Новый танк для родной армии
После того, как CKD отправила в Иран все заказанные танки TNH, в Тегеран отослали и прототип TNH, предназначенный для танковой школы. В результате у CKD не осталось ни одного экземпляра танка, который можно было бы продемонстрировать заказчикам. Поэтому было решено за свой счет построить новый прототип, в конструкции которого следовало учесть весь опыт, полученный при работе с Ираном. Чтобы сэкономить, вместо брони прототип обшили мягкой сталью, той же толщины. Но даже в таком варианте, танк обошелся фирме в 1 020 000 крон, то есть на 25% дороже серийного TNH.
В конце 1937 года новый прототип, получивший обозначение
TNH-S, участвовал в пробеге протяженностью 550 км. Внешне TNH-S мало отличался от предшественника. Главной особенностью нового танка был форсированный двигатель "Praga" TNHPS мощностью 88 кВт (лицензионный "Scania-Vabis" 1664) и коробка передач "Praga-Wilson". Компания также восстановила старый прототип P-II-R, оснастив и его новым двигателем и коробкой передач. В январе 1938 года оба танка доставили в Миловицы для сравнительных испытаний. Новый TNH-S (иногда обозначаемый TNH-P) с регистрационным номером Р-10074 прибыл на полигон 18 января, а шестью днями позже там оказался и старый P-II-R (Р-10071). Новый прототип вместо вооружения нес балластный груз массой 380 кг, размещенный на днище. Боеготовая масса без экипажа составила 8 480 кг.
На полигон в Миловицах также прибыл отряд испытателей из Вьшкова. За ходом испытаний наблюдал штаб-капитан Штефан Чани - один из самых опытных чешских танкистов. Поскольку чешские танкисты участвовали в испытаниях иранского TNH, новый танк был им во многом знаком. Сразу по прибытии, начались ходовые испытания TNH-S. Каждую неделю с понедельника по пятницу танк проходил ежедневно по 160-210 км. Танк показал превосходные ходовые качества. На его обслуживание в день уходило не более часа. Конструктивные недостатки не превышали разумного предела.
31 марта 1938 года танк, прошедший более 5 000 км, вернулся на завод "Prague-Liben". Там с танка сняли башню и временно оснастили его башней от танка LT vz.35 с 37-мм пушкой "Skoda" А7. Эта пушка представляла собой дальнейшее развитие пушки А4 Beta. В десятых числах апреля танк снова вернули на завод, где в его конструкцию внесли необходимые изменения. Прежде всего, лобовую броню в районе места
механика-водителя передвинули вперед на 100 мм, чтобы удобнее разместить курсовой пулемет. Так лобовая броня получила некоторый излом.
Над местом радиста врезали двухстворчатый люк. Толщину лобовой брони в нижней части корпуса увеличили с 10 до 25 мм. Поскольку коробка передач "Praga-Wilson" сильно перегревалась, её оснастили отдельным масляным радиатором. Емкость топливных баков увеличили с 1 80 до 210 л.
Соответственно возрос запас хода с 160 до 210 км, Чтобы улучшить ходовые качества переднюю пару опорных катков сместили вперед на 40 мм, а заднюю пару сдвинули назад на 100 мм. Эти и другие изменения в конструкцию танка внесли в период с 9 по 24 апреля.
Танк в новой светло-серой окраске снова направили в Миловицы. Спустя пять дней танк вернули на СКD, где машина получила характерную башню с 25-мм лобовой броней. Вскоре танк получил новую 37-мм пушку А7, после чего своим ходом машина отправилась в Словакию на
полигон в Глбока. На протяжении недели там шли сравнительные испытания пушек А7 и А8 (пушка А8 представляла собой вариант пушки А7, но по своим характеристикам уступала пушке UV wz.34). Пушка, установленная на открытом лафете, могла производить по 23 выстрела в минуту.
Скорострельность танкового варианта пушки не превышала 7 выстрелов в минуту. Боекомплект танка составлял 78 выстрелов. Начальная скорость бронебойного снаряда 741 м/с, а начальная скорость фугасного снаряда 704 м/с. Обе пушки показали себя хорошо, но пушку А8 на вооружение не приняли из-за ее более высокой цены и худших качеств. Было изготовлено только 10 пушек А8. Ими вооружили танки Т-II, проданные Болгарии в 1941 году.
После испытаний с Глбока, танк TNH-S отправили в Пльзень, где он участвовал в стрельбах на полигоне "Шкода" в Болевце. За три дня испытании, имевших место в середине мая, танк выпустил 470 снарядов. Наконец, 1 июля в 9:00 начались приемные испытания танка на полигоне в Кие, в районе Праги. Среди тридцати офицеров приемной комиссии присутствовали генералы Воженилек и Нетик, начальники 1-го и 2-го департаментов Министерства обороны, представители генштаба, Военного Института Техники и Аэронавтики, командование 1-го танкового полка и отряда испытателей. Прежде всего, комиссию ознакомили с результатами предварительных испытаний.
Комиссия единогласно решила рекомендовать принять танк TNH-S на вооружение под обозначением Lehky Tank vz.38 (легкий танк образца 1938 года) - LT vz.38.
Одновременно с танком на вооружение приняли новую танковую пушку, которой присвоили обозначение "3,7 cm kanon UV vz.38". Лейтенант Коларж, лично отвечавший за состояние танка в период испытаний, последним поставил свою подпись под актом о приемке.
- опытный образец LT vz.38 во время испытаний на полигоне в Глбока.
Затем танк вернули на CKD, где его полностью разобрали, чтобы проверить степень износа после 7 740-километрового пробега. 11 июля
комиссия измерила износ, который оказался на удивление небольшим. Это только увеличило авторитет CKD, как производителя танков. Тем не менее, приемная комиссия пожелала, чтобы конструкция танка была упрощена и приспособлена для серийного выпуска.
Танк LT vz.38 был принят на вооружение секретным постановлением c.j.4574 Taj.-hl.st.73.odd от 31 августа 1938 года за подписью начальника генштаба, генерала армии Людвига Крейчи.
Было решено немедленно начать выпуск танка LТ vz.38, поскольку в случае мобилизации чехословацкая армия испытывала 50% нехватку бронетехники. Получив предварительное донесение штаб-капитана Чани, Министр обороны приказал закупить у CKD 150 танков TNH-S. Для этой цели военные выделили 85 миллионов крон (3,4 миллионов долларов США). 24 апреля предстaвители СКD должны были подписать договор, с тем, чтобы вся серия была поставлена до конца февраля 1939 года. Но цена, назначенная - 640 180 крон (25 600 долларов) без вооружения и оснащения - шокировала военных. Танк стоил почти на 30% дороже, чем гораздо более сложный танк LТ vz.35. Поэтому от предварительной покупки Министерство обороны решило откaзаться, и весь май шли напряженные переговоры.
В конце концов, руководство CKD согласилось снизить цену на танк на 20000 крон. Приказом c.j. 426300 V/3.оdd.38 от 17 июня 1938 года Министерство обороны закупило 150 танков LТ vz.38 по цене 620 146 крон. 100 танков должны были получить броню, изготовленную "Роldi", а 50 танков - броню, изготовленную в Витковицах.
Первые двадцать машин следовало сдать заказчику до конца 1938 года, а остальные 130 - на протяжении первого квартала 1939 года. Для этой цели армейский фонд D-III выделил сумму в 92 993 100 крон. Принадлежности и вооружение заказывали и оплачивали отдельно. На эти цели выделялось еще по 250 000 крон. 37-мм пушка UV vz.38 стоила 103 500 крон. Выпуск пушек этого типа "Шкода" наладила еще летом 1938 года, хотя договор c.j.33884-V/3.оdd.38 был заключен лишь 22 ноября 1938 года.