Воздушные бои над Вьетнамом
(май 1972 - январь 1973 года)
Наибольших успехов в воздушных боях
экипажи "Фантомов" добились в начале
мая 1972 года, в кульминационный момент
т.н. "Пасхального наступления" армии
ДРВ и её южно-вьетнамских союзников.
Лишь исключительно интенсивные действия авиации США ослабили натиск противника и дали южно-вьетнамскому правительству возможность сохранить контроль
над частью территории страны. С 6 по 10
мая флотские истребители записали на
свой счет 13 воздушных побед (10 доби
лись экипажи F-4J и три - F-4B). Так, 6
мая жертвами "Фантомов" стали сразу че
тыре МиГа: экипажи F-4J из VF-114 сбили
два МиГ-21, а два экипажа F-4B из эскадрилий VF-51 и VF-111 уничтожили по одному МиГ-17.
8 мая вновь настал черед Каннингхэма
и Дрисколла. Они в составе пары F-4J
обеспечивали налет группы штурмовиков
на крупную перевалочную базу снабжения
северо-вьетнамской армии у Сон Тай, не
подалеку от Ханоя. "Фантомы" шли первыми, выполняя задачу очистки воздуш
ного пространства над целью. Стянув на
себя огонь ЗРК С-75М и многочисленных
батарей зенитной артиллерии калибров
85 и 100 мм, они обеспечили выполнение
задания ударной группой. Уже на обратном пути пара была внезапно атакована
двумя МиГ-17, выскочившими из низких
туч (их верхняя граница была на высоте
всего каких-то 600 м). После нескольких
восходящих маневров один из вьетнамцев
сумел зайти в хвост ведомому Каннингхэма и открыл огонь из 37-мм пушки. Но пилоту "Фантома" удалось увернуться. Бой в
стиле "собачьих свалок" времен Первой
мировой войны продолжался. В него ввязался невесть откуда взявшийся МиГ-21,
но его пилот, пустив ракету Р-ЗС, ушедшую "в молоко", предпочел ретироваться.
Мгновение спустя Каннингхэм зашел в хвост МиГу-17 и выпустил "Сайдуиндера",
поразившего цель. Но перевести дух не
удалось - ведомый "Фантом" "взяли в
клещи" ещё два МиГ-17. Каннингхэм ринулся на выручку, но оба вьетнамских истребителя выполнили энергичный вираж и
зашли ему в хвост. Действуя тактически
грамотно, их пилоты сближались с само
летом Каннингхэма, держась правее и ле
вее его курса. Попытавшись отвернуть в сторону, "Фантом" неминуемо попадал
под огонь одного из МиГов. Каннингхэм
перевернул самолет на спину и полупетлей вниз попытался оторваться от пресле
дователей. Но МиГи в точности повторили
маневр и снова оказались на хвосте у
американца. В этой ситуации Каннингхэму
ничего не оставалось, как включить полный форсаж и резко набрать высоту.
Вьетнамские истребители отстали и попали под удар ведомого "Фантома", пилотируемого капитанами Брайаном Грантом
(Brian Grant) и Джерри Салливэном (Jerry
Sullivan). На этот раз пилоты МиГов реши
ли не испытывать судьбу и скрылись в об
лаках.
Все эти схватки были лишь прелюдией к
боям 10 мая, когда флотские "Фантомы"
сбили сразу восемь вьетнамских самолетов. Семь записали на свой счет экипажи
F-4J (шесть из них сбили три экипажа из
VF-96, седьмой стал жертвой VF-92), а
ещё одного - экипаж F-4B из VF-51 в составе капитанов Кеннета Кэннона
(Kenneth Cannon) и Роя Морриса (Roy
Morris). В тот день самолеты палубной
авиации США провели серию массированных ударов по тылам армии ДРВ, прорывающейся на территорию Южного
Вьетнама через демилитаризованную зо
ну. В одном из налетов пара "Фантомов"
эскадрильи VF-92, выполнявшая задачу
прикрытия штурмовиков над целью, уже
после отхода ударной группы была перенацелена наземным постом на группу
приближающихся МиГ-21. Преследуя про
тивника, американские истребители на
высоте 2 000 м вышли прямо на аэродром
Кеп, где базировался вьетнамский авиаполк. МиГи стояли ровными рядами, но,
увы, "Фантомы", вооруженные лишь раке
тами "воздух-воздух", не могли причинить
им вреда. Но спустя какую-то минуту с
ВПП поднялась дежурная пара МиГ-21МФ. Американцы снизились до 300 м,
пытаясь выйти в атаку, но пилоты МиГов
сразу после взлета сбросили подвесные
топливные баки и разошлись в противоположных виражах с набором высоты. Ве
домый американской пары капитан Курт
Доуз (Curt Dose) атаковал МиГа, отвер
нувшего влево. Но первый "Сайдуиндер",
выпущенный примерно с 3 км, разорвался
за хвостом противника, не причинив ему
вреда. Едва цель была захвачена ГСН второй ракеты, как Доуз нажал кнопку пуска.
Вторая ракета, снизившись до 100 м -
МиГ ещё не успел набрать высоту - вошла точно в сопло двигателя. Мгновение
казалось, что ничего не случилось, как
вдруг вьетнамский истребитель взорвал
ся, разлетевшись на мелкие кусочки. Пилот не имел никаких шансов спастись...
Доуз сразу же ввязался в схватку со вторым МиГ-21, уже успевшим набрать необходимую для маневренного боя скорость.
Несколько выпущенных американцем ракет не попали в цель, сдетонировав при
ударе о землю - бой велся на высоте
50-100 м! Вскоре в схватку включились
другие вьетнамские самолеты - с учетом
сбитого Доузом в бою участвовало пять
МиГ-21. Но ни вьетнамские, ни американские пилоты уже не смогли добиться попаданий.
Спустя несколько часов палубная авиа
ция нанесла мощный удар по железнодорожному узлу Хайфона. Среди многих истребителей, прикрывавших налет, было
два экипажа, одержавших воздушные победы: уже упоминавшиеся Каннингхэм и
Дрисколл, а также капитаны Мэтью Дж.
Коннелли (Matthew J. Connelly) и Томас
Дж. Блонски (Thomas J. Blonski). Пилот
одного из штурмовиков А-7Е, бомбивших
мост Хай Донг, вызвал помощь, поскольку
его преследовал МиГ-17. Коннелли рва
нул на выручку, пустив "Сайдуиндер" из
крайне невыгодного положения. Он не
рассчитывал на попадание, надеясь лишь
заставить вьетнамского пилота прекратить преследование штурмовика. Расчет
оказался верным - вьетнамец вынужден
был отвернуть. Осмотревшись, Коннелли
обнаружил, что в погоне за МиГом он оказался в самой гуще массированного воздушного боя, ведущегося на высотах 2 000-5 000 м. В крутом вираже он попытался зайти в хвост ближайшему МиГ-17,
но скорость сближения была слишком
большой. Чтобы не проскочить мимо це
ли, Коннелли сбросил обороты двигателей до минимума и выпустил аэродина
мические тормоза. Мгновение спустя головка самонаведения УР AIM-9G
произвела захват, и пилот нажал кнопку
пуска. Ракета попала в хвост МиГу, но пилотировавший его Нгуен Ван Тхо (Nguyen
Van Tho) из 923-го истребительного авиаполка успел катапультироваться.
Паре Каннингхэма была поставлена за
дача подавления ПВО в районе цели, по
этому каждый "Фантом" помимо полного
комплекта УР "воздух-воздух" (четыре
AIM-9E-2 и четыре AIM-9G) нес по шесть
бомбовых кассет "Рокай" и подфюзеляжный топливный бак. Позиции зениток об
наружить не удалось, поэтому кассеты
сбросили на запасную цель - склады. На
выходе из атаки самолет Каннингхэма
был перехвачен МиГ-17, к которому вскоре присоединились ещё два однотипных
истребителя из 923-го полка. Пилот F-4J
выполнил бочку, погасив скорость и позволив первому МиГу проскочить вперед.
Оказавшись в выгодном для атаки положении, Каннингхэм выпустил "Сайдуиндера", попавшего точно в цель. Вьетнамский
самолет упал в джунглях, Каннингхэм и
его ведомый, капитан Грант (Grant) выполнили энергичный восходящий маневр,
оторвавшись от других МиГов. В районе
атаки было полно вьетнамских истребителей, и пара "Фантомов" продолжила охоту. После нескольких безуспешных выходов в атаку (каждый раз за спиной амери
канцев появлялся вражеский самолет, вы
нуждая отвернуть), Каннингхэму, наконец,
удалось "сесть на хвост" МиГ-17. Пилот
последнего попытался оторваться, вклю
чив форсаж, но это только облегчило за
хват цели тепловой ГСН "Сайдуиндера"...
Так Каннингхэм записал на свой счет вторую победу в этом бою. Не желая более
испытывать судьбу, он решил выйти из
боя, но, встретив на обратном пути одиночного МиГ-17, не удержался от искушения и решил его атаковать.
Самолеты сближались лоб в лоб - в таком положении теоретически преимущество было у F-4J, вооруженного УР "Спэрроу", допускающими атаку в переднюю
полусферу цели. Но радар самолета Каннингхэма работал с перебоями, не обес
печивая устойчивую подсветку цели. Каннингхэм продолжал сближение, надеясь,
что вьетнамский пилот не выдержит лобовой атаки и отвернет, подставив хвост под
"Сайдуиндеры". Все это весьма напоминало игру в "цыпленка" - любимую забаву
американских тинэйджеров, когда два соперника мчатся навстречу друг другу на
автомобилях, ожидая, у кого же первым
сдадут нервы. Однако вьетнамец оказался
не робкого десятка, и, продолжая сбли
жаться, открыл огонь из пушек. Каннинг
хэм сам стал "цыпленком", отвалив в сторону. Самолеты разошлись на расстоянии
какой-то сотни метров. Затем завязался
бой на виражах, в котором МиГ-17 плотно
"сидел на хвосте" у "Фантома", а экипаж
последнего пытался резкими виражами на
полном форсаже оторваться от преследователя. Вне всякого сомнения, вьетнам
ский пилот был весьма опытным и имел
все шансы на успех. Но вдруг МиГ-17 вы
шел из боя, начав пикирование под углом
примерно 45° (вероятно, у него было на
исходе топливо, и он спешил на базу). Заметив это, Каннингхэм энергичным отклонением руля направления и элеронов перевернул самолет на спину и спикировал
вслед за противником, выпустив "Сайдуиндер". Ракета попала в цель - МиГ
вспыхнул и, не выходя из пикирования,
врезался в землю. Таким образом, сбив в
одном бою три вражеских самолета, экипаж Каннингхэма и Дрисколла довел свой
счет воздушных побед до пяти. Увы, самолет новоиспеченных асов не
дотянул до авианосца. Едва успев пересечь на обратном пути береговую черту,
Каннингхэм и Дрисколл услышали в наушниках зуммер, предупреждающий об облучении РЛС, а мгновение спустя неподалеку от самолета взорвалась зенитная ракета. Казалось, взрыв не причинил
повреждений, но через несколько минут, когда Каннингхэм перевел самолет в набор высоты, давление рабочей жидкости
в обеих гидравлических системах упало до нуля. F-4J потерял управление, и экипаж вынужден был катапультироваться.
Проведя примерно четверть часа в воде,
Каннингхэм и Дрисколл были подняты
спасательным вертолетом. Вьетнамские
источники утверждают, что этот "Фантом" был сбит УР Р-ЗС, выпущенной с самолета МиГ-21ПФМ. Эта победа была записа
на на счет By Дук Хопа (Vu Due Нор) из
927-го истребительного авиаполка.
Во второй половине мая накал воздушных боев несколько снизился. Тем не ме
нее, пилоты "Фантомов" ВМС США добились четырех побед. Во всех случаях их
одержали экипажи F-4B из эскадрильи
VF-161, причем 23 мая 1972 года экипаж в
составе лейтенант-коммандера Рональда
МакКеона (Ronald McKeown) и капитана
Джона Энша (John Ensch) сделал дубль,
сбив в одном бою два МиГ-17. Эта же эскадрилья одержала и последнюю воздуш
ную победу морской авиации над Вьетнамом: 12 января 1973 года экипаж в составе
капитанов Виктора Ковалески (Victor
Kovaleski) и Джеймса Визе (James Wise)
сбил "Сайдуиндером" вьетнамский
МиГ-17. В общей же сложности "Фантомы" ВМС и Корпуса морской пехоты
одержали над Вьетнамом 39 воздушных
побед, потеряв в воздушных боях семь
своих самолетов. Таким образом, соотно
шение побед и потерь составило 5,57:1.
Интересно, что для более старых "Крусейдеров", интенсивно применявшихся над
Вьетнамом до 1968 года, этот показатель
был лучше - 6:1. Но в тот период и севе
ро-вьетнамская авиация была ещё весьма
немногочисленной и малобоеспособной.
Общие же потери "Фантомов" ВМС и Кор
пуса морской пехоты в Юго-Восточной
Азии составили 71 машину, из них 53 были сбиты огнем ПВО.