Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Хищный кот Панцерваффе.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 19 сен 2017, 19:01

История создания


"Grosstrаktоr" и другие немецкие танки 20-30-х годов.


Первая мировая война выявила необходимость в танках двух типов: быстрых и маневренных легких, хорошо вооруженных и бронированных тяжелых, способных поддерживать в сражении легкие танки. Несмотря на прямой запрет, наложенный Версальским договором, работы по проектированию тяжелых танков в Германии не прекратились.
В середине 20-х годов бюро по вооружению Сухопутных войск (Reachswehr's Нееrеswаffenаmt) разработало секретные требования к тяжелому танку массой 20 т. В конструкции машины должны были наши отражение последние достижения в области металлургии, двигателях, подвески ходовой части, трансмиссии, радиосвязи и вооружения. Супертанку требовалось развивать максимальную скорость в 40 км/ч (больше, чем любой легкий танк того времени!), плавать со скоростью 6 км/ч, преодолевать рвы шириной до 2 м и забираться на склоны крутизной до 30 град.
Над конструкторами явно довлели британские авторитеты: тот же коробчатый ромбоидальный корпус с очень длинными гусеницами катерпиллер, огибающими все изделие, как у британских танков периода Первой мировой войны. Понтоноподобный корпус был выбран из-за необходимости обеспечить танку запас плавучести, но привел к резкому росту габаритов машины, сводившему почти на нет все преимущества компоновки с размещением вооружения в башне. Grosstrаktоr имел два варианта: Grosstrаktоr I и Grosstrаktоr II, отличавшихся друг от друг типом водяного движителя - на Grosstrаktоr I стоял гребной винт, а Grosstrаktоr II перемещался на плаву за счет перемотки гусениц.
Разработку Grosstrаktог'ов поручили фирмам "Рейнметалл", "Крупп" и "Дайм­лер-Бенц". Одну машину спроектировала команда под руководством доктора Фердинанда Порше на фирме "Даймлер-Бенц". На свой "трактор" Порше поставил авиационный шестицилиндровый двигатель жидкостного охлаждeния "Даймлер-Бенц" DIVb (182206) мощностью 260-300 л.с. Для запуска основного двигателя использовался двухтактный мотор DKW F2 мощностью 10 л.с.
Масса танка Порше составляла 15,4 т, вооружение включало одну 75-мм пушку и три пулемета. На шоссе машина развивала положенные 40 км/ч, но по воде она могла передвигаться со скоростью не выше 4 км/ч. В марте 1927 года фирма "Даймлер-Бенц" получила заказ на изготовление двух прототипов. После завершения испытаний, экспериментальные танки принимали участие в различных маневрах, затем один из них использовался в качестве своего рода будки для караула в военном городке 5-го танкового полка в Вюнсдорфе.
На "Grosstrаktоr II" фирмы "Рейнметалл" стоял рядный двигатель жидкостного охлаждения фирмы BMW мощностью 250 л.с. На шоссе машина развивала скорость 40 км/ч, однако плавала не быстрее 3 км/ч, даже хуже танка Порше. Вооружение состояло из 75-мм пушки с длиной ствола 20 калибров и двух-трех пулеметов. Машина фирмы "Рейнметалл", так же как и танк Порше была изготовлена из обычной, а не броневой, конструкционной стали, причем толщина листов не превышала 13 мм.
Выражаясь современными терминами, обе машины являлись демонстраторами технологий, а никак не боевыми танками. Прототип фирмы "Рейнметалл" утонул при испытаниях 30 октября 1929 года на полигоне Путлосс в Шлезвиг-Гольштейне. Трагедия имела далеко идущие последствия - больше никогда германские конструкторы не пытались заставить плавать тяжелый танк.
"Гросстрактор II" фирмы Крупп сильно напоминал машину "Рейнметалла". Крупповский танк испытывался в Советской России в секретном советско-германском танковом центре "Кама" под Казанью.
Бюджет на 1929-1930 финансовый год предусматривал выделение ассигнований в сумме 3 400 000 рейхсмарок на изготовление 17 "Гросстракторов", но случился экономический кризис, после которого денег не хватало даже на просто трактора, не говоря уже о "гросс".
Между тем, военные инициировали новую программу разработки 20-тонного тяжелого танка - Ваtаіllon-Fuhrer-Wagen (ВW). В конечном итоге эта прjграмма привела к появлению танка РzKpfw. IV. Фирма "Рейнметалл" представила прототип массой 18 т с двигагелем "Майбах" мощностью 300 л.с. Толщина брони - 16-20 мм. Экипаж - пять человек. Вооружение - короткоствольная пушка калибра 75 мм и два пулемета.
В 1933 году руководство рейхсвера побудило промышленность заняться еще одним проектом тяжелого танка, получившею наименование Neubaufahrzeug, сокращенно - NbFz. Прототипы танка "Neubaufahrzeug" представили фирмы "Рейнметалл" и "Крупп". Обе машины имели схожие корпуса, но отличались конструкциями башен. Bсего было построено пять прототипов танка NbFz: два - фирмой "Крупп" и три - фирмой "Рейнметалл". На многобашенный "Neubaufahrzeug" очевидное влияние оказал британский танк "Индепендент", очень популярный в те годы среди танкостроителей всею мира. Англичан копировали французы (Char 2С), русские (Т-35), японцы ("тип 91").
На "Neubaufahrzeug" стоял двигатель "Майбах" HL-108TR мощностью 280 л.с. Основное вооружение - две пушки (75 или 105-мм и 37-мм) в главной башне. В башне фирмы "Рейнметалл" 37-мм пушка устанавливалось над орудием более крупного калибра, в башне фирмы "Крупп" пушки были спарены в горизонтальной плоскоести. Кроме артиллерийского вооружения на танке имелось два или три пулемета. Один стоял в основной башне вместе с пушками, в то время как остальные размещались в башнях меньшего размера, установленных по диагонали в передней и задней частях боевого отделения. Экипаж - шесть человек.
Прототипы изготавливались из котельного железа толщиной 16-20 мм. На парадах машины производили впечатление, но для боя они не годились совершенно.
В феврале 1939 гола один из прототипов "Neubaufahrzeug" был презетован на Берлинском автосалоне как Рz.Крfw. V. В апреле 1940 три танка, не взирая на полное отсутствие у них бронезащиты, были в составе Abt.zb.V.40 (40-й танковый батальон специального назначения) отправлены в Норвегию. До сих пор неясно принимали или нет эти машины в реальных боевых действиях. Кроме Норвегии, на фронте их не видели нигде. Немцы надеялись, что железные монстры одним своим видом способны вселить страх и ужас. На норвежских рыбаков танки не произвели должного впечатления. Один "Neubaufahrzeug" сгорел от метко брошенной спички неприятеля, два других постепенно проржавели, превратившись в металлом. Не довелось этим машинам вернуться назад в фатерланд.
ИзображениеИзображение - тяжелые танки "Neubaufahrzeug" в Норвегии.
Причиной неудач программ Grosstrаktоr и "Neubaufahrzeug" являлось отсутствие компактного двигателя большой мощности. Поэтому нет ничего удивительного в распоряжении от 28 октября 1935 года, отданном управлением вооружений сухопутых войск начать отделению фирмы "Даймлер-Бенц" в Берлин-Мариенфедьде разработку нового 600-сильного двигателя, пригодного для установки на перспективном тяжелом танке. За основу инженеры фирмы выбрали авиационный мотор М71 (в массовом производстве получил обозначение DВ 600). Но танковая версия получила обозначение МВ-503. Вскоре появился более любопытный вариант - танковый дизель МВ-507. Дизель был еще очень сырой, а с другой стороны военные не были готовы пересмотреть свои устоявшиеся взгляды.
Оба танковых двигателя не выдержали экзамен, в массовое производство их не передавали.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 23 сен 2017, 23:19

"Durchbruchwagen DW 1"


В конце января инженер Эрнст Кпикамп из WaPruf 6 (Waffenprufungsamt 6 - танковое конструкторское бюро Нееrswаffеnаmt) обратился в славную производством железнодорожных вагонов и локомотивов фирму "Хеншель-унд-Сон" из Касселя с предложением разработать шасси нового танка 30-тонного класса. Машина подучила наименование "Durehhruchwаgеn" (прорыватель), сокращенно DW. Не имея опыта проектирования военной техники, конструкторы "Хеншеля" поначалу взяли за исходный образeц шасси танка Pz.Kpfw. III. Башню и вооружение проектировали на фирме "Крупп" в 'Эссене. Башня танка DW являлась развитием башни танка BW с тем же вооружением (75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра), но с более толстой броней. Шасси танка Pz.Kpfw. III с торсионной подвеской опорных катков выглядело гораздо более перспективным, по сравнению с тележками-пружинами подвески опорных катков танка Pz.Kpfw. IV. Шасси танка DW включало по пять опорных катков на борт (все катки независимые, с торсионной подвеской) и по три поддерживающих гусеницу ролика. Силовая установка также во многом была позаимствована у Pz.Kpfw. III, ведущее колесо - впереди, ленивец - сзади. Главное отличие шасси от шасси Pz.Kpfw. III - усиленная до 50 мм бронезащита корпуса, очень немногие танки того периода могли похвастаться броней подобной толщины.
Место механика-водителя - справа от продольной оси, слева - находились агрегаты и механизмы трансмиссии. Двигатель, Майбах НL-120 мощностью 280 л.с. позволял разгоняться до скорости 35 км/ч. Трансмиссия - "Майбах Vаriorех". На прототипе испытывался экспериментальный гусеничный движитель, сходный с движетелями советских танков БТ и германских полугусеничных транспортеров. Традиционно германские танки имели ведущие колеса с зубьями, которые входили в окна гусеничных траков. На DW сделали наоборот: зубья имелись на траках, а ведущее колесо в торце имело прорези.
Был изготовлен только один прототип танка DW, получивший обозначение DW 1. Прототип принимал участие во многих испытаниях, связанных с отработкой ходовой части. Так как фирма "Крупп" не смогла вовремя изготовить башню, то прототип гоняли но трассам с уложенными на корпусе четырьмя массивными кольцами, масса которых равнялась массе башни. 'Экспериментальный гусеничный движитель себя не оправдал.
ИзображениеИзображение - схема ходовой части и фото прототипа DW 1 на испытательном полигоне.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 26 сен 2017, 18:42

"Durchbruchwagen DW 2"


Еще до завершения испытаний прототипа DW I начались работы по другой программе, целью которой являлось создание тяжелого танка. Чeрез год после ТЗ на DW I WaPruf 6 заказало фирме "Хеншель" проект еще одного 30-тонного танка. Танк получил наименование "Durchbruchwagen II", сокращенно DW II. Эту машину изготовили также в одном жземпляре и также она проходила поначалу испытания с весовым имитатором башни - "Крупп" опять не поставил башню. В конечном итоге фирма "Крупп" прислала башню, но башню от серийного танка Рz.Крfw. IV Аusf. С, а не специальное изделие для прототипа DW II.
ИзображениеИзображение - проекции "Durchbruchswagen" DW-2.
Карьера прототипа DW II, ставшего поворотной точкой в истории германcких тяжелых танков, оказалась короче карьеры прототипа DW I. В начале сентября 1939 года WaPruf 6 выдало заказ на постройку второго прототипа, уже в рамках программы танка VК3001. Зaводские испытания обоих машин DW II завершились к осени 1941 года и во многом предопределили будущий успех фирмы "Хеншель" в танкостроении.
Прототипы DW II отличались от предшественника рядом довольно серьезных конструктивных изменений: в частности доработанной силовой устaновкой с трансмиссией ZW-38, традиционной гусеницей и ведущим колесом с зубцами. Масса машины возросла до 33 т. Экипаж - пять человек, вместо четырех на DW I. Пятого члена экипажа, радиста, разместили справа от механика-водителя.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 29 сен 2017, 19:44

VК6501(Н)


Durchbruchwagen еще находился на стадии предварительной разработки, когда 19 января 1939 года \VaPruf 6 заказало фирме "Хеншель" прототип еще однoго тяжелого танка. Машина получила у военных обозначение VК6501(Н), зaводское наименование было иным - Sturmwagen или Sсhwеrеwagеn (SW).
Этот проект представлял собой революцию в танкостроение. Все приходилось делать заново хотя бы из-за невиданной массы машины - 65 т, расчетная масса нашла отражение в военном обозначении VК6501(Н) . Даже по меркам сегодняшнего дня 65 т представляется более чем серьезной величиной. Такую массу определяли требования в отношении бронезащиты: 80-100 мм.
Общая компоновка была сходной с компоновкой танка Pz.Kpfw. IV, вооружение также аналогично "четверке": 75-мм короткоствольная пушка и спаренный с ней пулемет винтовочного калибра в башне кругового вращения. Еще один пулемет монтировался в небольшой башенке, установленной на корпусе перед и ниже основной башни.
Изначально рассматривалось три схемы артиллерийского вооружения основной башни VК6501(Н): короткоствольная 75-мм пушка с длиной ствола 24 калибра (как на Pz.Kpfw. IV), 75-мм пушка фирмы "Крупп" с длиной ствола 40 калибров (находилась в разработке) и 105-мм гаубица с длиной ствола 20 калибров. Апробированный на "четверке" вариант вооружения был выбран с целью снижения стоимости и упрощения проектирования новою танка. На прототип VК6501(Н) решили просто установить башню от танка Pz.Kpfw. IV.
Это во многом опрометчиво принятое решение едва не сорвало всю программу. Возникал вопрос: "Почему массивный танк, который для перевозки по железной дороге требуется разбирать на три части, имеет такое же вооружение как танк в три раза более легкий и в пять раз более простой конструктивно, к тому же не требующей разборки перед транспортировкой?" Неизвестно, что отвечали на этот "детский" вопрос инженеры фирмы "Хеншель".
В качестве двигателя был выбран мотор "Майбах" НL-224 мощностью 600 л.c., с этим двигателем танк мог развить максимальную скорость 25-26 км/ч. Ходовая часть была спроектирована зaново: по десять опорных катков с незaвисимой торсионной подвеской, диски катков частично перекрывали друг друга. Шахматное расположение опорных катков позволило равномерно распределить огромную массу на экстремально широкие гусениц (ширина трака 800 мм). К сожалению, конструкторы, блестяще решившие сугубо техническую проблему, не подумали о том, как шахматная подвеска будет эксплуатироваться в условиях распутицы и бездорожья.
В дальнейшем все танки фирмы "Хеншель" получали именно шахматную подвеску опорных катков. Непонятно, почему по мере накопления мирной некогда фирмой опыта в создании танков, освоении передовых методов металлообработки, создании совершенных трансмиссий для тяжелых танков, конструкторы упорно цеплялись за это не самое удачное решение.
Подготовка к серийному выпуску такого монстра - масса 65 т, длина 7 м, высота 2,9 м, ширина 3,2 м - представляла собой сложнейшую организационно-техническую задачу. Чего стоит одна транспортировка массивных узлов и агрегатов, не говоря уже о сборке.
Транспортировка вообще являлась головной болью - ничего подобного, тем более массово, по железным дорогам еще не перевозили. Кроме того, следовало предусмотреть возможность перевозки тяжелых танков на большие расстояния автотранспортом. На стадии проектирования предусматривалось возможность членения танка на три составляющих: отделение управления с трансмиссией и оконечными приводными устройствами, боевое отделение вместе с башней и моторное отделение.
Для разборк и и сборк и танка VK6501(H) разрабатывались специальные вспомогательные машины. На грузовике "Faun" L900D/567 монтировался 20-тонный кран Demag LK-5S. Для разборки танка в полевых условиях требовалось два таких автокрана. Самое удивительное, что не взирая на массу и необходимость разборки сборки танка, представители WaPruf 6 требовали от машины способности преодолевать глубокие броды (странно, что не требовали обеспечения плавучести) - то есть каждый раз при сборке надо было обеспечивать герметичность корпуса.
Для перевозки танка автотранспортом пришлось создавать специальный транспортер, этим занималась фирма "Karl Kassbohrer" из Ульма. Транспортер мог перевозить груз массой до 60 т. Танк VK6501(H) в серию не пошел, зато транспортер очень пригодился для перевозки "Тигров".
1 сентября 1939 года фирма "Хеншель" получила заказ на изготовление прототипа и машин предсерийной партии, в Вермахте они получили обозначение Pz.Kpfw. VII. Сборка осуществлялась в Касселе, но бронированные детали и башни поставлял Крупп. К апрелю 1940 года собрали деревянный макет прототипа. К этому времени изменилась башня - решено было ставить вариант башни "четверки" с усиленным бронированием, то есть - башню от DW I. Фирма "Крупп" получила указаниe развернуть серийное производство таких башен, а фирма "Хеншель" - приступить к постройке шасси из конструкционной стали средней прочности. В октябре 1940 года стали очевидными пробуксовки в программе - "Крупп", перегруженный заказами, не мог обеспечить изготовление башен. В середине 1941 года прототип подготовили к испытаниям, но - без башни. Впрочем к этому времени стала очевидной необходимость переделки существующего проекта башни в свете боевого опыта. Военные вообще пришли к выводу, что концепция танка VК6501(Н) не вписывается в этот самый опыт. Испытания шасси проводились в Зеннелагере, результаты подтвердили правильность выбранных технических решений с точки зрения формального удовлетворения требованиям заказчика, однако конструкция в целом оказалась совершенно непригодной к реальным условиям эксплуатации. В конце 1941 года программу VК6501(Н) реанимировали (очевидно, в свете близкого и не очень приятного знакомства с танками КВ).
Окончательно проект прикрыли на следующий год, отказавшись от VК6501(Н) в пользу VК4501(Н).
Изображение - рисунок прототипа VК6501(Н) фирмы "Хеншель".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 03 окт 2017, 14:44

VK 3001.


Параллельно с программой DW II военные выдали техническое задание на разработку тяжелого танка 30-тонного класса VК3001, способного развивал, скорость в 35 км/ч, имеющего бронирoвание толщиной 35-50 мм и вооруженного 75-мм орудием или 105-мм гаубицей. Проект такого танка предложили разработать специалистам фирмы "Хеншель" и инженерам, работавшим под руководством профессора Порше.

VK 3001(H)


9 сентября 1939 г WaPruf 6 выдало заказ фирме "Хеншель" на танк VК3001. Исходным пунктом при проектировании стала конструкция танка DW II, однако ходовую часть проектировали на оснoве ходовой части VК6501(Н).Главным отличием ходовой части стали опорные катки увеличенного диаметра.
Первые два VК 3001(Н) собрали к марту 1941 года, еще два были готовы в октябре. Эти машины использовали для испытаний различных конфигураций силовых установок: с трансмиссией "Майбах" Vаriоrех и "Майбах" OVLAP. Все прототипы были оснащены двигателями Майбах HL-116 мощностью 265 л.с.
На заводском полигоне в Хаустенбeке (окрестности Падеборна) и на полигоне Вермахта в Куммерсдорфе под Берлином испытывались комбинации шасси VК 3001(Н) и различных инженерных устройств - минного трала, экскаватора. Во всех случаях на прототипы вмеcто башен устанавливался бетонный балласт - фирма "Крупп" уже традиционно задерживалась.
ИзображениеИзображениеИзображение - Прототип VK 3001(H) на испытанях. На последнем в этом ряду фото - танк, оборудованный иммитатором башни.
Только в 1942 году танк VК3001(Н) обрел свой облик - "Крупп" поставил сразу несколько башен. Башни, правда, уже не были особенно и нужны - программу VК 3001(Н) закрыли. Шесть башен оставались на фирме "Крупп" до 1944 года, когда их забрали, чтобы установить в укреплениях Атлантического вала на побережье Па-де-Кале.
К сентябрю 1942 года окончательно выяснилось, что в задуманном виде VК 3001(Н) не сможет выполнять задачи, которые предполагалось на него возложить. Ранее, в мае 1941 года было принято решение о разработке различных самоходно-артиллерийских установок, вооруженных тяжелыми противотанко­выми пушками. В августе 1941 года два незаконченных прототипа танка VК 3001(Н) начали переделывать в тяжелые истребители танков, вооруженные 128-мм пушками Рак-40 L/61. Шаcси пришлось удлинить за счет введения еще одной оси для опорных катков.
Пушка устанавливалась в полуоткрытой рубке, толщина брони рубки составляла 30 мм.
Орудие разработано на основе зенитной пушки образца 1936 года, спроектированной фирмой "Крупп". Углы наведения орудия тяжелого истребителя танков: в горизонтальной плоскости +/-7 град, в вертикальной - от -15 град до + 10 град. Скромный объем боевого отделения не позволил разместить в машине достаточный боекомплект к орудию: всего 15 снарядов, затем втиснули еще три, но даже 18 снарядов - слишком мало. Для самообороны самоходка вооружалась одним пулеметом МG-34.
Нагрузку на водителя удалось уменьшить за счет установки трансмиссии ZZG-77, однако скорость машины не превышала 19,6 км/ч. Было построено две самоходки 12,8 сm Selbsfahrlafettе L/61 (Рzs.Sfl. V). Орудия для них поставила фирма "Рейнметалл-Борзиг" из Дюссельдорфа. Оба истребителя танков отправили для проведения войсковых испытаний на Восточный фронт. В 1942-1943 годах они находились на вооружении РаnzerJager Аlbteilung 521 из 2-й танковой дивизии. Экипажи утверждали, что снаряды, выпущенные из орудий их самоходок, пробивают установленную под углом 60 град броню толщиной 120 мм с дистанции 2 км. Пушки нравились, но в отношении шасси мнение было противоположным. За постоянные поломки двигателей и трансмиссий истребители­ танков подучили прозвище "Sturer Еmil" - упрямый Эмиль. Один "Эмиль" был потерян в бою. второй - захватили сoветские войска в Сталинграде. В настoящее время трофей хранится в музее БТТ в Кубинке. "Упрямый Эмиль" - единственный вариант Рz.Крfw. VI Аusf. А, как называли на фирме "Хеншель" шасси VК 3001(Н), прошедший проверку войной.
Изображение - единственный сохранившийся образец САУ "Sturer Emil", музей БТТ в Кубинке (Россия).
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 04 окт 2017, 16:56

VК 3001(Р)


Судьба прототипа конструкции Фердинанда Порше оказалась также не слишком удачливой. Изготовленный на созданной Порше в Сен-Ва­лентине, Австрия, фирме "Nibelungenwerke AG" прототип получил официально е обозначение VK 3001(P). Заводское обозначение прототипа - "тип 100" или "Leopard". Таким образом, VK 3001(P) стал первым после "Neubautahrzeug" германским танком, получившим собственное имя, а не буквенно-цифровой код.
VК 3001(Р) также стал первым танком, спроектированным Порше, со времен приснопaмятного Grosstractor'а. Фирме "Nibelungenwerke AG" на решение проблем, связанных с проектированием новой машины потребовалось два года. Главный инженер фирмы Карл Рабе подписал последний рабочий чертеж 5 сентября 1939 года.
Порше, являясь блистательным конструктором, совершенно не задумывался о "мелочах" вроде технологии производства, тактике боевого применения или уж тем более - об экономике военного времени и связанных с нею технологических ограничениях, вроде нехватки некоторых материалов. Порше был гений, а гении обычно далеки от земных проблем. Гитлер симпатизировал профессору, отмечая в нем "детскую душу". Вообще эти два гения, каждый в своем роде, симпатизировали друг другу. Фюрер всегда отдавал предпочтение изделиям Порше, что порождало сложности для командования Сухопутными войсками Германии - генералы смотрели на продукцию фирмы "Nibelungenwerke AG" более реалистично. Так было и в случае с VК 3001(Р). Порше придумал революционную конструкцию, совершенно не типичную для танка. На VК 3001(Р) стояла электромеханическая трансмиссия, никогда ранее не использовавшаяся на сухопутной техники, зато обычная для подводных лодок.
Два 10-цилиндровых двигателя "Simmering-Graz-Раukе" тип 100 воздушного охлаждения мощностью по 200 л.с. каждый приводили в действие по электрогенератору. Электрогенераторы запитывали электромоторы, вращавшие ведущие колеса. Ходовая часть включала по три пары опорных катков, объединенных с каждого борта в три тележки. Каждая тележка имела независимую подвеску. Верхнюю ветвь гусеницы поддерживали три ролика с каждого борта. Ведущие колеса - переднего расположения. Электропривод в теории давал танку выигрыш в маневренных качествах, поскольку время переходных процессов в электродвигателе несоизмеримо меньше с временем переключения механических передач. Конструктивно электромеханическая конструкция также проще - отсутствует длинный соединительный вал между двигателем и трансмиссией, который проходит почти по всей длине корпуса, занимая довольно значительный объем боевого отделения.
Опорные катки подвешивались на тележках на торсионах, причем торсионы располагались параллельно продольном оси танка. Такое конструктивное решение также работало на сохранение полезного объема корпуса, вместе с тем резко усложняя конструкцию ходовой части - требовалось преобразовывать механическим путем перемещение опорного катка в закрутку торсиона. Танкисты высоко оценили внутренний объем машины Порше, что не помешало им написать несколько томов замечаний по поводу эксплуатационных и боевых недостатков прототипа VК 3001(Р). К примеру, торсионы часто ломались при движении по пересеченной местности, не выдерживая резких колебаний опорных катков.
Вооружение "Леопарда" поначалу было таким же, как у VК3001 - модифицированная башня танка Pz.Kpfw. IV, в которой можно было поставить 75-мм пушку с длиной ствола 24 калибра или 105-мм гаубицу с длиной ствола 28 калибров. Уже на стадии постройки прототипа Порше решился на радикальную замену вооружения в пользу мощной длинноствольной пушки калибра 88 мм (длина ствола 47 калибров) или даже 105 мм (длина ствола 52 калибра) орудия. В апреле 1941 года были заказаны два прототипа шасси и шесть серийных башен с 88-мм пушками. Как всегда, фирма "Крупп" башни к сроку не изготовила.
Шасси Порше испытывалисьс бетонными болванками вместо башен. Башни поступили годом позже и были установлены на совсем другие танки - VК 4501(Р).
Испытания единственного пострoенного шасси шли сложно - постоянно ломались революционная силовая устaновка и необычная ходовая часть. В то же время "Леопард" демонстрировал потрясающие характеристики: максимальная скорость - 60 км/ч, рекордное время разгона. Зато расход топлива не вселял оптимизма - за 100 км марша по шоссе двигатели съедали 770 литров бензина. Решить проблему расхода топлива Порше попытался самым радикальным способом, приня в решение поставить на второй прототип дизель.
ИзображениеИзображениеИзображение - прототип VK 3001(P) "Леопард" на испытаниях. В серию это "чудо" профессора Порше так и не пошло....
Невзирая на постоянные поломки и отказы, материальной части прототип интенсивно обкатывался до мая 1942 года. В серийное производство VК3001(Р) не передавался. Специально для перевозки танка из заводского цеха на полигон фирма "Nibelungenweгke" изготовила транспортер "Порше-142", который разделил судьбу самого первого германского бронированного "Леопарда".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 05 окт 2017, 22:29

VK 3601(H)


Очередной прототип фирмы "Хеншель" получил обозначение VК 3601(Н), на фирме его предпочитали именовать Pz.Kpfw. VI Аusf. В. При разработке VК 3601(Н) конструкторы фирмы учли опыт проектирования и испытаний прoтотипа VК3001(Н) , посчитав невозможным реализовать в 30-тонной машине все необходимые качества. Новый танк массой почти в 40 т имел много общего с 30-тонным VК 3001(Н). Ряд узлов и агрегатов перекочевало на новое изделие по необходимости, с целью снижения его стоимости и сокращения времени проектирования. Наибольшим изменениям подверглась ходовая часть - был увеличен диаметр оирных катков. Корпус практически полностью помещался между опорными катками, над ходовой частью оставались только крылья с ящиками для хранения инструмента и контейнеры с вентиляторами системы охлаждения двигателя.
Расчетную массу танка пришлось увеличить в связи с установкой новой башни, вооруженной более мощной, чем на VК 3001(Н) пушкой. Рассматривалось три варианта артиллерийского вооружения:
- 75-мм противотанковая пушка Gerat 0725 L/55 с коническим стволом (патент Герлиха);
- танковая версия знаменитой 88-мм пушки с длиной ствола 56 калибров;
- 105-мм гаубица с длиной ствола 28 калибров.
Бронирование бортов корпуса - 60 мм, лобовой части - 100 мм, бронирование бортов башни - 60 мм, лобовой части - 80 мм.
Предпочтение отдали пушке с коническим стволом, что предопределило выбор диаметра погона башни - 1 650 мм. Это решение не в лучшую сторону отразилось на судьбе машины. Работы по пушке Герлиха пришлось прекратить по причине хронической нехватки в Рейхе вольфрама - орудие стреляло снарядами с вольфрамовыми сердечниками, без них же терялись все преимущества пушки.
Все построенные фирмой "Хеншель" шасси проходили испьпання без башен - "Крупп" как всегда работал в своем стиле!
Заказ на постройку прототипа VК 3601(Н) и шести предсерийных машин был выдан 26 мая 1941 года. Поскольку 600-сильный двигатель Майбах НL-210 еще не был готов, на машины пришлось ставить моторы Майбах НL-174 мощностью 450 л.с. Согласно принятой 30 мая 1941 года "Рanzеrrogramm-41" в 1941 году планировалось изготовить 116 танков VK 3601(H), в 1942 году - 172. Первые два прототипа изготовили только к марту 1942 года, еще четыре шасси - к сентябрю - вот и вся реализация "панцерпрограммы" в отношении танка VK 3601(H).
Первый экземпляр шасси испытывался на полигонах Вермахта. Четыре шасси впоследствии оснастили лебедками, эти машины использолвались в качестве бронированных эвакуационных машин для танков "Тигр".
ИзображениеИзображениеИзображение - прототип VK 3601(H) на испытаниях.
Аннулирование программы разработки пушки Герлиха вновь поставило вопрос о вооружении танка. Вообще-то теперь с вооружением все стало совершенно ясно. Гаубица не годилась по одной причине - она не являлась средством борьбы с танками. Оставалась только пушка "восемь-восемь", KwK-36. Проблема заключалось в том, что диаметр погона под орудие должен был быть не 1 650 мм, а 1 850 мм. Единственный выход из создавшегося положения заключался в вооружении танка 75-м пушкой КWК-42 с длиной ствола 70 кaлибров (орудие KwK-42 установили на танк "Пантера", который в Вермахте считался средним). WaPruf-6 разрешило установку на тяжелый танк башни с диаметром погона 1 650 мм, вооруженной 75-мм пушкой KwK-42. Эта башня, как и ее предшественница, так никогда и не была построена. Прежде чем фирма "Рейнметалл" успела приступить к проектированию очередной башни, Heereswaffenamt аннулировало всю прoграмму VK 3601(H), выдав фирмам "Хеншель и "Нибелунгенверке" задание на проектирование нового танка VK4501 под 88-мм орудие.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 06 окт 2017, 23:08

VK 4501(H)


Опыт полученный при разработке танков VК 3001 и VК3601 позволил конструкторам фирмы "Хеншель" смело взяться за работу по созданию 45-тонной машины. Танк VК4501(Н) проектировался под башню фирмы "Крупп" с диаметром погона 1 850 мм, вооруженую 88-мм орудием. Учитывая предыдущий опыт "плодотворного" сотрудничества с фирмой "Крупп" вся программа разработки танка представлялась чрезвычайно рискованной из-за вероятной "виртуальности" башни. На момент начала работ по танку требуемой башни не существовало даже на бумаге. В этих условиях пришлось предусмотреть альтернативный вариант - башню с диаметром погона 1 650 мм, вооруженную 75-мм пушкой КwК-42 L/70. Эта башня проектировалась в КБ фирмы "Рейнмeталл", танк под нее получил обозначение VК4501(Н) Н2.
В конструкции "Н2" использовался узкий корпус от шасси VК3601(Н), у которого лишь увеличили до 100 мм толщину брони. Проект "Н1" под башню с 88-мм орудием требовал значительной переделки верхней части корпуса, так называемой надстройки или "суперструктуры". Теперь надстройка нависала над опорными катками. Расширение верхней части корпуса стало необходимым ввиду установки башни с погоном диаметра 1 850 мм.
Верхняя часть корпуса сильно изменилась, в то время как низ и ходовая часть фактически остались прежними, как на VК 3601(Н). Чтобы сохранить прежнее удельное давление на грунт при возросшей на 10 т массе, конструкторы пошли на увеличение ширины гусениц. Увеличение ширины гусениц, в свою очередь, привело к появлению четвертого ряда опорных катков. Двигатель "Майбах" НL-210Р-30 мощностью 600 л.с. к этому времени уже был готов. Его уcтановка позволяла сохранить у новой машины ходовые характеристики танка VК3601(Н). Двигатель комплектовался полуавтоматической трансмиссией "Майбах" ОLVAR, тормозная система - регенеративная, разработанная на основе британских тормозов "Меррит-Браун".
Изображение - шасси прототипа VK 4501(H) (общий вид).
Замена традиционных рычагов на рулевое колесо с гидроусилителенм намного облегчило работу механика-водителя, одновременно улучшив маневренность танка, особенно - маневренность на ограниченном пространстве. Рычаги, тем не менее, остались, но их предполагалось использовать лишь в качестве резервных органов управления. Кроме того, рычаги можно было применять в качестве стояночного тормоза.
Доктор Эрвин Адерс со своими людьми работал день и ночь не только чтобы в наилучшей степени учесть пожелания заказчика - очень хотелось изготовить первое опытное шасси к 20 апреля 1942 года - дню рождения любимого фюрера. Последние работы закончили на прототипе 17 апреля, всего за 40 минут до отправки литерного поезд в Растенбург, в ставку любимого вождя и учителя.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 08 окт 2017, 20:12

VK 4501(P)


Несмотря на продолжавшиеся испытания прототипа VК 3001(Р), стало очевидно, что "Леопард" никогда не пойдет в массовое производство. В июле 1941 года на очередном совещании в Бергхофе представители Heereswaffenamt приняли решение поручить "Хеншелю" и "Порше" разработать новый тяжелый танк VK 4501, вооруженный 88-мм пушкой. Фирме "Нибелунгенверке" в отсутствие необходимого опыта и в свете не очень удачных результатов испытаний VK3001(P) не оставалось ничего другого, как использовать в качестве базы для нового танка конструкцию "Леопарда".
Изображение - cборка шасси танка VK 4501(P) в заводском цеху фирмы "Нибелунгенверке".
Прототип VK.4501 конструкции Поpше получил заводское обозначение "тип 101" и собственное имя "Sonderfahrzeug II". Название "Sonderfahrzeug II" продержалось недолго. После "Леопарда" логично было появиться "Тигру": "Sonderfahrzeug II" стал называться "Tiger".
Впервые в истории германского танкостроения проектирование танка началось с башни. Проект фирмы "Крупп" базировался на проектах так и не изготовленных башен для танков VK 3601(H) и VK 3601(P). Размеры башни были увеличены, диаметр погона составил 1 850 мм. Порше заказал фирме "Крупп" одну башню в начале июля 1941 года, затем - еще 90, причем заказ на 90 башен был сделан раньше подписания контракта на изготовление первых 90 танков.
В целом "Тигр" Порше перенял очень многое от "Леопарда", но диаметр опорных катков был увеличен, в состав ходовой части ввели поддерживающие верхнюю ветвь гусеницы ролики. С целью компенсации возросшей массы сдвинутой вперед башни, ведущие колеса с электромоторами перенесли назад.
ИзображениеИзображение - проекции танка VK 4501(P).
Ходовая часть, предложенная Порше, во-первых была очень сложной, а во-вторых просто не подходила для тяжелого танка. Шесть опорных катков на борт, сгруппированные в три разнесенных тележки, давали высокое удельное давление на грунт, много большее, чем у подвески, разработанной на фирме "Хеншель". Кроме того, оказалась более длинной (и, как следствие, более тяжелой) гусеница. В результате танк Порше с трудом передвигался по мягким грунтам. Торсионы опорных катков очень часто лопались, не выдерживая массы "Тигра", а их ремонт оказался чрезвычайно муторной работой по причине все той же неслабой массы.
ИзображениеИзображение - второй прототип танка VK 4501(P) на испытаниях. С такого ракурса особенно заметно - насколько длинным и узким был корпус машины.
Хотя электромоторы и ведущие колеса перенесли назад, впереди оставили колеса с зубчатыми венцами. Считалось, что таким образом удастся избежать непроизвольного сброса гусениц в ходе движения танка. Учитывая длину гусениц, вероятность сброса гусениц оставалась очень высокой. Как выяснилось на испытаниях, резиновые бандажи опорных катков очень быстро истирались о металл направляющих зубцов траков, поэтому конструкцию опорных катков пришлось изменить. Резиновые бандажи заключались между сплошными стальными дисками катков. Таким способом конструкторы убили двух зайцев: увеличили ресурс опорных катков и снизили расход дефицитной резины. Конструктивное решение опорных катков - единственная новинка Порше, внедренная в германской бронетехнике периода Второй мировой войны. Подобные опорные катки широко использовались на поздних моделях германских танков. Максимальную ширину танка конструкторы выбирали, исходя из железнодорожного габарита. В результате получился длинный и узкий танк, при одном взгляде на который не оставалось сомнений в его неудовлетворительных маневренных качествах, хотя в теории электротрансмиссия обеспечивала превосходство именно в отношении маневренности.
ИзображениеИзображениеИзображение - прототип VK 4501(P) на ходовых испытаниях. На машине установлена ранняя башня танка "Тигр".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 11 окт 2017, 20:18

VК4501(Н) против VК4501(Р),
или сравнительные испытания прототипов.


Назначенный на 20 апреля, день рождения Гитлера, показ конкурирующих образцов тяжелой техники неумолимо приближался. 19 апреля оба прототипа были разгружены с железнодорожных платформ на станции, расположенной в 11 км от ставки фюрера в Восточной Пруссии. Для выгрузки пришлось использовать железнодорожный кран, поскольку рамп или поддонов, способных выдержать груз массой 50 т в окрестностях не нашлось. "Тигр" Порше сразу же показал собственную невозможность развернуться на 90 градусов без посторонней помощи - его тележки завязли в мягком грунте. Представитель фирмы "Хеншель" инженер Курт Арнольд отрядил на помощь свой VК4501(Н), однако машина "Хеншеля" не сумела вызволить "Тигр" Порше из восточнопрусской грязи. Машину удалось вытащить только с помощью все того же железнодорожного крана.
Марш по пересеченной местности стал первым серьезным испытанием для обеих прототипов тяжелого танка. Обе машины в пути неоднократно ломались, а на "Тигре" даже загорелся двигатель.
Показ был назначен на 14 ч, однако в последний момент рейхсмаршал Геринг и министр вооружений Шпеер перенесли начало демонстрации на 10 ч. 30 мин утра. Гитлер мог выделить на осмотр танков всего полтора часа. К назначенному времени был готов только прототип VК 4501(Р), поскольку доктор Арнольд заставил своих людей осмотреть трансмиссию, прежде чем срок начала демонстрации перенесли. Трансмиссия оказалась разобранной, а собрать ее к новому сроку уже не успевали. Вокруг танка фирмы "Хеншель" валялась груда деталей и агрегатов, когда к машине приблизились две августейшие фигуры. На глазах Гитлера инженеры и техники в темпе принялись собирать трансмиссию. Вскоре после 11 ч можно было начинать показательные пробеги прототипов на максимальной скорости.
Пробег однозначно выиграл "Тигр", разогнавшийся на километровой траcсе до 50 км/ч. VК 4501(Н) сошел с диcтанции: на 850 м он набрал скорость 45 км/ч, но затем задымил двигатель. Во избежание пожара мотор пришлось выключить. Когда двигатель остыл доктор Арнольд предложил Шпееру провести более реалистичное сравнение - продемонстрировать маневренные качества машин. Шпеер согласился. Результат оказался для специалиста предсказуемым: VК 4501(Н) отработал отлично, а "Тигр" застрял.
По мнению Гитлера эти, с позволения сказать "испытания", явного победителя не выявили. На совещании со Шпеером и Зауэром фюрер порешил, что обе машины нуждаются в доводке с последующим "вторым" туром испытаний. Присутствующие полностью разделяли правые суждения своею вождя, однако в конце совещания верховный рефери всех огорошил: Гитлер предложил заказать Порше 90 "Тигров".
Никто не стал спорить. На Гитлера магически воздействовало имя Порше, в технические детали он и не вдавался. Вскоре после показа в Вольф-Шанце обозначение VК 4501 исчезло из официальных документов, программа разработки и производства тяжелых танков стала именоваться "Tigerprogramm".
Очередная серия сравнительных испытаний между VК 4501(Р) и VК4501(Н) H1 проводилась в мае 1942 года на полигоне танковой школы в Бад-Берка под Эйзенахом. Вывод по результатам испытаний был для Порше убийственным: ходовая часть VК 4501(Р) исключает использование танка в полевых условиях: пушка выступает насюлько далеко зa пределы корпуса, что при движении по пересеченной местности существует реальная вероятность повреждения дульного тормоза о грунт.
Торсионы на танке Порше лопались даже при движении машины по относительно хорошим дорогам. Большинство представителей Вермахта высказывались в пользу танка фирмы "Хеншель". Конструкторы VK 4501(H) сумели учесть еще и человеческий фактор, немаловажный на войне. Танк "Хеншель" имел более приземленную конструкцию, чем машина витающего в небесах Порше, для обслуживания танка Порше требовались инженеры. VK 4501(H) не являлся подарком для ремонтников, но все-таки он был гораздо проще в эксплуатации по сравнению с VK 4501(P).
Известно всего два построенных прототипа "Тигра" Пopшe, эти машины иногдa называют "Тiger" (Р). По завершению испытаний их передали в 503.s.Pz.Abt. Затем один из прототипов использовался в качестве командирского танка в 653-м тяжелом танковом батальоне. Ещe несколько шасси конвертировали в эвакуационные машины "Bergetigers". Для массового производства военные выбрали машины фирмы "Хеншель". Шасси танков Порше послужили базой для тяжелых истребителей танков, известных как "Фердинанд" или "Элефант". Гитлер остался недоволен решением военных, долго возмущался, но в конечном итоге смирился, выслушав аргументы своих советников.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 15 окт 2017, 21:40

Серийное производство.


По результатам сравнительных испытаний в Бад-Берка для серийного производства был выбран танк VK 4501(H) H1, получивший обозначение Pz.Kpfw. VI (Sd.Kfz. 181) "Tiger" Ausf. H1. Наименование "Тигр" стало своеобразной "торговой маркой" нового танка фирмы "Хеншель". Фирма получила заказ на изготовление установочной партии из 60 танков, аналогичных опытному VK 4501(H) Н1 и ста серийных машин. В ту самую ночь, когда "Тигр" фирмы "Хеншель" перевозили из Бад-Берка обратно на завод, состоялось первое совещание, посвященное организации серийного производства тяжелых танков. Стадия опытно-конструкторских paбот завершилась, пришло время думaть о массовом выпуске "Тигров".

"Тигры" идут в серию.
Первые проблемы.


В один из майских дней в Кассель прибыл состав, доставивший 50 башен. Эти башни предназначались фирме "Нибелунгенверке", но после провала танка Порше их отправили на фирму "Хеншель".
Первый предсерийный "Тигр", номер шасси 250001, получил наименование Versuchserie "Tiger" Nr. VI. Его собрали в августе 1942 года. Никогда ранее германская промышленность в столь сжатые сроке не осваивали производства столь сложного технического изделия.
Первый предсерийный танк отправили на полигон в Фаллингбостель. Испытания машина проходила под обoзначением Pz.Kpfw. V1(Н) Аusf. Н1 (Sd.Kfz. 181). Танк V1 по сравнению с VК4501(Н) Н1 прибавил в весе - его масса составляла 56 т, фантастическая по тем временам величина! Рост массы привел к многочисленным поломкам машины на испытаниях, ходовая-то часть осталась прежней. Кроме того, вдруг выяснилось, что транспортная система Германии не рассчитана на появление на авто- и железных дорогах транспортных средств такого веса.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции первого серийного танка Pz.Kpfw V1 "Tiger" Ausf. H1, Versuchserie Tiger Nr.V1.
Транспортировка "Тигров" оставалась головной болью для штабов всех уровней до самого окончания войны. Конструкторы "Тигра" с фирмы "Хеншель", как оказалось, подобно Порше были отмечены чертами гениальности: они думали исключительно о технических аспектах своего детища, совершенно не принимая во внимания ограничения, налагаемые транспортной инфраструктурой.
Выяснилось, что во всем вагонном парке железных дорог Рейха нет достfточного количества платформ, спосо,ных перевозить грузы массой до 60 т. Платформ не хватало даже для перевозки 45 "Тигров" танкового батальона одним составом. Фирме "Хеншель" пришлось заниматься в первую очередь не серийным выпуском тяжелых танков, а изготовление шестиосных железнодорожных платформ SSyms. Платформы в количестве, достаточном для перевозки боевой техники тяжелого танкового батальона построили. Ура! Увы, а не ура: выяснилось, что теперь забыли про железнодорожный габарит - танк на платформе в габарит не вписывался.
Железнодорожный габарит танковые конструкторы отменить не могли никоим образом. Причем проблема заключалась не только в габарите. Когда танк выступает за пределы платформы, то его трудно правильно сцентрировать. При неудачной погрузке центр тяжести мог сместиться, повышая вероятность опрокидывания платформы на закруглениях железнодорожного пути с малым радиусом. Самым поразительным во всей этой танково-железнодорожной истории является то, что разворачивалась она на фирме "Хеншель", которая заслуженно считалась ведущим в Европе поставщиком подвижного состава и локомотивов для железных дорог! Уж где-где, а на "Хеншеле" имелись люди, сведущие в габаритах и тонкостях перевозки грузов.
Ширина танка возросла на модели VK 4501(H) вследствие установки четвертого ряда опорных катков и увеличения ширины гусениц. На это пришлось пойти из-за желания сохранить на прежнем уровне удельное давление на грунт в то время как масса танка стала больше. Теперь же для перевозки "Тигра" на платформе SSyms было необходимо каким-то образом уменьшить ширину машины. Решение нашли оригинальнейшее - временно возвращаться к ходовой части прототипа VK 3601(H) с узкими гусеницами и тремя рядами опорных катков. Таким образом, каждому "Тигру" полагалось иметь две пары гусениц: боевые шириной 725 мм и транспортные - шириной 520 мм. Перед погрузкой на платформу с танка снимались боевые гусеницы и внешний ряд опорных катков, затем - одевались транспортные. После разгрузки - снимали транспортные, ставили внешние опорные катки и одевали боевые гусеницы. С узкими гусеницами и без внешних катков "Тигр" хорошо центрировался на железнодорожном транспортере.
На замену гусениц и демонтаж опорных катков хорошо подготовленный экипаж тратил полтора часа. Сначала снимались опорные катки одного борта, затем разъединялась гусеница (вытаскивался палец в месте соединения двух траков). К широкой гусенице пристыковывалась узкая. Механик-водитель на первой передаче переезжал с боевой гусеницы на транспортную. Танк подъезжал к переднему обрезу гусеницы. За последний трак транспортной гусеницы цеплялся специальный тонкий трос (не буксировочный!), который пропускался по верху опорных катков и фиксировался на зубцах ведущего колеса. Механик-водитель опять включал первую передачу, но только одного борта - ведущее колесо наматывало трос и натягивало гусеницу поверх опорных катков. Танкистам оставалось смотать трос и соединить гусеницу. Такая же процедура повторялось с гусеницей противоположного борта. После демотажа катков и замены гусениц снимались крылья, только тогда "Тигр" был готов к транспортировке по железной дороге, точнее - к погрузке на платформу. Сама погрузка сильно напоминала балетное па - от механика-водителя требовалась ювелирное искусство, чтобы заехать по пандусу на платформу и встать точно по ее центру. В заключение на платформе перед танком укладывались боевые гусеницы. При разгрузке все операции проделывалиеь в обратном порядке. Последние 520 построенных танков вообще не имели внешнего ряда опорных катков, для экипажей этих танков процедура погрузки/разгрузки несколько упростилась.
ИзображениеИзображениеИзображение - проекции Pz.Kpfw VI "Tiger" Ausf. H1 раннего выпуска.
Сборка корпусов танков велась на заводе фирмы "Хеншель" в Касселе. Башни ставились на шасси на заводе фирмы "Вегман", которая изготавливала их по лицензии фирмы "Крупп". Здесь же, на заводе фирмы "Вегман", "Тигры" окрашивали и сдавали военным. Сборка корпусов осуществлялась в цехе №3 завода фирмы "Хеншель", до войны собиравшего локомотивы и вагоны. Цуез неоднократно подвергался налетам авиации и очень сильно пострадал. Тем не менее, мощные краны, транспортировавшие массивные корпуса, уцелели. Даже самые сильные налеты не останавливали производство более чем на четыре-пять часов. Зимой в цехе стояла такая же температура, как на улице - оконные стекла все были выбиты в результате налетов. Люди обогревались у разложенных прямо в цехе костров и самоотверженно выполняли свой трудовой долг. Своего пика выпуск "Тигров" достиг весной 1944 года - 105 машин в месяц, почти четыре новых танка в день! Работы велись в три смены без выходных. По иронии судьбы пик выпуска "Тигров" совпал с пиком налетов авиации союзников на промышленные объекты Германии, причем заводы по производству танков числились в числе целей наивысшего приоритета.
Всего было изготовлено 1 345 серийных танков "Тигр", номера шасси 25001 - 2501346. Предсерийные машины V1, V2 и V3 использовались для проведения различных испытаний.
Изображение - сборка "Тигров" на заводе фирмы "Вегман", 1943 год.
На танке V1 испытывалась различная аппаратура для форсирования водных преград, испытания проходили в Зенненлагере. Последний вариант оказался очень удачным. На подготовку к форсированию уходило полтора часа. На танке устанавливалась 4,5-м груба шнорхеля, герметизировались отверстия. Подготовленный таким образом V1 без проблем форсировал по дну реку Фулда. Комплекты форсирования, водных преград по дну получили 495 "Тигров". Однако неизвестно ни одного случая форсирования "Тиграми" рек, озер или морей по дну в боевой обстановке.
Изображение - вид слева предсерийного "Тигра" с трубой "шнорхеля".
Помимо шнорхеля на V1 испытывалась бронезащита Vorpanzer. Откидная на петлях бронеплита толщиной 300 мм предназначалась для защиты от обстрела спереди уязвимых мест лобовой части танка: гусеничных траков, приводных валов ведущих колес, самих ведущих колес. Полевые испытания показали, что несколько тонн веса, добавленных к передней части танка сильно ухудшают его проходимость. Ни один "Тигр", помимо V1 брони Vorpanzer не получил.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 16 окт 2017, 15:21

"Тигры" в экспериментальных проектах.


"Тигр" Ausf.H1, шасси номер 250017, использовался для сравнительных испытаний с почти нелегально усовершенствованным танком "Tiger" (Р) конструкции неугомонного Порше. Результаты испытаний опять оказались не в пользу профессора. Танк Порше отправили в Тунис, в 501. sPz.Abt. В марте 1943 года машина подорвалась на мине. Из-за невозможности буксировки танк пришлось взорвать, чтобы он не попал в руки противника.
Шасси без башни, заводской номер 250019, одно время использовалось для испытаний электрической трансмиссии фирмы "Zahnard-fabrik". После испытания на шасси поставили обычную трансмиссию, добавили башню и отправили на фронт.
Изображение - шасси "Тигра" Ausf.H1, использовавшееся для испытаний электрической трансмиссии фирмы "Zahnard-fabrik".
"Тигр", номер шасси 250019, в 1943 году испытывался на предмеї определения выживаемости пол водой. После получасовой подготовки танк мог свободно находится под водой два с половиной часа.
Корпуса танков с номерами шасси 250003 и 25006, получившие боевых повреждения на Восточном фронте в составе 502. sPz.Abt., использовались для баллистических испытаний на полигоне в Куммерсдорфе. По другим источникам эти танки отремонтировали и отправили в Тунис, где они поступили на вооружение 501.sPz.Abt.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 4671
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 877
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 382 раза
Поблагодарили: 1107 раз
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#13 Pz.Kpfw. VI "Tiger" - история, матчасть, боевое применение.

Сообщение Scharnhorst » 18 окт 2017, 23:08

Описание конструкции.


Корпус и компоновка.


Отделение управления


Корпус танка Pz.Kpfw. VI Tiger Ausf. Н1 внутри разделен на три части: отделение управления, боевое отделение и моторное отделение.
В отделении управления находятся места механика-водителя и помощника механика-водителя (фактически - стрелка-радиста), разделенные трансмиссией. Здесь же установлены рулевое колесо с гидроусилителем, рычаги управления (используются как аварийный орган управления и стояночный тормоз), стандартное радиооборудование, наблюдательные приборы, курсовая пулеметная установка. В крыше отделения управления имеется два верхних люка.
Изображение - компоновочная схема "Тигра".
Место механика-водителя находится слева от продольной оси танка, справа от сиденья, над трансмиссией, расположена панель приборов. На приборной панели установлены:
- указатель числа оборотов вала двигателя, максимальное значение шкалы 3 500 об/мин. Диапазон шкалы от 1 300 до 2 500 об/мин окрашен в зеленый цвет (нормальная частота вращения вала), диапазон шкалы от 3 000 до 3 500 об/мин окрашен в красный цвет (аварийная частота вращения вала);
- термометр, указывающий температуру воды в радиаторе, диапазон шкалы - от 40 до 120 град.С
- указатель давления масла, прокалиброван до 12 атм.;
- спидометр, прокалиброван до 100 км/ч. В спидометр встроен счетчик километража;
- аварийная лампочка пожарной сигнализации моторного отделения.
Слева от механика-водителя на уровне рычага наблюдательного прибора установлен электрический гирополукомпас, помогающий выдерживать направление движения.
Основные органы управления танком "Тигр" - рулевое колесо и педали (газ, сцепление, тормоза). Перед сиденьем справа установлен рычаг переключения передач и рычаг стояночного тормоза (слева - рычаг вспомогательного стояночного тормоза). За сиденьем с обоих сторон - аварийные рычаги управления.
Перед сиденьем, ниже рулевого колеса, в нижней части смотрового блока расположен переключатель зажигания. Непосредственно над зажиганием находится ручной штурвальчик привода заслонки смотрового прибора.
Центральная часть отделения управления занята полуавтоматической трансмиссией Майбах ОLVAR OG(В)4012 16 А. Трансмиссия обеспечивает вoсемь передач переднего хода и четыре заднего. Трансмиссия снабжена гидравлическим преселектором. Передачи обеспечивают движение на следующих скоростях:
- 1-я передача переднего хода - 3 км/ч
- 2-я передача переднего хода - 4,5 км/ч
- 3-я передача переднего хода - 6 км/ч
- 4-я передача переднего хода - 9 км/ч
- 5-я передача переднего хода - 14 км/ч
- 6-я передача переднего хода - 21 км/ч
- 7-я передача переднего хода - 31 км/ч
- 8-я передача переднего хода - 45 км/ч
Четыре передачи заднего хода соответствуют четырем первым передачам переднего хода, но обеспечивают чуть меньшую скорость движения. Двухступенчатый регенеративный механизм управления с гидроусилителем L600С (на некоторых танках Н&SL801) обеспечивает управление танком по курсу.
Основной орган управления - рулевое колесо. Вращение колеса передается на два многодисковых сцепления, регулирующих вращение ведущих колес. В аварийном режиме управление по курсу осуществляется рычагами. Аварийный режим возможен только при движении с небольшой скоростью. После выключения двигателя рычаги управления часто использовались как стояночные тормоза.
Изображение - рабочее место механика-водителя.
Каждое многодисковое сцепление оборудовано механическими тормозами "Аргус". Привод тормозов - от педали или тормозного рычага. В лобовом бронелисте надстройки корпуса имеются проемы под смотровые приборы механика-водителя. Самый большой проем прямоугольной формы закрывается сдвижным (в вертикальной плоскости) бронещитком толщиной 100 мм. Щиток сдвигается но двум вертикальным направляющим, привод - от ручного штурвальчика, установленного внутри отделения управления. В проеме установлен толстый блок из бронестекла. Блок герметизирован резиновой прокладкой. С наружной стороны имеются дефлекторы для отражения бронебойных пуль.
Вертикальными дефлекторами служат направляющие сдвижного щитка, еще один горизонтальный дефлектор установлен внизу, функции верхнего горизонтального дефлектора выполняет небольшой козырек, также предохраняющий смотровой блок от заливания водой во время дождя.
При опущенном бронещитке остаются открытыми два небольших отверстия, которые позволяют механику-водителю использовать эпископ ККF-2.
Дополнительно у механика-водителя установлен еще один неподвижный наблюдательный прибор, эпископ, в крышке верхнего люка. Оптическая ось прибора развернута на 30 град. влево от продольной оси корпуса танка. От повреждений эпископ защищает П-образная скоба из стальной полосы толщиной 15 мм. Многие механики-водители считали, что установленного в крышке люка эпископа вполне достаточно для наблюдения за местностью при закрытом бронещитке. На многих снимках "Тигров" военного времени хорошо видно, что отверстия под эпископ ККF-2 заварены.
Сиденье механика-водителя регулируется по высоте и может двигаться взад-вперед. Верхние люки диаметром 483 мм приподнимаются и сдвигаются в сторону, влево - люк механика-водителя, вправо - люк стрелка-радиста. Крышки снабжены пружинным механизмом, облегчающим их открывание и снижающим вероятность защемления пальцев рук или ног (смотря чем открывать). С оборотной стороны крышек имеются запорные механизмы. Вращением центральной рукоятки люк запирается тремя стальными скобами.
Люки снабжены толстыми резиновыми прокладки, в закрытом положении верхние люки водонепроницаемы. Люк стрелка-радиста является зеркальным отображением люка механика-водителя.
Вентилятор отделения управления установлен на крыше между верхними люками стрелка-радиста и механика-водителя над кожухом трансмиссии и защищен бронеколпаком. За сиденьем механика-водителя находится боеукладка на шесть снарядов к пушке.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Немецкая бронетанковая техника Второй мировой (1939-1945)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость