Небольшое вступление.
С завершением Холодной войны истребитель-бомбардировщик "Ягуар" отошел на вторые роли, самолет постепенно исчез со страниц мировых авиационных журналов, о нем перестали писать и говорить. "Ягуары" сняли с вооружения во Франции, Великобритании и даже в Нигерии. Эра "Ягуара" подходит к концу, самолеты этого типа остались на вооружении только в Индии и в Омане.
Снимаемый с вооружения самолет часто бывает жалко и почти всегда жалость имеет толстый-толстый слой ностальгии. Иное дело - "Ягуар". Во Франции и Великобритании снятие с вооружения истребителей-бомбардировщиков энтузиазма не вызвало ни у кого, ностальгия тут ни причем: просто самолет умеет выполнять работу, недоступную для навороченных "джетов" нового поколения. Причина отставки "Ягуара" является сугубо финансовой - эксплуатация стареющего парка "Ягуаров" становилась год от года все дороже. Хотя и данный мотив отчасти притянут за уши - по критерию "стоимость-эффективность" истребителю-бомбардировщику RAF в 2005 году не было равных среди скоростных реактивных боевых самолетов! "Ягуар" заслужил славу простого и надежного, неприхотливого к условиям эксплуатации самолета с отменной боевой живучестью. Самолет в обслуживании требует минимального количества технического персонала и совсем небольшой ЗИП, что значительно упрощало его быстрое развертывание на заморских ТВД. Созданный как специализированный ударный самолет, "Ягуар" проявил себя недурственным истребителем. На известных учениях "Рэд Флэг", предельно приближенных к боевой обстановке, летчики-истребители "обороняющейся" стороны считали "Ягуар" самым трудносбиваемым ударным самолетом.
История проекторования.
Середина 60-х годов отмечена многочисленными совместными англо-французскими программами в области авиационной техники: вертолеты "Линкс", "Пума" и "Газель", самолеты "Конкорд" и "Ягуар".
Появление самолета "Ягуар" стало следствием идеи соединить в "одном флаконе" французские требования к однодвигательному дозвуковому истребителю-бомбардировщику с британскими пожеланиями в отношении двухдвигательного сверхзвукового учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки летчиков. Британская фирма ВАC и французская фирма "Бреге" решили объединить свои усилия, положив в основу перспективного самолета двойного назначения нереализованный проект самолета "Бреге" Вr. 121 ЕСAT (avion Ecole de Combat Appui Tactique - тренировочный и тактический ударный самолет), который, в свою очередь разрабатывался на основе самолета "Бреге" Вr.1001 "Таон". Фирма "Бреге" вела проектирование сразу нескольких модификаций, способных покрыть все возможные области использования аэроплана:
Вr.121А - истребитель-бомбардировщик,
Br. 121В - двухместный вариант самолета
Вr.121А, Br. 121С - истребитель-перехватчик,
Br. 121Е - самолет повышенной подготовки пилотов и Вr. 121ЕР - разведчик.
Представители британской и французской сторон подписали Меморандум о взаимопонимании 17 мая 1965 года. Однако, в конечном итоге, "Ягуар" вовсе не стал развитием линии "Таон" - Вr. 121. Конструкторы фирмы "Бреге" сохранили схему высокоплана, но люди из Уартона, с фирмы ВАС, предложили совершенно новое, очень тонкое, крыло гораздо меньшей, чем у Вr. 121 площади, полностью перепроектировали
хвостовое оперение и воздухозаборники. В результате, внешне и внутренне, проект стал намного ближе к британскому ТАR.2, чем к
французскому Вr.121. Англичане предложили отработанные на ТAR.2 технологии химического фрезерования листов обшивки планера, сотовые клееные конструкции.
Аналогичные изменения претерпел и двигатель, за основу которого был взят движок RВ. 172 фирмы "Роллс-Ройс". К британскому двигателю "приложили руку" специалисты французской фирмы "Турбомека", после чего он стал обозначаться RT.172, а затем получил собственное имя "Адур".
Ахиллесовой пятой всех совместных англо-французских программ того времени являлись беспрерывные согласования между партнерами самых различных параметров и, как следствие, постоянное изменение технических заданий к разрабатываемым самолетам и вертолетам. Пока суть да дело, французы вступили в кооперацию с бундес-немцами по части разработки реактивного учеоно-тренировочного самолета, ныне известного как "Альфа Джет", то есть тренировочный самолет французам стал совсем не нужен. Англичане колебались в отношении количества и пропорции потребной партии самолетов: сначала 150 учебно-тренировочных и 150 истребителей-бомбардировщиков, затем 150 учебно-тренировочных и 90 одноместных ударных самолетов, а в конечном итоге остановились на 200 одноместных истребителях-бомбардировщиках и 35 учебных "спарках". И Франция, и Великобритания был нужен фронтовой самолет для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, нанесения ударов по наземным целям, ведения тактической разведки, но видели такой самолет на разных берегах Ла-Манша по разному. В результате появились две модификации, весьма серьезно отличавшиеся друг от друга. И судьба у них была разной. Англичане постоянно совершенствовали свой вариант, в то время как французы модернизацией почти не занимались. Более-менее "утрясти" противоречия между участниками программу удалось только с созданием в 1966 году совместного предприятия SEPECAT (Societe Europeene de Production de l'avion ECAT). Годом раньше, в 1965 году, самолет получил собственное имя "Ягуар".