Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Сообщение Scharnhorst » 09 мар 2015, 01:27

Топик посвящается ещё одному знаковому самолету - на этот раз американскому палубному многоцелевому истребителю F-14 "Tomcat". Его история, устройство и модификации будут рассмотрены в этой теме.
Материал не копируется с Airwar, источники будут указаны в конце повествования.
________________________________________________________________________________________________________

История создания самолета.


Основную угрозу для своих авианосцев американские адмиралы в свое время определили совершенно правильно —
противокорабельные крылатые ракеты (ПКР) большой дальности — и еще в 1950-х годах начали искать эффективные средства борьбы с ними. Оказалось, что наилучшим образом с ПКР способен справиться специализированный самолет, оснащенный мощной поисковой РЛС и вооруженный ракетами "воздух—воздух" большой дальности — своего рода летающая ракетная батарея или, как ее называли американцы, "ракетная платформа". От него требовались большие дальность и продолжительность полета, необходимые для осуществления перехвата из положения "дежурство в воздухе". Сверхзвуковая скорость не считалась обязательной.
Следуя этим требованиям, конструкторы фирмы "Дуглас" взялись за проектирование палубного перехватчика F6D "Миссайлер" (что можно примерно перевести как "ракетоносец"). Специально под него создавалась двухступенчатая
правляемая ракета (УР) большой дальности ХААМ-N-10 "Игл" с активной головкой самонаведения. В эпоху увлечения ракетоподобными самолетами, такими, как F-104 "Старфайтер", "Миссайлер" выглядел весьма архаично: толстый фю­зеляж с закругленным обтекателем РЛС в носовой части; широкая двухместная кабина с расположением членов экипа­жа бок о бок; прямое крыло, под которым на внешней подвеске размещались шесть ракет (по три под каждой плоскостью). Можно считать, что влияние авиационной моды сказалось на принятии ре­шения по закрытию программы разработки «Миссайлера», но его внешний вид здесь совершенно ни при чем. "Дуглас" создавала узкоспециализированный самолет-перехватчик, неспособный ни вести воздушный бой, ни наносить удары по наземным целям. В начале же 1960-х годов ставка делалась на развитие многоцелевых машин — истребителей-бомбардировщиков. Через несколько месяцев после прекращения работ по "Миссайлеру" закрыли и работы по ракете "Игл". Тем не менее проект "Миссайлера" оказался не бесполезным: он позволил проработать концепцию барражирующего перехватчика, способного перехватывать ПКР своей "длинной рукой" — УР большой дальности. Свое развитие эта концепция получила при создании "защитника авианосцев" F-14.

Рождение "защитника авианосцев".


Январь 1961 года в США ознаменовался воцарением в Пентагоне нового министра обороны Роберта Макнамары - человека, чей радикализм в деле военного строительства мог сравниться разве что с бурной деятельностью на этой же почве главы нашего государства Н.С. Хрущева. Макнамара "покусился на святое" - он порекомендовал сделать единый самолет и для ВМС, и для ВВС. Ранее по традиции ВВС и флот заказывали для себя технику независимо. В ре­зультате могли одновременно проектироваться и затем производиться несколько машин схожего назначения.
Это, безусловно, было выгодно самолетостроителям, но накладно для бюджета. Рекомендация столь высокопоставленного лица равносильна приказу... Обе заинтересованные стороны отнеслись к предложению, мягко говоря, без энтузиазма, особенный скептицизм оно вызвало у моряков. Еще бы - морская авиация нуждалась в истребителе-пе­рехватчике, то есть их вполне устраивал "Миссайлер", зато ВВС требовался ударный самолет, способный прорывать ПВО со сверхзвуковой скоростью на малых высотах. Совместить то и другое в одной машине было весьма сложно.
Единым самолетом должен был стать F-111, большая двухместная машина с изменяемой стреловидностью крыла. Она оказалась чрезмерно тяжелой даже для сухопутных аэродромов. Ее морской вариант, F-111В, совершил свой первый полет 18 мая 1965 года. Еще до начала его испытаний мало кто верил, что этот самолет когда-нибудь будет базироваться на авианосцах — слишком крупный и слишком тяжелый (нормальная взлетная масса составляла 31 700 кг, в то время как требования ВМС ограничивали данный параметр величиной 22 675 кг). Существовавшие в то время
аэрофинишеры не обеспечивали его посадку на палубу, а катапульты не гарантировали безопасный взлет при сильном боковом ветре. Вероятнее всего, машина не поступила бы и на испытания, но Макнамара уделял программе "единого самолета" первостепенное внимание: состояние дел по F-111 рассматривалось на совещаниях у министра раз в две недели по субботам — ни о каком прекращении работ не могло быть и речи.
К лету 1966 года относительно F-111В сложилось прочное мнение: самолет не удался. Как истребитель он практически по всем параметрам уступал "Фантому", для замены которого, собственно, и предназначался. Были реализованы две последовательные программы по уменьшению массы палубного варианта, но результаты исследований оказались неудовлетворительными. В октябре 1967 года представители фирмы "Грумман" выступили с радикальным предложением: спроектировать новый планер, сохранив двигатели, систему управления оружием и вооружение F-111В. Битвы вокруг этой идеи продолжались до июля 1968 года, когда официально объявили о проведении конкурса на новый палубный истребитель-перехватчик, условно названный VFХ. Фактически дальнейшие работы по F-111В прекратили тогда же, а официально программу аннулировали в декабре. Свои предложения по VFХ представили фирмы "Грумман", "Норт Америкэн", "Макдоннелл-Дуглас", "Дженерал Дайнемикс" и "Линг-Темко-Ваут".
Финалистами конкурса стали "Грумман" и "Макдоннелл-Дуглас". Последняя представила проект самолета с неподвижным крылом, а "Грумман" — с крылом изменяемой стреловидности. Применение поворачивающегося крыла прямо не оговаривалось в задании, но широта круга поставленных задач и связанного с этим диапазона скоростей вынуждала остановиться именно на таком варианте.
Задачи же перед новым самолетом ставились следующие (в порядке приоритетности): прикрытие авианосного соединения, сопровождение бомбардировщиков, завоевание превосходства в воздухе и нанесение ударов по наземным целям. В 1969 году американцы, осно­вываясь на опыте войны во Вьетнаме, успели очень хорошо усвоить важность
маневренных характеристик для истребителя. Все самолеты, как уже построенные, так и еще "бумажные", в Пентагоне сравнивали с советским МиГ-21.
Естественно, в таких условиях проекты типа "Миссайлера" не имели никакой перспективы. Применение крыла изменяемой стреловидности могло примирить противоречивые требования к аэродинамике полета на сверхзвуковой
скорости, продолжительного патрулирования в зоне и энергичного маневрирования в ближнем бою. Так что подписание 3 февраля 1969 года контракта на разработку "Грумман" нового истребителя F-14 было вполне закономерно. Во-первых, ее инженеры принимали самое непосредственное участие в создании F-111, поскольку фирма отвечала за его палубный вариант, и прекрасно осознавали все недостатки и достоинства этой машины. Во-вторых, именно "Грумман" считалась в США лидером в области исследования крыла изменяемой стреловидности, ее специалисты-аэродинамики были наиболее компетентны в этой сфере. Ну и, наконец, возможно, самым главным аргументом стали тесные связи фирмы с командованием морской авиации.
Самолет назвали "Томкэт" (Tomcat). Это вполне следовало традиции "Грумман" присваивать морским истребителям своего производства имена из семейства кошачьих. Но в данном случае сюда затесалось и имя заместителя начальника Штаба морских операций по авиации вице-адмирала Томаса (сокращенно — Тома) Конноли, большого энтузиаста нового проекта. На ранней стадии F-14 величали "Tom's Cat" — "Кошка Тома", а со временем "Tom's Cat" трансформировалось во вполне официальное "Tomcat".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Сообщение Scharnhorst » 12 мар 2015, 01:53

Прототипы.


Проект VFX появился далеко не на пустом месте — при явной, хотя и широко не афишируемой, поддержке командования ВМФ работы по палубному самолету "Грумман" начала еще в январе 1966 года. Конструкторы рассмотрели и проанализировали порядка 6 000 вариантов компоновки самолета под условным обозначением "303" - восемь из них были проработаны достаточно подробно. Это были проекты 303-60, З03А/В/С/D/Е/F и G Все их объединяло использование крыла изменяемой стреловидности (кроме 303F имевшего крыло по типу истребителя F-4 "Фантом"), наличие двух двигателей и экипажа из двух человек (летчика и оператора системы управления оружием).
Базовым стал вариант под шифром 303-60, в котором проектировщики постарались учесть ошибки, сделанные при разработке F-111. Так, двигатели разместили в двух индивидуальных, разнесенных от оси самолета гондолах с целью улучшения обтекания хвостовой части планера на больших углах атаки. В соответствии с проектом 303-60 машина выходила несколько великоватой, после доводки ее масса вполне могла сравняться с массой F-111. Проблема веса вновь выступала на первый план. Конструкторы пошли на достаточно рискованное решение: где только можно, использовать титан и боро-эпоксидные композиты. С одной стороны, применение новых материалов сулило значительный выигрыш в массе, с другой — требовало пересмотра методик прочностного расчета, а самое главное —
полного обновления технологического оборудования и внедрения новых методов изготовления деталей и узлов.
Из проекта 303-60 "выросли" все остальные варианты. В наибольшей степени отвечающим требованиям флота сочли проект 303А, который и послужил основой для создания F-14, отличаясь наибольшими габаритами и наличием значительных резервов для будущей модернизации. Официальный представитель фирмы следующим образом прокомментировал сей выбор: "Большой истребитель для большой работы".
5311 - полноразмерный макет перехватчика "303F".
Можно считать, что облик F-14 окончательно сформировался в марте 1969 года, когда конструкторы отказались от одного обычного киля и двух складных подфюзеляжных в пользу двухкилевого оперения. "Трехкилевой" вариант имел
меньшую суммарную площадь, нежели двухкилевой, и не обеспечивал путевую устойчивость самолета при полете с одним отказавшим двигателем, поскольку сильно разнесенные ГТД создавали весьма приличные разворачивающие моменты. Возможно, на принятие решения об установке двух килей повлиял опыт коллег из "Макдоннелл-Дуглас", которые в ходе проектирования истребителя F-15 сделали "равнение на СССР", использовав компоновочные решения, подобные МиГ-25. Появление этого самолета в свое время вызвало на Западе шок, а элементы его компоновки, в частности, двухкилевое оперение, послужили предметом для подражания.
На новом палубном перехватчике собирались установить перспективные двухконтурные двигатели с форсажной камерой, разрабатывавшиеся по программе ATE. Обладая тягой по 12 700 — 13 600 кг, они предназначались как для авиации ВМФ, так и для истребителей ВВС. Они должны были обеспечить выигрыш в весе, расходе топлива и простоте обслуживания. Одна беда — даже самые большие оптимисты определяли срок готовности этих двигателей к установке на самолет не ранее апреля 1973 года.
К этому времени F-14 уже планировалось принять на вооружение. В качестве временной меры решили смонтировать на опытных и первых серийных "томкэтах" уже существующие ТРДДФ Пратт-Уитни TF30-P-412. Этот двигатель являлся усовершенствованным вариантом TF-30-P, которым оснащались самолеты А-7 и F-111.
Боевой потенциал истребителя во многом определяется стоящей на нем системой управления оружием (СУО). Сочетание системы Хьюз AWG-9 с самыми "дальнобойными" тогда в мире УР воздушного боя "Феникс" сделало из в общем-то не самого удачного самолета лучший истребитель-перехватчик 1970-х годов. Система AWG-9 была разработана для предшественника "Томкэта" — самолета F-111B. В соответствии с идеей "планер — новый, электроника — от F-111" система управления оружием перекочевала на F-14. Применительно к "Томкэту" ее модернизировали, уменьшив массу и габаритные размеры блоков за счет внедрения новой элементной базы и перекомпоновки.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Сообщение Scharnhorst » 14 мар 2015, 19:52

"Длинная рука" перехватчика - ракета AIM-54 "Феникс".


На "главном калибре" "Томкэта" — УР большой дальности АIМ-54 "Феникс" остановимся подробнее.
Предварительные проработки по ракете "воздух—воздух" большой дальности начались в 1960 году. Через два года фирма "Хьюз" заключила контракт с ВМФ на проектирование такой ракеты для палубного варианта F-111. Название ракеты в честь легендарной птицы, способной возрождаться из пепла, не случайно. У "Феникса" имелись две предшественницы — ракета "Игл" фирмы "Бендикс" и аналогичное изделие "Хьюз" — УР АIМ-47А.
5317 - УР AIM-47 "Falcon" - предшественница "Феникса".
Не сумев отстоять "Миссайлер", адмиралы попытались сохранить хотя бы ракету "Игл", вооружив ею F-111В, однако по причинам, далеким от техники, разработку ракеты прикрыли, а создававшую ее фирму "Бендикс" вынудили передать всю документацию по ней "Хьюз". Аэродинамическая схема "Феникса" представляет собой развитие "хьюзовских" ракет семейства "Фaлкон", а вот система наведения была выполнена с использованием опыта, полученного при конструировании УР "Игл".
"Феникс" спроектирован по нормальной аэродинамической схеме с крестообразным крылом и хвостовыми рулями. Такая схема, по мнению инженеров фирмы "Хьюз", обеспечивала малое лобовое сопротивление и высокую маневренность. Ракета способна выполнять маневр с 17-кратной перегрузкой.
Цилиндрический корпус выполнен из алюминиевого сплава и имеет теплозащитное абляционное покрытие толщиной 3,8 мм. Оно предотвращает перегрев корпуса свыше 200°, но за время полета толщина покрытия уменьшается до 2,3 мм. Закрывающий антенну носовой обтекатель оживальной формы изготовлен из керамического материала, способного выдерживать нагрев до 1 500°. Консоли крыла трапециевидной в плане формы сдвинуты к хвостовой части ракеты. Рули прямоугольные, со съемными консолями. В качестве маршевого двигателя используется РДТТ "Рокетдайн" Мк.47. Срок хранения двигателя без проверки и обслуживания — пять лет. Боевая часть снаряжена взрывчатым веществом и стержневыми поражающими элементами. Радиус поражения ими — около 8 м. Подрыв боевой части обеспечивается контактным, радиолокационным допплеровским или инфракрасным взрывателем. На ракете установлена комбинированная система наведения АN/DSQ-26. На начальном участке полета заданная траектория выдерживается автопилотом, на среднем — ракета наводится на цель с помощью бортовой РЛС истребителя, а на конечном участке (16 — 20 км) включается активная радиолокационная головка самонаведения. Система обеспечивает наведение ракеты на излучающую цель в пассивном режиме, без включения головки самонаведения. Предусмотрена возможность повторного захвата цели после срыва захвата головкой.
Максимальная дальность пуска УР "Феникс" составляет 160 км, скорость полета ракеты на больших высотах — более 5М. Стартовая масса ракеты 443 кг. Серийное производство "фениксов" началось в 1973 году.
С самого начала ракета интегрировалась с СУО АWG-9. После аннулирования программы F-111В ракета, как и СУО, подверглась модернизации для установки на F-14. УР получила новый маршевый двигатель, удалось также снизить ее массу. Но она не сразу стала основным оружием нового истребителя.
Некоторое время в качестве такового рассматривалась УР средней дальности АIМ-7 "Спэрроу". Проект 303С вообще не предусматривал установку СУО АWG-9 и ракет АIМ-54. Но в конечном счете командование флота пришло к выводу, что необходим именно "длиннорукий" перехватчик. В этом случае "Фениксу" альтернативы не было. Еще одним аргументом в пользу принятия на вооружение истребителя, вооруженного такой ракетой, являлась неспособность всех других УР "воздух—воздух" (по американским оценкам того времени) поражать на больших высотах советский МиГ-25.
53195318 - УР большой дальности AIM-54 "Феникс". На первом фото видна антенна бортовой РЛС истребителя "Томкэт".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Сообщение Scharnhorst » 25 мар 2015, 01:17

Опытные экземпляры и испытания перехватчика.


Работы по "Томкэту" велись очень высокими темпами. Полноразмерный макет самолета, на постройку которого обычно отводилось четыре-пять месяцев, был изготовлен менее чем за три.
Между тем над всей программой вновь сгустились тучи. Ряд экспертов вновь задался вопросом о параллелизме разработок ВМС и ВВС: "Зачем нужен F-14, если ВВС уже заказали более простой F-15, который, к тому же, гораздо маневреннее? Не лучше ли будет посадить на палубу самолет фирмы "Макдоннелл-Дуглас"?" Но новый министр обороны М. Лэйрд и "крестный отец" F-14 вице-адмирал Конноли решительно встали на защиту "Томкэта": "Этот самолет не просто необходим флоту, он необходим ему в самые сжатые сроки!"
Опытный образец еще ни разу не поднимался в воздух, а командование флота в октябре 1970 года уже подписало контракт на поставку партии из 26 истребителей. 4 декабря того же года "Томкэт" пробежался по полосе заводского аэродрома в Кэлвертоне. 21 декабря главный летчик-испытатель фирмы "Грумман" Р. Смайз впервые оторвал "Котяру Тома" от земли. Место оператора вооружения в этом полете занимал другой пилот, У. Миллер, которому предстояло в дальнейшем испытывать машину.
Первый полет состоялся на месяц раньше срока, предусмотренного контрактом. Увы, радость по этому поводу оказалась недолгой — самолет разбился 30 декабря, во втором полете. На 25-й минуте произошло разрушение титановых трубопроводов двух основных магистралей гидросистемы вследствие флуктуации давления, возникших при работе гидронасоса. Пилотировавший машину Миллер попробовал дотянуть до аэродрома и приземлиться, используя резервную систему управления. Уже на посадочной глиссаде началась раскачка самолета, Миллеру и Смайзу пришлось катапультироваться в нескольких метрах от земли.
Потеря опытного образца привела к задержке и вынужденному пересмотру всей программы летных испытаний. Первый "Томкэт" предназначался для определения летно-технических характеристик и исследования режимов полета при больших числах М; второй — для изучения поведения на малых скоростях и больших углах атаки. Изменение назначения второго опытного образца самолета вело к переоснащению его специальной исследовательской аппаратурой. Тогда приняли решение использовать эту машину по первоначальному плану, а разбитый первый экземпляр заменить одним из последующих.
Полеты отложили на несколько месяцев. За это время удалось определить причину летного происшествия и заменить титановые трубопроводы гидросистемы на более прочные стальные.
53375338 - рисунок общего вида и опытный истребитель ХF-14А в своем первом полете.
Второй экземпляр впервые взлетел 24 мая 1971 года. Полет прошел удовлетворительно, и в течение следующих пяти недель "Томкэт" 17 раз поднимался в воздух. Эти полеты подтвердили расчетные характеристики устойчивости и управляемости на скоростях до 740 км/ч при угле стреловидности крыла не более 20°. Нарекания летчиков-испытателей вызвало чересчур заднее положение ручки управления при заходе на посадку и бафтинг, возникавший при одновременном отклонении интерцепторов и выпуске закрылков. Регулировка хода ручки и увеличение хорды интерцепторов вкупе с большим углом отклонения закрылков ликвидировали эти проблемы.
Всего в программе летных испытаний задействовали 12 экземпляров F-14. Испытания показали, что самолет может достигать перегрузки, равные 7g, при скорости до М=2 на высоте 15 000 м и имеет удовлетворительную маневрен­
ность, на большой высоте истребитель разгонялся до скорости М=2,2, а у земли — до 1 580 км/ч. Стрельба из пушки не вызывала никаких проблем. Во время испытаний из нее палили на скоростях от минимальной до М=1.6 при перегрузке до 6 g.
Запуск и сбрасывание УР АIМ-7 "Спэрроу" с узлов подвески, расположенных под наплывами крыла, был возможен при скоростях от минимальной до М=1,6 и перегрузке до 7,5 g; АIМ-54 "Феникс" — со всех пилонов в том же диапазоне скоростей при перегрузках до 6,5 g.
Для ускорения испытаний была специально разработана автоматизированная телеметрическая система сбора, передачи и обработки данных, работавшая в реальном масштабе времени. Обработка заканчивалась в наземном вычислительном центре уже через 5 минут после выполнения летчиком заданного режима. В итоге появилась возможность менять задание в процессе полета в зависимости от полученных результатов.
Эффективность системы хорошо видна на следующем примере: использование новой системы для оценки маневрирования "Томкэта" в течение 4,5 мин на скорости М=1,8 давало такой же объем информации, как ранее за шесть полноценных испытательных полетов F-111. В каждом полете "Томкэт" сопровождала или тройка "фантомов" (при полетах на больших скоростях), или тройка "интрудеров" (на дозвуковых режимах).
Кроме первой, в ходе испытаний разбились еще две опытные машины. 30 июня 1972 года на десятом самолете во время демонстрационного полета на авиабазе Патуксент-Ривер разбился Б. Миллер, причину катастрофы установить не удалось. Всего за две недели до своей гибели он первым взлетел на "десятке" с борта авианосца "Форрестол", а 28 июня первым же совершил посадку на палубу.
53395340 - десятый экземпляр F-14А во время испытаний.
Через год, 20 июня 1973 года, был потерян пятый самолет: при пуске "Спэрроу" ракета сошла с направляющих горизонтально, а не с отрицательным углом атаки и повредила топливный бак в центральной части фюзеляжа. В результате произошел взрыв и начался пожар. К счастью экипажа, ракета была без боевой части, летчик и оператор успешно катапультировались. После этого инцидента доработали систему сброса ракет.
Особое место в программе испытаний отводилось исследованию возможностей СУО АWG-9 и совместимости самолета с его ракетным оружием. Испытания с ракетами "Феникс" начались в апреле 1972 года со сброса в полете массо-габаритных макетов. В июле 1972 года "Томкэт" в первый раз успешно поразил ракетой "Феникс" мишень АQМ-37А "Стилетто", имитировавшую не что иное, как МиГ-25. Специально для этих испытаний радиолокационная сигнатура "Стилетто" была максимально приближена к показателю советского истребителя, а профиль полета взяли по его же образцу — высота 25 000 м, скорость 2,2 М. Перехватчик в момент пуска летел на высоте 14 300 м со скоростью
1,2 М на удалении 65 км от мишени.
Следующим важным этапом испытаний стали одновременные пуски УР по нескольким целям. В середине декабря 1972 года впервые был проведен пуск двух ракет "Феникс" по двум мишеням, имитирующим советские ПКР Х-22. Одна ракета поразила цель, вторая сошла с траектории из-за отказа бортовой аппаратуры. 20 декабря один "Томкэт" отражал "налет" двух истребителей МиГ-21 и трех ПКР. В роли "мигов" выступали беспилотные мишени ВQМ-34, а в качестве ПКР — мишени QТ-ЗЗ. Все они шли на высотах 6 — 7,5 км со скоростью 0,6М. Перехват осуществлялся с "Томкэта", летевшего с превышением — на высоте 9 600 м со скоростью 0,7 М. Оператор перехватчика засек цели на дальности 110 км. На удалении 92 км РЛС перешла на режим автосопровождения, и с расстояния 56 км был запущен первый "Феникс", за которым с интервалом в 45 с последовали еще три. Одну мишень QТ-ЗЗ сбили прямым попаданием, три другие ракеты прошли от целей на расстоянии, обеспечивающем их поражение при подрыве головной части. В дальнейшем отрабатывались пуски ракет по целям, применяющим радиопомехи и имитирующим еще одну советскую угрозу — бомбардировщик Ту-22М, знаменитый на Западе не менее, чем МиГ-25.
Так, в апреле 1973 года экипаж "Томкэта" сумел обнаружить мишень ВQМ-34, имитирующую Ту-22М, на дальности 245 км и уничтожить ее на расстоянии 134 км от точки пуска УР. Наконец, в ноябре 1973 года экипаж в составе летчика коммандера Д. Уилсона и оператора вооружения лейтенант-коммандера Д. Ховера осуществил уникальный перехват сразу шести мишеней. Американская пресса оценила этот эпизод как рекордный. В течение менее 40 секунд с F-14 было запущено шесть "фениксов" по шести целям (две ВQМ-34А и четыре QТ-33), находящимся на удалении 80 — 115 км. Четыре ракеты поразили цели, одна сошла с траектории из-за отказа аппаратуры и еще один пуск признали неудачным из-за неисправности мишени.
5341 - пуск ракеты AIM-54A "Феникс" во время испытаний вооружения перехватчика.
Испытания основного вооружения "Томкэта" завершились в 1973 году, в общей сложности 88% пусков сочли успешными. Система продемонстрировала возможности, даже превосходившие требования заказчика. Но следует отметить, что все эти замечательные результаты были показаны при пусках по мишеням, летевшим на средних и больших высотах, а перспективные советские ПКР должны были совершать полет непосредственно над водной поверхностью. Однако "Томкэт" мог справиться и с такой задачей. В августе 1974 года он сбил "Фениксом" мишень ВОМ-34, летевшую на высоте всего 15 м.
Ценность новой "кошки" для флота рассматривалась неоднозначно. Многих отпугивала узкая специализация самолета. Люди из Пентагона и Конгресса США'быстро поняли ущербность "Томкэта" в качестве многоцелевого истребителя, одновременно оценив его потенциал как дальнего перехватчика. Наряду с чисто техническими проблемами особую тревогу вызывала слишком высокая цена авиационного комплекса.
Один "Томкэт" стоил столько же, сколько четыре отнюдь не самых дешевых "Фантома", причем последний, в отличие от F-14, был "мастером на все руки", способным и крылатые ракеты сбивать (теоретически), и воздушный бой вести (не всегда, правда, удачно), и удары по наземным целям наносить. Конечно, никто не ставил вопрос о продлении срока службы F-4 в качестве альтернативы принятию на вооружение "Томкэта". Конкурент у него был куда более серьезный: еще в июле 1971 года Пентагон инициировал изучение возможности ба­зирования на авианосцах сухопутных истребителей F-15 "Игл". Тогда фирме "Грумман" при поддержке вице-адмирала Коннели удалось сравнительно легко отстоять "Томкэт". Новая дискуссия развернулась в марте 1973 года: на палубы авианосцев продвигали F-15N. "Грумман" пришлось туго. Спешно в противовес F-15 были представлены сразу несколько проектов модернизации "Томкэта". "Иглы" так и не появились на авианосцах, но эта история оказала влияние на развитие авиации ВМС, стимулировав работы по многоцелевому истребителю F-18 "Хорнет". В результате на флоте, как и в ВВС США, пришли к выводу о необходимости иметь на вооружении смешанный парк истребителей: дорогих и сложных специализированных наряду с более простыми и дешевыми многоцелевыми.
Предусмотренная контрактом программа летных испытаний завершилась весной 1975 года - к концу мая все машины вместе налетали более 32 000 ч. Черту под летными испытаниями "Томкэта" подвела команда летчиков ВМС из эскадрильи VF-124. Их командир — коммандер Ф. Шланц — вынес следующий вердикт: "Самолет продемонстрировал выдающиеся летные характеристики и потенциально пригоден для выполнения задач завоевания превосходства в воздухе и противовоздушной обороны соединения кораблей".
"Феникс" обходился очень дорого (980 тыс. долл.) и был очень сложен. До 1975 года все пуски этих ракет проводили специалисты-испытатели. Возник вопрос: а смогут ли применять их строевые летчики? Ответ дали трехдневные учения 1-го палубного авиакрыла с авианосца "Джон Ф. Кеннеди" Экипаж F-14А из эскадрильи VF-32 сбил мишень СОМ-10В "Бомарк", имитировавшую МиГ-25.
Испытания в строевой части завершили процесс освоения нового истребителя. Можно было развертывать крупносерийное производство "Томкэта".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Сообщение Scharnhorst » 02 апр 2015, 01:30

Серийное производство и модификации.


Перехватчик.


Первая серийная модификация имела обозначение F-14А. С 1972 по 1987 год для американского флота на заводе "Грумман" в Калвертоне построили 545 таких самолетов. Не все машины первых серий несли ракеты "Феникс" — их просто не хватало. Оснащение парка "Томкэтов" этим оружием завершили в 1978 году.
53545355 - F-14A ранних серий (общий вид) и F-14A в полете.
Машина поставлялась и на экспорт. Шах Ирана заказал такие истребители для своей военной авиации. Внешне машины иранского заказа отличались отсутствием щитка, прикрывавшего штангу заправки топливом в воздухе в убранном положении. На экспортные самолеты также не ставили кое-какие приборы по причине их секретности. Интересно, что, несмотря на отсутствие у шаха авианосцев, на иранских самолетах сохранили и посадочный гак, и замки крепления к катапульте. В 1976 — 1978 годах Иран получил 79 самолетов.
В эксплуатации достаточно быстро выявились не только достоинства, но и недостатки истребителя. Большой проблемой были неудовлетворительные характеристики (приемистость и устойчивость работы) двигателей ТF-30 при
энергичном маневрировании с выходом на большие углы атаки. Аварии и катастрофы, произошедшие с "Tомкэтами" по причине неполадок с двигателями, побудили министра ВМС Д. Лемана в 1984 году на слушаниях в Конгрессе заявить, что «самолет F-14А с ТРДД ТF-30, вероятно, является иллюстрацией наихудшего согласования характеристик самолета и двигателей в авиации ВМС за многие годы; двигатель ТF-30 — ужасен, он послужил причиной потери 28,2% самолетов из всех разбившихся F-14. Cамолет F-14А может выполнять требуемые задачи, но пилотировать его следует очень осторожно, полет самолета на больших высотах с малыми скоростями связан в некоторых случаях с большим риском".
На протяжении полутора десятков лет предпринимались попытки установить на F-14 более подходящие, нежели ТF-30 двигатели. Несколько лет вели разработку ТРДДФ на базе двигателя бомбардировщика В-1. В 1974 году его довели до стадии летных испытаний и ТРДДФ "Пратт-Уитни" F401-РW400 смонтировали на серийном "Томкэте". Полеты выявили ряд серьезных недостатков и необходимость существенной доработки. Доводить двигатель посчитали слишком дорогим делом, и опытный F-14В (это была первая модификация с обозначением "В") законсервировали.
53565357 - опытный F-14В с двигателями F401-PW400 - рисунок общего вида и самолет на испытаниях.
Существовал проект F-14С — истребителя с двигателями Р401 и усовершенствованным БРЭО. Но реализован он не был.
С 1977 года на "томкэтах" стали устанавливать усовершенствованный вариант прежнего двигателя — ТF-30-P414. У него удалось увеличить межосмотровый и межремонтный ресурсы. Для этого значительной доработке подвергся вентилятор, отрыв лопаток которого зачастую приводил к разрушению всего двигателя и пожару самолета. Новый вентилятор имел усиленные лопатки и более прочный корпус. Надежность двигателя увеличилась, однако при этом возросла его масса, а тяга осталась прежней, так что летные характеристики "Томкэта" не улучшились. Очередная модернизация в 1983 году, в ходе которой на самолет поставили ТF-306 (по сути, еще раз модифицированные ТF-30), также проблему не решила.
Командование флота видело выход в установке совершенно нового двигателя. В 1984 году военные заключили с "Грумман" контракт на проектирование нового варианта самолета, условно названного F-14А+ или "Супер Томкэт".
Выбор конструкторов пал на созданный фирмой "Дженерал Электрик" F110-GЕ400С тягой 12 700 кг. Это был вариант ТРДДФ F110-GЕ110, который использовался на истребителях F-15 и F-16. Замена силовой установки вынудила несколько изменить и усилить конструкцию планера. Одновременно ликвидировали выдвижные треугольные поверхности перед крылом. Первый полет опытного образца "Супер Томкэта" состоялся 29 сентября 1986 года. После испытаний машина была одобрена и запущена в серийное производство. Первый самолет передали ВМС в апреле 1988 года.
53585362 - общий вид F-14A+ "Super Tomcat" и внешний вид сопел двигателей TF-30 и F-101-GE400.
53595360 - опытный образец F-14А+ (F-14B) с двигателями F-101-GE400 во время испытаний и первый серийный F-14А+ (F-14B) "Супер Томкэт" на заводском аэродроме фирмы "Грумман", март 1987 года.
Всего до 1990 года морской авиации поставили 38 вновь построенных самолетов F-14А+ и еще 32 перехватчика F-14А прошли модернизацию до уровня этой модификации. В мае 1991 года обозначение этого типа изменили на F-14В.
С 1981 года велись работы по проектированию перехватчика F-14D. От предыду­щего типа В он отличался в основном усовершенствованным цифровым БРЭО. На самолете были установлены ИНС АN/АSN-130 и РЛС АN/АРG-71, обеспечивающие применение ракетного оружия в условиях использования противником современных средств РЭБ. Заменили до 60% прицельного и навигационного оснащения. На самолете установили усовершенствованные катапультируемые кресла "Мартин-Бейкер" Мк.14 NАСЕS. В августе 1984 году предварительный проект был одобрен и подписан контракт на подготовку рабочей документации. Собирались построить 127 таких самолетов, но реально в 1990 — 1992 году выпустили только 37. Модификация D стала последней, находившейся в серийном производстве. Позднее только проводилось усовершенствование ранее выпущенных истребителей.
5361 - F-14D - общий вид.
В частности, к новым F-14D добавились машины типа F-14D(R) — переделанные F-14А с новыми двигателями и оборудованием. Таким образом в 1991—1993 годах модернизировали 16 перехватчиков. С июля 1999 по апрель 2000 года на всех состоявших на вооружении "томкэтах" были установлены цифровые системы управления полетом DFСS.
В 1988 году конструкторы фирмы "Грумман" начали работать над проектом "Супер Томкэт 21", он же АSF-14, который создавался в качестве альтернативы самолету NАТF (морскому варианту F-22). На истребитель планировалось установить усовершенствованный вариfнт РЛС АРG-71 (ISАR), нашлемные прицелы, двигатели F110-GЕ129, обеспечивающие крейсерский сверхзвуковой полет, фонарь кабины с беспереплетной подвижной секцией, новые наплывы крыла с размещенными внутри топливными баками. Первый полет намечали на 1993 год, а начало серийного производства — на 1996 год. Предполагалось построить 233 "Супер Томкэта 21" по цене 39 млн. долл. за экземпляр и модернизировать до этого уровня 257 состоящих на вооружении "томкэтов" (стоимость модернизации одного самолета оценивалась в 21 млн. долл.). Но работы по NAТF прекратили, а затем перестали выделять деньги и на "Супер Томкэт 21".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Сообщение Scharnhorst » 05 мар 2016, 22:31

Бомбардировщик "Bombcat".


Для тяжелого истребителя, предназначенного для завоевания превосходства в воздухе, даже увеличенной до 9 070 кг тяги оказалось недостаточно. С учетом этого определились две основные линии совершенствования F-14: установка на самолете новых более мощных и надежных двигателей и переориентация машины на выполнение других задач, для которых был бы пригоден и существующий вариант со старой силовой установкой — тактической разведки и нанесения ударов по наземным целям. Предпосылки для этого имелись. "Томкэт" отличался сравнительно большой дальностью и продолжительностью полета, значительной массой полезной нагрузки, а также экипажем из двух человек. В свое время техническим заданием на самолет VFX предусматривалось его использование против наземных целей в качестве второстепенной боевой задачи.
Известна фотография одного из первых F-14 с подвешенными 500-фунтовыми бомбами Мк.82, а позднее появились снимки F-14D с 1 000-фунтовыми бомбами Mk.83. Работы по "Бомбкэту" — ис­требителю-перехватчику с ограниченными возможностями по поражению наземных целей — были связаны с принятием в 1987 году решения о придании всем палубным самолетам многофункцио­нальности. Конкретным же поводом для появления "Бомбкэта" стало запланированное снятие с вооружения штурмовиков А-6 "Интрудер". К этому времени последние иллюзии по поводу возмож­ности применения F-14 в качестве истребителя завоевания превосходства в воздухе исчезли окончательно. В то же время тяжелый перехватчик вполне мог стать хорошим носителем оружия клас­са "воздух—поверхность". Первые опыты проводились со свободнопадающими бомбами. На полигоне Чайна-Лэйк испытывались различные варианты их подвески. Первый сброс бомбы Mk.84 (возможно, вообще первый для "Томкэта") был произведен 10 ноября 1987 года с одного из самолетов эскадрильи VX-4. В 1990 году уже начались войсковые испытания бомбового вооружения в эскадрильях VF-24 и VF-211. На подфюзеляжные узлы подвески УР "Феникс" установили бомбодержатели, использовавшие элементы конструкции, разработанной для истребителя-бомбардировщика F/A-18. Доработке подвергли около половины имевшихся самолетов. Обычно в составе авиакрыла авианосца одна из двух эскадрилий "томкэтов" была подготовлена к нанесению бомбовых ударов.
Изображение - cвободнопадающие бомбы под фюзеляжем F-14A.
Следующим шагом стала модификация самолетов под использование оружия с лазерным наведением - флот хотел получить свой эквивалент F-15E, эксплуатировавшихся в ВВС. Сначала для сброса управляемых бомб хотели приспособить только машины типа D, но позднее провели модернизацию "томкэтов" всех трех вариантов: "А", "В" и "D". Сброс "умных" бомб GBU-16 с F-14 был отработан в 1994 году. Однако по-настоящему всепогодным ударным самолетом F-14 стал лишь после интеграции в бортовой комплекс навигационно-прицельной аппаратуры LANTIRN. При этом потребовалось провести доработку как самолета, так и самой аппаратуры, на базе которой для F-14 специалистами фирм "Локхид-Мартин", "Фэйрчайлд" и "Литтон" была создана система LTS. Базой для LTS послужил используемый на истребителях F-15E и F-16 последних серий контейнер AN/AAQ-14, из которого исключили навигационную аппаратуру AN/AAQ-13. Интегрирование этого навигационного комплекса потребовало бы полного пересмотра программного обеспечения всего комплекта БРЭО F-14, что, в свою очередь, неминуемо приводило к росту стоимости программы модернизации "бомбкэтов". Было принято решение пойти другим путем: использовать прицельную и навигационную аппаратуру комплекса независимо. На "томкэты" подвешивали два контейнера: один с системой AN/AAQ-14, второй — с AN/AAQ-13. В отличие от исходного единого контейнера, применяемого ВВС, флотская система LTS имеет встроенные акселерометры, измеряющие ускорения, воздействующие на контейнер. Это дает свои преимущества — информация от акселерометров используется и для стабилизации линии визирования инфракрасной системы. На F-15E датчики ускорений установлены в фюзеляже самолета, который испытывает несколько иные возмущения, нежели собственно контейнер AN/AAQ-14, что не в лучшую сторону сказывается на точности стабилизации тепловизора.
Инфракрасная система способна просматривать пространство в пределах телесного угла 300° и имеет два режима — широкоугольный (поле зрения 5,87°, кратность увеличения 4) и узкоугольный (1,68°, кратность увеличения 10). В контейнере находятся лазерный дальномер-целеуказатель и баллистический вычислитель, предназначенный для расчета траектории падения бомб серии GBU.
Изображение - корректируемая бомба с лазерным наведением GBU-16.
Контейнер с системой AN/AAQ-14 крепится на правом узле подвески, установленном под неподвижной частью крыла. Поскольку для обмена информацией с бортовыми системами аппаратура LTS использует шину данных Mil-Std 1553, подвеска контейнера без серьезных доработок БРЭО возможна только на перехватчики F-14D, имеющие такой же интерфейс, как и контейнер. Модернизация собственно самолета заключалась в установке в кабине оператора вооружения вместо обычного тактического индикатора (круглой формы) прямоугольного многофункционального. На него может выводится информация как от РЛС, так и от тепловизора. Управление индикатором и отображением информации осуществляется с помощью боковой рукоятки-джойстика, в свое время разработанной для самолета А-12.
Первым самолетом, оснащенным системой LANTIRN, стал F-14B из эскадрильи VF-103, проходивший испытания с марта 1995 года. Испытания завершились уже к июню того же года. Фирма "Локхид-Мартин" получила контракт на изготовление десяти контейнеров для "томкэтов". Параллельно велась переделка девяти самолетов эскадрильи VF-103 под их установку. Весной 1996 года F-14 из состава этой эскадрильи стали оснащаться системами LTS. На шести из них, кроме того, члены экипажа получили возможность пользоваться очками ночного видения MXV-810 "Кэтс ай". Доводка системы LTS применительно к "бомбкэтам" окончательно завершилась к концу 1996 года.
ИзображениеИзображение - F-14 "Bombcat" c контейнером LANTIRN в полете.
Позднее подобной модернизации подверглись почти все имевшиеся "томкэты". В 2001 году на вооружение поступили усовершенствованные контейнеры LANTIRN-40K.
Изображение - схема подвески вооружения на F-14 "Bombcat".
Упомянутые выше доработки позволили F-14 поражать цели на земле свободнопадающими и корректируемыми авиабомбами, но основной его функцией при этом оставался перехват самолетов и крылатых ракет. Сделать же из истребителя полноценный штурмовик-бомбардировщик не удалось. Фирма "Грумман" предложила несколько модификаций «Томкэта», ориентированных прежде всего на действия по наземным целям, но заинтересовать ими заказчика не смогла. Первой из них была F/A-14D, которая рассматривалась в качестве временного оснащения морской авиации до поступления новых самолетов F/A-18E/F "Хорнет". Предлагалось доработать в такие многоцелевые истребители 198 самолетов F-14A и 53 F-14D. В 1994 году этот проект тщательно изучался в Сенате США. Причиной его отклонения стало то, что первые модифицированные машины могли поступить на вооружение не раньше 1999 года, в то время как годом позже уже ожидали новые, существенно более эффективные F/A-18E/F. Таким образом, F/A-14 даже в принципе не могли заполнить паузу между списанием штурмовиков А-6 и появлением "хорнетов".
Модернизированный "Томкэт" одно время даже рассматривался как возможный конкурент F/A-18. На базе F-14D создали самолет "Куикстрайк". На нем предполагалась установка инфракрас­ной обзорно-прицельной системы и доработанной РЛС, которая могла бы обнаруживать и захватывать объекты на земле. Ассортимент подвесного вооружения должны были пополнить коррек­тируемые бомбы с лазерным наведением, УР класса "воздух—поверхность" "Мэйверик", противорадиолокационные УР HARM. Но путем модернизации превзойти новую машину не удалось. Рабо­ты по "Куикстрайку" прекратили.
Позднее возник проект AST-21, представлявший собой дальнейшее развитие "Супер Томкэта 21" с бортовым оборудованием, созданным для палубного ударного самолета А-12 "Эвенджер" II, и увеличенным запасом топлива. Он оптимизировался для ударов по наземным целям с малых высот. Опять предлагалось доработать часть парка "томкэтов" по этому образцу в качестве временного оснащения палубной авиации до поступления А-12. Но и в этот раз предложение "Грумман" отклонили.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5565
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 2073
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 422 раза
Поблагодарили: 1163 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Многоцелевой палубный истребитель F-14 "Tomcat"

Сообщение Scharnhorst » 10 мар 2016, 20:24

Разведчики на базе "Томкэта".


Превращение перехватчика в разведчик также ограничилось полумерами. "Томкэты"-разведчики предлагались как временное оснащение частей морской авиации. К этому моменту старый RF-8G с вооружения сняли, а планировавшийся для его замены RF-18 еще находился в стадии проектирования (реально он так и не появился). Первоначально предлагался амбициозный проект модификации F-14 в "полноценный" тактический разведчик RF-14, но, уточнив временные затраты на разработку и доводку столь сложного «промежуточного» варианта, командование флота решило ограничиться контейнерами со специальной аппаратурой. Проектирование подходящего контейнера TARPS началось еще в апреле 1976 года. Сперва он предназначался для штурмовика А-7 "Корсар". К летным испытаниям опытного образца TARPS приступили в апреле 1977 года. на пятом F-14A. Контейнер массой 800 кг сначала был подвешен вместо правого подкрыльевого топливного бака, затем его перенесли на правый задний пилон, предназначенный для ракеты "Феникс". Это место и стало окончательным (при монтаже контейнера на аналогичном пилоне с другой стороны ракета тоже не подвешивается). TARPS имеет четыре отсека, в которых может устанавливаться сменное оборудование: фотоаппараты, телекамеры, инфракрасные сканеры. В стандартный набор входят фотоаппарат KS-87, предназначенный для плановой и перспективной съемок; один аппарат КА-99 для панорамной съемки с малых высот и инфракрасная станция AN/ASQ-172. Система позволяет вести разведку при ясной погоде с малых и средних высот.
Флот начал закупку контейнеров с разведывательной аппаратурой в 1978 году. Под их установку доработали 65 F-14A и 55 F-14D. Первыми TARPS получили в 1981 году "томкэты" эскадрильи VF-84. Оборудование постепенно совершенствовалось. С 1996 года поставляются контейнеры с цифровым вариантом этой системы.
ИзображениеИзображениеИзображение - контейнер TARPS на внешней подвеске F-14A. На третьем фото - самолет из эскадрильи VF-84.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация стран НАТО и США (1947-наши дни)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 5 гостей