие поставлялось в Китай армии Гоминьдана), также имевших безободковые патроны. В бою экипаж мог вести огонь из стрелкового оружия через специальные бойницы.
Вооружение танкистов иногда включало ручные гранаты. В танке, захваченном американскими войсками на Тараве, башня изнутри была
оснащена держателем для восьми ручных гранат.
ИзображениеИзображение - захваченный американскими войсками на Тиниане танк "Ха-Го".
В течение войны танки стали оснащать четырьмя гранатометами для метания дымовых зарядов Тип 99. Устанавливались они на башне, в верхней ее части. Также танк мог оснащаться и единичным подобным приспособлением, закрепляемым под углом 45 град. на башне.
Изображение - дымовые гранатометы на башне "Ха-Го".
Некоторые танки оснащались 6,5-мм зенитными пулеметами Тип 91, которые крепились правее командирской башенки на крыше башни в специаьной деревянной скобе или на металлическом кронштейне.
Как правило, японская пехота на броне танков не передвигалась. Но в конце войны, в особо жестоких контратаках танк мог нести на броне от трех до шести пехотинцев, которые держались за специальную сеть.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 03 июл 2018, 00:03

Экипаж и средства связи


Экипаж состоял из командира танка, механика-водителя и техника-стрелка. Связь с другими танками командиром танка осуществлялась с помощью флажков. Иногда отдельные танки оснащаись поручневыми радиостанциями с креплениями антенны двух типов, но в конце войны на некоторые из "Ха-го" стали устанавливать коротковолновые раиостанции со штыревой антеннoй небольшого радиуса действия. В танке была специальная переговорная труба ("танкофон"), через которую командир связывался с механиком-водителем.
ИзображениеИзображение - варианты крепления поручневой антенны на башне танка "Ха-го".
В бою командир вел огонь из орудия и из башенного пулемета. Механик-водитель был занят только управлением машины. В обязанности техника-стрелка, сидевшего слева от водителя, входило обслуживание двигателя, к тому же он мог вести огонь из второго пулемета.
Изображение - легкий танк "Ха-го" с поручневой антенной в сопровождении мотоциклистов во время учений, Маньчжурия, 1942 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 04 июл 2018, 02:04

Легкий "штурмовой" танк
"Ке-ну" Тип 4


Легкий "штурмовой" танк "Ке-ну" Тип 4, мелкосерийное производство которого началось в 1944 году, отличался от "Ха-го" двухместной башней по типу танка "Чи-ха" с установленной в ней 57-мм пушкой. В башне размещаось два человека: справа от пушки - команир, слева - заряжающий. Башня была клепаной и выполнялась с легкой конусностью и кормовой нишей. На крыше башни располагался купол (наблюдательная башенка команира) с большим двухстворчатым люком для выхода экипажа.
Установка 57-мм орудия в башне "Ке-ну" допускала его качание в горизонтаьной плоскости в пределах ± 5 градусов. Угол подъема орудия состав +21 град., снижения -9 град. Вес 57-мм снаряда составлял 2,7 кг, начальная скорость - 420 м/с. В корме башни в шаровой опоре крепился 7,7-мм пулемет.
В крышке люка командира монтировася перископическй прибор наблюдения и имелось отверстие для сигнализации флажами. В отдельных случаях на танк "Ке-ну" устанавались радиостанции с поручневой или со штыревой антенной. Зенитный пулемет монтировался на специальном кронштейне на крыше башни.
Изображение - проекции танка "Ке-ну" с поручневой антенной на башне.
Экипаж "Ке-ну" состоял из командира танка, заряжающего, механика-водителя и техника-стрелка по образцу "Чи-ха" или из трех человек по образцу "Ха-го". Их обязанности соответствовали обязанностям экипажа "Ха-го" за исключением того, что 57-мм орудие и 7,7-мм пулемет в башне обслуживали командир или заряжающий.
ИзображениеИзображение - проекции танка "Ке-ну" Тип 4.
Изображение - разоруженные американцами танки "Ке-ну" и "Ха-го", Япония, 1946 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 05 июл 2018, 23:58

Опытные конструкции
на базе танка "Ха-го"


Легкий танк-амфибия
"Ка-хо" Тип 99


Согласно документам, этот танк был произведен в 1939 году на военном заводе в Сагами. Данная модель оказалась не очень удачной, поэтому так и осталась на стадии экспериментального образца.
В докладе об испытаниях этого танка указываось, что модернизации была подвергнуа базовая модель Тип 95 "Ха-го" путем установки на ней специальных поплавков, дополнительного внешнего двигателя и некоторого другого специального оборудования.
Продолговатые поплавки придавали танку весьма неуклюжий вид. Они, установленные по периметру танка, были эффективны только при
незначительном волнении. Наводное управление осущесвлялось с помощью двух двигателей, хотя управляемость танка была также весьма
ограниченна. Предполагалось, что управлять этими двигателями, укрепленными на тыльном поплавке, будет человек, лежащий на крыше машинного отделения.

Легкий танк "Ке-ри" Тип 3


Данный образец был разработан в 1942 году с целью увеличения огневой мощи обычного линейного танка. Базовой моделью для модернизации стал танк "Ха-го" Тип 95, на котором было установлено танковое орудие калибра 57-мм Тип 97 взамен 37-мм пушки Тип 94 (или Тип 97).
Башня была идентична башне танка "Ха-го" Тип 95, но благодаря новой артсистеме рабочий объем внутреннего пространства башни еще более сократился, что затрудняло для командира танка выполнение его обязанностей. Поэтому он так и остался на стадии экспериментального образца. Таким образом, эта модель отличалась от базового образца лишь пушкой, то есть его можно считать одной из разновидностей легкого танка "Ха-го" Тип 95.
Изображение - так выглядел легкий танк огневой поддержки "Ке-ри" Тип 3.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 09 июл 2018, 00:13

Экспериментальная 120-мм гаубица
"Хо-то" Тип 5


Данный образец был разработан в 1945 году c использованием ходовой части танка "Ха-го" и 120-мм гаубицы Тип 38. Артсистема устанавливалась в открытой сверху и сзади клепано-сварной рубке (толщина броневых листов рубки 8 мм), размещенной вместо башни в средней части корпуса. Базовое танковое шасси изменений не претерпело. Теснота боевого отделения, затруднявшая работу расчета, и производственные трудности не позволили довести опытный образец до массовой серии.

Экспериментальная противотанковая
САУ "Хо-ру" Тип 5


В 1945 году на военном арсенале в Сагами на шасси "Ха-го" была создана, но не пошла в серию 47-мм противотанковая САУ Тип 5 "Хо­-ру". Пушка крепилась за наклонным лобовым листом открытой сзади рубки. Начальная скорость 1,7-кг снаряда составляла 820 м/с.
Ходовая часть этой САУ несколько отличалась от ходовой части танка "Ха-го" - ведущее колесо переднего расположения обеспечивало зацепление за гребни гусеницы по типу советского танка Т-34. Ширина гусеницы была увеличена до 350 мм.
Изображение - противотанковая 47-мм САУ "Хо-ру" тип 5.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 10 июл 2018, 21:42

"Ха-го" с башней танка
Тип 98 "Ке-ни"


В 1938 году фирма "Хино Дзидоша Когио" разработала скоростной легкий танк "Ке-ни", который с 1942 года находился в мелкосерийном производстве. Коническая двухместная башня от этого танка впоследствии применялась на плавающем танке Тип 2 "Ка-ми", а также устанавливалась на легкий танк "Ха­-го". В данной башне устанавливалась 37-мм пушка Тип 100 (длина ствола 45,9 калибра, начальная скорость снаряда - до 700 м/с), а справа от нее - пулемет. Бронебойный снаряд пушки при начальной скорости 675 м/с пробивал на дистанции 500 м броню толщиной 25 мм. Купола у башни не было.
Но образец не пошел в серийное производство, так как ощутимых преимуществ перед обычным танком "Ха-го" у этой машины не было.
Изображение - "Ха-го" с башней от танка Тип 98 "Ке-ни" (общий вид).

Артиллерийский транспортер "Со-то"


На основе "Ха-го" в 1940 году был выпущен бронированный транспортер для 37-мм противотанковой пушки Тип 94. Ходовую часть изменили для увеличения длины опорной поверхности: на каждый борт добавили один задний опорный каток с полуэллиптической рессорой, а направляющее колесо опустили на землю.
Пушка на собственном колесном лафете крепилась открыто позади двухместной бронерубки. Носители "Со-то" ("транспортер седьмой") вооружили лобовым 7,7-мм пулеметом. Было сделано несколько экземпляров этой машины.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 21 июл 2018, 01:06

Танки "Ха-го" в бою


Японские бронетанковые силы в 30-е годы


Легкий танк Тип 95 "Ха-го" и модификации на его базе являлись "рабочей лошадкой" японских бронетанковых сил. Эти боевые машины активно использовались на всех ТВД, где воевали японские войска: в Маньчжурии, в Центральном Китае и Бирме, на островах Тихого океана.
Первые танки "Ха-го" в 1935 году поступили на вооружение 4-го танкового полка смешанной механизированной бригады Квантунской армии, размещенной в Гунчулине. В феврале 1935 года одна из танковых рот механизированной бригады в составе 10 танков "Чи-ро" Тип 89, одного легкого танка Тип 95 "Ха-го" и трех танкеток "Те-Ке" Тип 94 получила приказ провести испытания танков на возможность ведения боевых дейcтвий в условиях зимы. Танки в сопровождении двух пехотных рот на 60 грузовиках, артиллерийского дивизиона в составе 4 тягачей с 75-мм орудиями и саперного взвода на 5 машинах выдвинулись для марша в горы Хингана. При температуре -25 градусов Цельсия и покрове снега в 20 см колонне предстояло пройти 250 км. Однако на полпути марш был прерван из-за сломавшейся техники и обмороженных экипажей. Всей колонной удалось пройти 100 км, а из имеющихся танков только 2 завершили 250-километровый марш. Результаты данного испытания повлияли на мнение руководства Квантунской армии по использованию бронетанковых войск в зимних условиях. Было решено, что танки и их экипажи не приспособлены к действиям в зимних условиях, поэтому пока дооборудование танков и подготовка экипажей не будут завершены, следует перебросить имеющиеся бронетанковые силы в Центральный Китай.
В 1937 году подразделения смешанной механизированной бригады вели боевые действия вблизи китайского города Таурана (Tauran). Каким-то особенным образом танки "Ха-го" себя в тот период не проявили, так как китайская бронетанковая техника была малочисленна и, главное, китайские командиры не умели ее грамотно использовать. Оценивая вопрос с другой стороны, необходимо заметить, что наличие танков Тип 95 в войсках исчислялось десятками.
До 1939 года основными боевыми танками японской императорской армии являлись средний Тип 89 "Чи­-ро" и легкие Тип 94 "Те-Ке".
Изображение - легкий танк "Ха-го" во время зимних учений в Маньчжурии, начало 40-х годов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5535
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2006
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1157 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#15 Японский легкий танк Type 95 "Ha-Go" - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 22 июл 2018, 22:35

Халхин-Гол - первое серьезное испытание огнем


Впервые серьезный противник у Квантунской армии появился в 1939 году, когда в районе реки Халхин-Гол (Номонган) японцы столкнулись с советскими войсками.
В начале июля 1939 года к месту конфликта подтянули механизированную бригаду под командованием генерал-лейтенанта Ясуоки (Yasuoka) в составе 3-го и 4-го танковых полков. 4-й полк под командованием полковника Тамады (Таmada) имел в своем составе 35 легких танков Тип 95 "Ха-го", организованных в 3 линейные и одну резервную роты, 8 устаревших танков Тип 89 "Чи-ро" и 3 легких танкетки Тип 94 "Те-Ке".
Вечером 2 июля 1939 года японские танки пошли в настуление. Основную роль в атаке отводили 3-му танковому полку, а 4-й танковый полк должен был его поддержать. Кстати, наступали японские танковые части без подержки пехоты, руководствуясь туманными инструкциями вышестоящего штаба "найти хорошую возможность для разгрома противника". Советская оборона на участке атаки была очаговой, поэтому японцам удалось прорвать её со сравнительно малыми потерями.
Однако на этом успехи японских бронетанковых сил закончились, через несколько часов советской артиллерией был полностью разгромлен 3-й танковый полк. 22 танка (21 Тип 89 "Оцу" и 1 Тип 97 "Чи-ха"), 7 танкеток и бронеавтомобилей были уничтожены. Погиб и его командир.
Таким образом, в бесплодных ночных маневрах и боях 2-3 июля 1939 года было потеряно не менее 40 японских танков, в том числе несколько "Ха-го". Символом боевых действий японских бронетанковых войск в районе Халхин-Гола стал брошенный в неразберихе Тип 95 "Ха-го" лейтенанта Ито из 4-го танкового полка, снимки которого появились впоследствии во всех советских газетах.
ИзображениеИзображение - cоветские танкисты внимательно изучают брошенный танк "Ха-го" лейтенанта Ито. Машина была "маньчжурской" модификации и принадлежала 4-му танковому полку полковника Тамады.
Боевые действия в районе Номонгана привели к реорганизации командованием Квантунской армии своих танковых войск. Результатом этого стало расформирование в 1940 году механизированной смешанной бригады. На ее месте из числа личного состава и техники бригады были сформированы 2 танковые группы. 1-я танковая группа была придана 3-й армии в Дуннине и получила задачу по обороне района между Тихим океаном и озером Ханка.
2-я танковая группа вошла в состав 5-й армии на севере от озера Ханка, выполняя задачу по обороне левого берега озера. По организационно-штатной структуре в состав 1-й танковой группы входили 3, 5-й и 9-й танковые полки, а в состав 2-й танковой группы - 4, 10-й и 11-й полки. На вооружении данных танковых групп находились легкие танки Тип 95 "Ха-го" и средние танки Тип 89 "Чи-ро".
В танковых грyппax также имелась штатная колонна снабжения со 142 грузовыми и 6 ремонтными машинами с прицепами. Вместе с формированием танковых групп некоторое количество пехотных дивизий Квантунской армии переводило свои кавалерийские, разведывательные части и подразделения в механизированные.
Эти пехотные дивизии в основном входили в состав 3, 5-й и 20-й армий, которые получили приказ на оборону районов к северу и югу от озера Ханка. В состав пехотных и механизированных разведывательных частей входил батальон в составе двух танковых и одной мотопехотной роты. На вооружении двух рот состояли танки Тип 95, в каждой танковой роте было 10 танков, для штаба батальона использовались 3 танка, таким образом, всего - 23 танка. Численность мотопехотной роты составляла 120 человек личного состава, размещенного для передвижения на 15 грузовых машинах - это была остальная часть батальона.
Основная задача танковой группы заключалась в том, чтобы во взаимодействии с пехотой прорвать передний край обороны противника (ранее подавленный артиллерийским огнем и/или атакой пехотных подразделений) или атаковать слабые участки переднего края обороны противника с целью сковать его действия до подхода пехоты. Несмотря на уроки "Номонганского сражения", танковая доктрина японцев придавала особое значение наступательным действиям и игнорировала оборонительный аспект боевых действий. С увеличением численности танковых войск командование Квантунской армии учредилo танковое училище в Гунчжулине. Все офицеры, рядовые и сержанты из различных танковых частей и подразделений изучали тактику ведения боевых действий (на танках) и проходили специальную подготовку.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Японская бронетанковая техника Второй мировой (1937-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость