Pz.Kpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Дикая "кошка" Панцерваффе.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Pz.Kpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 06 авг 2017, 21:03

Вместо вступления....


Танк PzKpfw V "Пантера", так же как и PzKpfw VI "Тигр", - самый известный немецкий танк времен Второй Мировой войны. С 1942 по 1945 год было изготовлено около шести тысяч "Пантер". Кроме основной модификации, на базе "Пантеры" выпускали командирские танки (Panzerbefehlswagen), бронированные тягачи (Bergewagen) и самоходные установки "Ягдпантер" (Sd.Kfz 173).
Танки PzKpfw V (Sd. Kfz 171) воевали на всех фронтах. После советского Т-34, "Пантера" была лучшим танком этой войны.

История создания.


Проектирование танка для замены PzKpfw III и PzKpfw IV


Вопро с о создани и нового танка, призванного заменить машины PzKpfw III и PzKpfw IV, немецкое командование подняло еще в 1938 году. Проектные образцы получили обозначение VK 20.01. VK означало Vollketten (полногусеничный), 20 - массу машины в тоннах, а 01 - порядковый номер проекта. Первый контракт на подготовку детального проекта был заключен с фирмой "Daimler-Benz". В октябре 1939 года фирма начала работы над новым танком. С началом сентябрьской кампании 1939 года фирма "Krupp" начала независимые работы по улучшению танка PzKpfw IV. В мае 1940 года от развития PzKpfw IV отказались, a "Krupp" начал работу над принципиально новым танковым шасси массой 20 тонн. Инженеры как "Daimler-Benz", так и "Krupp" предпочли листовую рессорную подвеску торсионной. Воспользовавшись этим обстоятель­ством, фирма MАN (Maschinenfabrick Augsburg-Nuernberg) включилась в тендер, разрабатывая 20-тонное танковое шасси с торсионной подвеской.
К ноябрю 1941 года конструкция шасси была в целом проработана. Но к этому времени стало ясно, что Вермахту нужен не просто новый танк, а танк, превосходящий по характеристикам советские Т-34 и КВ-1. В декабре 1941 года работы над 20-тонными шасси прекратили, фирма "Krupp" вышла из тендера, a "Daimler-Benz" и MAN занялись разработкой шасси класса 30 тонн. В мае 1942 года специальная комиссия остановила свой выбор на танке, созданном фирмой MAN. Гитлер согласился с выводами комиссии, и к серийному выпуску рекомендовали танк фирмы MAN.
Работы над шасси и башней курировали два разных офицера WaPruef 6. Офицеры и инженеры департамента разработали общие технические условия, а потом департамент заключил договора с фирмами "Daimler-Benz", "Krupp", MAN, "Rheinmetall" на создание детализированных спецификаций. Обычно, контракт на выпуск шасси получала одна фирма, а на выпуск башен - другая.
Таким образом, работы над шасси и башней шли параллельно и никоим образом не пересекались. В немецком танкостроении было обычным делом, когда для одного шасси предлагалось несколько разных башен.
Ежемесячно офицеры WaPruef 6 встречались представителями фирм для обсуждения полученных результатов. До наших дней сохранились протоколы этих встреч, что позволяет реконструировать ход проектных работ. Благодаря этим протоколам, удалось обнаружить любопытные варианты, которые были отвергнуты, но при этом представляли собой важные звенья в эволюции проекта.
Получивший известность создатель полугусеничных бронетранспортеров, дипломированный инженер Эрнест Книпкамп в 1937 году начал работу над танковым шасси VK. В отличие от старых PzKpfw I, II, III и IV, работы над которыми контролировал 6-й Инспекторат, к новым танкам никаких конкретных требований не предъявлялось. После войны на допросе Книпкамп сказал: "Инженер - единственный человек, знающий все технические возможности. В его задачу входит обсудить с Генштабом технические требования, конструктивно реализовать эти требования и представить Генштабу результат. Нужно представить три, а лучше больше, альтернативных варианта, из которых офицеры Генштаба выберут наиболее подходящий".
Не имея над собой мелочного контроля, Книпкамп получил возможность создать шасси, имеющее реальную боевую ценность. Книпкамп считал: "Главное назначение танка - обрушить на противника максимально возможное количество огня, двигаясь на максимально возможной скорости и обеспечивая при этом максимально возможную защиту экипажу. Приоритет параметров соответствует порядку их перечисления".
Чтобы добиться максимально возможной скорости, Книпкамп применил на своих шасси следующие инженерные решения:
- Большие опорные катки, как правило без направляющих колес;
- Торсионная подвеска;
- Наиболее мощный из имеющихся двигателей;
- Полуавтоматическая трансмиссия;
- Усовершенствованное рулевое управление.
В протоколе послевоенного допроса Книпкампа можно прочесть следующее: "Немецкие танки оснащались повышающей передачей по требованию Генштаба. Эту передачу следовало включать лишь в самых благоприятных условиях. Быструю переброску на дальние расстояния обычно осуществляли по железной дороге, а сам Книпкамп не знает тактического назначения повышающей передачи. Тем не менее, при движении по автобапам танки могли развивать скорость до 65 км/ч".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 08 авг 2017, 19:59

Прототипы, прототипы....


Серия VК 20 фирмы "Daimler-Benz"


В рамках создания танка для замены PzKpfw III, фирма "Daimler-Benz" получила контракт на создание детального проекта нового танкового 20-тонного шасси, получившего известность как VK 20.01(III). В отличие от проекта ZW 40, который базировался на шасси PzKpfw III, шасси VK 20.01 (III) представляло собой совершенно новую конструкцию.
К 14 декабря 1938 года фирма "Daimler-Benz" представила проект, рассчитанный на 6-цилиндровый двигатель "Maybach" HL 116, развивавший 300 л.с . при 3 300 об./мин.
Танк VK 20.01 (III) стал первой машиной, с торсионной подвеской с перекрывающимися опорными катками (Schachtellaufwerk). Подобная подвеска улучшала ходовые качества танка, а большой диаметр опорных катков увеличивал их срок службы.
В ходе польской кампании вскрылись многочисленные недостатки трансмиссии и подвески танков PzKpfw III Ausf. Е. Руководство "Daimler-Benz" объяснило недостатки тем, что чиновники WaPruef 6 заставили фирму принять к производству недоведенный танк. В результате скандала, репутация "Daimler-Benz" оказалась серьезно "подмоченной". В октябре 1939 года фирма "Daimler-Benz" получила разрешение от Generalbevollmaechtigen (комиссия по стандартизации подвижного состава) на создание нового танка, независимо от требований WaPruef 6. Новый танк первоначально обозначался как GBK (Kampfwagen des Generalbevollmaechtigen), а позднее обозначение сменили на VK 20.01(D).
15 ноября 1939 года состоялось совещание инженеров и руководителей фирмы "Daimler-Benz", на котором обсуждались характеристики нового танка: "Серийно выпускавшийся танк (PzKpfw III Ausf. Е) имел многочисленные недостатки: частые поломки трансмиссии, быстрый износ бандажа опорных катков, недостаточная эффективность воздушного фильтра, недостаточное бронирование, неэффективность гидроусилителя рулевого управления. Все эти недостатки были учтены и устранены при создании GBK.
На танк установили трансмиcсию "Wilson", разработанную фирмой CKD, Прага. В качестве варианта была предусмотрена возможность устанавливать на танк ручную коробку передач "Zahnradfabrik" SGG 77, адаптированную под высокий крутящий момент дизеля "Daimler-Benz" MB 809.
Подвеска PzKpfw III Ausf. E, применительно к одному борту, состояла из шести опорных катков, независимо подвешенных на торсио-
нах. Эта подвеска страдала следующими недостатками:
1) Большой объем внутри корпуса танка ;
2) Плохой доступ для ремонта или замены торсионов;
3) Невозможность стабилизировать плоскость орудия, что резко ухудшало меткость огня.
4) Отсутствие амортизаторов делало движение очень тряским.
Все перечисленные недостатки были чужды подвеске с листовыми рессорами, какую применили на GBK. Первоначально, танк GBK предполагали оснастить опорными катками диаметром 680 мм (чертеж №021810814).
Для танка GBK был разработан новый гидроусилитель рулевого управления, так как усилитель, устанавливаемый на PzKpfw III Ausf. Е, оказался неэффективным. Один инженер доложил о гидравлическом усилителе, разрабатываемом профессором Фердинандом Порше. Другой инженер рассказал об устройстве рулевого управления, основанном на новом гидроусилителе. Однако усилитель Порше еще не был готов, поэтому было решено оснастить танк рулевым управлением с рычагами, вместо гидрусилителя.
16 августа 1940 года состоялся совет директоров фирмы "Daimler-Benz". Как было подчеркнуто на совещании, только "Daimler-Benz" имеет
прав о самостоятельно разработать танк без вмешательства немецкого командования. Поэтому создание танка следует рассматривать как дело чести. Кроме того, на совете было объявлено, что директор фирмы "Daimler-Benz" Оберлендер был назначен на должность главы Panzerwagenkomission вместо директора фирмы "Alkett" Пантена.
Проектные работы над танком были завершены в декабре 1940 года. Дизель MB 809 должен был быть готов в феврале 1941 года, примерно к этому сроку следовало построить опытный образец шасси. Дизель MB 809 был почти готов. Опытный образец двигателя отправили в Берлин-Мариенфельде для установки на шасси. Двигатель устойчиво развивал мощность 350 л.с, позволяя форсировать себя до 400 без применения впрыска. С системой впрыска, которая также была разработана, двигатель развивал 450 л.с. Тем не менее, двигатель нуждался в доработке. Следовало уменьшить его габариты, снизить массу и уменьшить расход топлива. Кроме того, мотор должен был работать "на любом топливе от бензина до солярки".
Проектные работы над дизелем MB 809 завершили в июне 1940 года. Стендовые испытания начались в феврале 1941 года, а приемочные испытания начались 12 марта 1941 года. 21 марта 1941 года двигатель прибыл в Берлин-Мариенфельде для установки на шасси. Ходовые испытания проводили на полигоне Куммерсдорф и на заводе.
1 августа 1941 года были сообщены характеристики шасси VK 20.01(D). При массе 22,25 тонн шасси развивало скорость 40-50 км/ч. Ходовая часть состояла из опорных катков диаметром 700 мм. Шасси оснастили гусеницами Kgs 62/440/120 шириной 440 мм.
Изображение - рисунок шасси VK 20.01(D).
22 декабря 1941 года в рапорте совету директоров фирмы "Daimler-Benz" сообщалось: "Исходя из опыта боев в России, конструкция нового танка признана устаревшей. Используйте имеющиеся технические наработки для создания очередной модели, имеющей более мощное вооружение и толстую броню".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 12 авг 2017, 00:43

Серия VK 20 фирмы "Кruрр"


15 сентября 1939 года состоялась встреча советника Книпкампа (WaPruef 6) и директора Вельферта (главного инженера танкового КБ на фирме "Крупп"). На встрече обсуждaлась конструкция нового танкового шасси УК 20.01 (IV), создаваемого на базе шасси PzKpfw IV. "Двигательное отделение с двигателем "МауЬасh" НL 116 позаимствовали у VК 20.01(111). Танк развивал максимальную скорость 42 км/ч, то есть по скорости соответствовал PzKpfw IV Аusf С. Подвеска рассчитывалась исходя из массы шасси 20 тонн при ширине корпуса 1 820 мм и общей ширине танка 2 900-2 950 мм. От подвески типа Shlachtellaufwеrk было решено отказаться, так как при длине танка около 3 040 мм эта подвеска перегружала машину. Руководство "Крупп" предложило оснастить танк подвеской, состоящей из шести опорных катков на листовых рессорах. В отличие от внутренней торсионной подвески, внешняя подвеска с листовыми рессорами увеличивала внутренний объем корпуса и облегчала размещение стеллажей с боекомплектом. Кроме того, подвеска с листовыми рессорами не требовала установки дополнительных амортизаторов, которые были необходимы для торсионной подвески. Для создания шестиколесной подвески планировалось использовать имеющиеся детали от подвески танка PzKpfw IV."
На встрече 28 октября 1939 года департамент WaPruef 6 одобрил применение на танке шести опорных катков диаметром 630 мм и гусениц Kgs 61/400/120.
В ноябре 1939 года название проекта сменили с VК 20.01 (IV) на VК 20.01(ВW) , а в декабре того же года название поменяли на ВW 40.
15 ноября 1939 года фирма "Zahnradfabrik" сообщила о том, что готова начать выпуск коробки передач SSG 76, предназначенной для шасси VК 20.01(ВW).
13 декабря 1939 года толщину лобовой брони ВW 40 было решено увеличить с 30 до 50 мм. Форма корпуса принципиально не изменилась по сравнению с PzKpfw IV Аusf. D. 4 января 1940 года WaPruef 6 сообщил Круппу, что следует представить три опытных образца: два из брони и один из мягкого железа.
15 февраля 1940 года Вельферт представил Книпкампу описание конструкции ВW 40, включавшей двухступенчатый рулевой механизм,
шестиколесную ходовую часть с подвеской на листовых рессорах, двигaтель "МауЬасh" НL 116 и поперечное расположение радиаторов. Книпкамп в целом одобрил проект. Опытный экземпляр следовало представить к концу 1940 года, а до этого срока было нужно провести детальное согласование проекта.
16 мая 1940 года департамент WaPruef 6 сообщил, что в условиях военного времени проект фирмы "Крупп" следует заморозить на неопределенное время.
В мае 1940 года в содружестве с WaPruef 6 фирма "Крупп" начала работы над собственным танком, получившим обозначение VК 20.01(К). Танк планировалось оснастить двигателем "МауЬасh" НL 116 или НL 115.
Как следует из отчета фирмы "Крупп" за 1939/40 финансовый год, фирма вела работы над машиной, оснащенной 50-мм броней и тяжелым воору­жением. Была построена полномасштабная деревянная модель, а также детально проработана конструкция.
Также на фирме "Крупп" спроектировали башню, оснащенную 50-мм пушкой 5 cm КWК L/42. Толщина лобовой брони башни составляла 50
мм, толщина бортов 30 мм.
24 октября 1940 года Крупп заключил контракт на выпуск трех шасси VК 20.01(К), а 12 ноября 1940 года фирма заключила контракт на выпуск 12 шасси нуль-серии, оснaщенных экспериментальной башней. Кроме того, департамент WaPruef 6 заключил контракты с фирмами "Daimler-Benz" и MAN на создание 20-тонного танка, оснащенного башней с 75-мм пушкой.
Изображение - схема шасси VК 20.01(К) фирмы "Крупп".
В марте 1941 года Вельферт отметил, что Книпкамп предпочитaет фирму MAN остальным компаниям. Чтобы увеличить интерес Книпкампа к проекту "Крупп" Вельферт предложил создать три дополнительных проекта VK 23.01(К), а также шесть экспериментальных вариантов VK 23.01(К) с торсионной подвеской.
Шасси VK 23.01(К) должно было приводиться в движение с помощью двигательной установки, спроектированной Книпкампом, а также отвечать требованиям WaPruef 6 по стандартизации.
18 апреля 1941 года департамент WaPruef 6 уведомил Круппа, чтобы фирма сосредоточила свои усилия на создании новой башни для VK 20.01 (К). Башню предполагалось оснастить пушкой 5 cm KwK L/60, кроме того, башня должна была быть приспособлена для движения под водой. Экспериментальный образец новой башни был готов 1 февраля 1942 года. Незамедлительно поступил заказ на 12 таких башен.
К июлю 1941 года фирма "Крупп" получила дополнительный контракт на разработку и выпуск трех экспериментальных шасси VK 23.01(К) из мягкой стали и без башен. Прежний контракт на выпуск 12 шаcси нуль-серии VK 20.01(К) был перeсмотрен. Всего Крупп должен был выпустить шесть шасси VK 20.02(К) и шесть VK 23.01 (К).
В июле 1941 года Крупп сохранил за собой контракт на три шасси VK 20.01 (К) (без башен) из мягкой стали. Первый VK 20.01(К) был готов к
испытаниям в ноябре 1941 года. Однако этот опытный образец не стал прототипом в силу следующих причин:
- он не имел башни;
- внутри него было невозможно разместить стандартные стеллажи для боекомплекта (из-за того, что корпус был короче и уже);
- шасси было не приспособлено для эксплуатации в тропических условиях (забортная температура не должна была превышать 35 градусов, вместо положенных 42);
- шасси не было приспособлено для форсирования глубоких водных преград, как это предусматривалось контрактом.
Всем требованиям должны были отвечать шесть УК 20.02(К), вoоруженные пушками 5 сm КWК L/60. Как VК 20.01(К), так и VК 20.02(К) развивали максимальную скорость 56 км/ч и оснащались шеcтью опорными катками диаметром 700 мм, подвешенными на листовых рессорах, и гусеницами Кgs 62/450/120 шириной 450 мм. Полная масса VК 20.01(К) вместе с башней составила 21,5 тонны. УК 20.02(К) весил 23 тонны.
Чтобы удовлетворить требованиям по стандартизации, выдвинутые Книпкампом, УК 23.01(К) получил подвеску типа Shlachtellaufwеrk, разработанную фирмой МАN. Подвеска состояла из шести опорных катков диаметром 880 мм, подвешенных на торсионах, и гусениц Кgs 63/474/110 шириной 474 мм. Поставить детали подвески и рулевого управления для трех прототипов фирма MAN могла не ранее июля 1942 года. Те же детали для шести экспериментальных VК 23.01(К) планировали доставить в сентябре 1942 года. Таким образом, первый VК 23.01(К), оснащенный торсионной подвеской и приспособленный для форсирования водных преград по дну, мог появиться не раньше 1 октября 1942 года.
19 сентября 1941 года руководство фирмы "Крупп" обратилось к компаниям "Zahnradfabrik" и "МауЬасh" с просьбой предоставить новейшие чертежи рулевого управления для трансмиссии Dreiradien-Lenkgetriebe, разработанной фирмой МАN. 24 сентября 1941 года "МауЬасh" предоставил чертежи трансмиссии "МауЬасh" ОG 32 6 16, годной для установки на VК 23.01(К). 27 сентября 1941 года компания "Zahnradfabrik" сообщила, что в виду возникших сложностей работы над трансмиссией SMG 91 полностью прекращены, а все усилия фирма сосредоточила на создании трансмиссии ЕVР 70 с электромагнитным фрикционом. Однако чертежи этой трансмиссии еще не оыли готовы.
В январе 1942 года Вельферт докладывал, что работы над VК 20.02(К) затягиваются по следующим причинам:
"Первоначально башня проектировалась под диаметр основания 1 350 мм и не имела полика. Но 10 октября 1941 года потребовалось, чтобы башня имела диаметр основания 1 400 мм и была приспособлена для размещения не только 50-мм, но и 75-мм пушки. Наконец, появилась спецификация на стандартную башню "Einheitsturm" с пушкой 7,5 cm KwK 44 и диаметром основания 1 560 мм.
Позднее диаметр основания снова увеличили, на этот раз до 1 600 мм. В результате нам пришлось в несколько приемов увеличить ширину корпуса с 1 600 до 1 650 мм и на 400 мм увеличить длину корпуса. Одновременно, пришлось полностью пересмотреть схему размещения боекомплекта. Кроме того, поступило требование придать стенкам корпуса наклонное положение, в первую очередь это требование касалось лобовой плиты. Все это привело к тому, что в декабре 1941 года работы над шестью VК 20.02(К) были полностью прекращены, а высвободившиеся мощности задействованы для других проектов".
Кроме того, в декабре 1941 года был аннулирован контракт на выпуск прототипа VК 23.01(К) с торсионной подвеской.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 14 авг 2017, 12:50

Серия VK 20 фирмы MAN.


Отчаявшись убедить руководство "Daimler-Benz" и "Кruрр" в необходимости оснастить танки торсионной подвеской, Книпкамп в начале 1940 года обратился с этой просьбой к фирме MAN. В это время MAN прoектировала по заданию WaPuref 6 танк VК 9.01. Компоновочная схема танка VК 20.01(М) с подвеской типа Schachtellaufwerk была готова к 10 октября 1940 года. Из-за особенностей конструкции рулевого управления и двигателя передний и последний торсион пришлось заменить на пружинный амортизатор.
Затем фирма MAN получила задание спроектировать улучшенный вариант танка - VK 20.02(М). К февралю 1941 года MAN подготовила предварительные чертежи крепления трансмиссии SMG 91 и трехрадиусного рулевого управления.
Изображение - Шасси VK 20.02(M) фирмы MAN.
18 августа 1941 года состояние проекта характеризовалось следующим образом:
"Шасси VK 20.01(М) уже в целом собраны, но нуждаются в монтаже некоторых деталей трансмиссии. На д тремя переходными и двенадцатью экспериментальными шасси VK 20.02(М) продолжаются проектные работы".
Шасси VK 20.02(М) должны были получить подвеску Schachtellaufwerk с шестью опорными катками диаметром 880 мм, подвешенными на торсионах, и гусеницы Kgs 63/747/110 шириной 474 мм. Танк приводился в движение двигателем "Maybach" HL 90. На машину устанавливали трансмиссию "Maybach" OG 36 6 16 или Zahnradfabrik SMG 91 и рулевое управление MAN Dreiradien-Lenkgetriebe. Толщина лобовой брони 50 мм, толщина бортов и кормы 40 мм, толщина дна и крыши 14,5 мм.
После того, как немцы убедились в великолепных боевых характеристиках советских Т-34, инженеры фирмы MAN/Перепроектировали корпус VK 20.02(М) таким образом, чтобы лобовая бронеплита располагалась под углом. В новом варианте лобовая бронеплита хотя и сохранила прежнюю толщину 50 мм, но располагалась под углом 55 градусов.
Верхняя часть бортовых бронеплит имела толщину 40 мм и располагалась под углом 40 градусов. Однако нижняя часть бортовой брони по-прежнему располагалась перпендикулярно. Кормовая бронеплита толщиной 40 мм проходила под углом 30 градусов. Эта схема позднее была использована при создании "Пантеры".
Изображение - обновленная концепция бронирования шасси VK 20.02(M) фирмы MAN от 25 ноября 1941 года. Эта схема позже и была применена на танке "Пантера".
17 декабря 1941 года состоялась встреча представителя фирмы "Кruрр" в Берлине , доктора Мюллера и главы WaPruef 6, полковника Фихтнера.
"Вопреки мнению WaPrue f 6, немецкое командование приняло решение спроектировать новый немецкий танк в классе 30 тонн, вместо предложенных 24 тонн. Фихтнер был против этого. По его мнению, на создание 30-тонного танка потребуется много времени, тогда как 24-тонный танк уже почти готов. Кроме того, более тяжелые 30-тонные танки окажутся более сложными в производстве. Имеющиеся саперные мосты не рассчитаны на проход 30-тонных танков. Поэтому 30-тонный танк должен быть приспособлен для форсирования водных преград по дну, а эту задачу до сих пор удовлетворительно решить не удалось. Мнением WaPruef 6 попросту пренебрегли и рейхсминистр Тодт волевым решением приказал как можно быстрее начать проектные работы над 30-тонным танком".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 17 авг 2017, 15:47

Серия VK 30


Столкнувшись в России с танками Т-34 и КВ-1, немцы ощутили острую необходимость в новом танке. На фронт была выслана специальная комиссия, которая должна была на месте ознакомиться с информацией, добытой танковой армией генерал-полковника Гудериана. Комиссию возглавлял полковник Фихтнер (WaPruef 6). В состав комиссии входили: майор Руден (WaPruef 6), старший советник Книпкамп (WaPruef 6), профессор Порше, директор Хаккер (Steyr), директор, доктор Роланд (Vereinigte Stahlwerke), директор Вундерлих (Daimler-Benz), директор Дорн (Krupp-Kanonen), обер-инженер Адерс (Henschel), инженер Освальд (MAN) и обер-инженер Циммер (Rheinmetall).
Комиссия прибыла на фронт 18 ноября 1941 года. Гудериан обратился к прибывшим со следующими словами:
"В ходе польской и французской кампаний, а также на первом этапе кампании в России наши танки превосходили танки противника. Лишь за Березиной мы столкнулись с тяжелыми русскими танками, превосходящими наши машины. Прежде всего превосходство русских танков заключается в их толстой броне и мощном вооружении. По мере продвижения на восток мы сталкивались со все большим и большим количеством тяжелых танков противника, в то время как число наших танков неуклонно уменьшалось. Сокращение численности боеспособных танков объяснялось как боевыми потерями, так и недостаточно оперативной поставкой запасных частей. Первоначально, количество русских тяжелых танков было не велико. Теперь русские имеют столько же танков, сколько и мы. Нам нужен новый танк, который позволил бы восстановить утраченное превосходство.
В ходе кампании мы столкнулись с непредвиденными трудностями колоссального масштаба. Летом сильная запыленность приводила к преждевременному выходу двигателей из строя. Осенью распутица сделала дороги непроходимыми даже для танков. Нам нужны танки с меньшим удельным давлением на грунт.
Кроме того, необходимо серьезно улучшить проходимость всего подвижного состава Вермахта. Зимой в морозы отмечены случаи смерзания гусениц. Кроме того, при низких температурах повышается хрупкость металлических деталей. Глубокий снежный покров также добавляет проблем.
К настоящем у времени в строю остается 50% автомашин, 75% полугусеничных бронетранспортеров и 20% танков. 20% танков находятся в ремонте, 30% танко в пришлось списать, а 25% не могут быть отремонтированы из-за нехватки запчастей.
Перед началом кампании мы располагали 1 000 танков. В ходе кампании мы получили пополнение в виде 150 танков. Однако к настоящему времени в строю остается только 150 машин. Остальные танки небоеспособны.
Советские танки (масса 44 и 52 тонны) вооружены 76,2-мм пушкой и тремя пулеметами. Один пулемет спарен с пушкой, второй разметен в задней стенке башни, а третий смонтирован в шаровой установке на лобовой броне корпуса. Толщина брони корпуса достигает 80 мм (иногда ее усиливают до 100 мм), толщина брони башни 100 мм. Бронеплиты расположены под углом, что приводит к рикошету даже 88-мм снарядов.
Русские танки быстрее наших Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV. К недостаткам танков противника можно отнести отсутствие командирской башенки (плохой обзор) и отсутствие радиостанции на большинстве машин. В результате советские командиры испытывают колоссальные трудности при координации действий отрядов, численность которых превышает 10 машин.
Требования к новым танкам:
1. Имеющиеся танки можно улучшить, оснастив их более мошными пушками, способными пробивать броню русских танков на тех же дистанциях, на каких русские пушки пробивают нашу броню. При этом, ни в коем случае нельзя снижать темпов выпуска нынешних типов. Мы понимаем, что коренным образом переработать подвеску и схему бронирования танка за один день невозможно. Поэтому в качестве временного решения можно ограничиться установкой на танки более мощных пушек.
2. Новый танк должен иметь более толстую броню, улучшенную подвеску, широкие гусеницы, усиленное вооружение и мощный двигатель. Прежде всего следует обратить внимание на удельную мощность танка - этот параметр должен быть максимальным. Ходовые качества танка
также должны быть значительно увеличены."
Комиссия также посетила ремонтную роту, где им сообщили о необходимости повысить эффективность работы фильтров и радиаторов. Комиссии продемонстрировали поле, где имел место ганковый бой. Также состоялись встречи членов комиссии с техниками из XXIV танко­
вого корпуса.
На заключительной встрече, состоявшейся 21 ноября. Гудериан так обозначил приоритеты:
1) Усилить вооружение;
2) Повысить тактическую маневренность;
3) Усилить бронирование.
Гудериан еще раз подчеркнул, что в каждом танковом батальоне совершенно необходимо иметь хотя бы несколько танков или протиотанковых пушек, способных эффективно бороться с русскими танками. Нужно было, чтобы солдаты снова поверили в превосходство своего оружия.
Департамент WaPruef 6 заключил контракты с фирмами "Daimler-Benz" и MAN на создание нового 30-тонного танка. Фирма "Rheinmetall" к тому времени уже имeла контракт на создание башни с пушкой 7,5 cm KwK L/70. Эту башню предполагалось установить на танке VK 45.01(H). Фирма должна была приспособить башню для монтирования на 30-тонном шасси.
22 января 1942 года состоялась встречи представителей MAN (Майер и Вибике) с чиновниками WaPruef 6 (полковник Фихтнер, подполковник фон Вильке, майор Крон и старший советник Книпкамп). На встрече обсуждались детали проекта VK 30.02:
"Боевая масса 32,5 тонн, определенная на встрече 9 декабря 1941 года, была к 22 января увеличена до 36 тонн. WaPruef 6 подготовил модель, созданную на базе новых данных. Была также продемонстрирована модель, созданная на фирме "Daimler-Benz". Внешне, модель "Daimler-Benz" выглядела очень эффектно. Танк имел заднее расположение двигателя и трансмиссии, наклонную лобовую бронеплиту и внешне очень напоминал русский Т-34. На встрече 23 января 1942 года обе модели были продемонстрированы в штаб-квартире Гитлера. Гитлер решил следующее: и MAN, и "Daimler-Benz" должны представить прототипы к маю 1942 года.
VK 30.02 предполагали оснастить рулевым управлением "Henschel" L 600С, разработанным для танка "Тигр". Тем временем на фирме MAN разработали упрощенное рулевое управление, которое и было одобрено WaPruef 6. MAN должна была разработать танк с остроконечным носом и оснащенным новым рулевым управлением. Сравнения проектов не проводили, a MAN получила дополнительное указание предусмотреть возможность установки на танк дизеля "Daimler-Benz"."
Гитлер видел обе модели. Поскольку в серийное производство могла пойти только одна из них, рейхсминистр Тодт решил провести совещание, посвященное стандартизации обоих проектов. Это совещание состоялось 2 февраля 1942 года.
Директор, доктор Киссель (член совета директоро в компании "Daimler-Benz") и директор Оберлендер (директор завода №40 "Daimler-Benz") встретились с рейхсминистром Тодтом и полковником Фихтнером (начальник WaPruef 6) в Берлине 28 и 29 января 1942 года. Результаты встречи были следующими:
"Полковник Фихтнер знал, что гусеницы нашего танка были уже, чем у танка, предложенного фирмой MAN. Это было серьезным недостатком нашей модели. Вопреки нашему мнению, полковник считал торсионную подвеску более перспективной, чем подвеску на листовых рессорах. Фихтнер мотивировал свой взгляд тем, что торсионная подвеска позволяет спроектировать корпус большей ширины.
Кормовое положение ведущих колес также обсуждалось на совещании. Фихтнер был против такой компоновки из-за того, что кормовое
расположение ведущих колес неизбежно ведет к набеганию траков и всем вытекающим отсюда неприятным последствиям. На вопрос о полной массе танка Фихтнер ответил, что по-прежнему действует указание Гитлера, определяющее массу танка в пределах 32-35 тонн. В последующем обсуждении были прояснены многие детали конструкции.
Подвеска на листовых рессорах должна быть безоговорочно принята. Благодаря листовой подвеске можно уменьшить высоту танка на 200 мм по сравнению с вариантом, использующим торсионную подвеску. Кроме того, подвеска из листовых рессор позволяет обойтись без дополнительных амортизаторов. Кроме того, наша узкая гусеница имеет большую опорную длину, соответственно у нашего танка ниже удельное давление на грунт. По сравнению с конкурирующим проектом, у нашего танка значительно лучшие ходовые характеристики. Он увереннее преодолевает пересеченную местность, пересекает траншеи и искусственные заграждения.
Размещение ведущих колес сзади высвобождает дополнительное пространство внутри боевого отделения. Больший угол наклона лобовой брони увеличивает ее эффективную толщину. Хотя техническое задание не предусматривает возможности установки на танк различных двигателей, на нашу машину, кроме оговоренного в спецификации двигателя "Maybach", можно установить наши MB 507 или MB 503.
Наши специалисты и доктор Тодт единодушно отвергли башню, предложенную фирмой MAN. Только башня OKH-Einheitsturm подходит для нашего танка.
Директор, доктор Киссель заявил, что в нынешних условиях сотрудничество нашей фирмы с фирмой MAN не принесет успеха. Он подчеркнул, что танк, созданный фирмой "Daimler-Benz", полностью отвечает требованиям, сформулированным на основании опыта боев в России. Доктор Киссель выразил уверенность, что танк, спроектированный фирмой "Daimler-Benz", будет несомненно принят на вооружение.
Наконец, доктор Киссель заявил, что фирма обещает провести завершающий этап проектных работ за свой счет. Рейхсминистр, доктор Тодт, согласился с тем, что от сотрудничества между фирмами необходимо отказаться, и с тем, что каждая фирма должна самостоятельно завершить проект. Соответственно, была отменена общая встреча представителей Министерства вооружений и обеих фирм, намеченная на 2 февраля 1942 года.
Было решено, что "Daimler-Benz" сперва завершит работу над танком VK 30.01, оснащенным дизелем MB 507, затем над танком, оснащенным карбюраторным двигателем MB 503, а после этого представит три прототипа, оснащенных двигателем "Maybach" HL 210. Первый VK 30.01 следовало представить к концу июня 1942 года, и в ближайшие дни закончить четыре другие машины."
ИзображениеИзображение - эскиз и макет прототипа VK 30.01(D) фирмы "Даймлер-Бенц".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 22 авг 2017, 15:43

Окончательное решение по "Пантере".


2 февраля 1942 года доктор Киссель написал директору мюнхенского филиала "Daimler-Benz" Берлину:
"Я, несомненно, Вас обрадую, сообщив о том, что рейхсминистр принял предложенный нами танк. Когда будет принято окончательное решение, господа из Министерства вооружений и MAN переживут несколько приятных минут."
В свою очередь, Вибике и Райф (MAN) встретились 3 февраля 1942 года с представителями WaPruef 6 (полковник Фихтнер, подполковник фон Вильке, майор Крон и старший советник Книпкамп):
"Прибыв на встречу, мы узнали, что встреча с представителями "Daimler-Benz" отменена. Доктор Киссель и Берлин смогли убедить министра Тодта в достоинствах своего танка. Книпкамп был просто взбешен. Полковник Фихтнер позднее сообщил, что пока "Daimler-Benz" добился только права построить несколько прототипов. Как обычно, сотрудники WaPuref 6 провели конструктивное обсуждение деталей проекта. Во вторник вечером полковник Фихтнер сообщил нам, что после дальнейших обсуждений рейхсминистр Тодт приказал начать серийный выпуск."
В ходе встречи 3 февраля 1942 года чиновники WaPruef 6 одобрили предварительные предложения фирмы MAN и внесли некоторые замечания. И MAN, и "Daimler-Benz" должны были представить свои окончательные проекты 3 марта 1942 года в Берлине.
В феврале 1942 года доктор Тодт погиб в авиационной катастрофе. Его должность рейхсминистра занял Альберт Шпеер. 5 марта 1942 года Шпеер доложил:
"По моей рекомендации Гитлер дал разрешение на контракт с компанией "Daimler-Benz", предусматривающий выпуск 200 танков. "Пантера" Daimler-Benz оказалась лучше "Пантеры" MAN. Почти по всем параметрам проект "Daimler-Benz" превосходил проект, представленный MAN."
Специальная комиссия, состоявшая из полковника Томале (In 6) и профессора фон Эберана ("Technische Hochschule Dresden"), получила задание от фюрера пересмотреть техническое задание "Пантеры". И MAN, и "Daimler-Benz" подготовили детальные описания и характеристику своих танков.
11 мая 1942 года, ознакомившись с материалами, представленными фирмами "Daimler-Benz" и MAN, специальная комиссия составила рапорт. Единодушное предпочтение было отдано проекту фирмы MAN. Свой выбор комиссия аргументировала следующим образом:
"Башня для танка "Daimler-Benz" еще не готова, ее серийный выпуск можно будет наладить не раньше декабря 1942 года. Основание башни "Daimler-Benz" на 50 мм уже, что не позволяет установить на танк башню, созданную фирмой "Rheinmetall". Поэтому танк "Daimler-Benz" в настоящее время не имеет никакой башни. С другой стороны, шасси MAN служат хорошей орудийной платформой, герметичное двигательное отделение позволяет форсировать глубокие водные преграды, кроме того, танк MAN обладает большим запасом хода".
13 мая 1942 года Гитлеру сообщили сравнительные характеристики обоих проектов. Броневая защита была признана недостаточной, компоновку посчитали правильной. Однако во внимание принималась необходимость как можно быстрее наладить выпуск нового танка. При этом возможность одновременного выпуска двух моделей полностью исключалась.
Гитлер заявил, что работал с документами всю ночь и пообещал назавтра сообщить свое решение майору Энгелю. 14 мая майор Энгель был вызван к фюреру и узнал, что Гитлер согласился с рекомендациями и приказал начать серийный выпуск "Пантеры", сконструированной на фирме MAN.
Изображение - одобренный спецкомиссией проект VK 30.02 фирмы MAN, который и был рекомендован к серийному производству.
15 мая 1942 года полковник Фихтнер сообщил по телефону руководству MAN о решении фюрера. Фирма должна была начать серийный выпуск танка, причем толщину лобовой брони следовало довести до 80 мм.
20 мая 1942 года Шпеер приказал прекратить дальнейшие работы над танком "Daimler-Benz". Два прототипа, находившихся в сборочном цехе, следовало достроить.
3 июня 1942 года на совете директоров "Daimler-Benz" обсуждались причины неудачи:
"Наш проект был отвергнут специальной комиссией. Вместо нашего танка к серийному производству рекомендовали танк фирмы MAN. Проект MAN был значительно доработан, причем доработке подверглись прежде всего те детали проекта, где первоначально преимущество было на нашей стороне.
Первоначально, все эксперты дружно склонялись в пользу нашего проекта. Даже Гитлер симпатизировал нам. Но позднее, комиссия Томале и
Эберана выступила против нашего проекта со следующими аргументами:
1. Двойная торсионная подвеска лучше подвески с листовыми рессорами;
2. Двигатель MB 507 не выпускается в нужном количестве.
3. Наш проект требует создания новой башни, в то время как для танка MAN башня уже спроектирована. У танка MAN ведущие колеса расположены спереди, а у нашего - сзади.
В настоящее время мы строим два прототипа, которые будут готовы в июне-июле 1942 года. Полностью танк будет готов к производству после того, как мы спроектируем для него башню. Мы по-прежнему сохранили за собой контракт на строительство двух прототипов, поэтому мы сможем продемонстрировать все преимущества нашего танка".
На встрече 4 июня 1942 года Гитлер еще не был уверен в том, что толщина лобовой брони в 80 мм будет достаточна к весне 1943 года. По мысли фюрера толщины всей лобовой брони танка следовало довести до 100 мм.
На другой встрече, также произошедшей 4 июня 1942 года, присутствовали представители фирм MAN, "Daimler-Benz", "Henschel" и MNH. Эти фирмы должны были развернуть выпуск "Пантеры". Тип рулевого управления на танке еще окончательно не определили, но было решено, что первоначально танки будут оснащаться рулевым управлением типа "Kupplungslenkgetriebe". К концу встречи представителям продемонстрировали деревянный макет танка в натуральную величину.
После того, как танк MAN получил одобрение фюрера, с фирмой был заключен контракт, согласно которому фирма обязывалась предоставить прототип шасси к августу 1942 года, а к сентябрю 1942 года MAN должна была предоставить полностью укомплектованный танк.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 28 авг 2017, 14:34

Испытания прототипов.


Осенью 1942 года два прототипа (Versuchs-Panther) были готовы. Fgst. Nr.V1 представлял собой шасси без башни.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции и фото с испытаний на полигоне прототипа Fgst. Nr.V1 танка "Пантера", не имевшего башни.
Fgst. Nr.V2 получил башню с характерным выпячиванием под командирской башенкой. С 8 по 14 ноября 1942 года прототипы проходили испытания на полигоне Берка под Айзенахом. На испытаниях присутствовал Шпеер и представители WaPruef 6. Ходовые качества прототипов были признаны удовлетворительными.
ИзображениеИзображение - проекции прототипа Fgst. Nr.V2.
ИзображениеИзображение - фото с испытаний прототипа Fgst. Nr.V2.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 31 авг 2017, 19:57

Описание конструкции танка "Пантера".


Корпус и компоновка.


Корпус сварен из бронеплит, расположенных под углом. Лобовая бронеплита толщиной 80 мм расположена под углом 55 градусов. Нижняя лобовая бронеплита толщиной 60 мм, также расположена под углом 55 градусов. Борта толщиной 40 мм.
Верхняя часть бортовой бронеплиты расположена под углом 40 градусов, а нижняя - располагается вертикально. Кормовая бронеплита толщиной 40 мм расположена под углом 30 градусов. Крыша корпуса толщиной 16 мм располагалас ь горизонтально. Днище в передней части корпуса было толщиной 30 мм, а в задней 16 мм. Броня была мягче, чем ранее - поверхностное упрочнение стали не применялось.
Изображение - схема бронирования корпуса танка "Пантера".
Крыша перед башней снималась, открывая доступ к коробке передач и рулевому управлению. Крышу можно было снять, не снимая башню. В крыше находились два люка: механика-водителя и радиста. Люки открывались следующим способом: их нужно было приподнять и повернуть в сторону. Крыша над двигательным отделением также снималась целиком, кроме того, в ней имелся большой квадратный люк, подвешенный на петлях.
Компоновка "Пантеры" была обычной для Второй мировой войны и не отличалась от остальных немецких танков. Отделение управления и трансмиссионное отделение располагались спереди, боевое отделение и башня - в центре, моторный отсек - в кормовой части. Механик-водитель и стрелок-радист находились в передней части корпуса, а наводчик, заряжающий и командир танка - в башне.
ИзображениеИзображение - проекции корпуса танка "Пантера" Ausf.G.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 04 сен 2017, 20:25

Двигатель и трансмиссия.


Двигатель "Пантеры" располагался в задней части корпуса. По бокам двигателя находились охлаждающие радиаторы и вытяжные вентиляторы. "Пантера" оснащалась двигателями, разработанными фирмой "Майбах" из Фридрихсхафена и построенными на берлинском заводе "Майбах и Нордбау". Изначально на "Пантеры" планировалось устанавливать двигатель "Майбах" HL210 Р30. И этот двигатель установили на первые 250 "Пантер" Ausf. D. Его мощность составила 600 л.с. при 3 000 об/мин. Однако такая мощность оказалась недостаточной. Поэтому HL 210Р30 заменили на HL 230Р30. В своей основе это был тот же двигатель, но его объем вырос с 21 л до 23 л за счет увеличения диаметра цилиндра.
HL 230Р30 представлял собой короткий 12-цилиндровый карбюраторный двигатель с водяным охлаждением с четырьмя карбюраторами "Солекс". Цилиндры располагались V-образно. Вес двигателя составлял 1 300 кг. Мощность HL 230Р30 составляла 700 л. с. при 3 000 об/мин. Скорость "Пантеры" не увеличилась, она смогла теперь быстрее разгоняться, быстрее преодолевать подъемы и двигаться по пересеченной местности при меньшей нагрузке на двигатель. У модели Ausf.G отношение мощности к массе равнялось 15,6 л.с./т.
"Пантера" развивала довольно высокую скорость движения по шоссе - 46 км/ч и 24 км/ч по бездорожью. Запас хода танка составлял 170 км при движении по шоссе и 89 км - по пересеченной местности. Начиная с июня 1944 года, по бокам выхлопных труб стали приваривать стальные крышки. Они должны были скрывать выхлопные трубы, которые раскалялись и были хорошо видны по ночам.
Изображение - схема расположения двигателя и трансмиссии в корпусе "Пантеры".
Трансмиссия состояла из карданной передачи,трехдискового главного фрикциона сухого трения, коробки передач АК 7-200, механизма поворота фирмы MAN, бортовых передач и дисковых тормозов типа LG 900.
Коробка передач — трехвальная, с продольным расположением валов, семиступенчатая, пятиходовая, с постоянным зацеплением шестерен и простыми (безынерционными) конусными синхронизаторами для включения передач со 2-й по 7-ю.
Картер коробки передач центрировался и жестко соединялся с картером механизма поворота, образуя единый монтажно-демонтажный агрегат (с общими внутренним объемом и системой смазки) трансмиссии: двухпоточный механизм передач и поворота. Механизм поворота состоял из двух планетарных редукторов. К бортовым передачам мощность подводилась короткими поперечными валами с зубчатыми муфтами на концах. Центровочные работы при сборке танка были сведены таким образом к минимуму, но монтаж и демонтаж механизма передач и поворота из сварной носовой части броневого корпуса представляли собой весьма трудоемкую операцию.
Изображение - демонтаж коробки передач в полевых условиях.
Приводы управления танком — комбинированные, с гидросервоприводом следящего действия с механической обратной связью.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 08 сен 2017, 18:13

Ходовая часть.


Ходовая часть танка применительно к одному борту состояла из восьми сдвоенных опорных катков с резиновыми бандажами диаметром 850 мм.
Подвеска — индивидуальная торсионная. В целях получения большого угла скручивания торсионы выполнялись двойными, что обеспечивало вертикальное перемещение опорного катка на 510 мм. Передние и задние катки снабжались гидравлическими амортизаторами.
Ведущие колеса переднего расположения имели два съемных зубчатых венца по 17 зубьев каждый. Зацепление цевочное. Между ведущими колесами и первым опорным катком устанавливался отбойный ролик.
Направляющие колеса — литые, с металлическими бандажами и кривошипным механизмом натяжения гусениц.
ИзображениеИзображениеИзображение - cхема подвески и чертежи ходовой части танка "Пантера".
Гусеницы Kgs 64/660/150 - стальные, мелкозвенчатые, из 86 одногребневых траков каждая. Траки литые, шириной 660 мм, шаг трака 153 мм. При заглублении в почву на 20 см обеспечивали удельное давление на грунт 0,735 кг/см2.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 28 сен 2017, 21:53

Башня.


Башня, имевшая форму усеченного конуса,- сварная, с соединением листов в шип и наклоном стенок в 65°. В передней части башни в литой маске полуцилиндрической формы устанавливались пушка, спаренный с ней пулемет и прицел. Башня приводилась во вращение гидравлическим поворотным механизмом мощностью 4 кВт. Скорость поворота зависела от частоты вращения коленчатого вала двигателя. При 2500 об/мин полный оборот башни осуществлялся за 17 с вправо и 18 с влево. При выключенном двигателе башня поворачивалась вручную. При этом из-за неуравновешенности башни ее поворот вручную при крене свыше 5° был невозможен.
На крыше башни устанавливалась командирская башенка с шестью (позже с семью) смотровыми приборами.
Изображение - компоновочная схема башни танка "Пантера" Ausf D.

Вооружение.


Основное вооружение "Пантеры" - пушка 7,5 cm KwK 42 калибра 75 мм, производившаяся на заводе фирмы Rheinmetall-Borsig в Дюссельдорфе. Ствол орудия имел длину 70 калибров - 5 250 мм, а вместе с дульным тормозом - 5 535 мм. Масса составляла 1 000 кг, а всей установки вместе с маской - 2 650 кг. Предельная длина отката - 420 мм. Вертикальная наводка - в пределах от - 8° до +18°.
Пушка снабжалась вертикальным клиновым затвором и полуавтоматикой копирного типа. Полуавтоматика располагалась на правой стороне казенника (закрывающий механизм) и на люльке (копирное устройство). Противооткатные устройства состояли из гидравлического тормоза отката и воздушно-жидкостного накатника. Подъемный механизм пушки - секторного типа.
Выстрел из пушки производился с помощью стационарного электроспуска, кнопка которого находилась на рукоятке маховика подъемного механизма.
ИзображениеИзображение - cхема устройства и фото казенной части пушки KwK 42 танка "Пантера" Ausf G.
В боевом отделении под сиденьем наводчика устанавливался воздушный компрессор для продувки ствола пушки после каждого выстрела. Воздух для продува ствола отсасывался из короба гильзоулавливателя.
С пушкой был спарен 7,92-мм пулемет MG 34. Курсовой пулемет размещался в лобовом листе корпуса в бугельной (Ausf D) или в шаровой (Ausf А и G) установках. Командирские башенки модификаций А и G были приспособлены под монтаж зенитного пулемета MG 34.
Танки Ausf D оснащались бинокулярным телескопическим ломающимся прицелом TZF 12, а Ausf А и G - монокулярным TZF 12а. При изменении вертикального угла установки вооружения изменялось и положение объективной части прицелов, окулярная же часть оставалась неподвижной, что обеспечивало работу с вооружением на всем диапазоне вертикального угла наведения без изменения положения стреляющего. Прицелы изготавливались фирмой "Karl Zeiss" в Йене.
Боекомплект пушки состоял из 79 выстрелов у Ausf D и А и 82 выстрела у Ausf G. Выстрелы укладывались в нишах подбашенной коробки, в отделении управления и в боевом отделении. Боекомплект пулеметов составлял для моделей D и А 5 100, а для G - 4 800 патронов.
Изображение - схема боеукладки 75-мм выстрелов танка "Пантера".
В качестве вспомогательного вооружения танк оснащался "устройством ближнего боя" (Nahkampfgerat) - мортиркой калибра 26 мм, в боекомплект которой входили дымовые (12 шт.), осколочные (20 шт.) и осколочно-зажигательные (24 шт.) снаряды. Мортирка располагалась в правой задней части крыши башни.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 01 окт 2017, 20:32

Электрооборудование, средства связи и прочее оборудование.


Электрооборудование было выполнено по однопроводной схеме. Напряжение 12В. Источники: генератор "Bosch" GTLN700 12-1500BJ1 мощностью 0,7 кВт, два аккумулятора "Bosch" емкостью 150 А.ч. Потребители: электростартер "Bosch" BFD624ARS15 мощностью 4,4 кВт, контрольные приборы, подсветка прицелов, приборы звуковой и световой сигнализации, аппаратура внутреннего и внешнего освещения, спуски пушки и пулеметов.
Средства связи. Все танки "Пантера" оснащались радиостанцией Fu 5, имевшей дальность действия 6,4 км телефоном и 9,4 км телеграфом.
Другое оборудование. Система пожаротушения - автоматическая. Сигнализация была выведена на панель приборов механика-водителя.
Экипаж танка состоял из пяти человек: командир, наводчик, заряжающий, механик-водитель и радист.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 07 окт 2017, 20:39

Серийные модификации.


PzKpfw. V "Пантера" Ausf. D.


Все германские танки, предшествовавшие "Пантере", получали буквенные обозначения модификаций в алфавитном порядке , А, В, С и т.д. Данный факт нередко приводит к спекуляциям на тему обозначений модификаций танка "Пантера", встречаются даже утверждения, согласно которым первая серийная модель "Пантеры" Ausf. D якобы изначально обозначалась Ausf. А. Однако, ни один документ подобного рода гипотезы не подтверждает. Наоборот, сохранившиеся документы свидетельствуют, что в начале марта 1942 года предписывалось обозначать модификации по начальным буквам фирм-производителей: Pz.Kpfw. VI Ausf. Н (от "Henschel") и Ausf. Р ("Porsche"). Согласно данной логике, первый серийный вариант "Пантеры" должен был бы обозначаться как Ausf. М (MAN), но никак не Ausf. D ("Daimler-Benz").
Несколько сохранившихся чертежей промаркированы как Ausf. А, получается - действительно модель Ausf. D изначально обозначалась Ausf. А. Эти чертежи были перечерчены на фирме MAN в июле 1943 года как общие виды танка "Пантера" Ausf. А. Скорее всего, чертежник просто перерисовал старые чертежи (примерно середины 1942 года), добавив в них некоторые новые детали, а кое-чего важного и не исправив. Эти чертежи в июле 1943 года были промаркированы как Аusf. А.
В чертежах, маркированных как Аusf. А, просматриваются элементы, характерные как для опытных машин (ведущие колеса, дульный тормоз, передний перископ механика-водителя), так и для серийных танков Аusf. D: фиксатор ствола в походном положении, инструмент и запасные траки, лобовая литая деталь башни, коммуникационные амбразуры и командирская башенка, также в чертежах есть элементы, никогда не встречавшиеся на серийных танках - клапаны на выхлопных патрубках для форсирования водных преград и сбрасываемые внешние топливные баки. Именно по этим чертежам, игнорируя их дату, некоторые авторы говорят о том, что танки модели Аusf. D изначально обозначались Аusf. А. Фактически единственным отличием машины Аusf. А является установка курсового пулемета и номер 021 Gr 50250 - правильный номер для переделанной башни Аusf. А (изготовлена фирмой "Рейнметалл" с литой командирской башенкой, без коммуникационных амбразур и литой лобовой частью новой формы). За этой башней последовала башня 021 Gr 48950 для Аusf. D.
Изображение - серийная башня танка "Пантера" Ausf. D.
"Пантеры" Ausf. D первых производственных серий постройки фирмы MAN, покинули заводские цеха в январе 1943 года. Эти машины сохранили симметричный фиксатор пушки по типу установленного на Fgst.Nr.V2, но пушки комплектовались двухкамерными дульными тормозами.
Изначально бронелисты бортов, лба и кормы выполнялись закаленными для лучшей устойчивости к попаданию бронебойных снарядов. Ни один элемент не приваривался к закаленной поверхности. Отдельные элементы приваривались к деталям, которые закреплялись на поверхностях брони с помощью резьбовых соединений. Так, болтами крепились к корпусу рама для инструмента, сваренная из полос стали толщиной 16 мм, крепления для запасных траков. Изначально на борту корпуса не предполагалось крепить цилиндрический контейнер с банником, поэтому отверстия в корпусе для его крепления не предусмотрели. В конечном итоге контейнер пришлось приваривать непосредственно к броне.
Изображение - варианты соединения бортовых бронелистов корпуса "Пантер" Ausf. D с лобовыми и кормовыми.
На опорных катках опытных машин имелось по 18 болтов, на опорных катках серийных - по 16. Венцы ведущих колес также крепились 16 болтами. Пальцы вставлялись в траки изнутри, от корпуса, снаружи фиксировались шплинтовочными шайбами.
Изначально бронеколпаки вентиляторов отливалось заодно с бронеколпаками заливочных горловин радиаторов. На танках Ausf. D от такой конструкции бронеколпаков быстро отказались. Бронеколпаки заливочных горловин стали выполнять отдельными деталями, а в бронеколпаках вентиляторов появились полукруглые вырезы. В верхней части крышки воздухозаборника двигателя приварено две вилки, предназначенных для фиксации "шнорхеля" при форсировании водных преград по дну. Изначально предполагалось комплектование танков телескопическими трубами "шнорхелей", позволявших форсировать водные преграды глубиной до 4 метров, стыки "шнорхелей" и корпуса закрывались фланцами.
Электропроводку для дымопусковой аппаратуры разместили в местах, где ранее стояли монтажные проушины.
ИзображениеИзображение - сборочные линии "Пантер" на фирмах MAN и "Хеншель".
ИзображениеИзображение - ранние "Пантеры" Ausf. D.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#14 PzKpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 22 окт 2017, 20:19

Изменения по ходу серийного производства


Известны следующие изменения, внесенные в конструкцию танков модификации D в ходе серийного производства:
- Днище "Пантеры" выпускалось в трех вариантах - цельное, из двух пластин, из трех. Оригинальные чертежи всегда показывают толщину днища в 16 мм. Недавно были найдены чертежи 021 В483011U5 от 20 мая 1943 года, на которых толщина в передней части показана в 30 мм. Из-за нехватки фотографий и документации по днищу, невозможно установить были ли внедрены днища увеличенной толщины.
ИзображениеИзображениеИзображение - варианты сварной ванны корпуса из трех и двух бронелистов толщиной 16 мм (чертежи) и фото корпуса "Пантеры" Ausf. D выпуска августа 1943 года с цельным днищем из одного бронелиста.
- Использовалось два различных метода соединения в перехлест ботовых бронелистов корпуса. Конец бортового листа выступает на 3 - 7 мм за низ клиновидной бортовой плиты. Wahlweise Аusfuehrung (оптимальная модель) с гладкими вырезами, параллельными обоим сторонам, введена чертежом 021 В 48301 U1В1.3, датированным 15 декабря 1942 года.
Корпуса с Wahlweise Аusfuehrung идентифицируется (по трехбуквенному коду "bwx" в заводском номере "ванны") как произведенные фирмой "Рурсталь".
- Согласно чертежу 021 В 48301 U1В1.3 от 7 февраля 1943 года также использовалось два метода перехлеста верхнего лобового бронелиста корпуса с нижним лобовым бронелистом. Верхний бронелист согласно Wahlweise Аusfuehrung обрезался на 80 - 60 мм для стыка с нижним бронелистом.
Изображение - варианты перехлеста лобового листа корпуса с клинообразным бортовым (чертеж).
- По чертежу 021 В 48301-183 кормовой бронелист выпускался толщиной 16 мм или сварным из трех бронелистов разной толщины.
- Симметричный фиксатор ствола орудия, как на Fgst.Nr.V2 и на "Пантерах" выпуска января - февраля 1943 года, переконструирован путем расширения основания и установки фиксирующего штыря справа.
- Одновременно внедрен небольшой бронеколпачок вентиляционного отверстия (под фиксатором ствола орудия).
- Два буксирных троса разного размера и два С-образных буксирных крюка разного размера - большие заменены малыми примерно в апреле 1943 года.
- Фирма "Хеншель" не ставила огнетушитель (и крепления для него) на правой стороне "Пантеры" по крайне мере постройки мая - июня 1943 года.
- Фирма "Даймлер-Бенц" использовала рамы под инструмент "промежуточного" типа на левом борту, когда был внедрен большой 450-мм С-образный крюк Fgst.Nr. 211031 и 211038 апреля 1943 года). Большой С-образный крюк монтировался вертикально в передней части оригинальной рамы инструмента на двух приваренных штырях.
- Детали петли на бронеколпаке на крыше моторного отделения, защищающую телескопическую трубу подводного вождения. Отсутствие четких фотографий не позволяет определить каким образом можно было поставить крышку так близко к люку двигателя, чтобы обе крышки открывались.
- Чертежи командирской башенки (с толстыми стенками барабана ) из оригинальной инструкции не соответствуют ни одной известной командирской башенки танка "Пантера" Ausf. D.
- Экспериментальные опорные катки с 32 болтами, двух типов: восемь рядов по три болта и 16 болтов в очередь с 16 заклепками.
- Переход от зубчатых венцов ведущих колес с 16 выступающими болтами к венцам с потайными болтами.
Изображение - варианты опорных катков, ленивцев и ведущих звездочек "Пантер" Ausf. D разных периодов выпуска.
- Два разных способа крепления колпаков пружин (не клипс) на цилиндрических контейнерах, предназначенных для хранения банника и запасной антенны, различные способы крепления контейнеров.
- Способы крепления багажных ящиков на корме корпуса.
- Деталировка цилиндрической кормовой фары и полукруглый кожух электропроводки, с болтовым креплением по концам, кожух монтировался даже в случае отсутствия правой фары.
- Расположение восьми выступающих болтов на нижних поверхностях обоих надгусеничных полок. Болты предназначены для крепления ремней в ходе замены опорных катков.
- Три трубки, смонтированные по правой стороне ниже цилиндрического контейнера на командирской "Пантере" Ausf. D, предназначены отнюдь не для хранения запасных антенн, а для надставления Sternantenna при ведении радиoобмена с места.
- Иногда после замены двигателя НL-230, люк двигателя (вместе с крышкой заливочной горловины топливного бака и крышк и горловины радиатора) переносился вперед на 20 мм от кормового бронелиста.
Изображение - элементы конструкции корпуса, подвергшиеся изменениям в ходе серийного выпуска "Пантер" Ausf. D.
- В то время как закаливание поверхности лобового бронелиста корпуса было отменено, поверхность бортовых бронелистов толщиной 40 мм продолжали закаливать (эти особенности технологического процесса указаны в чертежах от 13 июля 1943 года.)
ИзображениеИзображение - проекции "Пантеры" Ausf. D выпуска июня 1943 года.
Эти и иные различия во внешнем облике прослеживаются на чертежах и фотографиях танков. Изменения перечислены в хронологическом порядке с момента сдачи заводами готовых танков "Пантера". В отдельных случаях между внесением изменений в конструкцию и появлением этих изменений на готовые изделия проходило несколько месяцев.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5564
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2072
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#15 Pz.Kpfw. V "Пантера" (Sd. Kfz 171) - история, матчасть, модификации.

Сообщение Scharnhorst » 09 июл 2018, 18:37

Оборудование для форсирования
водных преград по дну


Изначально имелись глухие заглушки на отверстия в крыше моторного отделения. С апреля 1943 года стали монтировать заглушки с болтовым креплением. Установленный и находящийся в убранном положении "шнорхель" закрывался откидным на петлях бронеколпаком.

Модернизация башни


Когда первые три "Пантеры" в январе 1943 года проходили испытания, выяснилось, что углы башни перекрывали люки механика-водителя и стрелка-радиста. В нижних частях левого и правого углов башни требовалось удалить по 3 см металла.
С июня 1943 года недолгое время по правому и левому борту башни монтировались гранатометы Nebelwurfgeraet. При ремонте над кормовым люком наваривался бордюр-козырек для защиты от дождевой воды, монтировался стопор люка в открытом положении и устраивалась коммуникационная амбразура Verstadigangsoeffnung.
В конце июня 1943 года на крыше башни монтировался щиток прицела, а над маской пушки в районе отверстий под прицел наваривался дождевой козырек. В июле 1943 года удален Verslandigungsoeffnung с левого борта башни.
ИзображениеИзображение - "Пантера" Ausf. D производства фирмы "Хеншель", май 1943 года. На этих фото отлично видны описанные выше изменения в конструкции башни.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкая бронетанковая техника Второй мировой (1939-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 3 гостя