Немецкие противотанковые САУ "Hornisse" & "Nashorn"...

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Немецкие противотанковые САУ "Hornisse" & "Nashorn"...

Сообщение Scharnhorst » 03 авг 2013, 01:35

Данный топик посвящается истории немецких противотанковых самоходных установок (САУ) "Hornisse" и "Nashorn".
Источники информации обязательно будут указаны по окончании описания истории, матчасти и боевого пути этих грозных САУ, созданных немецкими конструкторами на базе средних танков Pz.III для борьбы с нашими грозными КВ и Т-34.
Итак, начнем....

Причины появления на свет....


После вторжения на территорию Советского Союза и столкновения танковых частей Вермахта с отечественными Т-34 и КВ даже самым оптимистично настроенным германcким руководителям стало ясно, что материальная часть непобедимых доселе Панцерваффе значительно уступает новым советским танкам. Порой грубо сработанная, но имеющая мощное вооружение и бронезащиту, оснащенная несравненным дизелем В-2, советская современная бронетехника в 1941 году "царила" на поле боя. Когда последние надежды на блицкриг рассеялись, немецкие инженеры взялись за работу, спешно доводя до серийного производства перспективные опытные машины.
Разработка новых тяжелых и средних германских танков задерживаась, а ведь еще требовалось запустить совершенно оригинальные конструкции в серийное производство. К тому же было очевидно, что суперсовременные "Тигры" и "Пантеры" станут действительно массовыми в войсках еще не скоро. Само собой напрашивалось следующее
техническое решение - использовать гусеничные базы широко распространенных в немецкой армии танков для установки на них мощных артсистем, способных решать многообразные тактические задачи.
Таким образом, германские войска получили целое семейство различных САУ, относившихся к "классу полевых систем на подвижном лафете". Подобная техника характеризовалась размещением орудий в полуоткрытой рубке, броня которой защищала расчет САУ только от пуль и осколков. По описанной схеме была скомпонована и построена противотанковая артиллерийская установка, получившая впоследствии индекс Sd.Кfz.164.

Проектирование.


Гусеничная база (унифицирован­ный самоходный лафет) новой САУ была разработана в 1942 году на фирме "Дойче Айзенверке" с использованием стандартных узлов ходовых частей широко распространенных в войсках танков Pz.Kpf.III и Pz. Kpf. IV. Данное шасси под названием "Geschutzwagen III/IV" задумывалась как многоцелевая база для целого семейства САУ: противотанковых, зенитных, артиллерийских установок огневой поддержки и т.д. Особенностью этой конструкции являлось размещение двигателя и трансмиссии в передней части корпуса в непосредственной близости от ведущего колеса. Боевое отделение смещалось к корме и было очень просторным, что в свою очередь позволяло разместить в рубке артсистему достаточно крупного калибра, в том числе и мощную противотанковую пушку. Однако и последнюю тоже пришлось проектировать заново.

Орудие для противотанковой самоходки.


В середине июня 1942 года по личному указанию Гитлера управление вооружений санкционировало разработку 88-мм артсистемы с такими же баллистическими характepиcтиками, как и у зенитного орудия Flak 41. Согласно техническому заданию новая пушка должна была пробивать броню толщиной 160 мм на дистанции 1 000 м при угле встречи снаряда с броней в 30 градусов. Контракты на разработку двух различных вариантов такого орудия были заключены с фирмами "Рейнметалл-Борзиг" (разработчик 88-мм артсистемы типа Flak 41) и "Крупп" (разработчик 88-мм танковой пушки KwK 41).
Уже через месяц: 23-25 июля 1942 года предложения вышеупомянутых компаний по созданию 88-мм противотанковой пушки обсуждались на совещании в присутствии Адольфа Гитлера и рейсхминистра вооружений Шпеера. В процессе докладов и завязавшейся затем дискуссии выяснилось, что на разработку и испытания прототипов артсистемы по­
требуется не менее полугода. Поэтому серийное производство новой 88-мм противотанковой пушки Pak 43 возможно было развернуть не ранее весны 1943 года.
К 12 мая 1943 года планировалось изготовить, выбрав для принятия на вооружение один из двух образцов, от 300 до 500 орудий в трех вариантах: буксируемой артсистемы на крестообразном лафете с двумя двухколесными ходами
(ввиду загруженности компании "Рейнметалл-Борзиг" другими заказaми разработка этой версии артсистемы в конце 1942 года была передана фирме "Весерхютте"), буксируемой артсистемы с использованием лафета от опытной
105-мм пушки К 41 с колесами от 150-мм тяжелой гаубицы sFH 18 (на эту конструкцию предполагалось наложить 88-мм ствол Pak 43) компании "Рейнметалл-Борзиг", а также в виде самоходно-артиллерийского орудия.
Но реализация проекта стала затягиваться, так как оба могущественных конкурсанта - корпорации "Крупп" и "Рейнметалл-Борзиг" - имели собственные взгляды на стандapтизaцию боеприпасов к новой артсистеме. Уже через два дня после очередного совещания (от 28 июня 1942 года), 30 июня директор Шпильфогель из компании "Рейнметалл-Борзиг" написал в адрес 4-го отдела управления вооружений следующие слова, связанные с характеристиками боеприпасов к новой пушке:
"Настоятельно необходимо, как можно скорее определить внутренние размеры орудия. В настоящий момент мы проводим испытания новой артсистемы со своим боеприпасом Flak 41 Patrone для оценки возможностей ресурса ствола.
Мы считаем, что боеприпас Flak 42 Patrone фирмы "Крупп" не пригоден для разрабатываемой конструкции. По имеющейся у нас информации снаряд Flak 41 Patrone разрабатывался для 88-мм артсистемы с длиной ствола в 71 калибр. В силу того, что до конца года удастся изготовить совсем немного таких орудий, есть ли смысл делать боеприпас к подобным артснарядам типовым по данному проекту? Оба снаряда имеют одинаковую длину, но отличаются по своему диаметру: 117 мм - у Flak 41 Раtronе и 132-мм - у Flak 42 Patrone. Большая по размерам гильза
последнего боеприпаса соответственно вмещает больше пороха, однако достигнутая таким образом большая энергия заряда не компенcиpyeт снижения ресурса ствола.
К тому же, боеприпасы с гильзой большего диаметра непригодны для использования на роликовых направляющих зенитных орудий, в то время как принято решение об установке 88-мм длинноствольных зенитных артсистем. В этом случае имеет смысл стандартизировать боеприпасы, так как для зенитных орудий, скорее всего будут выбраны снаряды
Flak 41 Patrone.
В целях стандартизации боеприпасов мы (компания "Рейнметалл­-Борзиг") использовали идентичные казенные части на артсистемах Le FH 43 и 88-мм Pak 43 с электрическим или механическим спусковым устройством. Однако в случае использования снаряда Flak 41 Patrone использовать данную казенную часть не представляется возможным".
Однако 5 сентября 1942 года новым единым боеприпасом для всех вариантов артсистемы Pak 43 стал снаряд фирмы "Крупп" с гильзой увеличенного диаметра. Скорее всего, причиной подобного решения стали не подковерные интриги лоббистов и чиновников из министерства вооружений, а желание иметь на вооружении перспекивную артсистему, способную уничтожать не только имеющуюся бронетехнику противника, но и новейшие, планируемые к производству образцы. В подобных условиях корпорация "Рейнметалл-Борзиг" и без того загруженная заказами, уже не могла быстро адаптировать существующую зенитку Flak 41 к новым требованиям и вышла из работ по этой конструкции. Заказ на 88-мм противотанковую артсистему на крестообразном лафете передали на фирму "Вессерхютте", однако компании "Крупп" и "Рейнметалл-Борзиг" продолжали оставаться крупнейшими подрядчиками этого проекта.
По технологическим соображениям ствол орудия при массе в 1 500 кг было решено сделать составным из двух частей. Длина ствола от среза дульного тормоза до казенной части пушки Pak 43 была чуть короче, чем у артсистемы KwK 43 и, конечно, уступала по длине зенитной Flak 41.
3530 - сравнительные схематические рисунки орудий Pak 43 и Pak 43-41.
На очередном совещании в миниcтepcтвe вооружений 11 сентября 1942 года вновь обсуждались технологические вопросы производства новой противотанковой артсистемы. Выполняя указания фюрера, тогда решили, что к 12 мая 1943 года следует выпустить 500 противотанковых орудий Pak 43.
В связи с задержкой производства 88-мм противотанковой пушки Pak 43 на крестообразном лафете и передаче этого проекта на фирму "Весерхютте", командование Вермахта поручило компании "Рейнметалл-Борзиг" срочно принять меры к обеспечению войск артсистемами подобного класса, которые были чрезвычайно необходимы для готовившейся летней кампании на советско-германском фронте.
Как уже говорилось, для ускорения работ фирма использовала лафет от своей опытной 105-мм пушки К 41 с колесами от 150-мм тяжелой гаубицы типа sFH 18, наложив на нее ствол Pak 43. В результате появилась новая противотанковая артсистема, получившая обозначение Pak 43/41.
Благодаря наличию раздвижных станин пушка имела угол горизонтального обстрела в 56 градусов. Для защиты
расчета от пуль и осколков снарядов Pak 43/41 оснащалась щитом, закреп­ленном на верхнем станке. Масса орудия была хоть и меньше, чем у Pak 43 - 4 380 кг, но все же не настолько, чтобы его можно было передвигать на поле боя силами расчета. Баллистика и используемые боеприпасы Pak 43/41 были такими же, как у Pak 43.
35313532 - первое фото: противотанковое орудие Pak 43/41, Восточный фронт, весна 1944 года. На втором фото расчет противотанковой пушки Pak 43/41 изо всех сил пытается сдвинуть орудие вручную - фото отлично иллюстрирует основной недостаток артсистемы - её огромный вес. facepalm:
На совещании 11 сентября также были распределены задачи подрядчиков для производства первой серии противотанковых орудий Pak 43/41 из 500 единиц. Комплект чертежей новой артсистемы фирме "Рейнметалл-Борзиг" следовало подготовить к 31 октября 1942 года. Комплектующие для изготовления 500 лафетов также поставлялись с одного из заво­дов корпорации "Рейнметал-Борзиг" из Дюссельдорфа, а компания "Хеншель" должна была осуществлять окончательную сборку орудий, исходя из плана - по 50 артсистем ежемесячно.
Однако серийный выпуск буксируемой Pak 43/41 несмотря на "весь гений" германской кооперации задерживался, а тем временем немецкие конструкторы довольно оперативно разрабатывали для 88-мм противотанковой пушки самоходное гусеничное шасси.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Немецкие противотанковые САУ "Hornisse" & "Nashorn"...

Сообщение Scharnhorst » 04 авг 2013, 19:32

Самоходная артсистема для Вермахта.


Первые идеи создать для Pak 43 самоходный «гусеничный носитель» были высказаны на совещании в управлении вооружений еще 28 июля 1942 года. Так как проектирование полностью оригинальной конструкции заняло бы много времени, во время дискуссии была выдвинута идея о возможности скорейшей разработки некоего промежуточного образца, использующего агрегаты уже серийно выпускающихся машин, который можно было бы запустить в производство в начале 1943 года. Контракт на проектирование подобной конструкции был заключен с фирмой "Алкетт-Борзигвальде", которая в свою очередь воспользовалась вышеупомянутыми разработками компании "Дойче Айзенверке" по изготовлению унифицированного самоходного лафета из стандapтныx узлов ходовых частей танков Рz.Kрf.III и Рz.Kрf. IV. Опытный образец должен был быть представлен к 20 декабря 1942 года.
2 октября 1942 года на одном из совещаний с участием Гитлера и рейхсминистра вооружений Шпеера был рассмотрен уже готовый проект шасси от фирмы "Алкетт-Борзигвальде", получивший в германских документах традиционно длинное название Zwischen loesung Se lbstfahrlafette. Фюрер, вдохновленный быстрым проектированием конструкции строил планы, что к 12 мая 1943 года промышленность выйдет на темп производства в 100 самоходок ежемесячно.
По требованию управления вооружений компания "Алкетт-Борзигвальде" разработала корпус той же ширины, что и бронекорпус танка Рz.крf.III (то есть шире, чем у танка Pz.Kpf. IV). Агрегаты и компоненты новой САУ, включая трансмиссию, дифференциалы и ведущие колеса, были также взяты от танка Рz.крf.III. Двигатель, его система охлаждения, глушитель, радиаторы - от среднего танка Pz.Kpf. IV Ausf.F. Элементы ходовой части - опорные и поддерживающие катки, ленивцы, траки гусениц были также заимствованы от "четверки".
Двигатель "Майбах" в модификации HL 120 TRМ (12-цилиндровый с рабочим объемом 11 867 см3, V-образный с развалом цилиндров в 60 градусов, карбюраторный, четырехтактный, мощностью 300 л.с. при 3 000 об/мин.) был установлен в центральной части корпуса, а "настил" над ним максимально усилили для того, чтобы разместить артсистему вблизи центра тяжести САУ.
Однако в связи с новым целевым назначением проектируемой самоходной установки некоторые агрегаты пришлось спроектировать заново. Все конструктивные отличия были описаны в руководстве по эксплуатации САУ (документ 653/42), главные из них представлены ниже.

Особенности конструкции САУ.


Воздуховод (Kuehlluftfuehrung): воздух для охлаждения двигателя поступает через заборное окно в левом борту корпуса и, минуя радиатор (охлаждения), расположенный наклонно с левой стороны двигателя, и собственно двигатель, выводится через отверстие в правом борту. Подача воздуха осуществлялась двумя вентиляторами, находившимися с правой стороны двигателя. Регулировка отверстия воздухопритока осуществлялась механиком-водителем САУ.
Инерционный стартер (Schwungkraftanlasser), который монтировался слева от двигателя и был связан с валом посредством устройства (Andrehklaue), установленного на задней стенке противопожарной перегородки. Инерционный стартер служил для пуска двигателя машины в аварийных ситуациях и приводился в действие мускульной силой экипажа посредством кикстартера, размещенного в боевом отделении.
Топливо (топливо - этилированный бензин с октановым числом не ниже 74) хранилось в двух баках суммарной емкостью 600 л. Баки были расположены под днищем боевого отделения, а их (баков) заливочные горловины выходили внутрь боевого отделения таким образом, что дозаправку можно было осуществлять даже под огнем противника. Также на днище корпуса имелись специальные сливные отверстия, "выводящие" разлитое в случае аварийных ситуаций топливо из корпуса самоходной установки. Подобные устройства закрывались только при форсировании САУ водных преград вброд.
Охлаждающее устройство водонагревателя модели "Fuchs" (Kueblwasserheizegerat Fauart Fuchs) было установлено по левому борту корпуса.
Оригинальной являлась брониpoвкa рубки и орудийного щита, толщина бронелистов которых в бортах и корме составляла лишь 10 мм, что давало экипажу САУ защиту только от обычных, но не бронебойных пуль и мелких осколков. Изначально все листы рубки планировалось делать толщиной 20 мм по бортам и в корме, а 50 мм в лобовой части - из стали марки "SM-Stabl". Однако в целях экономии массы закаленные бронелисты толщиной 30 мм использовались только в лобовой части корпуса.
В рубке самоходного орудия вместе с верхней частью лафета была смонтирована 88-мм артсистема Panzejаеgегkаnоnе 43/1 с длиной ствола в 71 калибр (8,8 см Pak 43/1 - L/71).
Она, как говорилось выше, была конструктивно идентична буксируемой 88-мм противотанковой пушке Pak 43/41. Но форма орудийного щита выполнялась скругленной, чтобы обеспечить поворот артсистемы внутри рубки. Рекуператор (Рекуперация - возвращение, обратное получение энергии, расходуемой при технологических процессах) был смонтиpoван над стволом орудия, а накатник - ниже орудийного ствола. По бокам пушки расположили контрбалансировочные цилиндры. Сектор наведения артсистемы в вертикальной плоскости состав от -5 до +20 градусов. Сектор наведения по горизонту определялся в 30 градусов: по +15 градусов в каждую сторону.
Также, уже в 1944 - 1945 годах на описываемые самоходные орудия устанавливались 88-мм стволы не от Pak 43/41, а от противотанковой пушки Pak 43 на крестообразном лафете производства фирмы "Весерхютте". Но подобных образцов было относительно немного - около 100.

Таким образом, в кратчайшие сроки с широким использованием серийных танковых агрегатов был создан истребитель танков, пожалуй впервые (вместе с "Фердинандом") для германского танкостроения оснащенный длинноствольной 88-мм артсистемой - с длиной ствола в 71 калибр. Эта машина была способна с расстояния более 2,5 км поражать все средние и тяжелые советские и англо-американские танки, но из-за открытой и легкобронированной рубки она была достаточно уязвима в ближнем бою, да и на средних дистанциях отечественные "тридцатьчетверки" и КВ оставляли подобной конструкции мало шансов. Все-таки надо признать - такое самоходное орудие являлось неким "эрзацем", способным успешно действовать лишь с сильно удаленных засадных позиций. А по настоящему эффективный истребитель танков, как выяснилось позднее, должен иметь не только мощное вооружение, но и быть хорошо бронированным, а также иметь низкий силуэт, затрудняющий поражение подобной боевой машины. Последними двумя достоинствами это самоходное орудие не обладало.
Как бы то ни было, максимально унифицированную со средними танками Рz.крf.III и Рz.крf. IV самоходную установку решили без промедления запускать в серийное производство.
35333534 - первые готовые САУ на заводском дворе (подписаны как "Nashorn", но на фото ранние САУ - стало быть "Hornisse" - Админ).
Первое наименование "Hornisse" (в переводе с нем. - шершень) было присвоено самоходному орудию 21 января 1943 года. Вообще за всю историю серийного производства с 1943 по 1945 годы наименование САУ меняли неоднократно. Видимо это происходило из-за некоего несоответствия конструкции и тактического назначения боевой машины. Так, по существующей в Вермахте классификации она относилась к кассу противотанковых самоходно-артиллерийских установок. Но по бронированию, размещению вооруения и общей компоновке это самоходное орудие, по мнению автора, было ближе к классу "полевых систем на подвижном лафете". Единый индекс, полученный для нового самоходного орудия - Sd.Кfz. 164, был присвоен САУ 30 января 1943 года и не менялся на протяжении всей войны. Новое устрашающее название "Nashorn" (в переводе с нем. - носорог) было окончательно присвоено самоходному орудию только 30 сентября 1944 года. Причины подобного переименования не очень понятны, но именно последнее название осталось в памяти ветеранов войны, а также военных историков и приобрело некое ценностное звучание, связанное именно с этой конструкцией германского танкостроения. "Носороги" наиболее интенсивно поступали в войска в течение 1943 и первой половины 1944 года, пока их не сменила специальная 88-мм противотанковая САУ "Ягпантера", а также новые танки-истребители Pz.IV/L70 (А) и Pz.IV/L70(V).
35353536 - захваченный советскими войсками "Насхорн" и ранний "Насхорн"("Хорнисс") на марше - хорошо видны особенности конструкции САУ.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Немецкие противотанковые САУ "Hornisse" & "Nashorn"...

Сообщение Scharnhorst » 14 авг 2013, 17:36

Оптическое и радиооборудование САУ.


На самоходных орудия первой серии (50 единиц) было два прицела: более старый Zieleinrichtung 34 с прицелом Zieleroh 3х8 для стрельбы прямой наводкой противотанковыми боеприпасами и Zieleinrchtung 34 - с Rundbickerohr 32 и 36 для "перекидной" стрельбы осколочно­-фугасными боеприпасами с закрытых огневых позиций. Ось прицела ZF 3х8 находилась на 532 мм левее и на 265 мм выше оси ствола орудия. Для прицела типа Zieleinrichtng 34 в орудийном щите было сделано отверстие, закрываемое откидной заслонкой.
3581- общий вид прицелов орудия Pak 43/41.
35823583 - наводчик самоходки в момент юстировки прицелов перед боем.
В апреле 1943 года на САУ (с 51-й машины) стали монтировать универсальную прицельную систему, состоящую из системы Zieleinrichtung 37/43 с перископом Sf. ZFla, и пригодную как для стрельбы прямой наводкой, так и для "перекидной" стрельбы с закрытых позиций. Больше изменений в оптическом оборудовании до окончания серийного производства самоходной установки не было.
Средства связи были типовыми для Панцерваффе. Все самоходные орудия оснащались радиостанцией FuG 5 с передатчиком типа "С" мощностью 10 Вт и приемником FuG 2 (тип "Е", которые работали в УКВ диапазоне 27-33 МГц. Радиус действия подобной радиостанции составлял 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом. Командирские САУ уровня командира батареи оснащались радиостанцией FuG 8, состоявшей из 30 Вт передатчика и приемника типа "С". Радиостанция работала в диапазоне 0,83 - 3,24 МГц и имела радиус действия 80 км (ключ). Длина штыревых антенн для подобных радиостанций (FuG 5 и FuG 8) составляла 2 метра.
Антенный ввод для двухметровой антенны радиостанции FuG 5 находился в передней правой (по ходу) части машины и место его не менялось за весь период серийного производства самоходного орудия.
А вот командирские машины, оснащенные радиостанцией FuG 8, в зависимости от времени выпуска имели антенный ввод в разных местах: в правом верхнем заднем углу рубки - на ранних машинах, в передней правой части рубки - на самоходных орудиях поздних серий выпуска. Также каждая машина была оборудована системой внутренней связи.
Кроме средств радиосвязи самоходные орудия оснащались спецкомплектом сигнальных флажков и ракетницами "Вальтер" LP или LP 42 калибра 27 мм.

Боекомплект.


В боекомплект 88-мм орудия Pak 43/1 входили боеприпасы четырех разновидностей: бронебойные - 8,8 см Pz.Gr.Patr. 39 массой 10,2 кг с начальной скоростью 1 000 м/с; 8,8 см Pz.Gr.Patr.40/43W массой 7,3 кг с начальной скоростью 1 140 м/с; осколочно-фугасный 8,8 см Spreng Granate массой 9,4 кг с начальной скоростью 700 м/с, а также кумулятивный 8,8 см Granate HL массой 7,62 кг с начальной скоростью 600 м/с.
В двух боеукладках, размещенных по бортам боевого отделения, было уложено 16 снарядов (по 8 боеприпасов в каждой боеукладке). На полу боевого отделения была возможность разместить еще 24 снаряда. Всего 40 артвыстрелов.
Кроме 88-мм пушки, для обороны в ближнем бою в самоходке на специальном кронштейне находился пулемет MG-34 (боекомплект 600 патронов), а в распоряжении экипажа имелись два 9-мм пистолета-­пулемета МР-40 (боекомплект 384 патрона).
3584 - схема боевого отделения САУ "Хорниссе" - показаны приборы наведения орудия и кругового обзора, а также размещение экипажа внутри рубки САУ.
35853586 - заряжающий извлекает выстрел из бортовой боеукладки САУ и схема размещения боеприпасов, радиостанции и оборудования в рубке САУ.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Немецкие противотанковые САУ "Hornisse" & "Nashorn"...

Сообщение Scharnhorst » 04 авг 2017, 18:20

Изменения в конструкции узлов САУ в процессе серийного производства.


Серийное производство самоходнoгo орудия Sd.Кz.164 осуществлялось с 1943 по 1945 годы. Говорить о каких-то специальных модификацияx САУ было бы некорректно, но по мере выпуска самоходок этого типа в их конструкцию постоянно вносились усовершенствования, которые необходимо упомянуть.
В феврале 1943 года рекуператор от повреждений стал прикрывать специальный закругенный бронещиток.
В марте 1943 года конфигуративно был изменен бронеколпак вентилятopa (увеличен диаметр отверстия под вентилятор). Тогда же переместили крепления буксирного троса на лобовом листе корпуса, а для коушей (буксирного троса) добавили U-образные захваты. В этом же месяце на САУ "Шершень" вместо литых ведуших колес (с восемью круглыми отверстиями) от танка Pz.Kpf. III Ausf.E начали ставить ведущие колеса боевой машины другой модификации - Рz.крf.III Ausf.H.
Изображение - внешний вид САУ "Насхорн", выпускавшейся с мая по август 1943 года.
Начиная с апреля 1943 года конструкторы отказались от монтажа "внешнего" глушителя, а на его месте к корпусу стали приваривать устройства для крепления двух запасных опорных катков, раньше размещавшихся на передней части внешней поверхности рубки.
В июле 1943 года перестали устанавливать вторую фару со светомаскирующей крышкой (имеется ввиду фара на правом крыле). Однако бронированная защита для электропроводки правой фары сохранялась на корпусах машин, построенных ранее августа 1943 года. Также в
этом месяце передний кронштейн­-держатель ствола орудия подвергли модернизации - теперь он мог управлятьcя дистанционно и изнутри машины. Ранее эту конструкцию можно было развернуть или сложить только вручную, что во время боя подвергало экипаж САУ беспрецедентной опасности. Самоходчики выходили из положения просто, дорабатывая или демонтируя неудачную систему, тем более, что в рубке САУ имелся второй фиксатор орудия. С внедрением переднего кронштейна-держателя новой конструкции фиксатор артсистемы в рубке самоходного орудия более не устанавливался.
Кроме перечисленных изменений в мае 1943 года конструкторы увеличили толщину бронещита пушки с 10 до 15 мм, а над цилиндром рекуператора появилась "скоба-петля", дополнительно скрепляющая хлипкие щиты бронезащиты пушки.
ИзображениеИзображениеИзображение - особенности конструкции САУ, выпускавшихся с августа 1943 года.

Трансмиссия.


Трансмиссия, также заимствованная от танка Pz.Kpf.III, состояла из карданной передачи, главного фрикциoнa, коробки передач, механизмов поворота и бортовых передач. На самоходных орудиях первых выпусков устанавливалась десятискоростная безвальная механическая коробка передач и работающим в масле многодисковым главным фрикционом с преселекторным пневмогидравлическим управлением и гидравлическим приводом тормозов.
На десятискоростной коробке передач "Varioreх" SRG 328-145 устанавливася селектор преселекторной (предварительно избранной) настройки переключающего механизма на нужную передачу. Переключение передач соответственно выполненной настройке производилось пневматически. При этом выбор передач и их переключение происходило в разное время.
Выбор передачи осуществлялся рычажком селекора, находившемся справа от механика-водителя на коробке передач. При изменении положения рычажка новая передача не включалась, открывались лишь те или иные клапаны пневматиеской системы - таким образом подготавивалось вкючение выбранной передачи. В нужный момент механик-водитель вкючал передачу, нажимая на педаль.
Кроме десяти передач вперед, коробка с пневмогидравлическм преселекторным управлением имела четыре передачи назад. Перекючение с переднего хода на задний и вкючение нейтрального положения производиось рычагом реверса. Для выравнивания угловых скоростей шестерен в коробке были предусмотрены два центральных синронных затвора.
При применении механического управления главный фрикцион включался обычным способом - педалью, соединенной тягой с выжижной муфтой, а передачи - с помощью кулисы при выключенном главном фрикционе.
На самоходных орудиях, пошедших в серию с марта 1943 года, взамен десятискоростных устанавливались шестискоростные механические коробки передач типа "Майбах" SSG 77.
Крутящий момент от коробк передач передавался бортовым передачам с помощью правого и левого одностуенчатых планетарных механизмов, смонтированных в один агрегат.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Немецкие противотанковые САУ "Hornisse" & "Nashorn"...

Сообщение Scharnhorst » 01 апр 2022, 00:57

Изменения, внесенные весной-осенью 1943 года


Начиная с апреля 1943 года конструкторы отказались от монтажа "внешнего" глушителя, а на его месте к корпусу стали приваривать устройства для крепления двух запасных опорных катков, раньше размещавшихся на передней части внешней поверхности рубки.
В июле 1943 года перестали устанавливать вторую фару со светомаскирующей крышкой (имеется ввиду фара на правом крыле). Однако бронированная защита для электропроводки правой фары сохранялось на корпусах машин, построенных ранее августа 1943 года. Также в этом месяце передний кронштейн­-держатель ствола орудия подвергли модернизации - теперь он мог упра­вляTьcя дистанционно и изнутри машины. Ранее эту конструкцию можно было развернуть или сложить только вручную, что во время боя подвергало экипаж САУ беспрецедентной опасности. Самоходчики выходили из положения просто, дорабатывая или демонтируя неудачную систему, тем более, что в рубке САУ имелся второй фиксатор орудия. С внедрением переднего кронштейна-держателя новой конструкции фиксатор артсистемы в рубке самоходного орудия более не устанавливался.
Кроме вышеперечисленных изменений в мае 1943 года конструкторы увеличили толщину бронещита пушки с 10 до 15 мм, а над цилиндром рекуператора появилась "скоба-петля" дополнительно скрепляющая хлипкие щиты бронезащиты пушки.
Следующий этап модернизации наступил в августе 1943 года. Во-первых, в производство пошли цельные бронещиты, прикрывающие переднюю часть орудия. Подобное изменение было связано с оптическими прицелами, устанавливавшимися на САУ Sd.Кfz. 164 различных серий.
Первые 50 самоходных орудий комплектовались двумя прицелами (Zieleinrichtung 43 SVo с Zielfemrohr 3х8 для ведения огня прямой наводкой и Ziеlеiriсhtuпg 34 с Rundlickferrohr 32 или 36 для "перекидной" стрельбы по закрытым позициям). Еще в апреле 1943 года, начиная с 51-й самоходки, на 88-мм артсистему стали устанавливать прицел Zieleinrichtung 37 с перископом Sf.ZFla. Это была универсальная конструкция, способная обеспечивать прицельный огонь как прямой наводкой, так и по закрытым позициям. Поэтому вырез в левой части орудийного щита отныне стал ненужным, однако в производственном заделе уже находилось значительное количество щитов с отверстиями под "лишний" прицел. Подобные "проемы" пришлось заваривать заглушкaми. И только в августе прошлые запасы закончились, а в производство пошли бронещиты, не имевшие отверстий под "дополнительный" прицел.
Изображение - прицел "Zieleinrichtung" 37 с перископом Sf.ZFla и другие элементы интерьера боевой рубки.
Также в августе несколько правее были сдвинуты крепления для буксирного троса и коушей САУ.
Далее изменений почти не проводилось. Только в конце 1943 года были внедрены штампованные колпаки втулок опорны катков, а в 1944 году - колпаки диаметром 230 мм также для втулок опорных катков.
Также все корпуса истребителей танков Sd.Кz. 164 "Хорниссе" были изготовлены фирмой "Витковицер Бергбау унд Эйзенхюпен" до конца 1943 года. Не исключено, что некоторые производственные модернизации и доработки, не внедренные в конструкцию корпусов "Шершеней" и "Носорогов" были реализованы на выпускавшихся паралельно корпусах для 150-мм САУ "Хуммель" (например, переход c четырех на три поддерживающих ролика или расширение отсека для механика-водителя на всю ширину корпуса). Также следует не забывать о различных войсковых модернизациях.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Немецкие противотанковые САУ "Hornisse" & "Nashorn"...

Сообщение Scharnhorst » 12 апр 2022, 22:35

Ходовая часть


Ходовая часть САУ применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных обрезиненных опорных катков диаметром 470 мм, сблокированных попарно в четыре баланcиpныe тележки, подвешенные на четвертьэллиптическ листовых рессорах, четырех обрезиненных подерживающих катков.
Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца с 21 зубом каждый. Зацепление цевочное.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из марганцевой стали. На самоходных орудиях Sd.Кz. 164 использовалось несколько типов траков:
- с развитыми грунтозацепами "Winterketten" (введены зимой 1942-1943 года) ;
- стандартные 400-мм траки "Einheitsketten" (введены летом 1943 года) ;
- "Gleitschutzpikeln" ("шевроны"), которые стали наваривать на внешние поверхности траков с конца 1943 года);
- широкие траки "Ostketten" (стали появляться на советско-германском фронте с июня 1944 года).
ИзображениеИзображение - ленивец и варианты 400-мм траков самоходного орудия "Nashorn", на фото - левый борт и ходовая часть САУ.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкая бронетанковая техника Второй мировой (1939-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость