Вместо предисловия....
Средний танк Panzerkampfwagen IV (SdKfz 161) был основной бoевой машиной немецких танковых войск в течение всей Второй мировой войны.
Его боевой путь начался осенью 1938 года при захвате Судет, а в сентябре 1939 года уже 211 PzKpfw.IV участвовало в агрессии против Польши. Примерно столько же танков иного типа воевало во Франции в мае-июне 1940 года, а во время подготовки вторжения в Великобританию на базе PzKpfw IV был разработан танк, способный преодолевать водные преграды по дну. Довольно много было PzKpfw IV и на Балканах и в африканском корпусе генерала Роммеля. Во время войны с Советским Союзом танкам PzKpfw IV пришлось сражаться с лучше вооруженными и бронированными Т-34 и КВ. Несмотря на то, что позже был начат выпуск новых PzKpfw.V "Пантера" и PzKpfw. VI "Тигр", "старые" PzKpfw IV все равно оставались на вооружении. Германия экспортировала "четверки" своим союзникам, например Румынии и Финляндии. Даже после войны танки PzKpfw IV стояли на вооружении армии Финляндии и Испании до 1962 года, а в 1967 году сирийские PzKpfw IV отражали атаки израильтян на Голанских высотах!
*****************************************************************
История создания.
Версальский договор и рождение Панцерваффе.
В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войны в стиле боев 1914-1917 годов. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагал, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считачи бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ушерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знат каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании - крупнейшего вооруженного конфликта между двумя мировыми войнами - также не прояснил ситуацию.
Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, естественно, не мог воспрепятствовать германским офицерам
работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 года Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "Панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.
В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II. Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами. Основным боепринасом 37-мм танковой пушки являлся бронебойный снаряд, задача же огневой поддержки и, прежде всего, уничтожения расчетов противотанковых орудий, возлагалась на находившиеся в стадии разработке танки PzKpfw IV с 75-мм короткоствольными пушками, в боекомплект которых входили фугасные снаряды. Интересной факт - в том же самом тактическом ключе планировалось и применение штурмовых орудий Sturmgcschutz III. Организационно танковый полк включал два батальона по четыре роты в каждом. Одна рота батальона должна была иметь на вооружение танки огневой поддержки (их обозначали также, как тяжелые) PzKpfw IV, в то время как три других - средние PzKpfw III. Из-за низкого темпа производства танков эти планы так и остались недостижимой мечтой.
Разработка PzKpfw IV
Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 года, когда армия выдала промышленности спецификацию па новый танк огневой
поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpf'w. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзиг", "Крупп" и MAN трудились над тремя конкурирующими проектами "батальонфюрерсвагнен" - машины командира батальона, сокращенно BW.
- деревянный макет танка BW фирмы "Рейнметалл-Борзиг".
- проекты VK 2001 фирм "Даймлер-Бенц", MAN и "Крупп".
Лучшим был признан проект VK 2001(K), представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.
- деревянный макет танка BW фирмы "Крупп".
Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект.
- прототип танка BW фирмы "Рейнметалл-Борзиг", который и стал основой для танка PzKpfw IV благодаря доработкам и изменениям, внесенным фирмой "Крупп".
В окончательном варианте танк PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью. Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка-радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия.
Интересной особенностью конструкции танка являлось смешение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.
Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 годах.