Серия VK 30
Столкнувшись в России с танками Т-34 и КВ-1, немцы ощутили острую необходимость в новом танке. На фронт была выслана специальная комиссия, которая должна была на месте ознакомиться с информацией, добытой танковой армией генерал-полковника Гудериана. Комиссию возглавлял полковник Фихтнер (WaPruef 6). В состав комиссии входили: майор Руден (WaPruef 6), старший советник Книпкамп (WaPruef 6), профессор Порше, директор Хаккер (Steyr), директор, доктор Роланд (Vereinigte Stahlwerke), директор Вундерлих (Daimler-Benz), директор Дорн (Krupp-Kanonen), обер-инженер Адерс (Henschel), инженер Освальд (MAN) и обер-инженер Циммер (Rheinmetall).
Комиссия прибыла на фронт 18 ноября 1941 года. Гудериан обратился к прибывшим со следующими словами:
"В ходе польской и французской кампаний, а также на первом этапе кампании в России наши танки превосходили танки противника. Лишь за Березиной мы столкнулись с тяжелыми русскими танками, превосходящими наши машины. Прежде всего превосходство русских танков заключается в их толстой броне и мощном вооружении. По мере продвижения на восток мы сталкивались со все большим и большим количеством тяжелых танков противника, в то время как число наших танков неуклонно уменьшалось. Сокращение численности боеспособных танков объяснялось как боевыми потерями, так и недостаточно оперативной поставкой запасных частей. Первоначально, количество русских тяжелых танков было не велико. Теперь русские имеют столько же танков, сколько и мы. Нам нужен новый танк, который позволил бы восстановить утраченное превосходство.
В ходе кампании мы столкнулись с непредвиденными трудностями колоссального масштаба. Летом сильная запыленность приводила к преждевременному выходу двигателей из строя. Осенью распутица сделала дороги непроходимыми даже для танков. Нам нужны танки с меньшим удельным давлением на грунт.
Кроме того, необходимо серьезно улучшить проходимость всего подвижного состава Вермахта. Зимой в морозы отмечены случаи смерзания гусениц. Кроме того, при низких температурах повышается хрупкость металлических деталей. Глубокий снежный покров также добавляет проблем.
К настоящем у времени в строю остается 50% автомашин, 75% полугусеничных бронетранспортеров и 20% танков. 20% танков находятся в ремонте, 30% танко в пришлось списать, а 25% не могут быть отремонтированы из-за нехватки запчастей.
Перед началом кампании мы располагали 1 000 танков. В ходе кампании мы получили пополнение в виде 150 танков. Однако к настоящему времени в строю остается только 150 машин. Остальные танки небоеспособны.
Советские танки (масса 44 и 52 тонны) вооружены 76,2-мм пушкой и тремя пулеметами. Один пулемет спарен с пушкой, второй разметен в задней стенке башни, а третий смонтирован в шаровой установке на лобовой броне корпуса. Толщина брони корпуса достигает 80 мм (иногда ее усиливают до 100 мм), толщина брони башни 100 мм. Бронеплиты расположены под углом, что приводит к рикошету даже 88-мм снарядов.
Русские танки быстрее наших Pz.Kpfw III и Pz.Kpfw IV. К недостаткам танков противника можно отнести отсутствие командирской башенки (плохой обзор) и отсутствие радиостанции на большинстве машин. В результате советские командиры испытывают колоссальные трудности при координации действий отрядов, численность которых превышает 10 машин.
Требования к новым танкам:
1. Имеющиеся танки можно улучшить, оснастив их более мошными пушками, способными пробивать броню русских танков на тех же дистанциях, на каких русские пушки пробивают нашу броню. При этом, ни в коем случае нельзя снижать темпов выпуска нынешних типов. Мы понимаем, что коренным образом переработать подвеску и схему бронирования танка за один день невозможно. Поэтому в качестве временного решения можно ограничиться установкой на танки более мощных пушек.
2. Новый танк должен иметь более толстую броню, улучшенную подвеску, широкие гусеницы, усиленное вооружение и мощный двигатель. Прежде всего следует обратить внимание на удельную мощность танка - этот параметр должен быть максимальным. Ходовые качества танка
также должны быть значительно увеличены."
Комиссия также посетила ремонтную роту, где им сообщили о необходимости повысить эффективность работы фильтров и радиаторов. Комиссии продемонстрировали поле, где имел место ганковый бой. Также состоялись встречи членов комиссии с техниками из XXIV танко
вого корпуса.
На заключительной встрече, состоявшейся 21 ноября. Гудериан так обозначил приоритеты:
1) Усилить вооружение;
2) Повысить тактическую маневренность;
3) Усилить бронирование.
Гудериан еще раз подчеркнул, что в каждом танковом батальоне совершенно необходимо иметь хотя бы несколько танков или протиотанковых пушек, способных эффективно бороться с русскими танками. Нужно было, чтобы солдаты снова поверили в превосходство своего оружия.
Департамент WaPruef 6 заключил контракты с фирмами "Daimler-Benz" и MAN на создание нового 30-тонного танка. Фирма "Rheinmetall" к тому времени уже имeла контракт на создание башни с пушкой 7,5 cm KwK L/70. Эту башню предполагалось установить на танке VK 45.01(H). Фирма должна была приспособить башню для монтирования на 30-тонном шасси.
22 января 1942 года состоялась встречи представителей MAN (Майер и Вибике) с чиновниками WaPruef 6 (полковник Фихтнер, подполковник фон Вильке, майор Крон и старший советник Книпкамп). На встрече обсуждались детали проекта VK 30.02:
"Боевая масса 32,5 тонн, определенная на встрече 9 декабря 1941 года, была к 22 января увеличена до 36 тонн. WaPruef 6 подготовил модель, созданную на базе новых данных. Была также продемонстрирована модель, созданная на фирме "Daimler-Benz". Внешне, модель "Daimler-Benz" выглядела очень эффектно. Танк имел заднее расположение двигателя и трансмиссии, наклонную лобовую бронеплиту и внешне очень напоминал русский Т-34. На встрече 23 января 1942 года обе модели были продемонстрированы в штаб-квартире Гитлера. Гитлер решил следующее: и MAN, и "Daimler-Benz" должны представить прототипы к маю 1942 года.
VK 30.02 предполагали оснастить рулевым управлением "Henschel" L 600С, разработанным для танка "Тигр". Тем временем на фирме MAN разработали упрощенное рулевое управление, которое и было одобрено WaPruef 6. MAN должна была разработать танк с остроконечным носом и оснащенным новым рулевым управлением. Сравнения проектов не проводили, a MAN получила дополнительное указание предусмотреть возможность установки на танк дизеля "Daimler-Benz"."
Гитлер видел обе модели. Поскольку в серийное производство могла пойти только одна из них, рейхсминистр Тодт решил провести совещание, посвященное стандартизации обоих проектов. Это совещание состоялось 2 февраля 1942 года.
Директор, доктор Киссель (член совета директоро в компании "Daimler-Benz") и директор Оберлендер (директор завода №40 "Daimler-Benz") встретились с рейхсминистром Тодтом и полковником Фихтнером (начальник WaPruef 6) в Берлине 28 и 29 января 1942 года. Результаты встречи были следующими:
"Полковник Фихтнер знал, что гусеницы нашего танка были уже, чем у танка, предложенного фирмой MAN. Это было серьезным недостатком нашей модели. Вопреки нашему мнению, полковник считал торсионную подвеску более перспективной, чем подвеску на листовых рессорах. Фихтнер мотивировал свой взгляд тем, что торсионная подвеска позволяет спроектировать корпус большей ширины.
Кормовое положение ведущих колес также обсуждалось на совещании. Фихтнер был против такой компоновки из-за того, что кормовое
расположение ведущих колес неизбежно ведет к набеганию траков и всем вытекающим отсюда неприятным последствиям. На вопрос о полной массе танка Фихтнер ответил, что по-прежнему действует указание Гитлера, определяющее массу танка в пределах 32-35 тонн. В последующем обсуждении были прояснены многие детали конструкции.
Подвеска на листовых рессорах должна быть безоговорочно принята. Благодаря листовой подвеске можно уменьшить высоту танка на 200 мм по сравнению с вариантом, использующим торсионную подвеску. Кроме того, подвеска из листовых рессор позволяет обойтись без дополнительных амортизаторов. Кроме того, наша узкая гусеница имеет большую опорную длину, соответственно у нашего танка ниже удельное давление на грунт. По сравнению с конкурирующим проектом, у нашего танка значительно лучшие ходовые характеристики. Он увереннее преодолевает пересеченную местность, пересекает траншеи и искусственные заграждения.
Размещение ведущих колес сзади высвобождает дополнительное пространство внутри боевого отделения. Больший угол наклона лобовой брони увеличивает ее эффективную толщину. Хотя техническое задание не предусматривает возможности установки на танк различных двигателей, на нашу машину, кроме оговоренного в спецификации двигателя "Maybach", можно установить наши MB 507 или MB 503.
Наши специалисты и доктор Тодт единодушно отвергли башню, предложенную фирмой MAN. Только башня OKH-Einheitsturm подходит для нашего танка.
Директор, доктор Киссель заявил, что в нынешних условиях сотрудничество нашей фирмы с фирмой MAN не принесет успеха. Он подчеркнул, что танк, созданный фирмой "Daimler-Benz", полностью отвечает требованиям, сформулированным на основании опыта боев в России. Доктор Киссель выразил уверенность, что танк, спроектированный фирмой "Daimler-Benz", будет несомненно принят на вооружение.
Наконец, доктор Киссель заявил, что фирма обещает провести завершающий этап проектных работ за свой счет. Рейхсминистр, доктор Тодт, согласился с тем, что от сотрудничества между фирмами необходимо отказаться, и с тем, что каждая фирма должна самостоятельно завершить проект. Соответственно, была отменена общая встреча представителей Министерства вооружений и обеих фирм, намеченная на 2 февраля 1942 года.
Было решено, что "Daimler-Benz" сперва завершит работу над танком VK 30.01, оснащенным дизелем MB 507, затем над танком, оснащенным карбюраторным двигателем MB 503, а после этого представит три прототипа, оснащенных двигателем "Maybach" HL 210. Первый VK 30.01 следовало представить к концу июня 1942 года, и в ближайшие дни закончить четыре другие машины."
- эскиз и макет прототипа VK 30.01(D) фирмы "Даймлер-Бенц".