Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Модератор: Doctor Web

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#1 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 14 мар 2016, 12:08

Небольшое вступление.


С завершением Холодной войны истребитель-бомбардировщик "Ягуар" отошел на вторые роли, самолет постепенно исчез со страниц мировых авиационных журналов, о нем перестали писать и говорить. "Ягуары" сняли с вооружения во Франции, Великобритании и даже в Нигерии. Эра "Ягуара" подходит к концу, самолеты этого типа остались на вооружении только в Индии и в Омане.
Снимаемый с вооружения самолет часто бывает жалко и почти всегда жалость имеет толстый-толстый слой ностальгии. Иное дело - "Ягуар". Во Франции и Великобритании снятие с вооружения истребителей-бомбардировщиков энтузиазма не вызвало ни у кого, ностальгия тут ни причем: просто самолет умеет выполнять работу, недоступную для навороченных "джетов" нового поколения. Причина отставки "Ягуара" является сугубо финансовой - эксплуатация стареющего парка "Ягуаров" становилась год от года все дороже. Хотя и данный мотив отчасти притянут за уши - по критерию "стоимость-эффективность" истребителю-бомбардировщику RAF в 2005 году не было равных среди скоростных реактивных боевых самолетов! "Ягуар" заслужил славу простого и надежного, неприхотливого к условиям эксплуатации самолета с от­менной боевой живучестью. Самолет в обслуживании требует минимального количества технического персонала и совсем небольшой ЗИП, что значительно упрощало его быстрое развертывание на заморских ТВД. Созданный как специализированный ударный самолет, "Ягуар" проявил себя недурственным истребителем. На известных учениях "Рэд Флэг", предельно приближенных к боевой обстановке, летчики-истребители "обороняющейся" стороны считали "Ягуар" самым трудносбиваемым ударным самолетом.

История проекторования.


Середина 60-х годов отмечена многочисленными совместными англо-французскими программами в области авиационной техники: вертолеты "Линкс", "Пума" и "Газель", самолеты "Конкорд" и "Ягуар".
Появление самолета "Ягуар" стало след­ствием идеи соединить в "одном флаконе" французские требования к однодвигательному дозвуковому истребителю-бомбардировщику с британскими пожеланиями в отношении двухдвигательного сверхзвукового учебно-тренировочного самолета повышенной подготовки летчиков. Британская фирма ВАC и французская фирма "Бреге" решили объединить свои усилия, положив в основу перспективного самолета двойного назначения нереализованный проект самолета "Бреге" Вr. 121 ЕСAT (avion Ecole de Combat Appui Tactique - тренировочный и тактический ударный самолет), который, в свою очередь разрабатывался на основе самолета "Бреге" Вr.1001 "Таон". Фирма "Бреге" вела проектирование сразу нескольких модификаций, способных покрыть все возможные области использования аэроплана:
Вr.121А - истребитель-бомбардировщик,
Br. 121В - двухместный вариант самолета
Вr.121А, Br. 121С - истребитель-перехватчик,
Br. 121Е - самолет повышенной подготовки пилотов и Вr. 121ЕР - разведчик.
Представители британской и французской сторон подписали Меморандум о взаимопонимании 17 мая 1965 года. Однако, в конечном итоге, "Ягуар" вовсе не стал развитием линии "Таон" - Вr. 121. Конструкторы фирмы "Бреге" сохранили схему высокоплана, но люди из Уартона, с фирмы ВАС, предложили совершенно новое, очень тонкое, крыло гораздо меньшей, чем у Вr. 121 площади, полностью перепроектировали
хвостовое оперение и воздухозаборники. В результате, внешне и внутренне, проект стал намного ближе к британскому ТАR.2, чем к
французскому Вr.121. Англичане предложили отработанные на ТAR.2 технологии химического фрезерования листов обшивки планера, сотовые клееные конструкции.
Аналогичные изменения претерпел и двигатель, за основу которого был взят движок RВ. 172 фирмы "Роллс-Ройс". К британскому двигателю "приложили руку" специалисты французской фирмы "Турбомека", после чего он стал обозначаться RT.172, а затем получил собственное имя "Адур".
Ахиллесовой пятой всех совместных англо-французских программ того времени являлись беспрерывные согласования между партнерами самых различных параметров и, как следствие, постоянное изменение технических заданий к разрабатываемым самолетам и вертолетам. Пока суть да дело, французы вступили в кооперацию с бундес-немцами по части разработки реактивного учеоно-тренировочного самолета, ныне известного как "Альфа Джет", то есть тренировочный самолет французам стал совсем не нужен. Англичане колебались в отношении количества и пропорции потребной партии самолетов: сначала 150 учебно-тренировочных и 150 истребителей-бомбардировщиков, затем 150 учебно-тренировочных и 90 одноместных ударных самолетов, а в конечном итоге остановились на 200 одно­местных истребителях-бомбардировщиках и 35 учебных "спарках". И Франция, и Великобритания был нужен фронтовой самолет для оказания непосредственной авиационной поддержки сухопутных войск, нанесения ударов по наземным целям, ведения тактической разведки, но видели такой самолет на разных берегах Ла-Манша по разному. В результате появились две модификации, весьма серьезно отличавшиеся друг от друга. И судьба у них была разной. Англичане постоянно совершенствовали свой вариант, в то время как французы модернизацией почти не занимались. Более-менее "утрясти" противоречия между участниками программу удалось только с созданием в 1966 году совместного предприятия SEPECAT (Societe Europeene de Production de l'avion ECAT). Годом раньше, в 1965 году, самолет получил собственное имя "Ягуар".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#2 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 15 мар 2016, 17:40

Испытания прототипов.


Всего было построено восемь опытных "Ягуаров" - пять во Франции и три в Великобритании.
Первым взлетел прототип спарки (самолет Е01) - 8 сентября 1968 года. Самолет поднял в воздух с аэродрома французского летно-испытательного центра в Истре летчик-испытатель Бернар Витт, шеф-пилот фирмы "Бреге". Второй прототип (тоже спарка, "Е02") Витт первый раз оторвал от бетонки базы Истр 11 февраля 1969 года.
ИзображениеИзображение
ИзображениеИзображениеИзображение - прототип "Е01".
Первый полет одноместного "Ягуара А" (самолет "А03") выполнил первый полет 29 марта 1969 года.
Четвертый прототип, одноместный "А04", предназначался для отработки вооружения, первый полет на нем Витт выполнил 27 мая 1969 года. Самолеты "Е01" и "Е02" предназначались для снятия аэродинамических параметров и проверки реальных летных ха­рактеристик на соответствие заданным. На "А03" отрабатывалась бортовая электроника и, прежде всего, прицельно-навигационное оборудование.
Французы изготовили, как отмечалось выше, пять опытных самолетов: два одноместных "А", два двухместных "Е" и один прототип самолета палубного базирования "Ягуар" М, на всех французских прототипах и первых десяти серийных самолетах стояли двигатели "Адур" Мк.101, затем французские "Ягуары" стали оснащать двигателями "Адур" Мк.102, такими же, как на всех серийных британских "Ягуарах".
Первый английский опытный "Ягуар" ("S06") выкатили из цеха завода фирмы ВАЕ в Уартоне 18 августа 1969 года. Первый полет на нем летчик-испытатель Джимми Делл выполнил 12 октября того же года. Уже в первом полете Делл превысил скорость звука. Также как и коллега Витт, Делл положительно отозвался об устойчивости и управляемости нового самолета. Второй британский "Ягуар", "S07", поднялся в воздух 12 июня 1970 года. Самолеты "S06" и "S07" были одноместными, первый и последний британский прототип двухместного "Ягуара", "В08", выполнил первый полет 30 августа 1971 года. Самолет "В08" был собран исключительно из серийных деталей, с этой точки зрения его можно считать первым серийным "Ягуаром".
"S06" являлся с испытательной точки зрения аналогом французских "Е01" и "Е02". Именно "S06" стал первым "Ягуаром", перелетевшим через Ла-Манш - 23 февраля 1971 года самолет перелетел из Уартона в Истр.
ИзображениеИзображениеИзображение - первый британский прототип "Ягуара" - "S06"
На "S07" оценивались бортовые системы, кроме того, проверялось ремонтопригодность самолета. Спарка "В08" проходила испытания на предмет базирования на грунтовых аэродромах. С грунта самолет летал с различными вариантами боевой нагрузки. Испытания прошли на редкость успешно благодаря удачной конструкции очень прочного шасси. Впервые на Западе появился самолет, сопоставимый по возможности базирования на плохо подготовленных площадках с изделиями советских авиаконструкторов. Более того, шасси "Ягуара" стало предметом для подражания в Советском Союзе - достаточно посмотреть на шасси самолетов МиГ-27 и Су-24.
Летные испытания шли непросто. Самолет "Е01" разбился 26 марта 1970 года, "А04" выполнил вынужденную посадку 14 февраля 1972 года, после чего его пришлось списать. Британский опытный "S06" сгорел на земле в Боскомб-Дауне 11 августа 1972 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#3 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 17 мар 2016, 21:43

Прототип палубного "Jaguar'a".


Командование авиация ВМС Франции видело в "Ягуаре" замену палубному истребителю-бомбардировщику "Этандар IV".
Пятый французский прототип - "М05" (бортовой код "F-ZWRJ") - представлял собой вариант "Ягуара" палубного базирования, спроектированный и изготовленный согласно спецификации ВМС Франции. От других опытных "Ягуаров" его отличало прежде всего шасси - усиленной конструкции и с двухколесной носовой опорой. "М05" проходил испытания как во Франции, так и в Британии, поскольку Королевский военный флот проявлял определенный интерес к палубному "Ягуару".
Первый полет "М05" выполнил 14 ноября 1969 года в Мелюнь-Вилларош. Сначала "палубные" посадки выполнялись в 1971 году на наземном имитаторе авианосца в Бедфорде, Великобритания. 8 июле 1971 года "М05" выполнил первую посадку на французский авианосец "Клемансо", а 10 июля выполнил первый катапультный взлет с "Клемансо". До 13 июля самолет выполнил 12 взлетов и посадок с авианосца. В конце июля самолет вернулся в Бедфорд для изучения последствий базирования на корабле для конструкции самолета и подготовки к палубным испытаниям с боевой нагрузкой.
Изображение - катапультный взлет "Ягуара" с авианосца "Клемансо".
Второй этап авианосных испытаний на "Клемансо" начался 20 октября 1971 года. При одной из посадок пилот промахнулся - гак не зацепил трос аэрофинишера. Мощности двигателей едва хватило для ухода на второй круг. Так моряки впервые на практике столкнулись с недостаточной мощностью установленных на "Ягуаре" двигателей.
Изображение - палубный прототип "Ягуара" проходит на малой скорости над авианосцем "Клемансо".
Интерес к "Ягуару" у моряков быстро пошел на спад, когда выявились серьезные проблемы с двигателями "Адур" Мк.101, но точку в программе маринизированного "Ягуара" поставило поглощение фирмы "Бреге" фирмой "Дассо". "Дассо" предложила флоту модернизированный "Супер Этандар IVМ", который реальных тактико-технических преимуществ перед "Ягуаром" не имел, но являлся 100% изделием фирмы "Дассо". В 1973 году флот окончательно отказался от «Ягуара» в варианте корабельного базирования. Позицию фирмы "Дассо" иначе как жлобство назвать сложно. Это жлобство самым решительным образом сказалось на провале экспорта "Ягуаров".
Прототип "Ягуара М" выполнил свой последний полет 12 декабря 1975 года, после чего его передали в Рочефорт, где использовали в качестве учебного пособия.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#4 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 19 мар 2016, 22:02

Экспериментальный "Jaguar" ACT.


На "Ягуаре" GR. 1 "ХХ765" отрабатывались и электродистанционная система управления полетом с четырехкратным резервированием. Электродистанционная система не имела "механического" резерва. Для придания самолету статической неустойчивости в заднюю часть фюзеляжа был заложен балласт общей массой 4 тонны. Работы проводились в рамках программы разработки перспективного истребителя "Еврофайтер", ныне известного как "Тайфун".
Окрашенный в красный, белый и голубой цвета борт "ХХ765" в новой конфигурации выполнил первый полет 20 октября 1981 года с заводского аэродрома фирмы ВАе в Уартоне. Перед пятым этапом летных испытаний, который начался в марте 1984 года, самолет оснастили большими корневыми наплывами крыла с целью придания ему еще большей статической неустойчивости.
ИзображениеИзображение - "Jaguar" ACT в начале испытаний.
Самолет летал еще год, после чего был поставлен на хранение. Полеты "Ягуара" ACT (Active Control Technology - технология активного управления) дали огромный объем информации, использованной при разработки системы управления истребителя Еврофайтер "Тайфун".
Изображение - в таком виде экспериментальный "Ягуар" был сдан на хранение.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#5 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 22 мар 2016, 14:44

Cерийное производство и эксплуатация самолета.


Производство и эксплуатация "Ягуара" во Франции.


ВВС Франции, Armee de L'Air, больше нуждались в двухместных "Ягуарах", чем в одноместных. Именно по этой причине первым серийным французским "Ягуаром" стала спарка "Е1", впервые поднявшаяся в воздух 2 ноября 1971 года, в то время как первый серийный истребитель-бомбардировщик "А1" выполнил первый полет только 20 апреля 1972 года. Всего ВВС Франции получили 40 двухместных самолетов "Ягуар Е", начиная с 27-й серийной машины на них ставились системы дозаправки в воздухе (в носовой части фюзеляжа вместо приемника воздушного давления). Истребителей-бомбардировщиков "Ягуар А" в ВВС Франции было поставлено 160 штук, последний передали 14 декабря 1981 года. Начиная с самолета "А81" французские одноместные "Ягуары" комплектовались установленными в носовой части фюзеляжа лазерными
дальномерами ТАV-38. На ранее построенные машины лазерные дальномеры стави­лись в ходе планового ремонта. С самолета "А131" была предусмотрена возможность подвески контейнера с обзорно-прицельной системой АTLIS-II.
Изображение - общий вид "Ягуаров" А и Е ВВС Франции.
В мае 1973 года 1-я эскадрилья 7-й истребительной эскадры ВВС Франции сменила устаревшие "Мистеры IV" на новейшие "Ягуары". В марте 1974 года "Ягуарами" была перевооружена 3-я эскадрилья 7-й эскадры, в мае 1974 года - 2-я эскадрилья этой же эскадры. В год ВВС Франции пополнялись 28 - 30 "Ягуарами". По штату в эскадрилье полагалось иметь 15 самолетов - 13 одноместных и две спарки.
Отработка тактики боевого применения истребителей-бомбардировщиков "Ягуар" велась дислоцированном в Монт-де-Морсане Centre d'Experiences Aeriennes Militaires (CEAM), французском аналоге Липецкого центра боевого применения и переучивания летного состава фронтовой авиации. Центр получил пять одноместных "Ягуаров" и две спарки.
В 1975 году началось перевооружение "Ягуарами" второй в ВВС Франции истребительной эскадры - 11-й. Первой в этой эскадре "Ягуары" получила в феврале 1975 года 3-я эскадрилья. Эта эскадрилья в ВВС Франции была особой, на нее возлагалось проведение в жизнь "политики канонерок", только в роли кораблей теперь выступали истребители-бомбардировщики. Личный состав эскадрильи 3/11 находился в готовности отправиться в любую точку мира для защиты огнем и мечом интересов Франции.
Изображение - пара "Ягуар" А из состава 11-й эскадры в полете над Боснией.
В октябре 1975 года "Ягуары" получила 1-я эскадрилья 11-й истребительной эскадры, предназначенной для оказания непосредственной авиационной поддержки 1-й армии сухопутных войск Франции на Европейском театре военных действий. Франция не входила в военную организации НАТО, но, тем не менее, всемерно готовилась к отражению страшного удара танковых армад армий стран Варшавского Договора. Личный состав эскадрильи 1/11 в обязательном порядке в целях идеологической обработки заставляли прослушивать песню на русском
языке с припевом: "Танки, в Париже танки/Опять в Ла-Манше тонут янки". Против второй строчки припева французы не имели ничего против, но вот первая им сильно не нравилась!
В ноябре 1976 года на авиабазе Туль-Росьерз была сформирована эскадрилья 2/11, предназначенная для ведения радиоэлектронной борьбы и подавления ПВО противника. Личный состав эскадрильи отрабатывал нанесение ударов противорадиолокационными ракетами "Мартель", однако настоящего "Уайлд Уизеля" из "Ягуара" не получилось. Именно эскадрилья 2/11 первой получила "Ягуары", оснащенные лазерными дальномерами-целеуказателями. Штатным вариантом боевой нагрузки "Ягуаров" этой эскадрилья являлась ракета "Мартель" на подфюзеляжном пилоне и контейнеры с аппаратурой РЭБ на пилонах под крылом. В дальних полетах под крыло подвешивались еще топливные баки.
Оснащение 11-й эскадры "Ягуарами" завершилось с заменой в августе 1978 года "Супер Сейбров" эскадрильи 4/11 "Ягуарами". Эта эскадрилья вместе с сформированной в апреле 1980 года 4-й эскадрильей 7-й эскадры вошла в состав французских сил быстрого реагирования.
Именно французы раскрыли потенциал "Ягуара" в части быстрого развертывания на удаленным территориях, прежде всего в северной и центральной Африке. Подобные переброски, из Франции скажем в Джибути, связаны с длительными перелетам, сопровождаемыми дозаправками в воздухе.
В конце 1983 года истребители-бомбардировщики "Ягуар" ВВС Франции успешно оперировали в рамках операций "Такю", "Ламантин" и "Мамба" (против проливийских партизан и регулярных частей армии Ливии в Чаде). До сих пор держится рекорд продолжительности полета для истребителей ВВС Франции, установленный на двухместном "Ягуаре" 16 ноября 1983 года. Самолет пролетел от Истра до Туля за 10 ч 20 мин. Это и рекорд, и "антирекорд" одновременно. Все дело в маршруте: "Ягуар" пролетел вдоль восточного побережья Испании, пересек Гибралтар, покружил у побережья Северной Африке, затем взял курс на Канары и уже потом - на Туль.
К 1990 году в составе ВВС Франции все еще оставалось две эскадры "Ягуаров" - 7eme Escadre de Chasse в Сент-Дизье (Base Aerienne 113 "Commandant Antoine de St Ехuрегу" - авиабаза 113 "Антуан де Сент-Экзюпери") и lleme Escadre de Chasse в Туле (Base Aerienne 136 "Colonel Georges Phelut", авиабаза 136 "Полковник Жорж Филю"). Изначально каждая эскадра состояла из четырех эскадрилий, но в июле 1989 года базировавшаяся в Истре 4-я эскадрилья 7-й эскадры была расформирована. В каждой эскадрилье имелось по 15 "Ягуаров".
Несколько "Ягуаров" имелось в 339-м Центре боевого применения (Centre d'lnstruction Tactique 339) в Люксю, где самолеты использовались для подготовки штурманов скоростных реактивных самолетов. "Ягуары" состояли на вооружении испытательной эскадрильи ЕС 5/330 "Cote d'Argent", с 1977 по 1987 год "Ягуары" эксплуатировала одна эскадрилья 3-й эскадры в Нанси.
Изображение - "Jaguar A" эскадрильи ЕС-3/3 выруливает на старт.
Если 7-я эскадра лишилась своей 4-й эскадрильи в 1989 году, то 11-я эскадра была сокращена до трех эскадрилий в июне 1992 года, когда была расформирована эскадрилья ЕС-4/11 "Jura". Три эскадрильи 11-й эскадры предназначались для "заморских" операций, эскадрилья ЕС-2/11 "Vosges" была оптимизирована для решения задач радиоэлектронной борьбы - "Ягуары" этого подразделения комплектовались контейнерами с аппаратурой РЭБ "Базилиск", "Кайман" и противорадиолокационными УР АS-37 "Мартель". Все эскадрильи 11-й эскадры имели на вооружении самолеты "Ягуар" поздних производственных серий с установленными в нижних носовых частях фюзеляжей лазерными дальномерами ТАV-38, на небольшом количестве имевшихся в эскадре "старых" "Ягуаров" также были установлены лазерные дальномеры. На подкрыльевых узлах подвески самолетов 11-й эскадры была предусмотрена возможность контейнеров с "Томсон-CSF ATLIS" (Automatic
Tracking and Laser Integration System - контейнер содержал лазерный дальномер-целеуказатель и широкоугольную телекамеру) и ATLIS II, а также УР "Норд" AS-30L класса "воздух-поверхность". Установленный в контейнере ATLIS лазерный дальномер-целеуказатель имел автоматический режим сопровождения выбранной цели - пилоту не требовалось вручную удерживать лазерный луч на цели во время полета ракеты. Ракета AS-30L в сочетании с контейнером АТLIS попадала в круг радиусом 2 м, но так как контейнер не имел тепловизионой аппаратуры, то его использование ограничивалось светлым временем суток и простыми метеоусловиями.
Изображение - испытание РЛС "Томпсон-CSF" на двухместном "Jaguar" E.
Назначение вооруженных "Ягуарами" эскадрилий ВВС Франции на протяжении всего срока эксплуатации практически не менялось. "Ягуары" 7-й эскадры предназначались для нанесения тактических ядерных ударов спецбоеприпасами АN-52. В случае "большой войны" 1-я эскадра должна была "пробить" коридор для стратегических носителей специзделий - бомбардировщиков "Мираж IV". В то же время, 4-я эскадрилья 7-й эскадры, ЕС-4/7 "Limousin"никогда не отрабатывала ядерные удары и в конце 80-х годов входилa в состав французских сил быстрого реагирования, а основной задачей 2-й эскадрильи, ЕС-2/7 "Argonne" являлось переучивание пилотов с других типов на "Ягуар". Зато 1-я и 3-я эскадрильи несли боевое дежурство в готовности нанести ядерный удар в случае превращения войны холодной в войну горячую. Именно по
причине "особого" назначения "Ягуары" 7-й эскадры так и не появились в 1990-1991 годах в регионе Персидского залива. "Ядерный" статус с 7-й эскадры был снят вскоре после окончания войны в Заливе - в сентябре 1991 года. Эскадрильи эскадры получили новое оружие и новые задачи.
ИзображениеИзображение - "Jaguar" A и учебный "Jaguar" E из 7-й эскадры.
По состоянию на 1996 год эскадрилья ЕС-1/7 "Provancе" предназначалась для подавления РЛС противника, самолеты эскадрильи были вооружены УР AS-37 "Мартель". Эскадрилья ЕС-3/7 была оптимизирована по нанесению ударов УР AS-30L с лазерным наведением. С 1997 года обе эти эскадрильи переориентировали нанесение ударов по наземным целям корректируемыми бомбами с лазерным наведением.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#6 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 26 мар 2016, 21:22

Сокращение парка "Ягуаров" в ВВС Франции.


Расформирование 11-й эскадры началось в июле 1994 года с расформирования 1-й эскадрильи "Roussilion", в июле 1996 года была расформирована эскадрилья ЕС-2/11 "Vosges", в июле 1997 года - эскадрилья ЕС-3/11 "Corse". Накануне своего расформирования 3-я эскадрилья успела напоследок принять участие в боевых действиях. В начале апреля 1993 года "Ягуары" 3-й эскадрильи 11-й эскадры была переброшена на итальянскую базу Тревизо, откуда выполняли разведывательные полеты и наносили удары по сербам на территории Боснии в рамках операции "Крекерель". Впервые с "Ягуаров" применялись американские корректируемые бомбы GBU-12 "Пэйувэй II" с лазерным наведением. На сброс лазерных бомб самолеты летали парами. Один подсвечивал цель контейнером ATLIS, второй - наносил удар высокоточным оружием. "Бомбардировщик" помимо бомбы нес установленный в передней части подфюзеляжного пилона маркер цели ELIAS.
Дальнейшее сокращение военного бюджета Франции и начало поступления в строевые части ВВС истребителей "Рафаль" привело к окончательному снятию "Ягуаров" с вооружения. В июне 2001 года были расформированы эскадрильи ЕС-2/7 "Argonne" и ЕС-3/7 "Languedoc". В ВВС осталась одна вооруженная "Ягуарами" эскадрилья - ЕС-1/7 "Provence". На вооружении эскадрильи состояло 20 одноместных "Ягуаров" А, шесть спарок "Ягуар" Е и десяток "Альфа Джетов". Основной задачей эскадрильи являлась тренировка пилотов "Рафалей" в нанесении ударов по наземным целям.
Изображение - "ягуары", окрашенные в праздничный камуфляж в честь 20-летия со дня принятия самолета на вооружение.
В мае 2003 года состоялись торжества по случаю 30-летия эксплуатации самолетов "Ягуар" в ВВС Франции. Первой "Ягуары" получила 1-я эскадрилья 7-й эскадры, она же стала и последней в ВВС Франции, вооруженной "Ягуарами". 30 лет - это пока рекорд для ВВС Франции. До "Ягуара" дольше всех французский военно-воздушный флот дольше всего, 29 лет, эксплуатировал истребители "Мираж IIIЕ" (с вооружения эскадрильи ЕС-3/3 "Ardennes" последние "Миражи III" были сняты в 1994 году). В 2005 году 1-ю эскадрилью 7-й эскадры сократили: в ней осталось
четыре одноместных "Ягуара", две спарки и пять "Альфа Джет". В конце года все "Ягуары" были поставлены на хранение.
Самолет верой и правдой служил ВВС Франции 32 года без серьезных модернизаций. Между тем, 1-й эскадрильи 7-й эскадры опять выпала почетная и трудная миссия - она первой в ВВС Франции в 2006 году получила на вооружение истребители "Рафаль".
Изображение - кок-пит "Jaguar" A.
Изображение - "Ягуар" А одной из французских эскадрилий во время "Бури в пустыне".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#7 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 29 мар 2016, 20:54

Французские "Ягуары" в боях.


Боевые действия в Африке.


Впервые французские "Ягуары" были использованы "за морями" в конце 1977 года - начале 1978 года в ходе операции "Ламантин", направленной против обосновавшихся в Сенегале бойцов "Фронта освобождения Северо-Западной Африки им. т. Полиссарио". Несколько боевых вылетов "Ягуары" 3-й эскадрильи 11-й эскадры (в Африку было переброшено четыре самолета) выполнили по объектам, расположенным на территории Мавритании, в бывшей Испанской Сахаре. Повстанцы были неплохо вооружены Ливией и СССР. Два "Ягуара" были сбиты средствами ПВО партизан уже в первый месяц проведения операции "Ламантин". Третий "Ягуар" был сбит в мае.
Изображение - "Jaguar" из эскадрильи EC-4/11.
В том же 1978 году осложнилась обстановка в Чаде, где спонсируемые лидером ливийской революции Муамаром Каддафи повстанцы предприняли серию акций, направленных на свержение правительства в Нджамене. Париж оказал помощь своей недавней колонии. Началась операция "Такю", в рамках которой в Чад прибыли "Ягуары" из 11-й истребительной эскадры. 31 мая один "Ягуар" был сбит ракетой ПЗРК "Стрела".
До конца 1978 года французы потеряли над Чадом еще три "Ягуара". Операция "Такю" успеха не имела - к 1980 году проливийские силы контролировали большую часть территории Чада. Париж вывел свои войска из Чада, хотя ограниченное военное присутствие французов в этой африканской стране сохранилось. "Ягуары" вновь появились над Чадом в 1983 году. Почти год самоле­ты беспрепятственно выполняли патрульные полеты, пока в январе 1984 года когда один "Ягуар" капитана Мишеля Кроки был сбит удачной очередью, выпущенной из 23-мм зенитной пушки, в ходе атаки колонны техники повстанцев. Капитан Кроки посмертно был удостоен ордена Почетного Легиона.
Французы, в отличие от англичан не уделяли должное внимание модернизации самолета, зато использовали его гораздо более широко и с большим эффектом, чему в немалой степени способствовало постоянное расширение боевой нагрузки "Ягуаров" ВВС Франции. В ходе операции "Эпервье" с "Ягуаров" впервые были использованы проникающие бомбы ВАР-100 (Bombe Acceleree de Penetration 100 mm) - 16 февраля 1986 года "Ягуары" нанесли удар бетонобойными бомбами по ВПП и рулежным дорожкам авиабазы Куади-Дум в Чаде, которая использовался ливийскими ВВС.
Сбрасываемая на парашюте и снабженная ракетным ускорителем небольшая бомба проникала в толщу бетона на глубину до 100 мм прежде чем взрывалась. Небольшие размеры позволяли подвешивать на центральном подфюзеляжном пилоне целую "гроздь" бомб ВАР-100 - две или три "связки" по девять бомб. Удар по базе Куади-Дум наносила восьмерка "Ягуаров", шесть из них несли бомбы ВАР-100, два - обычные 400-кг бомбы. В ходе проведенной в 1986 году в северной части Чада операции "Эпервье" от огня средств ПВО был потерян один "Ягуар".
В Чаде французы использовали с "Ягуаров" противорадиолокационные ракеты АS-37 "Мартель" с целью подавления ливийских РЛС. Так 7 января 1987 года в ходе очередного налета на Куади-Дум было выпущено десять ракет АS-37 "Мартель". Налет на Куади-Дум стал последним случаем боевого применения "Ягуаров" в Африке.
На ранних этапах своих "североафриканских приключений" "Ягуары" использовали в качестве разведчиков. На самолеты тогда подвешивали контейнеры КР-36 с разведывательном оборудованием. Контейнер представлял собой слегка видоизмененный подвесной топливный бак емкостью 1 200 л, внутри которого был установлены панорамные аэрофотоаппараты Омера-40.
В Северной Африке французы потеряли по меньшей мере семь "Ягуаров", три или четыре из них - от огня средств ПВО противника.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#8 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 31 мар 2016, 22:41

Французские ВВС в "Буре в пустыне"


Пика своей славы французские "Ягуары" достигли в 1991 году, приняв участие в операциях "Щит пустыни" и "Буря в Пустыне". Личный состав 11-й эскадры был поднят по тревоге 16 сентября 1990 года. Первые восемь "Ягуаров", ведомые колонелем Марком Амбергом, были переброшены в Саудовскую Аравию 16 сентября 1990 года, 21 сентября в Аль-Ахсе приземлилось еще восемь "Ягуаров". В начале января 1991 года сюда прибыли дополнительные 12 "Ягуаров", после чего в Аль-Ахсе стали представлены все три эскадрильи с базы Toul-Rosieres - ЕС 1/11 "Roussillon", ЕС 2/11 "Vosges", ЕС 3/11 "Corse", а также несколько самолетов из эскадрильи ЕС-4/11 "Jura", базировавшейся в Bordeaux-Merignac. Среди летного состава были и пилоты 7-й истребительной эскадры из Сент-Дизье. С Аль-Ахсы "Ягуары" во время "Бури в Пустыне" выполнили более 600 боевых вылетов.
Французские "Ягуары" не имели столь совершенных оборонительных систем, как FIN-1064 и LRMS, которыми оснащены британские "Ягуары" GR.1. Вместо интегрированных систем французские "Ягуары" несли подвесные контейнеры, номенклатура которых зависела от характера выполняемого боевого задания. На левом внешнем подкрыльевом пилоне подвешивались контейнеры "Томсон-CSF" "Барракуда" или ESD СМЕ "Дассо Электроникс" "Бараке" (идентификатор электромагнитного излучения/постановщик помех), или же контейнер аналогичного назначения "Ремора". Контейнеры левого борта "балансировались" подвешенным на правом внешнем пилоне контейнером с ловушками "Матра" "Фимат" или "Бофорс" BOZ-103, или же ракетами воздух-воздух "Матра" R550 "Мажик-2". Кроме того, "Ягуары" несли конформные контейнеры с ПК ловушками и уголковыми отражателями ALKAN 5020/5021 (56 ловушек). Иногда вместо тормозного парашюта ставили блок на 14 ИК ловушек "La Croix".
Большинство "Ягуаров" 11-й эскадры, из числа переброшенных в Саудовскую Аравию, были оснащены установленными под носовой части фюзеляжа в обтекателях лазерным дальномером-целеуказателем "Томсон-CSF" CILAS TAV-38 и панорамной камерой "Омера-40". Также имелся установленный на киле приемник системы предупреждения об электромагнитном излучении "Томсон-CSF" ТН.
Относительную примитивность навигационного комплекса пилоты "Ягуаров" восполняли взятыми в кабину коммерческими приемниками GPS. В 1991 году даже такие приемники стоили очень хороших денег и являлись большой редкостью, примерно как мобильные телефоны. Сегодня и GPS-ки и мобильники стали атрибутом любого продвинутого гражданина любой стране.
Французские "Ягуары", отправленные на войну, уступали по возможностям бортового оборудования британским "Ягуарам", но даже по мнению все тех же англичан были лучше вооружены.
К наступательному вооружению и его оборудованию можно отнести контейнер с системой "Томсон-CSF" ATLIS (оборудование для автоматической подсветки цели лазером), который подвешивался на центральном подфюзеляжном пилоне. Контейнер предназначался для наведения УР "воздух-поверхность" AS.30L с лазерным наведением. Ракета подвешивалась на правом внутреннем подкрыльевом пилоне, в этом случае на левом внутреннем подкрыльевом пилоне обычно подвешивался 1 200-литровый топливный бак. На заключительном этапе операции на внутренние пилоны подвешивали пару 480-кг корректируемых бомб с лазерным наведением BLG-450. Еще один вариант боевой нагрузки - по две кассетных авиабомбы "Матра/Томсон Брандт" BLG-66 "Белуга" на внутренних подкрыльевых пилонах и 1 200-литровый топливный бак на подфюзеляжном или по паре 250-кт свободнопадающих авиабомб SAMP-25 в сочетании с баком под фюзеляжем.
Достаточно редко на центральном подфюзеляжном узле подвешивались предназначенные для разрушения ВПП авиабомбы "Томсон Брандт" ВАР-100. Также на внутренних подкрыльевых пилонах подвешивались блоки 68-мм НАР LR-F1. Известно несколько фотоснимков, на которых запечатлены "Ягуары" с подвешенным под фюзеляжем фоторазведыательным контейнером RP-36P.
В принципе французские "Ягуары" могли вооружаться ракетами "Сайдуиндер", которые устанавливались на надкрыльевых пилонах, но летчики больше полагались на встроенные бортовые пушки DEFA-553 калибра 30 мм с боекомплектом из 300 снарядов.
"Ягуары" использовались только днем, преимущественно в простых метеоусловиях. Первый боевой вылет французских "Ягуаров" состоялся 17 января 1991 года, в первый день войны. Двенадцать самолетов нанесли удар по позициям ракет SCAD на авиабазе Ахмед Аль-Джабер. Самолеты сбросили с высоты 30 м контейнеры "Белуга" и выпустили несколько ракет AS-30L.
Изображение - "Ягуар" из эскадрильи ЕС-4/11 в боевом вылете над Заливом.
Над целью самолеты встретили плотный огонь зенитной артиллерии, в результате чего четыре самолета получили повреждения. На одном зенитный снаряд попал в правый двигатель, другой самолет получил в левый движок ракету ПЗРК "Стрела". Одной из причин попадания ракеты стала малая высота, с которой атаковали "Ягуары" - отстреливаемые ИК ловушки не успевали воспламеняться, они загорались уже на земле, после падения. Двигатель загорелся, тем не менее, летчик сумел сохранить управление самолетом и выполнить вынужденную посадку в Джубайле, откуда его эвакуировали автотранспортом. Вся хвостовая часть фюзеляжа этого "Ягуара" была иссечена осколками, самолет доставили во Францию как свидетельство мужества и героизма французских летчиков, проявленное в боях за торжество Демократии во всем мире. Еще на одном "Ягуаре" зенитный снаряд прошил насквозь фонарь кабины заодно с находившимся внутри фонаря шлемаком пилота. Голова летчика, как это ни удивительно не пострадала, но прическу снаряд подкорректировал.
Урок пошел впрок - теперь ударов с малых высот старались избегать. В следующем боевом вылете по складу боеприпасов в Рас Аль-Кулахе (30 км от Кувейт-Сити), который состоялся 18 января, три четверки "Ягуаров" нанесли удар со средних высот. К этому времени авиация и средневысотные ЗРК иракцев особой угрозы уже не представляли. Четыре ракеты АS-30L были выпущены в пологом пикировании с высоты 1 200 м на удалении 10 км от цели. Восемь других "Ягуаров" отбомбились 250-кг бомбами с высоты 4 500 м. В Рас Аль-Кулахе по данным разведки хранились противокорабельные ракеты ММ-39 "Экзосет", по иронии судьбы французские самолеты нанесли удар по складу ракет французского производства. Ракеты были захвачены иракцами в качестве трофеев при вторжении в Кувейт в августе 1990 года.
В последние дни войны с "Ягуаров" использовались американские корректируемые авиабомбы с лазерным наведением. Аналогичные по характеру цели подверглись ударам "Ягуаров" 19 января. Боевые вылеты 20 января отменили из-за песчаной бури. 21 января погода опять приковала "Ягуары" к земле, но на следующий день шесть самолетов пустили ракеты АS-З0L по иракским войскам. 23 января восьмерка "Ягуаров" сбросили 250-кг бомбы на артиллерийские позиции. С переходом на бомбометание со средних высот резко упала эффективность "Белуг", эта система оптимизирована для использования с малых высот.
Отмечались пуски 100-мм НАР "Матра" R-3 и полеты на разведку с подвесным контейнером RP-36P, но большинство разведывательных полетов выполнили специализированные "Миражи" F.1CR. "Ягуары" разведчики летали над Ираком с турецкой базы Инджирлик в рамках операции "Аконит" до 1994 года.
Поначалу в силу давних связей Парижа и Багдада, французская авиация действовала только над Кувейтом, но затем премьер-министр Франции Миттеран санкционировал нанесение ударов по целям, расположенным на территории Ирака, ограничив, правда, полеты двумя боевыми вылетами в сутки. Такое решение было принято после замены про-иракски настроенного министра обороны Шевенеменя Пьером Жоксом. Жокс настоял на географическом расширении операций французского контингента в Заливе.
Первый вылет непосредственно по Ираку состоялся 24 января - удару "Ягуаров" подверглась колонна техники иракской Республиканской гвардии. С 26 января стали практиковаться комбинированные операции - ударные "Ягуары" работали в связки с разведчиками "Мираж" F.1CR. В первом вылете пара "Миражей", оснащенных более совершенными навигационными комплексами, чем "Ягуары", вывела шестерку ударных самолетов на расположенные в южном Кувейте командный пункт и артиллерийские позиции иракской дивизии. "Ягуары" начали выполнять периодические налеты на города Таллил, Шайба, Джалиба.
До конца войны "Ягуары" выполнили 615 боевых вылетов общей продолжительностью 1 088 часов, самолеты совершили 185 контактов с танкерами KC-135FR. За время операции "Буря в Пустыне" с французских "Ягуаров" было выпущено 60 ракет AS-30L, вероятность поражения целей ракетами составила 80%.
ИзображениеИзображение - "Ягуары" эскадрилий ЕС-3/11 и ЕС-2/11 во время "Бури в пустыне".
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#9 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 05 апр 2016, 21:44

Окраска и маркировка "Ягуаров" ВВС Франции периода "Бури в пустыне"


Известно не менее шести вариантов камуфляжной окраски истребителей-бомбардировщиков "Ягуар", использовавшихся в ходе "Бури в Пустыне":
- оригинальный камуфляж из пятен темно-коричневого и светло-песочного цвета на верхних поверхностях самолетов
- четырехцветная схема из пятен темно-коричневого, средне-коричневого, песочного и светло-песочного цветов (известна как "камуфляж для Чада"). В обоих этих случаях нижние поверхности серебристые. Самолеты, окрашенные подобным образом, ранее использовались в Чаде. Именно окрашенные таким образом машины доминировали на ранней стадии "Бури в пустыне".
Встречалось не менее четырех двухтонных камуфляжных окрасок, во всех случаях нижние поверхности оставались серебристыми. Схемы окраски хорошо документированы по конкретным самолетам.
Схема "Чад" (двухцветный вариант):
- верхние поверхности: Creme FS-33798, Chocolate FS-30125
- Нижние поверхности: Aluminium FS-7178.

Схема "Чад" (четырехцветный вариант)
- Верхние поверхности: Chocolate FS-30125, Dark Tan FS-30215, Light Stone FS-33531, Creme FS-33798
- Нижние поверхности: Aluminium FS-17178.

По ходу операции самолеты менялись на переброшенные из Метрополи (самолеты находились в Саудовской Аравии на ротационной основе). Вновь прибывшие на театр военных действий "Ягуары" имели новую малоконтрастную схему окраски из песочного/бежевого и песочного/кремового камуфляжа верхних поверхностей (вероятные названия Аравия тип А2 "Кремовый Соболь" и Аравия В1 "Розовый Соболь").
Схема "Аравия тип A1 "Melanges"
- Верхние поверхности: Dark Tan FS-215, Creme FS-33798
- Нижние поверхности: Aluminium FS-7178
Схема "Аравия тип A2 "Сrете Sable"
- Верхние поверхности: Beige FS-33617, Light Stone FS-33531
- Нижние поверхности: Aluminium FS-17178.

Схема "Аравия тип B1 "SabIe Rose"
- Верхние поверхности: Light Sand Pink FS-33613, Desert Pink FS-32648
- Нижние поверхности: Aluminium FS-17178.

ИзображениеИзображение - примеры окраски "Ягуаров" эскадрилий ЕС-4/11 и ЕС-2/7.
Стандартные трехцветные кокарды остались на "Ягуарах" на верхних и нижних поверхностях крыльев, а также на бортах фюзеляжей. Серийные номера самолетов наносились на обоих сторонах рулей направления и створках ниш носовых опор шасси. На створках носовых ниш шасси дублировались идентификационные литеры самолетов (над серийными номерами).
Тактические коды можно расшифровать следующим образом. Номер эскадры (11- для самолетов 11-й истребительной эскадры). Затем литера эскадрильи - Е для ЕС-1/11, М для ЕС-2/11, R - ЕС-3/11, Y - ЕС.4/11. В заключении индивидуальная идентификационная литера самолета. Код наносился на стенки воздухозаборников непосредственно за перепускными створками или на борта фюзеляжа под кабиной. Код мог наносится сплошным черным цветом или контуром. Идентификационные литеры самолета и эскадрильи чаще наносились сплошной черной краской.
Традиционные исторические эмблемы эскадрилий наносились на поверхности киля ниже антенны инструментальной системы посадки. На одном самолете, А103 11-МА из ЕС-2/11, в передней части фюзеляжа были изображены 14 бомбочек по числу вылетов на бомбардировку. Насколько распространена была практика фиксации боевых вылетов неизвестно.
"Ягуары" использовались с высокой интенсивностью, что не могло не отразиться на их внешнем виде. Одновременно в Саудовской Аравии базировалось 28 "Ягуаров", всего там побывало 35 самолетов.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#10 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 10 апр 2016, 20:29

Британские "Ягуары".
Эксплуатация и боевое применение.


Первый серийный британский "Ягуар" - "Ягуар S" GR.1 ("ХХ108") - взлетел с аэродрома Уартон 11 октября 1972 года. Первая серийная спарка - "Ягуар" Т.2 - 22 марта 1973 года Королевские ВВС Великобритании заказали, как и ВВС Франции, 200 самолетов - 165 боевых GR.1 и 35 учебно-боевых Т.2, но позже дополнительно для использования в испытательных целях были заказаны еще три спарки, последнюю из которых промышленность сдала заказчику в 1983 году.

Эксплуатация в боевых эскадрильях RAF.


Первые "Ягуары" поступили в специальное подразделение переучивания личного состава, сформированное в апреле 1974 года на авиабазе Лоссимуг. На базе этого подразделения в сентябре 1974 года был развернут 226-й отряд переучивания летного состава (226 OCU).
Первым строевым подразделением, получившим "Ягуары" в августе 1974 года стала 54-я эскадрилья, в ноябре 1974 года "Ягуары" получила 6-я эскадрилья, в апреле 1977 года - 41-я.
Изображение - выкрашенный в праздничный камуфляж в честь 75-летия соединения "Jaguar" Gr.1 41-й эскадрильи RAF
Ранее все эти три эскадрильи имели на вооружении "Фантомы" FGR.2. Эти три эскадрильи составили авиакрыло, которое базировалось в Колтисхэлле. Авиакрыло входило в состав 1-й группы ударного командования ВВС Великобритании. В свою очередь группа входила в союзное командование "Европа" (SACEUR - Supreme Allied Commander Europe). Авиакрыло из Колтисхэлла предназначалось для быстрого усиления фланговых группировок сил НАТО в Европе. Периодически эскадрильи перебрасывали с Острова в Данию и Норвегию.
ИзображениеИзображениеИзображение - "Jaguar" GR.1 54-й эскадрильи RAF и учебный "Ягуар" Т.2 из 226-го OCU и 6-й эскадрильи RAF.
В Германии базировалось пять эскадрилий "Ягуаров" Королевских ВВС: 2-я, 14-я, 17-я, 20-я и 31-я. 14-я эскадрилья получила "Ягуары" в апреле 1975 года, 17-я - двумя месяцами спустя. Последней получила "Ягуары" в феврале 1977 года 20-я эскадрилья. Все эскадрильи, кроме 2-й, предназначенный для нанесения ядерных ударов, базировапись в Брюггене, 2-я эскадрилья базировалась в Лаарбрюхе. Базы в Брюггене и Лаарбрюхе имели прочные укрытия для самолетов, устойчивые к воздействию поражающих факторов ядерного взрыва. Личный сосав 2-й эскадрильи отрабатывал выполнение тактической разведки.
ИзображениеИзображение - "Jaguar" "XX 955/AN" 14-й эскадрильи RAF отрабатывает практическое бомбометание и самолет из 20-й эскадрильи в небе Германии.
План использования британской авиации в случае возникновения "Большой войны" в Европе предполагала "трехступенчатое" базирование авиации. На "первой ступени" - импровизированных площадках вблизи линии фронта, базировались СВВП "Харриер". Вторая ступень - "Ягуары", которым предстояло работать с передовых аэродромов в Германии, Дании и Норвегии, а также с автострад. Третья ступень - развернутые на базах в Британии "Буканиры" и "Вулканы". "Харриеры" и "Ягуары" должны были быть рассредоточены и действовать мелкими группами.
Изображение - "Jaguar" GR.1 и "Харриеры" GR.5 совместно базировались на авиабазе Мидлэнхэлл.
"Ягуары" "германских" эскадрилий постоянно практиковали учения, на которых отрабатывалось базирование на участках автострад. В апреле "Ягуар" GR.1 (XX109) выполнил несколько взлетов с боевой нагрузкой из четырех кассетных бомб и с топливным баком на подфюзеляжном пилоне с трассы М55, выполняя посадки (только с подвесным баком на подфюзеляжном пилоне) на нее же. Полет выполнял заместил шеф-нилота фирмы "ВАе" летчик-испытатель Тим Фергюсон. Мистер Фергюсои не отметил каких-либо существенных сложностей при выполнении взлета и посадки на автостраду.
ИзображениеИзображение - "Jaguar" GR.1 борт "ХХ 109" взлетает и садится на трассу М55, апрель 1975 года.
"Ягуары" 31-й эскадрильи RAF на учениях в сентябре 1977 года действовали с участка шоссе Бремен - Бремерхафен. Самолет обладал отличными взлетно-посадочными характеристикам: даже с центральным подвесным баком и четырьмя кассетными бомбами на внешней подвеске длина разбега не превышала 600 м, а длина пробега составляла вообще 400 м. Интересно, что СВВП "Харриер" с полной нагрузкой требовался взлет "по-самолетному" и длина разбега в этом случае составляла те же 600 м, как тривиального истребителя-бомбардировщика "Ягуар"! Проводились испытания на предмет базирования "Ягуаров" на плохо подготовленных грунтовых площадках. Испытания дали вполне обнадеживающие результаты, но строевые части с грунта не летали.
Количество эскадрилий "Ягуаров" в составе RAF на пике развертывания составляло девять штук, как и в ВВС Франции. Однако, в отличие от французов, британцы миновали "пик" достаточно быстро: с апреля 1975 по декабрь 1987 года в RAF име­лось пять эскадрилий "Ягуаров", которые делились па ударные (с возможностью нанесения ядерных ударов) и ударные/разведывательные. Основным вооружением "Ягуаров" из "ядерных" эскадрилий являлся спецбоеприпас WE-177. "Германские" эскадрильи "Ягуаров" довольно быстро перевооружили самолетами "Торнадо", которые, как считалось, больше подходили для действий в условиях сильного противодействия ПВО противника. Разговоры о снятии "Ягуаров" с вооружения RAF начались еще в конце 80-х годов, самолет называли "устаревшим", с "примитивным бортовым оборудованием и малой массой полезной нагрузки". С другой стороны, многих военных сановников Британии подкупала простота технического обслуживания "Ягуара", что делало самолет чуть ли не идеальным средством усиления "заморских" группировок. Неслучайно первые три, вооруженные "Ягуарами" эскадрильи играли как раз роль "мобильного резерва".
Изображение - британские "Ягуары" в полете.
На французских "Ягуарах" стояла простая прицельно-навигационная система, построенная на основе доплеровской РЛС "Дека" RDN-72 , инерциальной навигационной системы SFIM 250-1, радионавигационной системы TACAN и системы управления огнем "Toмпсон" CSF 121. Британские "Ягуары" оснащались более сложным целевым оборудованием: прицельно-навигационная подсистема "Маркони" NAVWASS (Navigation and Weapons Aiming Sub System, замененная уже в 1976 году еще более совершенной системой "Ферранти" FIN.1064 INAS (самолеты с системой FIN.1064 достигли состояния боеготовности только в 1983 году). Система NAVWASS позволяла поражать цель в первом заходе в автономном режиме, французские "Ягуары" показывали сопоставимую точность бомбометания только в случае использования радионавигационной системы TACAN и доплеровской РЛС. В случае войны радионавигационные системы и доплеровскис РЛС забиваются помехами на счет "раз", кроме того работа бортового оборудования на излучение демаскирует атакующий самолет. Интересно, что вначале сами англичане не верили в возможности самолета. Так высказывались опасения, что самолет не сможет нормально эксплуатироваться и тем более поражать цели в славной своими туманами и дождями Восточной Англии. Прошло время, британские пилоты оценили бортовой комплекс своего "Ягуара" и посмеивались над оборудованием французского "собрата", называя "Ягуар" ВВС Франции "сверхзвуковым "Хантером"". В начале 80-х годов на съемных панелях доступа к двигателями стали монтировать блоки АСО (ИК ловушек) AN/ALE-40.
Как ни странно, но ренессанс "Ягуаров" в RAF совпал с окончанием Холодной войны, когда на первый план при оценке авиационных систем вышли финансовые параметры эксплуатации авиационных комплексов, а по параметру "стоимость-эффективность" "Ягуар" в британских ВВС конкурентов не имел.
Изображение - тройка "Jaguar" Gr.1 из 6-й эскадрильи RAF
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#11 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 12 апр 2016, 23:32

"Ягуары" RAF в бою.


Кампания в Ираке.


В полной мере свой потенциал британские "Ягуары" раскрыли в ходе операции "Грэнби" - британской части "Бури в Пустыне". На базу Мухаррад в Бахрейне в августе 1990 года было переброшено 12 "Ягуаров" при 22 летчиках (из 6-й, 41-й и 54-й эскадрилий, 226-го OCU), эти силы выполнили 618 боевых вылетов (включая 31 полет на разведку) общей продолжительностью 921 час 50 минут. В ходе боевых вылетов было израсходовано 9 600 снарядов калибра 30-мм, 6-8 неуправляемых ракет калибра 70 мм, сброшено восемь кассетных бомб BL-755, 385 бомб CBU-87 "Рокай", 750 свободнопадующих 1 000-фунтовых (454 кг) бомб. Самолеты наносили удары, главным образом, со средних высот. Перед отправкой в Залив на британских "Ягуарах" был выполнен ряд доработок, направленных на совершенствование пассивных и активных средств защиты, установлена аппаратура засекречивания радиопереговоров "Хэв Куик", а также установлены надкрыльевые пилоны для ракет "воздух-воздух". Носки крыльев и губы воздухозаборников получили покрытие из радиопоглощающих материалов, а прозрачные панели фонарей кабины позолотили - эти меры позволили несколько снизить заметность электромагнитную самолета в передней проекции. Перед отправкой на войну камуфлированные "Ягуары" перекрасили в веселенькую однотонную окраску розоватого оттенка - цвет "Desert Pink".
ИзображениеИзображение - "Jaguar" "XZ113/FD" из 41-й эскадрильи RAF, самолет окрашен в цвет Desert Pink, над крыльями установлены пилоны с ракетами "Сайдуиндер".
26 января "Ягуары" совместно с "Торнадо" выполнили несколько ударов по огневым позициям противокорабельных ракет "Силкуорм", установленных иракцами на побережье Кувейта. Цель ударов заключалась не столько в том, чтобы вывести из строя ракетные комплексы, сколько в желании убедить высшее военное командование Ирака в намерении высадить десант на побережье Кувейта.
Изображение - "Ягуары" в одном строю с "Торнадо".
30 января "Ягуар" у побережья Кувейта неуправляемыми ракетами потопил десантный корабль ВМС Ирака. В тот же день восьмерка "Ягуаров" нанесла удар по позициям иракской артиллерии, расположенным севернее Кувейт-Сити, еще пять "Ягуаров" штурмовали находившиеся здесь же командные пункты. На следующий день, 31 января, британский "Ягуар" добил НАРами пораженный иракский десантный корабль - в эту посудина уже попала ПКР "Си Скуа", выпущенная британским эсминцем "Глочестер". На цель "Ягуар" вывел американский палубный штурмовик А-6. 3 февраля британские "Ягуары" атаковали иракский гарнизон на острове Файлаках, затем на острове был высажен десант из подразделений армии Свободного Кувейта. Захват острова с военной точки зрения имел ничтожное значение, но политическое значение десанта было огромным: освобожденная первая пядь земли Кувейта, попранная тяжелыми военными башмаками Салддама Хусейна.
В ходе "Бури в Пустыне" отличилось несколько пилотов "Ягуаров": трое были удостоены креста "За летные заслуги", один - креста ВВС. Опыт "Бури в Пустыне" подтвердил пригодность самолета для "Заморского" базирования. Уже в сентябре 1991 года восемь британских "Ягуаров" были направлены на турецкую базу Инчирлик, откуда они действовали в рамках операции "Варден", поддерживая курдов на севере Ирака. На ротационной основе "Ягуары" из Колтисхэлла базировались в Инчирлике до апреля 2003 года.
ИзображениеИзображениеИзображение - "Ягуары", участвовавшие в боевых вылетах во время войны в Заливе.
Техперсонал во время войны в Ираке "баловался" и художественным оформлением отдельных машин:
ИзображениеИзображениеИзображение - вот такие, к примеру, интересные картинки.....
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...

Аватара пользователя

Автор темы
Scharnhorst
Администратор
Администратор
Сообщения: 5357
Зарегистрирован: 05 ноя 2010, 22:36
Награды: 2
Репутация: 1893
Настоящее имя: Владимир
Пол:: Мужской
Откуда: Украина, Винницкая область
:
Заслуженный авиатор. Активный форумчанин
Благодарил (а): 406 раз
Поблагодарили: 1152 раза
Пол: Мужской - Мужской
Контактная информация:
Ukraine

#12 Истребитель-бомбардировщик SEPECAT "Jaguar".

Сообщение Scharnhorst » 28 апр 2016, 21:22

Война на Балканах, или
"умиротворение" Югославии.


Продолжавшаяся эскалация конфликта на Балканах заставила международное сообщество усилить осенью 1992 года мероприятия по "менеджменту кризиса" с целью ограничения масштабов военных действий.
В октябре 1992 года решением ООН над Боснией была введена запретная для полетов зона. НАТОвские самолеты ДРЛО Е-ЗА теперь отслеживали не только ситуацию в Адриатике, но и контролировали воздушное пространство Боснии. АВАКСы летали над Адриатическим море и Венгрией. Впервые после окончания Второй мировой войны боевые самолеты Запада на легальном основании действовали над территорией бывшей страны участницы организации варшавского договора (Венгрии). Враждующие стороны боснийского конфликта с полным безразличием отнеслись к введению "no-fly zone", в полной мере это пренебрежение проявилось в период мартовского 1993 года обострения положение в Сребренице. Генеральный Секретариат ООН убедился в необходимость подкрепить мониторинг воздушного пространства Боснии и запрет на полеты реальной военной мощью, свидетельством чего стало появление на свет резолюции 836, санкционирующей использование в Боснии боевой авиации НАТО. В Италии разместились самолеты США, Великобритании, Голландии, Франции и Турции, кроме того, американские и британские самолеты действовали с находившихся в Адриатическом море авианосцев. Авиационная группировка в оперативном отношении подчинялась 5-му тактическою авиационному командованию НАТО. С 12 апреля 1993 года боевые самолеты НАТО приступили к круглосуточному патрулированию неба над Боснией, началась операция "Дени Флайт".
Самолеты, задействованные в операции "Дени Флайт", базировались в Италии на ротационной основе. Большинство эскадрилий ежедневно работали над Боснией в течение двух-трех месяцев. Летчики не только занимались патрулированием воздушного пространство, но и отрабатывали учебно-боевые задачи по поражению наземных целей, в этом случае экипажи взаимодействовали с передовыми авианаводчиками НАТО, которые имелись в составе контингента UNPROFOR. Правительство Великобритании для участия в операции "Дени Флайт" решило направить на итальянскую базу Джиойя-дель-Колле 12 самолетов "Ягуар", но затем количество "ягуаров" было сокращено до восьми. "Ягуары" из Джиойя-дель-Колле действовали над Боснией и Герцеговиной вплоть до лета 1995 года.
Истребители-бомбардировщики выполняли, главным образом, дневные полеты. Типовая нагрузка "Ягуара" в таких полетах состояла из двух подкрыльевых топливных баков, контейнера AN/ALQ-101 с аппаратурой РЭБ на левом внешнем подкрыльевом пилоне и контейнера "Фимат" с ИК ловушками на правом внешнем подкрыльевом пилоне. Также самолеты несли над крылом УР AIM-9L "Сайдуиндер". Для подвески наступательного вооружения, таким образом, свободным оставался только центральный подфюзеляжный пилон. Чаще всего на него тандемом вешали две 454-кг свободнопадающих бомбы, иногда - контейнер ВАе "Винтен" тип 18 серия 603 LOROP с разведывательной аппаратурой. В контейнере в числе прочей аппаратуры стоял аэрофотоаппарат с фокусным расстоянием объектива 900 мм. Эта камера при великолепном разрешении обладала слишком узким полем зрения, из-за чего не всегда удавалось привязать обнаруженный объект к местности.
Поэтому нередко на разведку уходила пара "Ягуаров" - один с контейнером, содержащим 900-мм фотоаппарат, второй - с контейнером, в котором стояла широкоугольная оптика. Пару разведчиков сопровождал еще и третий "Ягуар", готовый отразить атаки самолетов противника или подавить средства ПВО.
ИзображениеИзображение - первый переброшенный на авиабазу Авиано "Ягуар" GR.1B и "Ягуар" c разведконтейнером "Винтен" GP1.
Первый раз британские "Ягуары" отметились в деле на Балканах 22 сентября 1994 года, когда нанесли удар по сербскому танку в районе Осиека. Впервые после 1945 года в Европе разорвались бомбы, сброшенные с британского самолета.
Изображение
Секретариат ООН в Нью-Йорке вдруг проснулся и выразил озабоченность "эскалацией конфликта" - налетами авиации сербов, как же нарушение "no-fly zone". В сжатый срок ООН расширило пресловутою зону так, чтобы в нее попало воздушное пространство над Удбиной. Международное сообщество не признавало республики Србской Краины, поэтому вежливый запрос о расширении зоны был направлен в столицу Хорватии. В Загребе, понятное дело, упираться не стали. Хорваты легко согласились на расширение воздушных операций на Балканах, совершенно справедливо полагая, что это расширение сыграет им только на руку - Туджман надеялся руками НАТО расправиться с Србской Краиной.
На базах НАТО в Италии закипела работа по подготовке удара по Удбине. Командующий UNPROFOR французский генерал-лейтенант Бертран де Лапресль разрешил "ограниченный" авианалет на аэродром сербов. Планирование удара велось на дислоцированном на авиабазе Даль Молин (район Венеции) Центре воздушных операций 5-го авиационного тактического командования НАТО. Руководил операцией командующий ВВС НАТО в Южной Европе генерал-майор ВВС США Хэл Хорнбург. К операции привлекались самолеты с восьми итальянских авиабаз. Первыми в 11ч 30 мин 21 ноября поднялись в воздух самолеты-заправщики КС-135R из 319-го и 100-го заправочных авиакрыльев ВВС США, KC-135FR французских ВВС и "Тристар" из 216-й эскадрильи RAF. Воздушные танкеры вышли в намеченные районы барражирования над Адриатическим морем.
Изображение - пара "Ягуаров" GR.1A дозаправляется от танкера "Тристар" 216-й эскадрильи заправщиков RAF.
Ударные самолеты пошли на взлет в 13 ч 00 мин. В рейде приняли участие более 30 боевых самолетов: четыре британских "Ягуара" (авиабаза
Джиойя-дель-Колли), два "Ягуара" ВВС Франции (авиабаза Истрана), два "Миража-2000N-K2" (авиабаза Червия), четыре голландских F-16А (авиабаза Виллафранка), шесть "Хорнетов" F/A-18D корпуса морской пехоты США (авиабаза Авиано), шесть F-15E из 492-й эскадрильи ВВС США (авиабаза Авиано), десять F-16C из 555-й эскадрильи ВВС США (авиабаза Авиано) и один EF-111А из 492-й эскадрильи РЭБ ВВС США (авиабаза Авиано). Планировалось, что в налете примут участие истребители-бомбардировщики F-16С ВВС Турции, но аэродром Чеди, где они базировались, был закрыт плотной и низкой облачностью.
ИзображениеИзображение - подготовка бомб к удару по Удбине и картинка, нанесенная на один из британских "Яугаров" после авиарейда.
Координация удара осуществлялась с борта самолета ЕС-1З0Е 42-й эскадрильи управления ВВС США. Мониторинг воздушной обстановки вели самолета Е-ЗА "Сэнтри" ВВС США и Е-3D королевских ВВС Великобритании. На случай возможных потерь в рас­поряжении командования операцией имелась поисково-спасательная группа, которая должна была вытаскивать сбитых летчиков. В группу входили: штурмовики А-1ОА из 81-й эскадрильи ВВС США, самолеты НС-130 и вертолеты МН-53.1 сил специальных операций ВВС США и французские "Супер Пумы".
Первая волна ударных самолетов обрушилась на позиции ЗРК и зенитной артиллерии, прикрывавшей сербский аэродром.
Два "Хорнета" из эскадрильи VMFА(АW)-332 с дистанции 21 км выпустили противорадиолокационные управляемые ракеты AGM-88 HARM по РЛС зенитно-ракетного комплекса, следом еще два F-18A/D с дистанции 13 км отстрелялись УР "Мэйверик" непосредственно по позициям зенитно-ракстных комплексов. Точные результаты ракетной атаки остались неизвестны, но совершенно точно, что были поражены одна транспортно-погрузочная машина ЗРК и антенна РЛС обнаружения воздушных целей. После атаки "Хорнеты" остались в районе Удбины, чтобы при необходимости добить ожившую РЛС оставшимися ракетами HARM. Систему ПВО авиабазы добили F-15E.
Французские "Ягуары" и американские "Страйк Иглы" обработали взлетно-посадочную полосу и рулежные дорожки бомбами с лазерным наведением. Два британских "Ягуара", голландские F-16, и французские "Миражи-2000" отбомбились по этим же целям обычными бомбами. Завершили бомбовый удар по ВПП истребители-бомбардировщики F-16C ВВС США. Последующая фотосъемка, выполненная парой британских "Ягуаров", показала, что экипажи F-15E уложили бомбы GBU-87 прямо по оси взлетно-посадочной полосы. Постановщик помех EF-111A не позволили во время налета нормально работать ни одному сербскому радару. Экипажи отмечали пуски ракет ПЗРК и слабый огонь малокалиберной зенитной артиллерии. Подобная реакция сербов предусматривалась на стадии планирования операции, поэтому все удары на носились со средних высот, в то время как ПЗРК и МЗА были способны поражать только воз­душные цели, летящие ниже 3 000 м.
Самолеты НАТО "доставили" в Удбину порядка 80 единиц средств поражения - бомб ракет. Командование НАТО заявило, что каждая бомба или ракета точно поразила отведенную цель. Действительно, телевизионные кадры разведывательной съемки и фотографии показывали значительные разрушения ВПП, рулежных дорожек, аэродромных строений, однако впоследствии выяснилось, что ни один самолет ВВС Србской Краины не получил даже повреждений!
ИзображениеИзображение - разведконтейнер "Винтен" GP1 и "Ягуар" GR.3 с таким контейнером в полете над Боснией, операция "Дени Флайт".
В Италии "Ягуары" RAF базировались до июля 1995 года, когда их заменили "Харриерами" GR.7. Второе пришествие британских "Ягуаров" на Балканы состоялось в феврале 1997 года в рамках операции "Deliberate Guard" - воздушная поддержка сил SFOR. В этот раз "ягуары" летали над Балканами до начала апреля 1998 года.
Моя "визитка",БТ-7 от UM

Изображение
Чтобы достичь мастерства в чем-либо - надо заниматься этим каждый день...


Вернуться в «Авиация стран НАТО и США (1947-наши дни)»

Кто сейчас на конференции

Сейчас этот форум просматривают: нет зарегистрированных пользователей и 1 гость