Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Хищный кот Панцерваффе.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#16 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 02 авг 2018, 19:09

Форма корпуса и его бронирование


Корпус танка впервые в германском танкостроении имел переменную ширину. Ширина нижней части собственно и есть ширина корпуса. Верхнюю часть пришлось расширить зa счет надгусеничных спонсонов для размещения башни с диаметром погона 1 850 мм - минимальный диаметр погона, позволяющий установить в башню орудие калибра 88 мм. Размер опорной бронеплиты пола корпуса 4 820 х 2 100 мм, толщина плиты 26 мм. Толщина бортовых бронеплит варьируется: борта верхней части корпуса 80 мм, корма 80 мм, лоб - 100 мм. Толщина бортов нижней части корпуса уменьшена до 63 мм, так как здесь роль дополнительной защиты выполняют опорные катки.
Большинство бронелистов корпуса соединяются под прямым углом. Таким образом, почти все поверхности корпуса "Тигра" или параллельны или перпендикулярны грунту. Исключение составляют верхний и нижний лобовые бронелисты.
Лобовой 100-мм бронелист, в котором установлен курсовой пулемет и наблюдательный прибор механика-водителя почти вертикален - его наклон составляет 80 градусов к линии горизонта. Верхний лобовой бронелист толщиной 63 мм установлен почти горизонтально - с углом наклона 10 градусов. Нижний лобовой бронелист толщиной 100 мм имеет обратный наклон в 66 градусов.
Изображение - схема бронирования "Тигра".
Стыковались бронелисты методом "ласточкин хвост" ("торговая марка" германских танков), соединяются сваркой. Стык башни и корпуса ничем не прикрывались - одно из наиболее уязвимых мест "Тигра", которое постоянно подвергалось критике. Толщина крыши корпуса - 30 мм - контрастирует с толстой лобовой броней. По мнению многих танкистов, толщина крыши была явно недостаточной. Многие "Тигры" были потеряны только потому, что осколками снарядов клинило башню. На "Тиграх" поздних выпусков для защиты стыка башни и корпуса монтировалось бронекольцо.
В целом бронирование "Тигра" обеспечивало высочайший для своего времени уровень защищенности. С целью повышения боевого духа экипажей тяжелых танков, в учебный центр в Падерборн с Восточного фронта доставили машину обер-лейтенанта Цабеля из 1-й роты 503-го тяжелого танкового батальона. За два дня боев под Ростовом в составе боевой группы "Зандер" танк Цабеля получил 227 прямых попаданий 14,5-мм пуль противотанковых ружей, 14 попаданий снарядами калибра 45 и 57 мм и 11 попаданий снарядами калибра 76,2 мм. Выдержав такое количество попаданий, танк сумел своим ходом совершить 60-км марш в тыл на ремонт.
Качество брони высоко оценили англичане, изучавшие трофейный "Тигр". По мнению британских экспертов, эквивалентная по снарядостойкости английская броня будет толще брони "Тигра" на 10-20 мм.
Изображение - корпус серийного "Тигра" в танковом музее Бовингтон (Великобритания) во время реставрации.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#17 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 04 авг 2018, 20:10

Циммерит и гусеничные траки
как средства дополнительной защиты "Тигров"


С августа 1943 года внешние вертикальные поверхности корпуса и башни танка стали покрывать керамическим составом "Zimmerit", не дававшим приставать к броне гранатам, оснащенным магнитами. История с циммеритом - еще один анекдот, не уступающий по глубине мысли "железнодорожной" эпопее "Тигра". Кроме немцев, никто даже не собирался применять в боевых действиях гранаты с магнитным держателем!!! Нанесение циммерита увеличивало срок изготовления танка на шесть дней. Шесть лишних дней увеличивали вероятность того, что беспомощный танк разбомбит авиация союзников. На фронте же циммеритное покрытие не давало решительно никаких преимуществ. От антимагнитного покрытия отказались только на "Тиграх" самого позднего выпуска.
Более реальным способом увеличить защищенность танка стала навеска на броню запасных гусеничных траков. Траки монтировались как на корпусе, так и по бортам башни. Впервые запасные траки в качестве своего рода накладной брони были использованы в период боев в Тунисе на "Тиграх" из 501-го тяжелого танкового батальона.
Траки крепились к нижним частям кормы и лба корпуса, еще по три трака крепилось на лобовом бронелисте надстройки с внешних сторон от курсовой пулеметной установки и от смотрового прибора механика-водителя. На некоторых танках держатели для траков наваривались на бронелист еще и между курсовым пулеметом и смотровым прибором механика-водителя. Траки от гусеницы "Тигра" в этом случае не годились - слишком широкие, использовались узкие траки от гусениц танка Pz.Kpfw. IV. Использование траков от "четверки" лишний раз говорит о том, что траки выполняли именно роль дополнительной брони и не были "запасными гусеничными траками". Позже африканский опыт был широко применен на Восточном фронте.
Нижний лобовой бронелист корпуса защищался траками также, как и на танках Pz.Kpfw.III и Pz.Kpfw.1V. Стальной стержень своими концами приваривался между буксировочными крюками. В пространство между бронелистом и корпусом укладывались траки. Обычно здесь размещалось 12 траков, две "связки" по шесть траков.
Изображение - на этом фото "Тигр" с усиленной траками лобовой броней корпуса. Фото прекрасно иллюстрирует описанный выше метод усиления брони траками на "тиграх".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#18 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 06 авг 2018, 15:35

Надгусеничные ниши, крылья и подкрылки


Первые "Тигры" не имели бортовых надгусеничных крыльев и подкрылков. Это хорошо видно на снимках прототипов и машин, захваченный Красной Армией под Ленинградом.
Изображение - по всей вероятности, на снимке изображен один из самых первых серийных "Тигров", входивший в состав 502-го тяжелого танкового батальона. Об этом говорит полное отсутствие надгусеничных крыльев и их креплений на танке.
Изображение - "Tiger" I раннего выпуска, хорошо видны крылья и подкрылки танка.
На "Тиграх" 501-го тяжелого танкового батальона всегда имелись крылья и подкрылки и закрепленными вблизи обрезов резиновыми фартуками.
На предсерийных машинах, первыми попавшими на Восточный фронт, стояли узкие передние подкрылки, как на прототипе VK3601(H). Первые серийные танки получили широкие подкрылки, состоявшие из двух частей: неподвижной по ширине транспортных гусениц и откидной. Откидная часть крепилась на петлях вдоль неподвижной. С откинутой частью ширина подкрылка равнялась ширине боевой гусеницы.
На "Тиграх" из 501-го тяжелого танкового батальона устанавливались подкрылки иного типа. Весь подкрылок мог откидываться вверх вдоль корпуса танка. Судя по фотографиям такие перeдние подкрылки были только на "Тиграх" из s.Рz.Аbt. 501.
Изображение - "Тигр" из 1-й роты 501-го тяжелого танкового батальона в Тунисе.
ИзображениеИзображениеИзображение - "Тигры" 2-й роты 501-го тяжелого танкового батальона в Тунисе, 1943 год. Фото "Тигров" 501-го батальона взяты из книги "501-й танковый батальон" издательства "Артефакт", Москва, 1997 год, посвященной истории этой воинской части.
Вдоль нижней кромки внешней поверхности надгусеничных ниш крепились крылья, состоявшие из четырех сегментов. Крылья полностью перекрывали по ширине боевые гусеницы. Совершенно новые "Тигры", как видно на фотографиях, имели еще и резиновые бортовые эраны, закрепленные на крыльях. Скорее всего эти экраны или быстро терялись, или снимались экипажами - снимков с фронта, на которых можно было обнаружить "Тигр" с бортовыми экранами, известно совсем немного.
ИзображениеИзображение - "Тигры" ранних выпусков, отлично видны надгусеничные крылья, состоящие из 4 сегментов, на втором фото третий сегмент крыла утерян в ходе боевых действий. Это машина командира 3-й роты 503-го тяжелого танкового батальона.
Изображение - "Тигр" позднего выпуска, заметна разница в конструкции надгусеничных крыльев в сравнении с машинами ранних выпусков.

Фары


В передней части корпусов раннего выпуска монтировалось две щелевых фары "Бош". Сначала фары устанавливались на крыше корпуса, по углам в ее передней части. Позже в этих местах стали монтировать пусковые устройства для S-мин, а кронштейны фар перенесли на лобовой бронелист корпуса. Фары часто и быстро повреждались осколками снарядов, пулями, а также при преодолении танком искусственных и естественных препятствий.
С середины 1943 года на танка ставили только одну фару - на крыше отделения управления по центру корпуса под стволом орудия. Точно так же фары ставились на более поздних танках Pz.Kpfw. VI Ausf. В "Tiger" II. Тем не менее, существует масса снимков, на которых запечатлены танки "Тигр", вообще не имеющие фар.
Изображение - один из немногих переданных венграм "Тигров", посередине лобовой части корпуса видна единственная щелевая фара, которой оснащен этот танк.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#19 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 10 авг 2018, 17:32

Ходовая часть


На ранних "Тиграх" стояло 24 опорных катка диаметром 800 мм. С каждого борта располагалось с перекрытием по три опорных катка в четыре ряда. Первоначально опорные катки имели резиновые бандажи, но на танках выпуска после февраля 1944 года (с шасси №250825) ставились полностью стальные опорные катки, разработанные для "Королевского Тигра".
ИзображениеИзображение - ведущее колесо и ленивец "Тигра" ранних выпусков (3D-рендеры).
ИзображениеИзображениеИзображение - элементы ходовой части "Тигра" (3D-рендеры).
Внешний ряд опорных катков снимался перед транспортировкой танка по железной дороге. На 520 танках "Тигр" внешний ряд опорных катков вообще не устанавливался, так как полностью стальные опорные катки выдерживали массу широких боевых гусениц. На фронте отмечались случаи заклинивания ходовой части из-за попадания посторонних предметов между ведущим колесом и первым опорным катком (первый опорный каток и ведущее колесо перекрывались), из-за чего часто передние опорные катки демонтировались.
Ленивец диаметром 600 мм связан с механизмом регулирования натяжения гусеницы. Ведущее колесо диаметром 840 мм расположено в передней части корпуса. Опорные катки имели независимую торсионную подвеску, торсионы располагались поперек корпуса танка. Длина торсиона 1 960 мм, диаметр 58 мм. Торсион фиксируется восьмигранным наконечником в стенке противоположного опорному катку борта корпуса. Опорные катки левого борта смещены вперед относительно опорных катков правого борта.
На танке "Тигр" использовалось два типа гусениц. Транспортные гусеницы набраны из траков Кgs-63/520/130, 520 - ширина трака в мм, 130 - расстояние между пальцами соседних траков. Боевые гусеницы - из траков Kgs-63/725/130, 725 - ширина трака в мм. Гусеница набиралась из 96 траков. Между собой трaки соединялись пальцами длиной 716 мм и диаметром 28 мм.
ИзображениеИзображение - ходовая часть "Тигра" ранних выпусков (3D-рендер). На рендере показаны и траки транспортных и боевых гусениц.
ИзображениеИзображениеИзображение - ремонт гусениц и замена катков, особенно в зимних условиях, были настоящей каторгой для экипажей тяжелых танков "Тигр".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#20 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 14 авг 2018, 16:42

Двигатель


Танки "Тигр" оснащались двигателями внутреннего сгорания двух типов фирмы "Майбах": НL-210Р-30 (нoмера шасси 250001 - 250250) и HL-230Р-45 (начиная с шасси №250251 сборки мая 1943 года). Как правило, при ремонте ранних "Тигров" двигатели НL-210Р-30 меняли на двигатели НL-230Р-45. При переделке шасси старых танков "Тигр" в штурмовые орудия "ШтурмТигр" также производилась замена двигателей. Двигатели выпуcкались не только заводом фирмы "Майбах Моторенверке" в Фридрихсхафенс, но и заводом фирмы "Ауто-Юнион Верк Вандерер" в Чимнитце.
Оба бензиновых двигателя внутреннего сгорания, НL-210Р-30 и НL-230Р-45, имели жидкостное охлаждение. 12 цилиндров, сгруппированных в два блока с углом развала между ними 60 град., суммарный объем цилиндров двигателя НL-210Р-30 21,35 л ("210" - в обозначении двигателя обозначает расчетный объем цилиндров: 210 декалитров). При частоте оборотов ваза 3 000 об/мин двигатель способен развивать 650 л.с. Объем цилиндров двигателя НL-230Р-45 23,095 литров, мощность двигателя при частоте вращeния вала 3 000 об/мин - 700 л.с. В ноябре 1943 года максимальная частота вращения вала двигателя была ограничена значением 2 500 об/мин с целью продления ресурса, в результате максимальная скорость упала с 45,4 до 37,8 км/ч. Удельная мощность двигателя НL-210Р-30 - 11,6 л.с./т, удельная мощность двигателя НL-230Р-45 - 12,5 л.с./т. Масса сухого мотора 1 200 кг, размеры - длина 1 310 мм, ширина 1 000 мм, высота 1 190 мм.
ИзображениеИзображение - 12-цилиндровый двигатель "Maybach" HL-230P-30 (3D-рендеры).
Двигатель жидкостного охлаждения танка "Тигр" комплектовался двумя радиаторами размерами 490 х 892 х 200 мм каждый (для мотора HL-230P-45).
Радиаторы установлены по бокам мотора. Нормальная температура охлаждающей жидкости 80 град.С, допускался перегрев на 10 град.С. Верхний предел температуры определял материал прокладок - резиновые прокладки германского производства не выдерживали температуры больше 95 град.С. В качестве хладагента обычно использовалась вода. В системе охлаждения воду гонял насос "Pallas". Объем охлаждающей жидкости 132 л.
Воздух к карбюраторам и радиатором подавали два вентилятора "Циклон" диаметром по 437 мм. Вентиляторы имели два режима работы: зимний (частота вращения 2 950 об/мин) и летний (частота вращения 4 150 об/мин). На привод вентиляторов расходовалось примерно 50 л.с. мощности двигателя танка. Каждый вентилятор снабжался двумя воздушными фильтрами.
Первые серийные танки Pz.Kpfw. VI "Tiger" Ausf. Н1 оснащались нарой комплексных воздухоочистительных установок, так называемыми фильтрами "Feifel". Они монтировались снаружи танка, на кормовом бронелисте корпуса справа и слева. Воздуховоды от фильтров "Feifel" проходили поверх двигателя к воздухозаборникам карбюраюра. Фильтры "Feifel" больше мешали, чем помогали, поэтому в строевых частях их обычно демонтировали. Фильтры легко поражались огнем стрелкового оружия, после чего превращались в свою полную противоположность: через пулевые отверстия в воздухозаборники затягивалась пыль, которая при движении в изобилии выбивалась из-под задних подкрылков - выбор места для монтажа фильтров "Feifel" сложно назвать удачным. Уже в 1943 году фильтры "Feifel" исчезли со всех танков "Тигр".
Двигатель работал на бензине с октановым числом 74. Емкость четырех топливных баков 534 л. Топливо подавалось к четырем карбюраторам "Solex Duplex" JFF2-2U 2046. Расход топлива на 100 км пробега по шоссе составлял 500-650 л, по пересеченной местности - 900-1 000 л, или примерно 10 л на 1 км марша. Фактический расход топлива в боевых условиях оказывался еще выше, порядка 15 л на 1 км пробега вне дорог, так как расход возрастал при частом переключении передач (в бою неизбежном) и отборе мощности двигателя для разворота башни. Кроме того, часть бензина подтекала через разболтавшиеся соединения трубопроводов. В среднем, при движении танка, как по шоссе, так и вне дороги, расход топлива составлял 8-10 л на 1 км пробега.
Топливо к карбюраторам подавалось четырьмя механическими насосами "Solex", для запуска двигателя бензин подавался электронасосом. Кроме того, имелась аварийная ручная помпа, закрепленная в боевом отделении на противопожарной перегородке. Все четыре топливных бака наполнялись через индивидуальные заливочные горловины, расположенные в крыше моторного отделения.
ИзображениеИзображение - крыша моторного отделения и схема её устройства.
В маслосистеме использовалось масло марки "Моtоrеnol der Wermacht". Для замены требовалось 32 л масла, но двигатель вмещал 42 л масла. Масляный насос приводится от основного двигaтеля. В состав маслосистемы входит рeзервуар емкостью 28 л.
Мощность от двигателя к коробке передач передавалась валом, состоящим из двух частей. Примерно 5 л.с. отбиралось на привод разворота башни.
ИзображениеИзображение - рабочие будни: заправка танка "Тигр" топливом в полевых условиях и демонтаж двигателя.
Моторное отделение было оборудовано автоматической системой пожаротушения: если температура воздуха в моторном отделении превышала 120 град.С термические датчики автоматически включали огнетушители, установленные в районе топливных насосов и карбюраторов. При срабатывании системы пожаротушения на приборной доске механика-водителя загоралась аварийная лампочка. В башне хранился ручной огнетушитель, который можно было использовать как аварийное средство борьбы с пожаром в моторном отделении.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#21 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 15 авг 2018, 22:04

Электрооборудование


Электрическая система танка "Тигр" была выполнена однопроводной.
Основным источником электроэнергии являлся 12-вольтовый генератор GULN-1000/12-1000 мощностью 0,7 кВт. Аккумуляторные батареи располагались под полом боевого отделения по бокам соединительного вала. На "Тиграх" ранних выпусков стояли 12-вольтовые батареи 120 Pz емкостью 120 А/ч , на танках поздних выпусков - батареи емкостью по 150 А/ч. Батареи соединялись между собой последовательно-параллельно, напряжение на выходе группы батарей составляло 24 В. От батареи осуществлялся запуск двигателя.
Для запуска двигателя можно было использовать электрический или ручной стартер. Электростартер представлял собой электродвигатель ВРD-6/24 мощностью 4,4 кВт. Головки цилиндров снабжены магнето JGN-6R-18 и свечами АL/ZM-1. Все элементы электросистемы и зажигания - фирмы "Бош".
В случае отказа электростартера двигатель запускался инерционным ручным стартером посредством физических усилий двух танкистов. Двигатели НL-210 P-30 ранних "Тигров" аварийно можно было запустить от механического стартера "Kubelwagen-Benzinanlasser", выполненного на базе двухтактного двигателя внутреннего сгорания. Этот способ особенно ценился зимой, когда на морозе запуск двигателя требовал большого расхода емкости аккумуляторных батарей или значительных усилий всех членов экипажа "Тигра".
От электросистемы запитывались приборная доска механика-водителя. Вентиляторы башни и отделения упраазения. подсветка оптического прицела пушки, фары, клаксон, электроспуски орудия и спаренного с ним пулемета.
Изображение - схема компоновки узлов и агрегатов внутри корпуса танка "Тигр". На ней показаны, в частности, генератор и приборная панель механика-водителя.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#22 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 25 авг 2018, 20:48

Башня танка


Башня располагалась примерно по центру корпуса, центр погона башни находится на 165 мм к корме от центрального перпендикуляра корпуса. Борта и корма башни были сформированы из одной полосы броневой стали толщиной 82 мм. Лобовой лист башни толщиной 100 мм приварен к гнутому бортовому бронелисту.
Крыша башни состояла из одного плоского бронелиста толщиной 26 мм, в передней части установленного с наклоном в 8 градусов к горизонту. Крыша башни соединялась с бортами сваркой. В крыше имелось три отверстия, два - под верхние люки и одно для вентилятора. Крыши башен "Тигров" поздних выпусков имели по пять отверстий: добавились отверстия под перископ заряжающего и оборонительную пусковую установку "Nahvertteidiguпgwaffe". Командирская башенка с круглым люком монтировалась в левой части крыши башни. Справа, со смещением вперед, находился прямоугольный люк заряжающего размерами 356x508 мм, углы люка выполнялись скругленными. Люк заряжающего изготавливался штамповкой из единого листа брони толщиной 15 мм и откидывался вперед на двух петлях. Герметизация люка достигалась путем установки но его периметру на расстоянии 10 мм друг от друга двух резиновых прокладок. Еще одна прокладка крепилась к крыше башни, в закрытом положении люка она входила в зазор между двумя прокладками крышки люка. В закрытом положении крышка люка выступала над крышей башни примерно на 20 мм. Крышка фиксировалась в закрытом положении четырьмя запорами, которые задвигались вращением установленного по центру внутренней поверхности люка штурвальчика. На внутренней поверхности были наварены две рукоятки для удобства закрытия/открытия люка. Позже был внедрен еще один замок, который открывался извне восьмигранным ключом.
Вообще, проблема несанцкионированного доступа в машины представляла для экипажей "Тигров" постоянную головную боль. На многих снимках видны импровизированные запорные устройства на люках, назначение этих устройств одно - защита от непрошеных гостей.
На башне №184 и всех последующих устанавливался перископ заряжающего, перископ монтировался в правой части башни чуть впереди линии излома крыши. Фиксированное перископическое устройство предохранялось стальной П-образной скобой. Между люком заряжающего и вентилятором на башнях танков позднего выпуска (начиная с башни №324) устраивалось отверстие под "Nahvertteidiguпgwaffe" (мортирка для стрельбы дымовыми и осколочными гранатами на малые дальности). Чтобы освободить место под мортирку вентилятор пришлось сместить к продольной оси башни. Вентилятор закрывался бронеколпаком с горизонтальными щелями для забора воздуха.
Командирские башенки ранних "Тигров" имели форму барабана с пятью смотровыми щелями по периметру. Длина щели 185 мм, ширина 10 мм. С внутренней стороны башенки в щели вставлялись блоки ламинированного бронестекла. По центру передней смотровой щели наваривалась прицельная метка. С внутренней стороны башенки, ниже щелей, имелся указатель азимута.
Круглый верхний люк командира танка имел толщину 15 мм и диаметр 465 мм. Люк откидывался вверх вправо, в открытом положении он удерживался пружинным механизмом и опирался на уголковый стальной упор, приваренный к крыше башни. С внутренней стороны крышки люка крепилось три замка, которые закрывались в индивидуальном порядке, четвертый замок открывался и закрывался только извне.
Командирская башенка раннего типа с самого начала подвергалась критике. Фиксация открытого люка почти в вертикальном положении затрудняла маскировку танка, так как увеличивалась его общая высота. Открытая крышка люка повышала вероятность рикошета пуль внутрь командирской башенки или внутрь открытого люка заряжающего.
Изображение - командир "Тигра" в комбашенке - взгляд изнутри.
Начиная с башни №392, на "Тигры" стали ставить новые литые командирские башенки, конструктивно близкие командирским башенкам танков "Пантера" и "Королевский Тигр". Эти башенки имели более толстую броню (до 100 мм), меньшую высоту и улучшенную с точки зрения баллистической стойкости форму. Люк приподнимался и сдвигался влево. Дополнительно на башенке монтировалась пулеметная турель "Fliеgеrbeschussgerat-34" (зенитная пулеметная турель). Часто старые командирские башенки заменяли новыми при ремонте поврежденных танков. Нередко на снимках можно увидеть "Тигры" с башнями ранних выпусков (без перископа заряжающего), но с новыми командирскими башенками.
Цапфы навески орудия расположены по бортам в передней части башни. Маска пушки закрывала почти всю лобовую часть башни. Толщина маски варьировалась от 100 мм на краях до 90 мм, затем возрастая до 200 мм в районе ствола орудия. Маска ассиммитрична как с точки зрения толщины, так и формы.
Когда англичане изучали первый трофейный "Тигр» (шасси № 250122, тактический номер "131" красного цвета, машина из 3-го взвода 1-й роты 501-го тяжелого танкового батальона, в настоящее время находится в музее в Бовингтоне), их поразило смещение пушки относительно продольной оси башни на 100 м вправо. С тех пор утверждение о смещении пушки вправо получило широчайшее распространение и 50 лет не подвергалось сомнению. Чертежи, модели, технические описания - везде указывалось, что пушка "Тигра" смещена вправо. Лишь в 1993 году британский инженер и любитель бронетехники Дэвид Бирлин развеял заблуждение.
Мистер Бирден не стал анализировать чертежи и фотографии, а с рулеткой в руке облазил музейный "Тигр". Выяснилось, что пушка установлена точно по продольной оси, а вот передняя часть башня имеет несимметричную в плане форму. Левая часть почти на 110 м шире правой, поэтому кажется, что пушка установлена со смещением.
Толщина вогнутой части маски неодинакова. Левую часть маски, в которой сделаны отверстия под прицел, пришлось усилить Т-образными ребрами жесткости толщиной 12 мм, которые наваривались на маску. В процессе производства форму маски совершенствовали, а конструкцию усиливали. Даже после замены в апреле 1944 года бинокулярного прицела TZF-9b на монокулярный ТZF-9с конструкция маски нуждалась в усилении. Изначально маску сде­лали недостаточно прочной. При установке монокулярного прицела в старую маску левое отверстие заделывалось, в новых масках имелось только одно отверстие под прицел TZF-9c. На масках раннего выпуска над отверстиями под прицел наваривался небольшой козырек, предотвращающий заливание отверстий водой во время дождя. Подобные козырьки наваривались на масках позднего выпуска исключительно в полевых условиях, с завода выходили танки с "лысыми" масками.
Блок цапф выступал снаружи бортов башни. К торцам цапф приваривались специальные выступы для демонтажа башни. Третий выступ имелся в корме башни, обычно его не видно, так он закрыт контейнером "Rommelkiste".
ИзображениеИзображение - особенности конструкции и устройство башен раннего типа.
Выступы позволяли хорошо балансировать башню при выполнении монтажных работ. Снималась и устанавливалась башня П-образным краном "Friese" грузоподъемностью 15 т. Для демонтажа трансмиссии и тормозных устройств требовалось сначала снять башню.
Изображение - демонтаж башни "Тигра" с помощью 15-тонного крана "Friese".
На башнях ранней постройки по бортам монтировались гранатометы "Nebelkerzenwerfer-39" (NbКWrf-39). Гранатомет представлял собой короткую трубу диаметром 90 мм. В каждую трубу укладывалась одна дымовая граната, гранатомет оснащен электроспуском. По бортам башни монтировалось по одному блоку из трех гранатометов каждый. Гранатометы позволяли поставить локальную дымовую завесу в случае необходимости. Под прикрытием дымов танк мог покинуть опасное место. Гранатометы имели два существенных недостатка - одноразовость применения (перезарядка изнутри танка невозможна) и уязвимость от огня стрелкового оружия. При попадании в снаряженный гранатомет пули дымовая граната начинала пускать дым, часто в самое неподходящее время. На фронте гранатометы часто демонтировали, начиная с башни №286 их перестали устанавливать на заводе.
Изображение - командир подразделения "Тигров" гауптман Ланге наблюдает за обстановкой, высунувшись из комбашенки раннего типа с откидным люком.
В бортах башни имелись смотровые отверстия заряжающего и наводчика, закрываемые бронеколпаками. В отверстия вставлялись блоки из ламинированного бронестекла, изолированные от стальной брони резиновыми прокладками. На большинстве чертежей ошибочно показывают симметричное положение смотровых отверстий, на самом деле смотровое отверстие наводчика находилось ближе к лобовой части башни, чем отверстие заряжающего.
Дополнительную защиту бортам башни давали навешенные снаружи гусеничные траки. В заводских условиях крепления для траков начали устанавливать с 30-й серийной башни. Первоначально с каждого борта навешивалось по пять траков, но на 46-й и всех последующих башнях в правой части появился аварийный люк большого диаметра взамен имевшегося ранее небольшого люка для погрузки боеприпасов. В результате на правом борту башни стало помещаться только три трака. Предполагалось, что траки будут подвешиваться индивидуально, однако на фронте экипажи чаще соединяли траки в отрезок гусеницы и в таком виде крепили его на борт башни. На левом борту вместо пяти отдельных траков можно было повесить секцию из шести или семи траков, правда в этом случае наводчик лишался обзора вбок - траки закрывали смотровое отверстие в борту башни.
Первые восемь прототипов "Тигра" Порше оснащались несколько иными башнями, разработанными на основе башни для прототипа VК3001(Р) с увеличенным до 1 850 м диаметром погона. Отличительная особенность этих башен - возможность более низкого склонения орудия.
Башни серийных танков комплектовались двухсекционными контейнерами "Rommelkiste". На башнях первых принявших участие в боевых действиях "Тигров" (машины 1-й роты 502-го тяжелого танкового батальона) крепились контейнеры меньшего размера - явная полевая импровизация.
Изображение - "тигры" поздних серий с новыми командирскими башенками.
Известно множество вариантов полевых импровизаций на тему "Rommelkiste", включая установку на башни "Тигров" стандартных контейнеров от танков Рz.Кpfw IV. В конечном итоге контейнеры удалось стандартизировать. Первыми стандартные "Rommelkiste" получили "африканские" "тигры" 501-го тяжелого танкового батальона.
Внутри башни находятся места трех членов экипажа. В левой передней части башни располагалось место наводчика. За ним, с небольшим превышением, место командира танка. Справа от орудия размещался заряжающий. В "рабочем" положении заряжающий стоял лицом к корме. На командирских танках на заряжающего возлагаются обязанности второго радиста.
Перед рабочим местом наводчика находится окуляр прицела с резиновым налобником. Ниже прицела - штурвальчик ручного разворота башни. Слева от прицела установлен клинометр, указывающий угол возвышения ствола орудия, и индикатор азимутального положения башни. Разворот башни осуществлялся нажатием педали (под левой ногой наводчика). Стрельба из спаренного пулемета велась нажатием правой педали. На штурвальчике вертикального наведения орудия располагался электроспуск пушки.
Изображение - интерьер левой части башни танка "Тигр".
Разворот башни осуществлялся с помощью гидропривода, отбор мощности для которого производится от основного вала двигателя. Скорость разворота башни зависела от частоты вращения вала основного двигателя. Штурвальчики аварийного ручного вращения башни установлены у всех трех "башнеров" - наводчика, командира, заряжающею.
Для разворота башни на 360 градусов наводчику требовалось сделать 720 оборотов штурвальчика. Обычно штурвальчиками пользовались для точного наведения орудия на цели, грубая наводка производилась разворотом башни от гидропривода. Штурвальчики снабжались скобами, фиксирующими башню в определенном положении на маршах. Такой способ не обеспечивал надежной фиксации, поэтому в 1944 году ввели более надежный внешний фиксатор, по типу применявшегося на британских и американских танках. Откидной фиксатор крепился на крыше моторного отделения.
Штурвальчики ручного разворота башни, установленные у командира и заряжающею были более "гуманными": для полного разворота башни требовалось совершить "всего" 595 полных оборотов штурвальчика. Подвижность башни обеспечивали шаровые подшипники. Башня могла сниматься только при установке в одну из трех позиции: ствол на 6 часов, на 12 и на 11.30.
Изображение - внутреннее устройство башни "Тигра".
На первых 495 "Тиграх" место стыка башни и корпуса герметизировалось специальной водонепроницаемой прокладкой, уложенной вокруг кольца башни. Прокладка представляла собой полый рукав, в который при необходимости форсирования глубокой водной преграды от ножного насоса закачивался воздух. Насос хранился в боевом отделении, воздух в камеру прокладки подавался по рукавам, подсоединенным к трем отверстиям, которые также находились внутри башни.
На стенках башни размещалось имущество танкистов, противогазы, запасные смотровые блоки для наблюдательных приборов, фляжки с водой, сигнальный пистолет с ракетами и пистолет-пулемет с 32 запасными магазинами. На задней стенке внутри башни крепилась канистра с питьевой водой, на танках поздних выпусков эту канистру перенесли в боевое отделение на противопожарную стенку.
Первоначально в задней стенке башни имелось два люка для погрузки боекомплекта. Эти люки можно было использовать исключительно для погрузки снарядов и выброса стреляных гильз. В крышках люков были сделаны амбразуры для стрельбы из пистолетов или пистолетов-пулеметов. Размеры овальной амбразуры позволяли просовывать в неё ствол пистолета-пулемета МР-38/40. Позже появились штурмовые винтовки, специально разработанные для танкистов. Танкисты опасались вести огонь из автоматического оружия, так существовала вероятность того, что при стрельбе ствол пистолета-пулемета выскочит из амбразуры внутрь башни. В этом случае сложно было бы избежать жертв среди экипажа - пока стрелок опомнится и отпустит спусковой крючок, N-ное количество пуль успеет покинуть ствол и начнет рикошетировать от внутренних стенок башни. Резкое дерганье ствола при стрельбе - характерная особенность пистолетов-пулеметов МР38 и МР-40.
На башне №46 и последующих правый люк для погрузки боекомплекта заменили аварийным люком довольно большого диаметра (395 мм). Толщина люка - 82 мм. На внутренней поверхности люка находилась вертикальная задвижка. Люк открывался очень просто, действительно аварийно: была предусмотрена возможность освобождения задвижки, которая под собственным весом падала на пол боевого отделения танка, крышка откидывалась наружу также под действием собственного веса. Правда закрыть люк изнутри танка было довольно тяжело - даже снаружи требовались усилия двух человек, чтобы закрыть люк.
В конце 1943 года отказались от левого лючка для погрузки боеприпасов. Погрузка боекомплекта и удаление стреляных гильз теперь производилось через верхний люк заражающего.
Изображение - загрузка боезапаса через люк заряжающего.
Высота башни, включая командирскую башенку, составляла 1 200 мм, масса - 11,1 т. Башни изготавливались и монтировались на шасси на заводе фирмы "Вегман" в Касселе.
ИзображениеИзображениеИзображение - "Тигр" "среднего" выпуска ранних серий. Хорошо показаны особенности конструкции башни танка.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#23 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 30 авг 2018, 21:25

Вооружение


Главный калибр "Тигра" - пушка 8,8 cm КwК-36 L/56, танковый вариант знaменитой зенитной пушки Flак-18/36. Ствол пушки был оснащен двухкамеpным дульным тормозом, кроме того по сравнению с зенитным орудием измeнилась конструкция рекуператора. На пушке стоял полуавтоматический веpтикальный клиновой замок. Рычаг замка располагался на правой стороне казенника.
Спуск орудия - электрический. Кнопка электроспуска расположена на штурвальчике механизма вертикального наведения пушки. Предохранительные устройства пушки аналогичны, использованным на орудии танка Рz.Крfw. IV. Электроспуск блокируется пока не закрыт замок орудия или если откат ствола после предыдущего выстрела был не полным. Обойти блокировку можно было произведя выстрел вручную. Часто ручным спуском пользовались при необходимости привести танк в негодность, например - при невозможности буксировки поврежденной машины. Снаряд загонялся в казенник, из амортизатора сливалось масло, после чего производился выстрел. Как правило, при выстреле полностью разрушались дульный тормоз и откатники. Ремонту такая пушка не подлежала.
Длина орудия от среза дульного тормоза до среза казенной части - 5 316 мм. Ствол орудия выступал за габариты корпуса в случае установки башни на 12 ч на 2 128 мм. Длина ствола 4 930 мм (56 калибров), длина наречной части ствола - 4 093 мм. Закрутка нарезов - правая. Всего в стволе 32 нареза шириной 3,6 мм и глубиной 5,04 мм. К казенной части крепился латунный желоб, прикрытый брезентом, в желоб падала после открытия замка стреляная гильза. Из желоба гильза скользила в короб, также сделанный из латуни. В коробе одновременно помещалось не более шести стреляных гильз, поэтому в бою заряжающим часто приходилось отвлекаться на очистку короба от гильз. Сначала заряжающий просто выбрасывал гильзы наружу через лючок в стенке башни, но начиная с 46-й башни правый лючок заменили аварийным люком. Гильзы приходилось выбрасывать через верхний прямоугольный люк.
На желобе был закреплен индикатор хода ствола при нормальной откате, нормальная длина отката ствола после выстрела составляла 580 мм.
Первоначально орудие балансировалось с помощью работающей на сжатие пружины, закрепленной на орудии и на правой стороне внутренней стенки передней части башни (ниже смотрового отверстия заряжающего). На танках поздних выпусков балансир перенесли в левую часть башни за сиденье командира. Теперь балансир связывал казенник пушки и полик башни.
Накатники и откатник крепились к цапфам орудия. На зенитной пушке Flак-18/36 откатник и накатник располагались в вертикальной плоскости, на танковом варианте зенитки - в горизонтальной, накатник слева, откатник - справа.
ИзображениеИзображение - пушка 8,8 cm KwK 36 L/56 (3D-рендеры).
ИзображениеИзображениеИзображение - экипажи "Тигров" за чисткой орудия и нецелевым использованием пушки (на втором фото - разделка туши барана).
Спаренный пулемет МG-34 монтировался справа от пушки. Пулемет, как следует из названия "спаренный", наводился вместе с пушкой, стрельбу из него вел наводчик нажатием на педаль правой ногой. До 1943 года устанавливались стандартные пулеметы KwMG-34, позже - KwMG-34/40, KwMG-34/S и KwMG-34/41. Пулемет KwMG-34 пользовался заслуженной популярностью за свою простоту, но вместе с тем для танкового пулемета он обладал недостаточной скорострельностью, кроме того часто случались задержки при стрельбе. Танкисты постоянно жаловались на эти "усовершенствованные" танковые пулеметы. Возврат к пехотным MG-34 и MG-42, впрочем, дал нулевой результат с точки зрения повышения эффективности. Пехотные варианты оказались, как и следовало ожидать, слишком велики для установки в танк. До самого конца войны "Тигры" нередко оставались едва ли не беззащитными перед пехотой противника.
Боекомплект к пушке на "Тигре" составлял 92 снаряда, 70 из них хранилось в боевом отделении ниже уровня башни (64 по бортам и шесть под полом). Укладка первых выстрелов находилась на нолике башни - четыре контейнера по четыре снаряда в каждом. После расходования "первых выстрелов" перед каждым новым выстрелом требовалось разворачивать башню на 90 или 180 град, для чтобы заряжающий мог взять очередной снаряд из правой или из левой бортовой боеукладки. Особенно неудобно было извлекать снаряды из бортовых боеукладок на командирских танках "Befehlswagen Tiger", так как в правой части боевого отделения этой машины размешался дополнительный электрогенератор. Установка электрогeнератора также привела к уменьшению числа снарядов в бортовых боeyкладках до 66 штук, большинство из них нахoдилось в контейнерах левого борта.
Боекомплект к пушке КwК-36 состoял из снарядов 8Sx570R, идентичных и полностью взаимозаменямых со снарядами к зенитной пушке Flак-18/36.
Обычно половину боекомплекта составляли осколочно-фугасные боеприпасы "Sрrenggrаnаtраtrоnе L/4,5" (SрrGr L/4,5), остальные - противотанковые следующих типов:
- "Panzersрrenggrаnаtраtrоnе-39" (РzGr-39) - бронебойный с фугасным зарядом и трассером;
- "Panzersрrenggrаnаtраtrоnе-40" (РzGr-40) - высокоскоростной подкалиберный с вольфрамовым сердечником и трассeром;
- "Panzerspгeпggraпatpatrone-39" (Ноchladungs) (РzGr-39Н) - кумулятивный противотанковый.
Наибольшей популярностью пользовались снаряды "Panzersрrenggrаnаtраtrоnе-39", известные гакже как "Panzerkopfgranaten". Из-за нехватки вольфрама выпуск снарядов "Panzersрrenggrаnаtраtrоnе-40" был ограничен. В ограниченном количестве их использовали для борьбы с советскими тяжелыми танками и самоходками. Из-за отсутствия фугасного заряда эти снаряды обладали небольшим разрушительным воздействием. Снаряды "Panzerspгeпggraпatpatrone-39" (Ноchladungs) при стрельбе на дальности свыше 500 м имели большой разброс, из-за чего танкисты их не любили. С другой стороны эти снаряды пробивали очень толстую броню, если попадут конечно.
Кроме пушки и двух (позже трех) пулеметов в комплект вооружения танка "Тигр" входили сигнальный пистолет (ракетница Werv), пистолет-пулемет и ручные гранаты, танкисты имели личное оружие.
Сигнальный пистолет - 26-мм "WaIther Leutchріstole Нееrsmodel" (алюминиeвый), позже - "Walther" LР-42 (стальной). Ракетница хранилась в контейнере на лeвой внутренней стенке башни, рядом с сиденьем командира, ниже противогаза наводчика. За сиденьем командира на коpмовой стенке башни хранилось два алюминиевых контейнера с сигнальными ракетами: шесть красных и шесть зеленых сигнальных ракет в левом и 12 осветительных ракет на парашютиках в правом.
Левее контейнеров с ракетами на задней стенке крепился пистолет-пулемет МР-38/40 калибра 9 мм. Пистолет-пулемет хранился в транспортном положении - приклад сложен, магазин вынут. Здесь же крепился подсумок с тремя магазинами к пистолету-пулемету по 32 патрона в каждом.
На "средних" танках раннего выпуска монтировались пусковые устройства для S-мин. Пусковые устройства монтировались по углам крыши отделения управления (впереди) и над правым углом боевого отделения (сзади). Ассимитричное расположение пусковых устройств являлось следствием установки на крыше боевою отделения (слева сзади) антенного ввода штыревой антенны радиостанции FuG-5. Пусковые устройства S-мин сильно напоминают пусковые устройства дымовых гранатометов, только диаметр труб 100, а не 90 мм. Пусковые устройства выстреливали стандартные осколочные мины "Springminе-35", известные также как мины-лягушки. Мина разрывалась на высоте примерно 90 см над землей. Мина поражала не окопавшихся солдат в радиусе 25-39 м от точки разрыва. Пусковые устройства S-мин снабжались электроспуском.
Длина мины 150 мм, диаметр 100 мм, мина содержит 350 стальных шариков.
На башнях танков первых выпусков (до башни №286) монтировались два блока из трех дымовых гранатометов 90 мм NbK-39. Блок из трех гранатометов получил наименование "Nebelkerzenverfer-39" (NbKWrf-39). Гранатометы крепились к стальным рамам, закрепленным по углам в передней части башни. Начиная с башни №324 в башнях стали ставить мортирки "Nachverteidigungswaffe" - "оружие самообороны ближнего действия". При ремонте ранних танков мортирки ставили и на стaрые башни. Из мортирок можно было вести огонь дымовыми и осколочными гранатами, S-минами.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#24 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 03 сен 2018, 14:39

Cистема управления огнем


Стационарный оптический прицел монтировался слева от орудия. Сначала "Тигры" оснащались бинокулярными прицелами TZF-9B фирмы "Цейс", с апреля 1944 года - мнокулярными прицелами TZF-9c. Прицел TZF-9b имел постоянное 2,5-кратное увеличение, поле зрения 23 градуса. Увеличение прицела TZF-9c менялось в диапазоне от 2,5х до 5х. Шкала прицела градуировалась в диапазоне от 100 м до 4 000 м в гектометрах (от 0 до 40) для пушки и от нуля до 1 200 м для пулемета. Прицельная марка перемещалась вращение небольшого штурвальчика.
В функции наводчика входило наведение орудия в вертикальной и горизонтальной плоскостях путем разворота башни и изменения уїла возвышения пушки. Изменение угла возвышения производилось вращением штурвальчика, установленного справа от места наводчика. Над штурвальчиком на уровне глаз наводчика был установлен клинометр (указатель угла возвышения), подсвеченный лампочкой. Шкала клинометра частично перекрывала возможный диапазон углов возвышения. Диапазон шкалы - от -5,625 град, до +22,5 градусов, диапазон реальных углов возвышения пушки - от - 6,5 град, до +17 град.
Часть шкалы с делениями, соответствующими отрицательным углам возвышения, окрашивалась в красный цвет. Шкала дальностей градуировалась в диапазоне от 0 до 8 000 м.
ИзображениеИзображение - рабочее место наводчика. На этих фото хорошо видны маховик ручного поворота башни, окуляр прицела TZF-9b и маховик подъемного механизма пушки.
Для своего времени орудие "Тигра" являлось самой мошной танковой пушкой в мире, способной поразить любой танк на дистанции до 2 000 м, но обычно стрельба по бронетехнике велась с дистанций до 1 000 м. На этих дистанциях опытный наводчик выводил из строя танк противника одним снарядом.
На дистанции порядка 2 000 м хорошим результатом считалось четыре снаряда на один танк. Стрелять на дистанции более 2 000 м не рекомендовалось, хотя допускалось поражение неподвижных целей на дальностях до 2 500 м. На больших дистанциях цели должны были поражаться залповым огнем взвода "Тигров". Иногда огонь по незащищенным целям велся одиночными танками на очень больших дальностях. Известен случай уничтожения "Тигром" советской пушки на конной тяге на дистанции 5 000 м.
В Африке опытные наводчики зенитных орудий привлекались для ведения коптрбатарейной борьбы, временно заменяя штатных наводчиков "Тигров" из 501-го тяжелого танкового батальона. Известен случай подавления британской батареи 26-фунтовых пушек на дистанции 7 600 м.
Несмотря на ограничения по дистанциям поражения бронетехники, отдельные "горячие" командиры танков приказывали своим наводчикам вести огонь на запредельные, согласно инструкциям, дистанции. В июле 1944 года наводчик из экипажа "Тигра" командира 3-й роты 506-го тяжелого танкового батальона гауптмана Ваккера поразил Т-34, находившийся на дистанции 3 600 м с другой стороны линии фронта. Нормой для опытного наводчика считалось за 30 с уложить один из трех снарядов в движущуюся со скоростью 20 км/ч цель (типа танк) на дальностях от 800 до 1 200 м.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#25 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 05 сен 2018, 17:01

Оборудование для форсирования
водных преград


Огромная масса "Тигра" могла привести к тому, что даже небольшие ручьи и речки стали бы серьезным препятствием - не так много мостов выдерживали бронированные чудища. Стандартное саперное оборудование Вермахта не обеспечивало переправы. Таким образом, экипажам "Тигров" предстояло рассчитывать при переправах в первую очередь на себя, точнее - на свои машины.
Положительный опыт экспериментов с "Гросстрактором", а также подготовка танков к несостоявшейся операции "Морской Лев" по форсированию Ла-Манша, позволил конструкторам оптимистично смотреть на возможность преодоления тяжелыми танками водных преград. Конечно, вариант "свободного плавания" по поверхности не рассматривался совсем, ставка была сделана на подводное вождение.
Первые 495 "Тигров" комплектовались "шнорхелем" - трубами для подачи воздуха к двигателям. С установленным "шнорхелем" "Тигр" мог преодолевать броды глубиной до 4 м. "Шнорхель" крепился к крыше моторного отделения в кормовой части. Труба фиксировалась байонетным креплением. В транспортном положении труба "шнорхеля" в сложенном состоянии хранилась в бронированном контейнере.
Изображение - схема установки "шнорхеля" на крыше моторного отделения "Тигра".
Многочисленные прокладки и заглушки закрывали практически все отверстия, люки и лючки корпуса, причем большинство из них стояло постоянно. Все люки закрывались герметически.
Шаровая установка курсового пулемета закрывалась резиновой заглушкой, которая фиксировалась всего двумя клипсами (пулемет предварительно снимался). Таким образом, процесс подготовки танка к форсированию водной преграды занимал не так уж много времени. Более того, масса приспособлений, предназначенных для форсирования водных преград (те же заглушки курсовых пулеметов), оказались очень полезными в условиях степей и пустынь - препятствовали попаданию внутрь машины пыли. Существует масса снимков "Тигров" с установленными чехлами и заглушками, причем машины находятся в сугубо сухопутной местности. Стык башни и корпуса герметизировался надувной резиновой прокладкой, которая надувалось изнутри боевого отделения обычным автомобильным насосом. Отверстие под спаренный пулемет закрывалось деревянной пробкой с резиновой прокладкой, похожими пробками закрывались отверстия амбразур в крышках люков для погрузки боезапаса.
Отверстия под оптический прицел пушки герметизировались изнутри башни после снятия прицела. Стык маски и башни закрывался резиновым кольцом. Дульный тормоз закрывался прорезиненным чехлом. Резиновый чехол вентилятора на крыше башни закреплялся шестью винтами.
Вся отверстия в крыше моторного отделения закрывались стальными крышками с резиновыми прокладками по краям. На выхлопные патрубки одевались односторонние клапаны, хотя давления выхлопных газов в принципе было бы достаточно для предотвращения попадания воды в выхлопную систему.
Подготовка танка к форсированию водной преграды была с истинно германской педантичностью прописана в многостраничной иллюстрированной инструкции. Более того, выдержки из инструкции наносились на танк. Так, на внутренней поверхности крышки верхнего люка командирской башенки была изображена страница 13 инструкции по подготовке танка к форсированию водной преграды - герметезация командирской башенки! Это изображение видно на многих фотографиях "Тигров" с открытыми командирскими люками.
Танк Pz.Kpfw. VI "Tiger" Аusf. Н1 с номером шасси 250495 стал последним "Тигром", оснащенным оборудованием для подводного вождения. "Тигры" бо­лее поздней постройки могли преодолевать броды глубиной только до 1,3 м, зато без предварительной подготовки.
Изображение - "Тигр" преодолевает водную преграду. На фото танк с ранним вариантом "шнорхеля" - труба забора воздуха установлена на командирской башенке.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#26 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 13 сен 2018, 22:22

Серийные и специальные модификации


Pz.Kpfw. VI "Tiger" Ausf. E
(Sd.Kfz 181)


Согласно официальным данным танки "Тигр" выпускались в одной-единственной модификации Ausf. H1, обозначение которой в августе 1943 года изменили на Ausf. Е. На самом деле на протяжении своей достаточно короткой боевой и производственной карьеры претерпел массу изменений. Даже части этих изменений вполне хватило бы для присвоении усовершенствованной модели нового индекса.
Танк был запущен в серийное производство в ноябре 1942 года под обозначением Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. H1 (Sd.Kfz. 181), это обозначение (исключение - уже упомянутая замена буквы в "аусфюринге") так и не менялось до прекращения выпуска "Тигров". Между тем, "Тигры" поздней постройки имели весьма существенные внешние и внутренние отличия от машин раннего выпуска:
- новые опорные катки,
- другой двигатель,
- отсутствие оборудования для подводного вождения,
- измененное расположение инструмента на внешней поверхности корпуса,
- наличие аварийного люка в башне и др.
При этом обозначение танка не менялось!
Изображение - "Tiger" Ausf. E (позднего выпуска) на железнодорожной платформе Syms.
Как отмечалось выше прототип VK4501(H) проектировался в двух вариантах - H1 и Н2. На танке VK4501(H2) планировалось установить башню с 75-мм пушкой KwK 42 L/70. Был изготовлен лишь деревянный макет башни.
Изображение - общий вид танка "Tiger" Ausf. H2 с новой башней и 75-мм пушкой KwK 42 L/70.
Позже прорабатывался вариант НЗ с 88-мм пушкой KwK-43 L/71. Один прототип такой машины изготовили, после чего стало совершенно ясно, что корпус VK 3601/4501 полностью исчерпал резервы модернизации. Началось проектирование совершенного нового танка - "Королевского Тигра".
Изображение - проектный вид танка "Tiger" Ausf. E (или Н3) с 88-мм пушкой KwK-43 L/71.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#27 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 10 окт 2018, 20:46

Panzerbefehlswagen "Tiger"
(Sd.Kfz 267/268)


В 1942 году был разработан командирский вариант тяжелого танка "Тигр". 48 линейных танков постройки начала 1943 года были переоборудованы на заводе фирмы "Хеншель" в командирские танки Panzerbefehlswagen "Tiger" Ausf. H1 (Sd.Kfz. 267/268). Машина Sd.Kfz. 267 предназначалась для использования на уровне штаба полка, она оснащалась радиостанцией FuG-8. Танк Sd.Kfz. 268 предназначался для командира батальона, на нем ставилась радиостанция FuG-7.
УКВ-радиостанция FuG-7 включала 20-ваттный передатчик 20W.S.dl и приемник Ukw.F.dl. Радиостанция работала в диапазоне частот от 42,1 до 47.8 МГц. В телефонном режиме радиостанция обеспечивала связь с наземными постами в радиусе до 10 км, с самолетами - в радиусе до 50 км. При монтаже на танке 4-метровой антенны "Stab-Нoehantenne 1,40d" (StbHAt 1,40d) радиус связи в телефонном режиме с наземными абонентами возрастал до 13 км, а в телеграфном режиме - до 16 км. Радиостанции FuG-7 использовались на уровне штабов батальонов.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции одного из последних Panzerbefehlswagen "Tiger" (Sd.Kfz. 267) "среднего" выпуска.
Средневолновая радиостанция FuG-8 имела более мощный передатчик 30WS.a (мощность 30 Вт) и приемник MW.E.c. Диапазон работы - от 0,83 до 3,024 МГц. Связь с наземными абонентами в телеграфном режиме рация обеспечивала в радиусе до 80 км. На танке Sd.Kfz. 268 дополнительно монтировалась на крыше башни 1,8-метровая антенна "Stеrnantеnne-D" (1,8 m StAtD) с "метелкой" на конце. Радиостанции FuG-8 использовались на уровне штабов полков, дивизий и корпусов.
Изображение - проекции раннего командирского танка Panzerbefehlswagen "Tiger" (Sd.Kfz. 268) "среднего" выпуска. На машине показана антенна "Stеrnantеnne-D" (1,8 m StAtD) с "метелкой" на конце.
Увеличение потребляемой бортовой радиоаппаратурой командирского ганка мощности привело к необходимости установки дополнительно электрогенератора GС-400-12 мощностью 600 Вт. Генератор приводился от двигателя внутреннего сгорания мощностью всего 0,9 л.с. Так как генератор монтировался внутри боевого отделения танка, то пришлось пойти на сокращение боекомплекта к пушке с 92 до 66 снарядов. Установка второй радиостанции на рабочем месте заряжающего (он выполнял обязанности второго радиста в экипаже командирского танка) заставила демонтировать из маски спаренный пулемет. Танкистам не по душе пришелся сокращенный боезапас. Во многих частях электрогенераторы снимали, а взамен опять ставили боеукладку. В середине 1944 года главный инспектор Панцерваффе вынужден был издать приказ, строжайше запрещавший снимать с командирских танков электрогенераторы.
Обозначение Sd.Kfz. 167/168 относится к радиооборудованию, а не к базовой машине. Аналогичные номера Sd.Kfz. имели командирские танки "Befehlspanzer" III и Befehlspanzer "Panther".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5184
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1645
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 403 раза
Поблагодарили: 1139 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#28 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 12 окт 2018, 20:49

Специальные машина на базе
Pz.Kpfw. VI "Tiger"


Тяжелая саперная машина
Ladungsliger "Tiger"


Один танк "Тигр" 1943 года постройки после тяжелых повреждений, полученных в боях под Анцио в Италии, силами техников из 508-го тяжелого танкового батальона был переоборудован в тяжелую саперную машину.
Развернутая на 180 градусов, башня фиксировалась болтами, орудие демонтировалось. Проем в лобовой части башни был заделан стальным листом, который крепился к башне шестью большими болтами. В центре листа была проделана амбразура для пулемета MG-34. На крыше башни монтировалась лебедка и кран грузоподъемностью 10 т. Машина применялась для проделывания проходов в минных полях. Она получила наименование Ladungsliger "Tiger". В конце апреля или в начале мая 1944 года Ladungsliger "Tiger" был потерян.
Англичане в свое время ошибочно назвали этот уникальный экземпляр ""Bergetiger" с краном", а затем эта ошибка пошла гулять по многочисленным изданиям, посвященным танку "Тигр".
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции тяжелой саперной машины Ladungsliger "Tiger".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкая бронетанковая техника Второй мировой (1939-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 2 гостя