Вместо предисловия.
Этот самолет изначально считали неудачником.... Поправил свою репутацию "Тандерчиф" в ходе первых четырех лет войны во Вьетнаме. Символом "грязной" войны по праву стал "Фантом", но в первые годы конфликта 70% бомбардировок Северного Вьетнама выполняли бомбардировщики с маркой "Republic".
Отношение к любому образцу техники лучше всего характеризуют прозвища. Самолет F-105 имел огромное количество прозвищ, отражающих весьма неоднозначное отношение летчиков к этому летательному аппарату: от откровенно непечатных, через малопочтенное "Хог" ("Hog" - свинья, боров) до нейтрально-ласкательного "Тад". Через десять лет после принятия на вооружения, в 1969 году, у самолета осталось одно прозвище - "Тад", личный состав, наконец, оценил машину.
Как появился этот самолет, как он воевал и как боролся за свое признание личным составом? Об этом и будет рассказано в данном топике.
Источники информации будут указаны по завершении повествования, так сказать....
______________________________________________________________________________________________________________________________
История проектирования.
Проект АР-63
История создания истребителя-бомбардировщика F-105 "Тандерчиф" восходит к проекту, разработанному на фирме "Рипаблик" в инициативном порядке для замены самолета F-84. Проект получил индекс АР-63 (Advanced Project number 63, 63-й перспективный проект). Работы над самолетом, предназначенным для замены истребителя-бомбардировщика F-84F "Тандерджет", начала группа всего из 15 человек. В рамках проекта АР-63 проводились исследования 108 возможных конфигураций, прежде чем в 1952 году остановились на одной-единственной конструктивно-компоновочной схеме. Отправной точкой для проектировщиков служил самолет RF-84F "Тандерстрайк".
Установка боле мощного, чем на F-84Е двигателя и крыла с расположенными в корне плоскостей воздухозаборниками привело к значительному изменению исходной конструкции. Конструктивно RF-84F отличался от F-84E на 80%. Прототип RF-84F совершил первый полет во второй половине 1952 года.
Главный конструктор фирмы "Рипаблик" Александр Картвелли считал, что добиться решительного улучшения летно-тактических характеристик самолета можно только за счет широкого использования бортовой электроники. Картвелли желал, чтобы его новое детище сочетало в себе качества лучшего в мире истребителя воздушного боя и всепогодного ударного самолета. Основания для такого замаха у босса фирменного КБ имелись: перу, точнее карандашу. Александра Картвели принадлежали такие этапные для мировой авиации самолеты как Р-47 "Тандерболт" и F-84 "Тандерджет". Оба эти самолета нашли применение и как истребители, и как штурмовики. Желание Картвелли придать истребителю функции бомбардировщика отлично коррелировало с увлечением командования ВВС США небольшими скоростными реактивными бомбардировщиками, способными нести тактическое ядерное оружие.
Грядущий самолет должен был стать первым истребителем-бомбардировщиком, принятым на вооружение ВВС США после окончания войны в Корее. Военные потребовали в конструкции самолета учесть уроки Кореи:
- наличие внутреннего бомбоотсека;
- способность нести разнообразную боевую нагрузку в бомбоотсеке и на внешних узлах подвески;
- самолет должен быть стабильной платформой при сбросе боевой нагрузки или стрельбе из пушки;
- двигатель должен иметь форсажную камеру для обеспечения взлета с максимальной полезной нагрузкой с обычных аэродромов.
Габариты ядерного боеприпаса определили если не облик самолета, то его размеры. Проще говоря, машина проектировалась вокруг бомбоотсека, несколько меньшего, чем бомбоотсек самолета В-47, но способного вместить "изделие" того же типа, что подвешивалось на В-47. Забегая вперед, стоит отметить, что бомбоотсек стал своего рода курьезом. Ни разу в боевой обстановке он не использовался по прямому назначению, однако он очень даже пригодился - вместо "изделия" в бомбоотсек вешали топливный бак. Облик определяли воздухозаборники в корнях плоскостей крыла, само стреловидное крыло, носовая часть фюзеляжа.
Хвостовое оперения навеяно конструкцией самолета RF-84F "Тандерфлеш". В качестве силовой установки был выбран один двигатель "Пратт энд Уитни" J-75, но из-за неготовности еще сырою мотора, пришлось делать расчет прототипа самолета, исходя из установки на него менее мощного ТРД "Аллисон" J-71. Максимальная перегрузка самолета была ограничена величиной S.67G при нормальной полетной массе.
- RF-84F "Thunderflash", от которого взяли хвостовое оперение и XF-84H, фюзеляж которого был использован в проекте AP-63.