Pz.Kpfw. IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

"Разнорабочий" Панцерваффе.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Pz.Kpfw. IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 18 авг 2017, 22:22

Вместо предисловия....


Средний танк Panzerkampfwagen IV (SdKfz 161) был основной бoевой машиной немецких танковых войск в течение всей Второй мировой войны.
Его боевой путь начался осенью 1938 года при захвате Судет, а в сентябре 1939 года уже 211 PzKpfw.IV участвовало в агрессии против Польши. Примерно столько же танков иного типа воевало во Франции в мае-июне 1940 года, а во время подготовки вторжения в Великобританию на базе PzKpfw IV был разработан танк, способный преодолевать водные преграды по дну. Довольно много было PzKpfw IV и на Балканах и в африканском корпусе генерала Роммеля. Во время войны с Советским Союзом танкам PzKpfw IV пришлось сражаться с лучше вооруженными и бронированными Т-34 и КВ. Несмотря на то, что позже был начат выпуск новых PzKpfw.V "Пантера" и PzKpfw. VI "Тигр", "старые" PzKpfw IV все равно оставались на вооружении. Германия экспортировала "четверки" своим союзникам, например Румынии и Финляндии. Даже после войны танки PzKpfw IV стояли на вооружении армии Финляндии и Испании до 1962 года, а в 1967 году сирийские PzKpfw IV отражали атаки израильтян на Голанских высотах!

*****************************************************************


История создания.


Версальский договор и рождение Панцерваффе.


В 20-х и в начале 30-х годов теория использования механизированных войск, в частности танков, развивалась методом проб и ошибок, взгляды теоретиков менялись очень часто. Ряд сторонников танков, полагали, что появление бронетехники сделают с тактической точки зрения невозможной позиционную войны в стиле боев 1914-1917 годов. В свою очередь, французы, сделали ставку на сооружение хорошо укрепленных долговременных оборонительных позиций, таких как линия Мажино. Ряд специалистов полагал, что основным вооружением танка должен стать пулемет, а основной задачей бронированных машин является борьба с пехотой и артиллерией противника, наиболее радикально мыслящие представители данной школы считачи бессмысленным сражение между танками, поскольку, якобы, ни одна сторона не сможет нанести ушерба другой. Существовало мнение, что победу в бою одержит та сторона, которая сможет уничтожить большее количество танков противника. В качестве главного средства борьбы с танками рассматривались специальные орудия со специальными снарядами - противотанковые пушки с бронебойными снарядами. Фактически же, никто не знат каким станет характер боевых действий в будущей войне. Опыт гражданской войны в Испании - крупнейшего вооруженного конфликта между двумя мировыми войнами - также не прояснил ситуацию.
Версальский договор запрещал Германии иметь боевые гусеничные машины, но, естественно, не мог воспрепятствовать германским офицерам
работать над изучением различных теорий использования бронетехники, а создание танков велось немцами в обстановке секретности. Когда в марте 1935 года Гитлер отбросил ограничения Версаля, молодые "Панцерваффе" уже обладали всеми теоретическими проработками в области применения и организационной структуры танковых полков.
В серийном производстве под вывеской "сельскохозяйственных тракторов" два типа легких вооруженных танков PzKpfw I и PzKpfw II. Танк PzKpfw I считался учебной машиной, в то время как PzKpfw II предназначался для ведения разведки, но получилось так, что "двойка" оставалась самым массовом танком панцердивизий, пока ей на смену не пришли средние танки PzKpfw III, вооруженные 37-мм пушкой и тремя пулеметами. Основным боепринасом 37-мм танковой пушки являлся бронебойный снаряд, задача же огневой поддержки и, прежде всего, уничтожения расчетов противотанковых орудий, возлагалась на находившиеся в стадии разработке танки PzKpfw IV с 75-мм короткоствольными пушками, в боекомплект которых входили фугасные снаряды. Интересной факт - в том же самом тактическом ключе планировалось и применение штурмовых орудий Sturmgcschutz III. Организационно танковый полк включал два батальона по четыре роты в каждом. Одна рота батальона должна была иметь на вооружение танки огневой поддержки (их обозначали также, как тяжелые) PzKpfw IV, в то время как три других - средние PzKpfw III. Из-за низкого темпа производства танков эти планы так и остались недостижимой мечтой.

Разработка PzKpfw IV


Начало разработки танка PzKpfw IV восходит к январю 1934 года, когда армия выдала промышленности спецификацию па новый танк огневой
поддержки массой не более 24 т, будущая машина получила официальное обозначение Gesch.Kpf'w. (75 mm)(Vskfz.618). В течение последующих 18 месяцев специалисты фирм "Рейнметалл-Борзиг", "Крупп" и MAN трудились над тремя конкурирующими проектами "батальонфюрерсвагнен" - машины командира батальона, сокращенно BW.
Изображение - деревянный макет танка BW фирмы "Рейнметалл-Борзиг".
ИзображениеИзображениеИзображение - проекты VK 2001 фирм "Даймлер-Бенц", MAN и "Крупп".
Лучшим был признан проект VK 2001(K), представленный фирмой "Крупп", формой башни и корпуса близкий танку PzKpfw III.
Изображение - деревянный макет танка BW фирмы "Крупп".
Однако машина VK 2001/K в серию не пошла, поскольку военных не устраивала шестиопорная ходовая часть с колесами среднего диаметра на рессорной подвеске, ее требовалось заменить торсионной. Торсионная подвеска по сравнению с рессорной обеспечивала более плавное движение танка и имела больший вертикальный ход опорных катков. Инженеры фирмы "Крупп" совместно с представителями Управления по закупке вооружений сошлись во мнении относительно возможности использования на танке рессорной подвески улучшенной конструкции с восьмью опорными катками малого диаметра на борт. Тем не менее, фирме "Крупп" в значительной степени пришлось пересмотреть предложенный первоначальный проект.
ИзображениеИзображение - прототип танка BW фирмы "Рейнметалл-Борзиг", который и стал основой для танка PzKpfw IV благодаря доработкам и изменениям, внесенным фирмой "Крупп".
В окончательном варианте танк PzKpfw IV представлял собой комбинацию корпуса и башни машины VK 2001/K с заново разработанной фирмой "Крупп" ходовой частью. Танк спроектирован по классической компоновочной схеме с задним расположением двигателя. Место командира находилось по оси башни непосредственно под командирской башенкой, наводчик располагался слева от казенной части пушки, заряжающий - справа. В отделении управления, расположенном в передней части корпуса танка находились рабочие места механика-водителя (слева от оси машины) и стрелка-радиста (справа). Между местами водителя и стрелка находилась трансмиссия.
Интересной особенностью конструкции танка являлось смешение башни примерно на 8 см влево от продольной оси машины, а двигателя - на 15 см вправо для пропуска вала, соединяющего мотор и трансмиссию. Принятое такое конструктивное решение позволило увеличить внутренний забронированный объем в правой части корпуса под размещение первых выстрелов, которые наиболее просто мог достать заряжающий. Привод разворота башни - электрический.
Подвеска и ходовая часть состояла из восьми опорных катков малого диаметра, сгруппированных в подвешенные на листовых рессорах двухколесные тележки, ведущих колес, установленных в корме танка ленивцев и четырех поддерживающих гусеницу роликов. На протяжении всей истории эксплуатации танков PzKpfw IV их ходовая часть оставалась неизменной, внедрялись лишь второстепенные доработки. Прототип танка был изготовлен на заводе фирмы "Крупп" в Эссене и проходил испытания в 1935-36 годах.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 20 авг 2017, 20:32

Серийное производство и модификации.


Pz.Kpfw.IV Ausf.A (Sd.Kfz 161)


Первой в 1936 году в серийное производство на заводе фирмы "Крупп" в Магдебург-Буккау была запущена модель Аusf. А. Конструктвно-технологическое чление машины было аналогично членению танка Pz.Kpfw. III: ходовая часть, корпус, надстройка корпуса башня. На танках Аusf. A устанавливались 12-цилиндровые двигатели внутреннего сгорания "Майбах" НL-108ТR мощностью 250 л.с. Трансмиссия "Allklauen 75" имела пять передач переднего хода и одну - заднего.
ИзображениеИзображение - один из первых серийных Pz.Kpfw.IV Ausf.A.
Вооружение танка состoяло из 75-мм орудия и спаренного с ним пулемета калибра 7,92-мм, еще один 7,92-мм пулемет устанавливался в корпусе танка, боекомплект - 122 снаряда к пушке и 3 000 патронов к двум пулеметам.
Закрытые бронезаслонками наблюдательные приборы располагались в лобовом листе башни, слева и справа от орудийной маски и в бортовых башенных люках, кроме того, в бортах башни имелось по одной амбразуре (также закрывавшейся бронезаслонкой) для стрельбы из личного оружия. В задней части крыши башни монтировалась командирская башенка простой цилиндрической формы, имевшая восемь смотровых щелей. Башенка имела одностворчатый откидной люк.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции башни и кормовой части корпуса и фото башни Pz.Kpfw IV Ausf.A.
Разворотом башни управлял наводчик, электропривод разворота запитывался от двухтактного вспомогательного электрогенератора DKW, установленного в левой части моторного отделения. Электрогенератор позволял не тратить на разворот башни энергию аккумуляторных батарей и экономил ресурс основного двигателя. Моторное отделение отделялось от боевого противопожарной перегородкой, в которой имелся люк для доступа к двигателю изнутри танка. Три топливных бака суммарной емкостью 453 л размешались под полом боевого отделения. Места стрелка-радиста и механика-водителя находились в передней части танка, в крыше корпуса над сиденьями обоих членов экипажа имелись двухстворчатые люки с отверстиями в крышках для пуска сигнальных ракет, отверстия закрывались бронезаслонками.
Толщина брони корпуса танка Аusf. А составляла 14,5 мм, башни - 20 мм, масса танка - 17.3 т, максимальная скорость - 30 км/ч. Всего изготовлено 35 машин модификации Аusf. А, номера шасси 80101-80135.
ИзображениеИзображение - проекции танка Pz.Kpfw IV Ausf.A (виды спереди, сзади, слева и сверху).
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции ходовой части, корпуса и подбашенной надстройки танка Pz.Kpfw IV Ausf.A.
Изображение - детали конструкции левого борта танка Pz.Kpfw IV Ausf.A.
Подборка фото танка Pz.Kpfw IV Ausf.A:
ИзображениеИзображениеИзображение
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 23 авг 2017, 15:57

PzKpfw.IV Ausf.В


Выпуск машин модели Аusfrung В начался в 1937 году, в конструкцию новой модификации было внесено большое количество изменений.
Главным новшеством стала установка 320-сильного мотора Майбах HL-120ТR и трансмиссии с шестью скорoстями переднего и одной заднею хода.
Была, также, доведена до 30 мм толщина брони в лобовой части, на некоторых танках стали ставить командирские башенки более совершенной формы с прикрытыми бронезаслонками наблюдательными приборами. Была ликвидирована установка курсового пулемета у стрелка-радиста, вместо пулемета появилась смотровая щель и амбразура для стрельбы из пистолета, амбразуры для ведения огня из личного оружия сделали также и в бортовых башенных люках под наблюдательными приборами, люки механика-водителя и стрелка-радиста стали одностворчатыми.
Масса танка Ausf.В возросла до 17,7 т, однако за счет использования более мощного двигателя выросла до 40 км/ч и максимальная скорость. Всего построено 45 танков PzKpfw.IV Ausf.В №№ шасси 80201-80300.
ИзображениеИзображение - проекция "вид слева" и чертежи корпуса PzKpfw.IV Ausf.В.
ИзображениеИзображениеИзображение - особенности конструкции корпуса танка.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции башни и маски орудия танка, а также его опорных катков. На фото видны опорные катки и ведущая звездочка танка, которые практически не изменились в сравнении с модификацией Ausf.A.
_______________________________________________________________________________________________________________
Подборка фото PzKpfw.IV Ausf.В:
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение - на крайнем фото PzKpfw.IV Ausf.В, "доживший" до 1944 года и участвовавший в боях за Нормандию.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 25 авг 2017, 22:37

PzKpfw.IV Ausf.С


В 1938 году появилась модификация Ausfrung С, машин данной модели было построено уже 134 экземпляра (№№ шасси 80301-80500). Внешне танки Ausf. А, В и С практически не отличались друг от друга, едва ли не единственным внешним отличием танка Ausf.С от А и В стала бронированная маска спаренного с пушкой пулемета, которая на танках предыдущих моделей отсутствовала. На танках PzKpfw.IV Ausf.С поздних выпусков под стволом орудия монтировалась специальная рама, которая служила для отклонения антенны при развороте башни вправо, аналогичные дефлекторы монтировались и на машинах Ausf.А и Ausf.В.
Изображение - детали конструкции корпуса и маски пушки PzKpfw.IV Ausf.С.
Бронезащита лобовой части башни танка Ausf.С была доведена до 30 мм, а масса машины возросла до 18,5 т, хотя максимальная скорость
движения по шоссе осталась прежней - 35 км/ч. На танке был установлен модернизированный мотор "Майбах" НL-120ТRМ той же мощности - этот двигатель стал стандартным для всех последующих вариантов РzКрfw IV.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции и конструкция комбашенки танка PzKpfw.IV Ausf.С.
Фотоподборка танков PzKpfw.IV Ausf.С:
ИзображениеИзображениеИзображение - во Франции, 1940-41 годы;
ИзображениеИзображение - и танки 6-й и 7-й танковых дивизий Вермахта в России летом 1941 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 30 авг 2017, 16:15

PzKpfw.IV Ausf.D


Башенное вооружение танков Аusf. A, В и С монтировалось во внутренней маске, которую весьма легко могли заклинить осколки снарядов. С 1939 года начался выпуск танков Ausf.D, имевших внешнюю маску, на танках этой модификации вновь появился курсовой пулемет, амбразура для стрельбы из пистолета через лобовой бронелист корпуса смещена ближе к продольной оси машины. Толщина бронирования бортов и кормы корпуса доведена до 20 мм, на танках поздних выпусков устанавливалась накладная броня, которая крепилась к корпусу и надстройке на болтах или наваривaлась. Втулки опорных катков на танках модификаций Ausf.D имели цилиндрические бронеколпаки, с каждого борта монтировалось по четыре поддерживающих гусеницу обрезиненных ролика.
ИзображениеИзображение - детали конструкции и фото ходовой части танков PzKpfw.IV Ausf.D.
В бортовых башенных люках танков модели Ausf.D имелись смотровые приборы, а сами люки были большей площади и с измененным соотношением длины к ширине (в большей степени приближались по форме к квадрату).
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции башенных люков, смотровых приборов и башни танков PzKpfw.IV Ausf.D.
В передней части борта надстройки корпуса имелся крюк, который служил для демонтажа надстройки. Цилиндрический кожух позади бронезаслонки бокового наблюдательного прибора механика-водителя закрывал выходное устройство системы охлаждения тормозов. Тормоза на танках PzKpfw.IV использовались как по своему прямому назначению - для остановки машины, так и для управления направлением движения. Тормоза охлаждались специальной форсированной воздушной системой, оснащенной фильтрами, препятствовавшими попаданию в тормоза песка и пыли. Воздухозаборники системы охлаждения монтировались на верхнем наклонном лобовом бронелисте корпуса.
ИзображениеИзображение - детали конструкции лобовой части и бортов корпуса танка PzKpfw.IV Ausf.D.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции и фото кормы танка PzKpfw.IV Ausf.D.
ИзображениеИзображение - проекции танка PzKpfw.IV Ausf.D.
В результате различных доработок масса танка возросла до 20 т.
До начала Второй мировой войны успели изготовить только 45 танков Ausf.D, всего же машин данной модификации построено 229 экземпляров (№№ шасси - 80501-80748) - больше чем танков Ausf.А, В и С вместе взятых. На некоторых танках PzKpfw.IV Ausf.D впоследствии устанавливались 75-мм пушки с длиной ствола 48 калибров, эти машины использовались, главным образом в тренировочных подразделениях.
Изображение - модернизированный PzKpfw.IV Ausf.D, перевооруженный пушкой L/48.
Фотоподборка танков PzKpfw.IV Ausf.D:
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение - на этих трех фото танки 6-й и 8-й танковых дивизий Вермахта, дейстовавших на Восточном фронте против СССР, лето-поздняя осень 1941 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 09 сен 2017, 21:12

PzKpfw.IV Ausf. Е


Если концепция блицкрига в ходе Польской кампании себя полностью оправдала, то бронезащита немецких танков оказалась неадекватной: снаряды польских противотанковых орудий оставляли дыры как в броне легких PzKpfw. I и PzKpfw. II, так и в броне более тяжелых PzKpfw. III и PzKpfw. IV. Очередным шагом в развитии танков семейства PzKpfw. IV стала модель Аusfrung Е с увеличенной за счет навески 30-мм экранов броней в лобовой часта корпуса (суммарная толщина - 50 мм), борта корпуса нарастили экранами толщиной 20 мм. Масса танка Ausf. Е составила уже 21 т. В ходе заводского ремонта накладную броню стали устанавливать и на "четверки" более ранних модификаций. На танках PzKpfw IV Ausf. Е командирская башенка был несколько смешена вперед, а ее бронирование увеличили с 50 до 95 мм, ставились опорные катки новой конструкции и ведущие колеса упрощенной формы. Среди других нововведений - наблюдательной прибор механика-водителя с большей площадью остекления,
смонтированная в задней части корпуса установка для пуска дымовых гранат (аналогичные установки стали ставить и на машины предыдущих моделей), люки для осмотра тормозов выполнены заподлицо с верхним бронелистом корпуса (на Ausf. А-D люки выступали над бронелистом и отмечались случаи когда их срывало пулями противотанковых ружей).
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции корпуса PzKpfw.IV Ausf. Е.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции башни PzKpfw.IV Ausf. Е.
Изображение - остов башни PzKpfw.IV Ausf. Е.
Серийный выпуск танков модели Ausf. Е начался в декабре 1939 года. Было изготовлено 224 машины данной модификации (№№ шасси 80801-81500), прежде чем в апреле 1941 года производство переключилось на выпуск очередного варианта - Аusfrung F.
ИзображениеИзображение - проекции танка PzKpfw.IV Ausf. Е.
Фотоподборка PzKpfw.IV Ausf. Е:
ИзображениеИзображениеИзображение - на крайнем фото в этом ряду машина без характерной для этой модификации доп. бронировки корпуса.
ИзображениеИзображениеИзображение - на учениях во Франции, 1941 год.
ИзображениеИзображениеИзображение - и в боях на территории СССР, 1941 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 21 сен 2017, 23:08

РzКрfw IV Ausf. F1


Танки РzКрfw IV Ausf. F1 имели толщину интегральной лобовой брони корпуса и башни 50 мм, бортов - 30 мм, накладные бронеэкраны отсутствовали.
ИзображениеИзображение - одни из первых серийных РzКрfw IV Ausf. F1.
Бронирование башни имело толщину в лобовой части 50 мм, бортов и кормы - 30мм, толщина орудийной маски также составляла 50 мм. Усиление бронезащиты не прошло бесследно для массы ганка, которая опять увеличилась до 22,3 т. Как следствие - вышла за допустимые пределы удельная нагрузка на грунт, пришлось вместо гусениц с шириной граков 380 мм использовать гусеницу с траками шириной 400 мм и провести соответствующие доработки ведущих колес и ленивцев. На машинах ранних выпусков новые гусеницы устанавливали после врезки в ведущие колеса и ленивцы расширительных вставок.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции и фото ходовой части РzКрfw IV Ausf. F1.
Вместо одностворчатого люка командирские башенки танков Ausf. F1 получили двустворчатые люки, а на кормовые стенки башен в заводских условиях стали монтировать большой ящик для снаряжения, курсовой пулемет монтировался в шаровой установке "Кугельбленде-50" новой конструкции.
ИзображениеИзображение - проекции танка РzКрfw IV Ausf. F1.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции кормовой части, надгусеничных полок и фото танка с видом на корму.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции и фото крупным планом башни РzКрfw IV Ausf. F1.
Всего изготовлено 462 танка РzКрfw IV Ausf. F1. Кроме фирмы Крупп", машины модели Ausf. F1 выпускались заводами фирм "Вомаг" (собрано 64 танка, №№ шасси - 82501-82395) и Нибелунгверке (13 машин 82601 - 82613). №№ шасси танков выпуска завода фирмы "Крупп" в Магдебурге - 82001-82395. Позже к производству танков РzКрfw IV подключилась австрийская фирма "Штейр-Даймлер-Гмбх", а фирма "Вомаг" (Vogliandische Маschinenfabrik AG) в 1940-41 годах специально для производства "четверок" построила новый завод в Плауэне.
И небольшая подборка РzКрfw IV Ausf. F1 на Восточном фронте:
ИзображениеИзображениеИзображение
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 30 сен 2017, 20:41

PzKpfw IV Ausf. F2.


В месяцы, предшествовавшие началу операции "Барбаросса" рассматривалась возможность вооружения танков РzKpfw IV 50-мм орудием с длиной ствола 42 калибра, аналогичного устанавливавшемуся на танках РzKpfw III. Этим проектом чрезвычайно заинтересовался Гитлер, поскольку представлялась возможность перевести "четверку" из разряда машин огневой поддержки в категорию основных боевых танков. Однако опыт войны в России сделал очевидным не только тот факт, что немецкое 50-мм орудие уступает 76-мм советскому, но и полную неспособность пушки калибра 50-мм с длиной ствола 42 калибра пробивать броню советских танков. Более перспективной виделось вооружение танков РzKpfw IV 50-мм орудиями с длиной ствола 60 калибров, одна такая экспериментальная машина была построена.
ИзображениеИзображение - общий вид и фото единственного построенного экземпляра РzKpfw IV с 50-мм орудием.
История с вооружением танков в полной мере показала неготовность Германии к ведению длительной войны, об этом же говорит и отсутствие готовых проектов танков второго поколения. На моральном духе солдат и офицеров Панцерваффе сильно отразилось неприятное открытие подавляющего превосходства в характеристиках танков, состоявших на вооружении Красной Армии. Проблема восстановления паритета приобрела исключительную важность. Пушками с длиной ствола 60 калибров стали вооружаться танки РzKpfw III, поскольку башенный погон "четверки" имел больший диаметр, чем погон "тройки", то в случае установки на РzKpfw IV 50-мм орудия с длиной ствола 60 калибров получалось слишком большое шасси со слишком маленькой пушкой. Башня "четверки" могла выдерживать больший, чем у короткоствольной 75-мм пушки, импульс отдачи, представлялась возможность установить на танк 75-мм орудие с высоким давлением в канале ствола.
Выбор был сделан в пользу 75-мм пушки КwK-40 С длиной ствола 43 калибра и дульным тормозом, снаряд которой мог пробивать бороню толщиной до 89 мм при угле встречи 30 градусов. После того, как на PzKpfw IV стали устанавливать такие пушки, обозначение машины сменилось на РzKpfw IV Ausf. F2, в то время как машины той же модификации, но вооруженные короткоствольными пушками, получили обозначение Ausfuhrung F1.
Изображение - проекция вид сбоку РzKpfw IV Ausf. F2.
Боекомплект к пушки состоял из 87 снарядов, 32 из них размещалось в надстройке корпуса, 33 - в корпусе танка. Среди более мелких внешних отличий танков Ausfuhrung F2 - отсутствие наблюдательных приборов в бортовых башенных люках и увеличенный бронекожух противооткатного механизма.
ИзображениеИзображение - детали конструкции корпуса РzKpfw IV Ausf. F2.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции башни, вооружения и оптических приборов РzKpfw IV Ausf. F2. На фото - РzKpfw IV Ausf. F2 в полевой ремонтной мастерской, орудие снято и можно рассмотреть его конструкцию.
Танки Ausfuhrung F2 поступили на вооружение в начале 1942 года и доказали на практике свою способность бороться с советскими Т-34 и КВ, хотя бронирование "четверок" по меркам Восточного фронта все еще оставалось недостаточным. Возросшая до 23,6 т масса танка несколько ухудшила его характеристики.
В вариант Ausfuhrung F2 переоборудовано 25 танков РzKpfw IV Аusf. F, еще порядка 180 машин построено "с нуля", выпуск прекращен летом 1942 года. №№ шасси танков, построенных фирмой "Крупп" - 82396-82500, №№ шасси танков постройки фирмы "Вомаг" - 82565-82600 . №№ шасси танков постройки фирмы "Нибелунгенверке" - 82614-82700.
Фотоподборка танков РzKpfw IV Ausf. F2:
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение - на этих фото танки позднего выпуска, но на последнем снимке - машина ранних выпусков, захваченная англичанами в ходе боевых действий в Африке. Все фото датируются 1942 годом.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 23 апр 2018, 21:38

РzКрfw IV Аusf. G


Попытки усилить защищенность танка привели к появлению в конце 1942 года модификации Ausfhrung G. Конструкторы знали, что лимит массы, которую способна выдержать ходовая часть, уже выбран, поэтому пришлось пойти на компромиссное решение - демонтировать 20-мм бортовые жраны, ставившиеся на все "четверки", начиная с модели "Е", одновременно увеличив базовую броню корпуса до 30 мм, а за счет сэкономленной массы установили в лобовой части накладные экраны толщиной 30 мм. Еще одной мерой но повышению защищенности танка стала установка на борта корпуса и башню съемных противокумулятивных экранов ("sсhurzen") толщиной 5 мм. Навеска экранов увеличивала массу машины примерно на 500 кг. Кроме того, однокамерный дульный тормоз пушки заменили более эффективным двухкамерным.
Изображение - РzКрfw IV Аusf. G с 43-калиберной 75-мм пушкой.
ИзображениеИзображениеИзображение - особенности конструкции башни и орудия танка модификации Ausf. G, а также крепление траков в качестве доп. защиты и фото танка с полным комплектом накладной брони и экранов на корпусе и башне.
Внешний облик машины претерпел также ряд других изменений: вместо кормовой дымопусковой установки по углам башни стали монтироваться строенные блоки дымовых гранатометов, были ликвидированы отверстия для пуска сигнальных ракет в люках механика-водителя и стрелка.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции корпуса танков РzКрfw IV Аusf. G.
К концу серийного выпуска танков РzКрfw IV Аusf. G их штатным основным оружием стало 75-мм орудие с длиной ствола 48 калибров, люк командирской башенки стал одностворчатым. Танки РzКрfw IV Аusf. G поздних выпусков внешне практически идентичны ранним машинам
модификации Аusf. Н. С мая 1942 года по июнь 1943 года было изготовлено 1 687 танков модели Аusf. G - впечатляющая цифра, если учитывать, что за пять лет, с конца 1937 по лето 1942 года построили 1 300 РzКрfw IV всех модификаций (Аusf. А-F2), №№ шасси - 82701-84400.
ИзображениеИзображение - проекции видов сбоку, сверху, спереди и сзади танка РzКрfw IV Аusf. G.
ИзображениеИзображение - один из первых серийных РzКрfw IV Аusf. G.
ИзображениеИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение - фото танков РzКрfw IV Аusf. G.
В 1944 году был изготовлен танк РzКрfw IV Аusf. G с гидростатическим приводом ведущих колес. Конструкцию привода разработали специалисты фирмы "Цанрадфабрик" в Аугсбурге. Основной двигатель "Майбах" приводил в действие две масляных помпы, которые, в свою очередь, активизировали два гидромотора, соединенных выходными валами с ведущими колесами. Вся силовая установка размещалась в кормовой части корпуса, соответственно и ведущие колеса имели заднее, а не обычное для РzКрfw IV переднее, расположение. Управление скоростью движения танка осуществлял механик-водитель, контролируя давление масла, создаваемое помпами. После войны экспериментальная машина попала в США и испытывалась специалистами фирмы "Виккерс" из Детройта, эта фирма в то время занималось работами в области гидростатических приводов. Испытания пришлось прервать из-за отказов материальной части и нехватки запасных частей. В настоящее время танк РzКрfw IV Аusf. G с гидростатическим приводами ведущих колес экспонируется в танковом музее армии США, Абердин, шт. Мериленд.
ИзображениеИзображение - РzКрfw IV Аusf. G с гидростатическим приводом ведущих колес (общий вид и фото).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 PzKpfw.IV (Sd.Kfz 161) - история, модификации, боевое применение

Сообщение Scharnhorst » 07 авг 2018, 15:49

Рz.Крfw IV Аusf. H
(Sd.Kfz 161/2)


Установка длинноствольной 75-мм оказалась довольно противоречивой мерой. Пушка привела к чрезмерной перегрузке передней части танка, передние рессоры находились под постоянным давлением, танк приобрел тенденцию к раскачке даже при движении по ровной поверхности. От неприятного эффекта удалось избавиться на модификации Аusfrung H, запушенной в производство в марте 1943 года.
ИзображениеИзображение - проекции танка Рz.Крfw IV Аusf. H.
На танках этой модели была до 80 мм усилена интегральная броня лобовой части корпуса, надстройки и башни. Танк Рz.Крfw IV Аusf. H весил 26 т и даже несмотря на применение новой трансмиссии SSG-77, его характеристики оказались ниже, чем у "четверок" предшествующих моделей, так скорость движения по пересеченной местности снизилась не менее, чем на 15 км, возросло удельное давление на грунт, упали разгонные характеристики машины. На экспериментальном танке Рz.Крfw IV Аusf. H испытывалась гидростатическая трансмиссия, однако в серийное производство танки с такой трансмиссией не пошли.
В процессе производства на танки модели Ausf. Н внедрялось множество мелких доработок, в частности стали ставить полностью стальные ролики без обрезинки, менялась форма ведущих колес и ленивцев, на командирской башенке появилась турель под зенитный пулемет МG-34 ("Fligerbeschussgerat 42" - установка зенитного пулемета), были ликвидированы башенные амбразуры для стрельбы из пистолетов и отверстие в крыше башни для пуска сигнальных ракет.
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции корпуса танков Рz.Крfw IV Аusf. H;
ИзображениеИзображениеИзображение - детали конструкции башни, бортовых и башенных экранов, а также ходовой части танка.
ИзображениеИзображение - новое ведущее колесо, поддерживающие ролики без обрезинки и новый ленивец танка Рz.Крfw IV Аusf. H.
Танки Аusf.H стали первыми "четверками", на которых стала применяться циммеритная антимагнитная обмазка: циммеритом должны были покрываться только вертикальные поверхности танка, однако на практике обмазка наносилась на все поверхности, до которых мог дотянуться стоящий на земле пехотинец, с другой стороны - встречались и танки, на которых циммеритом покрывался только лоб корпуса и надстройки. Циммерит наносили как на заводах, так и в полевых условиях.
Танки модификации Ausf. Н стали самыми массовыми среди всех моделей Рz.Крfw IV - их построено 3 774 экземпляра, выпуск прекратился летом 1944 года. Заводские №№ шасси - 84401-89600, часть из этих шасси послужило базой для постройки штурмовых орудий.

Небольшая фотоподборка Рz.Крfw IV Аusf. H:
ИзображениеИзображениеИзображение
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкая бронетанковая техника Второй мировой (1939-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость