________________________________________________________________________________________________________
Проектирование и испытания прототипов.
Приказ о создании нового бронеавтомобиля, призванного заменить машины на базе шасси GS, поступил из Министерства вооружений 5 августа 1941 года. Тактико-технические требования предусматривали способность машины действовать в экстремальных условиях Сахары: именно для Североафриканского театра в первую очередь и создавался новый броневик. Чтобы увеличить запас хода, машину планировалось оснастить дизелем воздушного охлаждения мощностью более 200 л.с. Особое внимание планировалось уделить вентиляции боевого отделения.
Создание нового бронеавтомобиля поручили фирме "Bussing-NAG". Башню для бронеавтомобиля создавали сразу две фирмы: "Daimler-Benz AG" и "Friedrich Schichau". Чешская фирма "Tatra" получила заказ спроектировать 12-цилиндровый дизель объемом 14 800 см3 и мощностью 210 л.с. при 2 200 об/мин. Масса двигателя не должна была превышать 700 кг.
Первые два прототипа представили Министерству вооружений в конце 1941 года. На фирме "Bussing-NAG" прототипу присвоили заводское обозначение — ARK (Achtradkraftwagen — восьмиколесный автомобиль). После коротких испытаний представители армии потребовали доработать дизель "Tatra 103". Замечания военных касались прежде всего систем охлаждения и питания двигателя. Кроме того, по мнению военных, дизель при работе издавал слишком громкий шум, что быстро утомляло экипаж. Чтобы снизить уровень шума,требовалось кардинальным образом переработать систему выхлопа.
Всеобъемлющие испытания начались 8 июня 1942 года, а уже в июле машину признали завершенной. Тем не менее во
прос о производстве бронеавтомобиля пока не ставился, так как всю вторую половину 1942 года фирма "Tatra" доводила до ума свой дизель, стараясь приспособить его для эксплуатации в условиях пустыни. Однако обстоятельства сложились так, что работы эти завершить не удалось. А сами машины ARK, создававшиеся прежде всего для германского Африканского корпуса, так никогда в Северную Африку и не попали. Остатки немецкой армии в Тунисе капитулировали в мае 1943 года, еще до начала серийного выпуска нового бронеавтомобиля.
Доводка ARK затянулась. В это время приоритетом пользовались танки и самоходные орудия, а для работы над бронеавтомобилями не оставалось ни времени, ни средств. В результате до 1943 года немцы продолжали выпускать устаревшие Sd.Kfz.231 (8-Rad), поскольку заменить их было нечем.
Лишь весной ситуация изменилась. В марте генерал-инспектор Панцерваффе Гейнц Гудериан вручил Гитлеру донесе
ние, в котором, среди прочего, было сказано: "Если, я надеюсь, мы в 1944 году снова сможем проводить широкомасштабные операции, нам потребуется наладить эффективную разведку. Для этой цели нам нужен разведывательный бронеавтомобиль с большой скоростью (60 — 70 км/ч), имеющий толстую броню и хорошее вооружение. В настоящее время мы не выпускаем подобную технику. Прошу обсудить эту проблему с министром Шпеером и как-либо ее решить".
Серийное производство.
Вскоре началась подготовка к серийному производству нового бронеавтомобиля. Окончательная сборка осуществлялась заводом фирмы "Bussing-NAG" в Лейпциге. Корпуса поставляла фирма "Deusche Edelstahlwerke", изготовившая первые три корпуса в мае 1943 года. Новый бронеавтомобиль получил длинное название — "schwerer Panzerspahwagen Sd.Kfz. 234 mit ARK Fahrgestell". Первоначально планировалось выпускать ежемесячно 30 машин.
Но очень скоро планы пересмотрели в сторону увеличения — до 80 единиц. Существенно возрос и общий план выпуска: с 500 до 1 500 бронеавтомобилей Sd.Kfz. 234.
- тяжелый бронеавтомобиль Sd.Kfz.234/1 ранних серий.