Финал войны в Корее
(1953 год)
(1953 год)
На завершающем этапе войны в качестве истребителей-бомбардировщиков стали применять "Сейбры" новой модификации F-86F. Их получили две группы – 8-я и 18-я. А все уцелевшие F-84 свели в одну группу – 58-ю истребительно-бомбардировочную.
В марте 1953 года дозаправка в полете позволила истребителям-бомбардировщикам F-84G совершить самый дальний боевой вылет в Корее. Они пролетели 1 300 км до индустриального центра Чондзин, находившегося в 40 км от китайской границы.
- дозаправка группы F-84G от танкеров КВ-29М, 1953 год.
В преддверии подписания соглашения о перемирии весной 1953 года решили нанести противнику максимальный экономический ущерб и урон населению. Выбрали большие земляные дамбы, используемые в Северной Корее для орошения рисовых полей - их разрушение привело бы к затоплению значительных территорий. Операцию начали 14 апреля 1953 года вылетом 68 F-84 из 58-й группы, после чего налеты продолжались безостановочно. Так, между 13 и 16 мая 59 "Тандерджетов" разрушили 700-метровую плотину Токсан. В результате водой смыло 7 км железнодорожных путей, разрушило несколько мостов и несколько сот домов местных жителей, смыло 12 км2 рисовых полей. Позже американское командование в лице генерал-лейтенанта Вейленда заявляло, что особо гордится двумя операциями истребителей-бомбардировщиков "Тандерджет" во время Корейской войны – налетами на гидроэлектростанции в июне 1952 года и на земляные плотины в мае 1953 года как нанесшими наибольший ущерб Северной Корее.
Поскольку готовившееся соглашение о прекращении огня предусматривало "заморозку" сил и средств сторон на Корейском полуострове, последние месяцы войны, с мая по июль 1953 года, отличались попытками американской авиации нанести максимальный ущерб военному потенциалу Северной Кореи. А это, в свою очередь, отразилось на росте потерь истребителей-бомбардировщиков. К концу очередного "воздушного наступления" в 58-й группе могли летать только 23 "Тандерджета"!
- сгоревший при посадке после боевого задания "Тандерджет" наглядно иллюстрирует напряженность работы в Корее американских ВВС.
Последний вылет F-84 в Корейской войне состоялся 27 июля 1953 года. Две дюжины F-84 совершили один из самых дальних боевых полетов в той войне - нанесли удар по аэродрому Лин-Чиан недалеко от границы, чтобы исключить переброску туда китайских МиГ-15 непосредственно перед заключением перемирия. "Перепахав" 227-кг бомбами взлетную полосу, "Тандерджеты" вернулись уже на закате с остатком топлива лишь на несколько минут полета.
Всего F-84 совершили в Корее 86 400 вылетов, сбросив 55 897 т бомб. По утверждению представителей ВВС США, до 60% наземных целей, уничтоженных "авиацией ООН" в Корее, приходится на их долю. По американским данным, зенитчики противника сбили 122 самолета, МиГ-15 – еще 18, а всего в Корее "полегли" 335 F-84.