История создания танка.
PzKpfw VI Tiger Ausf. В, без сомнения, был выдающимся тяжелым танком 2-й Мировой войны. Союзники не располагали аналогичным танком. Главным врагом "Королевского Тигра" были авиация, проблемы со снабжением, нехватка ремонтных мощностей и запасных частей, а также низкая надежность двигателя и трансмиссии. Выпущенный в небольшом количестве "Королевский Тигр" не оказал серьезного влияния на ход Второй Мировой войны.
Профессор Порше и фирма "Henschel" соревнуются в создании танка.
Немцы хорошо усвоили урок, который им преподали русские танки, поэтому Управление вооружений сухопутных войск приняло решение создать новый немецкий танк, который был бы больше и мощнее любого танка, состоявшего на вооружении союзнических армий. Хотя Гитлеру больше нравилась идея оснастить Панцерваффе сверхтяжелыми танками, многие танкисты полагали, что во всем следует соблюдать меру и что в танке должно гармонично сочетаться мощность вооружения, толщина брони и скорость хода. Необходимость в новом танке становилась все более насущной, поскольку положение на всех фронтах с каждым днем становилось все более и более угрожающим. Действительно, потребность в скоростных танках, способных на молниеносные прорывы отпала. Теперь задача заключалась в том, чтобы удержать в руках то, что уже было захвачено. Поэтому было разработано техническое задание на более медленный, но зато лучше защищенный и вооруженный, чисто оборонительный танк. Результатом работ стал самый большой боевой танк Второй Мировой войны - "Королевский Тигр", PzKpfw VI Tiger Ausf. В (Sd.Kfz 182). Всего немцы успели построить около 500 этих 68-тонных колоссов. Выпуск "Королевских Тигров" был организован на предприятиях Хеншеля и продолжался с января 1944 по март 1945 года.
Работы по созданию танка начались осенью 1942 года, после того, как Управление вооружений выдало в августе 1942 года техническое задание на этот танк. В конфигурации брони "Королевского Тигра", равно как и "Пантеры", очевидно, просматривается влияние Т-34, с его наклонной броней. Внешне "Королевский Тигр" разительно отличался от угловатого "Тигра".
Как и ори создании "Тигра", главным конкурентом Хеншеля был Порше. Обе фирмы получили задание разместить в танковой башне новую длинноствольную пушку 8.8 cm Рак 43/2 L/71. После того, как 88-мм зенитка оказалась необычайно эффективной в борьбе с брoнетехникой противника, стало ясно, что именно эта пушка станет основным вооружением немецких тяжелых танков и тяжелых самоходных орудий. Вооруженный 8.8 cm KwK L/56 танк PzKpfw VI Ausf. E (SdKfz 181) показал свое значительное превосходство над танками союзников. Работы по развитию пушки увенчались появлением 8.8 cm Рак 43 L/71 и ее модификации Рак 43/1, 43/2 и 43/3. Увеличив длину ствола до 71 калибра, удалось добиться еще большей точности огня и бронепробиваемости.
История использования 88-мм пушки на немецкой бронетехнике началась появлением проекта PzKpfw VI VK 4501 (Р) (VK - Vollketten "гусеничный», 45 — 45 тонн массы, 01 — номер в серии, Р — Porsche). Параллельно "Тигр" разрабатывался фирмой "Хеншель унд Зон" из Касселя. Этот проект назывался PzKpfw VI VK 4501 (Н). Именно проект "Хеншеля" послужиш основой для будущет "Тигра», тогда как проект "Порше" завершился созданием самоходной установки "Фердинанд". "Тигр" (Р) предполагалось вооружить пушкой 8.8 cm KwK L/56, а в качестве альтернативы рассматривалась пушка Flak 41.
В ноябре 1941 года Управление воорeжениq заказало на фирме "Крупп унд Зон" новую 88-мм пушку, получившую название 8.8 cm KwK L/7I. По предложению Гитлера пушку Flak 41 приспособили на роль танковой пушки, присвоив ей название 8,8 cm KwK 41. Планировалось развернуть серийный выпуск новой пушки в октябре 1942 года. Тактико-технические данные пушки были такие:
- Калибр 88 мм
- Начальная скорость снаряда (PzGr 39) 1020 м/с
- Бропепробиваемость на дистанции 1000 м - 140 мм.
В июле 1942 года Управление вооружений решило продолжить работы над Flak 41. Так была создана пушка 8,8 cm Рак 43. Тактико-технические данные этой пушки должны были составить:
- Калибр 88 мм
- Длина ствола 72 калибра.
- Начальная скорость снаряда (PzGr 39) - 1 000 м/с.
- Бропепробиваемость на дистанции 1 000 м - 160 мм.
Работу над пушкой вела фирма "Фридрих Крупп АГ" в Эссене и «Рейнметалл-Борзиг АГ" в Дюссельдорфе. В феврале 1943 года был готов первый экземпляр Рак 43, а в марте 1943 года выпустили 23 экземпляра серии Рак 41. Первые две КwК 43 были готовы в октябре 1943 года.
Все перечисленные модели имели ствол длинной 71 калибр.
"Тигр" (Р) проектировался под 88-мм пушку L/56, но приказом комиссии по дeлам танковых войск от 14.07.1942 года на самоходное орудие «Фердинанд» установили длинноствольную L/71. Эту же пушку предполагалось поставить на "Ягдпантеру" и "Королевский Тигр".
Уже осенью 1942 года Управление вооружений выдало техническое задание на новый тяжельгй танк, призванный заменить в будущем "Тигра". Разработку нового танка поручили фирмам "Порше", "Хеншель" и "Крупп" (башня).
Фирма "Порше" представила дальнейшее развитие проекта VK 4501(P). Новому танку сначала присвоили название PzKpfw VI (VK 4501 (Р)) Ausf. Р, а затем изменили его на PzKpfw "Tiger" Р2. Вторая модель имела продолговатую башню, смещенную ближе к корме танка, силовое отделение размещались в центральной части.
- варианты танка VK 4502(P) с передним и задним расположением башни.
Новый проект предусматривал возможность установки разных двигателей и башен. Фирма "Порше» в своей внутренней документации обозначала танк как Тип 180А и Тип 180В. тогда как вариант с гидравлической трансмиссией "Voith II" обозначался как Тип 181А, В или С. Все пять вариантов проекта имели следующие особенности:
Тип 180А оснащался двумя 10-иилиндровыми карбюраторными двигателями 101/3 фирмы "Порше" рабочим объемом по 15 000 смЗ и мощностью 270 л.с, при 2 000 об./мин. Двигатели приводили в движение генераторы электрического тока, а те запитывали ведущие электродвигатели. Однако использование подобной трансмиссии на танке было немыслимо, поскольку из-за полной морской блокады Германия все острее и острее ощущала нехватку меди.
Тип 180В оснащался двумя 10-пилиндровыми карбюраторными двигателями 101/4 фирмы "Порше" рабочим объемом по 15000 смЗ и мощностью 300 л.с. при 2000 об./мин. Двигатели приводили в движение генераторы электрического тока, а те запитывали ведущие электродвигатели.
Тип 181А оснащался двумя 10-цилиндровыми карбюраторными двигателями 101/ 4 фирмы "Порше" рабочим объемом по 15 000 см3 и мощностью 300 л.с. при 2 000 об./мин.
Тип 181В оснащался двумя 16-цилиндровыми дизелями "Порше-Дойц" объемом по 59 600 смЗ и мощностью 370 л.с. при 2 000 об./мин.
Тип 181С оснащался 16-цилиндровым дизелем "Порше" объемом 37 000 смЗ и мощностью 720 л.с. при 1 900 об./мин.
В проектах Тип 180 ширина гусеницы составляла 700 мм, а Тип 181 — 600 мм. Башня для нового ганка, называемая в позднейшей литературе "башня Порше", оснащалась пушкой 8,8 cm KwK 43 L/7I. В действительности, эта башня была сконструирована фирмой "Крупп" лишь при участии "Порше". Башня имела электрический привод. Несмотря на неясную ситуацию, "Порше" изготовила серию из 50 башен.
8 и 9 сентября 1942 года на совещании с участием Гитлера и министра вооружений Шпеера было решено, что «Порше» не будет выпускать "Тигры". Эта задача целиком передавалась в руки фирмы "Хеншель". На базе уже изготовленных шасси VК. 45.02(Р) было решено построить самоходные установки "Фердинанд", вооруженные пушкой 8.8 cm РаК.43/2 L/71.
27 ноября 1942 года фирма "Порше" получила от Шпеера разрешение на сборку трех экземпляров VK 45.02(Р). Фердинад Порше был гениальным инженером, но военные трудности привели к тому, что в боевых частях германской армии из его работ оказалось только 90 "Фердинандов" и один VK 45.02.
- компоновка танка VK 4502(P).
Фирма "Хеншель", которая уже с апреля 1942 года серийно выпускала "Тигры", создавала альтернативный "Порше" проект танка с пушкой L/71. Проект получил обозначение VK 45.02(H). В октябре 1942 года проект, уже под названием VK 45.03, все еще заметно напоминал "Тигр". В январе 1943 года было решено унифицировать новый "Тигр" с разрабатываемым фирмой "МАN" проектом "Пантеры II". Выпущенные "Порше" башни решили установить на первые серийные танки, при этом башня вместо электрического получала гидравлический привод. В дальнейшем название танка несколько раз меняли, пока 2 июня 1943 года не появилось название PzKpfw VI Ausf. В, a 11 декабря 1944 года танку присвоили название «Королевский Тигр» ("Koenigstiger"). Параллельно разрабатывался вариант командирского танка — PzBefWg VI Ausf. В. В окончательном варианте (чертежи утверждены 12 января 1943 года), танк получил лобовую броню толщиной 150 мм, перископ механика-водителя, похожий на тот, что стоял на "Пантере" Ausf. G, н курсовой пулемет в шаровой установке, как на "Пантере". Кроме того, был готов проект так называемой "серийной башни", которую предполагалось ставить на танки после того, как закончатся 50 башен "Порше".
Первый прототип "Tiger" Ausf. В VI покинул сборочный цех фирмы "Хеншель" в начале октября 1943 года. Машину доставили на полигон Арис, где ее осмотрел фюрер. В декабре 1943 года завершили сборку второго и третьего прототипов (V2 и V3). К серийному выпуску был рекомендован танк, созданный фирмой Хеншель - VK 4503(H). Любопытно, что первоначальный вариант этого танка также был отвергнут.
- первый и второй прототипы танка "Тигр" II с башней Порше.
В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой чаcти (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наслeдство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель "Мауbасh" НL 230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По-"пантерoвски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".