Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#31 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 10 май 2018, 21:30

Палубный истребитель-бомбардировщик F-4J(FV)S


В середине 60-х годов одной из наиболее
приоритетных программ создания вооружений США было любимое детище мини
стра обороны Макнамары - истребитель с 
крылом изменяемой стреловидности 
F-111, совместная разработка концернов
 "Дженерал Дайнэмикс" и "Грумман". 
Предполагалось, что он будет создан в
 двух вариантах - истребителя-бомбардировщика для ВВС и тяжелого истребителя-перехватчика для ВМС. Но если вариант для ВВС, хоть и со скрипом, удалось
 довести до серии, то флотская модификация F-111B, предназначенная для замены
 "Фантомов" II, оказалась крайне неудачной и была построена всего в двух прототипах. Вместо неё началась разработка 
сложного и дорогого перехватчика "Грумман" G-303 - будущего F-14 "Томкэт". В 
такой ситуации фирма "МакДоннелл" 
предприняла попытку спасти свои позиции на рынке, предложив глубокую модернизацию "Фантома" как более дешевую альтернативу.
Проект, получивший обозначение
 F-4J(FV)S, предусматривал использование 
57% узлов от F-4J. Тем не менее внешне
 самолет выглядел совсем по-другому. 
Кардинальной переделке подвергся планер: самолет стал высокопланом. Крыло изменяемой геометрии имело фиксиро
ванные внутренние части консолей и подвижные наружные, с углом стреловидности, изменяемым в пределах от 19° до 70".
 Профиль крыла стал более толстым, чтобы вместить механизм изменения стреловидности. Изменение расположения кры
ла вынудило разработчиков перепроектировать шасси - теперь основные стойки 
шасси убирались не в крыло, а в фюзеляж. Стабилизатор теперь был горизонтальным, он лишился наклона консолей
 вниз. Запас топлива во внутренних баках
 удалось увеличить по сравнению с F-4J 
почти на треть.Систему управления оружием AN/AWG-10 предполагалось модернизировать для
 обеспечения возможности обстрела цели
 несколькими ракетами одновременно. Ос
новное вооружение должно было состоять
 из четырех УР AIM-7F. Расчеты показывали, что максимальная
 скорость F-4J(FV)S по сравнению с F-4J
 должна была уменьшиться примерно на 20 км/ч, но при этом возрастал потолок,
 скороподъемность и существенно уменьшался радиус виража.
Изображение - проекции с трех сторон истребителя-бомбардировщика F-4J(FV)S.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#32 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 17 май 2018, 20:25

Палубный истребитель-бомбардировщик F-4М(FV)S


Одновременно с F-4J(FV)S фирма предложила вариант F-4M(FV)S, предназначенный для британских ВВС. Эта машина 
проектировалась на базе самолета F-4M и
 оборудовалась английскими двухконтурными ТРД "Спэй". В случае принятия положительного решения серийные "Фантомы" с крылом изменяемой стреловидности могли быть готовы в конце 1971 года. Но
 это предложение не встретило интереса,
 ни со стороны ВМС США, ни со стороны
 ВВС Великобритании. "МакДоннелл" 
предложил ещё один вариант F-4(FV)S 
под перспективные ТРД "Дженерал Элект
рик" G31/10S092B, но и он был отвергнут
в пользу "Томкэта".
Изображение - F-4M(FV)S - общий вид проекта.

F-4L


В 1963-1964 годах разрабатывался и менее радикальный проект модернизации
 "Фантома" II, предусматривавший сохранение старого планера, установку британских двухконтурных ТРД "Спэй" и совер
шенствование системы управления оружием. Вариант, получивший обозначение 
F-4L (фирменный индекс "модель 98
FOA"), предполагалось вооружить шестью 
УР "Спэрроу" либо двумя ракетами боль
шой дальности "Феникс". Более мощные
 двигатели позволяли бы F-4L базироваться на небольших авианосцах, в состав
 авиагрупп которых ранее входили легкие
 истребители F-8 "Крусейдер". Но морская 
авиация США забраковала проект ввиду
 высокой стоимости и малой конструктивной общности с другими вариантами
 "Фантомов", что могло привести к непомерному увеличению эксплуатационных
 расходов. F-4L так и остался на бумаге.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#33 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 19 май 2018, 23:29

Скоростной разведчик F-4X


Весьма интересным был проект F-4X,
 разрабатывавшийся в начале 70-х годов.
Предполагалось, что он станет скорост
ным самолетом-разведчиком, сравнимым
по многим параметрам со знаменитым
 "Блэк Бёрдом" - SR-71. Для увеличения
 скорости на большой высоте до 3 200 км/ч
 (М=3, крейсерская скорость должна была
 составить М=2,7) вводилась система
 впрыска воды, охлаждавшей воздух на входе в компрессор. Такая система была оп
робована на "Фантоме" во время операции
 "Скайбэрнер" (установки абсолютного ре
корда скорости) в 1961 году. Но там впрыск
 осуществлялся лишь в течение десятков 
секунд, a F-4X должен был лететь на высо
кой сверхзвуковой скорости гораздо дольше. Поэтому запас воды значительно увеличили: его предполагалось разместить в двух огромных надфюзеляжных конформных баках емкостью по 9 600 л.
Главным средством разведки на борту
 F-4X должен был стать АФА HIAC-1. Первоначально предполагалось расположить эту
 камеру в подфюзеляжном контейнере, при
 этом на борту F-4X сохранялась в полном
объеме система управления оружием. Но
 такой вариант вызвал резкий протест со 
стороны государственного департамента. 
Дело в том, что такие самолеты предполагалось поставить Израилю, а американским властям вовсе не улыбалось вручить другой стране (пусть и союзнику) истребители, способные перехватывать SR-71. По
этому фирма предложила вариант RF-4X, 
на котором АФА монтировался в носовой
 части - вместо снятого радара.
В декабре 1974 года один из израильских
 F-4E прибыл в США, где его переделали в
 макет RF-4X. Но на этом реализация проекта остановилась - ВВС США отказались
 финансировать дальнейшие работы,
 предпочтя сосредоточиться на доводке
 перспективного истребителя F-15, а Изра
иль в одиночку "потянуть" проект не мог.
 В итоге ВВС Израиля получили более 
простые самолеты F-4E(S) - с АФА
 HIAC-1, но со стандартными двигателями.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#34 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 02 июн 2018, 21:54

F-4T или
"раздетый "Фантом""


Последней попыткой "МакДоннелла" сохранить позиции "Фантома" на рынках,
с которых он начал вытесняться самолетами нового поколения, стал проект F-4T,
 разработанный в конце 70-х годов. Среди
 конструкторов он был известен как "раздетый "Фантом" - для улучшения летных 
характеристик с него сняли часть оборудования, а вооружение ограничили лишь
 встроенной 20-мм пушкой и ракетами
 "воздух-воздух" "Спэрроу" и "Сайдуиндер" (по четыре штуки). Систему управления оружием предполагалось усовершенствовать за счет внедрения цифрового
 компьютера. Но интереса у потенциальных покупателей этот вариант не вызвал.

"Супер Фантом" - последний вариант модернизации


В 1984 году был предложен вариант модернизации ранее выпущенных самолетов 
F-4E, получивший название "Супер Фантом". Разработали его в рамках совместного предприятия концерна "Боинг" и двигателестроительной фирмы "Пратт энд
 Уитни". Последняя предложила для уста
новки на самолет двухконтурный ТРД
 PW1120, разработанный на базе двигателей серии F100, устанавливаемых на современных истребителях F-15 и F-16. 
PW1120 имел 70% общих узлов с F100.
Новый двигатель был на 1 016 мм короче и
 на четверть легче, чем J79, но тяга на 
максимале/форсаже была выше, соответственно, на 35 и 30%. По расчетам, установка новых двигателей обеспечивала
 "Супер Фантому" увеличение установившейся скорости разворота с 9 до 10,5
 град./с и скороподъемности с 218,6 до
 259,25 м/с. Применение нового двигателя
 позволило бы сократить длину разбега на
 21%. Установка новых двигателей предполагалась программой модернизации израильских "Фантомов" II, но в итоге они 
так и остались со старыми ТРД.
Под фюзеляжем "Супер Фантома" пред
полагалось установить конформный топливный бак емкостью 4 320 л. На баке 
имелись узлы подвески для четырех бомб
 или двух УР "Спэрроу", остальное воору
жение размещалось на подкрыльевых уз
лах. Предполагалось усовершенствовать
и БРЭО, установив РЛС AN/APG-65, ИНС
 на лазерных кольцевых гироскопах "Хани-
уэлл" Н423 и другую современную аппаратуру. Однако в металл "Супер Фантом" 
так и не был воплощен.
Изображение - эскиз внешнего вида "Супер Фантома".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#35 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 14 июн 2018, 20:01

Боевое применение "Фантомов".
Авиация ВМС и Корпуса морской пехоты США


Поставки F-4B в строевые части начались
в 1960 году, когда ими вооружили две учеб
но-боевые эскадрильи - VF-101 на Атлантическом и VF-121 на Тихоокеанском флотах. В следующем году началось перево
оружение боевых эскадрилий палубных 
авиакрыльев. Первой в июле 1961 года получила F-4B эскадрилья VF-74 "Be-Delivers" Атлантического флота, уже в октябре от
правившаяся в поход на борту авианосца
 "Саратога" (CVA-60) в Средиземное море 
(6-й флот). К концу года новые самолеты
 получили "атлантическая" АЭ VF-102
 "Diamondbacks" и "тихоокеанская" VF-114
 "Aardvarks". Перевооружение строевых
 частей продолжилось уже в 1962 году, причем приоритетом пользовалась авиация
 Атлантического флота, действовавшая на
 важнейших в годы "холодной войны" акваториях. "Атлантическим" эскадрильям
 "Фантомов" пришлось и первыми действовать в условиях, приближенных к боевым. Во время вспыхнувшего в октябре
1962 году кубинского кризиса эти самолеты
 входили в состав авиакрыльев атомного 
авианосца "Энтерпрайз" (CVAN-65) и
 обычного "Индепенденс" (CVA-62), участвовавших в морской блокаде Кубы. Кроме 
того, эскадрилью VF-41 перебросили на 
авиабазу Ки-Уэст, находившуюся в непо
средственной близости к Острову Свободы. Как известно, в тот раз до боевых
 столкновений дело не дошло, и "Фантомам" пришлось ждать своего боевого дебюта ещё два года - до начала войны во
 Вьетнаме. В первые годы службы F-4B рассматривался прежде всего как истребитель-перехватчик, предназначенный для уничто
жения вражеских самолетов-носителей
 противокорабельных ракет. То есть, на эскадрильи "Фантомов" возлагалась задача ПВО авианосного соединения, а сопровождать свои ударные самолеты должны 
были более легкие и приспособленные к
 маневренному воздушному бою истреби
тели F-8 "Крусейдер". Но постепенно последние вытеснялись "Фантомами" из состава палубных авиакрыльев, и экипажам
 F-4B пришлось осваивать тактику ближне
го воздушного боя. Типовой состав авиакрыла предполагал наличие в нем двух
 истребительных эскадрилий.
Главным оружием "Фантомов" в их амплуа перехватчиков были ракеты средней дальности "Спэрроу" с полуактивным радиолокационным наведением. Их ранние
 модификации - AIM-7C и AIM-7D - отли
чались низкой надежностью. Не лучше обстояло дело и с ракетами ближнего боя -
 AIM-9B имела множество ограничений по 
маневрированию цели, связанных с неспособностью ГСН отслеживать объект с
 быстро меняющимися параметрами полета. Лишь принятие в 1965 году на вооружение новой модификации "Сайдуиндера" - 
AIM-9D - позволило улучшить ситуацию с 
ракетным вооружением "Фантома". Все
 эти недостатки вскоре сказались в реальных боях...
Изображение - F-4B "Phantom" II с ракетами "Спэрроу" во время тестовых испытаний этих ракет.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#36 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 03 апр 2019, 18:58

Первые бои


Первые боевые вылеты американские
 "Фантомы" совершили 5 августа 1964 года в
 рамках операции "Пирс Эрроу" - удара по 
северо-вьетнамским торпедным катерам в 
отместку за т.н. "Тонкинский инцидент" (якобы имевшую место атаку катерами 
двух американских эсминцев в Тонкинском заливе). В этой операции участвовали F-4B из эскадрилий VF-142 и VF-143 с
 авианосца "Констеллейшн" (CVA-64).
 Функции "Фантомов" в этой и последую
щих операциях сводились к сопровожде
нию ударных самолетов, но ввиду того,
что ВВС Демократической Республики 
Вьетнам (ДРВ) находились в зачаточном
 состоянии (они насчитывали всего около 
трех десятков истребителей МиГ-17), воз
душных боев не происходило. 2 марта 1965 года началась долгосрочная воздушная операция "Роллинг Тандер",
 призванная заставить ДРВ прекратить
 поддержку южно-вьетнамских партизан. Первое столкновение "Фантомов" с 
вражескими истребителями состоялось 
лишь 9 апреля 1965 года и длительное время 
подробности этого боя не разглашались - 
во-первых, из-за того, что противниками 
американских пилотов были не вьетнам
ские, а китайские истребители, а во-вторых - из-за неблагоприятного для новейших американских истребителей исхода схватки. Во всяком случае, этот боевой
 эпизод заслуживает более развернутого
 описания - не только как первый реальный воздушный бой с участием "Фантомов", но и как случай, наглядно показавший недостатки вооружения новых истребителей.
Утром 9 апреля с палубы авианосца
 "Рэйнджер" (CVA-61) стартовала пара F-4B
 из эскадрильи VF-96. Пилотировали самолеты комэск лейтенант-коммандер Уиль
ям Ф. Фрэйзер (William F. Fraser) с оператором лейтенантом Кристофером Биллингсли (Christopher Billingsley), а также 
кэптэн Дон Уоткинс (Don Watkins) с опера
тором лейтенантом Чарльзом Л. Хайесом
(Charles L. Hayes). Поставленная боевая
 задача состояла в патрулировании воздушного пространства на подходах к се
веро-вьетнамскому порту Хайфон. Непосредственно вслед за первой парой "Фантомов" должна была стартовать и вторая,
 но один из её самолетов потерпел аварию 
на взлете (остановился двигатель) и упал 
в воду. Экипаж сумел катапультироваться 
и был поднят из воды спасательным вер
толетом, но это задержало вылет второй 
пары примерно на четверть часа. Её самолеты пилотировали лейтенант Терри Р.
 Мерфи (Terry R. Murphy) с энсайном Рональдом Дж. Фиганом (Ronald J. Fegan), 
а также капитан Говард Б. Уоткинс
 (Howard В. Watkins) с лейтенантом Джоном Т. Мюллером (John Т. Mueller). Вскоре после этого в воздушном пространст
ве у острова Хайнань первая пара была 
атакована тремя китайскими истребителями МиГ-17, а вторая - ещё одним таким
 самолетом. В завязавшемся бою лейте
нант-коммандер Фрэйзер сумел зайти в 
хвост одному из "МиГов", запустив с дис
танции примерно 5 км УР AIM-7D, но её
 ГСН не смогла захватить сигнал радара,
 подсвечивающего цель. Пилот переклю
чил гашетку на ракеты "Сайдуиндер" и с 
расстояния 2,5 км выпустил УР AIM-9B, но
 китайский летчик резко отвернул влево, и
 ракета ушла "в молоко". Зайдя в хвост
 второму "МиГу", Фрэйзер вновь попытался 
атаковать с 5 км ракетой "Спэрроу", но у
 неё не запустился двигатель, и УР упала в
 море. С такими же проблемами столкнулся и экипаж капитана Уоткинса - его первая "Спэрроу" промазала, у второй не запустился двигатель, а "Сайдуиндер" вооб
ще не сошел с направляющей. Правда,
 ведущий второй пары лейтенант Мерфи смог-таки сбить одного МиГ-17, но сразу 
после этого и его самолет был сбит, а
 экипаж погиб. Таким образом, бой четверки новейших американских истребите
лей с мощным ракетным вооружением 
против четырех устаревших китайских
 "МиГов", вооруженных только пушками, завершился со счетом 1:1. Воздушная победа Мерфи так и не была официально при
знана, дабы сохранить в тайне сам факт
 боя с китайскими истребителями, а насчет причины его гибели до сих пор не существует единого мнения. Некоторые эксперты считают, что "Фантом" Мерфи был
 сбит не китайским истребителем, а УР
 "Спэрроу", запущенной с самолета капитана Уоткинса, от которой китаец сумел 
уклониться.
Изображение - F-4B из эскадрильи VF-96 в полете над джунглями, 1965 год.
Первые официально признанные воздушные победы были записаны на счет F-4B 17 июня 1965 года. В тот день пара самолетов из эскадрильи VF-21, пилотируе
мых лейтенант-коммандером Луисом С.
 Пэйджем (Louis С. Раgе) с капитаном 
Джеком E. Патсоном (Jack Е. Patson), а
 также капитаном Джоном С. Смитом (John
 С. Smith) с лейтенант-коммандером Ро
бертом Д. Доремусом (Robert D. Doremus)
была наведена на четверку МиГ-17, приближающихся к группе американских 
ударных самолетов. Бой происходил на
 встречных курсах, благоприятных для 
американских истребителей и имел вид 
классического ракетного перехвата. С
 дистанции в 10-12 км оба "Фантома" выпустили по ракете AIM-7D, и два "МиГа" были сбиты, а уцелевшая пара северо-вьетнамских истребителей вышла из боя. В
 общей же сложности на счет экипажей 
F-4B в ходе войны во Вьетнаме была записана 21 воздушная победа. Среди сби
тых вражеских самолетов - два "кукурузника" Ан-2, а также 19 реактивных истре
бителей (13 МиГ-17, два МиГ-19 и
 четыре МиГ-21). Все победы были одержаны с помощью ракетного оружия: в шести случаях - УР "Спэрроу", а в остальных -
 "Сайдуиндер". Причем все победы с применением ракет средней дальности приходятся на 1965-1967 годы, а в дальнейшем успехов добивались лишь с помощью ракет
 "Сайдуиндер", что свидетельствует о превалировании ближних воздушных боев.
ИзображениеИзображение - F-4B с авианосцев "Индепенденс" и "Коралл Си", 1965-67 годы.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#37 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 13 апр 2019, 22:07

В бой вступают
F-4J


В апреле 1968 года в Юго-Восточной Азии
 впервые появились новые истребители 
F-4J (лишь в предыдущем году начавшие 
поступать в части первой линии). В первую смену на борту авианосца "Америка" (CVA-66) прибыли эскадрильи VF-33 и VF-
102. В декабре "Америка" ушла на родину, но ещё в октябре в Тонкинский залив
 прибыл "Рэйнджер", в составе авиакрыла
 которого было также две АЭ с F-4J - VF-
21 и VF-154. В дальнейшем у берегов
 Вьетнама постоянно находилось, как правило, два авианосца, имевших на борту,
 кроме ударных машин, в общей сложности четыре эскадрильи истребителей F-4B/J. Продолжительность боевого тура
 составляла семь-девять месяцев, после
 чего авианосец выводился для ремонта,
 отдыха экипажа и переформирования 
авиакрыла. Кроме флотских эскадрилий, в составе палубных авиакрыльев иногда
 действовали и АЭ морской пехоты. Так, с
 июня 1972 по март 1973 года на борту
 авианосца "Америка" наряду с VF-74 ба
зировалась и VMFA-333 - обе вооруженные F-4J.
Первое серьезное боевое столкновение 
с участием F-4J имело место 16 июня 1968 года - и завершилось оно не в пользу
 американцев. В тот день пара "Фантомов" II из эскадрильи VF-102, осуществляя прикрытие собственных штурмовиков, атаковали в районе До Луонг два северо-вьетнамских МиГ-21 из 921-го истребительного авиаполка. Но, увы, ни одна из четырех
 выпущенных ракет "Спэрроу" не смогла 
поразить цель. А вот МиГи смогли выйти в 
хвост "Фантомам", и ракетой Р-ЗС сбить
 одного из них. Победу засчитали пилоту 
Динь Тону (Dinh Топ). Судьба катапультировавшегося экипажа сбитого F-4J оказалась незавидной: пилот лейтенант-ком
мандер Уолтер И. Уилбур (Walter Е. Wilbur) 
попал в плен, а оператор Берни И. Рупински (Bernie Е. Rupinski) погиб.
Честь авиакрыла "Америки" менее месяца спустя смогли отстоять пилоты VF-
33. 10 июля 1968 года состоялся бой, который можно считать образцовым по орга
низации. Пара F-4J барражировала в зоне
 дежурства, когда была обнаружена чет
верка МиГ-21, приближающаяся к группе
 штурмовиков А-7. Пилоты "Фантомов" по¬
просили вывести их на позицию атаки ниже вьетнамцев, с юго-востока - со стороны солнца. Наведение осуществлялось
 постом управления авиации атомного
 крейсера "Лонг Бич" (CGN-9). По его командам из зоны боя были выведены все
 остальные американские самолеты - тем
 самым у экипажей "Фантомов" были развязаны руки для атаки без визуальной 
идентификации. Одновременно барражировавший самолет РЭБ ЕС-121 поставил 
помехи, прервав связь МиГов с наземным
 постом наведения.
F-4J снизились до высоты 500 м и сбро
сили подфюзеляжные топливные баки. На
 дистанции около 50 км их радары захватили цели, следующие на высоте около
 1 500 м. Вскоре оба "Фантома" получили
 разрешение на пуск ракет, но ведущий,
 капитан Рой Кэш (Roy Cash) принял решение сблизиться до расстояния визуального контакта. На дистанции около 7 км, на
 выходе из плавного виража, он увидел пару
 МиГ-21 и выпустил две ракеты AIM-7E. Увы,
обе они взорвались примерно в 80-100 м
 за хвостом вьетнамского самолета, не причинив ему повреждений. Оба вражеских истребителя резко отвернули, но Кэш
 успел выпустить ещё одну ракету - на 
этот раз AIM-9G. Однако в момент пуска 
МиГ был всего в 300 м и находился на курсе, перпендикулярном "Фантому" - так что, ГСН "Сайдуиндера" не смогла захва
тить цель. Кэш, выполнив резкий разворот с набором высоты, зашел в хвост вто
рому противнику, выпустив УР AIM-9G с 
расстояния примерно 1 300-1 500 м. На
 этот раз ракета попала прямо в цель, оторвав МиГу весь хвост фюзеляжа (несмотря на это, его пилоту удалось катапультироваться). Тем временем второй F-4J
 провел безуспешный бой с другой парой 
МиГ-21. Лишь низкая надежность ракет
"Спэрроу" не позволила американцам
 увеличить боевой счет.
Опыт боев в небе Юго-Восточной Азии
 подвергся быстрому осмыслению и из него сделали надлежащие выводы. Одним
 из результатов стала организация в сен
тябре 1968 года специального учебного центра NFWS (Navy Fighter Weapons School, т.е. "морская
 школа истребительного вооружения"), более известного широкой
 общественности как "Топ Ган". Школа бы
ла развернута на базе эскадрильи VF-121 на авиабазе Мирамар (шт. Калифорния) и
 изначально должна была стать курсом по
вышенной подготовки летчиков-истребителей в области тактики воздушного боя. 
Впоследствии её ранг возрос, и она стала 
базой подготовки командиров истребительной авиации и центром разработки 
новых тактических приемов. В таком статусе "Топ Ган" существует и поныне, а 
первым типом самолетов, эксплуатировавшихся в этой школе, был именно F-4J. Создание NFWS совпало по времени с 
наступлением затишья в воздушных боях
над Вьетнамом. В течение почти четырех 
лет - с августа 1968 (завершение операции "Роллинг Тандер") по апрель 1972 года (начало операции "Лейнбакер") - американская военная авиация записала на 
свой счет лишь две воздушные победы.

Первую одержал 28 марта 1970 года экипаж
 F-4J из эскадрильи VF-142 с авианосца
 "Констеллейшн" в составе капитанов
 Джереми И. Бьюлера (Jerome Е. Beaulier)
 и Стивена Дж. Бэркли (Steven J. Barkley). 
В тот день экипаж Бьюлера обеспечивал 
действия американской авиации над Лао
сом. Неподалеку от демаркационной линии между Северным и Южным Вьетнамом его навели на пару северовьетнамских МиГ-21. На "Фантоме" Бьюлера 
вышел из строя радар, тем не менее по 
командам с земли его вывели на дистан
цию визуального контакта. Увидев МиГи
 на высоте примерно 7 500 м ("Фантом" шел на высоте 6 000 м), Бьюлер выполнил 
резкий разворот, пытаясь зайти им в зад
нюю полусферу, но вследствие маневра
 самолет резко потерял скорость. Сбросив 
баки, Бьюлер вновь разогнался, но в тот
 момент пилоты МиГов, вероятно, предупрежденные с собственного наземного
 поста наведения, начали разворот в сторону американского истребителя и разде
лились. После нескольких виражей Бьюлер сумел занять идеальную позицию для 
атаки и двумя ракетами AIM-9D сбил одного из МиГ-21.
ИзображениеИзображение - F-4J с авианосца "Констеллейшн", 1972 год.
Вторая победа была одержана 19 января 1972 года F-4J из эскадрильи VF-96 с того же "Констеллейшна". Пилотировавшие 
его капитан Рандольф X. Каннингхэм (Randolph Н. Cunningham) с оператором 
лейтенантом Уильямом П. Дрисколлом
 (William P. Driscoll) впоследствии стали
 асами. А в тот день, сопровождая разведчик RA-5C "Виджилент", они сбили враже
ский МиГ-21. Для этого понадобилось две 
УР AIM-9G - первая прошла мимо, но вторая поразила цель.
В общей сложности в Юго-Восточной 
Азии экипажи F-4J одержали 18 воздушных побед, причем лишь две из них с применением УР "Спэрроу", остальные вра
жеские самолеты были сбиты "Сайдуиндерами". Все жертвы F-4J были истребителями - семь МиГ-17 и 11 МиГ-
21. Одну победу одержал экипаж майора
 Ли Ласситера (Lee Lassiter) и капитана
 Джона Д. Каммингса (John D. Cummings)
 из эскадрильи VMFA-333, сбив 11 сентября 1972 года Миг-21 - это стало единственной воздушной победой авиации Корпуса 
морской пехоты за время Вьетнамской 
войны. Все остальные сбитые самолеты -
 на счету экипажей флотских эскадрилий.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#38 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 17 апр 2019, 22:14

Воздушные бои над Вьетнамом
(май 1972 - январь 1973 года)


Наибольших успехов в воздушных боях 
экипажи "Фантомов" добились в начале 
мая 1972 года, в кульминационный момент
 т.н. "Пасхального наступления" армии 
ДРВ и её южно-вьетнамских союзников.
 Лишь исключительно интенсивные действия авиации США ослабили натиск противника и дали южно-вьетнамскому правительству возможность сохранить контроль 
над частью территории страны. С 6 по 10 
мая флотские истребители записали на
 свой счет 13 воздушных побед (10 доби
лись экипажи F-4J и три - F-4B). Так, 6
 мая жертвами "Фантомов" стали сразу че
тыре МиГа: экипажи F-4J из VF-114 сбили
 два МиГ-21, а два экипажа F-4B из эскадрилий VF-51 и VF-111 уничтожили по одному МиГ-17.
8 мая вновь настал черед Каннингхэма
 и Дрисколла. Они в составе пары F-4J
 обеспечивали налет группы штурмовиков 
на крупную перевалочную базу снабжения
 северо-вьетнамской армии у Сон Тай, не
подалеку от Ханоя. "Фантомы" шли первыми, выполняя задачу очистки воздуш
ного пространства над целью. Стянув на
 себя огонь ЗРК С-75М и многочисленных
 батарей зенитной артиллерии калибров 
85 и 100 мм, они обеспечили выполнение
 задания ударной группой. Уже на обратном пути пара была внезапно атакована
 двумя МиГ-17, выскочившими из низких
 туч (их верхняя граница была на высоте
 всего каких-то 600 м). После нескольких
 восходящих маневров один из вьетнамцев 
сумел зайти в хвост ведомому Каннингхэма и открыл огонь из 37-мм пушки. Но пилоту "Фантома" удалось увернуться. Бой в 
стиле "собачьих свалок" времен Первой
 мировой войны продолжался. В него ввязался невесть откуда взявшийся МиГ-21, 
но его пилот, пустив ракету Р-ЗС, ушедшую "в молоко", предпочел ретироваться.
 Мгновение спустя Каннингхэм зашел в хвост МиГу-17 и выпустил "Сайдуиндера",
 поразившего цель. Но перевести дух не
 удалось - ведомый "Фантом" "взяли в
 клещи" ещё два МиГ-17. Каннингхэм ринулся на выручку, но оба вьетнамских истребителя выполнили энергичный вираж и
 зашли ему в хвост. Действуя тактически 
грамотно, их пилоты сближались с само
летом Каннингхэма, держась правее и ле
вее его курса. Попытавшись отвернуть в сторону, "Фантом" неминуемо попадал 
под огонь одного из МиГов. Каннингхэм
 перевернул самолет на спину и полупетлей вниз попытался оторваться от пресле
дователей. Но МиГи в точности повторили
 маневр и снова оказались на хвосте у
 американца. В этой ситуации Каннингхэму
 ничего не оставалось, как включить полный форсаж и резко набрать высоту.
 Вьетнамские истребители отстали и попали под удар ведомого "Фантома", пилотируемого капитанами Брайаном Грантом
 (Brian Grant) и Джерри Салливэном (Jerry
 Sullivan). На этот раз пилоты МиГов реши
ли не испытывать судьбу и скрылись в об
лаках.
Все эти схватки были лишь прелюдией к 
боям 10 мая, когда флотские "Фантомы" 
сбили сразу восемь вьетнамских самолетов. Семь записали на свой счет экипажи 
F-4J (шесть из них сбили три экипажа из 
VF-96, седьмой стал жертвой VF-92), а 
ещё одного - экипаж F-4B из VF-51 в составе капитанов Кеннета Кэннона
 (Kenneth Cannon) и Роя Морриса (Roy 
Morris). В тот день самолеты палубной
 авиации США провели серию массированных ударов по тылам армии ДРВ, прорывающейся на территорию Южного 
Вьетнама через демилитаризованную зо
ну. В одном из налетов пара "Фантомов" 
эскадрильи VF-92, выполнявшая задачу 
прикрытия штурмовиков над целью, уже
 после отхода ударной группы была перенацелена наземным постом на группу
 приближающихся МиГ-21. Преследуя про
тивника, американские истребители на 
высоте 2 000 м вышли прямо на аэродром
 Кеп, где базировался вьетнамский авиаполк. МиГи стояли ровными рядами, но,
 увы, "Фантомы", вооруженные лишь раке
тами "воздух-воздух", не могли причинить
 им вреда. Но спустя какую-то минуту с
 ВПП поднялась дежурная пара МиГ-21МФ. Американцы снизились до 300 м,
 пытаясь выйти в атаку, но пилоты МиГов
 сразу после взлета сбросили подвесные 
топливные баки и разошлись в противоположных виражах с набором высоты. Ве
домый американской пары капитан Курт
 Доуз (Curt Dose) атаковал МиГа, отвер
нувшего влево. Но первый "Сайдуиндер", 
выпущенный примерно с 3 км, разорвался
 за хвостом противника, не причинив ему
 вреда. Едва цель была захвачена ГСН второй ракеты, как Доуз нажал кнопку пуска.
 Вторая ракета, снизившись до 100 м -
 МиГ ещё не успел набрать высоту - вошла точно в сопло двигателя. Мгновение
 казалось, что ничего не случилось, как 
вдруг вьетнамский истребитель взорвал
ся, разлетевшись на мелкие кусочки. Пилот не имел никаких шансов спастись...
 Доуз сразу же ввязался в схватку со вторым МиГ-21, уже успевшим набрать необходимую для маневренного боя скорость. 
Несколько выпущенных американцем ракет не попали в цель, сдетонировав при 
ударе о землю - бой велся на высоте 
50-100 м! Вскоре в схватку включились 
другие вьетнамские самолеты - с учетом
 сбитого Доузом в бою участвовало пять 
МиГ-21. Но ни вьетнамские, ни американские пилоты уже не смогли добиться попаданий.
Спустя несколько часов палубная авиа
ция нанесла мощный удар по железнодорожному узлу Хайфона. Среди многих истребителей, прикрывавших налет, было
 два экипажа, одержавших воздушные победы: уже упоминавшиеся Каннингхэм и
 Дрисколл, а также капитаны Мэтью Дж. 
Коннелли (Matthew J. Connelly) и Томас 
Дж. Блонски (Thomas J. Blonski). Пилот 
одного из штурмовиков А-7Е, бомбивших
 мост Хай Донг, вызвал помощь, поскольку
 его преследовал МиГ-17. Коннелли рва
нул на выручку, пустив "Сайдуиндер" из
 крайне невыгодного положения. Он не
 рассчитывал на попадание, надеясь лишь 
заставить вьетнамского пилота прекратить преследование штурмовика. Расчет
 оказался верным - вьетнамец вынужден
 был отвернуть. Осмотревшись, Коннелли
 обнаружил, что в погоне за МиГом он оказался в самой гуще массированного воздушного боя, ведущегося на высотах 2 000-5 000 м. В крутом вираже он попытался зайти в хвост ближайшему МиГ-17,
 но скорость сближения была слишком
 большой. Чтобы не проскочить мимо це
ли, Коннелли сбросил обороты двигателей до минимума и выпустил аэродина
мические тормоза. Мгновение спустя головка самонаведения УР AIM-9G
 произвела захват, и пилот нажал кнопку
 пуска. Ракета попала в хвост МиГу, но пилотировавший его Нгуен Ван Тхо (Nguyen 
Van Tho) из 923-го истребительного авиаполка успел катапультироваться.
Паре Каннингхэма была поставлена за
дача подавления ПВО в районе цели, по
этому каждый "Фантом" помимо полного
 комплекта УР "воздух-воздух" (четыре
 AIM-9E-2 и четыре AIM-9G) нес по шесть 
бомбовых кассет "Рокай" и подфюзеляжный топливный бак. Позиции зениток об
наружить не удалось, поэтому кассеты
 сбросили на запасную цель - склады. На 
выходе из атаки самолет Каннингхэма
 был перехвачен МиГ-17, к которому вскоре присоединились ещё два однотипных
 истребителя из 923-го полка. Пилот F-4J
 выполнил бочку, погасив скорость и позволив первому МиГу проскочить вперед.
 Оказавшись в выгодном для атаки положении, Каннингхэм выпустил "Сайдуиндера", попавшего точно в цель. Вьетнамский 
самолет упал в джунглях, Каннингхэм и
 его ведомый, капитан Грант (Grant) выполнили энергичный восходящий маневр,
 оторвавшись от других МиГов. В районе
 атаки было полно вьетнамских истребителей, и пара "Фантомов" продолжила охоту. После нескольких безуспешных выходов в атаку (каждый раз за спиной амери
канцев появлялся вражеский самолет, вы
нуждая отвернуть), Каннингхэму, наконец, 
удалось "сесть на хвост" МиГ-17. Пилот 
последнего попытался оторваться, вклю
чив форсаж, но это только облегчило за
хват цели тепловой ГСН "Сайдуиндера"...
Так Каннингхэм записал на свой счет вторую победу в этом бою. Не желая более
 испытывать судьбу, он решил выйти из
 боя, но, встретив на обратном пути одиночного МиГ-17, не удержался от искушения и решил его атаковать.
Самолеты сближались лоб в лоб - в таком положении теоретически преимущество было у F-4J, вооруженного УР "Спэрроу", допускающими атаку в переднюю
 полусферу цели. Но радар самолета Каннингхэма работал с перебоями, не обес
печивая устойчивую подсветку цели. Каннингхэм продолжал сближение, надеясь,
 что вьетнамский пилот не выдержит лобовой атаки и отвернет, подставив хвост под
 "Сайдуиндеры". Все это весьма напоминало игру в "цыпленка" - любимую забаву
 американских тинэйджеров, когда два соперника мчатся навстречу друг другу на 
автомобилях, ожидая, у кого же первым
 сдадут нервы. Однако вьетнамец оказался 
не робкого десятка, и, продолжая сбли
жаться, открыл огонь из пушек. Каннинг
хэм сам стал "цыпленком", отвалив в сторону. Самолеты разошлись на расстоянии
 какой-то сотни метров. Затем завязался
 бой на виражах, в котором МиГ-17 плотно
 "сидел на хвосте" у "Фантома", а экипаж
 последнего пытался резкими виражами на
 полном форсаже оторваться от преследователя. Вне всякого сомнения, вьетнам
ский пилот был весьма опытным и имел 
все шансы на успех. Но вдруг МиГ-17 вы
шел из боя, начав пикирование под углом
 примерно 45° (вероятно, у него было на
 исходе топливо, и он спешил на базу). Заметив это, Каннингхэм энергичным отклонением руля направления и элеронов перевернул самолет на спину и спикировал
 вслед за противником, выпустив "Сайдуиндер". Ракета попала в цель - МиГ
 вспыхнул и, не выходя из пикирования,
 врезался в землю. Таким образом, сбив в 
одном бою три вражеских самолета, экипаж Каннингхэма и Дрисколла довел свой 
счет воздушных побед до пяти. Увы, самолет новоиспеченных асов не
 дотянул до авианосца. Едва успев пересечь на обратном пути береговую черту,
 Каннингхэм и Дрисколл услышали в наушниках зуммер, предупреждающий об облучении РЛС, а мгновение спустя неподалеку от самолета взорвалась зенитная ракета. Казалось, взрыв не причинил 
повреждений, но через несколько минут, когда Каннингхэм перевел самолет в набор высоты, давление рабочей жидкости
в обеих гидравлических системах упало до нуля. F-4J потерял управление, и экипаж вынужден был катапультироваться.
 Проведя примерно четверть часа в воде, 
Каннингхэм и Дрисколл были подняты
 спасательным вертолетом. Вьетнамские
 источники утверждают, что этот "Фантом" был сбит УР Р-ЗС, выпущенной с самолета МиГ-21ПФМ. Эта победа была записа
на на счет By Дук Хопа (Vu Due Нор) из 
927-го истребительного авиаполка.
Во второй половине мая накал воздушных боев несколько снизился. Тем не ме
нее, пилоты "Фантомов" ВМС США добились четырех побед. Во всех случаях их
 одержали экипажи F-4B из эскадрильи
 VF-161, причем 23 мая 1972 года экипаж в
 составе лейтенант-коммандера Рональда 
МакКеона (Ronald McKeown) и капитана
 Джона Энша (John Ensch) сделал дубль,
 сбив в одном бою два МиГ-17. Эта же эскадрилья одержала и последнюю воздуш
ную победу морской авиации над Вьетнамом: 12 января 1973 года экипаж в составе
 капитанов Виктора Ковалески (Victor
 Kovaleski) и Джеймса Визе (James Wise) 
сбил "Сайдуиндером" вьетнамский 
МиГ-17. В общей же сложности "Фантомы" ВМС и Корпуса морской пехоты
 одержали над Вьетнамом 39 воздушных
 побед, потеряв в воздушных боях семь
 своих самолетов. Таким образом, соотно
шение побед и потерь составило 5,57:1.
Интересно, что для более старых "Крусейдеров", интенсивно применявшихся над
 Вьетнамом до 1968 года, этот показатель 
был лучше - 6:1. Но в тот период и севе
ро-вьетнамская авиация была ещё весьма 
немногочисленной и малобоеспособной.
 Общие же потери "Фантомов" ВМС и Кор
пуса морской пехоты в Юго-Восточной 
Азии составили 71 машину, из них 53 были сбиты огнем ПВО.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#39 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 07 май 2019, 18:56

Продолжим....

F-4B и F-4J истребительно-штурмовых
 эскадрилий морской пехоты применялись, главным образом, для непосредственной поддержки наземных частей, действуя с
 аэродромов Дананг и Чу Лай во Вьетнаме,
 а также Нам Пхонг в Таиланде. При этом
 применялись, главным образом, 250-фунтовые (113-кг) авиабомбы Мк.82 (в том
 числе в варианте Мк.82Е "Снейк-ай", предназначенном для применения с малых высот и снабженном тормозным устройст
вом), 127-мм НАР "Зуни", запускаемые с 
ПУ LAU-10, и баки с напалмом. В отличие
от флотских эскадрилий, морская пехота 
широко применяла на своих "Фантомах" 
подвесные пушечные контейнеры.
Применение "Фантомов" авиации ВМС
 для ударов по наземным целям носили
 ограниченный характер - они рассматривались прежде всего как истребители.
 При нанесении бомбовых ударов самолеты, как правило, несли шесть бомб Мк.82
 на подкрыльевых многозамковых держателях и пару УР "Спэрроу" в задних под
фюзеляжных нишах (передние ниши
 обычно занимали контейнеры со станциями РЭБ). При поражении особо важных
 целей применялись 1 000-фунтовые (454-
кг) авиабомбы Мк.84. В апреле 1972 года палубные F-4J впервые применили в боевой
 обстановке УАБ с лазерным наведением
 "Пейвуэй". В тот же период флотские
 "Фантомы" привлекались к бомбовым
 ударам по целям на территории Лаоса. В
 этом случае лидерами выступали F-4D из 
состава ВВС, оборудованные аппаратурой системы дальней радионавигации LORAN. 
Ещё одной необычной для "Фантомов" 
операцией стало минирование порта в Хайфоне в 1972 году. При этом F-4J сбрасывали морские мины Mk.36DST, а на цель 
их выводили палубные штурмовики А-6А
 "Интрудер".
С октября 1966 года в Дананге базирова
лась разведывательная эскадрилья Корпуса морской пехоты VMCJ-1, вооружен
ная самолетами RF-4B (позже она получила также самолеты РЭБ ЕА-6А). Участвуя в
 боевых действиях до весны 1975 года, она 
потеряла в боях три RF-4B (все - официально от огня
 ПВО), а ещё один разбился из-за неис
правности.
Изображение - cамолет прорыва ПВО EF-4C из 67-й ТИАЭ в полете над Вьетнамом, декабрь 1972 года/
Боевая служба палубных "Фантомов" в
 Юго-Восточной Азии продолжалась до 
1975 года, хотя непосредственно в боях они
 уже не участвовали. К тому времени уже
 началось перевооружение истребительных
 эскадрилий новыми самолетами F-14A
 "Томкэт". Последняя строевая эскадрилья 
VF-191 сдала свои F-4S в 1986 году, а в резерве (АЭ VF-202) они прослужили до
 1987 года. Гораздо дольше "Фантомы" продержались в авиации Корпуса морской
 пехоты. Хотя большинство вооруженных 
ими истребительно-штурмовых эскадрилий во второй половине 80-х годов получили 
самолеты F/A-18 "Хорнет", в эскадрилье
 VMFA-321 истребители F-4S служили до 
1991 года, а в VMFA-112 - до 1992-го.
ИзображениеИзображение - F-4J из эскадрильи VF-101 и по-настоящему эпохальное фото: последняя посадка флотского "Фантома" на палубу авианосца.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#40 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 10 май 2019, 21:17

"Фантомы" ВВС США
в бою


"Фантомы" ВВС США появляются во Вьетнаме.
Первые бои


Весной 1965 года ВВС США развернули воздушное наступление против Демократической Республики Вьетнам - операцию
 "Роллинг Тандер". На начальном его этапе 
главным типом боевого самолета, применяемого для ударов по объектам на тер
ритории ДРВ, был истребитель-бомбар
дировщик F-105D "Тандерчиф". Широко
 применялись и тактические истребители
 F-100 "Супер Сэйбр", но ввиду меньшего
 радиуса действия они привлекались главным образом для ударов по партизанам
на территории Южного Вьетнама. Поначалу скромные силы истребительной авиации ДРВ не могли оказывать сколь-нибудь
эффективного сопротивления янки. Но 
вскоре количественное и качественное 
усиление ВВС ДРВ сделало неразумным 
игнорирование угрозы с их стороны. В такой ситуации ВВС США приняли решение
о вводе в бой своих новейших истребите
лей F-4C.
Первой частью F-4C, прибывшей в Юго-
Восточною Азию, стала 45-я ТИАЭ, пере
брошенная в апреле 1965 года на авиабазу
 Убон (Таиланд). Там она находилась в течение года, выполняя задачи сопровождения групп ударных самолетов. При этом 
поначалу действия "Фантомов" II особо
 результативными признать нельзя. Дело в том, что вьетнамские истребители атако
вали американцев непосредственно у цели, когда у истребителей сопровождения
 оставалось топлива в обрез. Поэтому пилоты "Фантомов" могли разве что ото
гнать МиГи, но преследовать и сбить их 
не удавалось. Пытаясь открыть боевой 
счет, экипажи 45-й ТИАЭ 10 июля 1965 года пошли на тактическую хитрость.
Изображение - звено F-4C над Вьетнамом, 1966 год.
Четверка 
F-4C стартовала спустя 20 минут после 
взлета основной группы, и шла следом за
 "Тандерчифами", имитируя отставшее
 звено, пытающееся догнать группу. Расчет строился на привычке вьетнамских пилотов атаковать замыкающие самолеты -
 и он полностью оправдался. "Фантомы" шли в строй колонны пар, 
при этом ведущий передней пары радаром сканировал воздушное пространство 
выше, а второй - ниже строя F-4C. Ведомые прикрывали ведущих, ведя визуальное наблюдение за обстановкой. МиГ-17
 зашли с передней полусферы. Первыми 
их обнаружила вторая пара, однако выполнить предписанную инструкцией атаку 
с применением УР AIM-7D не удалось из-
за опасения случайно поразить "Фантомы" первой пары. Противники разошлись 
на встречных курсах, после чего завязался классический маневренный воздушный бой. Первая пара F-4C описала широкую
дугу и прикрыла вторую, непосредственно
ведущую бой. Поначалу преимущество 
было на стороне маневренных МиГов, су
мевших занять выгодную позицию для 
атаки и открыть огонь из пушек. Экипажу 
первого "Фантома" - капитанам Кеннету
 Холкомбу (Kenneth Holcombe) и Артуру 
Кларку (Arthur Clark) - пришлось включить
 полный форсаж, чтобы выйти из-под уда
ра. Второй самолет, пилотируемый капитанами Томом Робертсом (Tom Roberts) и
 Рональдом Андерсоном (Ronald
 Anderson), отвернул в противоположную
 сторону, и бой распался на две схватки
 "один на один". Первый F-4C крутым ви
ражом на форсаже смог зайти в хвост
 своему противнику, и Холкомб выпустил
 одну за одной все четыре УР AIM-9B. Первые две прошли мимо, но третья и четвертая взорвались достаточно близко,
 чтобы МиГ-17 вспыхнул. Второй "Фантом" выполнил маневр с набором высоты и 
оказался сзади и выше противника. Уже 
первый "Сайдуиндер" взорвался у законцовки крыла МиГ-17, и вьетнамский
 истребитель загорелся. Остальные три 
ракеты поразили вражеский самолет ос
колками, после чего он перешел в неконтролируемое падение. Таким образом,
 были одержаны первые воздушные победы "Фантомов" II ВВС.
В декабре 1965 года в Убон прибыло целое
 крыло F-4C - 8-е ТИАКР в составе 431-й,
433-й и 497-й ТИАЭ, а вскоре его усилили 
ещё и 555-й эскадрильей. Именно её экипажи продолжили боевой счет "Фанто
мов" ВВС, сбив пару МиГ-17. Причем если экипаж капитана Макса Ф. Камерона
(Max F. Cameron) и первого лейтенанта 
Роберт И. Эванса (Robert Е. Evans) добил
ся успеха посредством уже ставшего
 обычным "Сайдуиндера", то капитан Роберт И. Блэйк (Robert Е. Вlаке)и первый
 лейтенант С.У. Джордж (S.W. Georg) впер
вые в ВВС одержали воздушную победу с
 помощью УР AIM-7D "Спэрроу".
В начале 1966 года группировка F-4C в
 Юго-Восточной Азии была усилена - в
 Дананг (Южный Вьетнам) прибыли 390-я
 и 480-я ТИАЭ, вошедшие в состав 366-го
авиакрыла. 480-я эскадрилья первой су
мела одержать воздушную победу над
 МиГ-21. Но несмотря на усиление, "Фан¬
томам" приходилось нелегко - только за
 первые 18 месяцев участия в боях во 
Вьетнаме (до конца 1966 года) было потеря
но 69 F-4C. Правда, лишь четыре из них было сбито в воздушных боях. В то же
 время экипажи F-4C сбили 14 вражеских
самолетов - девять МиГ-17 и пять МиГ-
21. 13 воздушных побед были одержаны с
 применением УР "воздух-воздух", а в од
ном случае вьетнамский МиГ-17, маневрируя в воздушном бою, врезался в землю. Лишь в апреле 1967 года американцы
 начали применять подвесные контейнеры
 SUU-18/A с 20-мм шестиствольными пушками "Вулкан".
Изображение - "Фантомы" на аэродроме Дананг, 1966 год.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#41 Американский истребитель McDonnell Douglas F-4 Phantom II.

Сообщение Scharnhorst » 13 май 2019, 20:56

Операция "Боло"


Осенью 1966 года 8-е ТИАКР возглавил 
полковник Робин Олдс (Robin Olds) - инициативный офицер и опытный летчик-истребитель (12 воздушных побед, одержанных во время Второй мировой войны
на европейском театре военных действий). Под его руководством была предпринята попытка нанести вьетнамской истребительной авиации сокрушительный
 удар, парализовав её активность. Главной
 мишенью был 921-й истребительный 
авиаполк, базировавшийся в Фук Йен возле Ханоя - единственная на тот момент
 часть ВВС ДРВ, вооруженная современными самолетами МиГ-21. Расчет Олдса строился на обманном
 маневре - главная ударная группа, т.н.
"западная" (семь звеньев F-4C 8-го ТИАКР) должна была имитировать соедине
ние F-105, представлявших собой гораздо
 более легкую цель для МиГов, чем "Фантомы" II. Имитация включала использование стандартных маршрутов подлёта к це
ли, выдерживание характерной скорости
 и высоты, и даже использование экипажами "Фантомов" терминологии пилотов
 "Тандерчифов" при радиообмене. "Фан
томы" несли подвесные станции РЭБ,
 обычно применяемые F-105, так что и радиоэлектронная разведка вьетнамцев не должна была заподозрить подвоха. Таким
 образом, МиГи должны были попасть в
ловушку, атаковав вместо достаточно уязвимых ударных самолётов готовые к бою
 истребители. Вторая группа "Фантомов",
 т.н. "восточная" (также 28 самолетов, но из 366-го ТИАКР), должна была не допус
тить возможного ухода вьетнамских самолетов в воздушное пространство Китая.
 Кроме того, к операции привлекались самолеты прорыва ПВО F-105G "Уайлд Уизл", 
постановки помех ЕВ-66 и "летающий рaдар" ЕС-121 "Колледж Ай". Прикрытие 
группы обеспечения возлагалось на четыре звена истребителей F-104 "Старфайтер" из 435-й ТИАЭ.
22 декабря 1966 года план был представ
лен командующему 7-й воздушной арми
ей генералу Уильяму Момьеру (William 
Momyer), который целиком его одобрил и
 присвоил кодовое обозначение "Боло".
 Операцию наметили на 1 января 1967 года,
 но из-за плохой погоды перенесли на следующий день. Ударную группу возглавил 
лично Олдс.
Изображение - полковник Робин Олдс у своего верного F-4C "Фантом" II.
Она вышла в район цели при
мерно в 15.00 по местному времени. Расчет вполне оправдался - вьетнамцы под
няли на перехват практически все боеспособные самолеты 921-го полка,
 оказавшиеся под ударом ракет "Фантомов". Бой вели лишь три звена "западной" группы, экипажи которых сумели
 сбить семь МиГ-21. Характерно, что четыре победы были одержаны при помощи
 УР "Спэрроу" - то есть F-4C вступили в 
бой в условиях, максимально благоприят
ствующих ракетной атаке (остальные три 
МиГа были сбиты УР AIM-9B). Среди победителей был и Олдс со своим оператором первым лейтенантом Чарльзом С.
 Клифтоном (Charles С. Clifton). Вьетнам
ская сторона подтвердила шесть потерь
 (один из МиГов упал по причине израсхо
дования топлива). Американцы потерь не
 понесли.
Изображение - схема окраски истребителя F-4C "Фантом" II творца и командующего операции "Боло" полковника Робина Олдса.
Успех операции "Боло" побудил американцев и дальше использовать обманные маневры. На этот раз пара истребителей F-4C должна была имитировать тактику самолетов-разведчиков RF-4C. Самолеты 
следовали рядом, чтобы на экранах на
земных РЛС выглядеть как одна цель. 
Первая такая операция, проведенная эки
пажами 555-й ТИАЭ 5 января 1967 года, оказалась безуспешной, но на следующий
 день вьетнамцы не удержались от иску
шения, выслав на перехват "разведчика" 
четверку МиГ-21. В мгновение ока два из
 них были сбиты, а американцы благопо
лучно вернулись в Убон. Таким образом,
 921-й полк, располагавший к началу года 
16 МиГ-21, в двух боях лишился половины 
самолетов. Личный состав был деморали
зован, и восстановить боеготовность
 часть смогла лишь к марту.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация стран НАТО и США (1947-наши дни)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость