различных ТВД. Эта простая, местами даже примитивная машина своей надежостью снискала любовь японских танкистов и стала одним из наиболее распространенных образцов бронетанкового вооружения страны Восходящего солнца во Второй мировой войне.
Своим рождением легкий японский танк "Ха-го" был обязан первому японскому механизированному подразделению, которое появилось в 1932 году в составе кавалерии Императорской армии. В тот период 7 легких танков Тип 92 и несколько грузовиков были организационно объединены под единым командованием, а затем включены в состав кавaлepийcкoй бригады. Во время операции Императорской армии в 1933 году во Внутренней Монголии (Маньчжурия) взвод легких танков использовался для разведывательных целей. Результаты их применения доказали преимуество механизированной кавалерии перед обычными конными частями.
После боевых операций с участием танков некоторые высокопоставленные лица Императорской армии стали осознавать необходимость принятия на вооружение бронетанковой техники в массовых количествах, так как пехота без подержки танков уже не могла решать поставленные перед ней задачи. В связи с этим в 1933 году в составе Квантунской армии было сформировано полностью механизированное по японским понятиям соединение - отдельная смешанная бригада с диcлoкaциeй в Гунчжулине. В нее вошли техника и личный состав двух по численности дивизий, на вооружении которых уже состояли не только легкие, но и средние танки "Чи-Ро" Тип 89 модификаций А и В.
Но скоро стало ясно, что средние танки были слишком тяжелы и недостаточно маневренны для действий в горных районах, а бронемашины Тип 92 и Тип 93 "Сумида" - слишком слабо вооружены.
Высшее командование армии в тот период считало, что танки с артиллерийским вооружением во время боя могут подерживать только пехоту, а для подержки кавалерии на марше и особенно во время боя нужна колесно-гусеничная скоростная машина. Конструкторы начали проектирование, в результате которого стало ясно, что модель колесно-гусеничного танка окажется не столь перспективна, как модель гусеничного, так как колесно-гусеничный танк показывал плохие результаты испытаний по проходимости на пересеченной местности. Также стало ясно, что танк для поддержки кавалерии должен совмещать в себе небольшой вес, высокую скорость и маневренность. Все данные требования были воплощены в проекте среднего танка Тип 95 "Ха-го".
В 1933 году Центральное КБ Императорской армии Японии поручило конструкторам военного завода в Сагами спроектировать танк, способный сопровождать кавалерийские соединения.
Создателем первого опытного образца стала компания "Мицубиси" (Mitsubishi Heavy Industries). Процесс создания новой машины растянулся почти на год: с июля 1933 - по июнь 1934 года. Вес машины оказася на 500 кг больше, чем требовали военные - 7 тонн. Скорость·танка составила 40 км/ч (что всего на 3 км/ч меньше, чем у колесно-гусеничного образца), угол подъема был 30 градусов, что составляло 2/3 угла подъема колесно-гусеничной машины. Ширина преодолеваемого рва составлялa 2 метра, а запас хода - 250 км.
Ходовая часть состояла из четырех сдвоенных попарно, обрезиненных опорных катков, ведушего и направляющего колес, а также подерживающего ролика с каждой стороны.
На задней стороне башни имелся дополнительный люк, а на башенке прикреплялся прожектор. Боевой отсек над гусеницами первоначально фактически не выступал.
- опытный образец легкого танка Тип 95 "Ха-Го".
Оригинальной чертой для мирового, но не для японского танкостроения стала установка на танке "Ха-го" двухтактного дизельного двигателя "Мицубиси" A(N) 6120D мощностью 120 л. с. при 1 800 об/мин. Его выбор объясняется в первую очередь экономичностью, так как проблема топлива существовала в Японии и в предвоенное время, и относительно небольшими размерами. По сравнению с четырехтактным, двухтактный двигатель обещал значительное, на 50-70% увеличение мощности при равных литраже и числе оборотов. А меньшая доля тепла, отводимого в систему охлаждения, позволяла обойтись воздушным охлажением и уменьшить размеры силовой установки.
Ко времени появления танка Тип 95 в Японии достаточно продвинулись работы над двухтактными дизелями различного назначения - судовыми, танковыми. Дизель, принятый для легкого танка Тип 95, ранее уже был опробован на среднем танке Тип 98 "Оцу". Удельная мощность 16,2 л. с./т обеспечиваа танку Тип 95 неплохую подвижность. Однако двухтактные дизели требоваи особого внимания при эксплуатации, а высокая тепловая нагруженность деталей снижала их долговечность.
- поперечный разрез двухтактного дизельного двигателя "Мицубиси" A(N) 6120D.
С целью уменьшения веса опытного образца до 6,5 тонн был проведен ряд модернизаций, в результате которых скорость машины возросла до 45 км/ч. По результатам испытаний в октябре 1934 года данный танк стал полностью отвечать требованиям кавалерии, но представители пехоты, которые также намеревались использовать "Ха-го" в своих целях, заявили, что характеристики танка (37-мм орудие и 12-мм броня) недостаточны при использовании танка для обеспечения подержки пехоты на поле боя. В свою очередь, несмотря на выявленные недостатки, представители кавалерии настаивали на скорейшей замене бронеавтомобилей и легких танков Тип 92 на новые машины.
Дополнительные испытания в Северной Маньчжурии (конец 1934 - начало 1935 годов) дали основания высшему командованию требовать внести в констpyкцию "Ха-го" ряд дополнительных изменений. Однако все же данный танк был рекомендован к серийному производству, так как он являлся наиболее перспективным образцом японской бронетанковой техники для этого периода.
- легкий танк Тип 95 "Ха-Го" на дополнительных испытаниях, Япония, 30-е годы.