Башня танка
Башня располагалась примерно по центру корпуса, центр погона башни находится на 165 мм к корме от центрального перпендикуляра корпуса. Борта и корма башни были сформированы из одной полосы броневой стали толщиной 82 мм. Лобовой лист башни толщиной 100 мм приварен к гнутому бортовому бронелисту.
Крыша башни состояла из одного плоского бронелиста толщиной 26 мм, в передней части установленного с наклоном в 8 градусов к горизонту. Крыша башни соединялась с бортами сваркой. В крыше имелось три отверстия, два - под верхние люки и одно для вентилятора. Крыши башен "Тигров" поздних выпусков имели по пять отверстий: добавились отверстия под перископ заряжающего и оборонительную пусковую установку "Nahvertteidiguпgwaffe". Командирская башенка с круглым люком монтировалась в левой части крыши башни. Справа, со смещением вперед, находился прямоугольный люк заряжающего размерами 356x508 мм, углы люка выполнялись скругленными. Люк заряжающего изготавливался штамповкой из единого листа брони толщиной 15 мм и откидывался вперед на двух петлях. Герметизация люка достигалась путем установки но его периметру на расстоянии 10 мм друг от друга двух резиновых прокладок. Еще одна прокладка крепилась к крыше башни, в закрытом положении люка она входила в зазор между двумя прокладками крышки люка. В закрытом положении крышка люка выступала над крышей башни примерно на 20 мм. Крышка фиксировалась в закрытом положении четырьмя запорами, которые задвигались вращением установленного по центру внутренней поверхности люка штурвальчика. На внутренней поверхности были наварены две рукоятки для удобства закрытия/открытия люка. Позже был внедрен еще один замок, который открывался извне восьмигранным ключом.
Вообще, проблема несанцкионированного доступа в машины представляла для экипажей "Тигров" постоянную головную боль. На многих снимках видны импровизированные запорные устройства на люках, назначение этих устройств одно - защита от непрошеных гостей.
На башне №184 и всех последующих устанавливался перископ заряжающего, перископ монтировался в правой части башни чуть впереди линии излома крыши. Фиксированное перископическое устройство предохранялось стальной П-образной скобой. Между люком заряжающего и вентилятором на башнях танков позднего выпуска (начиная с башни №324) устраивалось отверстие под "Nahvertteidiguпgwaffe" (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности). Чтобы освободить место под мортирку вентилятор пришлось сместить к продольной оси башни. Вентилятор закрывался бронеколпаком с горизонтальными щелями для забора воздуха.
Командирские башенки ранних "Тигров" имели форму барабана с пятью смотровыми щелями по периметру. Длина щели 185 мм, ширина 10 мм. С внутренней стороны башенки в щели вставлялись блоки ламинированного бронестекла. По центру передней смотровой щели наваривалась прицельная метка. С внутренней стороны башенки, ниже щелей, имелся указатель азимута.
Круглый верхний люк командира танка имел толщину 15 мм и диаметр 465 мм. Люк откидывался вверх вправо, в открытом положении он удерживался пружинным механизмом и опирался на уголковый стальной упор, приваренный к крыше башни. С внутренней стороны крышки люка крепилось три замка, которые закрывались в индивидуальном порядке, четвертый замок открывался и закрывался только извне.
Командирская башенка раннего типа с самого начала подвергалась критике. Фиксация открытого люка почти в вертикальном положении затрудняла маскировку танка, так как увеличивалась его общая высота. Открытая крышка люка повышала вероятность рикошета пуль внутрь командирской башенки или внутрь открытого люка заряжающего.
- командир "Тигра" в комбашенке - взгляд изнутри.
Начиная с башни №392, на "Тигры" стали ставить новые литые командирские башенки, конструктивно близкие командирским башенкам танков "Пантера" и "Королевский Тигр". Эти башенки имели более толстую броню (до 100 мм), меньшую высоту и улучшенную с точки зрения баллистической стойкости форму. Люк приподнимался и сдвигался влево. Дополнительно на башенке монтировалась пулеметная турель "Fliеgеrbeschussgerat-34" (зенитная пулеметная турель). Часто старые командирские башенки заменяли новыми при ремонте поврежденных танков. Нередко на снимках можно увидеть "Тигры" с башнями ранних выпусков (без перископа заряжающего), но с новыми командирскими башенками.
Цапфы навески орудия расположены по бортам в передней части башни. Маска пушки закрывала почти всю лобовую часть башни. Толщина маски варьировалась от 100 мм на краях до 90 мм, затем возрастая до 200 мм в районе ствола орудия. Маска ассиммитрична как с точки зрения толщины, так и формы.
Когда англичане изучали первый трофейный "Тигр» (шасси № 250122, тактический номер "131" красного цвета, машина из 3-го взвода 1-й роты 501-го тяжелого танкового батальона, в настоящее время находится в музее в Бовингтоне), их поразило смещение пушки относительно продольной оси башни на 100 м вправо. С тех пор утверждение о смещении пушки вправо получило широчайшее распространение и 50 лет не подвергалось сомнению. Чертежи, модели, технические описания - везде указывалось, что пушка "Тигра" смещена вправо. Лишь в 1993 году британский инженер и любитель бронетехники Дэвид Бирлин развеял заблуждение.
Мистер Бирден не стал анализировать чертежи и фотографии, а с рулеткой в руке облазил музейный "Тигр". Выяснилось, что пушка установлена точно по продольной оси, а вот передняя часть башня имеет несимметричную в плане форму. Левая часть почти на 110 м шире правой, поэтому кажется, что пушка установлена со смещением.
Толщина вогнутой части маски неодинакова. Левую часть маски, в которой сделаны отверстия под прицел, пришлось усилить Т-образными ребрами жесткости толщиной 12 мм, которые наваривались на маску. В процессе производства форму маски совершенствовали, а конструкцию усиливали. Даже после замены в апреле 1944 года бинокулярного прицела TZF-9b на монокулярный ТZF-9с конструкция маски нуждалась в усилении. Изначально маску сделали недостаточно прочной. При установке монокулярного прицела в старую маску левое отверстие заделывалось, в новых масках имелось только одно отверстие под прицел TZF-9c. На масках раннего выпуска над отверстиями под прицел наваривался небольшой козырек, предотвращающий заливание отверстий водой во время дождя. Подобные козырьки наваривались на масках позднего выпуска исключительно в полевых условиях, с завода выходили танки с "лысыми" масками.
Блок цапф выступал снаружи бортов башни. К торцам цапф приваривались специальные выступы для демонтажа башни. Третий выступ имелся в корме башни, обычно его не видно, так он закрыт контейнером "Rommelkiste".
- особенности конструкции и устройство башен раннего типа.
Выступы позволяли хорошо балансировать башню при выполнении монтажных работ. Снималась и устанавливалась башня П-образным краном "Friese" грузоподъемностью 15 т. Для демонтажа трансмиссии и тормозных устройств требовалось сначала снять башню.
- демонтаж башни "Тигра" с помощью 15-тонного крана "Friese".
На башнях ранней постройки по бортам монтировались гранатометы "Nebelkerzenwerfer-39" (NbКWrf-39). Гранатомет представлял собой короткую трубу диаметром 90 мм. В каждую трубу укладывалась одна дымовая граната, гранатомет оснащен электроспуском. По бортам башни монтировалось по одному блоку из трех гранатометов каждый. Гранатометы позволяли поставить локальную дымовую завесу в случае необходимости. Под прикрытием дымов танк мог покинуть опасное место. Гранатометы имели два существенных недостатка - одноразовость применения (перезарядка изнутри танка невозможна) и уязвимость от огня стрелкового оружия. При попадании в снаряженный гранатомет пули дымовая граната начинала пускать дым, часто в самое неподходящее время. На фронте гранатометы часто демонтировали, начиная с башни №286 их перестали устанавливать на заводе.
- командир подразделения "Тигров" гауптман Ланге наблюдает за обстановкой, высунувшись из комбашенки раннего типа с откидным люком.
В бортах башни имелись смотровые отверстия заряжающего и наводчика, закрываемые бронеколпаками. В отверстия вставлялись блоки из ламинированного бронестекла, изолированные от стальной брони резиновыми прокладками.
На большинстве чертежей ошибочно показывают симметричное положение смотровых отверстий, на самом деле смотровое отверстие наводчика находилось ближе к лобовой части башни, чем отверстие заряжающего.
Дополнительную защиту бортам башни давали навешенные снаружи гусеничные траки. В заводских условиях крепления для траков начали устанавливать с 30-й серийной башни. Первоначально с каждого борта навешивалось по пять траков, но на 46-й и всех последующих башнях в правой части появился аварийный люк большого диаметра взамен имевшегося ранее небольшого люка для погрузки боеприпасов. В результате на правом борту башни стало помещаться только три трака. Предполагалось, что траки будут подвешиваться индивидуально, однако на фронте экипажи чаще соединяли траки в отрезок гусеницы и в таком виде крепили его на борт башни. На левом борту вместо пяти отдельных траков можно было повесить секцию из шести или семи траков, правда в этом случае наводчик лишался обзора вбок - траки закрывали смотровое отверстие в борту башни.
Первые восемь прототипов "Тигра" Порше оснащались несколько иными башнями, разработанными на основе башни для прототипа VК3001(Р) с увеличенным до 1 850 м диаметром погона. Отличительная особенность этих башен - возможность более низкого склонения орудия.
Башни серийных танков комплектовались двухсекционными контейнерами "Rommelkiste". На башнях первых принявших участие в боевых действиях "Тигров" (машины 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона) крепились контейнеры меньшего размера - явная полевая импровизация.
- "тигры" поздних серий с новыми командирскими башенками.
Известно множество вариантов полевых импровизаций на тему "Rommelkiste", включая установку на башни "Тигров" стандартных контейнеров от танков Рz.Кpfw IV. В конечном итоге контейнеры удалось стандартизировать. Первыми стандартные "Rommelkiste" получили "африканские" "тигры" 501-го тяжелого танкового батальона.
Внутри башни находятся места трех членов экипажа. В левой передней части башни располагалось место наводчика. За ним, с небольшим превышением, место командира танка. Справа от орудия размещался заряжающий. В "рабочем" положении заряжающий стоял лицом к корме. На командирских танках на заряжающего возлагаются обязанности второго радиста.
Перед рабочим местом наводчика находится окуляр прицела с резиновым налобником. Ниже прицела - штурвальчик ручного разворота башни. Слева от прицела установлен клинометр, указывающий угол возвышения ствола орудия, и индикатор азимутального положения башни. Разворот башни осуществлялся нажатием педали (под левой ногой наводчика). Стрельба из спаренного пулемета велась нажатием правой педали. На штурвальчике вертикального наведения орудия располагался электроспуск пушки.
- интерьер левой части башни танка "Тигр".
Разворот башни осуществлялся с помощью гидропривода, отбор мощности для которого производится от основного вала двигателя. Скорость разворота башни зависела от частоты вращения вала основного двигателя. Штурвальчики аварийного ручного вращения башни установлены у всех трех "башнеров" - наводчика, командира, заряжающею.
Для разворота башни на 360 градусов наводчику требовалось сделать 720 оборотов штурвальчика. Обычно штурвальчиками пользовались для точного наведения орудия на цели, грубая наводка производилась разворотом башни от гидропривода. Штурвальчики снабжались скобами, фиксирующими башню в определенном положении на маршах. Такой способ не обеспечивал надежной фиксации, поэтому в 1944 году ввели более надежный внешний фиксатор, по типу применявшегося на британских и американских танках. Откидной фиксатор крепился на крыше моторного отделения.
Штурвальчики ручного разворота башни, установленные у командира и заряжающею были более "гуманными": для полного разворота башни требовалось совершить "всего" 595 полных оборотов штурвальчика. Подвижность башни обеспечивали шаровые подшипники. Башня могла сниматься только при установке в одну из трех позиции: ствол на 6 часов, на 12 и на 11.30.
- внутреннее устройство башни "Тигра".
На первых 495 "Тиграх" место стыка башни и корпуса герметизировалось специальной водонепроницаемой прокладкой, уложенной вокруг кольца башни. Прокладка представляла собой полый рукав, в который при необходимости форсирования глубокой водной преграды от ножного насоса закачивался воздух. Насос хранился в боевом отделении, воздух в камеру прокладки подавался по рукавам, подсоединенным к трем отверстиям, которые также находились внутри башни.
На стенках башни размещалось имущество танкистов, противогазы, запасные смотровые блоки для наблюдательных приборов, фляжки с водой, сигнальный пистолет с ракетами и пистолет-пулемет с 32 запасными магазинами. На задней стенке внутри башни крепилась канистра с питьевой водой, на танках поздних выпусков эту канистру перенесли в боевое отделение на противопожарную стенку.
Первоначально в задней стенке башни имелось два люка для погрузки боекомплекта. Эти люки можно было использовать исключительно для погрузки снарядов и выброса стреляных гильз. В крышках люков были сделаны амбразуры для стрельбы из пистолетов или пистолетов-пулеметов. Размеры овальной амбразуры позволяли просовывать в неё ствол пистолета-пулемета МР-38/40. Позже появились штурмовые винтовки, специально разработанные для танкистов. Танкисты опасались вести огонь из автоматического оружия, так существовала вероятность того, что при стрельбе ствол пистолета-пулемета выскочит из амбразуры внутрь башни. В этом случае сложно было бы избежать жертв среди экипажа - пока стрелок опомнится и отпустит спусковой крючок, N-ное количество пуль успеет покинуть ствол и начнет рикошетировать от внутренних стенок башни. Резкое дерганье ствола при стрельбе - характерная особенность пистолетов-пулеметов МР38 и МР-40.
На башне №46 и последующих правый люк для погрузки боекомплекта заменили аварийным люком довольно большого диаметра (395 мм). Толщина люка - 82 мм. На внутренней поверхности люка находилась вертикальная задвижка. Люк открывался очень просто, действительно аварийно: была предусмотрена возможность освобождения задвижки, которая под собственным весом падала на пол боевого отделения танка, крышка откидывалась наружу также под действием собственного веса. Правда закрыть люк изнутри танка было довольно тяжело - даже снаружи требовались усилия двух человек, чтобы закрыть люк.
В конце 1943 года отказались от левого лючка для погрузки боеприпасов. Погрузка боекомплекта и удаление стреляных гильз теперь производилось через верхний люк заражающего.
- загрузка боезапаса через люк заряжающего.
Высота башни, включая командирскую башенку, составляла 1 200 мм, масса - 11,1 т. Башни изготавливались и монтировались на шасси на заводе фирмы "Вегман" в Касселе.
- "Тигр" "среднего" выпуска ранних серий. Хорошо показаны особенности конструкции башни танка.