PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

История, матчасть, боевое применение.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 13 авг 2017, 22:09

История создания танка.


PzKpfw VI Tiger Ausf. В, без сомнения, был выдающимся тяжелым танком 2-й Мировой войны. Союзники не располагали аналогичным танком. Главным врагом "Королевского Тигра" были авиация, проблемы со снабжением, нехватка ремонтных мощностей и запасных частей, а также низкая надежность двигателя и трансмиссии. Выпущенный в небольшом количестве "Королевский Тигр" не оказал серьезного влияния на ход Второй Мировой войны.

Профессор Порше и фирма "Henschel" соревнуются в создании танка.


Немцы хорошо усвоили урок, который им преподали русские танки, поэтому Управление вооружений сухопутных войск приняло решение создать новый немецкий танк, который был бы больше и мощнее любого танка, состоявшего на вооружении союзнических армий. Хотя Гитлеру больше нравилась идея оснастить Панцерваффе сверхтяжелыми танками, многие танкисты полагали, что во всем следует соблюдать меру и что в танке должно гармонично сочетаться мощность вооружения, толщина брони и скорость хода. Необходимость в новом танке становилась все более насущной, поскольку положение на всех фронтах с каждым днем становилось все более и более угрожающим. Действительно, потребность в скоростных танках, способных на молниеносные прорывы отпала. Теперь задача заключалась в том, чтобы удержать в руках то, что уже было захвачено. Поэтому было разработано техническое задание на более медленный, но зато лучше защищенный и вооруженный, чисто оборонительный танк. Результатом работ стал самый большой боевой танк Второй Мировой войны - "Королевский Тигр", PzKpfw VI Tiger Ausf. В (Sd.Kfz 182). Всего немцы успели построить около 500 этих 68-тонных колоссов. Выпуск "Королевских Тигров" был организован на предприятиях Хеншеля и продолжался с января 1944 по март 1945 года.
Работы по созданию танка начались осенью 1942 года, после того, как Управление вооружений выдало в августе 1942 года техническое задание на этот танк. В конфигурации брони "Королевского Тигра", равно как и "Пантеры", очевидно, просматривается влияние Т-34, с его наклонной броней. Внешне "Королевский Тигр" разительно отличался от угловатого "Тигра".
Как и ори создании "Тигра", главным конкурентом Хеншеля был Порше. Обе фирмы получили задание разместить в танковой башне новую длинноствольную пушку 8.8 cm Рак 43/2 L/71. После того, как 88-мм зенитка оказа­лась необычайно эффективной в борьбе с брoнетехникой противника, стало ясно, что именно эта пушка станет основным вооружением немецких тяжелых танков и тяжелых самоходных орудий. Вооруженный 8.8 cm KwK L/56 танк PzKpfw VI Ausf. E (SdKfz 181) показал свое значительное превосходство над танками союзников. Работы по развитию пушки увенчались появлением 8.8 cm Рак 43 L/71 и ее модификации Рак 43/1, 43/2 и 43/3. Увеличив длину ствола до 71 калибра, удалось добиться еще большей точности огня и бронепробиваемости.
История использования 88-мм пушки на немецкой бронетехнике началась появлением проекта PzKpfw VI VK 4501 (Р) (VK - Vollketten "гусеничный», 45 — 45 тонн массы, 01 — номер в серии, Р — Porsche). Параллельно "Тигр" разрабатывался фирмой "Хеншель унд Зон" из Касселя. Этот проект назывался PzKpfw VI VK 4501 (Н). Именно проект "Хеншеля" послужиш основой для будущет "Тигра», тогда как проект "Порше" завершился созданием самоходной установки "Фердинанд". "Тигр" (Р) предполагалось вооружить пушкой 8.8 cm KwK L/56, а в качестве альтернативы рассматривалась пушка Flak 41.
В ноябре 1941 года Управление воорeжениq заказало на фирме "Крупп унд Зон" новую 88-мм пушку, получившую название 8.8 cm KwK L/7I. По предложению Гитлера пушку Flak 41 приспособили на роль танковой пушки, присвоив ей название 8,8 cm KwK 41. Планировалось развернуть серийный выпуск новой пушки в октябре 1942 года. Тактико-технические данные пушки были такие:
- Калибр 88 мм
- Начальная скорость снаряда (PzGr 39) 1020 м/с
- Бропепробиваемость на дистанции 1000 м - 140 мм.
В июле 1942 года Управление вооружений решило продолжить работы над Flak 41. Так была создана пушка 8,8 cm Рак 43. Тактико-технические данные этой пушки должны были составить:
- Калибр 88 мм
- Длина ствола 72 калибра.
- Начальная скорость снаряда (PzGr 39) - 1 000 м/с.
- Бропепробиваемость на дистанции 1 000 м - 160 мм.
Работу над пушкой вела фирма "Фридрих Крупп АГ" в Эссене и «Рейнметалл-Борзиг АГ" в Дюссельдорфе. В феврале 1943 года был готов первый экземпляр Рак 43, а в марте 1943 года выпустили 23 экземпляра серии Рак 41. Первые две КwК 43 были готовы в октябре 1943 года.
Все перечисленные модели имели ствол длинной 71 калибр.
"Тигр" (Р) проектировался под 88-мм пушку L/56, но приказом комиссии по дeлам танковых войск от 14.07.1942 года на самоходное орудие «Фердинанд» установили длинноствольную L/71. Эту же пушку предполагалось поставить на "Ягдпантеру" и "Королевский Тигр".
Уже осенью 1942 года Управление вооружений выдало техническое задание на новый тяжельгй танк, призванный заменить в будущем "Тигра". Разработку нового танка поручили фирмам "Порше", "Хеншель" и "Крупп" (башня).
Фирма "Порше" представила дальнейшее развитие проекта VK 4501(P). Новому танку сначала присвоили название PzKpfw VI (VK 4501 (Р)) Ausf. Р, а затем изменили его на PzKpfw "Tiger" Р2. Вторая модель имела продолговатую башню, смещенную ближе к корме танка, силовое отделение размещались в центральной части.
ИзображениеИзображение - варианты танка VK 4502(P) с передним и задним расположением башни.
Новый проект предусматривал возможность установки разных двигателей и башен. Фирма "Порше» в своей внутренней документации обозначала танк как Тип 180А и Тип 180В. тогда как вариант с гидравлической трансмиссией "Voith II" обозначался как Тип 181А, В или С. Все пять вариантов проекта имели следующие особенности:
Тип 180А оснащался двумя 10-иилиндровыми карбюраторными двигателями 101/3 фирмы "Порше" рабочим объемом по 15 000 смЗ и мощностью 270 л.с, при 2 000 об./мин. Двигатели приводили в движение генераторы электрического тока, а те запитывали ведущие электродвигатели. Однако использование подобной трансмиссии на танке было немыслимо, поскольку из-за полной морской блокады Германия все острее и острее ощущала нехватку меди.
Тип 180В оснащался двумя 10-пилиндровыми карбюраторными двигателями 101/4 фирмы "Порше" рабочим объемом по 15000 смЗ и мощностью 300 л.с. при 2000 об./мин. Двигатели приводили в движение генераторы электрического тока, а те запитывали ведущие электродвигатели.
Тип 181А оснащался двумя 10-цилиндровыми карбюраторными двигателями 101/ 4 фирмы "Порше" рабочим объемом по 15 000 см3 и мощностью 300 л.с. при 2 000 об./мин.
Тип 181В оснащался двумя 16-цилиндровыми дизелями "Порше-Дойц" объемом по 59 600 смЗ и мощностью 370 л.с. при 2 000 об./мин.
Тип 181С оснащался 16-цилиндровым дизелем "Порше" объемом 37 000 смЗ и мощностью 720 л.с. при 1 900 об./мин.
В проектах Тип 180 ширина гусеницы составляла 700 мм, а Тип 181 — 600 мм. Башня для нового ганка, называемая в позднейшей литературе "башня Порше", оснащалась пушкой 8,8 cm KwK 43 L/7I. В действительности, эта башня была сконструирована фирмой "Крупп" лишь при участии "Порше". Башня имела электрический привод. Несмотря на неясную ситуацию, "Порше" изготовила серию из 50 башен.
8 и 9 сентября 1942 года на совещании с участием Гитлера и министра вооружений Шпеера было решено, что «Порше» не будет выпускать "Тигры". Эта задача целиком передавалась в руки фирмы "Хеншель". На базе уже изготовленных шасси VК. 45.02(Р) было решено построить самоходные установки "Фердинанд", вооруженные пушкой 8.8 cm РаК.43/2 L/71.
27 ноября 1942 года фирма "Порше" получила от Шпеера разрешение на сборку трех экземпляров VK 45.02(Р). Фердинад Порше был гениальным инженером, но военные трудности привели к тому, что в боевых частях германской армии из его работ оказалось только 90 "Фердинандов" и один VK 45.02.
Изображение - компоновка танка VK 4502(P).
Фирма "Хеншель", которая уже с апреля 1942 года серийно выпускала "Тигры", создавала альтернативный "Порше" проект танка с пушкой L/71. Проект получил обозначение VK 45.02(H). В октябре 1942 года проект, уже под названием VK 45.03, все еще заметно напоминал "Тигр". В январе 1943 года было решено унифицировать новый "Тигр" с разрабатываемым фирмой "МАN" проектом "Пантеры II". Выпущенные "Порше" башни решили установить на первые серийные танки, при этом башня вместо электрического получала гидравлический привод. В дальнейшем название танка несколько раз меняли, пока 2 июня 1943 года не появилось название PzKpfw VI Ausf. В, a 11 декабря 1944 года танку присвоили название «Королевский Тигр» ("Koenigstiger"). Параллельно разрабатывался вариант командирского танка — PzBefWg VI Ausf. В. В окончательном варианте (чертежи утверждены 12 января 1943 года), танк получил лобовую броню толщиной 150 мм, перископ механика-водителя, похожий на тот, что стоял на "Пантере" Ausf. G, н курсовой пулемет в шаровой установке, как на "Пантере". Кроме того, был готов проект так называемой "серийной башни", которую предполагалось ставить на танки после того, как закончатся 50 башен "Порше".
Первый прототип "Tiger" Ausf. В VI покинул сборочный цех фирмы "Хеншель" в начале октября 1943 года. Машину доставили на полигон Арис, где ее осмотрел фюрер. В декабре 1943 года завершили сборку второго и третьего прототипов (V2 и V3). К серийному выпуску был рекомендован танк, созданный фирмой Хеншель - VK 4503(H). Любопытно, что первоначальный вариант этого танка также был отвергнут.
ИзображениеИзображениеИзображение - первый и второй прототипы танка "Тигр" II с башней Порше.
В ходовой части применили девять сдвоенных опорных катков с внутренней амортизацией. Часть деталей ходовой чаcти (в частности ведущих колес) заимствовали у "Тигра" и "Пантеры". В наслeдство от последней новой машине достался 700-сильный двигатель "Мауbасh" НL 230Р30 и система охлаждения с четырьмя радиаторами, расположенными попарно слева и справа от двигателя. По-"пантерoвски" в силовом отделении разместили и вентиляторы. У "Тигра" заимствовали карданный вал, а маску пушки и установку курсового пулемета унифицировали с "Пантерой II".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 15 авг 2017, 14:58

Производство "Королевских Тигров"

Серийное производство началось в январе 1944 года.
Какое-то время выпуск "Королевского Тигра" шел параллельно с выпуском старoго "Тигра", однако в середине 1944 года прoизводство "Тигра» было свернуто, а высвободившиеся мощности направлены для выпуска "Тигра II". Планировалось довести месячный выпуск "Королевских Тигров" до 140 штук, однако реальные цифры были значительно ниже. К концу мая 1944 года планировалось изготовить 191 танк, но постоянные бомбардировки и нехватка сырья привели к тому, что план удалось выполнить только на четверть (49 машин). Принято заказчиком бььло еще меньше — 38. В октябре 1943 года фирма "Хеншель" получила заказ на 1 234 танка Аusf В (плюс три прoтотипа— всего 1 237 машин). Когда территорию завода оккупировали американцы, Управление вооружений успело принять 492 танка (по другим данным 480 или 477). Еще восемь машин в тот момент находились на финальной стадии сборки. Последний транспорт с башнями, изготовленными фирмой "Вегманн Ваггонфабрик АГ" в Касселе, прибыл 22 марта 1945 года.
ИзображениеИзображение - проекция "вид справа" и фото серийного танка "Королевский Тигр" с башней Порше.
Очевидно, что это было намного меньше того количества, на которое рассчитывал Гитлер. Авиация союзников немало сделала для того, чтобы подорвать немецкое танкостроение. Наиболее сильный удар по выпуску "Королевских Тигров" союзники нанесли в конце 1944 года, разбомбив несколько танковых заводов. В результате выпуск "Королевских Тигров" упал на половину. Из-за своей малочисленности "Королевские Тигры" не смогли как-нибудь заметно повлиять на ход войны. Но если на стратегическом уровне "Королевские Тигры" не могли что-либо изменить, на тактическом уровне новые тяжелые танки часто показывали себя очень неплохо, поскольку у союзников не было эффективного оружия против "Тигров II".
Как упомянуто выше, на первых 50 танках устанавливались башни конструкции Порше. Первые же бои с участием "королевских тигров" выявили у нее некоторые недостатки, например, склонность снарядов к рикошету вниз при попадании в нижнюю часть маски. Такие рикошеты грозили пробоиной в относительно тонкой крыше корпуса. К маю 1944 года фирма "Крупп" разработала новую башню, которую начали устанавливать на танки с 51-й машины. Эта башня имела прямую 180-мм лобовую плиту, исключавшую возможность рикошета. Больший забронированный объем новой башни позволил увеличить боекомплект с 77 до 84 выстрелов.
ИзображениеИзображение - первые серийные экземпляры "Королевского Тигра" с башней "Хеншель".
Помимо замены башни, ставшей наиболее крупной модернизацией, в конструкцию танка в процессе серийного производства вносились и другие, более мелкие, изменения. Была усовершенствована конструкция пушки, усилено бронирование моторного отделения, установлен новый прицел. В конце ноября 1944 года на "Королевских Тиграх" появилась новая гусеница Kgs 73/800/152, а в марте 1945 года внедрили бескомпрессорную продувку канала ствола пушки. Она осуществлялась воздухом из специального цилиндра, куда тот нагнетался с помощью энергии отката орудия. К этому же времени пулеметы МG 34 заменили на МG 42, а шаровую установку курсового пулемета — на устaновку пистолета-пулемета МР 40. По мере приближения конца войны в конструкцию танка вносилось все больше упрощений. На машинах последних выпусков, например, отсутствовала даже внутренняя окраска. В течение всего серийного производства предпринимались неоднократные, но безуспешные попытки усовершенствовать бортовые передачи и двигатель танка.
В среднем на сборку одного танка уходило до 14 дней. При этом от 18 до 22 машин одновременно находилось в сварочном цеху, а 10 — в сборочном. Что касается расхода материала, то на изготовление одного "Королевского Тигра" уходило 119 798 кг стали (для сравнения на одну "Пантеру" — 77 469 кг).
Изображение - "Королевский Тигр" с башней Порше во время испытаний средств эвакуации подбитых машин на Куммерсдорфском полигоне, 1944 год. Как видно по фото, для вытаскивания застрявшего/подбитого "Тигра II" нужен был явно не один тягач и немало довольно толстых тросов.
В начале 1945 года 10 танков с башней Неnschel были переоборудованы в командирские. Сократив боекомплект до 63 выстрелов и демонтировав спаренный пулемет, на освободившемся месте разместили радиостанции FuG 5 и FuG 7 (вариант Sd.Kfz. 267) или FuG 5 и FuG 8 (вариант Sd.Kfz. 268). Переделкой занималась фирма "Wegmann". Первый командирский танк "Panzerbefehlswagen Tiger II" покинул заводской цех 3 февраля 1945 года.

Несостоявшийся "Тигр II" со 105-мм пушкой.


В конце 1944 года фирма "Krupp" приступила к проектированию танка "Тигр II", вооруженного 105-мм пушкой с длиной ствола 68 калибров. Пушка размещалась в стандартной "хеншелевской" башне. Бронебойный снаряд массой 15,6 кг покидал ее ствол с начальной скоростью 990 м/с. Этот проект реализован так и не был.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 19 авг 2017, 21:49

Описание конструкции танка.


Компоновка.


"Королевский Тигр" представлял собой внушительное зрелище и был для своего времени одним из самых совершенных танков. Однако общая компоновка "Королевского Тигра" осталась традиционной для немецкого танкостроения. Экипаж танка насчитывал пять человек, из которых трое помещались в башне.
Отделение управления находилось в передней части танка. В нем размещались главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота. Слева от коробки передач располагались органы управления танком, контрольные приборы и сиденье механика-водителя. Справа — курсовой пулемет, сиденье стрелка-радиста и часть боекомплекта пушки. Радиостанция также находилась в отделении управления — над коробкой передач и правой бортовой передачей.
ИзображениеИзображение - рабочие места механика-водителя и стрелка-радиста "Королевского Тигра".
Боевое отделение располагалось в средней части танка. Над боевым отделением на шариковой опоре размещалась башня, в которой устанавливались пушка и спаренный с ней пулемет. Слева от пушки располагались механизмы управления огнем, телескопический прицел, ножные педали для поворота башни от гидропривода и ножной спуск пулемета, сиденья наводчика и командира танка. Справа от пушки располагалось сиденье заряжающего. В нише башни и по стенкам корпуса в боевом отделении находился боекомплект.
На днище танка под вращающимся полом боевого отделения устанавливался гидропривод поворота башни и размещались два топливных бака.
В моторном отделении, располагавшемся в кормовой части корпуса, размещались двигатель, вентиляторы и радиаторы системы охлаждения, топливные баки.
Между моторным и боевым отделениями имелась противопожарная перегородка. Силовая установка танка "Тигр" Ausf.B была целиком заимствована у танка "Пантера", а трансмиссия — у танка "Тигр" Аusf E.
Изображение - компоновочная схема "Королевского Тигра".

Корпус.


Корпус танка по форме был идентичен корпусу танка "Пантера". Он изготавливался из катаных броневых плит, соединенных в шип и обваренных аустенитовыми электродами. В корпусе танка использовалось шесть типов плит толщиной от 150 до 25 мм. Верхний лобовой лист корпуса выполнялся сплошным и имел только амбразуру под шаровую установку курсового пулемета.
Изображение - лобовая плита "Королевского Тигра".
Корпус и башня были сконструированы таким образом, чтобы состоять из минимального количества бронеплит. Например, лобовая бронеплита башни была толщиной 180 мм, лобовая бронеплита корпуса была толщиной 150 мм и располагалась под углом 50 градусов, борта башни и корпуса изготавливались из бронеплит толщиной 80 мм, а днище и крыша - из бронеплит толщиной 40 мм (то есть толще, чем лобовая броня у
Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV (ранних модификаций). В донесениях разведки союзников говорилось, что корпус и башня "Королевского Тигра" отлично выдерживают все виды попаданий. Конструкция маски пушки на башне типа Хеншель исключала рикошет снарядов вниз, что грозило пробоиной в относительно тонкой крыше танка. Подобные рикошеты очень часто отмечались у танков с башней конструкции Порше.
Изображение - схема бронирования "Королевского Тигра".
В передней части крыши корпуса были смонтированы смотровые приборы механика-водителя и стрелка-радиста, защищенные броневыми П-образными скобами. В верхней части лобового листа слева сделан вырез, чтобы обеспечить механику-водителю максимальный обзор. Кроме того в передней части крыши корпуса имелись люки-лазы механика-водителя и стрелка-радиста. Для входа и выхода из танка крышки люков приподнимались вверх и отводились в сторону с помощью специального подъемно-поворотного механизма. Как и на танке "Пантера" люки-лазы были выполнены в крышке люка, предназначенного для монтажа и демонтажа трансмиссии. Между люками-лазами имелось вентиляционные отверстие закрытое броневым колпаком.
Кормовая часть корпуса делилась на три отсека внутренними водонепроницаемыми переборками. Два крайних при преодолении водных преград вброд могли заливаться водой. В центральный же отсек, где находился двигатель, вода не поступала.
Крайние отсеки закрывались сверху броневыми решетками, четыре из них служили для притока воздуха, охлаждавшего радиаторы, а две средних — для его отвода.
Изображение - вид на корму "Тигра II".
В крыше центрального отсека имелся люк, в крышке которого размещались две отдушины для притока воздуха к воздушным фильтрам, и три отверстия: для заливки воды в систему охлаждения, для доступа к горловине системы питания и для установки воздухоподводящей трубы при подводном вождении танка (системой ОПВТ было оснащено незначительное количество машин ранних выпусков).
Изображение - крыша МТО танка "Королевский Тигр" раннего выпуска.
В днище корпуса были предусмотрены люки для доступа к торсионам подвески, к спускным кранам систем питания, охлаждения и смазки, к водооткачивающей помпе и к спускной пробке картера коробки передач. Перед сиденьем стрелка-радиста в днище был оборудован аварий­
ный люк.
Верхняя ветвь гусеницы и вертикальная часть борта корпуса прикрывались 6-мм фальшбортом, который одновременно являлся подкрылком.
Главным недостатком танка был недостаточно мощный двигатель "МауЬаch" НP 230 Р 30 700, устaнавливаемый и на "Пантерах" поздних выпусков. Поэтому удельная мощность двигателя у "Королевского Тигра" была намного ниже, чем у "Пантеры".
Несмотря на то, что танк развивал по шоссе скорость до 38 км/ч, а по пересеченной местности мог двигаться со скоростью до 17 км/ч, по сравнению с обычным "Тигром" "Королевский Тигр" имел худшую маневренность, был тяжелее в управлении и расходовал слишком много топлива, хотя запас хода у "Королевского Тигра" был не­ намного меньше, чему "Тигра I".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 24 авг 2017, 22:34

Башня.


Башня танка — сварная, овальной обтекаемой формы с развитой кормовой нишей. Изготавливалась из катаных броневых листов, соединенных в шип. Лобовая бронеплита соединялась с бортовыми плитами замками типа "ласточкин хвост".
Борта и задняя стенка башни были наклонены под углом 25 градусов. На левом борту имелась выштамповка под командирскую башенку. На прототипах и первых серийных машинах ниже выштамповки располагался лючок для выброса стреляных гильз, который позже заварили, а затем и вовсе ликвидировали. Кроме того в обеих бортах имелись бойницы для стрельбы из личного оружия, которые также позже заваривались.
Передняя стенка башни представляла собой сварную выгнутую бронеплиту, имевшую переменную толщину — 80 мм в нижней части, затем резко уменьшавшуюся до 60 мм, а затем плавно — до 50 мм. В передней стенке башни имелись три выреза: центральный — для установки пушки, правый — для спаренного пулемета, левый — для телескопического прицела (на танках ранних выпусков, оснащавшихся бинокулярным прицелом, слева от пушки имелись два выреза).
Крыша башни состояла из трех листов: переднего и заднего наклонных, и центрального — горизонтального. На крыше устанавливалась командирская башенка с семью смотровыми приборами и рельсом для крепления зенитного пулемета. По конструкции она была аналогична башенке танка "Тигр" Аusf.Е поздних выпусков.
Справа от командирской башенки распoлагался прямоугольный посадочный люк заряжающего, а перед ним — прибор наблюдения. Кроме того, в крыше башни устанавливался вентилятор, имелись лючки для выброса стреляных гильз и установки устройства ближнего боя, а в кормовом листе — люк для монтажа и демонтажа пушки, закрывавшийся массивной крышкой на болтах, в которой, в свою очередь, имелся люк для погрузки боеприпасов и аварийного выхода из танка.
ИзображениеИзображение - компоновка и фото крыши башни "Порше".
Изображение - один из ранних "Королевских Тигров" с башней "Порше".
Начиная с 51-й машины была введена новая башня "типа Хеншель", отличавшаяся от вышеописанной башни "типа Порше" более простой конфигурацией, расположением люков и лючков в крыше, полным отсутствием каких-либо отверстий в бортах и отсутствием люка для демонтажа пушки в кормовом листе. Гнутый лобовой лист заменили сплошным прямым бронелистом толщиной 180 мм.
Наконец, ввели новую маску грушевидной формы, заимствованную у тяжелого танка "Пантера II". В новой башне пушка устанавливалась с некоторым смещением вправо от продольной оси танка. Диаметр башенного погона в свету составлял 1 850 мм.
Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом, заимствованным у танка "Тигр" Аusf.Е. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала. При 2 000 об/мин и включенной повышающей передаче башенного привода башня совершала полный оборот за 19 сек., при 1 000 об/мин и выключенной повышающей передаче — за 77 сек. В ручном режиме для полного оборота башни наводчику необходимо было сделать 700 оборотов маховика.
Изображение - компоновка башни "Хеншель".
Снаружи корпус и башня танка покрывались "циммеритом", поверх которого наносилась камуфляжная окраска, изнутри они были выкрашены в темно-желтый цвет.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 29 авг 2017, 16:06

Вооружение танка.


Основное вооружение "Королевского тигра" — пушка 8,8 сm КwК 43 калибра 88 мм, производившаяся на заводе фирмы "Fr.Gаrnу" во Франкфурте-на-Майне. Ствол орудия имел длину 71 калибр — 6 298 мм, вместе с дульным тормозом — 6 595 мм. Масса пушки — 1605 кг, а всей установки вместе с маской — 2 265 кг.
Начальная скорость бронебойного снаряда — 1 000 м/с. Предельная длина отката — 580 мм. Вертикальная наводка — в пределах от -8 до +15 градусов. Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Противооткатные устройства были смонтированы над стволом орудия и состояли из гидравлического тормоза отката (справа) и воздушно-жидкостного накатника (слева).
Изображение - казенная часть орудия 8,8 cm KwK 43 L/71.
Подъемный механизм пушки — винтового типа. В передней части башни крепились орудийные цапфы, высвобождая место для заряжающего, которому приходилось досылать в пушку длинные и тяжелые унитарные выстрелы (масса бронебойного босприпаса с баллистическим колпачком для пушки "Тигра" I составляла 12,5 кг, а для пушки "Королевского Тигра" - 16,4 кг).
Пушка уравновешивалась с помощью специального уравновешивающего механизма, располагавшегося в башне с правой стороны от пушки. Спусковой механизм электрического типа с предохранительным устройством.
Пушка 8,8 cm KwK 43 L/71 имeла колоссальную бронепробиваемость:
Расстояние Вертикальная Броня Броня под углом 30 гр.
100 м 250 мм 203 мм
1000 м 215 мм 165 мм
1500м 160 мм 148 мм (Все данные указаны для гомогенной брони).
Изображение - пушка 8,8 KwK 43 L/71.
В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Устройство продувки ствола заканчивалось двумя форсунками по обе стороны затворного кольца. Поток воздуха выдувал пороховые газы из зарядной каморы и предотвращал их поступление в боевое отделение.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет МG 34 (на танках последних выпусков — МG 42). Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в шаровой устaновке. На командирской башенке на рельсе устройства для зенитной стрельбы Fliegerbeschussgerat 42 можно было устaновить пулемет МG 34.
Танки "Королевский тигр" первонaчально оснащались бинокулярным телеcкопическим шарнирным прицелом TZF 9d1/1, а затем монокулярным телескопическим шарнирным прицелом с переменным увеличением TZF 9d. Шарнирное сoединение прицела обеспечивало свободу перемещения объективной части вместе со спаренной установкой пушки и пулeмета по всему диапазону вертикального угла обстрела при неподвижном окуляре. Окулярная часть прицела шарнирно подвешивалась к крыше башни и имела регулировку по высоте.
Изображение - монокулярный телескопический прицел TZF 9d.
Особенностью оптической схемы с переменным увеличением являлось наличие трех линз оборачивающей системы вместо двух, обычно применявшихся в танковых телескопических прицелах с постоянным увеличением. Первая линза оборачивающей системы была закреплена в корпусе прицела неподвижно. Вторая и третья линзы были связаны между собой кулисным механизмом и включались в оптическую схему попеременно. При включении второй линзы прицел давал 5-кратное увеличение с полем зрения 12,5 градуса, при включении третьей линзы 2,5-кратное увеличение с полем зрения 25 градусов.
Курсовой пулемет МG 34 оснащался 1,8-кратным телескопическим прицелом KZF 2.
Боекомплект пушки состоял из 84 (у первых 50 танков из 77) выстрелов, которые укладывались в нише башни (22) и нишах подбашенной коробки в отделении управления и боевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял 4 800 патронов.
ИзображениеИзображение - выстрелы к орудию 8,8-cm KwK 43 L/71 и стеллажи для размещения их в башне танка.
В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался "устройством ближнего боя" (Nahkampfgerat) — мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые, осколочные и осколочно-зажигательные снаряды. Мортирка располагалась в правой части крыши башни.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 03 сен 2017, 23:54

Двигатель и трасмиссия.


На танке "Тигр II" устанавливался 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель "Maybach" HL 230Р30 мощностью 700 л.с. (515 кВт) при 3 000 об/мин (на практике число оборотов не превышало 2 500). Диаметр цилиндра 130 мм, ход поршня 145 мм. Цилиндры располагались V-образно под углом 60 градусов. Степень сжатия 6,8. Сухая масса двигателя 1 300 кг.
ИзображениеИзображение - 12-цилиндровый карбюраторный четырехтактный двигатель "Maybach" HL 230Р30 (поперечный разрез с описанием и схемами сопутствующего оборудования).
Топливо — этилированный бензин с октановым числом не ниже 74. Емкость семи бензобаков 860 л. Подача топлива принудительная, с помощью двух диафрагменных насосов "Solех". Карбюраторов — четыре, марки "Sоlех" 52FFJIID.
Система смазки — циркуляционная, под давлением, с сухим картером. Циркуляция масла осуществлялась тремя шестеренчатыми насосами, из которых один нагнетающий и два отсасывающих.
Система охлаждения — жидкостная. Радиаторов четыре, соединенных по два последовательно. Емкость радиаторов — около 114 л. По обеим сторонам двигателя располагались вентиляторы типа "Zyklon". Для ускорения запуска двигателя в холодное время года предназначался термосифонный подогреватель, отапливаемый паяльной лампой, которая устанавливaлась с наружной стороны кормового листа корпуса.
Запуск двигателя штатно осуществлялся с помощью электростартера. В случае необходимости был возможен запуск двигателя вручную или с помощью пускача. Рукоятка ручного запуска двигателя соединялась с кулачковой муфтой на коленчатом валу двигателя. Рукоятку вставляли в небольшое отверстие в кормовом листе корпуса с правой стороны, чуть ниже выхлопной трубы. Отверстие закрывалось бронекрышкой.
Для пуска двигателя с помощью пускача снималась крышка большого люка на уровне коленчатого вала двигателя. Пускач неподвижно фиксировался на броне танка с помощью двух держателей и шестерня на валу пускача входила в зацепление с шестерней на коленчатом валу
двигателя.
С помощью специального устройства был возможен запуск двигателя танка от двигателей автомобилей "Kubelwagen" или "Schwimmwagen".
Изображение - варианты нештатного запуска двигателя "Королевского Тигра".
Трансмиссия состояла из карданной передачи, коробки передач со встроенным главным фрикционом, механизма поворота, бортовых передач и дисковых тормозов. При этом главный фрикцион, коробка передач и механизм поворота, состоявший из двух суммирующих планетарных рядов, конструктивно были объединены в единое целое — двухпоточный механизм передач и поворота.
Коробка передач "Мауbасh" OLVAR OG(B) 40 12 16В продукции завода "Zаhnrаdfаbrik" в Фридрихсхафене — безвальная, с продольным расположением осей, восьмиступенчатая, с постоянным зацеплением шестерен, с центральным синхронизатором и индивидуальными тормозами, с полуавтоматическим управлением. Коробка обеспечивала 8 передач вперед и 4 назад. Ее особенностью являлось отсутствие общих валов для нескольких шестерен, каждая шестерня монтировалась на отдельных подшипниках. Коробка снабжалась автоматическим
гидравлическим сервоприводом. Для переключения передач было достаточно перевести рычажок, не выжимая педали главного фрикциона. Сервопривод автоматически, без участия водителя, выключал главный фрикцион и ранее включенную передачу, производил синхронизацию угловых скоростей включаемых зубчатых муфт, включал новую передачу, а затем плавно включал и главный фрикцион.
В случае отказа гидравлической аппаратуры переключение шестерен и выключение главного фрикциона можно было производить механическим путем. Система смазки шестерен — струйная, с подачей масла в место зацепления при сухом картере.
Особенностью коробки передач танка "Тигр" Ausf.B по сравнению с танком "Тигр" Ausf.Е являлось наличие радиатoра, охлаждавшего масло. Радиатор распoлагался в специальном резервуаре с вoдой, не имевшей циркуляции и заменявшейся вручную.
Многодисковый главный фрикцион с трением рабочих поверхностей в масле был конструктивно встроен в коробку передач, так же как и стояночный тормоз.
Фрикционно-шестеренчатый механизм поворота с двойным подводом мощности обеспечивал танку по два фиксированных радиуса поворота на каждой передаче. При этом максимальный радиус составлял 114 м, минимальный — 2,08 м. Более крутые повороты при включенной передаче, в том числе вокруг отстающей гусеницы, трансмиссией танка не обеспечивались. При нейтральном положении коробки передач был возможен поворот вокруг центра тяжести танка движением забегающей гусеницы вперед и отстающей назад с радиусом В/2, где В — ширина танка.
Бортовые передачи — двухрядные, комбинированные, с разгруженным ведомым валом.
Механические дисковые тормоза LB 900.4 были разработаны инженером Клауе и изготовлены фирмой "Argus".
Изображение - схема двигательного отсека "Королевского Тигра" (вид сверху).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 07 сен 2017, 21:20

Ходовая часть.


Применительно к одному борту ходовая часть танка состояла из ведущего колеса, расположенного спереди, направляющего колеса, расположенного сзади и девяти сдвоенных обрезнненных опорных катков. Опорные катки имели большой диаметр и частично перекрывали друг друга так, что отпадала необходимость в поддерживающих катках. Ось ведущего колеса возвышалась над уровнем земли примерно на 74 см, а ступицы опорных катков находились на высоте 53 см. Длина опорной части гусеницы составляла примерно 4 м. Каждый трак гусеницы имел два грунтозацепа высотой около 1,5 см, что придает гусенице антипробуксовочные свойства. Шаг гусеницы составлял 150 мм или 100 мм. Размеры опорного катка 800x95 мм.
Подвеска — индивидуальная, торсионная, одновальная. Диаметр торсиона — 60...63 мм. Балансиры передних и задних опорных катков снабжались гидравлическими амортизаторами, размещенными внутри корпуса.
Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 18 зубъев в каждом, зацепление - цевочное.
Направляющие колеса диаметром 650 мм имели металлические бандажи и кривошипные механизмы натяжения гусениц.
ИзображениеИзображение - детали конструкции гусениц, опорных катков, направляющих и ведущих колес "Королевского Тигра" с башней Порше.
Гусеницы стальные, мелкозвенчатые, из 92 траков каждая (46 гладких траков, 46 — двухгребневых траков). Ширина боевых гусениц Kgs 73/800/52 — 818 мм, транспортных Kgs 73/660/52 — 658,5 мм. Транспортные гусеницы танка "Королевский тигр" представляли собой боевые гусеницы "Пантеры" и использовались при перевозке по железной дороге.
Изображение - боевые гусеницы Kgs 73/800/52 крупным планом.
ИзображениеИзображениеИзображение - чертежи и фото ходовой части "Королевского тигра".
Англичане провели испытания трофейного "Королевского тигра" и составили о них отчет. Подвеску танка отчет характеризует следующим образом:
"Общая схема подвески "Королевского Тигра" в значительной степени напоминает схему подвески, использовавшуюся на "Тигре 1" и отличается только тем, что опорные катки не чередуются, как это было у "Тигра" и "Пантеры", а только перекрывают друг друга. От катков, расположенных в шахматном порядке, отказались из-за сложностей с обслуживанием подобной ходовой части в полевых условиях и большой вероятности заклинивания катков при движении по вязкому грунту. Принимая во внимание огромную массу танка, вряд ли можно было рассчитывать на то, что резиновые бандажи на опорных катках смогли бы долго продержаться. Поэтому единственно возможным выходом в этой ситуации было использование цельнометаллических опорных катков...
Однако как утверждается в трофейных немецких документах, основной причиной использования цельнометаллических опорных катков стала острая нехватка резины, испытываемая Германией".
Изображение - ранние "Королевские тигры" с башней Порше на полигоне, 1944 год. Хорошо видна ходовая часть ближнего танка.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 10 сен 2017, 21:12

Электрооборудование и средства связи.


Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12 В. Источники: генератор "Bosch" GTLN 700/12-1500L1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора "Bosch" емкостью 150 А-ч. Аккумуляторные батареи соединялись параллельно.
При нажатой кнопке пуска стартера батареи с помощью переключателя SF/Se8 переключались на последовательное соединение, обеспечивавшее напряжение в 24 В необходимое для работы стартера. Потребители: электростартер "Bosch" BPD 6/24 мощностью 4,4 кВт и напряжением 24 В, система зажигания, башенный вентилятор, контрольные приборы, подсветка прицела, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, звуковой сигнал, спуски пушки и пулеметов.
Боевое отделение оснащалось электрическим обогревателем мощностью 100 Вт.
Средства связи. Все танки оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом, и системой внутренней связи "Bordsprechanlage B".
Радиостанцию обслуживал стрелок-радист (Fu- немецкая аббревиатура, означающая беспроводную радиосвязь). Поскольку стандартная радиостанция обеспечивала связь всего лишь в радиусе 10 км, определенное число танков выпускалось в командирском варианте, который обычно оснащался дополнительной радиостанцией дальней связи.
В качестве дополнительной радиостанции использовали радиостанцию типа Fu 7 или Fu К. При этом на танке оставалась и стандартная Fu 5. Внешне командирские танки очень походили на стандартные машины, единственной особенностью была дополнительная большая антенна.
Поскольку танковые радиостанции того времени были очень большими и громоздкими, немцы пытались установить дополнительную радиостанцию в башню танка. Для этого приходилось снимать спаренный пулемет и удалять из башни все боеприпасы, запасные части и т.п. Таким образом у командирских "Королевских Тигров" внутреннее пространство было значительно перепланировано. Первая переделанная таким обратом машина вышла из ворот завода 3 февраля 1945 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 14 окт 2017, 20:23

Специальное оборудование.


Система пожаротушения — автоматическая, включала в себя пять зарядов огнегасящей смеси СВ общей емкостью 3 л. Термодатчики, соединенные с четырьмя форсунками, были расположены в частях моторного отделения, наиболее подверженных возникновению пожара. Если температура в силовом отделении превышала 120°C, то система разбрызгивала один заряд смеси в течении 7 с. Если пожар не удавалось погасить, то срабатывал другой зарадя и т.д. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.

Вентиляция.


На горизонтальной бронеплите крыши башни имеется вентилятор, похожий на тот, что устанавливают на "Пантерах". Другой воздухозаборник расположен на крыше корпуса, между люками стрелка-радиста и механика-водителя. Этот воздухозаборник защищен большой округлой бронированной крышкой.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 05 июл 2018, 20:34

Командирские "Королевские Тигры"
(Sd.Kfz. 267 и Sd.Kfz. 268)


Несколько «Королевских Тигров" было переоборудовано в командирские танки (РzBfWg mit 8,8 сm КwК.43 L/71). Эти танки оснащались дополнительной радиоаппаратурой в ущерб боекомплекту (63 выстрела). 10 танков "Тигр II" (с башнями Хеншель) были модифицированы в командирские танки. По немецкой военной терминологии командирский "Королевский Тигр" обозначался как Раnzer-Веfеhlswagen "Tiger II" (8,8 сm) Аusf. В (Sd.Kfz 267/268).
Танки Sd.Kfz 267 имели радиостанции Fu 5 и Fu 7, а Sd.Kfz. 268 - Fu 5 и Fu 8. Переделку танков выполнила фирма "Вегманн". Она заключалась в замене контейнеров с боезапасом (в корпусе и в башне) на дополнительное радио- и электрооборудование, в установке антенны на корпусе позади башни справа и изменении электропроводки.
На всех "Тиграх" устанавливалась система внутренней связи типа "Bordsprechlange В". Система обеспечивала телефонную связь при помощи головных телефонов и ларингофона, вмонтированных в шлем каждого члена экипажа.
Радиосвязь между машинами одной роты обеспечивала радиостанция Fu 5. Рaдиостанцию обслуживал стрелок-радист (Fu - немецкая аббревиатура, означающая беcпроводную радиосвязь). Поскольку стандаpтная радиостанция обеспечивала связь всего лишь в радиусе 10 км, определенное число танков выпускалось в командирском варианте, который обычно оснащался дополнительной радиостанцией дальней связи.
В качестве дополнительной радиостанции использовали радиостанцию типа Fu 7 или Fu 8. При этом на танке оставалась и стандартная Fu 5. Внешне командирские танки очень походили на стандартные машины, единственной особенностью была дополнительная большая антенна.
Изображение - PzBefWg "Tiger" Ausf. B с дополнительной радиостанцией дальней связи - проекции видов сзади и спереди.
Поскольку танковые радиостанции того времени были очень большими и громоздкими, немцы пытались установить дополнительную радиостанцию в башню танка. Для этого приходилось снимать спаренный пулемет и удалять из башни все боеприпасы, запасные часта и т.п. Таким образом у командирских "Королевских Тигров" внутреннее пространство было значительно перепланировано. Первая переделанная таким обратом машина вышла из ворот завода 3 февраля 1945 года.
Изображение - командирский "Королевский Тигр" из штаба 501-го танкового батальона, с этого ракурса лучше всего видны внешние отличия командирского танка от линейных машин.
Поскольку командирские танки обычно не участвовали в бою, то состав экипажа был несколько изменен. Вместо наводчика и заряжающего в экипаж танка входили два радиста. В случае необходимости радисты обслуживали орудие танка.
ИзображениеИзображение - PzBefWg "Tiger" Ausf. B - проекции видов сверху, спереди, сзади и справа.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 07 июл 2018, 22:20

"Королевские Тигры" в боях


Организация и перевооружение батальонов тяжелых танков.
Боевой дебют "Королевских Тигров"


"Королевские тигры" поступали на вооружение тяжелых танковых батальонов (schwere Раnzerabteilung — sРzAbt), в котoрых заменяли танки "Тигр I". Никаких новых частей для оснащения этими танками ни в Вермахте, ни в войсках СС не создавалось. Батальоны отзывались с фронта и в учебных центрах на полигонах в Ордурфе и Падерборне получали новую материальную часть и проходили переподготовку. Последняя облегчалась использованием на "Королевском тигре" большого количества стандартных для других немецких танков узлов и агрегатов. В частности, органы управления практически полностью соответствовали таковым на простом "Тигре".
Организационно к весне 1944 года немецкий тяжелый танковый батальон включал в себя три танковых роты по три взвода в каждой. Взвод состоял из четырех машин, рота — из 14 (из них два — командирских). С учетом трех штабных танков батальон по штату должен был иметь 45 боевых машин.
Одним из первых получил новые танки 503-й батальон. 25 мая 1944 года его сняли с Восточного фронта и отправили в тыл для отдыха и пополнения. В июне 1944 года в Ордруфе батальон получил 12 "королевских тигров" с башней Порше и 33 "Тигра", доведя таким образом численность парка до штатных 45 машин. Новыми танками вооружили 1-ю роту. 27 июня батальон отправили на Западный фронт, куда часть прибыла лишь в начале июля из-за постоянных задержек на железной дороге. Танки были выгружены с поезда в Дре, примерно в 80 км западнее Парижа.
Изображение - организация и боевой состав 503-го тяжелого танкового батальона в июне 1944 года.
"Королевским тиграм" потребовались четыре ночи, чтобы пройти оставшиеся 200 км до фронта. Движение днем было невозможно из-за полного господства в воздухе авиации союзников. 6 июля батальон понес первые потери — неподалеку от Мезидона "Тигр" фельдфебеля Зайделя рухнул с моста. Эвакуировать и восстановить боевую машину не удалось. На следующий день батальон сосредоточился в окрестностях Кана, поступив в оперативное подчинение 22-му танковому полку 21-й танковой дивизии.
Изображение - подготовка экипажами к бою "королевских тигров" 1-й роты 503-го танкового батальона, Нормандия, июнь 1944 года.
Сражение в Нормандии бышо в самом разгаре. Находившиеся здесь 101-й и 102-й тяжелые танковые батальоны СС были вооружены танками "Тигр" Аusf. E. В мае 1944 года пять новых "Королевских тигров" поступили в штабную роту Учебной танковой дивизии (Раnzer-Lehr-Division). Однако, из-за технических неисправностей эти танки вышли из строя незадолго до высадки союзников. Так что прибытие sРzAbt 503 было весьма кстати.
Первой боевой операцией батальона стала ликвидация прорыва противника около Коломбеля. В этом бою "тигры" 3-й роты подбили 12 "шерманов" 148-го королевского танкового полка. Два "шермана" были захвачены в исправном состоянии. С одного из них сняли башню и использовали в батальоне в качестве эвакуационного тягача.
18 июля союзники начали операцию "Goodwood". Немецкие позиции у Кана подверглись налету 2 100 самолетов союзников! Авиация стала для союзников наиболее эффективным средством борьбы с немецкими танками. Благо у них было абсолютное господство в воздухе. В эти дни, если верить горькой шутке немецких солдат, у них стал вырабатываться так называемый "немецкий взгляд", то есть взгляд, устремленный в небо в ожидании очередной атаки английских или америанских "Jabo" (Jagdbombenflugzeug — истребитель-бомбардировщик) — "темпестов", "тайфунов" и "тандерболтов".
В результате авианалета в 3-й роте 503-го тяжелого танкового батальона один танк был сожжен, а другой опрокинуло близким разрывом авиабомбы. Не получили повреждений только восемь танков, но лишь шесть из них смогли занять боевые позиции. Вскоре два "тигра" были подбиты "дружественным огнем" 88-мм зенитной пушки. К концу дня в 3-й роте остался один исправный танк.
Что касается 1-й роты, то она совместно с 1-м батальоном 22-го танкового полка контратаковала вдоль дороги Троарн — Кан. "Королевские тигры" оказались буквально в эпицентре наступления 8-го английского корпуса. Три его бронетанковые дивизии — Гвардейская, 11-я и 7-я — обрушились на немецкие позиции утром 18 июля.
Головные части 11-й бронетанковой дивизии в 7.30 двинулись с исходного рубежа и в течение первых двух часов быстро продвигались вперед, прежде чем встретили упорное и все усиливавшееся сопротивление противника. Вокруг деревни Каньи всего четыре 88-мм зенитных орудия из 16-й авиаполевой дивизии избежали бомбового удара союзной авиации.
Полковник Ганс фон Люк, командир 21-й танковой дивизии, угрожая расстрелом, заставил командира зенитных орудий забыть про их назначение как средство борьбы с самолетами и открыть огонь по приближавшимся английским танкам. Из 16 появившихся в зоне обстрела "шерманов" одиннадцать были уничтожены только этими четырьмя 88-мм орудиями. Было уже 4 часа дня, когда Гвардейская танковая дивизия вступила в деревню Каньи.
Когда другие английские части пересекли железнодорожную насыпь дороги Кан — Вимон и попытались идти дальше на Бургибю, они натолкнулись на сильный огонь "четверок" 22-го танкового полка, "Королевских тигров" и "Тигров" 503-го тяжелого танкового батальона. Автомашина, на которой находился единственный в 11-й бронетанковой дивизии передвижной пункт связи с авиацией, была уничтожена в первые же часы боя, так что наземные войска оказались без авиационной поддержки. Между тем, Гвардейская и 7-я бронетанковые дивизии сильно задержались в тылу, так как образовались огромные пробки у проходов через английские минные поля. Не имея поддержки, головная 29-я бронетанковая бригада попала в тяжелое положение едва углубившись в немецкую оборону. Единственный полк 7-й бронетанковой дивизии, который должен был присоединиться к атаке 29-й бронетанковой бригады, избежав хаоса у реки Орн, добрался до бригады только к 17.00, когда та уже потеряла до 50% своих танков, а общие потери 11-й бронетанковой дивизии составили 126 танков. Гвардейская бронетанковая дивизия в этом первом своем сражении лишилась 60 танков. В этот день танкисты 503-го тяжелого танкового батальона записали на свой боевой счет 40 английских танков. Собственные безвозвратные потери составили три "королевских тигра" и четыре танка "Тигр I".
ИзображениеИзображениеИзображение - потерянные в боях "королевские тигры" 503-го тяжелого танкового батальона, Франция, лето 1944 года.
Уже в первые дни после высадки союзники с огорчением убедились, что из всего их танкового вооружения кое-как бороться с "тиграми» могли только английские боевые машины вооруженные 17-фунтовыми пушками: танки "Шерман-файрфлай" и "Челленджер", САУ "Ахиллес" и "Арчер". Первой, адекватно вооруженной американской машиной стала 90-мм самоходная пушка М36, появившаяся на Западном фронте в сентябре 1944 года.
"Арсенал" борьбы союзников с "Королевскими тиграми":
ИзображениеИзображение - "Шерман Фэйрфлай" и танк А30 "Челленджер";
ИзображениеИзображение - противотанковые САУ "Ахиллес" и "Арчер".
Вот что вспоминает по этому поводу Чарльз Гейселл, воевавший в чине лейтенанта в 628-м американском батальоне истребителей танков:
"Наша часть была одной из немногих, оснащенных новым истребителем танков М36 с 90-мм пушкой. Большинство других батальонов оснащалось истребителями танков М10, вооруженных трехдюймовыми пушками.
Изображение - американская ПТ-САУ М36, вооруженная 90-мм пушкой.
Когда мы получали новые машины, нам сказали, что наша 90-мм пушка превосходит 88-мм немецкую. Но в первом же бою роты "В" нашего батальона с единственным "Королевским тигром" мы обнаружили, что наши бронебойные снаряды не могут пробить башенную броню немецкого танка. Только попав в верхнюю часть башни удалось вывести его из строя. В этом коротком бою рота "В" понесла потери. До конца войны нашему батальону с большим трудом удалось подбить еще только один "Королевский тигр".
Союзники использовали и другие способы борьбы с тяжелыми немецкими танками. Один из таких способов описал участник Второй мировой войны генерал-лейтенант армии США Джеймс Холлингсворт:
"16 — 19 ноября 1944 года шли бои на реках Ворм и Рер. 2-й батальон 67-го танкового полка оказался лицом к лицу с 22 "королевскими тиграми". Мы применили прием ТОТ (Тіmе-оn-target). Этот прием заключался в одновременном залпе всех имеющихся огневых средств по одной цели. Ведя огонь из 105-, 155-, 203- и 240-мм орудий, мы заставили противника повернуть назад. На поле боя остались гореть три "Королевских тигра". Наши танковые 75- и 76-мм пушки не могли пробить броню немецких танков. 90-мм пушки истребителей танков из 201-го батальона также оказались бессильны. Слава Богу, нас выручила артиллерия".
12 августа 1944 года "королевские тигры" получила и 3-я рота и в таком виде 503-й батальон вел бои у реки Орн. При прорыве из Фалезского котла немцам пришлось бросить почти все свои танки. Часть из них вышла из строя из-за многочисленных поломок, главным образом в ходовой части, часть, в особенности "королевские тигры", не могла переправиться через реку. Мосты были взорваны, а паромов достаточной грузоподъемности не было. Вскоре личный состав отозвали с фронта сначала в Маастрихт, а затем — в Падерборн. 22 сентября 1944 года sРzAbt 503 получил 45 новеньких "Тигр II", а 12 октября убыл в Будапешт.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5354
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1890
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 PzKpfw VIB "Tiger" II или "Королевский Тигр" - последняя надежда Панцерваффе.

Сообщение Scharnhorst » 13 июл 2018, 00:44

"Королевские Тигры" 501-го батальона
против Сандомирского плацдарма.
Мифы и реальность


Боевой дебют новых танков на Восточном фронте состоялся в августе 1944 года и об этом следует рассказать поподробнее. Дело в том, что за послевоенные годы в отечественной печати это событие описывалось неоднократно и постепенно обрастало многочисленными и далеко не всегда достоверными подробностями. Не вызывает сомнений, пожалуй, только сам факт произошедшего боя, а в остальном авторы расходились даже в дате, не говоря уже о количестве участвовавших и подбитых "Королевских тигров".
Наиболее расхожая версия выглядела так: на Сандомирском плацдарме немцы бросили в бой танковый батальон (иногда — полк) "королевских тигров", всего до 40 машин, и были разбиты, потеряв половину танков. При этом несколько танков были захвачены нашими войсками в исправном состоянии. И, наконец, наиболее пикантная подробность: в головном танке погиб его конструктор Фердинанд Порше (в некоторых публикациях — сын конструктора), самонадеянно уверовавший в несокруштмость своей машины.
Проще всего разобраться с "гибелью Порше". Немецкий конструктор умер собственной смертью в 1951 году, его сын — в 1998-м. К тому же на Сандомирском плацдарме действовали танки с башней "типа Хеншель", к которым Порше не имел даже частичного отношения.
Что касается остального, то попробуем разобраться, опираясь на факты.
Итак, все началось 14 июля 1944 года, когда в Ордурф прибыл для переформирования 501-й тяжелый танковый батальон. Получив новые танки, батальон убыл на фронт и 9 августа 1944 года выгрузился на железнодорожной станции недалеко от польского города Кельце. В ходе марша к линии фронта много танков вышло из строя по техническим причинам, так что утром 11 августа в батальоне оставалось только 8 боеготовых танков. Весь день велись ремонтные работы, и часть неисправных машин была введена в строй.
Изображение - экипаж из 501-го тяжелого танкового батальона у своего "Королевского тигра", Польша, район Кельце, август 1944 года.
Обстановка же на этом участке советско-германского фронта к этому времени складывалась следующая: войска 1-го Украинского фронта к 4 августа 1944 года захватили плацдарм до 45 км по фронту и 25 км в глубину на левом берегу Вислы. Противник предпринимал отчаянные попытки отбросить наши войска, вышедшие в район Сандомира. В первую очередь немцы нанесли ряд контрударов по флангам советских войск, находившихся на правом берегу Вислы. Встречными ударами с севера и юга в общем направлении на Баранув немецкие войска стремились выйти в район переправ, отсечь наши соединения, находившиеся за Вислой, от остальных сил и восстановить оборону по левому берегу. После провала контрудара, противник предпринял попытки ликвидировать непосредственно наш плацдарм на левом берегу. Первый контрудар силами двух танковых и моторизованной дивизий враг нанес 11 августа в направлении Сташува и продвинулся за два дня на 8 км.
Плацдарм к этому времени представлял собой неровное полукольцо, упиравшееся концами в Вислу. Примерно в середине этого полукольца, прикрывая направление на Сташув, оборонялась 53-я гвардейская танковая бригада из состава 6-го гвардейского танкового корпуса. К исходу дня 12 августа бригада оставила сначала железнодорожную станцию Шидлув, а затем — село Оглендув. Обратимся к воспоминаниям командира бригады В.С. Архипова, который не без неточностей и противоречий (воспоминания-то писались спустя 30 лет после описываемых событий) воспроизводит события тех дней:
"В ночь на 13 августа в бригаде никто не спал. Во тьме, особенно летом, далеко и хорошо слышно. А звуки, которые до нас доносились, говорили, что утром будет тяжелый бой. За передним краем противника, в стороне Оглендува, непрерывно и слитно, все приближаясь и нарастая, гудели танковые моторы.
Местность была здесь не просто песчаная, но с песком слабым и зыбучим. Достаточно сказать, что попытки танкистов отрыть укрытие для машин были тщетными — стены окопа оседали тут же. В предыдущих атаках мы не раз наблюдали, как буксуют в этих песках немецкие "пантеры", как их механики-водители вынуждены подставлять нам борта машин. В боях за Шидлув и Оглендув эти поистине черепашьи маневры "пантер", значительно уступавшие "тридцатьчетверке" в подвижности, помогли нам нанести противнику очень чувствительные потери (только за 11 августа бригада уничтожила восемь танков противника). Надо полагать, что атаке в лоб по песчаным открытым полям он предпочтет обходное движение. Перед нашим левым флангом (батальон Коробова) вся местность на виду. Зато на правом фланге (батальон Мазурина) есть глубокая и широкая лощина, по которой из Оглендува к Сташуву, пересекая передний край, тянется полевая дорога. За лощиной, где занимала оборону стрелковая часть, танки не пройдут — там болото. Значит, надо плотно прикрыть огнем выход из лощины.
Решили поставить несколько танков в засаду. Есть неофициальный термин: "заигрывающий танк". Его задача — заставить вражеские танки развернуться так, чтобы они подставили борта под огневой удар главных сил обороны. Эту роль мы поручили группе танков из батальона Мазурина. Возглавил группу — два средних танка и один легкий — заместитель комбата старший лейтенант П.Т. Ивушкин".
Танки обложили копнами сжатой ржи, замаскировав их таким образом под стога. Ближе к лощине стоял танк Т-34-85 младшего лейтенанта А.П. Оськина, получившего приказ без команды огня не открывать. Остальные танки бригады расположились справа и слева от дороги за грядой невысоких песчаных дюн. Впрочем, после нескольких недель непрерывных боев танков в 53-й гвардейской танковой бригаде оставалось совсем немного — по-видимому не более 15 машин. Но поскольку бригада находилась на направлении главного удара противника, в ночь на 13 августа командир 6-го гвардейского танкового корпуса генерал-майор В.В. Новиков передал в ее распоряжение много артиллерии. Прибыли корпусные 185-й гаубичный и 1645-й легкий артполки и 1893-й самоходный артполк СУ-85. Потом подошел 385-й армейский полк ИСУ-152. Хотя все эти части и не имели штатной численности, тем не менее представляли собой грозную силу. Кроме того в тылу бригады был развернут 71-й гвардейский тяжелый танковый полк (11 танков ИС-2 и 1 ИС-85). Таким образом, выгход из лощины находился под прицелом нескольких десятков орудийных стволов калибра 76 — 152 мм.
На руку нашим танкистам было и то, что немецкая авиаразведка приняла вторую линию обороны бригады (батальон автоматчиков и часть артиллерии) за первую. В результате предшествовавший атаке удар вражеской артиллерии и авиации пришелся не по танковым батальонам.
В 7.00 13 августа противник под прикрытием тумана перешел в наступление силами 16-й танковой дивизии при участии 11 (по другим данным 14) танков "Тигр" Аusf. В 501-го тяжелого танкового батальона.
"Туман мало-помалу рассеивался, - вспоминает В.С. Архипов, — тянулся уже клочьями. Ивушкин доложил: "Танки пошли. Не вижу, но слышу. Идут лощиной". Да я и сам слышал этот низкий, приглушенный откосами лощины гул. Приближался он очень медленно, нервы напряглись, чувствую, как капли пота катятся по лицу. Каково же им там, впереди?! Но копны были недвижимы. Глаза были прикованы к выходу из лощины. Чудовищных размеров танк выбирался из нее. Он полз на подъем рывками, буксуя в песке.
Радировал с левого фланга и майор Коробов: "Идут. Те самые, неопознанные". (В ночь на 13 августа разведка бригады доложила о появлении в Шидлуве танков неизвестного типа. — Прим. М. Барятинского) Отвечаю: "Не спешить. Как уговорились: бить с четырехсот метров". Между тем из лощины выползла вторая такая же громадина, потом показалась и третья. Появлялись они со значительными промежутками. То ли это дистанция у них уставная, то ли слабый грунт их задерживал, но пока вышел из лощины третий, первый уже миновал засаду Ивушкина. "Бить?" — спросил он. - "Бей!" Вижу, как слегка шевельнулся бок копны, где стоит танк младшего лейтенанта Оськина. Скатился вниз сноп, стал виден пушечный ствол. Он дернулся, потом еще и еще. Оськин вел огонь. В правых бортах вражеских танков появлялись ясно различимые в бинокль черные пробоины. Вот и дымок показался, и пламя вспыхнуло. Третий танк развернулся было фронтом к Оськину, но, прокатившись на раздробленной гусенице, встал и был добит".
"Загрывающие танки" сыграли свою роль. Немецкие боевые машины, выходя из лощины, поворачивали в сторону засады, подставляя свои левые борта под пушки танкистов и самоходчиков тяжелого полка. Прямой наводкой ударило десятка три стволов, гаубичные дивизионы накрыли лощину навесным огнем, и она на всем протяжении до Оглендува скрылась в тучах дыма и песчаной пыли. В довершение немецкие боевые порядки "проутюжили" наши штурмовики. Словом, сами того не подозревая, наши войска применили по атакующим немцам уже упоминавшийся прием ТОТ — сосредоточенный огонь из всех видов оружия. Атака противника захлебнулась.
Во второй половине дня 16-я немецкая танковая дивизия возобновила атаки, но судя по всему "королевские тигры" в них уже не участвовали. Во всяком случае среди 24 подбитых в этот день немецких танков, оставшихся на поле боя, их было только три. Причем все три сгорели и, по утверждению В.С. Архипова, сжег их экипаж младшего лейтенанта А.П. Оськина, в который помимо него самого входили механик-водитель А. Стеценко, командир орудия А. Мерхайдаров (стрелял-то, собственно говоря, именно он), радист А. Грушин и заряжающий А. Халычев.
Изображение - сравнение размеров танков "Королевский Тигр" и Т-34-85.
Впрочем, сам же В.С. Архипов пишет об этом бое: "Кто подбил и сколько — вопрос трудный, потому что вели огонь и танкисты двух батальонов — Мазурина и Коробова, и приданные нам два артиллерийских и два самоходно-артиллерийских полка. Отлично работала и штурмовая авиация, и не только в поле нашего зрения, но и за его пределами".
Маловероятно, чтобы "тридцатьчетверка" Оськина, пусть даже и с предельно короткой дистанции, когда каждый выстрел — в цель, за считанные минуты, если не секунды, успела подбить три немецких тяжелых танка. В засаде были ведь еще два танка, которые тоже вели огонь. Наконец, на головные немецкие машины обрушился шквал огня основных сил 53-й гвардейской танковой бригады и частей усиления. Судя по фотографиям буквально изрешеченных снарядами "Королевских тигров", подбитых в этом бою, огонь велся с разных направлений и отнюдь не одним танком. По-видимому, абсолютно точно можно утверждать, что экипаж А.П. Оськина подбил головной "Королевский тигр", что тоже немало. За этот бой Александр Петрович Оськин был удостоен звания Героя Советского Союза, а Абубакир Мерхайдаров — ордена Ленина.
Изображение - Герой Советского Союза гвардии лейтенант А.П. Оськин, 1945 год.
Натолкнувшись на мощную противотанковую оборону, а к полудню 13 августа в распоряжение 53-й гвардейской танковой бригады в дополнение к уже приданым частям усиления были переданы несколько батарей 1666-го истребительно-противотанкового полка и дивизион 272-го гвардейского минометного полка БМ-13, немцы к вечеру отошли на исходные позиции. К концу дня бригада заняла оборону по южной части высоты 247,9 в 300 м от деревни Оглендув. Пополнив 1-й и 2-й батальоны танками за счет 3-го и 10 машинами прибывшими из ремонта, около полуночи бригада без артподготовки атаковала Оглендув. К рассвету деревня была очищена от противника.
Среди взятых трофеев оказались и немецкие танки неизвестного типа. Тут-то и выяснилось, что бой накануне пришлось вести с тяжелыми танками "Тигр-Б". Об этом узнали из инструкций по эксплуатации, обнаруженных в брошенных танках.
Утром, в горячке боя, разбираться было некогда. Поэтому в первом донесении, сосчитав горящие танки, сообщили об уничтожении трех "Пантер". С учетом внешнего сходства это было неудивительно.
Захваченные боевые машины имели башенные номера 102, 234 и 502. Танки №102 и №502 быгли командирскими — на них имелись дополнительные радиостанции. Танк №502 обнаружили во дворе дома на окраине деревни. Причина, по которой экипаж бросил технически исправную машину прозаически проста и понятна: чтобы бежать не мешала. В танке находился полный боекомплект и достаточный запас топлива. Судя по всему, в утреннем бою 13 августа эта машина участия не принимала. При попытке запустить двигатель он завелся с "пол-оборота".
ИзображениеИзображениеИзображение - доставшиеся нашим танкистам в качестве трофеев брошенные немцами "Королевские тигры" №502 и 234.
В 9.00 2-й танковый батальон 53-й гвардейской танковой бригады во взаимодействии со 2-й ротой 71-го гвардейского тяжелого танкового полка и 289-м стрелковым полком возобновили наступление. Находившиеся западнее Оглендува "Королевские тигры" встретили их огнем. Тогда взвод танков ИС-2 гвардии старшего лейтенанта Клименкова выдвинулся вперед и открыл огонь по танкам противника. В результате короткого боя один "Тигр" был подбит, а другой сожжен.
По мере продвижения вперед бригады 6-го гвардейского танкового корпуса организованного сопротивления противника уже не встречали. Бой распался на отдельные стычки и спорадические контратаки.
На подступах к Шидлову в одной из таких контратак приняли участие семь танков "Тигр-Б". Находившийся в засаде в кустарнике танк ИС-2 гвардии старшего лейтенанта В.А. Удалова подпустил "тигры" на 700 — 800 м и открыл огонь по головному. После нескольких выстрелов один танк сжег, а второй подбил. Затем Удалов лесной дорогой вывел свою машину на другую позицию и снова открыл огонь. Оставив еще один горящий танк, противник повернул назад.
Изображение - тяжелый танк ИС-2 старшего лейтенанта В.А. Удалова, август 1944 года.
Вскоре атака "Королевских тигров" повторилась. На этот раз они шли на стоящий в засаде ИС-2 гвардии лейтенанта Белякова, который открыл огонь с дистанции 1 000 м и третьим снарядом зажег вражеский танк. Таким образом за 14 августа танкисты 71-го гвардейского тяжелого танкового полка подбили и сожгли шесть "королевских тигров".
Изображение - сравнение размеров танков "Королевский Тигр" и ИС-2.
Всего же на поле боя между Сташувом и Шидлувом осталось 12 подбитых, сожженных и исправных, но оставленных экипажами, "королевских тигров". Столь плачевный для немцев результат, вне всякого сомнения, стал следствием грамотной организации боя с нашей стороны.
Командование 53-й гвардейской танковой бригады навязало врагу свой сценарий, заставив его полностью "сыграть по нашей партитуре". За этот бой командир бригады полковник В.С. Архипов был награжден второй Золотой Звездой Героя Советского Союза.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкая бронетанковая техника Второй мировой (1939-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость