Материал не копируется с Airwar.ru и имеет существенные отличия от размещенного там. Источники будут указаны по окончании изложения истории, устройства и модификаций самолета.
_______________________________________________________________________________________________________
В середине 1960-х годов "холодная война" была в самом разгаре. Одним из главных театров глобального противостояния двух блоков считалась Европа. СССР и его тогдашние союзники имели огромные сухопутные силы, оснащённые большим количеством танков. Западноевропейские страны и США, прикрываясь американским "ядерным зонтиком", готовились сдержать эту армаду...
В этих условиях Великобритания, ФРГ, Италия, Канада и Бельгия организовали рабочую группу для изучения возможности создания ударного самолёта с изменяемой стреловидностью крыла, предназначенного для замены стареющих машин американского производства. Причины, побудившие эти страны к совместному проекту, были разными, но в то же время имелись и общие соображения.
В советской печати тогда утверждали, что европейцы хотят "добиться независимости от США в области военного самолётостроения". Эти соображения имели место, но не являлись главными. Во всех этих государствах продолжали
разработку и выпуск самолётов отечественной конструкции. Каждое правительство старалось защитить свои национальные интересы, сохранить научный потенциал, рабочие места и определённую независимость от заокеанского "старшего брата".
Более важным фактором, толкавшим к кооперации, был бурный рост стоимости разработки, производства и эксплуатации новой техники. Все понимали, что создать современный самолёт в одиночку - почти невозможно и очень дорого.
Третий фактор, как представляется состоял в том, что взгляды в Европе и США на характер возможной войны имели определённые различия. Соответственно, и самолёты получались несколько разными. Причём, каждая страна Западной Европы по-своему представляла облик потребной ей машины. В итоге ряд государств решили, что дешевле и проще купить технику в Америке, другие же придерживались мнения, что всё-таки нужно создать собственную конструкцию.
Рабочая группа по изучению возможности создания нового самолёта начала свою деятельность. Вскоре Канада и Бельгия вышли из её состава (там решили, что легче приобрести готовые машины, а не связываться с рискованной затеей по разработке нового изделия), и окончательно в проекте остались Англия, ФРГ и Италия. В июле 1968 года был подписан меморандум о создании многоцелевого самолёта МRСА. Иногда его называли МRСА-75 - предполагалось, что он поступит на вооружение в 1975 году.
К машине предъявили целый ряд трудновыполнимых требований. С одной стороны, самолёт должен был быть способен поражать хорошо защищенные цели в тактической зоне. К таковым относили аэродромы, командные пункты, транспортные узлы.
Кроме этого, предполагалось, что он сможет оказывать непосредственную поддержку войскам на поле боя, то есть выполнять задачи штурмовика! От него также требовали приличную дальность и хорошее навигационное оборудование, чтобы наносить удары по выдвигающимся резервам противника вдали от передовой. Самолёт хотели использовать и как разведчик. При всём этом предусматривалась способность ведения оборонительного воздушного боя.
Великобритания требовала вдобавок и обеспечить перехват воздушных целей типа бомбардировщиков на дальних рубежах. А Германии и Италии, кроме прочего, нужен был самолёт для борьбы с морскими целями (советскими кораблями на Балтике, Северном и Средиземном морях).
Требования были высокие, разнообразные и отчасти противоречивые. Как известно, приоритеты при создании штурмовика и перехватчика совершенно разные. Решили, что самолёт должен выполнять полёт на предельно малой высоте с высокой дозвуковой скоростью, а на средних и больших высотах - сверхзвуковой. Считалось, что полёт на малой высоте повысит шансы прорваться к объекту атаки в условиях сильной ПВО. РЛС обнаруживают самолёт поздно, перед самым нанесением удара. В таких условиях ПВО может не успеть среагировать на внезапно появившиеся цели. Солидный арсенал средств радиоэлектронной борьбы увеличивал шансы на удачное выполнение задания. Самолёт должен быть всепогодным и действовать как днём, так и ночью.
МRСА должен был нести значительную полезную нагрузку и одновременно обладать хорошими взлётно-посадочными характеристиками, чтобы при рассредоточении иметь возможность базироваться на участках автострад. Предусматривалось использование большинства образцов современного оружия, в том числе управляемых бомб и ракет.
- проекты-предшественники MRCA-75.