История создания
Уже в начале войны немецкая армия предприняла определенные шаги по созданию самоходных истребителей танков, предназначенных для борьбы с бронетехникой противника. Главной причиной, побудившей немцев обзавестись истребителями танков, была неспособность немецких танков эффективно бороться с танками противника.
Уже 3 августа 1942 года департамент вооружений (Heeres Waffen Amt) выдал техническое задание на истребитель танков на базе шасси нового танка VK 30.02(MAN), который позднее получил известность как "Пантера". Новый истребитель танков (который первое время считали штурмовым орудием) предполагали вооружить 88-мм пушкой. Дополнительное вооружение составляли 7,92-мм пулемет MG 42 и личное оружие экипажа: два пистолета-пулемета MP 40 калибра 9 мм.
Лафет для пушки разрабатывали на эссенском заводе "Krupp AG". В качестве эксперимента 88-мм пушку смонтировали на шасси танка Pz.Kpfw IV, поскольку шасси "Пантеры" еще не было готово. Изготовитель "Пантер", фирма MAN сообщила о том, что первые шасси нового танка будут отгружены не ранее января 1943 года. Поэтому осенью работы шли с использованием макетов в натуральную величину и в масштабе 1:10. Толщина лобовой брони должна была быть 80 мм, а бортовой - 50 мм.
Серийный выпуск истребителей танков планировали начать летом 1943 года. В октябре 1942 года министр Альберт Шпеер приказал подготовить выпуск новых машин и на фирме "Daimler-Benz". Этим планировалось упростить производственный цикл и навести порядок в отношениях между поставщиками. Работы фирмы "Krupp" над истребителем танков завершились созданием деревянного макета, который продемонстрировали представителю Департамента вооружений 16 ноября 1942 года.
5 января 1943 года были уточнены тактико-технические характеристики машины. Фирма "Daimler-Benz" получила приказ довести толщину лобовой брони до 100 мм, а толщину бортов - до 60 мм. Лобовую бронеплиту следовало расположить под углом 55 градусов. Крыша рубки, днище и корма должны были иметь толщину 30 мм. Маска пушки легко снималась, чтобы открыть доступ к коробке передач и рулевому управлению, размещенному в передней части корпуса. Место механика-водителя предполагалось оснастить двумя перископами, объективы которых защищали вкладки из бронестекла. В бортах надстройки предусматривались бойницы, позволявшие вести огонь из ручного стрелкового оружия изнутри боевого отделения.
Создание "Ягдпантеры" не обошлось без того, чтобы фюрер не высказал свое "авторитетное" мнение. 6 марта Гитлер приказал предусмотреть возможность устанавливать на машине орудийную шаровую маску типа "Porsche". Кроме того, именно по настоянию фюрера толщину лобовой и бортовой брони рубки увеличили до 100 и 60 мм, соответственно. Наконец, по настоянию фюрера предусматривалось использовать для выпуска "Ягдпантер" шасси не обычных "Пантер", а новых "Пантер II".
4 мая 1943 года проект снова пересмотрели. Вместо еще совершенно сырого шасси "Пантеры II" решили вернуть уже более-менее доведенное до ума шасси "Пантеры". Фирма "Daimler-Benz" получила заказ рассмотреть возможность перенести все новые наработки на шасси "Пантеры". Одновременно был окончательно утвержден список подрядчиков.
Департамент вооружений определил, что фирма "Daimler-Benz" целиком сосредоточится на выпуске танков "Пантера", а заказ на выпуск "Ягдпантер" разместили на фирме MIAG ("Muehlenbau und Industrie A.G.") в Брауншвейге.
Первое время сильное влияние на проектные работы оказывала "артиллерийская" концепция машины (которую изначально отклассифицировали в штурмовые орудия). В частности, на истребитель танков планировали установить радиостанции FuG 15 и FuG 16, обычные для артиллерийских, а не для танковых частей.
В сентябре 1943 года собрали первую рубку. В соответствии с техническим заданием от 1 мая 1943 года, толщина лобовой брони составляла 80 мм, бортов и нижней части лобовой брони 50 мм, бортов и кормы корпуса 40 мм, крыши надстройки 30 мм. Но и в таком варианте рубка оказалась слишком тяжелой, поэтому толщину крыши пришлось уменьшить до 25 мм. Изменилась и конструкция лафета. Вместо планировавшегося сектора обстрела 14 градусов влево и вправо, лафет обеспечивал только 12 градусов.
В середине июня 1943 года на фирме "Daimler-Benz" построили полномасштабную модель "Ягдпантеры", которую отправили на MIAG для создания шаблонов и лекал. 20 октября 1943 года модель вместе с другими новыми образцами бронетехники продемонстрировали фюреру на полигоне в Арисе (Ожише).
9 июля 1943 года WaPruef 6 выдал техническое задание на вооружение "Ягдпантеры". Главное вооружение - пушка 8,8 сm Рак 43L/71 калибра 88-мм, боекомплект 50 выстрелов. Дополнительное вооружение составляли гранатомет Nahvertiganswaffе (30 выстрелов), пулeмет МG 42 (600 патронов) и четыре пиcтолета-пулемета МР 38/40 (760 патрoнов). Пушка оснащалась прицелом Sfl ZF 1а. Численность экипажа увеличилась до шести человек за счет стрелка-радиста, который одновременно обслуживал радиостанцию и пулемет МG 42.
В октябре 1943 года, еще до начала серийного выпуска истребитель танков был модифицирован. Причиной модификации стал опыт, полученный в ходе битвы на Курской Дуге. Выявилась необходимость усилить защиту машины от пехоты противника. С этой целью "Ягдпантеру" оснастили курсовым пулеметом, смонтированным в шаровой установке справа от пушки. До этого огонь из пулемета предполагалось вести через бойницу в лобовой броне, как это имело место у первых "Пантер".
Боекомплект увеличили с 50 до 60 выстрелов, а численность экипажа сократили до 5 человек за счет одного заряжающего. Соответственно, число перископов в крыше рубки сократили с пяти до четырех, причем два перископа вращались, а два фиксированы.
Первый прототип V 101 был готов к испытаниям в октябре 1943 года. Второй прототип - V 102 - завершили 17 ноября 1943 года. 16 декабря 1943 года V 102 продемонстрировали Гитлеру на полигоне в Арисе.
- один из двух прототипов "ЯгдПантеры". В отличие от серийных машин, на прототипах установили двойной перископ механика-водителя, что и позволяет отличить прототипы от серийных САУ.